Литвинова Подписано
цифровой
подписью:
Ирина
Литвинова Ирина
Николаевн Николаевна
Дата: 2022.11.01
а
21:58:42 +03'00'
Пояснительная записка
Рабочая программа по Музыке______ для _6_ класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
- Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 №
1897»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении
СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по
Приказу Минпросвещения России от 20.05.2020 №254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научнометодическим советом по учебникам;
- О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения
Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных
Федеральным Научно-методическим советом по учебникам;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных
учреждениях» (с изменениями);
- Примерная программа по учебному предмету «__Музыка___________» автора _ В.В.Алеева, Т.И.Науменко для
общеобразовательных учреждений «Музыка. » (М.: Дрофа, 2020);
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка
2
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов в
муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального
образования «город Донецк»;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022__ - 2023__ учебный год
УМК:________________________________________
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта (УМК) для 6 класса В.В. Алеева, Т.И.
Науменко для общеобразовательных учреждений «Музыка» (М.: Дрофа, 2020);общеобразовательных учреждений. Учебник для
общеобразовательных учреждений построен в соответствии с учебным планом и ориентирован на государственный
образовательный стандарт, применительно к учебному предмету Материал, предназначенный для усвоения, по глубине и объёму
содержания значительно выше требований образовательного стандарта. Во всех компонентах УМК содержится избыточный
материал, который обеспечивает возможность выбора в зависимости от интересов, способности и уровня обученности учащихся.
Цель программыВ.В.Алеева, Т.И.Науменко «Искусство. Музыка»: в основной школе заключается в духовнонравственном воспитании школьников в процессе приобщения к музыкальной культуре как важнейшему компоненту
гармонического формирования личности.
- создание условий для формирования ключевых компетенций учащихся в процессе приобщения к музыкальной культуре.
- формирование музыкальной культуры учащихся 6 класса как неотъемлемой части духовной культуры в процессе
воспитания инициативного компетентного гражданина России, способного к творческой инновационной деятельности.
Задачи направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем:
способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным
достижениям музыкального искусства;
научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь
приобретённых знаний;
научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
3
развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке,
собственном творчестве;
воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное обобщенное понимание характерных признаков
музыкально–исторических стилей, знание наиболее значительных музыкальных жанров и форм, средств музыкальной
выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве.
Общая характеристика учебного предмета:
Программа разработана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на дальнейшее
развитие эмоционально-ценностного отношения к музыкальному искусству, систематизацию и углубление полученных
знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и
мировым культурным традициям.
Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов
музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство
с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов.
Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится
сферой выражения личной творческой инициативы школьников и результатов художественного сотрудничества, музыкальных
впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Изучение музыки в основной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и
современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству,
стремления к музыкальному самообразованию;
4
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и
творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и
музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой
деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении,
импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением
информационно-коммуникационных технологий).
Цели общего музыкального образования, реализуемые через систему ключевых задач личностного, познавательного,
коммуникативного и социального развития, на данном этапе обучения приобретают большую направленность на расширение
музыкальных интересов школьников, обеспечение их интенсивного интеллектуально-творческого развития, активный
познавательный поиск в сфере искусства, самостоятельное освоение различных учебных действий. Поощрение содержательных
инициатив в многообразной музыкально-творческой деятельности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся,
понимание субъективных причин переосмысления накопленного музыкального опыта становится основой для успешного
освоения курса музыки на данной ступени обучения и фундаментом для формирования эстетических убеждений растущего
человека.
В этом контексте личностное развитие учащихся заключается в полной реализации способности творческого освоения мира
в различных видах и формах музыкальной деятельности, становлении самосознания и ценностных ориентаций, проявлении
эмпатии и эстетической восприимчивости. Формирование основ художественного мышления, дальнейшее развитие способности
наблюдать и рассуждать, критически оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства, анализировать
существующее разнообразие музыкальной картины мира способствует в целом познавательному развитию школьников.
Приобщение к отечественному и зарубежному музыкальному наследию, уважение к духовному опыту и художественным
ценностям разных народов мира, освоение культурных традиций Отечества, малой родины и семьи обеспечивает социальное
развитие растущего человека. Постоянное и разнообразное по формам учебное продуктивное сотрудничество, возможность
активного участия каждого школьника в коллективном или ансамблевом пении, инструментальном музицировании и т. д.,
развитие особого умения «слышать другого», построение совместной деятельности и поиск в процессе учебных ситуаций
нетрадиционных вариантов решения творческих задач стимулирует коммуникативное развитие учащихся.
5
Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется
специальной организацией музыкальной, учебной деятельности, а также организацией форм сотрудничества и взаимодействия
его участников в художественно-педагогическом процессе.
Для развития у учащихся интереса к изучаемому предмету и, как следствие,
современные инновационные технологии такие, как:
повышения качества знаний используется
Здоровье-сберегающие технологии
Технологии сотрудничества
Место и роль учебного предмета в учебном плане:
Настоящая программа «Музыка 6 класс » составлена в полном соответствии с Базисным учебным планом образовательных
учреждений общего образования. Она предусматривает на изучение предмета: «Музыка» в 6 классе 33 часа в год (1час в
неделю). Программа скорректирована на 33 часа в соответствии с производственным календарем.
Планируемые результаты изучения предмета в 6 классе
Личностные результаты УУД
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека( на личном примере)
Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов)
Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками
Развивать познавательные интересы
Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в музыкальном исполнении
Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры
Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.
Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке, об общности и различии выразительных средств музыки и
поэзии
6
Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений
Расширение представлений о собственных познавательных возможностях
Метапредметные результаты
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
Исследовать, сравнивать многообразие жанровых воплощений музыкальных произведений;
Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в
учебнике);
Анализировать приемы развития одного образа, приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном
произведении;
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;
Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства;
Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов;
Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания;
Сравнивать особенности музыкального языка (гармонии, фактуры) в произведениях, включающих образы разного
смыслового содержания;
Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств.
