Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано цифровой
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Дата: 2022.01.03
13:19:46 +03'00'
1
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413(в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 №
1578, от 29.06.2017 № 613) (далее – ФГОС среднего общего образования);
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №3 г.
Донецка
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных
предметов (курсов) педагогов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования «город Донецк»;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2021 - 2022 учебный год.
Цель:
– формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов,
технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для
достижения практико-ориентированных результатов образования;
– формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися
результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной,
личностно и (или) социальнозначимой проблемы
Задачи:
– сформировать навыки коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности,
критического мышления;
– выработать способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности;
– продолжить формирование навыков проектной и учебно-исследовательской деятельности, а
также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении
различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных
областей;
– развитие навыков постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования
работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации
результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов;
– мониторинг личностного роста участников проектно-исследовательской деятельности;
Индивидуальный проект - особая форма организации образовательной деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
учителя (тьютера) в течение учебного времени, отведенного учебным планом, и должен быть
2
представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта:
информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского,
инженерного.
На уровне среднего общего образования роль учителя (тьютера) сводится к минимуму.
Старшеклассники сами определяют личностно-значимую проблему, формулируют тему, ставят
цели и задачи своего проектирования, выдвигают гипотезу. Ставя практическую задачу, ученики
ищут под эту конкретную задачу свои средства и предлагают варианты практического
использования проектного и исследовательского продукта.
Возможными направлениями проектной и учебно-исследовательской деятельности
являются:
– исследовательское;
– информационное;
– инженерное;
– социальное;
– прикладное;
– игровое;
– бизнес-проектирование;
– творческое.
На уровне среднего общего образования приоритетными направлениями являются:
– социальное;
– бизнес-проектирование;
– исследовательское;
– инженерное;
– информационное.
Результаты проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности можно
выделить следующие:
– макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
– постеры, презентации;
– альбомы, буклеты, брошюры, книги;
– реконструкции событий;
– эссе, рассказы, стихи, рисунки;
– результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров;
– документальные фильмы, мультфильмы;
– выставки, игры, тематические вечера, концерты;
– сценарии мероприятий;
– веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие цифровые носители) и др.
Результатыучебно-исследовательской деятельности могут быть представлены в виде:
– рефератов;
– статей, обзоров;
– отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках исследовательских
экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по различным предметным областям;
– моделей, образцов;
Защита индивидуального проекта может проходить в форме:
– конференций,
– семинаров
– круглых столов и т.д.
Функциональные обязанности участников образовательных отношений
Роль учителя.
Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивая деятельность школьника:
– Консультирует (учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку
деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п.)
– Мотивирует (раскрывает перед обучающимися ситуацию проектной деятельности как
ситуацию выбора и свободы самоопределения.)
– Провоцирует (предлагает вопросы, требующие размышления, самостоятельной оценки
деятельности, моделирует различные ситуации.)
3
– Наблюдает (получение информации, которая позволит продуктивно работать во время
консультации и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности
учащихся). Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
– Координирует работу обучающихся.
Роль ученика
– Выступает активным участником, т.е. становится субъектом деятельности.
– Имеет определенную свободу в выборе способов и видов деятельности для достижения
поставленной цели.
– Имеет возможность самостоятельно приращивать знания и навыки по выбранной проблеме
(теме).
– Повышается ответственность за выполнение работы и ее результаты.
– Самостоятельное планирование деятельности и презентация её результатов.
– Возможность совместной интеллектуальной деятельностималых групп, консультации
учителя.
Формы организации занятий:
– Индивидуальная;
– Парная;
– Групповая;
– Коллективная;
– Самостоятельная работа
Формы контроля освоения программы.
Оценка проектной/ исследовательской деятельности обучающихся проводится по результатам
представления продукта/учебного исследования. Публично должны быть представлены два
элемента проектной-исследовательской работы:
– защита темы проекта/исследования (идеи);
– защита реализованного проекта/исследования.
Оценивание производится на основе критериальной модели:
– Оценка за выполнение и содержание проекта/исследования (Приложение 1);
– Оценка за защиту проекта/исследования (Приложение 2);
– Итоговая оценка выставляется по пятибалльной системе, как среднее арифметическое двух
вышеуказанных оценок (Приложение 3).
Место индивидуального проекта в учебном плане
Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по выбранному предмету/
направлению. В соответствии с учебным планом на выполнение индивидуального проекта
обучающимися 10 класса отводится 1 час.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
– уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
– потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
– готовность и способность к самоорганизации и самореализации;
– готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и
обязанностей ученика;
– умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия;
– умение конструктивно разрешать конфликты;
– готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и
сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;
– потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения,
общественно полезной деятельности;
– умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических,
политических и экономических условий;
– устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции
познавательного мотива;
– готовность к выбору профильного образования.
