Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано цифровой
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Дата: 2022.10.31
20:40:03 +03'00'
Пояснительная записка.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего
образования);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об
утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках
реализации основныхобщеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной деятельности педагогических работников
МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022__ - 2023__ учебный год.
Предлагаемая программа по внеурочной деятельности разработана с учётом требований ФГОС ( федерального
государственного стандарта основного среднего (полного) образования (нового поколения) по предметным областям
«Музыка. Искусство» («Музыка» для 5-7 классов, авторы Т.И. Науменко, «Искусство» Е.Д. Критская и др. авторы).
Музыкальное воспитание школьников – важное звено в художественно- эстетическом воспитании, поскольку
музыкальное искусство обращено к духовному миру ребенка. Эмоциональный отклик на музыку, творческое
осмысление музыкальных явлений – важная задача для учителя, которая осуществляется как на уроке, так и во
внеурочной деятельности. Актуальность программы в том, что она соответствует новому государственному стандарту
основного среднего образования по музыке. В программе сделан акцент на «Формирование духовной культуры» и
«Опыт музыкально-творческой деятельности». Программа создана на основе преемственности с внеурочной
модифицированной программой «Палитра детских голосов в музыке» для начальной школы.
Программа ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний в предметной области «музыка». Весь
материал концентрируется вокруг двух тем: «Сказка в музыке» и «Образы природы в музыке».
Материал для 6 класса структурирован в виде четырех разделов: «В сокровищнице Волшебнице Музыки», «Встречи с
великими композиторами», «В стране музыкальных инструментов», «В певческой стране».
Предполагается обогащение и дальнейшее развитие изучаемых ранее разделов во внеурочной модифицированной
программе «Палитра детских голосов в музыке» для 6 класса.
Отличительные особенности программы.
Модифицированная программа по внеурочной деятельности «Палитра детских голосов в музыке» выстраивается на
трех модулях (блоках) обучения в 6 классе «Музыка театра, кино, концертов».
Цель программы: создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важной и неотъемлемой части
всей духовной культуры.
- формировать духовные качества личности ребенка, расширять музыкальный кругозор;
- создавать условия для формирования у детей коммуникативных качеств;
- использовать целостный подход к музыкальной деятельности в исполнении, слушании музыки, импровизации,
драматизации и т.д.;
- воспитывать любовь и интерес к музыке:
- воспитывать музыкальный вкус;
- формировать становление нравственных позиций личности ребенка.
- развивать комплекс музыкальных творческих способностей, таких как:
- способности к восприятию музыки;
- певческих хоровых навыков;
- музыкальной творческой активности;
- нравственно-эстетических чувств детей через проектную деятельность;
- познакомить с разными композиторами
- песенниками и с их творчеством.
Данные задачи достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, коммуникативное, социальное и
эстетическое развитие школьников.
Личностное развитие направлено на:
- реализацию их творческого потенциала;
- проявление духовно-нравственных оснований.
Познавательное развитие связанос
- познанием языка музыки;
- осознанием роли искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие определяет:
- умение слушать, уважение к мнению других;
- сотрудничество со сверстниками, взрослыми,
Эстетическое развитие направлено на:
- развитие эстетических чувств;
- воспитание художественного вкуса;
- развитие потребности жить по законам красоты.
Формы проведения внеурочных занятий: презентации, конкурсы, отчетные концерты, экскурсионные занятия.
Формы деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.
Ожидаемые результаты:В результате занятий у обучающихся будут сформированы эстетические способности.
Школьники овладеют творчески-исполнительскими навыками, смогут ориентироваться в различных музыкальных
жанрах и направлениях.
Методы и формы:
В качестве главных методов программы избраны методы: творчества, системного подхода, импровизации и
сценического исполнения.
Творческий метод используется в данной программе как важный художественно- педагогический метод, определяющий
качество – результативный показатель практического воплощения. Творчество проявляется во всех формах
художественной деятельности: и в сольном пении, и в ансамблевой импровизации, и в хоровом исполнении.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее
тематика, вокально-хоровой материал, виды концертной деятельности.
Метод импровизации и сценического исполнения - это один из основных производных программы. Умение держаться на
сцене, умелое исполнение вокального произведения позволяет поднять исполнительское мастерство на
профессиональный уровень. Также в данной программе используются методы такие, как:
- метод распевания (ряд упражнений для подготовки голосового аппарата),
- метод – работа над репертуаром,
- метод проверки индивидуального звучания голосов в процессе общей работы,
- метод – «разрядка» (просмотр видеозаписей, прослушивание аудио записей)
- сотрудничество с родителями учащихся и их помощь.
Концерты, проводимые для родителей, - участие участников «Палитра детских голосов в музыке» в школьных и
районных мероприятиях.
Содержание программы «Палитра детских голосов в музыке» по внеурочной деятельности для 6 класса
составляет 35 часа.