7
Учащиеся получат возможность:Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и
новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию
приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
Формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных),
особенностям музыкальной культуры своего края, региона;
Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой,
исследовательской деятельности;
Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на
основе выявления их общности и различий;
Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной
творческой деятельности
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.
Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении,
изобразительной деятельности, слове.
Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров
Учащиеся получат возможность:
Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой
музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;
Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных
сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в
самообразовании;
Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания
музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
8
Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;
Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и
зарубежной музыкальной культуры;
Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
Участвовать в жизни класса, школы, города и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной
творческой деятельности;
Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих
задач;
Показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и
музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности.
9
Предметные результаты
Определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства-ритм, мелодию,
гармонию, полифонические приёмы, фактуру, тембр, динамику;
Уметь отразить понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке (устно и
письменно);
Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять одно одно-двухголосное произведения с
аккомпанементом, уметь исполнять более сложные ритмические рисунки (синкопы, ломбардский ритм, остинатный
ритм).
Содержание учебного предмета
С первых уроков музыки школьники учатся слышать даже в самом простом произведении небольшую частичку жизни.
Постепенно они проникаются сознанием – музыка может воплощать всё, что связано с человеком: выражает его чувства, мысли,
изображает характер, поступки.
Учащиеся 6 класса в течение учебного года рассматривают связь музыки с жизнью с других позиций: если музыка
рождается жизнью, то она и сама способна воздействовать на жизнь, но только через человека. В этом её преобразующая сила.
Учитель музыки обогащает представления шестиклассников о жизненном содержании музыки через осознание её
преобразующей роли, таким образом расширяет представления учащихся о роли музыки в жизни человека, в жизни
человеческого общества, помогает осознать, в чём её сила, какая бывает музыка.
Кроме того, обогащая музыкальный опыт учеников, учитель заботится о формировании музыкально-эстетического вкуса
учащихся, помогает им ответить на вопрос: в чём заключается способность музыки оказывать влияние на человека?
Учащиеся, из урока в урок накапливая свои знания и расширяя музыкальные впечатления, к концу учебного года
приходят к выводу: «Сила воздействия музыки определяется двумя качествами: красотой и правдой, воплощёнными
композиторами с помощью средств художественной выразительности».
Для этого на уроках создаются проблемно-поисковые ситуации, когда перед учащимися ставятся различные творческие
задания (например, какими выразительными средствами композитор передаёт радостное восприятие весны, взволнованность
чувств в теме «Единство содержания и формы – красота музыки», показывает борьбу двух противоборствующих сил – добра и
зла, торжество светлых и высоких идей и др.).
10
Выполнение творческих заданий предполагает анализ музыки, что заставляет ребят вслушиваться в произведение,
следить за изменением звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы.
Для формирования эмоциональной отзывчивости и представлений о выразительности языка музыки используется метод
сравнения разнохарактерных и схожих произведений, сопоставительный анализ одного и того же произведения при умышленном
изменении музыкального образа (использование, например, вместо мажорного минорный лад, вместо пунктирного ритма равные
длительности, вместо быстрого темпа медленный и т.п.).
Уроки предполагают широкое творческое использование учителем разнообразного музыкального и теоретического
материала (интересные очерки и рассказы о жизни композиторов, исполнителей, письма, отзывы, уникальные факты,
подтверждающие силу и значимость влияния музыки на человека, а через него – на жизнь, традиционные примеры мировой
музыкальной классики).
Содержание учебного предмета.
№
п/п
1
Раздел, тема
«Тысяча миров»
музыки
Основное содержание
Формы организации
учебной
деятельности
Лирические, эпические, драматические образы. Единство
содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки
(песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и
др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство
поэтического текста и музыки. Многообразие жанров
инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая.
Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического
оркестра, синтезатора
музыкальные
турниры;
хоровой зачёт;
уроки – концерты;
творческие задания.
-
11
2
3
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство
XX
в.
(спиричуэл,
блюз,
современные
джазовые
обработки).Взаимодействие различных видов искусства в
раскрытии
образного
строя
музыкальных
произведений.Использование различных форм музицирования
и творческих заданий в освоении содержания музыкальных
образов.Жизнь — единая основа художественных образов
любого вида искусства. Отражение нравственных исканий
человека, времени и пространства в музыкальном искусстве.
Своеобразие и специфика художественных образов камерной и
симфонической музыки. Сходство и различие как основной
принцип
развития
и
построения
музыки.
Повтор
(вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие
нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления,
столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры
(сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюрафантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное
воплощение литературного сюжета. Выразительность и
изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.
Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная
миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный
квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная
симфония, симфония-действо
«Как создаётся
музыкальное
произведение»
Чудесная тайна
музыки
экскурсия, выставка,
концерт
музыкальные
турниры;
хоровой зачёт;
уроки – концерты;
творческие задания.
-
хоровой зачёт;
уроки – концерты;
творческие задания
Календарно-тематическое планирование:
№
тема
тип
к
основное
виды
планируемые результаты обучения
личностные
метапредметные
дата
вид и
Оборудов
12
урока
у
р
о
к
а
в
о
содержание
учебной
деятельности
предметные
(УУД)
форма
контроля
ание
п
л
а
н
Устный
опрос,
анализ
музык.п
роизведе
ния
Мультимедийноеобору
дование:ком
пьютер,прое
ктор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано.
2.09
Устный
опрос,ан
ализмуз
ык.о
произве
дения,
взаимоопрос
Мультимедийноеобору
дование:ком
пьютер,прое
ктор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано.
