Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Василия Цветкова
муниципального образования «Город Донецк»
Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано
цифровой подписью:
Литвинова Ирина
Николаевна
Дата: 2022.11.13
15:48:30 +03'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Название курса «Функциональная грамотность»
Направление внеурочной деятельности общеинтеллектуальное
Уровень общего образования (класс): основное общее образование 5 классы
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов 34 ч
Учитель: Фролова Наталья Ивановна
Программа разработана
в соответствии с Федеральным
государственным
образовательным
стандартом основного общего образования 2010 года
(указать примерную программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Учебный год: 2022-2023 г.
Содержание
Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Взаимосвязь с программой воспитания
Особенности работы педагога по программе
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение
Содержание курса по шести направлениям функциональной грамотности по годам обучения (для 5-9 классов)
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Тематическое планирование
5 класс
Приложение.
Краткие рекомендации по оценке результатов внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности
Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы.
Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и
реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, её
включённости в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь
использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить,
сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию,
чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
(ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности
с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых
образовательных результатов.
Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов
функциональной грамотности и освоение способов их интеграции.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное
предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности.
Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, её готовности и способности «использовать
все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»[1].
Курс создаёт условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах,
отличных от урочных.
Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической,
естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в
соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по
классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и
опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией,
стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления.
Варианты реализации программы и формы проведения занятий.
Программа реализуется в работе с обучающимися 5-9 классов.
Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в неделю.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность
обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры,
организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить
их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с
окружающими, своё место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное
формирование личности.
Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной
грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) и портале ФГБНУ ИСРО РАО
(http://skiv.instrao.ru/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства
«Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу
всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.
Взаимосвязь с программой воспитания.
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания.
Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека,
природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в
содержании занятий по основным направлениях функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское,
патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания,
формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению
главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации.
Особенности работы педагогов по программе.
В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя разных предметов. Это обеспечивает
объединение усилий учителей в формировании функциональной грамотности, как интегрального результата личностного развития
школьников.
Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение обучающихся в многообразную деятельность,
организованную в разных формах. Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных
результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий
доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием.
Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы
Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров
школы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. О шести составляющих функциональной грамотности.
Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями,
в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая
грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Читательская грамотность
«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни»[2].
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том,
что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности.
Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными,
множественными), нацелен на обучение приёмам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и
второстепенной информации, приёмам соотнесения графической и текстовой информации, приёмам различения факта и мнения,
содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации,
а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надёжность источника и
достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать
свою точку зрения.
Математическая грамотность
Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом современных мировых требований,
предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и
традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для
непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития
обучающихся.
Функциональность математики определяется тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира:
пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и
использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации,
малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы,
применять формулы, использовать приёмы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде
таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных
событий.
Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках
математики, причем, как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный
формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно
реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм
проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения,
мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с
содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать»
математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого
человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную
мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания.
Естественно-научная грамотность
Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере
определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA:
«Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым
вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к
естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
научно объяснять явления;
демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;
интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов».
Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и
применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется
образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут
проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый
класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиа ресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной
активности учащихся.
Финансовая грамотность
Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых
для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа
финансовых решений» (5-7 классы) и «Основы финансового успеха» (8-9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся
познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую
информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по
программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно
правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учётом возможностей и
предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создаёт условия для применения финансовых знаний и понимания
при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и
обществознания.
Глобальные компетенции
Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого
развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного
общего образования входит в программы естественнонаучных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание
модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по
«глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные
проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные
ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество.
Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные
задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о
взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из
социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для
окружающей среды и социального окружения.
Креативное мышление
Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления
обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие
производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей.
Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности,
эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из
составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями,
компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных
ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия,
лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех
сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей
креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного
мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на
уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для
развития и совершенствования креативного мышления.
Каждый модуль Программы предлагается изучать ежегодно в объёме 5 часов в неделю, начиная с 5 класса. Во всех модулях в
последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие
необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения
используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии.
Ниже представлено содержание каждого модуля Программы по годам обучения (для 5-9 классов), включая и интегрированные
занятия.
Содержание курса по шести направлениям функциональной грамотности для 5 классов
5 класс
Модуль: Читательская грамотность: «Читаем, соединяя текстовую и графическую
информацию» (5 ч)
Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России)
1.
Работаем над проектом (Школьная жизнь)
2.
Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь)
3.
По страницам биографий (Великие люди нашей страны)
4.
