Подписано
Литвинова цифровой подписью:
Литвинова Ирина
Ирина
Николаевна
2022.10.30
Николаевна Дата:
22:38:23 +03'00'
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана на основе следующих нормативноправовых документов и методических материалов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания
внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части
проектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017
№ 09-1672;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г.
Донецка;
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной деятельности
педагогических работников МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022 - 2023 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на использование учебника:
Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для
общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТАПРЕСС, 2015;
Общая характеристика учебного предмета:
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы
обучающихся 5–7 классов в сфере экономики семьи.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование
активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления,
воспитание ответственности и нравственного поведения
в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи и государства;
• Семья и финансовый бизнес;
• Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики,
истории, географии, обществознания и литературы. Учебные материалы и задания
подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи,
практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и
проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами,
таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.
Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических
проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и
государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности
вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного
заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и
реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном
бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность»
являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на
интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных
задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллекткарты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения
рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о
роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и
расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление;
проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний
и умений для решения типичных задач в области семейной экономики:
знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять
простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов
сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем
в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование
познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание курса
Тема 1. Вводное занятие.(1ч)
Важность финансовой грамотности в современном мире.
Основные понятия
Финансы. Финансово грамотный человек.
Тема 2. Доходы и расходы семьи (8ч)
Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за
несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают
обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них
являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и
опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами.
Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны
управляет центральный банк.
Мультфильм «История денег»
Фильм «Гознак»
Основные понятия. Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги.
Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги.
Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.
Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью,
социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от
образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой,
домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги,
положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать
дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии,
стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.
Основные понятия
Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата.
Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал.
Кредиты.
Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы:
обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться
ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо
отдавать в назначенный срок.
В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно
сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.
Основные понятия
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления
Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.
Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется
бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения.
Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами
сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.
Основные понятия
Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.
Тема 3.Риски потери денег и имущества и как человек может от
этого защититься (6ч)
Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных
катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей.
Основные понятия
Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы.
Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.
Классификация и виды страхования. Личное страхование. Имущественное
страхование. Страхование ответственности.
Основные понятия
Страхование. Страховая компания. Страховой полис
Тема 4. Семья и государство: как они взаимодействуют (6ч)
Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления
государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.
Основные понятия
Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на
прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную
стоимость. Акциз
Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с
детьми, безработных.
Основные понятия
Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист.
Пособие по безработице.
Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит
от размера вклада и его срока
Тема 5. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (12ч)
При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств.
Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.
Основные понятия
Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по
страхованию вкладов. Кредит. Залог.
Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по
поддержке малого бизнеса.
Основные понятия
Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена
одной валюты, выраженная в другой валюте, называется
валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок
по вкладам в национальной валюте.
Основные понятия
Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.
Благотворительность - оказание безвозмездной помощи. Корпоративная
благотворительность. Частная благотворительность. Филантропия. Меценатство.
Спонсорство.
Личные финансы. Контроль личных финансов. Эффективное использование денег.
Инструменты для ведения личных финансов.
Тема 6.Итоговое занятие (1ч)
Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность»
Учебно-тематический план
№ занятия
Тема занятия
Количество
часов
Вводное занятие.
1
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
8
2-3
Деньги.
2
4-5
Доходы семьи.
2
6-7
Расходы семьи.
2
8-9
Семейный бюджет
2
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как
человек может от этого защититься
6
10-11
Особые жизненные ситуации и как с ними
справиться
2
12-13
Страхование
2
14-15
Ролевая игра «Семейный бюджет»
2
Раздел 3. Семья и государство: как они
взаимодействуют
6
16-17
Налоги
2
18-19
Социальные пособия
2
20-21
Проект «Государство — это мы!»
2
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может
помочь семье
12
22-23
Как спасти деньги от инфляции
2
24-25
Банковские услуги
2
26-27
Собственный бизнес
2
28-29
Валюта в современном мире
2
30-31
Благотворительность
2
32-33
Личный финансовый план
2
34
Итоговая работа по курсу
1
1
«Финансовая грамотность»
Итого
34
Календарно – тематическое планирование курса «Финансовая грамотность»
7 класс
№ п/п
Тема занятия
1.
Вводное занятие.
2
Деньги.
Виды деятельности
Объяснять значимость финансово грамотного человека в
современном обществе.
• Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.
Дата по
плану
01.09
08.09
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Перечислять виды денег.
• Приводить примеры товарных денег.
• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
• Составлять задачи с денежными расчётами.
• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
3
Деньги.
• Знать, что денежной системой страны управляет центральный
банк.
• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег —
15.09
Дата
фактически
преступление.
