цифровой
Литвинова Подписано
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Ирина
Дата: 2022.10.31
Николаевна 20:40:48 +03'00'
Пояснительная записка.
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного
общего образования);
- Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17
декабря 2010 № 1897»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об
утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном
процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования
образовательных учреждениях» (с изменениями);
Предлагаемая программа по внеурочной деятельности разработана с учётом требований ФГОС ( федерального
государственного стандарта основного среднего (полного) образования (нового поколения) по предметным областям
«Музыка. Искусство» («Музыка» для 5-7 классов, авторы Т.И. Науменко, «Искусство» Е.Д. Критская и др. авторы).
• Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
• Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной деятельности педагогических работников
МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
• Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных программ, в том числе в части проектной деятельности Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.08.2017 № 09-1672
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка на 2022- 2023 учебный год.
Актуальность и перспективность курса
Музыкальное воспитание школьников – важное звено в художественно- эстетическом воспитании, поскольку
музыкальное искусство обращено к духовному миру ребенка. Эмоциональный отклик на музыку, творческое
осмысление музыкальных явлений – важная задача для учителя, которая осуществляется как на уроке, так и во
внеурочной деятельности. Актуальность программы в том, что она соответствует новому государственному стандарту
основного среднего образования по музыке. В программе сделан акцент на «Формирование духовной культуры» и
«Опыт музыкально-творческой деятельности». Программа создана на основе преемственности с внеурочной
модифицированной программой «Палитра детских голосов в музыке» для начальной школы.
Программа ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний в предметной области «музыка». Весь
материал концентрируется вокруг двух тем: «Сказка в музыке» и «Образы природы в музыке».
По своей структуре предполагается обогащение и дальнейшее развитие изучаемых ранее разделов во внеурочной
модифицированной программе «Палитра детских голосов в музыке» для 5 класса.
Отличительные особенности программы.
Модифицированная программа по внеурочной деятельности «Палитра детских голосов в музыке» выстраивается на
трех модулях (блоках) обучения в 7 классе под общим названием «Творчество композиторов-песенников ХХ-ХXI в.в»
Цель программы: создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важной и неотъемлемой части
всей духовной культуры.
- формировать духовные качества личности ребенка, расширять музыкальный кругозор;
- создавать условия для формирования у детей коммуникативных качеств;
- использовать целостный подход к музыкальной деятельности в исполнении, слушании музыки, импровизации,
драматизации и т.д.;
- воспитывать любовь и интерес к музыке:
- воспитывать музыкальный вкус;
- формировать становление нравственных позиций личности ребенка.
- развивать комплекс музыкальных творческих способностей, таких как:
- способности к восприятию музыки;
- певческих хоровых навыков;
- музыкальной творческой активности;
- нравственно-эстетических чувств детей через проектную деятельность;
- познакомить с разными композиторами
- песенниками и с их творчеством.
Данные задачи достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, коммуникативное, социальное и
эстетическое развитие школьников.
Личностное развитие направлено на:
- реализацию их творческого потенциала;
- проявление духовно-нравственных оснований.
Познавательное развитие связано с
- познанием языка музыки;
- осознанием роли искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие определяет:
- умение слушать, уважение к мнению других;
- сотрудничество со сверстниками, взрослыми,
Эстетическое развитие направлено на:
- развитие эстетических чувств;
- воспитание художественного вкуса;
- развитие потребности жить по законам красоты.
Формы проведения внеурочных занятий: презентации, конкурсы, отчетные концерты, экскурсионные занятия.
Формы деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.
Ожидаемые результаты: в результате занятий у обучающихся будут сформированы эстетические способности,
школьники овладеют творчески-исполнительскими навыками, смогут ориентироваться в различных музыкальных
жанрах и направлениях.
Методы и формы:
В качестве главных методов программы избраны методы: творчества, системного подхода, импровизации и
сценического исполнения.