Ученик получит возможность для формирования:
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
4
– готовности к самообразованию и самовоспитанию;
– адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и
деятельности;
– способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы,
ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и
этическим требованиям;
– эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в
поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты:
ученик научится:
– определять область своих познавательных интересов;
– искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с
использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами
библиотек;
– находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения
учебного исследования или проекта;
– планировать и выполнять учебный проект, учебное исследование, используя методы,
оборудование и технологии адекватные проблеме:
– распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного
исследования, формулировать выводы на основании полученных результатов;
– использовать научные методы: постановка проблемы, выдвижение гипотезы, доказательство,
анализ, обобщение, статистика, эксперимент, наблюдение, рассуждение, опровержение,
установление причинно-следственных связей, построение и выполнение алгоритма и т.д.;
– ясно и логично излагать свою точку зрения, участвовать в дискуссиях, обсуждать проблему,
находить компромиссные решения и т.д.;
– видеть и комментировать разные точки зрения, морально-этические аспекты проблемы;
– предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и
продукта учебного проекта
Ученик получит возможность научиться:
– самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебный проект, учебное
исследование;
– целенаправленно и осознанно развивать свои познавательные, регулятивные,
коммуникативные способности;
– осознавать свою ответственность за достоверность полученной информации, полученных
знаний, качество выполнения проекта, исследования.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат
представление:
– о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах,
применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
– о понятиях: концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель,
метод сбора и метод анализа данных;
– об отличительных особенностях исследования в гуманитарных областях и исследования в
естественных науках;
– об истории науки;
– о новейших разработках в области науки и технологий;
– о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
Обучающиеся смогут:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных
задач;
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
– использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских
задач;
5
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
Обучающиеся научатся:
– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для
достижения поставленной цели;
– находить
различные
источники
материальных
и
нематериальных
ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных
областях деятельности человека;
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов.
Обучающиеся получат возможность научаться:
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на
каждом этапе реализации и по завершении работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков.
Содержание и тематическое планирование курса
Количест Форма
Наименование
Содержание
во часов организа
разделов и тем
ции
занятий
1
2
3
4
Введение. Особенности проектной и исследовательской
1
Групповая
Раздел 1.
деятельности. Основные требования к исследованию.
Основные поВиды
индивидуальных
проектов.
Основные
нятия проектной и исследова- технологические подходы. Особенности монопроекта и
тельскойдеятель межпредметного проекта.
ности
Подбор
противоречивых
фактов,
интересной
3
Самостоя
(4 ч.)
информации, продумывание проблемных ситуаций
тельная
работа
1
Групповая
Раздел 2. Этапы Определение темы проекта/исследования. Этапы работы
над проектом/исследованием. Методы исследования.
работы над
Технология составления плана работы. Определение
проектом,
цели,
задач
проекта,
методов.
Выбор
темы
учебным
исследованием индивидуального проекта. Определение целей, задач
исследования,
выдвижение
гипотез,
определение
(6ч.)
предмета и объекта изучения и методов.
Практическая работа № 1. Формулирование темы,
5
Самостоя
определение актуальности темы, проблемы.
тельная
Практическая работа № 2. Формулирование цели,
работа
определение задач, выбор предмета и объекта.
Практическая работа № 3. Составление плана работы
6
Алгоритм работы с литературой. Алгоритм работы с
ресурсами Интернета. Работа с электронным каталогом
библиотеки. Что такое плагиат и как его избегать в своей
работе. Занятие с системами «антиплагиат».
Практическая работа № 4. Работа с каталогами и
поисковыми системами
Практическая работа № 5. Работа в библиотеке: работа в
тематическом каталоге
Практическая работа № 6. Подбор материалов по теме
проекта/исследования
Помощь и коррекция в определении темы, целей, задач,
Раздел 4.
предмета
и
объекта
исследования
Индивидуальное гипотезы,
проектирование исследования. Коррекция плана работы и списка
информационных источников
(7ч.)
Формулировка темы, целей, задач. Формулировка
гипотезы, предмета и объекта исследования. Выбор
методов, составление плана работы. Определение
источников информации.
Оказание помощи в фиксации результатов
Раздел 5.
теоретического или экспериментального исследования.
Сбор и
систематизация Практическая работа № 7Планирование и проведение
полученной
эксперимента, сбор материала в виде тезисов, конспектов,
информации
схем, таблиц, рисунков.