9.09
ф
а
к
т
ч
а
с
Тема года: «В чём сила музыки»
1
2
«Музыка
души»
Наш
вечный
спутник
Урок
1
изучения
и первичного закрепления
новыхзнаний
Урок
1
изучения
и первичногозакр
епле-ния
новыхзнаний
1 четверть.
РАЗДЕЛ 1. Музыка души (8 часов)
Постановка
Работа
с Выявлять
Рассуждать об Осознавать
проблемы свя- текстом учеб- возможности общности и и рассказызанной с изуче- ником.
эмоциональразличии вы- вать
о
нием главной
ноговоздейразительных
влиянии мутемы года.
Записывание
ствия музыки средств му- зыки
на
определений
на человека
зыки
и человека.
Важнейшие
в
рабочую ( на личном изобразительаспекты эмо- тетрадь.
примере)
ного
искусционального
ства (П).
воздействия
Слушание
музыки на че- произведения
ловека.
и его анализ.
Вокально-хоровая работа,
разучивание
песни.
Мир
Знакомство с
музыки,сопров материалами
ождаю-щий
учебника,
человека
на выделять
протяжении
главное.
всей его жизни.
Слушать, восМир вещей и принимать,
Выявлять
возможность
эмоциональноговоздействия музыки
на человека.
Оценивать
музыкальные
произведения
с
позиции
красоты
и
правды. ( Р)
Осознавать
и рассказывать о влиянии музыки
на человека.
13
мир музыки
( соотнесение
материального
и духовного в
жизни человека.)
3
ИскусстУрок
во
и закреплефантазия. ниязнаний
1
анализировать
музыкальные произведения.
Хоровое
исполнение
песни.
Реальность и Работа
с
фантазия
в текстом учебжизни челове- ника.
ка.
Выписывание
Претворение
определений
творческого
в
рабочую
воображения в тетрадь.
произведениях
искусства (на Слушание мупримере валь- зыки.
са – фантазия
М.Глинки)
Вокально-хоровая работа.
Выявлять
возможности
эмоциональноговоздействия музыки
на человека.
Исследовать
многообразие
жанровых
воплощений
музыкальных
произведений
(П)
Осознавать
интонацион
но – образные, жанровые основы
музыки как
вида искусства.
Устный
опрос,ан
ализмуз
ык.прои
зведения
, синквейн
Мультимедийноеобору
дование:ком
пьютер,прое
ктор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано.
16.09
Уважение к
музыкальной
культуре мира
разных
времён
Рассуждать о
специфике
воплощения
духовного
опыта человека
вискусстве
(с
учетом кри-
Осознавать
значение
искусства в
жизни
современного человека.
Устный
опрос,
анализ
музык.п
роизведе
ния,
рисунок,
творчес-
Мультимедийноеобору
дование:ком
пьютер,прое
ктор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано.
23.09
Пропевание
по нотам.
4
Искусство–
память
человечества
Урок
1
обобщени
я и систематизаци
и знаний.
Возвращение к
темам,
сюжетам
и образам в произведениях
искусства разных
времен.
Легенда о лете
Знакомство с
материалом
учебника, ответы на вопросы.
Вокальнохороваяра-
Наблюдать
14
5
В
чем Урок
1
сила му- изучения
зыки
и первичного закрепления
новыхзнаний
6
ВолшебУрок
ная сила закреплемузыки
ниязнаний
1
и Мнемозине.
Ощущение
времени
в
произведениях
искусства( на
примере пьесы
«Старый
замок» из фортепианного цикла
«Картинки
с
выставки» М.
Мусоргский).
Важнейшие
эпохи в истории культуры.
Характер всеобщего
воздействия музыки (на примере
второй
части Симфонии № 7 Л.
Бетховена
и
Антракта
к
третьему действию из оперы
«Лоэнгрин»
Р.Вагнера)
бота, разучивание песни.
териев пред- за развитием кое заставленных в одного об- дание
учебнике).(П) раза в музыке.
Анализировать приемы
развития одного образа в
музыкальном
произведении
(П)
Слушание
произведения
и его анализ.
Слушание.
Работа
в
рабочей
тетради:
заполнение
сравнительно
й таблицы.
Выявлять возможностьэмо
циональ-ного
воздействия
музыки
на
человека.
Сравнивать
музыкальное
произведение
разных жанров и стилей.
(П)
Осознавать
и рассказывать о влиянии музыки
на человека
Устный
опрос,
анализ
музык.п
роизведе
ния
Мультимедийноеобору
дование:ком
пьютер,прое
ктор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано.
30.09
Работа с учебником, поиск
ответов
на
поставленные
вопросы.
МногопланоРабота в равость
худо- бочей тетра-
Выявлять
возможности
эмоциональноговоздействия музыки
на человека.
Оценивать
музыкальные
произведения
с
позиций
правды
и
красоты.(Р)
Воспринимать и сопоставлятьхудожественно
-образное
содержание
музык.произ
Взаимоо
прос,
хоровой
зачет
Мультимедийноеобору
дование:ком
пьютер,прое
ктор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
7.10
Роль музыки и
музыкантов в
эпоху Античности.
15
7
8
Музыка
Комбиниобъедированный
няет лю- урок
дей.
Контроль
ный
опрос
1
жественных
смыслов
в
музыке оркестровогоноктюрна «Сирены»
К.Дебюсси
ди.
Работа
над
песней.
Творческоеса
мовыражение в исполнении песни.
Слушание,
определение
композитора.
Созидательная
сила музыки
(на
примере
мифа о строительстве
г.
Фивы).
Работа
тестами.
Вокальная
работа.
с Выявлять
возможности
эмоционально
го
воздействия
Разучивание
музыки
на
новой песни, человека.
Преобразуюпроявление
щеевоздейличностного
ствие музыки
отношенияпр
(на
примере и их восоды Пиндара). приятии.