Мир моего города (Человек и технический прогресс)
5.
Модуль: Естественно-научная грамотность: «Наука рядом» (5 ч)
Мои увлечения
1.
Растения и животные в нашей жизни
2.
Загадочные явления
3.
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч)
Модели и ситуации. Общее представление о креативности (на примерах
простейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательными и
1.
тематическими областями
Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и
2.
варианты. Разные, похожие, одинаковые
Выдвижение креативных идей и их доработка. Для чего нужны нестандартные
3.
идеи. Когда и кому бывают нужны креативные идеи
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на
4.
основе комплексного задания
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы
5.
Модуль: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (4 ч)
Путешествия и отдых
1.
Транспорт
2.
Здоровье
3.
Домашнее хозяйство
4.
Модуль: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч)
Собираемся за покупками: что важно знать
1.
Делаем покупки: как правильно выбирать товары
2.
Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем
3.
Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя
4.
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (2 ч)
1.
«Деньги – не щепки, счетом крепки»
Модуль:
планету.
(5 ч)
1.
2.
Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за
Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами»
3.
4.
Мы умеем дружить
Общаемся с одноклассниками и живем интересно
Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть
компетентным?
Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать.
глобально
Идея: на материале заданий «Покупаем новое» и «Не выбрасывайте продукты»
интеграция с финансовой грамотностью по теме «Покупки»
Планируемые результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и
предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом
определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов.
Личностные результаты
·
осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире);
·
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав;
·
ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа;
·
готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
·
осознание ценности самостоятельности и инициативы;
·
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному
сотрудничеству;
·
проявление интереса к способам познания;
·
стремление к самоизменению;
·
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в
целом;
·
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
·
установка на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений;
·
осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных
интересов и потребностей;
·
активное участие в жизни семьи;
·
приобретение опыта успешного межличностного общения;
·
готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и
других творческих работах;
·
проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и
общественному имуществу;
·
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
· освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире;
· готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность,
в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
· осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие.
Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры:
· умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
· умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
·
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;;
·
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
·
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в
условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
·
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся
использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться:
-овладение универсальными учебными познавательными действиями;
-овладение универсальными учебными коммуникативными действиями;
-овладение универсальными регулятивными действиями.
· освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из
различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную
картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные);
· способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике;
· готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с
педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
·
способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность;
·
способность к совместной деятельности;
·
овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе
цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
·
владеть базовыми логическими операциями:
- сопоставления и сравнения,
- группировки, систематизации и классификации,
- анализа, синтеза, обобщения,
- выделения главного;
- владеть приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств;
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать
существенный
признак
классификации,
основания
для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
- предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
- делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы
о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий
с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать
вопросы,
фиксирующие
разрыв
между
реальным
и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать
на
применимость
и
достоверность
информации,
полученной
в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать
возможное
дальнейшее
развитие
процессов,
событий
и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у
обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи
и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков
и эмоционального интеллекта обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом
получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок
личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого
поведения).
Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания
предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной
грамотности.
Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных
результатов по предметной области «Русский язык и литература».
По учебному предмету «Русский язык»:
· понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов
различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной
форме содержания текста;
· овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной
информации, явной и скрытой информации в тексте;
· представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование
текста или его фрагмента;
· извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею;
·
анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения
коммуникативной задачи;
·
определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту).
По учебному предмету «Литература»:
· овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное;
· умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять
позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные
в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения;
· овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с
использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов,
жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой,
адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа).
Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих
предметных результатов по учебному предмету «Математика»:
Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки:
· Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные
числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку,
прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;
· Решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество,
стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и
семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор
всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния,
времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений,
связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
· Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах,
интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц,
линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана,
наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;
· Оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в
окружающем мире и в жизни;
· Пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб,
пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов
окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных
прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство
фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки равенства
треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин,
расстояний, площадей;
· Находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда,
куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности,
плошать круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение
геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади,
объема; выражать одни единицы величины через другие;
· Использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать
графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов
и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;
• Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы
уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении
различных задач;
• Решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей.
Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих
предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»:
· умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера;
· умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования,
соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в
группе;
· умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений;
· умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических
процессов на организм человека и окружающую природную среду;
· умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых
биологических объектов, явлений и процессов;
· сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих
перед человечеством, и способах их преодоления;
·
умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической
активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья;
· умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов.
Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных
результатов по различным предметным областям:
·освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия,
отражающие важнейшие сферы финансовых отношений
· формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их
элементов и основных функций;
· формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего
социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение
качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;
· формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных
средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг;
· формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные
формы сетевой активности (в том числе фишинг)
· формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и
поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными
финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
· приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия
рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового
поведения, составления личного финансового плана.
Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных
результатов по различным предметным областям:
·освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области;
·формирование предпосылок научного типа мышления;
·освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов.
Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных
результатов по различным предметным областям:
·способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки;
·проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления;
·демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.;
·предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в
области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений;
·ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ Тема
Кол- Основное содержание
Основные виды деятельности
Формы
Образовательные
во
часов
проведения
занятий
Введение в курс «Функциональная грамотность».
Введение
1
Знакомство участников
Развить мотивацию к
Игры и
программы. Обсуждение понятий целенаправленной социально
упражнения,
«функциональная грамотность», значимой деятельности; стремление помогающие
«составляющие функциональной быть полезным, интерес к
объединить
грамотности (читательская,
социальному сотрудничеству;
участников
математическая, естественноСформировать внутреннюю позиции программы,
научная, финансовая грамотность, личности как особого ценностного которые будут
глобальные компетенции,
отношения к себе, окружающим
посещать занятия.
креативное мышление).
людям и жизни в целом;
Беседа, работа в
Ожидания каждого школьника и Сформировать установку на
группах,
группы в целом от совместной
активное участие в решении
планирование
работы. Обсуждение планов и
практических задач, осознанием
работы.
1.
организации работы в рамках
важности образования на
программы.
протяжении всей жизни для
успешной профессиональной
деятельности и развитием
необходимых умений;
Приобрести опыт успешного
межличностного общения;
готовность к разнообразной
совместной деятельности, активное
участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и
других творческих работах
Модуль 1: Читательская грамотность: «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (5 ч)
Путешествуем и 1
Приемы поиска и извлечения
Соотносить визуальное изображение Работа в группах
познаем мир
информации разного вида
с вербальным текстом. Понимать
(Путешествие по
(текстовой, графической) по
фактологическую информацию
2.
России)
заданной теме из различных
источников. Приемы выделения
главной и второстепенной
ресурсы,
включая
электронные
(цифровые)
Портал Российской
электронной школы
(РЭШ, https://fg.resh.edu.
ru/);
портал ФГБНУ ИСРО
РАО, Сетевой комплекс
информационного
взаимодействия
субъектов Российской
Федерации в
проекте «Мониторинг
формирования
функциональной
грамотности учащихся»
(http://skiv.instrao.ru/);
материалы из пособий
«Функциональная
грамотность. Учимся
для жизни»
издательства
«Просвещение».
«Необыкновенный
путешественник»:
Демонстрационный
вариант 2019
(http://skiv.instrao.ru)
Работаем над
проектом
(Школьная
жизнь)
1
Хотим
участвовать в
конкурсе
4. (Школьная
жизнь)
1
3.
По страницам
биографий
(Великие люди
нашей страны)
1
5.
6.
Мир моего
1
города (Человек
информации, явной и скрытой
информации в тексте
Приемы работы с множественным Соотносить визуальное изображение Деловая игра
«Моя Россия: большое в
текстом по выявлению явной и
с вербальным текстом. Использовать
малом»: Читательская
скрытой информации,
информацию из текста для решения
грамотность. Сборник
представленной в разных частях практической задачи
эталонных заданий.
текста. Приемы выявления
Выпуск 1. Учеб.
визуальной информации,
пособие для
представленной на карте, и приемы
общеобразоват.
сопоставления информации,
организаций. В 2-х ч.
выявленной в тексте, с
Часть 1. ‒ Москва,
информацией, содержащейся в
СанктПетербург:
графическом объекте
«Просвещение», 2020.
(географическая карта,
фотография)
Приемы работы с множественным Интегрировать и интерпретировать Работа в группах
«Конкурс сочинений»:
текстом, представленным на сайте. информацию, представленную в
Открытый банк заданий
Приемы поиска информации,
разной форме и в разных частях
2020
представленной вербально и
текста. Использовать информацию
(http://skiv.instrao.ru)
визуально, расположенной в
из текста для решения практической
разных частях множественного
задачи
текста
Приемы анализа информации
Выявлять фактологическую
Самостоятельное «Маршал Победы»:
учебно-научного текста
информацию (последовательность выполнение работы Читательская
(биография), представленной в
событий), представленную в разных с последующим
грамотность. Сборник
виде таблицы. Приемы
частях текста. Выявление роли
обсуждение ответов эталонных заданий.