(11ч.)
Практическая работа № 8 Определение актуальности
темы и целевой аудитории
Практическая работа № 9 Определение положительных эффектов от реализации проекта/исследования
Практическая работа № 10 Определение рисков при
реализации проекта/исследования
Раздел 6.
Оказание помощи в обработке полученного материала
Обработка
полученного
Практическая работа № 11 Обработка полученного
материала
материала в соответствии с целями и
(11ч.)
задачами.Статистическая обработка материала и
представление результатов в виде таблиц, диаграмм, схем
и т.п.
Практическая работа № 12 Систематизация и
обобщение результатов работыФормулирование выводов
(цель-результат)
Редактирование текста и оформления работы, проектного
Раздел 7.
продукта. Обсуждение способов оформления конечных
Оформление
проектной/иссл результатов индивидуального проекта / исследования.
Технология презентации
едовательской
работы
Практическое овладение научным стилем. Написание
(12 ч.)
текста
исследовательской/проектной
работы
в
соответствии с целями и задачами исследования, планом
работы.
Помощь в подготовке к защите и презентации
Раздел 8.
Защита проекта проекта/исследования.
/исследовательс Подготовка к защите. Навыки монологической речи.
кой работы
Аргументированная речь.
(9ч.)
Защита реализации проекта/исследования
по плану
(примерному):
Раздел 3.
Алгоритм
работы с
литературой и с
ресурсами
Интернета
(7ч.)
1
Групповая
6
Самостоя
тельная
работа
2
Индивиду
альная
5
Самостоя
тельная
работа
2
Индивиду
альная
Самостоя
тельная
работа
9
9
Индивиду
альная
Самостоя
тельная
работа
3
Индивиду
альная
9
Самостоя
тельная
работа
3
Индивиду
альная
Самостоя
тельная
работа
К.Р
2
5
1
7
Раздел 9.
Подведение
итогов (1ч.)
ИТОГО
1. Тема и краткое описание сути проекта/исследования.
2. Актуальность.
3. Положительные эффекты от реализации, которые
получат как сам автор, так и другие люди.
4. Ресурсы (материальные и нематериальные), которые
были привлечены для реализации проекта, а также
источники этих ресурсов.
5. Ход реализации.
6. Риски реализации проекта и сложности, которые
обучающемуся удалось преодолеть в ходе его
реализации.
Организация рефлексии. Подведение итогов, анализ
результатов, удовлетворенности работой, возможных
перспектив.
- аудиторные часы:
-самостоятельная работа:
- общее количество часов:
1
Групповая
17
51
68
8
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Элементы
содержания
Планируемые результаты
Предметные результаты
Метапредметные
результаты
Дата
Личностные
результаты
план
факт
Раздел 1. Введение (3 ч.)
1.
Понятия
«индивидуальный
проект»,
«проектная
деятельность»,
«проектная культура»
Особенности
уметь анализировать, Регулятивные:
проектной
и делать выводы;
целеполагание
как
формирование
постановка
учебной
исследовательской
целостного
задачи
на
основе
деятельности.
формирование
представлений
об
основах
методологии
исследовательской
и
соотнесения того, что проектной деятельности
07.09
мировоззрения,
соответствующего
уже
известно
и
современному уровню усвоено учащимся, и
развития науки
того,
что
еще
неизвестно;
Познавательные:
самостоятельное
выделение
и
формулирование
познавательной цели;
поиск и выделение
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска, в том числе, с
помощью
компьютерных
средств;
умение
структурировать
знания;
умение
осознанно
и
произвольно строить
речевое высказывание
9
2.
Типология проектов
Виды
индивидуальных
проектов
понимание
значения
знаний для человека,
оценка
собственной
деятельности, выделение
и формулирование цели;
ориентировка в учебнике;
поиск
необходимой
информации
для
выполнения задания с
использованием учебной
литературы
в
устной
и
письменной формах;
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками,
инициативное
сотрудничество
в
поиске
и
сборе
информации;
формирование
Регулятивные:
планирование
– представлений о видах
определение
проектов.
последовательности
промежуточных целей
с учетом конечного
результата;
составление плана и
последовательности
действий;
оценка – выделение и
осознание учащимся
того, что уже усвоено
и что еще подлежит
усвоению, оценивание
качества и уровня
усвоения;
Познавательные:
самостоятельное
выделение
и
формулирование
познавательной цели;
поиск и выделение
необходимой
14.09
10
информации;
применение методов
информационного
поиска,
умение
структурировать
знания;
умение
осознанно
и
произвольно строить
речевое высказывание
в
устной
и
письменной формах;
извлечение
необходимой
информации
из
прослушанных
текстов;
Коммуникативные:
планирование
учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками
–
определение
целей,
функций участников,
способов
взаимодействия;
владение
монологической
и
диалогической
формами речи
11
3.
