цифровой
Литвинова Подписано
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Ирина
Дата: 2022.10.31
Николаевна 20:41:31 +03'00'
Пояснительная записка.
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего
образования);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об
утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках
реализации основныхобщеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной деятельности педагогических работников
МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022__ - 2023__ учебный год.
Предлагаемая программа по внеурочной деятельности разработана с учётом требований ФГОС
федерального государственного стандарта основного среднего (полного) образования (нового
поколения)) по предметным областям «Музыка. Искусство» («Музыка» для 5-7 классов, авторы Г.С.
Ригина, Т.И. Науменко, «Искусство» Е.Д. Критская и др. авторы).
Музыкальное воспитание школьников – важное звено в художественно- эстетическом воспитании,
поскольку музыкальное искусство обращено к духовному миру ребенка. Эмоциональный отклик на
музыку, творческое осмысление музыкальных явлений – важная задача для учителя, которая
осуществляется как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Актуальность программы в том, что она
соответствует новому государственному стандарту основного среднего образования по музыке. В
программе сделан акцент на «Формирование духовной культуры» и «Опыт музыкально-творческой
деятельности». Программа создана на основе преемственности с внеурочной модифицированной
программой «Палитра детских голосов в музыке» для начальной школы.
Программа ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний в предметной области
«музыка». Весь материал концентрируется вокруг двух тем: «Сказка в музыке» и «Образы природы в
музыке».
По своей структуре предполагается обогащение и дальнейшее развитие изучаемых ранее разделов во
внеурочной модифицированной программе «Палитра детских голосов в музыке» для 7 класса.
Отличительные особенности программы.
Модифицированная программа по внеурочной деятельности «Палитра детских голосов в музыке»
выстраивается на трех модулях (блоках) обучения в 7 классе «Жанровое многообразие музыки».
Материал обучения в 7 классе развивает следующую тематику: «Сказка в опере и балете»,
Инструментальная и вокальная музыка» и « Картины природы в музыке и других видах искусства».
«Народная музыка в творчестве композиторов», «Известные исполнители музыки».
Цель программы: создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важной и
неотъемлемой части всей духовной культуры.
- формировать духовные качества личности ребенка, расширять музыкальный кругозор;
- создавать условия для формирования у детей коммуникативных качеств;
- использовать целостный подход к музыкальной деятельности в исполнении, слушании музыки,
импровизации, драматизации и т.д.;
- воспитывать любовь и интерес к музыке:
- воспитывать музыкальный вкус;
- формировать становление нравственных позиций личности ребенка.
- развивать комплекс музыкальных творческих способностей, таких как:
- способности к восприятию музыки;
- певческих хоровых навыков;
- музыкальной творческой активности;
- нравственно-эстетических чувств детей через проектную деятельность;
- познакомить с разными композиторами
- песенниками и с их творчеством.
Данные задачи достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное,
коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.
Личностное развитие направлено на:
- реализацию их творческого потенциала;
- проявление духовно-нравственных оснований.
Познавательное развитие связано с
- познанием языка музыки;
- осознанием роли искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие определяет:
- умение слушать, уважение к мнению других;
- сотрудничество со сверстниками, взрослыми,
Эстетическое развитие направлено на:
- развитие эстетических чувств;
- воспитание художественного вкуса;
- развитие потребности жить по законам красоты.
Формы проведения внеурочных занятий: презентации, конкурсы, отчетные концерты, экскурсионные
занятия.
Формы деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.
Ожидаемые результаты: в результате занятий у обучающихся будут сформированы эстетические
способности, школьники овладеют творчески-исполнительскими навыками, смогут ориентироваться в
различных музыкальных жанрах и направлениях.
Методы и формы:
В качестве главных методов программы избраны методы: творчества, системного подхода,
импровизации и сценического исполнения.
Творческий метод используется в данной программе как важный художественно- педагогический метод,
определяющий качество – результативный показатель практического воплощения. Творчество
проявляется во всех формах художественной деятельности: и в сольном пении, и в ансамблевой
импровизации, и в хоровом исполнении.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов
программы – ее тематика, вокально-хоровой материал, виды концертной деятельности.
Метод импровизации и сценического исполнения - это один из основных производных программы.
Умение держаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения позволяет поднять
исполнительское мастерство на профессиональный уровень. Также в данной программе используются
методы такие, как:
- метод распевания (ряд упражнений для подготовки голосового аппарата),
- метод – работа над репертуаром,
- метод проверки индивидуального звучания голосов в процессе общей работы,
- метод – «разрядка» (просмотр видеозаписей, прослушивание аудио записей)
- сотрудничество с родителями учащихся и их помощь.
Концерты, проводимые для родителей, - участие участников «» в школьных и районных мероприятиях.