комментирования текста,
визуальных объектов для понимания на задания
Выпуск 1. Учеб.
включающего визуальный объект сплошного текста.
пособие для
(фотографию)
общеобразоват.
организаций. В 2-х ч.
Часть 1. ‒ Москва,
СанктПетербург:
«Просвещение», 2020.
Приемы извлечения информации Устанавливать взаимосвязи между Игра-расследование «Мост»
из различных источников
текстами.
Открытый банк заданий
и технический
прогресс)
(художественный и
Формулировать на основе
публицистический тексты, заметки полученной из текста информации
с сайта), включающих визуальный собственную гипотезу,
объект; ее осмысление и
прогнозировать события, течение
оперирование ею
процесса, результаты эксперимента
на основе информации текста.
Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Наука рядом» (5 ч)
Мои увлечения 1
Выполнение заданий «Звуки
Использование полученных (из
музыки» и «Аня и ее собака»
самих заданий) знаний для
объяснения явлений.
7.
Проведение и/или интерпретация
экспериментов.
Растения и
животные в
нашей жизни
2
Выполнение заданий «Чем
питаются растения» и
«Хищные птицы»
Работа
индивидуально или
в парах.
Обсуждение
результатов
выполнения
заданий.
Получение выводов на основе
Работа
нтерпретации данных (графических, индивидуально или
числовых), построение
в парах.
рассуждений.
Обсуждение
Объяснение явлений с
результатов
использованием приобретенных
выполнения
знаний.
заданий.
Анализ результатов экспериментов
(описанных или проведенных
самостоятельно).
2021 года
(http://skiv.instrao.ru )
Портал
РЭШ https://fg.resh.edu.r
u
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Естественно-научная
грамотность. Сборник
эталонных заданий.
8.
Выпуск 1: учеб. пособие
для
общеобразовательных
организаций / под ред.
Г. С. Ковалёвой, А. Ю.
Пентина. — М. ; СПб. :
Просвещение, 2020.
Загадочные
2
Выполнение заданий «Лазерная
Проведение простых исследований Работа в парах или Портал
явления
указка и фонарик» и «Что такое
и анализ их результатов.
группах.
РЭШ https://fg.resh.edu.r
9.
снег»
Презентация
u
результатов
исследования.
Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (5 ч)
12 Креативное
1
Общее представление о
Совместное чтение текста заданий. Работа в парах и
Портал ИСРО РАО
. мышление:
креативности (на примерах
Маркировка текста с целью
малых группах.
http://skiv.instrao.ru
Модели и
ситуации
Выдвижение
разнообразных
идей
13
.
1
простейших заданий и бытовых
ситуаций). Знакомство с
содержательными и
тематическими областями
выделения главного.
Презентация
Совместная деятельность по анализу результатов
предложенных ситуаций.
обсуждения
Выдвижение идей и обсуждение
различных способов проявления
креативности:
-самовыражение с помощью
текстов, рисунков, мимики и
пластики, танца и др.
-решение проблем социального и
научного характера.
Обсуждение проблемы: Для чего
бывает нужно выдвигать разные
идеи и варианты.
Разные, похожие, одинаковые.
Совместное чтение текста заданий. Работа в парах и
Маркировка текста с целью
малых группах.
выделения основных требований.
Презентация
Совместная деятельность по анализу результатов
предложенных ситуаций.
обсуждения
Выдвижение идей и обсуждение
причин, по которым требуется
проявлять беглость мышления,
гибкость и разнообразие мышления.
Выполнение теста «Круги» по
методике «Вартега», подсчёт
количества выдвинутых идей и
количества различающихся идей.
Подведение итогов:
-Что означает выдвигать идеи?
-Чем отличаются разнообразные
идеи?
-Пояснять на примерах, когда, при
каких условиях требуется
Письменное
самовыражение:
5 кл., Необычная
картина, задание 1,
Визуальное
самовыражение:
5 кл, Что скрыто за
рисунком, задание 2,
Решение социальных
проблем:
5 кл, Класс, задание 2,
Решение научных
проблем:·
5 кл, Изобретаем
соревнование, задания
1, 2
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Письменное
самовыражение:
·
5 кл., Выдуманная
страна, задание 1,
·
5 кл., Праздник
осени, задание 1,
·
5 кл, Класс,
задание 1
Визуальное
самовыражение:
·
5 кл., Эмблема для
первоклассников,
задание 1,
Решение социальных
проблем
·
5 кл, Точность –
вежливость королей,
предлагать разные варианты
решений?
Выдвижение
1
креативных идей
и их доработка
Обсуждение проблем:
-Для чего нужны нестандартные
идеи.