Методология
и Основные
технология проектной технологические
деятельности
подходы.
Особенности
монопроекта
межпредметного
проекта.
мотивированность
к
учебной
деятельности;
интерес
к
новому
учебному
материалу;
и способность
к
самооценке, удерживание
цели деятельности до
получения ее результата;
осуществление
самостоятельного
контроля
своей
деятельности.
формирование
представлений
о
возможных
методах
проведения
исследований
для
выполнения проекта.
21.09
формирование навыков
учащихся
в
принимать
учебную формулировке
темы
задачу, удерживать цель исследовательской
и
деятельности
до проектной
работы,
получения
ее доказывать
ее
результата;
актуальность; развивать
осуществлять
желание
приобретать
самостоятельный
новые
знания
о
контроль
своей планировании и работе
деятельности.
над исследовательским
28.09
Регулятивные:
определение
последовательности
промежуточных целей
с учетом конечного
результата;
составление плана и
последовательности
действий;
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
информации, умение
структурировать
знания
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
в
соответствии
с
задачами и условиями
коммуникации;
Раздел 2. Инициализация проекта (25 ч.)
4 - 5.
Тема
и
проекта
проблема Определение темы
проекта/исследовани
я. Формулирование
темы, определение
актуальности темы,
проблемы.
умение работать в группе;
личностное
совершенствование:
развивать стремление к
самосовершенствованию,
способности
анализировать реальные
социальные
ситуации,
выбирать
адекватные
способы деятельности и
модели поведения.
Регулятивные:
05.10
Познавательные:
12
развивать
умение проектом.
извлекать
нужную
информацию
из
текстовых
и
графических объектов
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
и
условиями
коммуникации;
6.
7 – 8.
Критерии оценивания
проектов
и
исследовательских
работ
Особенности
и
структура
проекта,
критерии
оценки.
Критерии
безотметочной
самооценки и оценки
продуктов проекта.
Критерии
оценки
курсовой
и
исследовательской
работы.
понимание
значения
знаний
для
человека,
оценка
собственной
деятельности, выделение
и формулирование цели;
ориентировка в учебнике;
поиск
необходимой
информации
для
выполнения задания с
использованием учебной
литературы;
Регулятивные:
развивать
умения
составлять
планы
проектов.
Методика презентации Методика создания
и защиты проектов, компьютерной
курсовых
и презентации.
исследовательских
Презентация
и
защита
замыслов
мотивированность
к
учебной
деятельности;
интерес
к
новому
учебному
материалу;
способность
к
Регулятивные:
развивать
умения
правильно оформлять и
презентовать
Познавательные:
развивать
умение
оценивать достижения и
успехи в планировании
проектов.
формирование
представлений о видах
проектов;
развивать
желание
приобретать
новые знания.
12.10
формирование
представлений
о
возможных
методах
проведения
исследований
для
19.10
Коммуникативные:
развивать умение в
постановке вопросов и
точно выражать свои
мысли.
13
работ
проектов, курсовых и
исследовательских
работ.
самооценке, удерживание
цели деятельности до
получения ее результата;
осуществление
самостоятельного
контроля
своей
деятельности.
выполненные проекты.
выполнения проекта.
Познавательные:
развивать
умение
оценивать достижения и
успехи в оформлении
результатов и защите
проектов.
Коммуникативные:
развивать
умения
оформлять
диалогические
высказывания, понимать
позицию партнера.
9 - 10.
Методические
рекомендации
написанию
оформлению работ
Этапы работы над
по проектом/исследован
и ием.
Методы
исследования.
мотивированность
к
учебной
деятельности;
интерес
к
новому
учебному
материалу;
способность
к
самооценке, удерживание
цели деятельности до
получения ее результата;
осуществление
самостоятельного
контроля
своей
деятельности.
формирование
о
развивать
умение представлений
методах
правильно
вносить возможных
проведения
необходимые
для
дополнения и корректив исследований
в план, и способ выполнения проекта.
действия
в
случае
расхождения
ожидаемого результата
действия
и
его
реального продукта
Регулятивные:
16.11
Познавательные:
развивать
умение
поиска и выделения
необходимой
информации;
применение
методов
информационного
поиска, в том числе, с
14
помощью
компьютерных средств;
Коммуникативные:
инициативное
сотрудничество
поиске
и
информации
11.