Содержание программы «Палитра детских голосов в музыке» по внеурочной деятельности для 7
класса составляет 34 часа.
Учитывая возрастные и вокальные особенности пятиклассников, этот модуль не только знакомит детей с
творчеством композиторов-песенников, но и ведущее значение принадлежит сольному пению, пению в
ансамбле, хоровым исполнениям произведений. Это поможет приобщить учащихся к вокальному
искусству и нацелить их на успешный результат в данном виде творчества. «Жанровое многообразие
музыки» - одна из форм приобщения детей к миру музыки. Общение с высокохудожественными
образцами песенной музыки способно вызвать у каждого ребенка чувства, переживания, помочь
раскрыть для себя мир, познать себя.
Практическая деятельность позволяет создать на занятиях особую интонационную атмосферу:
сотрудничества, соучастия (репетиционные занятия, театрализованные концерты, конкурсы, проекты,
праздники, фестивали). Особое место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют
произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. В
песнях мастерски воплощены темы Родины, родной природы. Курс «Палитра детских голосов в
музыке» для 7 класса состоит из трех разделов:
1 раздел: «Введение.Опера-сказка». Музыкальный сказочник. Музыка осени. Мелодия – душа музыки.
Образы осенней природы в музыкеПодготовка к «осенним посиделкам»
Практическая работа: освоение вокально-хорового мастерства народного пения. Подготовка к
народным «осенним посиделкам».
2 раздел:« Музыкальные портреты». Музыка в праздновании Рождества Христова. Образы родного
края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова-краски-звуки). Образы
утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки.
Образы защитников Отечества в музыке.
Практическая работа: освоение вокально-хорового пения в академической манере исполнения.
Подготовка к концерту-конкурсу. Подготовка ведущих концерта. Репетиции. Подготовка видео и
фотосъемки. Разбор выступления на концерте.
3 раздел:«Концертная деятельность»Звучащие картины. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение
сочинений разных жанров и стилей.
Практическая работа: освоение исполнительского мастерства. Отчетный концерт. Репетиции. Разбор
итогов отчетного концерта. Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими
сверстниками – всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за
себя.Заключительная беседа с обучающимися и их родителями о перспективах продолжения занятий
детей.
Учебно-тематический план
№
п/п
Темы занятий
1
Вводное занятие.
Опера-сказка
Музыкальный сказочник.
Музыка утра, вечера
Край, в котором ты живешь.
Пришло Рождество,
начинается торжество.
Родной обычай старины
Художник, поэт, композитор.
Подготовка к творческому
проекту
Звучащие картины
Заключительный урокконцерт
2
3
4
5
6
7
8
9
Общее
количество
часов
3
Часы
теоретических
знаний
1
Часы
практических
знаний
2
3
5
5
5
1
2
2
2
3
3
5
4
3
2
-
2
3
4
2
-
4
2
Итого
34
8
26
Ресурсное обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение включает в себя наличие кабинета, в котором есть:
- инструмент фортепиано;
- музыкальный центр;
- телевизор;
- DYD-центр;
- медиапроектор;
- простые детские музыкальные инструменты;
- DYD – диски с детскими фильмами, сказками;
- художественные иллюстрации;
- видеофильмы;
- минусовки песен.
Кроме этого, учащиеся имеют возможность регулярно посещать компьютерный класс.
Список использованной литературы
1. Ригина Г.С. Музыка. Обучение. Творческое развитие, Воспитание. – Изд.: «Учебная литература», 2009
г. Издательский дом «Федоров».
2. Арсенина Е.Н. Театрализованные концерты. – Изд.: «Учитель», 2008 г.
3. Апраксина «Программы для внеклассной и внешкольной работы». «Просвещение», М., 2011г. 4.
Емельянов В.В. Развитие голоса. «Лань», 2009 г.
5. Настольная книга школьного учителя – музыканта. М. «Владос», 2010г.
6. Музыкальные энциклопеди
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ Тема занятий
п/
п
1
.
2
Ко Элементы
Характеристика видов
л- содержания
деятельности
во
час
ов
3
4
5
1 раздел: «Введение. Опера-сказка»
Дата по Дата по
плану факту
6
7
1- Вводное
3 занятие.
Опера-сказка
3
4- Музыкальный
6 сказочник.
3
7- Подготовка к
8 «осенним
посиделкам»
Детальное
знакомство с
хорами из
детских опер.
Пууд:Анализировать
муз.произведения,
определять настроение,
выделять характер
построения:
инструментальное или
вокальное, тембровое
звучание тем.
Выразительность Пууд: Демонстрировать
и
знания о различных видах
изобразительность музыки, певческих голосах,
музыкальной
музыкальных инструментах,
интонации.