-Когда и кому бывают нужны
креативные идеи?
14
.
От выдвижения 1
до доработки
15
идей
.
Использование навыков
креативного мышления для
создания продукта.
Совместное чтение текста заданий. Работа в парах и
Маркировка текста с целью
малых группах
выделения основных требований.
Презентация
Совместная деятельность
результатов
-по подбору синонимов к слову
обсуждения
«оригинальный»
-по анализу предложенных
ситуаций.
Выдвижение идей и обсуждение
причин, по которым требуется
проявлять оригинальность и
нестандартность мышления.
Подсчет количества оригинальных
идей по результатам выполнения
теста «Круги» по методике
«Вартега».
Подведение итогов:
-Что означает, что идея креативная?
Что её отличает?
-Как можно выявить оригинальные
идеи
-Пояснять на примерах, когда, при
каких условиях требуется
предлагать необычные,
нестандартные варианты решений?
комплексного задания (по выбору Работа в малых
учителя):
группах
-Создание школьной газеты;
Презентация
-Создание сюжета для инсценировки результатов
в классе;
обсуждения
задание 1
Решение научных
проблем
·
5 кл, Мяч
будущего, задание 1
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Письменное
самовыражение:
·
5 кл., Необычная
картина, задание 3,
Визуальное
самовыражение:
·
5 кл, Улыбка
осени, задание 1,
Решение социальных
проблем:
·
5 кл, Класс,
задание 4,
·
5 кл, Буккроссинг
- обмен книгами,
задание 4
Решение научных
проблем:
·
5 кл, Прогулка в
парке, задание 1, 3
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
По выбору учителя
-Подготовка праздника осени;
-Подготовка выставки «Нет
вредным привычкам»;
-Подготовка необычного
спортивного соревнования;
-Подготовка выставки «Школа
будущего».Выполнение проекта на
основе
Диагностика и
рефлексия.
Самооценка
1
Креативное мышление.
Диагностическая работа для 5
класса.
Выполнение итоговой работы.
Индивидуальная
Обсуждение результатов. Взаимо- и работа.
самооценка результатов выполнения Работа в парах.
16
.
Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1.
Подведение
1
Самооценка уверенности при
Оценивать результаты своей
Беседа
итогов первой
решении жизненных проблем.
деятельности.
части
Обсуждение результатов
Аргументировать и обосновывать
самооценки с целью достижения свою позицию.
программы.
17
большей уверенности при решении Задавать вопросы, необходимые для
.
задач по функциональной
организации собственной
Самооценка
грамотности.
деятельности.
результатов
Предлагать варианты решений
деятельности на
поставленной проблемы.
занятиях
Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (4 ч)
·
5 кл., Трудный
предмет,
·
5 кл, Сюжет для
спектакля,
·
5 кл., Праздник
осени,
·
5 кл, Нет вредным
привычкам,
·
5 кл, Изобретаем
соревнование,
·
5 кл, Школа
будущего
Портал
РЭШ https://fg.resh.edu.r
u
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Диагностическая работа
для 5 класса.
Креативное мышление.
Вариант 1. День
рождения
Вариант 2. День игры и
игрушки
Приложение
Путешествие и
отдых
1
18
.
Развлечения и
хобби
1
19
.
Здоровье
20
.
1
Действия с величинами
Беседа, групповая
Извлекать
(вычисления, переход от одних
работа,
единиц к другим, нахождение доли анализировать, интерпретировать
индивидуальная
величины).
работа
Действия с многозначными
информацию (из текста, таблицы,
числами. Числовая
диаграммы), Распознавать математ
последовательность (составление, ические объекты, (числа, величины,
продолжение).
фигуры),
Интерпретация результатов
вычислений, данных диаграммы. Описывать ход и результаты
Решение текстовой задачи,
действий, Предлагать и
составленной на основе ситуации. обсуждать способы
решения, Прикидывать,
оценивать,
вычислять результат, Устанавлива Беседа, групповая
Работа с информацией (выбор
ть и использовать зависимости
данных).
работа,
между величинами, данными,
Решение текстовой задачи.
индивидуальная
Читать, представлять,
Метод перебора вариантов.
работа
сравнивать математические
Действия с величинами
объекты (числа, величины,
(вычисление, переход от одних
фигуры), Применять правила,
единиц к другим, нахождение
свойства (вычислений, нахождения
доли). Прикидка результата
результата), Применять приемы
выполнения действий с
проверки
величинами.
Многозначные числа, действия с результата, Интерпретировать отве
т, данные,
натуральными числами.
Выдвигать и
Сравнение долей числа.