Учитывая возрастные и вокальные особенности пятиклассников, этот модуль не только знакомит детей с творчеством
композиторов-песенников, но и ведущее значение принадлежит сольному пению, пению в ансамбле, хоровым
исполнениям произведений. Это поможет приобщить учащихся к вокальному искусству и нацелить их на успешный
результат в данном виде творчества. «Палитра детских голосов в музыке» является одной из эффективных форм
приобщения детей к миру музыки. Общение с высокохудожественными образцами песенной музыки способно вызвать у
каждого ребенка чувства, переживания, помочь раскрыть для себя мир, познать себя.
Практическая деятельность позволяет создать на занятиях особую интонационную атмосферу сотрудничества,
соучастия (репетиционные занятия, театрализованные концерты, конкурсы, проекты, праздники, фестивали). Особое
место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских
праздников, посвященных разным памятным датам. В песнях мастерски воплощены темы Родины, родной природы.
Курс «Палитра детских голосов в музыке» для 6класса состоит из трех разделов под общим названием «Музыка
театра, кино, концертов».
1 раздел:«Музыка в театре»Театр народный и профессиональный.Разнообразие и богатство театрального
искусства.Ф.Шаляпин, И.Козловский, Т.Карсавина – великие русские актеры. Профессия – дирижер. Знаменитые театры
мира (Ла Скала, КовенГарден, Парижская опера). Подготовка к концерту с элементами театрализации.
Театрализованный концерт.
Практическая работа: составление афиш к театральному представлению, составление программы концерта. Выбор
репертуара по выбору
2 раздел: «Музыка в концертном зале». Вводное занятие. Особенности музыкального концерта.Классическая музыка
– совершенная музыка.А.Моцарт, М.Плетнев, С.Рихтер , В.Спиваков, М.Ростропович, Д.Хворостовский – великие
исполнители. Эстрадная музыка и электронные инструменты. Музыкальная сцена сегодня. Выход за пределы
сцены.Выбор песенного репертуара. Отчетный концерт
Практическая работа: Просмотр фр. из концерта Жан Мишель Жара. Выступления учащихся (защита
проектов).Просмотр фрагментов видеофильмов: «Амадеус», «Играет С.Рихтер», «Как молоды мы были» фр. из концерта
Д.Хворостовского
3 раздел: «Смотри кинофильм» (8 час). Вводное занятие. Создатели кинофильма.Великие режиссеры и актеры.Музыка
экрана. Кино- композиторы . Репетиции к отчетному концерту. Отчетный концерт
Практическая работа: Слушание и исполнение песен из кинофильмов.
Учебно-тематический план
№
п/п
Темы занятий
1
Введение. Театр народный и
профессиональный
Разнообразие и богатство
театрального искусства.
Знаменитые театры мира (Ла
Скала, КовенГарден, Парижская
опера).
Театрализованный концерт
Классическая музыка –
совершенная музыка
2
3
4
5
Общее
количество
часов
2
Часы
теоретических
знаний
1
Часы
практических
знаний
1
2
-
2
4
1
3
2
8
2
2
6
6
7
8
Эстрадная музыка и электронные
инструменты
Музыкальная сцена сегодня
Великие режиссеры и актеры.
Музыка экрана.
Итого
5
1
4
5
6
1
5
5
68
6
35
Ресурсное обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение включает в себя наличие кабинета, в котором есть:
- инструмент фортепиано;
- музыкальный центр;
- телевизор;
- DYD-центр;
- медиапроектор;
- простые детские музыкальные инструменты;
- DYD – диски с детскими фильмами, сказками;
- художественные иллюстрации;
- видеофильмы;
- минусовки песен.
Кроме этого, учащиеся имеют возможность регулярно посещать компьютерный класс.
Список использованной литературы
1. Ригина Г.С. Музыка. Обучение. Творческое развитие, Воспитание. – Изд.: «Учебная литература», 2009 г.
Издательский дом «Федоров».
2. Арсенина Е.Н. Театрализованные концерты. – Изд.: «Учитель», 2008 г.
3. Апраксина «Программы для внеклассной и внешкольной работы». «Просвещение», М., 2011г. 4. Емельянов В.В.
Развитие голоса. «Лань», 2009 г.
5. Настольная книга школьного учителя – музыканта. М. «Владос», 2010г.
6. Музыкальные энциклопедии
Календарно – тематическое планирование 6 класс
№ Тема занятий
п/п
Кол Элементы
содержания
воч
асо
в
1
2
3
4
1 раздел «: «Музыка в театре»
1-4
Введение. Театр
4
Просмотр
Характеристика видов
деятельности
Дата по
плану
Дата по
факту
5
6
7
Лууд: развитие образного
6.09-13.09
народный и
профессиональный.
5-8 Разнообразие и
богатство
театрального
искусства.
910
Ф .Шаляпин, И.
Козловский, Т.
Карсавина – великие
русские актеры
4
2
видеофильмов.
Презентация
Урок-презентация
«Разнообразие
театрального
искусства»;
составление афиш к
театральному
представлению
Урок-презентация;
составление
программы концерта
11- Профессия - дирижер
13
3
Просмотр
видеофильмов.
Презентация
14- Знаменитые театры
17 мира
4
Урок-презентация
«Театры мира»;
18- Театры России
19
2
Урок-презентация
«Разнообразие
театров» .