Оценивать
музыкальное
произведение
с
позиции
красоты
и
правды.(Р)
ведений
(правдивоеложное,
красивое уродливое).
фортепиано.
Рассказыват Тест
ь о влиянии
музыки на
человека.
Мультимедийноеобору
дование:ком
пьютер,прое
ктор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано.
14.10
21.10
Продолжение
работы
над
произведения
ми Л. Бетховена.
16
2 четверть(7ч)
9
Единство
музыкаль
ного
произведе
ния
Урок
1
изучения
и первичногозакрепления
новых
знаний
В чём проявляютсятрадиции и новаторство в музыкальном произведении.
Средства
музыкальной
выразительности, их роль в
создании музыкального произведения (на
примере
Антракта
к
третьему действию из оперы
«Лоэнгрин»
Р.Вагнера).
10
Вначале
был ритм
Урок
изучения
1
Многообразныепроявле-
РАЗДЕЛ 2. Как создаётся музыкальное произведение (22 часа)
Творческое
задание
по
музыке композиторов
Слушание и
анализ произведений.
Вокальнохоровая
работа.
Разучивание
песни.
Готовность к
сотрудничест
ву с учителем
и одноклассниками
Участвовать в
коллективной
беседе и исполнительскойдеятельности (П)
Понимать
значение
средств
художестве
ннойвырази
-тельности
в создании
музыкальногопроизведения.
Устный
опрос,
анализ
музыкал
ьного
произве
дении,
таблица
Мультимедийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано
.
11.11
Владеть отдельными
специальны
ми
музык.терм
инами,
отражающи
ми знание
средств музыкальной
выразительности.
Знакомство с Развитие по- Рассуждать об Понимать
материалами
знавательных общности и значение
Самосто Мультимеятельная дийноеобор
18.11
17
и первичногозакрепления
новых
знаний
11
О чём
рассказывает
музыкаль
ный ритм
Урок
изучения
и первичного закрепления новыхзнаний
1
ния ритма в
окружающем
мире.
Ритм – изначальная форма
связи человека
с
жизнью.
Порядок,
симметрия
–
коренные свойства
ритма.
Жанровая специфика музыкальныхритмов:
ритм
вальса
(на
примере вальса
И.Штрауса
«Сказки Венского леса»).
Разнообразие
претворения
трёхдольности
в танцевальных
жанрах.
Своеобразие
ритма мазурки
(на примере
мазурки сибемоль мажор,
соч.7 №1
Ф.Шопена).
Церемонная
поступь, выраженная в музыке полонеза
учебника, вы- интересов
делять главное.
Слушать, воспринимать,
анализироватьмузык.пр
оизведения.
различии выразительных
средств музыки и изобразительного
искусства(П).
средств ху- работа
дожественной выразительности
(метроритма) в создании музыкальногопр
оизведения.
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано
.
Сравнивать и
определять
музыкальное
произведение
разных жанров и
стилей.(П)
Осознавать
интонацион
нообразные
жанровые
особенност
и музыки.
Мультимедийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано
.
Хоровое
исполнение
песни.
Записывание
определений
в рабочую
тетрадь.
Слушание и
работа над
произведением.
Учебнопознавательный интерес,
желание
учиться
Устный
опрос,
анализ
музык.п
роизведе
ния
25.11
18
12
О
чём
рассказывает
музыкаль
ный ритм
Урок
закрепления
знаний
13
Диалог
Урок
1
метра и комплексритма
ного применения
ЗУН
1
(на примере
полонезаля
мажор, соч.40
№1
Ф.Шопена).
Претворение
Работа с учебиспанских
ником, поиск
народных
ответов
на
ритмов
в поставленные
Болеро
вопросы.
М.Равеля.
Работа в рабочейтетради.
Работа
над
песней.
Творческоеса
мовыражение в исполнении песни.
Слушание и
нахождение
связи между
худ.образами
музыки и другими видами
искусств.
Хоровое пение.
Отличие между Устный опрос
метром
и определений.
ритмом.
Слушание
Особенности
произведения,
взаимодейстего восприявия
между тия и анализ.
метром и рит- Вокально-хомом в «Танце с ровая работа,
Учебнопознавательн
ый интерес,
желание
учиться
Творчески
интерпретиро
вать
содержаниемузык.п
роизведений в
пении,
в
музыкальноритмическом
движении.
Осознавать
интонацион
нообразные
жанровые
особенност
и музыки.
Дн.
муз.разм
ышлени
й стр.9,
взаимоо
прос
Мультимедийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано
.
2.12
Понимать
характерные
особенности
музыкального
языка и передавать их в
эмоциональном исполне-
Воспринимать
характерные черты
творчества
отдельных
отечественных и зарубежных ком-
ВосприниЭссе на
мать разно- тему:
образие по «Ритм»
смыслу ритмические
интонации
при прослушиванииму
Мультимедийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано
09.
12
19
14
От
Урок обо- 1
адажио к бщения и
престо
системати
зации
знаний
саблями»
из разучивание
балета «Гаяне» новой песни.
А.Хачатуряна. Интонирование.
Основные
Творческая
темпы в му- работа
над
зыке.
стихотворени
ем А. ГородЗависимость
ницкого.
музыкального
темпа
Слушание и
отхарактераму- анализ музызыкального
кальных пропроизведения.
изведений.
нии.
позиторов –
Л.Бетховена,
А.Хачатуряна
.(П)
Эмоциональ- Восприниноотклимать
хараккаться
на терные черты
шедевры
творчества
музыкальной отдельных
культуры
зарубежных
композиторов
(И.С.Баха).(П)
зык.произве
дений.
Осознавать
интоннацио
нно-образные, жанровые
и
стилевые
основы
музыки.