Творческий метод используется в данной программе как важный художественно- педагогический метод, определяющий
качество – результативный показатель практического воплощения. Творчество проявляется во всех формах
художественной деятельности: и в сольном пении, и в ансамблевой импровизации, и в хоровом исполнении.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее
тематика, вокально-хоровой материал, виды концертной деятельности.
Метод импровизации и сценического исполнения - это один из основных производных программы. Умение держаться на
сцене, умелое исполнение вокального произведения позволяет поднять исполнительское мастерство на
профессиональный уровень. Также в данной программе используются методы такие, как:
- метод распевания (ряд упражнений для подготовки голосового аппарата),
- метод – работа над репертуаром,
- метод проверки индивидуального звучания голосов в процессе общей работы,
- метод – «разрядка» (просмотр видеозаписей, прослушивание аудио записей)
- сотрудничество с родителями учащихся и их помощь.
Концерты, проводимые для родителей, - участие участников «Палитра детских голосов в музыке» в школьных и
районных мероприятиях.
Содержание программы «Палитра детских голосов в музыке» по внеурочной деятельности для 7 класса
составляет 34 часа.
Учитывая возрастные и вокальные особенности пятиклассников, этот модуль не только знакомит детей с творчеством
композиторов-песенников, но и ведущее значение принадлежит сольному пению, пению в ансамбле, хоровым
исполнениям произведений. Это поможет приобщить учащихся к вокальному искусству и нацелить их на успешный
результат в данном виде творчества. «Палитра детских голосов в музыке» является одной из эффективных форм
приобщения детей к миру музыки. Общение с высокохудожественными образцами песенной музыки способно вызвать у
каждого ребенка чувства, переживания, помочь раскрыть для себя мир, познать себя.
Практическая деятельность позволяет создать на занятиях особую интонационную атмосферу: сотрудничества,
соучастия (репетиционные занятия, театрализованные концерты, конкурсы, проекты, праздники, фестивали). Особое
место уделяется концертной деятельности: обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских
праздников, посвященных разным памятным датам. В репертуар занятий включены лучшие песни замечательных
композиторов России: А. Пахмутовой, Е. Крылатова, М. Дунаевского и др. композиторов - песенников. В песнях
мастерски воплощены темы Родины, родной природы. Курс «Палитра детских голосов в музыке» для 7класса состоит
из трех разделов:
1 раздел: «Введение. Народные песни». Роль народной песни в жизни народа. Просмотр видеоматериалов о народном
творчестве, о композиторах. Вокально-хоровые упражнения. Специфика пения народных песен.
Практическая работа: освоение вокально-хорового мастерства народного пения. Подготовка к народным «осенним
посиделкам».
2 раздел: «Композиторы-песенники нашего времени» И.О. Дунаевский – основоположник отечественной эстрадной
музыки. М. Дунаевский – легенда в современной музыке. А. Пахмутова – композитор-патриот. Творчество Е. Крылатова
в кинематографе. Марк Минков и «детские мульфильмы». Образ России, природы в песнях Ю. Чичкова. Прекрасный
творческий союз А. Зацепина, Л. Дербенева и Ю. Энтина. Просмотр презентаций и видеофильмов о композиторахпесенниках.
Практическая работа: освоение вокально-хорового пения в академической манере исполнения. Подготовка к концертуконкурсу. Подготовка ведущих концерта. Репетиции. Подготовка видео и фотосъемки. Разбор выступления на концерте.
3 раздел: «Песни военных лет». Вводное занятие. Просмотр видеофильмов о Великой Отечественной войне.
Фронтовые песни. Песни послевоенных лет (Д. Тухманов, М.Таривердиев, Д.Шостакович, С.Прокофьев и др). Песни о
героях наших дней. Просмотр презентаций о творчестве композиторов и исполнителей (В.Высоцкого, О. Газманова,
Я.Френкеля, А.Новикова и др.).
Практическая работа: освоение исполнительского мастерства. Отчетный концерт. Подготовка пригласительных
билетов на концерт. Подготовка помещения для приема гостей. Оформление зала и сцены. Репетиции. Разбор итогов
отчетного концерта. Заключительная беседа с обучающимися и их родителями о перспективах продолжения занятий
детей.