Посещение
спектакля в ТЮЗ
восприятия
Пууд: различать виды театров
Кууд: проявлять интерес к
театральному виду искусства
Пууд: различать жанры
20.0927.09
4.10
11.10
18.1025.10
Лууд: развитие образного
восприятия
Пууд: понимать и правильно
употреблять изученные
понятия
Кууд: использовать методы
эстетической коммуникации
Пууд: представлять место и
роль музыкального искусства
в жизни человека
Кууд: проявлять интерес к
театральному виду искусства
Пууд: различать жанры
8.11-15.11
22.1129.11
6.12
13.1220.12
27.12
10.01
Лууд: анализировать образное 17.01
восприятие
24.01
Рууд: осознавать жизненную
основу спектакля
20- Подготовка к
21 концерту с
элементами
театрализации
22 Театрализованный
концерт
2
1
Подготовка к
концерту с
элементами
театрализации
Театрализованный
концерт
Кууд: участвовать в
совместной деятельности при
воплощении различных
образов
Лууд: передавать эмоциональные состояния
31.01
7.02
14.02
2 раздел: «Музыка в концертном зале»
1
2
23- Вводное занятие.
24 Особенности
музыкального
концерта.
3
2
Классическая
музыка –
1
25
4
Презентация
«Музыка и
зрелище»;
музыкальные
фрагменты из
кукольного
спектакля
«Необыкновенный
концерт»
П.Чайковский
«Осенняя песня»,
5
6
Кууд: использовать методы
21.02
эстетической коммуникации
28.02
Пууд: анализироать слуховое и
зрительное восприятие
Кууд: стремиться к
самостоятельному общению
7.03
7
совершенная
музыка.
26- А.Моцарт,
2
27 М.Плетнев, С.Рихтер
,В.Спиваков,
М.Ростропович,
Д.Хворостовский –
великие
исполнители
28
29
30
Знаменитые залы
России
Эстрадная музыка и
электронные
инструменты
1
Музыкальная сцена
сегодня. Выход за
пределы сцены.
1
1
А.Вивальди
«Весна» - слушание;
«Песня о счастье»
П.Чайковского,
«Ты, соловушко,
умолкни» М.Глинка
Просмотр
фрагментов
видеофильмов:
«Амадеус», «Играет
С.Рихтер», «Как
молоды мы были»
фр. из концерта
Д.Хворостовского
Урок-презентация
(защита проектов)
Просмотр фр. из
концерта Жан
Мишель Жара.
Выступления
учащихся (защита
проектов).
высокохудожественнымипроизве-дениями
Пууд: особенности
музыкального языка
композиторов
Лууд: анализировать образное
восприятие
Рууд: осознавать жизненную
основу концертов
14.03
21.03
Кууд: участвовать в
4.04
совместной деятельности
Кууд: использовать методы
11.04
эстетической коммуникации
Пууд: анализироать слуховое и
зрительное восприятие
Лууд: формирование
художественного вкуса
учащихся
Ф.Гварди
Кууд: стремиться к
18.04
«Концерт»,
самостоятельному общению
Г.Гендель«Музыка высокохудона воде», концерт «3 жественнымипроизве-дениями
тенора», проект
Рууд: принятие культурной
31
Весенний репертуар
1
32
Весенний концерт
1
Вводное занятие.
1
Создатели
кинофильма.
3 раздел: «Смотри кинофильм»
33
34 Великие режиссеры и 1
актеры.
35 Музыка экрана.
Кино- композиторы
2
М.Кабалье и
Ф.Меркьюри.
По выбору
картины современного мира
Кууд: участвовать в
совместной деятельности при
воплощении образов
Лууд: передавать
эмоциональные состояния в
пении
Лууд: передавать
эмоциональные состояния в
пении
25.04
Рассказ - Кино –
Кууд: понимать условность
синтетический жанр языка
(режиссеры, актеры,
операторы и тд.)
Пууд: характеризовать черты
этого искусства
Презентация
Кууд: участвовать в
«Режиссеры кино:
подготовку докладов Лууд:
М.Захаров,
развитие эстетического
К.Шахназаров,
сознания через освоение
А.Тарковский,
художественного наследия
Р.Быков», фр. из
киноискусства
фильмов: «Мы из
джаза»,
«Обыкновенное
чудо», «Чучело»
Виды музыки:
Рууд: воплощать
23.05
Выступления
детских
коллективов
Выступления
детских
коллективов
2.05
16.05
30.05
закадровая и
внутрикадровая.
М.Таривердиев,
Г.Гладков,
М.Минков,
А.Рыбников –
слушание и
исполнение песен из
кинофильмов.
Выбор песенного
репертуара.
Выступление
детских
коллективов
эмоционально-образное
содержание музыки
Пууд: исполнять песни из
известных фильмов
Кууд: участвовать в
совместной деятельности
Лууд: передавать
эмоциональные состояния в
различных произведениях.
Сокращения, используемые при написании модифицированной программы:
Лууд – личностные универсальные учебные действия;
Пууд – познавательные универсальные учебные действия;
Кууд – коммуникативные универсальные учебные действия;
Рууд – регулятивные универсальные учебные действия.