Рабочая программа по музыке 7 класс

Литвинова
Ирина
Николаевна

1

Подписано
цифровой подписью:
Литвинова Ирина
Николаевна
Дата: 2022.11.01
21:59:15 +03'00'

Пояснительная записка
Рабочая программа по Музыке______ для _7_ класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и
инструктивно-методических документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего
образования)
- Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря
2010 № 1897»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об
утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской
Федерации по Приказу Минпросвещения России от 20.05.2020 №254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных
Федеральным Научно-методическим советом по учебникам;
- О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством
просвещения Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО,
ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим советом по учебникам;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном
процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего
образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
- Примерная программа по учебному предмету «__Музыка___________» автора _ В.В.Алеева, Т.И.Науменко для

общеобразовательных учреждений «Музыка. » (М.: Дрофа, 2011,2014,2020);
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов)
2

педагогов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 3
муниципального образования «город Донецк»;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022__ - 2023__ учебный год
УМК:________________________________________

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта (УМК) для 7 класса В.
Алеева, Т.И. Науменко для общеобразовательных учреждений «Музыка. » (М.: Дрофа, 2014). Учебник построен в
соответствии с учебным планом и ориентирован на государственный образовательный стандарт, применительно к
учебному предмету Материал, предназначенный для усвоения, по глубине и объёму содержания значительно выше
требований образовательного стандарта. Во всех компонентах УМК содержится избыточный материал, который
обеспечивает возможность выбора в зависимости от интересов, способности и уровняобученности учащихся.
Цели и задачи

1. Цель программы В.В. Алеева - формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через
приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
2Цель ОУ – Создание оптимальных условий для развития духовно богатой, физически здоровой, свободной и
творчески мыслящей личности, легко адаптированной в социуме.
3.Целью моей программы является духовно-нравственное воспитание школьников через умениенаходить
взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах.
Общая характеристика предмета

Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к
произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков,
3

приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ
музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у
учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в
музыкальном искусстве и жизни.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке,
музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной
музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных
взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие
по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются.
Расширение междисциплинарного поля позволяет включить в его пределы круг учебных дисциплин — таких, как
литература, изобразительное искусство.
Особо следует отметить, что область взаимодействий охватывает все содержание программы с точки зрения музыка
и жизнь. Эта наиважнейшая особенность получает последовательное и аргументированное воплощение на
протяжении всех лет обучения — с 1 по 7 класс. Приданию, содержательной многомерности при освещении данной
проблемы способствует постоянная опора на родственные музыке виды искусства — литературу и живопись.. Вот
почему в программе так много обращений не только к образам музыкальных произведений, но и к образам
литературы и изобразительного искусства- ведь каждое искусство на своем языке рассказывает об одном и том же —
о жизни человека.
В 7 классе, которая так и называется «Содержание и форма в музыке». Обе категории — содержание и форма —
получают последовательное и системное воплощение, вбирая в себя множество составляющих их компонентов.
Содержание выражается не только через музыкальный образ, но и посредством таких его носителей, как жанр, род
(лирический, драматический, эпический), программность.
Во многом по-новому трактуется и понятие музыкальной формы. Что считать формой — только ли скелет
4

произведения, его структуру —период, двухчастность, трехчастность? Такой подход крайне упростил бы
представление о назначении художественной формы, ее поистине огромных художественно-выразительных
возможностях.
А ведь язык музыки заключен, прежде всего в средствах музыкальной выразительности — ритме, мелодии, гармонии,
фактуре, тембрах, динамике.
Такое понимание художественной формы находится в русле новых достижений отечественной музыкальной науки.
Стиль осуществляется в музыкальном тексте произведения. Образующие этот текст составляющие, обозначаемые
понятиями мелодия, гармония, полифония, фактура.
Место предмета в базисном учебном плане.
Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе с общего образования в 7 классе федеральный
базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часа в год (1 час в
неделю).Программа скорректирована на
35 часа в соответствии с производственным календарем.
Последовательность изучения тем соответствует примерной программе по предмету.
Планируемые результаты изучения предмета в 7 классе
- понимать неповторимость музыкальных произведений;
- знать определение терминов, уметь определять в музыке;
- понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание;
уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и
отражать это понимание в размышлениях о музыке;
- уметь находить взаимодействия между художественными образами музыки, литературы и ИЗО, представленными в
учебнике для 7 класса;
- знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение;
- знать определение и основные признаки различных образов, уметь определять и описывать их в музыке;
Повышенный уровень
5