Учебно-тематический план
№
п/п
Темы занятий
1
Введение. Роль песни в жизни
народа. Жанры русской народной
песни. Песни разных народов.
Народные песни в произведениях
композиторов.
Композиторы-песенники нашего
времени.
2
Общее
количество
часов
6
Часы
теоретических
знаний
2
Часы
практических
знаний
4
13
5
8
3
4
5
6
7
Выбор песенного репертуара
Репетиционные занятия
Песни военных лет
Театрализованные концерты
Песенный конкурс (отчетный
концерт)
Итого
2
2
5
4
2
1
-1
2
2
4
4
1
34
9
25
Ресурсное обеспечение программы.
Материально-техническое обеспечение включает в себя наличие кабинета, в котором есть:
- инструмент фортепиано;
- музыкальный центр;
- телевизор;
- DYD-центр;
- медиапроектор;
- простые детские музыкальные инструменты;
- DYD – диски с детскими фильмами, сказками;
- художественные иллюстрации;
- видеофильмы;
- минусовки песен.
Кроме этого, учащиеся имеют возможность регулярно посещать компьютерный класс.
Список использованной литературы
1. Ригина Г.С. Музыка. Обучение. Творческое развитие, Воспитание. – Изд.: «Учебная литература», 2009 г.
Издательский дом «Федоров».
2. Арсенина Е.Н. Театрализованные концерты. – Изд.: «Учитель», 2008 г.
3. Апраксина «Программы для внеклассной и внешкольной работы». «Просвещение», М., 2011г. 4. Емельянов В.В.
Развитие голоса. «Лань», 2009 г.
5. Настольная книга школьного учителя – музыканта. М. «Владос», 2010г.
6. Музыкальные энциклопедии
Календарно-тематическое планирование 7класс
№ Тема занятий
п/п
Кол Элементы
- во содержания
час
ов
Характеристика видов
деятельности
Дата по
плану
1 раздел: «Введение. Народные песни»
1
2
Вводное. Роль
2
песни в жизни
народа.
Жанры.Р.Н.песни
Плясовые
наигрыши,
календарнообрядовые,
семейно-бытовые,
Лууд: личностное отношение
к муз.искусству
Пууд: различать жанры
народной песни
02.099.09
Дата по
факту
35
Песни разных
народов.
Народные песни
в произведениях
композиторов.
3
68
Подготовка к
«осенним
посиделкам»
«Осенние
посиделки»
3
трудовые, частушки
по выбору
«Веснянка»,
«Бульба», «Родина
моя», П.Чайковский
«Концерт для ф-но с
оркестром» 1 ч.,
М.Мусоргский
«Гопак».
Музыка по выбору
Пууд: различать песни разных 16.09
народов.
23.09
.Рууд: исполнять народные
30.10
песни.
Лууд: участвовать в жизни
школы
Кууд: разыгрывать народные
песни, участвовать в «играхдраматизациях»
7.10
14.10
21.10
2 раздел: «Композиторы – песенники нашего времени»
1
9
10
2
И.О.Дунаевский основоположник
отечественной
эстрадной музыки
11- М.Дунаевский –
13 легенда в
3
2
3
4
Урок-презентация
«Творчество
И.О.Дунаевского
«Спой нам, ветер»,
«Песенка о
капитане»
(вокально-хоровое
исполнение)
Урок-презентация
«Жизнь и
5
Лууд: проявлять интерес к
творчеству разных
композиторов- песенников
6
08.11
15.11
Кууд: создавать
музыкальные образы в
22.11
29.11
7
современной
музыке
14- А.Пахмутова –
16 композиторпатриот
3
Творчество
Е.Крылатова в
кинематографе
2
17
18
творчество
М.Дунаевского»,
песни из фильма
«Мэри Поппинс, до
свидания!», «3
мушкетера» и др.