12 –
Структура
проектов,
курсовых
и
исследовательских
работ
Структура проектов,
курсовых
и
исследовательских
работ.
Методы исследования: Наблюдение,
методы эмпирического сравнение,
в
сборе
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
учитывающего
социальное,
культурное, языковое,
духовное многообразие
современного
мира;
Регулятивные:
формирование
обучающихся
определение
личностных
последовательности
промежуточных целей с представлений
умение
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать
в
процессе
совместной
деятельности, учитывать
позиции
других
участников деятельности,
эффективно
разрешать
конфликты;
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
и
условиями
коммуникации
учетом
конечного
результата; составление
плана
и
последовательности
действий
у
23.11
об
основных этапах работы
над
проектом
и
разработке
критериев
оценивания проекта;
Познавательные:
развивать
умение
структурировать знания
мотивированность
к Регулятивные:
учебной
деятельности; определение
формирование
представлений
30.11
о
15
13.
14 –
15.
16.
исследования
Методы, используемые
как на эмпирическом,
так и на теоретическом
уровне исследования
измерение,
эксперимент
интерес
к
новому
учебному
материалу;
способность
к
самооценке, удерживание
цели деятельности до
получения ее результата;
осуществление
самостоятельного
контроля
своей
деятельности.
Абстрагирование,
анализ и синтез,
индукция
и
дедукция,
моделирование и др.;
мотивированность
к
учебной
деятельности;
интерес
к
новому
учебному
материалу;
способность
к
самооценке, удерживание
цели деятельности до
получения ее результата;
осуществление
самостоятельного
контроля
своей
деятельности.
Методы теоретического Восхождение
от
исследования
абстрактного
к
конкретному и др.
мотивированность
к
учебной
деятельности;
интерес
к
новому
учебному материалу;
способность
самооценке,
к
последовательности
промежуточных целей
с учетом конечного
результата;
составление плана и
последовательности
действий;
Познавательные:
поиск
и
выделение
необходимой
информации,
умение
структурировать знания
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами
и
условиями
коммуникации;
возможных
методах
проведения
исследований
для
выполнения проекта.
07.12
формирование
представлений
о
возможных
методах
проведения
исследований
для
выполнения проекта.
14.12
формирование
представлений
о
возможных
методах
проведения
исследований
для
выполнения проекта.
28.12
21.12
удерживание
цели
деятельности
до
получения ее результата;
осуществление
16
самостоятельного
контроля
деятельности.
своей
17 –
18.
Виды
переработки Виды
переработки
чужого текста
чужого
текста.
Понятия: конспект,
тезисы,
реферат,
аннотация, рецензия.
мотивированность
и
направленность
на
активное и созидательное
участие в будущем в
общественной
жизни;
владение
навыками
познавательной, учебноисследовательской
и
проектной деятельности,
навыками
разрешения
проблем; способность и
готовность
к
самостоятельному поиску
методов
решения
практических
задач,
применению различных
методов познания;
19 –
20.
Логика действий при
планировании работы.
Календарный
график
проекта
мотивированность
направленность
на планирование
активное и созидательное определение
участие в будущем в последовательности
Логика действий и
последовательность
шагов
при
планировании
формирование навыков
отбора и применения на
практике
методов
исследовательской
деятельности
адекватных
задачам
исследования; навыков
проведения наблюдений
за
биологическими,
экологическими
и
социальными
явлениями;
формирование навыков
проведения опытов в
соответствии
с
задачами,
объяснение
результатов;
11.12
формирование навыков
– составления
индивидуального плана
исследовательской
25.12
Регулятивные:
внесение
необходимых
дополнений
и
корректив в план, и
способ действия в
случае расхождения
ожидаемого
результата действия и
его
реального
продукта
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
информации;
применение методов
информационного
поиска, в том числе, с
помощью
компьютерных
средств
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
в
соответствии
с
задачами и условиями
коммуникации
и Регулятивные:
18.12
01.02
17
индивидуального
проекта.
Расчет
календарного
графика проектной
деятельности.
общественной
жизни;
умения
выполнять
познавательные
и
практические
задания;
навыки грамотной работы
с текстом и таблицами;
промежуточных целей с
учетом
конечного
результата; составление
плана
и
последовательности
действий
подготовительный этап
проектной деятельности.
Познавательные:
проектной
работы;
определения объекта и
предмета исследования;
определение целей и
задач проектной работы.
выбор
наиболее
эффективных способов
решения
задач
в
зависимости
от
конкретных условий
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества
с
учителем
и
сверстниками
–
определение
целей,
функций
участников,
способов
взаимодействия
21 –
22.