Устный
опрос,
анализ
музык.о
произве
дения,
таблица
«Дневник музыкальных размышлений»,
стр. 11
Мультимедийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано
.
16.
12
Эмоциональ-
Наблюдать
Тест
Мультиме-
23.12
Медленные и Оценивание
величественсвоего исполные темпы, как нения песни.
выразители углубленных образов(на
примере органной хоральной
прелюдии «Я
взываю к Тебе,
Господи»).
15.
От
Урок
1
Зажигательный
народный танец Италии –
тарантелла(на
примере «Неаполитанской
тарантеллы»
Дж.Россини)
Изменение
Вокальная
Восприни-
.
20
адажио к контроля,
престо
оценки и
коррекци
и знаний
учащихся
темпов
в
музыкальных
произведениях
(на
примере
фрагмента
«Поёт зима» из
«Поэмы памяти
С.Есенина»Г.С
виридова)
деятельность.
Мелодия
–
важнейшее
средство
музыкальной выразительности.
Мелодия
как
синомимпре-
Знакомство с
материалом
учебника, выделять главное.
Слушать, воспринимать,
Урокконцерт
3
четверть (11ч)
16
«Мелодия Урок
–
душа изучения
музыки»
и
первично
го
закрепления но-
1
нооткликаться
на
Исполнение
шедевры мупесни
по зыкальной
выбору.
культуры
Слушание:
отгадывание
произведение
на
слух,
прозвучавших
во 2 четверти.
Эмоциональнооткликаться
на
шедевры
музыкальной
культуры
мать и сравнивать музыкальный язык
в произведенияхразного
смыслового и
эмоционально
го содержания. (П)
Анализировать приёмы
взаимодействия и развития
одного
или нескольких образов в
произведениях
разных
форм и жанров.
за
развитием
одного или
нескольких
образов
в
музыке.
Узнавать по
характерным
признакам
(интонации,
мелодии)
музыку
отдельных вы-
Осознавать
интонацион
но
образные,ж
анровые и
стилевые
ос-новыму-
дийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано
.
Устный
опрос,
анализ
музык.п
роизведе
ния
Мультимедийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
13.
01
21
выхзнаний
красного.
анализировать музыПроникновенкальные проностьлириизведения.
ческой мело- Вокальная
дии в «Се- деятельность,
ренаде» Ф.Шу- разучивание
берта .
новой песни.
17
«Мелодией одной
звучат
печаль и
радость»
Урок
закреплен
ия знаний
1
Свет и радость
в « Маленькой
ночной
серенаде»
В.А.Моцарта.
Разноплановостьхудожественныхобразов в творчестве Моцарта.
Выражение
скорби
и
печали
Реквиеме В.А.
Моцарта
(на
примере
«Лакримоза»
из
Реквиема
Моцарта).
18
Мелодия
«угадыва-
Урок
обобще-
1
Взаимодействиенациональ-
дающихся
композиторов
(Ф.Шуберт)(П
)
зыки.
Восприним
ать характерныечерты отдельныхкомпозиторов
(Ф.Шуберт)
.
Работа
с ФормироваВосприниОсозновать
учебником,
ниеэмоциомать и соот- интонацион
поиск ответов нально-ценно- носить
нона поставлен- стного
от- характерные
образные
ные вопросы. ношения
к черты
,жанровые и
творчеству
творчества
стилевые
Просмотр
выдающихся
отдельных
ос-новы
презентации
композиторов зарубежных
музы-ки( с
«Жизнь
и
композиторов учетом
творчество А.
(В.А.Моцарта критериев,
Моцарта».
).
представлен
ных в учебСлушание и
нике).
определение
Воспринироли музыки
мать
и
в
жизни
сравнивать
человека.
различные
по смыслу
музыкальныеинтонации при
прослушива
нии
музык.прои
звед.
Вокальная
Эмоциональ- Узнавать по Осознавать
деятельность. ноотклихарактерным интонацион
урока;
фортепиано
.
Музыка
льная
виктори
на
Мультимедийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано
.
20.
01
Хоровой Мультимедийноеобор
зачет
27.
01
22
ет»
нас ния
и
самих
системати
зации
знаний
ных культур в
музыкальных
произведениях.
«Русская»
в
балете «Щелкунчик» П.Чайковского.
Интонирование вокализа.
Слушание и
работа
над
произведением.
Сила
чувства,глубок
аяэмоциональность
мелодий
П.Чайковского
(на
примере
Па- де-де из
балета
«Щелкунчик»).
19
Что такое
гармония
в музыке
Урок
изучения
и
первично
го
закрепления
1
МногозначЗнакомство с
ность понятия материалами
гармонии.
учебника,
выделять
Что такое гар- главное.
мония в музыке.
Слушать, во-
каться
на
шедевры
музыкальной
культуры
признакам
(интонации,
мелодии)
музыку
выдающихся
композиторов
(П.Чайковский)
но
образные,
жанровые и
стилевые
ос-новы
музы-ки(с
учетом
критерии,
представлен
ных в учебнике).
Воспринимать и сравнивать различные по
смыслу музыкальные
интонации .
Восприним
ать характерныечерты
творчества отдельных
отечественных
композиторов(П.Чайковский)
Выявлять
Оценивать
Понимать
возможности музыкальные значение
эмоциональпроизведения средств хуноговоздейс
позиции дожественствия музыки правды
и ной вырана человека.
красоты.
зительности
(Р)
(гармонии)в
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано
.
Таблица
«Дневникмузыкальных
размыш
лений»,
Мультимедийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
3.02
23
новых
знаний
спринимать,
Покой и равно- анализировесие
музы- вать
музыкальнойгаркальные промониив
изведения.
Прелюдии
домажор из I Хоровое
тома «хорошо исполнение
темперирован- песни.
