Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано цифровой
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Дата: 2022.03.01
20:22:36 +03'00'
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по Практической биологии 5 класса составлена на основе следующих
нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
инструктивно-методических документов:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего
образования);
- Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря
2010 № 1897»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об
утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных программ, в том числе в части проектной деятельности Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.08.2017 № 09-1672
Примерная программа внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией Н.И. Сонин,
В.Б. Захаров
• Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
• Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной деятельности педагогических работников
МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка на 2021- 2022 учебный год..
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний,
сколько на личностный рост ребенка.
Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает
организацию внеурочной деятельности, которая способствует
раскрытию
внутреннего потенциала каждого
ученика, развитие и поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим
компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно –
исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5,6
классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике,
подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.
На дополнительных занятиях по биологии в 5,6 классах закладываются основы многих практических умений
школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество
практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5,6 классах достаточно
велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки
практических умений учащихся.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования,
обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал
включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой
работы.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей
школьной
биологии
и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
Формирование системы
научных
знаний о
системе живой природы и начальных представлений о
биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических
экспериментов;
развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;
подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
формирование
основ
экологической
грамотности.
При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост;
использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления,
технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);
организация проектной деятельности школьников и проведение мини-конференций, позволяющих школьникам
представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения,
коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, кейс-технологии, проектная и
исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление,
презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном
выступлении;
знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям,
работать с текстом, делать выводы;
уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы
и другое);
эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить
вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать
разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической
группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4. В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Структура программы
Программа «Практическая биология» включает в себя разделы:
Введение,
Лаборатория Левенгука,
Практическая ботаника,
Практическая Зоология,
Биопрактикум.
При изучении разделов школьники смогут почувствовать себя в роли ученых из разных областей биологии.
Ботаника— наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства
животных. Микология — наука о грибах. Физиология— наука о жизненных процессах. Экология— наука о
взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология— наука о бактериях. Орнитология — раздел
зоологии, посвященный изучению птиц. Биогеография— наука, которая изучает закономерности географического
распространения и распределения организмов. Систематика— научная дисциплина, о классификации живых
организмов. Морфология изучает внешнее строение организма.
Тематический план
Примерное содержание
№
Название раздела
Введение
Количество часов
2
1
2
3
4
Лаборатория Левенгука
Практическая ботаника
Практическая зоология
Биопрактикум
ИТОГО
10
32
14
12
70
Тематический план
Примерное содержание
Во введении учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных
работ.
Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» (10 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История
изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата.
Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.
Практические лабораторные работы:
Устройство микроскопа
Приготовление и рассматривание микропрепаратов
Зарисовка биологических объектов
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини – исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника (32 часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и
монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и
исчезающие растения Ростовской области.
Практические и лабораторные работы:
Морфологическое описание растений
Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии
Монтировка гербария
Проектно-исследовательская деятельность:
Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»
Проект «Редкие растения Ростовской области»
Раздел 3. Практическая зоология (14 часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных
царств и систематических групп.
Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных
по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой.
Подкормка птиц.
Практические и лабораторные работы:
Работа по определению животных
Составление пищевых цепочек
Определение экологической группы животных по внешнему виду
Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»
Проектно-исследовательская деятельность:
Мини – исследование «Птицы на кормушке»
Проект «Красная книга животных Ростовской области»
Раздел 4. Биопрактикум (12 часов)
Учебно - исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие
существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернетресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания
биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на
конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и
навыков.
Практические и лабораторные работы:
Работа с информацией (посещение библиотеки)
Оформление доклада и презентации по определенной теме
Проектно-исследовательская деятельность:
Модуль «Физиология растений»
Движение растений
Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений
Прорастание семян
Влияние прищипки на рост корня
Модуль «Экологический практикум»
Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации
Определение запыленности воздуха в помещениях
Календарно- тематическое планирование
Дата
№
Введение (2 час)
1,2
Тема
Форма проведения
Вводный инструктаж по ТБ при проведении
лабораторных работ.
Лаборатория Левенгука (10 часов)
3,4
Приборы
для
научных
исследований,
лабораторное оборудование
5,6
Знакомство с устройством микроскопа.
7,8
Техника
биологического
рисунка
и
приготовление микропрепаратов
9-12 Мини-исследование «Микромир»
Практическая ботаника (32 часов)
13-15 Фенологические наблюдения «Осень в жизни
растений»
16-19 Техника сбора, высушивания и монтировки
гербария
20-22 Техника сбора, высушивания и монтировки
гербария
23-26 Определяем и классифицируем
Беседа
39-44 Редкие растения Ростовской области
Практическая зоология (14 часов)
45
Система животного мира
46-48 Определяем и классифицируем
49-50 Определяем животных по следам и контуру
51-52 Определение
экологической
группы
Проектная деятельность
Практическая работа
Практическая работа
Лабораторный практикум
Работа в группах
Экскурсия
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа с
определителями
27-30 Морфологическое описание растений
Лабораторный практикум
31-34 Определение растений в безлиственном Практическая работа
состоянии
35-38 Создание каталога «Видовое разнообразие Проектная деятельность
растений пришкольной территории»
Творческая мастерская
Практическая работа
Практическая работа
Лабораторный практикум
животных по внешнему виду
53-54 Практическая орнитология
Мини- исследование «Птицы на кормушке»
55-56 Проект «Красная книга Ростовской области»
57
Проект «Красная книга Ростовской области»
58
Фенологические наблюдения «Зима в жизни
растений и животных»
Биопрактикум (12 часов)
59-61 Как выбрать тему для исследования.
Постановка целей и задач. Источники
информации
62-63 Как оформить результаты исследования
64-65 Физиология растений
66-67 Экологический практикум
68-69 Экологический практикум.
отчетной конференции
70
Подготовка
Отчетная конференция
Методическое обеспечение:
Информационно-коммуникативные средства обучения
1.
Компьютер
2.
Мультимедийный проектор
Техническое оснащение (оборудование):
1. Микроскопы;
2. Цифровая лаборатория «Архимед»;!!!
3. Оборудование для опытов и экспериментов.
Литература для учителя
Работа в группах
Проектная деятельность
Проектная деятельность
Экскурсия
Теоретическое занятие
Практическая работа
Теоретическое занятие
Исследовательская
деятельность
к Исследовательская
деятельность.
Создание
презентаций, докладов
Презентация работы
1.
Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.:
LINKA PRESS, 1996.
3.
Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.
4.
Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.
5.
Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1,
3, 5, 7.
6.
Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
Интернет-ресурсы
1.
http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
2.
http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3.
http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»
4.
http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.