- Уметь осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета для
участия в дистанционных конкурсах и олимпиадах по искусству;
Личностные:
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности художественном и
самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с
музыкой;
- расширение представлений о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей
музыкального искусства, усвоения его социальных функций;
- сознание личностных смыслов музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их
роли в развитии современной музыки.
Метапредметные :
Познавательные УУД
- познание различных явлений жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных
образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы;
- проявление устойчивого интереса к информационно-коммуникативным источникам информации о музыке,
литературе, изобразительном искусства, кино, театре, умение их применять в музыкально-эстетической деятельности
(урочной, внеурочной, досуговой, самообразовании);
Регулятивные УУД
- осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной,
художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе
самообразования и самосовершенствования;
- развитие критической оценки собственных учебных действий, действий сверстников в процессе познания
музыкальной картины мира, различных видов искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;
- устойчивое умения работы с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их
сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы,
6

исследовательского проекта.
Коммуникативные УУД
- устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение
аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать или отрицать мнение
собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства;
- владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе, систематизации,
классификации информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих
музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе
коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих
задач, в том числе музыкальных;
Предметные:
- представлять, место и роль музыкального искусства в жизни человека и общества;
- овладевать практическими знаниями и навыками для расширения собственного музыкального опыта и реализации
творческого потенциала;
- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;
- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира;
Содержание учебного предмета.
№
п/п
1

7

Раздел, тема
1. Содержание
музыке

Основное содержание

Формы
организации
учебной деятельности
в «Магическая
единственность»
музыкального музыкальные турниры;
произведения; Музыку трудно объяснить словами; хоровой зачёт;
Что такое музыкальное содержание
уроки – концерты;

творческие задания.
-

2

выставка,
Музыка, которую необходимо объяснить словами; экскурсия,
Каким
бывает
концерт
музыкальные
музыкальное содержание Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; турниры;
«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова
хоровой зачёт;
«Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах
уроки – концерты;
творческие задания.
-

Музыкальный образ

4

О
чем
рассказывает
музыкальный жанр

5

«Сюжеты» и
герои» музыкальной
формы;
Что такое музыкальная
«Художественная форма – это ставшее зримым
форма
содержание»; От целого к деталям. Национальный
компонент. Женщина потрясшая мир –
Какой
бывает
музыкальная
композиция;
Музыкальная
Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах
композиция
(период); Два напева в романсе М. Глинке

6

8

Лирические образы в музыке; Драматические образы экскурсия,
в музыке; Эпические образы в музыке.
концерт

3

выставка,

«Память жанра»; Такие разные песни, танцы, марши.
хоровой зачёт;
уроки – концерты;
творческие задания
хоровой зачёт;
уроки – концерты;
творческие задания

Календарно-тематическое планирование
1 четверть(8ч)
№ Тема урока
Оборудование

1

Магическая
единственн
ость
музыкально
го
произведен
ия

9

Мультимедийноеоборудов
ание:компьютер,
проектор,
экран,
презентация по
теме урока;
фортепиано

Виды учебной
деятельности

Рассуждение о
яркости образов
в музыке.
Освоение
выдающ.образцо
в
венского
классицизма.
Слушание:
Бетховен
«Соната №14»
Исполнение
песен:
Что такое осень?
Шевчук

Результаты
Личностны Метапредм Предметные
е
.-ые
Осознание
личностног
о смысла в
музыке
Бетховена

Проявление
устойчивог
о интереса к
информацкоммуник.
источникам
информаци
и о музыке.

Понимать
неповторимост
ь музыкальных
произведений

Вид
контроля

Дат
а по
пла
ну
6.09

Дата
по
факту

2

Музыку
трудно
объяснить
словами

10

Мультимедийноеоборудов
ание:компьютер,
проектор,
экран,
презентация по
теме урока;
фортепиано

Анализ
способов
воплощения
содержания
музыкальных
произведений.
Оценивание
муз.произведени
я с т.зр. единства
содержания
и
формы
Слушание:Бетх
овен(
В.Мэй)
«Соната №14» 1
часть в совр.
Обр.
Пение:
«Отговорила
роща золотая» Г. Пономаренко.