ного клавира»
И.С.Баха
20
Два
начала
гармонии
Урок
1
изучения
и первичного закрепления
новыхзнаний
21
Как могут
проявлять
ся выразитель-
Урок
закрепления
знаний
1
Находить ассоциативные
связи между
образами музыки
и
ИЗО.(П)
Интерпретиро
вать вокальную музыку в
коллективной
музыкальнотворческой
деятельности.
Гармония как Творческая
Выявлять
Сравнивать
единство про- работа.
возможности разнообразтивоположных Импровизаци эмоциональныемелодиначал. Миф о я на стихо- ного
воз- ко- гармониГармонии.
творение И. действия му- ческиеинтоДвойственная
Чурдалева «В зыки
на нации музыки
природа музы- природе».
человека.
(П).
кальнойгарСлушать, анаУзнавать по
монии
(взаи- лизировать
характерным
модействияма- музыкальное
признакам
жора и минора, произведение.
(интонации,
устойчивых и Хоровое
мелодии,
неустойчивых
пение.
гармонии)
аккордов).
музыку
отИгра «света» и
дельных ком«тени» в Симпозиторов
фонии
№40
прошлого
В.А.Моцарта.
(В.А.Моцарт)
создании
стр. 14 , урока;
музыкальУстный фортепиано
.
ногопроиз- опрос
ведения ( с
учетом
критериев
представлен
ных
в
учебнике).
Гармония как
важнейший
фактор музыкальной драма-
Воспринимать
и
осознаватьгар-
Работа
с Эмоциональтекстом учеб- ноотклиника, поиск каться
на
ответов
на шедевры му-
Анализировать приемы
взаимодействия несколь-
Восприним
ать и осознаватьгармонические
особенност
и музыкальногопроизведения.
Анализ
музык.п
роизведе
ния,
творческое задание
(рисунок,
стихотв
орение)
Мультимедийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано
.
10.
02
Мультимедийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
17.
02
24
ные возможности
гармонии
22
Красочно
сть
музыкаль
ной
гармонии
Урок обо- 1
бщения и
системати
зации
знаний
тургии в опере
Ж.Бизе «Кармен».
Применение
композитором
метода «забегания вперед»
в
увертюре
произведения;
роль
темы
роковой страсти в дальнейшем развитии
оперы.
Ладовый контраст
между
темами увертюры и темой
роковой страсти.
Усиление красочностимузыкальнойгармонии в произведениях, написанных
на
сказочно-фантастические
сюжеты.
Мозаика
красок и звуков
в
«Шествии
чуд морских»
из
оперы
«Садко»
вопросы.
зыкальной
культуры
ких образов в
музыкальном
произведении
(П)
Сравнивать
особенности
музык.языка
(гармонии) в
произведениях,включающихобразыраз
ногосмысловогосодержания. (П)
монические
особенност
и музыкальногопроизведения.
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано
.
Рассуждать о
яркости
музыкальных
образов
в
музыке.
Устанавливатьассоциативные связи
между художественными
образами музыки
и
визуальных
искусств
(П)
Узнавать по
характерны
м
признакам
(гармонии)
музыку
отдельных
выдающихс
я
композиторов
(Н.А.
РимскогоКорсакова).
Мультимедийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано
.
Творческая
работа: музыкальнаявикторина.
Вокальная
деятельность:
разучивание
новой песни.
Работа
с
учебником,
поиск ответов
на поставленные вопросы.
Работа
в
рабочейтетради.
Вокальная
деятельность:
работа
над
песней.
Творческоеса
мовыражение в испол-
03
03
Наблюдать
за
25
23
Мир
образов
полифони
ческой
музыки.
ТЕСТ
Урок
1
изучения
и
первично
го
закрепления
новыхзнаний
Н.РимскогоКорсакова.
Всегда
ли
гармонична
музыкальная
гармония.
Что
такое
дисгармония?
Причины
её
возникновения.
Смысл понятия
полифония.
Выдающиеся
композиторыполифонисты.
Эмоциональный
строй
полифонической музыки.
нении песни.
Слушание и
нахождение
связи между
художественными образами музыки и
другими видами искусств.
Творческая
работа:
кроссворд
(жанры
полифонической музыки).
Вокальная
деятельность:
выражать при
исполнении
песни
свое
Полифоничес- личностное
кая музыка в отношение.
храме.
Жанр канона;
его
отличительныеособенности.
Полифонический
прием
«имитация».
развитием
одного
образа
в
музыке.
Проявление
интереса
к
художественной деятельности
Анализировать аспекты
воплощения
жизненных
проблем
в
музыкальном
искусстве(с
учётом критериев,
представленных в
учебнике.(П)
Осознавать
значение
искусства в
жизни современного
человека.
Восприниматьхарактерныечерты
творчества отУзнавать по дельных захарактерным рубежных
признакам
композитор
(интонации,
ов (И.С.Бах,
мелодии, гар- В.А.Моцарт
монии, поли- )
фоническим
приёмам)
музыку
отдельных выдающихся
композиторов
прошлого
(И.С.Бах, В.А.
Мультимедийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано
.
10.03
26
24
25
ФилосоУрок
фия фуги закреплениязнани
й
1
Фуга
как
высшая форма
полифонически
хпроизведений.
Слушание:
определить
композитора
по стилю.
Вокальная
Интеллектуаль деятельность:
ный
смысл разучивание
жанра фуги.
народ.норвежск. песни.
Круг образов,
получивший
воплощение в
жанре
фуги.
И.С.Бах.
Моцарт) (Р)
Рассуждать о Узнавать по
яркости
характерным
музыкальных признакам
образов
в (интонации,
музыке.
мелодии, гармонии, полифоническим
приёмам) музыку отдельных выдающихся
композиторов
прошлого
(И.С.Бах) (Р)
четверть (8ч.)