Применение
информационных
технологий
в
исследовании, проекте,
курсовой работе. Работа
в сети Интернет
Применение
информационных
технологий
в
исследовании,
проекте,
курсовых
работах. Работа в
сети Интернет
личностное
совершенствование:
развивать стремление к
самосовершенствованию,
умение
использовать
средства ИКТ в решении
когнитивных,
коммуникативных
и
организационных задач с
соблюдением требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
Регулятивные:
целеполагание
как
постановка учебной
задачи
на
основе
соотнесения того, что
уже
известно
и
усвоено учащимся, и
того,
что
еще
неизвестно
Познавательные:
поиск и выделение
необходимой
формирование навыков
оформления
результатов
исследования
с
помощью
описания
фактов,
составления
простых
таблиц,
графиков,
формулирования
выводов.
08.02
15.02
18
ресурсосбережения,
правовых и этических
норм,
норм
информационной
безопасности;
23 –
24.
Работа
с
литературой
научной Алгоритм работы с
литературой. Работа
с
электронным
каталогом
библиотеки.
25 –
26.
Методика работы
музеях, архивах
в Работа с каталогами и
поисковыми
системами. Работа в
библиотеке: работа в
тематическом каталоге
осознание
значения
науки в жизни человека
и общества, готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационнопознавательной
деятельности, включая
умение
ориентироваться
в
различных источниках
информации,
критически оценивать и
интерпретировать
информацию,
получаемую
из
различных источников
осознание
значения
науки в жизни человека
и общества, готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационнопознавательной
деятельности, включая
умение
ориентироваться
в
различных источниках
информации,
критически оценивать и
информации;
применение методов
информационного
поиска, в том числе, с
помощью
компьютерных
средств
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли
в
соответствии
с
задачами и условиями
коммуникации
формирование навыков
работы с различными
источниками, в том
числе
с
первоисточниками,
грамотно их цитировать,
оформлять
библиографические
ссылки,
составлять
библиографический
список по проблеме;
22.02
формирование навыков
работы с различными
источниками, в том
числе
с
первоисточниками,
грамотно их цитировать,
оформлять
библиографические
ссылки,
составлять
библиографический
список по проблеме;
15.03
01.03
22.03
19
интерпретировать
информацию,
получаемую
из
различных источников
27 –
28.
Способы
и
формы
представления данных.
Сбор и систематизация
материалов
Способы и формы
представления
данных.
Компьютерная
обработка
данных
исследования.
Оформление таблиц,
рисунков
и
иллюстрированных
плакатов,
ссылок,
сносок,
списка
литературы. Сбор и
систематизация
материалов
мотивированность
и
направленность
на
активное и созидательное
участие в будущем в
общественной
жизни;
способность
анализировать реальные
ситуации,
выбирать
адекватные
способы
деятельности и модели
поведения
в
рамках
реализуемых
основных
социальных ролей;
формирование навыков
оформления
теоретических
и
экспериментальных
результаты
исследовательской
и
проектной работы
05.04
12.04
Раздел 3. Оформление промежуточных результатов проектной деятельности (7 ч.)
29 –
Оформление
моделей,
проектов
эскизов, Эскизы и модели,
макетов макеты
проектов,
оформление
курсовых работ.
личностное
совершенствование:
развивать стремление к
самосовершенствованию,
умение
использовать
средства ИКТ в решении
коммуникативных
и
организационных задач с
соблюдением требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических
норм,
норм
формирование навыков
оформления
результатов
исследования
с
помощью
описания
фактов,
составления
простых
таблиц,
графиков,
формулирования
выводов.
19.04
26.04
03.05
20
информационной
безопасности;
30-31
32
Практикум
«Снятие
коммуникативных
барьеров при публичной
защите
результатов
проекта»
Практическая
работа
Коммуникативные
барьеры
при
публичной
защите
результатов проекта,
курсовых
работ.
Главные
предпосылки успеха
публичного
выступления.
личностное
совершенствование:
развивать стремление к
самосовершенствованию,
умение
анализировать
социальные
факты,
формулировать
несложные выводы;
формирование
Защита
пробных
проектов,
исследовательских
работ
Помощь
в
подготовке к защите
и
презентации
проекта/исследовани
я.
Подготовка
к
защите.
Навыки
монологической
речи.
Аргументированная
речь.
мотивированность
и
направленность
на
активное и созидательное
участие
в
будущем,
владение
навыками
познавательной
рефлексии как осознания
совершаемых действий и
мыслительных процессов,
их
результатов
и
оснований, границ своего
знания и незнания, новых
познавательных задач и
средств их достижения.