Умение
познавать
мир через
муз. формы
и образы

Самост.
определени
е целей и
способов
решения
учебных
задач
в
процессе
восприятия
и
исполнения
музыки
различных
эпох,
стилей,
жанров

Развитие
вокальнохоровых
навыков.

Устный
опрос,
анализ
музык.про
изведения

13.09

3

Что такое
музыкально
е
содержание
?

11

Мультимедийноеоборудов
ание:компьютер,
проектор,
экран,
презентация по
теме урока;
фортепиано

Самостоятельн
ая письменная
работа.
Нахождение
ассоц.связей
между
худ.образами
музыки и ИЗО.
Тестовая
работа
по
вариантам(входн
ая диагностика)
Слушание:Чайк
овский
"Октябрь»
сочинение –эссе
Пение:
М.
Таривердиев
«Маленький
принц»
повторение
«Отговорила
роща золотая» пение наизусть.

Развитие
способност
и творчески
мыслить

Организаци
я общения
на основе
развернутой
письменной
речи
со
сверстника
ми.
Формирова
ние
навыков
сам. работы
при
выполнении
учебной
задачи.

Овладение
Тестовая
знаниями
и работа
навыками для
расширения
собственного
муз.опыта.

20.09

4

Музыка,
которую
необходимо
объяснить
словами

Мультимедийноеоборудов
ание:компьютер,
проектор,
экран,
презентация по
теме урока;
фортепиано

Оценивание
худ.произведени
я с позиции
красоты
и
правды.
Просмотр
видеоряда
«Концерт № 3»
Вивальди.
Пение:
«Мой
добрый
учитель»
А. Ермолов –
разучивание.

5

Ноябрьский
образ в
пьесе П.
Чайковског
о

Мультимедийноеоборудов
ание:компьютер,
проектор,
экран,
презентация по
теме урока;
фортепиано

Анализ
многообразия
связей музыки и
литературы.
Рассуждение о
яркости
и
контрастности в
музыке.
Слушание
сообщений
о
творч.
А.
Вивальди

12

Вхождение
обучающих
ся в мир
духовных
ценностей
музыкально
го
искусства,
влияющих
на
выбор
наиболее
значимых
ценностных
ориентаций
личности.

Расширение
представлен
ий о худ.
картине
мира
на
основе
присвоения
духовнонравственн
ых
ценностей

Высказыван
ие
собств.мнен
ия
о
худ.ценност
и
произведен
ия.

Понимать
неповторимост
ь музыкальных
произведений.
Уметь
проанализиров
ать
музыкальное
произведение.

Осуществле
Уметь
ние
приводить
интерактив примеры образа
ного
человека в
диалога в
музыке,
едином
литературе,
информаци
ИЗО.
онном
пространств
е
музыкально
й культуры.

Устный
27.09
опрос,анал
измузык.о
произведе
ния,
взаимоопрос

Устный
опрос,анал
измузык.п
роизведен
ия, синквейн

4.10

6

Слушание:
«Ноябрь.
На
тройке»
П.Чайковский
Чтение:Н.Некра
сова
«Тройка»(фрагм
)
Нахождение
«Восточная Мультиме» партитура дийноеоборудов ассоц.связей
ание:компьютер, между образами
Н.
проектор,
музыки,
Римскогоэкран,
литературы,
Корсакова презентация по ИЗО.
«Шехеразад теме урока;
Слушание:Сим
а»
фортепиано
ф.сюита
«Шехеразада» 1 ч.
Разучивание
песни:
М.
Магомаев,
А.Горохова
«Шехеразада»

13

муз.
искусства.

Формиров.
способност
и
творч.освое
ния мира в
разл-х
видах
муз.деятель
ности

Проявление
творческой
инициативы
и сам - ти.
Умение
работать с
различными
источникам
и
информаци
и.

Устный
11.10
Сам. подбирать
опрос,
сходные
анализ
произведения
музык.про
ИЗО
к
изведения,
изучаемой
рисунок,
музыке.
творческое задание

Мультимедийноеоборудов
ание:компьютер,
проектор,
экран,
презентация по
теме урока;
фортепиано

7

Когда
музыка не
нуждается в
словах.