обосновывать гипотезу, Формулир
овать обобщения и
выводы, Распознавать истинные и
ложные высказывания об объектах,
Действия с натуральными числами. Строить высказывания, Приводить Беседа, групповая
примеры и
Действия с числовой
работа,
контрпримеры,
Выявлять
сходства
последовательностью
индивидуальная
и различия
(составление, продолжение).
работа
«Петергоф»:
открытый
заданий
банк
2019/2020
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
«Аккумулятор
радиотелефона»:
открытый
банк
заданий
2021
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
Портал ИСРО РАО
http://skiv.instrao.ru
«Кросс»:
Метод перебора возможных
вариантов.
Соотношения между величинами,
размеры объекта.
Единицы времени.
Зависимости между величинами,
прямо пропорциональная
зависимость величин при решении
задачи.
Домашнее
хозяйство
21
.
1
объектов, Измерять объекты,
Моделировать ситуацию
математически.
Планировать ход решения задачи в
2-3 действия.
Размеры реального объекта,
единицы длины.
Площадь, сравнение площадей
данных фигур.
Перевод единиц длины и площади.
Зависимости между величинами.
Деление с остатком, округление
результата по смыслу ситуации.
Доля числа.
Измерения и объём
прямоугольного параллелепипеда,
сравнение объемов, переход от
одних единиц объёма к другим.
Представление данных: чтение и
интерпретация данных диаграммы.
Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (4 ч)
Собираемся за 1
Финансы. Значение финансовой Выявлять и анализировать
покупками: что
грамотности.
финансовую информацию.
22
важно знать
Деньги. Виды денег. Наличные
Оценивать финансовые проблемы.
.
и безналичные деньги.
Применять финансовые знания.
Запланированная покупка.
открытый
банк
заданий
2021
(http://skiv.instrao.ru)
«Земляника»:
открытый
банк
заданий
2021
(http://skiv.instrao.ru)
«Спортивный
праздник»
в
Приложении
Беседа, групповая
работа,
индивидуальная
работа
«Выкладывание
плитки»:
открытый
банк
заданий
2019/2020
(http://skiv.instrao.ru)
Решение
ситуативных и
проблемных задач
Беседа/ Дискуссия/
Проект/ Игра
http://skiv.instrao.ru/ban
k-zadaniy/finansovayagramotnost
Комплекс «Способы
оплаты»
(2021,
5
Незапланированная покупка.
Финансовая выгода. Финансовый
риск. Финансовое планирование.
класс)
Комплекс «Наличные
и безналичные деньги»
(2020, 5 класс)
Портал
РЭШ https://fg.resh.edu.
ru
Делаем покупки: 1
как правильно
выбирать товары
Покупки. Виды покупок.
Товар.
Планирование покупки товара.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания.
Решение
ситуативных и
проблемных задач
Беседа/ Практическая
работа/
Портал ИСРО РАО
Работа в парах/ Игра http://skiv.instrao.ru
Комплекс
«Интересный журнал»
(2022, 5 класс)
Приобретаем
услуги: знаем,
умеем,
практикуем
1
Услуга.
Планирование покупки услуги.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания.
Решение
http://skiv.instrao.ru/ban
ситуативных и
k-zadaniy/finansovayaпроблемных задач
gramotnost
Беседа/ Практическая Комплекс «Поездка в
работа/
зоопарк» (2021,
5
Работа в группах/
класс)
Игра
Самое главное о 1
правилах
поведении
грамотного
25 покупателя
.
Финансовое планирование.
Экономия денег.
Акции на товары и услуги.
Скидка на покупку.
Правила поведения грамотного
покупателя.
Выявлять и анализировать
финансовую информацию.
Оценивать финансовые проблемы.
Применять финансовые знания.
Решение
http://skiv.instrao.ru/ban
ситуативных и
k-zadaniy/finansovayaпроблемных задач
gramotnost
Беседа/ деловая игра
23
.
24
.
Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (2 ч)
Комплекс «Прогулка
по магазину» (2020, 5
класс)
«Деньги – не
щепки, счетом
крепки»
Финансовая грамотность:
Финансовая грамотность: Выявлять Решение
Финансы.
и анализировать финансовую
ситуативных и
Финансовая выгода. Финансовый информацию.
проблемных задач
риск.
Оценивать финансовые проблемы. Беседа/ игра«Велопрокат»
Финансовое планирование
Применять финансовые знания
соревнование
Математическая грамотность:
Математическая грамотность:
http://skiv.instrao.ru/ban
Зависимости «цена – количество- Читать текст, разбирать инструкцию
k-zadaniy/finansovayaстоимость», «скорость-времяи обсуждать ситуации
gramotnost
расстояние». Измерение и единицы Выявлять информацию в
26
Комплекс
«Новые
длины, времени, стоимости,
финансовом контексте.