(вокально-хоровое
исполнение)
Урок-презентация
«Детский и
юношеский
композитор
А.Пахмутова», «До
свиданья, Москва»,
«Герои спорта»,
«Звездопад»
(вокально-хоровое
исполнение)
«Урок-путешествие
в космические
дали»: «Звездопад»,
«Крылатые качели»,
«Прекрасное
далеко» (вокальная
работа с
ритмическим
сопровождением на
муз.инструментах_
разных песнях
Рууд: анализировать
жанровые особенности
музыки композитора
2.12
Пууд: различать настроения,
чувства, характер человека в
музыке.
Лууд: наблюдать за
использованием музыки
композитора в жизни
человека
9.12
16.12
23.12
Кууд: отражать в
исполнении интонационномелодические особенности
музыкальных образов
13.01
20.01
19
20
Марк Минков и
детские фильмы и
мульфильмы
2
21
22
Образ России,
русской природы
в песнях
Ю.Чичкова и
Е.Мартынова
2
23
24
Прекрасный
творческий союз
А.Зацепина,
Л.Дербенева,
Ю.Энтина и
А.Пугачевой
2
25
Подготовка к
2
Урок-путешествие
по сказкам: песни из
фильмов «Незнайка
с нашего двора»,
«Маленький Мук»,
«Катерок» и др.
(вокально-хоровая
работа)
Урок-презентация
«Образ природы и
России в песнях»:
«Отчий дом», «Все,
что сердцу дорого»,
«Песня о
волшебном цветке»,
«Родная песенка»
(слушание и
вокальная работа»)
Урок –презентация
«Песни четырех»:
«Куда уходит
детство?», «Капкап», «Волшебникнедоучка»,
«Рисуйте- рисуйте»
(вокально-хоровая
работа
Выбор песенного
Лууд: сравнивать
27.01
музыкальные характеристики 3.02
разных героев
Пууд: выявлять музыкальные
возможности музыки
Лууд: оценивать
интонационное богатство
музыкального мира песен о
России русской природе
Пууд: исполнять песни
разных жанров
10.02
17.02
Кууд: участвовать в
коллективной, ансамблевой
певческой деятельности
Пууд: воспроизводить
Мелодии
Лууд: наблюдать и
оценивать богатство
песенного творчества этого
«союза» «четырех»
Кууд: участвовать в
3.03
10.03
17.03
26
творческому
проекту
репертуара по
выбору Репетиции.
27
Театрализованный 1
концерт
Выступление
детских
коллективов
совместной деятельности при 24.03
воплощении различных
образов
Пууд: анализировать
художественно- образное
содержание произведений
Лууд: передавать
7.04
эмоциональные состояния в
различных произведениях
разных композиторов
3 раздел: «Песни военных лет»
28- Музыка и песни 3
30 послевоенных
лет
композиторовпесенников
(В.Высоцкого,
М.Таривердиева
Просмотр
видеофильмов: «17
мгновений весны»,
«Летят журавли»,
«Офицеры»; песни «Журавли»,
«Последний бой»,
«Родина», «День
Победы» (вокальнохоровая работа)
Лууд: проявлять интерес к
музыке и песням периода
В.О.войны и послевоенного
периода
Пууд: анализировать просмотр
фильмов, прослушивание песен
14.04
21.04
28.04
31- Песни о героях
33 наших дней
(песни
современных
Просмотр
видеофильмов к
песням и
исполнение:
Рууд: исполнять разные по
характеру песни,
корректировать собственное
исполнение, прислушиваться к
5.05
12.05
19.05
3
34
авторовО.Газманова и
др.)
Конкурс песни
2
«Офицеры»,
исполнению других участников
«Москва», «Салют» Лууд: моделировать варианты
интерпретации произведений
Отчетный концерт Концерт
Кууд: участвовать в жизни
школы
Лууд: передавать различные
состояния в разных видах
музыкально-творческой
деятельности
Сокращения, используемые при написании модифицированной программы:
Лууд – личностные универсальные учебные действия;
Пууд – познавательные универсальные учебные действия;
Кууд – коммуникативные универсальные учебные действия;
Рууд – регулятивные универсальные учебные действия.
26.05