4
Доходы семьи.
• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.
22.09
• Описывать виды заработной платы.
• Сравнивать условия труда совершеннолетних и
несовершеннолетних.
• Объяснять, как связаны профессии и образование.
• Объяснять, чем руководствуется человек при выборе
профессии.
• Объяснять причины различий в заработной плате.
• Приводить примеры кредитов.
5
Доходы семьи.
• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
6
Расходы семьи.
• Описывать направления расходов семьи.
• Классифицировать виды благ.
• Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.
• Сравнивать и оценивать виды рекламы.
• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие
решений о покупке.
29.09
06.10
7
Расходы семьи.
• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги
13.10
8
Семейный бюджет.
• Составлять семейный бюджет на условных примерах.
20.10
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
• Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.
• Описывать формы сбережений.
• Описывать последствия превышения расходов над доходами.
• Сравнивать потребительский и банковский кредиты.
9
Семейный бюджет.
• Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать
27.10
деньги.
10
Особые жизненные
ситуации и как с
ними справиться
• Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи
(рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форсмажорные случаи и т. п.).
10.11
11
Особые жизненные
ситуации и как с
ними справиться
• Определять последствия таких событий для бюджета семьи.
17.11
12
Страхование.
Различать обязательное и добровольное страхование.
24.11
13
Страхование.
• Объяснять, почему существует обязательное страхование.
01.12
• Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.
14
Сравнивать различные виды страхования.
Ролевая игра
• Составлять семейный бюджет на условных примерах;
«Семейный бюджет»
• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения;
08.12
• Объяснять причины, по которым люди делают
15
Ролевая игра
сбережения;
«Семейный бюджет»
• Описывать формы сбережений;
15.12
• Описывать последствия превышения расходов над доходами;
• Сравнивать потребительский и банковский кредит;
• Объяснять, при каких условиях можно одалживать деньги.
16 Налоги.
• Объяснять, почему государство собирает налоги.
22.12
• Приводить примеры налогов.
• Описывать, как и когда платятся налоги.
• Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.
• Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.
• Описывать последствия невыплаты налогов для
17
Налоги.
граждан.
• Приводить примеры выплаты налогов в семье.
12.01
18 Социальные пособия • Объяснять, почему существуют социальные выплаты.
19.01
• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия,
приводить примеры пособий.
19
Социальные пособия • Находить информацию о социальных выплатах.
26.01
20
Проект
«Государство — это
мы!»
• Составлять план, распределять обязанности;
02.02
• Представлять информацию в виде презентации;
09.02
21
Проект
«Государство — это
мы!»
• Слушать выступления и задавать вопросы.
22
Как спасти деньги от
инфляции
16.02
Как спасти деньги от
инфляции
02.03
23
24
Банковские услуги.
• Представлять результаты исследования перед аудиторией;
• Приводить примеры банковских услуг.
• Описывать условия вкладов и кредитов.
• Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу.
• Объяснять, почему и как страхуются вклады.
• Находить информацию о вкладах и кредитах.
09.03
• Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита.
• Объяснять условия кредита, приводить примеры.
25
Банковские услуги.
• Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.
16.03
• Объяснять принцип работы пластиковой карты.
26
Собственный бизнес
• Сравнивать возможности работы по найму и собственного
бизнеса.
23.03
27
Собственный бизнес
• Объяснять, как и почему государство и частные организации
поддерживают малый бизнес.
06.04
• Объяснять, что такое бизнес-план.
• Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.
28
29
30
Валюта в
современном мире
• Приводить примеры валют разных стран.
Валюта в
современном мире
• Находить информацию о валютных курсах.
Благотворительность
13.04
• Объяснять, что такое валютный курс.
20.04
• Проводить расчёты с валютными курсами.
Объяснять, что такое благотворительность, ее
27.04
важность в современном мире.
31
Благотворительность
Воспитание гуманности.
04.05
Личный финансовый
план
Объяснять, что такое ЛФП.
11.05
Развивают навык составления ЛФП.
18.05
33
Личный финансовый
план
Имеют представление об инструментах для ведения
личных финансов.
34
Итоговое занятие
32
Итоговая работа по курсу
«Финансовая грамотность»
25.05
Учебно-методическая литература и используемые ресурсы
1. Финансовая грамотность: учебная программа. 5–7 классы общеобразоват. орг. /
Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
— 16 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному
финансовому поведению»).
2. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5–7 классы общеобразоват.
орг. Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому
поведению»/ И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 208
с., ил.
3. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.
5–7 классы обще образоват. орг. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова.
— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 64 c. (Дополнительное образование: Серия «Учимся
разумному финансовому поведе нию»).
1. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы.
5–7 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик,
И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 32 c. (Дополнительное образование:
Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).