джинсы» (2019,
5
скорости.
Выявлять зависимости, вычислять
27
класс)
стоимость.
.
Графически представлять алгоритм.
Комплекс
Планировать порядок выполнения
«Велопрокат» (2022, 5
действий, составлять
класс)
арифметическое выражение.
Выполнять вычисления с
натуральными числами, сравнивать
результаты.
Конкретизировать тариф, выбирать
выгодный тариф.
Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с
глобальными проблемами» (5 ч)
Мы умеем
1
Межкультурное взаимодействие: * Приводить примеры ситуаций
Беседа / обсуждение / http://skiv.instrao.ru
дружить
успешное и уважительное
уважительного и неуважительного, игровая деятельность Ситуация
«Как
взаимодействие между
эффективного и неэффективного,
/ решение
подружиться
с
людьми. Традиции и обычаи:
взаимодействия между людьми.
познавательных
новенькой»
многообразие культур и
Оценивать последствия этих
задач и разбор
28
идентификация с определенной
взаимодействий.
ситуаций
Открытый
банк
.
культурой. **
Выявлять и оценивать различные
заданий 2020)
Виды социальных взаимодействий. мнения и точки зрения о роли
Ситуации «Футбол и
Дружба в жизни человека
дружбы в жизни человека.
дружба»
Аргументировать свое мнение о
«Случай в гостях»
роли дружбы в жизни человека.
29 Общаемся с
1
Межкультурное взаимодействие: Выявлять и оценивать различные
Беседа / обсуждение / http://skiv.instrao.ru
2
. одноклассниками
и живем
интересно
успешное и уважительное
взаимодействие между людьми,
действия в интересах коллектива.
Семья и школа.
Основы совместной деятельности.
Роль школы в нашей жизни
Какие проблемы 1
называют
глобальными?
30 Что значит быть
. глобально
компетентным?
Обсуждение
Глобальные
информации,
компетенции. Сборник
предложенной
эталонных
заданий.
руководителем
Выпуск 1. Стр. 4–10
занятия / решение
http://skiv.instrao.ru
познавательных
Ситуация «Один в
задач и разбор
поле воин»
ситуаций
Глобальные проблемы: изучение Описывать ситуации проявления
Беседа / обсуждение / http://skiv.instrao.ru
глобальных и локальных проблем. глобальных проблем на местном
решение
Ситуации
Глобальные проблемы в нашей
(локальном) уровне.
познавательных
«Найденыш»,
жизни
Оценивать влияние глобальных
задач и разбор
«Загрязнение
проблем на жизнь каждого человека, ситуаций
Мирового океана»
на развитие общества.
Глобальные
компетенции. Сборник
эталонных
заданий.
Выпуск 1. Стр. 11–19
Ситуации «Добываем
марганец
в
Зедландии», «Дом для
кошек и собак»,
«Чистая вода»
Можем ли мы
решать
глобальные
проблемы?
Начинаем
действовать.
31
32
.
2
мнения и точки зрения о
взаимодействии в школьном
коллективе.
Объяснять причины возникновения
конфликтных ситуаций в школьном
коллективе.
Обосновывать способы их решения.
Глобальные проблемы: изучение Приводить примеры глобальных
глобальных и локальных проблем. проблем.
Понятие «глобальные проблемы» Объяснять, какие проблемы
называются глобальными.
игровая деятельность Ситуации «Соседи»
/ решение
«В детском лагере»
познавательных
задач и разбор
ситуаций
http://skiv.instrao.ru
Ситуации
«Лечим
скворца»
«Покупаем новое»
«Планета
будет
зеленой»
Подведение
итогов
программы.
33
Самооценка
1
.
результатов
деятельности на
занятиях
34
Итоговое занятие 1
.
Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2.
Оценка
(самооценка)
уровня Оценивать
результаты
своей
Для
конкретизации
сформированности
деятельности.
проявления
функциональной грамотности по Аргументировать и обосновывать
сформированности
шести составляющим. Обсуждение свою позицию.
Групповая работа
отдельных
уровней
возможных
действий, Осуществлять сотрудничество со
ФГ
используются
направленных
на
повышение сверстниками.
примеры
заданий
уровня ФГ отдельных учащихся и Учитывать разные мнения.
разного уровня ФГ
группы в целом.
(http://skiv.instrao.ru/)
Решение
практических
задач, успешное межличностного
общение в совместной деятельности,
активное участие в коллективных
учебно-исследовательских,
Демонстрация итогов внеурочных
Театрализованное
проектных и других творческих
занятий
по
ФГ
(открытое
представление,
работах.