формирование навыков
учащихся
по
представлению
результатов проектной
деятельности.
10.05
17.05
24.05
21
Информационное обеспечение для учащихся и учителей-тьютеров:
1. sh9jarcevo.edusite.ru (Раздел «Образование», подраздел «Индивидуальный проект»)
Информационное обеспечение для учителя-тьютера:
1. Формирование универсальных учебных действий в основной и средней школе: от действия к мысли.// Система заданий// Под ред.А.Г. Асмолова. –
М.: Прсвещение, 2011, с.159
Приложение 1.
22
Показатели
1. Обоснованность актуальности
темы – целесообразность
аргументов, подтверждающих
актуальность
2. Конкретность формулировки
цели, задач, а также их соответствие
теме
3. Обоснованность выбора методики
работы – обеспечивает или нет
достижение цели
4. Фундаментальность обзора –
использование современных
основополагающих работ по
проблеме
5. Всесторонность и логичность
обзора – освещение значимых для
достижения цели аспектов проблемы
6. Доступность методик для
самостоятельного выполнения
автором работы
7. Логичность и обоснованность
эксперимента (наблюдения),
обусловленность логикой изучения
объекта
8. Наглядность представления
результатов (графики, гистограммы,
схемы, фото и т.д.)
9. Дискуссионность (полемичность)
обсуждения полученных результатов
с разных точек зрения, позиций
10. Наличие собственной позиции
ШКАЛА
О Ц Е Н К И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО П Р О Е К Т А
Градация
Баллы Оценка
Обоснована; аргументы целесообразны
2
Обоснована; целесообразна часть аргументов
1
Не обоснована, аргументы отсутствуют
0
Конкретны, соответствуют
Неконкретны или не соответствуют
Целей и задач нет или не соответствуют теме
целесообразна, обеспечивает
сомнительна
явно нецелесообразна
Использованы достаточное количество
источников информации
Использовано недостаточное количество
информации
Необоснованный подбор информации
Освещена значительная часть проблемы
Проблема освещена фрагментарно
Проблема не освещена
Доступны для самостоятельного выполнения
Выполнимы под наблюдением специалиста
Выполнимы только специалистом
Эксперимент логичен и обоснован
Эксперимент частично логичен и обоснован
Эксперимент не логичен и не обоснован
2
1
0
2
1
0
2
Использованы все необходимые способы
Использована часть способов
Использован только один способ
Приводятся и обсуждаются разные позиции
Разные позиции приводятся без обсуждения
приводится и обсуждается одна позиция
Автор имеет собственную точку зрения и
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
2
2
1
0
2
1
0
23
(точки зрения) автора к изученной
проблеме и полученным
результатам
10. Соответствие содержания
выводов содержанию цели и задач,
гипотезе
14. Конкретность выводов и уровень
обобщения
Максимальный балл
Оценка проекта
Оценка
Баллы
«5»
28 - 25
может ее аргументировать
Автор имеет собственную точку зрения, но не
может ее аргументировать
Автор не имеет собственной точки зрения
(придерживается чужой точки зрения)
Соответствуют, гипотеза оценивается автором
Соответствуют частично
Не соответствуют, нет оценки гипотезы
Выводы конкретны, построены на обобщении
результатов
Выводы неполные
Выводов нет, неконкретны
«4»
24 – 21
1
0
2
1
0
2
1
0
28
«3»
20 – 17
Приложение 2.
ШКАЛА
О Ц Е Н К И ВЫСТУПЛЕНИЯ
ПРИ ЗПЩИТЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО П Р О Е К Т А
Показатели
Градация
Баллы Оценка
1. Соответствие сообщения
Соответствует полностью
2
заявленной теме, цели и задачам
Соответствует не в полном объеме
1
проекта
Не соответствуют
0
2.Структурированность(организация) Структурировано, обеспечивает
2
сообщения, которая обеспечивает
Частично
1
понимание его содержания
Не структурировано, не обеспечивает
0
3. Культура выступления
Рассказ, обращённый к аудитории рассказ
2
без обращения к тексту
Рассказ с частым обращением тексту
1
Чтение с листа
0
4. Доступность сообщения о
Доступно без уточняющих вопросов
2
содержании проекта, его целях,
Доступно с уточняющими вопросами
1
24
задачах, методах и результатах
5. Целесообразность наглядности и
уровень её использования
6. Соблюдение временного
регламента сообщения (не более 7
минут)
7. Чёткость и полнота ответов на
дополнительные вопросы по
существу сообщения
8. Владение специальной
терминологией по теме проекта,
использованной в сообщении
9. Культура дискуссии – умение
понять собеседника и аргументировано ответить на его вопросы
Недоступно с уточняющими вопросами
Целесообразна
Частично
Нецелесообразна
Соответствует
Превышен ( не более 2 минут)
Превышен (более 2 минут)
Все ответы чёткие, полные
Не на все вопросы есть четкие ответы
Все ответы неполные
Владеет свободно
Частично
Не владеет
Умеет вести дискуссию
Частично
Не может аргументированно ответить
оппоненту
Максимальный балл
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
2
1
0
18
Оценка защиты исследовательского проекта
Оценка
Баллы
«5»
18 - 16
«4»
15 – 13
«3»
12 – 9
Приложение 3.