26
Какой
бывает
музыкаль
ная
фактура
Урок
изучения
и
первично
го
закрепле-
1
Фактура
как
способ
изложения музыки.
Различные
варианты фактурноговопло-
Мультимедийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано
.
17.03
24.03
Мультимедийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
7.04
Находить
ассоциативные
связи
между художественными
образами музыки
и
изобразительн
ого искусства
(П)
Органная
токката и фуга
ре минор.
4
Восприниматьхарактерныечерт
ы
творчества отдельных зарубежных
композитор
ов (И.С.Бах)
Творческое
задание:
музыкальная
викторина.
Вокальная
Проявление
эмоциональнойотзывчивости
при
восприятии и
исполнении
Сравнивать
музыкальные
произведения
с
точки
зрения
их
фактурного
Исследоват
ь
разнообразие
и
специфику
фактурных
Хоровой
зачет,
синквейн
27
ния
новыхзнаний
27
28
Простран
ство
фактуры
Тембры –
музыкаль
ные
краски
Урок
закреплен
ия знаний
Урок
изучения
и
первично
щения.
деятельность:
разучивание
Одноголосная
немецкой
фактура.
народной
Мелодия
с песни.
сопровождением.
1
1
«Фактурный
узор»:
зрительное сходство
фактурного рисунка в
аккомпанементе с формой
цветка сирени.
Стремительное
движение фигурационной
фактуры
в
романсе С.Рахманинова
«Весенние
воды».
Пространство
фактуры
во
фрагменте
«Утро в горах»
из
оперы
«Кармен»
Ж.Бизе.
Выражение
настроений окружающего мира в музыке
Работа
в
рабочей
тетради: выписатьопределение.
музыкальных
произведений
воплощения
(П)
Находить
ассоциативные
связи
между художественными
образами музыки
и
изобразительного
искусства(П)
по
теме
урока;
фортепиано
.
Рассуждать о
яркости образов
в
музыке
Творчески
интерпретиро
вать
содержание
и
форму
музыкальных
произведений
в
изобразительной
деятельности
(Р)
Понимать
значение
средств
художестве
ннойвырази
-тельности
(фактуры) в
создании
музык.прои
зведения(с
учетом критериев
представленных
в учебнике)
Устный
опрос,
анализ
музык.п
роизведе
ния
Расширение
представлений детей о
собственных
Устанавливать внешние
связи между
звуками при-
.Исследовать разнообразие и
специфику
Дневник
музыкальных
размыш
Слушание и
анализ музыкальных произведений.
Вокальная
деятельность:
разучивание
новой песни.
Творческая
работа:
музыкальная
викторина.
воплощени
й
в
музыкальных произведениях
Мультимедийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано
.
14.04
21.04
28
го
закрепления
новыхзнаний
29
Итоговая
работа
Урок
закреплен
ия знаний
через тембры.
Просмотр
Характерность презентации
тембров скрип- «Композитор
ки;
виолон- – сказочник».
чели; флейты.
Вокальная
деятельность:
хоровое
пение.
1
Сочетания
тембров
музыкальных
инструментов.
Работа
с
учебником,
поиск ответов
на
поставленныевопСимфоничесросы.
кий
оркестр, Работа
в
его
инстру- рабочейтетментальные
ради.
группы.
Вокальная
деятельность:
работа
над
песней.
познавательныхвозможностях.
роды и звучаниямимузыкальных
тембров(Р)
тембровых
воплощени
й
в
музыкальныхпроизведениях.
лений»,
стр. 1819,
анализ
музык.п
роизведе
ния
Определять
тембры при
прослушива
нии инструментальной
музыки
Уважение к
творческим
достижениям
выдающихся
композиторов
Выявлять
круг
музыкальных образов
в
музыкальных
произведениях
Исследоват
ь
разнообразие
и
специфику
тембровых
воплощени
й
в
музык.прои
зведениях
Анализ
музык.о
произве
дения,
взаимоо
прос
Мультимедийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано
.
28.04
Творческоеса
мовыражение в исполнении песни.
Слушание и
нахождение
29
30
Соло
тутти
и Урок
контроля,
оценки и
коррекци
и знаний
учащихся
Выразительные
и изобразительныевозможностиотдельных тембров и
тембровых сочетаний.
связи между
художественнымиобразами музыки
и
другими
видами
искусств
Знакомство с
материалом
учебника, выделять главное.
Слушать,
воспринимать
,анализироватьмузык.пр
оизведение.
Уважение к
творческим
достижениям
выдающихся
композиторов
Оренбуржья
Выявлять
круг
музыкальных образов
в
музык.произведениях
Понимать
значение
средств художественной выразительности
(тембров) в
создании
музыкальногопроизведения
Мультимедийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано
.
5.05
Хоровое
исполнение
песни.
1
31
ГромУрок
1
кость
и изучения
тишина в и
пермузыке
вичногоза
крепления
новыхзнаний
.
Выражение
композиторами
звуков природы в музыкальной динамике.
Слушание
музыкального
произведения,
работа в тетради
«рисование»
музы-кальных
Динамические ка-ртин,
нарастания и услы-шанных
спады в шестой про«Пасторальной изведений.
»
симфонии
Л.Бетховена.
Вокальная
Рассуждать об
общности и
различии
выразительных средств
музыки
и
поэзии
Анализировать приёмы
развития художественного образа в
музыкальном
произведении
(п)
Устанавливатьвнешние связи
между звуками
при
роды и их
музыкально
динамическ
имивоплощениями.
Исследоват
ь
Анализ
музыкал
ьного
произве
дения
Мультимедийноеобор
удование:ко
мпьютер,пр
оектор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано
.
12.05
30
деятельность:
работа
над
песней.
разнообрази
е и специфику динамических
воплощени
й
в
музык.прои
зведениях
РАЗДЕЛ 3. Чудесная тайна музыки
32
33
По
законам
красоты.