составах оркестров;
Различные виды
взаимосвязи
музыки:
выразительности и
вокальная,
изобразительности в музыке.
инструментальная;
сольная, хоровая,
оркестровая.
Музыка по
Лууд: участвовать в жизни
выбору
школы
Кууд: разыгрывать народные
песни, участвовать в «играхдраматизациях»
5.09
12.09
19.09
26.09
3.10
10.10
17.10
24.10
2 раздел:« Музыкальные портреты»
1
2
9- Музыка утра
10
3
2
4
Интонационно –
образная природа
музыкального
искусства.
Выразительность
и
изобразительност
ь в музыке.
5
Лууд: По звучавшему
фрагментуопределять
музыкальное произведение,
проникнуться чувством
сопереживания природе. :
Находить нужные слова для
передачи настроения.
6
7.11
14.11
11 Музыка вечера
12
2
Интонация как
внутреннее
озвученное
состояние,
выражение
эмоций и
отражение
мыслей.
Интонация –
источник
элементов
музыкальной
речи.
Лууд: По звучавшему
21.11
фрагментуопределять
28.11
музыкальное произведение,
проникнуться чувством
сопереживания природе.
Уметь сопоставлять,
сравнивать, различные жанры
музыки.
7
13 Край, в
- котором ты
15 живешь.
Сочинения
отечественных
композиторов о
Родине.
Региональные
музыкальные
традиции.
Лууд: Высказывать, какие
чувства возникают, когда
исполняешь песни оРодине.
Различать выразительные
возможности – скрипки.
5.12
12.12
19.12
16 Пришло
2
- Рождество,
17 начинается
торжество.
Родной обычай
старины
Народные
музыкальные
традиции
Отечества.
Народное
музыкальное
творчество разных
стран мира.
Кууд: Соблюдать при пении
певческую установку, петь
выразительно, слышать себя
и товарищей.
Вовремя начинать и
заканчивать пение.
26.12
9.01
18 Образ России,
- русской
20 природы в
песнях Ю.
Чичкова и Е.
Мартынова
Урок-презентация
«Образ природы и
России в песнях»:
«Отчий дом»,
«Все, что сердцу
дорого», «Песня о
Лууд: оценивать
интонационное богатство
музыкального мира песен о
России русской природе
Пууд: исполнять песни
разных жанров
16.01
23.01
30.01
3
2
21 Художник,
- поэт,
23 композитор.
3
24 Подготовка к
5
волшебном
цветке», «Родная
песенка»
(слушание и
вокальная
работа»)
Звучание
окружающей
жизни, природы,
настроений,
чувств и
характера
человека.
Рождение
музыки как
естественное
проявление
человеческого
состояния.
Средства
музыкальной
выразительности.
Выбор песенного
Рууд: Воспринимать
художественные образы
классической музыки.
Передавать настроение
музыки в пластическом
движении.
Давать определения общего
характера музыки.
6.02
13.02
20.02
Кууд: участвовать в
6.03
- творческому
28 проекту
репертуара по
выбору
Репетиции.
29 Театрализованн 2
- ый концерт
30
Выступление
детских
коллективов
совместной деятельности при
воплощении различных
образов
Пууд: анализировать
художественно- образное
содержание произведений
Лууд: передавать
эмоциональные состояния в
различных произведениях
разных композиторов
13.03
20.03
3.04
10.04
17.04
24.04
3 раздел:«Концертная деятельность»
32 Звучащие картины 1
Музыкальные
инструменты.
Народная и
профессиональная
музыка.
Пууд: Узнавать
музыкальные
инструменты по
изображениям.
Кууд: Участвовать в
коллективном пении,
вовремя начинать и
заканчивать пение,
слушать паузы,
понимать дирижерские
15.05
33
Мастерство испол- 1
нителя
34 Заключительный
урок-концерт
1
жесты.
Музыкальное
Лууд: Проявлять
исполнение как
интерес к отдельным
способ
группам музыкальных
творческого
инструментов;
самовыражения в Пууд: называть имена
искусстве.
выдающихся
Тембровая окраска композиторов и
наиболее
исполнителей разных
популярных в
стран мира.
России
музыкальных
инструментов и их
выразительные
возможности.
Слушание
Рууд:Уметь
полюбившихся
размышлять о музыке.
произведений,
Высказывать
заполнение
собственное отношение
афиши,
к различным
исполнение
музыкальным
любимых песен.
явлениям, сочинениям.
Лууд:Создавать
собственные
исполнительские
22.05
29.05
интерпретации.
Сокращения, используемые при написании модифицированной программы:
Лууд – личностные универсальные учебные действия;
Пууд – познавательные универсальные учебные действия;
Кууд – коммуникативные универсальные учебные действия;
Рууд – регулятивные универсальные учебные действия.