Выполнение проекта
28 – 25
24 – 21
20 – 17
Общий балл за индивидуальный проект
(среднее арифметическое выполнения и защиты проект)
Баллы
Оценка
Защита проекта
Средний балл
18 – 16
23 – 21
«5»
15 – 13
20 – 17
«4»
12 – 9
16 – 13
«3»
25
Приложение 4
Критерии оценки содержания проекта
Критерий 1. Постановка цели проекта
Цель не сформулирована
Цель сформулирована, но не обоснована
Цель ясно сформулирована и обоснована в общих чертах
Цель определена, ясно сформулирована и четко обоснована
Критерий 2.Планирование путей достижения цели проекта
План достижения цели отсутствует
План имеется, но не обеспечивает достижения поставленной цели
Краткий план состоит из основных этапов проекта
Развернутый план, включает основные и промежуточные этапы
Критерий 3.Глубина раскрытия темы проекта, знание предмета
Тема проекта не раскрыта
Тема проекта раскрыта фрагментарно
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы
Критерий 4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования
Использована неподходящая информация
Большая часть представленной информации не относится к теме работы
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного числа однотипных источников
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
Критерий 5. Соответствие выбранных способов работы целям и содержанию проекта
Заявленные в проекте цели не достигнуты
Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта
Используемые способы работы соответствует теме и цели проекта, но являются недостаточными
Способы работы достаточны и используются уместно и эффективно, цели проекта достигнуты
Критерий 6.Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора
Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности
творческого подхода
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему
проекта, применены элементы творчества
0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
0
1
2
26
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта
Критерий 7.Анализ хода работы, выводы и перспективы
Не предприняты попытки проанализировать ход и результаты работы
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы
Представлен обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте
Представлен анализ ситуации, складывающийся в ходе работы, сделаны выводы, намечены перспективы
Критерий 8.Соответствие требованиям оформления письменной части
Письменная часть проекта отсутствует
В письменной части работы отсутствует установленные правилами порядок и четкая структура, допущены серьезные ошибки в оформлении
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру, допущены
некоторые нарушения
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными требованиями
Максимальный балл: 24
3
0
1
2
3
0
1
2
3
Приложение 5
Критерии оценки защиты проекта
Критерий 1.Качество проведенной презентации
Презентация не проведена
Автор читает с листа, не уложился в регламент
Автор часто обращается к записям, уложился в регламент
Автор свободно излагает сообщение, обращается к записям изредка, уложился в регламент
Критерий 2.Речь выступающего
Изложение непоследовательно и нелогичность
Последовательность и логичность нарушаются
Изложение последовательно и логично, но воспринимается сложно
Изложение последовательно и логично, доступно для широкой аудитории
Критерий 3. Ответы на вопросы
Ответы на поставленные вопросы отсутствуют или не соответствуют содержанию вопроса
Ответы на вопросы неразвернутые, неаргументированные
Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, входят за рамки регламента
Ответы на вопросы развернутые, аргументированные, в рамках регламента
Критерий 4. Качество компьютерной презентации
Презентация отсутствует
Презентация повторяет текст выступления, перегружена информацией, затрудняет восприятие
Презентация дополняет текст выступления, но перегружена информацией, затрудняет восприятие
Презентация дополняет текст выступления, не перегружена информацией, оптимальна для восприятия
0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
0
1
2
3
27
Критерий 5. Качество презентации
Проектный продукт отсутствует
Проектный продукт не соответствует требованиям качества
(эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)
Проектный продукт не полностью соответствует требованиям качества
Проектный продукт полностью соответствует требованиям качества
(эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям)
Максимальный балл: 15
0
1
2
3
Приложение 6
Процент
0 – 40
41 – 74
75 – 90
91 – 100
Таблица перевода суммы баллов оценки в пятибалльную оценку
Общий балл
Отметка
Уровень освоения МПР
0 – 16
2
Пониженный
17 – 29
3
Базовый
30 – 35
4
Повышенный
36 – 39
5
Высокий
28
29
30