Урокконцерт
Урок
обобщения и
систематизации
знаний
1
Преобразующее значение
музыки.
Устный опрос
определений.
Слушание
Необходимость произведения,
сохранения и
его восприукрепления ду- ятия и анализ.
ховныхзапросов человека. ВокальнохороваяраВыражение в
бота, разумузыке правды, чивание нокрасоты и гар- вой песни.
монии.
ИнтонироваРазличный
ние.
смысл выражений «слушать музыку»
и «слышать
музыку».
.
Рассуждать о
преобразующем влиянии
музыки
Воспринимат
ь и сопоставлять художественнообразное
содержание
музыкальных
произведений
(правдивоелживое, глубинное-поверхностное).Тво
рчески интерпретироватьсодержаниеизученного материала в слове,
изобразительной деятельности.
Оценивать
музык.произведения с
позиции
красоты и
правды
Мультимедийноеобору
дование:комп
ьютер,проект
ор,
экран,
презентация
по
теме
урока;
фортепиано.
19.
05
26.
05
31
График контрольных работ:
№п/п Тема
Форма проведения
1
«Тысяча миров» музыки
Тест
2
«Как создаётся музыкальное произведение»
К.р.
3
Чудесная тайна музыки
Мультимедийный тест
4
Промежуточная аттестация
Тест
Дата
Форма проведения промежуточной аттестации-тестирование.
Критерии оценки знаний и умений обучающихся
Требования к проверке успеваемости:
1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;
2) гласность– доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;
3) систематичность– проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;
4) всесторонность– учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;
5) индивидуализация учета– видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;
6) дифференцированность учета– установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.
Оценка
«5»
(отлично)
Показатели оценки результатов учебной деятельности
Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных
программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на
32
видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в
воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые
выполняет уверенно и аккуратно.
Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за
развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов
и повторов, определяет формы музыкального произведения.
Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментальногомузицирования на основе нотной
записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме
музыкального материала, предусмотренного учебной программой
Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу
прослушанного произведения.
Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального
музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана
Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение
результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической
линии, жеста и др.
«4» (хорошо)
Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных
программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на
практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с
помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает
незначительные ошибки.
Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных
композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования.
«3»
Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения
(удовлетвори при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя;
т-ельно)
предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на
видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.
Демонстрирует распознавание и различение музыкальных жанров, средств музыкальной
33
выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной
программой.
Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов,
предусмотренных учебной программой
Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в
музыке.
«2»
У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть
(неудовлетво обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик
-рительно)
допускает грубые ошибки.
При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных,
несущественных.
К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной
грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной
выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.
К категориям несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и
динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.
Критерии певческого развития
Критерии певческого развития
Параметр
ы
Неудовлетворительный результат
Музыкальный Нечистое,фальшивоеинтони-рование
слух
и диапазону в пределах терции, кварты
диапазон
в
положительной
по
Удовлетворительн
Хороший
ый
Результат
результат
всему Относительно
Чистое интонирование шире октавы
чистое
интонирование
в
пределах сексты.
34
динамике
Способ
Твердая атака
звукообразован
ия
Дикция
Нечеткая.Согласныесмягченные.Искажениегласных.П
ропуск- согласных.
Дыхание
Придыхательная
атака
Мягкая атака
Согласные твердые, Гласные
округленные,
активные.
расплывчатые.
не
Судорожное, поверхностное.
Вдох
- Выдохсохраняетвдыхательнуюустан
перегруженный,
овку.
выдох
ускоренный,
оптимальный.
Музыкальная Вялое безразличное пение. При слушании ребенок Поет
довольно При исполнении песен активен. Люэмоциональнос рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к выразительно,
с бит, понимает музыку. Внимателен
ть
музыке.
подъемом.
Ки
активен
при
обсуждении
слушанию музыки музыкальных произведений.
проявляет не всегда
устойчивый интерес.
Учебно-методическое обеспечение:
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство. Музыка. 5-9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных
учреждений.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка. Учебник. Москва. Дрофа 2014г.
Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство.Музыка. Аудиоприложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Рабочая тетрадь «Дневник музыкальных наблюдений».
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. Нотное приложение.
Науменко Т.И., Алеев В.В., Кичак Т.Н. Искусство.Музыка. 5-9 классы. Методическое пособие
35
1. Данилюк А.Я, КондаковаА.Мю, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. М.: Просвещение, 2009.( Стандарты второго поколения).
2. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство. 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство,
8-9 классы: проект 2-е изд. М.: Просвещение, 2015.176 с. (Стандарты второго поколения).
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект/Рос.акад. образования;
под ред. А.М. Кондакова, А.А.Кузнецова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
4.Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М. Кондакова. М.: Прорсвещение, 2009.
(Стандарты второго поколения).
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
1.Википедия. Свободная энциклопедия (Электронный ресурс). – Режим доступа: http: //ru. Wikipediaorg/wiki.
2. Классическая музыка (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//classic. Chubrik.Ru
3.Музыкальный энциклопедический словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//www.music-dic.ru
4. Музыкальный словарь (Электронный ресурс). – Режим доступа: http//dic.akademik.ru/contents.NSF/dis.music
5.http://минобрнауки.рф/
6.http://www.orenburg-gov.ru/
7.http://www.orenedu.ru/
8.http://oren-rc.ru/
9.http://fcior.edu.ru/
10.http://school-collection.edu.ru/
11.http://www.edu.ru
12.http://www.1september.ru
13.http://www. zavuch.info
14.http://www.minobr.ru
15.www.pedsovet.org
16.http://www.future4you,ru
17.http://www.nauka21.ru
18.http://www.wikipedia.org/
19.KID.OLIMP.RU
20.PED.OLIMP.R
36