мероприятие
для
школы
и
фестиваль, выставка
Просмотр
слайд-шоу
с
родителей).
работ
фотографиями и видео, сделанными
педагогами и детьми во время
занятий.
Благодарности друг другу за
совместную работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Краткие рекомендации по оценке результатов внеурочной деятельности по формированию функциональной грамотности
Для повышения эффективности внеурочных занятий по формированию функциональной грамотности (ФГ) необходимо в процессе их
проведения получать обратную связь как по отдельным этапам программы (модулям по каждому направлению ФГ), так и в целом по
проведению программы.
В качестве рекомендаций предлагается проведение двух занятий, назовем их рефлексивными, в середине и конце годовой программы,
целью которых будет не формальная оценка сформированности отдельных сторон ФГ, а организация самооценки учащихся своей
деятельности на занятиях, осмысление результатов этой деятельности, обсуждение и планирование деятельности на следующих
занятиях или в следующем классе.
Для проведения рефлексивного занятия в середине программы предлагается методика «Сытый или голодный?», учитывающая
подходы, разработанные белорусскими коллегам. Основная цель этой методики получить обратную связь от каждого ученика.
Учитель предлагает тем ученикам, которые чувствуют на данный момент, что они уже «насытились» содержанием функциональной
грамотности, уверенно решают жизненные проблемы, сесть по одну сторону от него; тем, кто еще ощущает себя «голодным»,
неуверенно себя чувствует при решении жизненных задач – по другую.
После разделения класса следует обсуждение, в ходе которого каждый, по возможности, рассказывает о том, что оказало влияние на его
решение, почему учащийся так думает. Рекомендуется начинать с «сытых».
Преподаватель фиксирует все высказанные «голодными» важные потребности, и в заключение обсуждается то, что можно сделать для
удовлетворения их «голода», как помочь им насытиться (то есть достичь уверенности при решении задач по функциональной
грамотности).
В ходе рефлексии учащиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и обосновывают свою позицию. Учащиеся
имеют возможность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности на будущих занятиях, и предлагают
варианты решений поставленных проблем.
Для проведения итогового рефлексивного занятия предлагается методика «Лестница самооценки». Основная цель данной методики самооценка уровня сформированности функциональной грамотности по шести составляющим и обсуждение возможных действий,
направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом.
Учащиеся разбиваются на 6 групп (по количеству составляющих ФГ). Ученики должны сами образовать группы, а назначение
компонента необходимо делать случайным образом (например, используя принцип лотереи, когда ученик тянет бумажку с названием
компонента функциональной грамотности из шляпы/непрозрачного пакета).
Каждой из шести команд даётся описание уровней сформированности той или иной составляющей ФГ. Команда должна ответить на
вопросы: 1) На каком уровне, по их мнению, находится класс по выпавшей им составляющей ФГ? 2) Что нужно делать в следующем
году, чтобы перейти на следующий уровень? Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ можно
использовать примеры заданий разного уровня ФГ по всем шести составляющим (http://skiv.instrao.ru/).
На работу групп даётся 10-15 минут. За это время ведущий занятия рисует на доске пятиступенчатую лестницу, помечая каждую
ступень цифрой от 1 до 5 (по числу уровней ФГ). После окончания групповой работы кто-то из группы выходит и приклеивает стикер
(ставит магнит) на ту или иную ступень лестницы, нарисованной на доске. Учащиеся из каждой группы объясняют, почему они пришли
именно к такому выводу, дают свои предложения по переходу на следующую ступень и обсуждают с классом пути перехода на
следующую ступень (на выступление каждой группы отводится 5 минут).
В ходе проведения данной методики учащиеся оценивают результаты своей деятельности, аргументируют и обосновывают свою
позицию, осуществляют сотрудничество со сверстниками, учитывают разные мнения.
Для получения обратной связи на разных этапах программы учителя могут использовать и другие методики, а также изменять
предложенные методики, дополнять или усложнять их в соответствии с интересами и особенностями группы учащихся и их возрастом.
[1] Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С.35.
[2] https://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf
[3] ПС – письменное самовыражение (здесь и далее)
[4] ВС – визуальное самовыражение (здесь и далее)
[5] СПр – решение социальных проблем (здесь и далее)
[6] ЕНПр – решение естественнонаучных проблем (здесь и далее)
[7] Педагогические игротехники: копилка методов и упражнений /Л.С. Кожуховская [и др.]; под общ. ред. Л.С. Кожуховской. – Минск:
Изд. Центр БГУ, 2010. – 233 с. https://www.youthworker.by/images/_library/Kopilka_metodov_i_uprazhnenij.pdf