8

Обобщение Мультимедийноеоборудов
темы
ание:компьютер,
проектор,
экран,
презентация по
теме урока;
фортепиано

14

Выставка
рисунков
по
теме урока.
Слушание:Сим
ф.сюита
«Шехеразада» 1 ч.
А.
Скрябин
«Этюд»
Разучивание
песни:
М.
Магомаев,
А.Горохова
«Шехеразада».
Пение:

Присвоение
духовнонравственн
ых
ценностей
музыки
в
процессе
познания
содержания
музыки.

Способност
Устный
Уметь
18.10
ь
опрос,
проанализирова
аргументир ть музыкальное анализ
омузык.про
произведение.
вать свою
изведения
точку
Взаимоопр
зрения по
ос,
поводу муз.
хоровой
произведен
зачет
ия.

Понимание
социальных
Муз.
функций
викторина.
музыки
в
Исполнение
песен
по жизни
людей,
желанию
общества, в
учащихся.
своей
жизни.

Применени
Активное
Взаимоопр 25.10
е
использование
ос,
полученных исполнит.навык хоровой
знаний
о
ов..
зачет
музыке
и
Контрольн
музыкантах
ый опрос
в
творческой
деят-ти.

2 четверть(8ч)
№ тема урока

9

Оборудование

Лирические Мультимеобразы
в дийноеоборудов
музыке.
ание:компьютер,
проектор,
экран,
презентация по
теме урока;
фортепиано

15

Виды учебной
деятельности

Анализ
особенностей
воплощения
лирических
образов
в
музыке.
Наблюдение за
развитием
одного
образа
муз.произведени
я.
Слушание:
С. Рахманинов
«Прелюдия соль
# минор».
Пение:
Татарская песню
«Әниемә».

Результаты
Личностны Метапредм Предметные
е
.-ые

Вид
контроля

Осознание
личностных
смыслов
музыкальны
х
произведен
ий
лирическог
о характера.

Устный
опрос,
анализ
музык.про
изведения

Познание
различных
явлений
жизни
общества и
отдельного
человека на
основе
вхождения
в
мир
музыкальны
х образов.

Понимать то,
что
современные
люди
нуждаются
в
музыке
прежних эпох.
Знать
определение
терминов,
уметь
определять
в
музыке.
Развивать
вокальнохоровые
навыки.

Дата Дата
по по
план факту
у
08.11

10 Драматичес Мультимекие образы дийноеоборудов
ание:компьютер,
11 в музыке.
проектор,
экран,
презентация по
теме урока;
фортепиано

Анализ
особенностей
воплощения
драматических
образов.
Рассуждение о
яркости
и
контрастности
образов
драм.произведен
ия.
Воспринимать и
сравнивать
муз.язык.
Слушание:
Ф.
Шуберт
«Лесной царь».
Пение:
«Пропавшим без
вести».
Эпические МультимеАнализ
в дийноеоборудов особенностей
12 образы
музыке.
ание:компьютер, воплощения
проектор,
эпических
экран,
образов
в
презентация по музыке.
теме урока;
Наблюдение за
фортепиано
развитием
16

Умение
познавать
мир через
формы
и
образы.

Проявление
интереса к
воплощени
ю приемов
деятельност
и
композитор
ов
и
исполнител
ей

Понимать, что
мир образов –
самых ранних
форм
поэтического
осмысления
мира
–
относится
к
темам вечным.
Уметь видеть
произведения
искусства
в
самых простых
вещах.
Развивать
вокальнохоровые
навыки.

. Устный 15.11
опрос,анал
измузык.п 22.11
роизведен
ия, синквейн

Формирова
ние
позитивной
самооценки
своей
деятельност
и.

Высказыват
ь
собственное
мнение
о
худ.достоин
ствах
отдельных
музыкальны

Понимать
почему сказка
и
миф
относятся
к
«вечным»
темам
искусства. Как
сказочно-

Устный
опрос,
анализ
музык.про
изведения,
рисунок,
творчес-

29.11

одного образа в
муз.произведени
и.
Сравнение
особенностей
муз.языка
в
произведениях
разного

«Память
13 жанра».

17

Мультимедийноеоборудов
ание:компьютер,
проектор,
экран,
презентация по
теме урока;
фортепиано

Исследование
взаимосвязи
жанровых
и
интонационных
основ музыки.
Понимание
взаимосвязи
между жанром
муз.произведени
я
и
его
содержательным

Формирние
способносте
й
творческого
освоения
мира
в
муз.деятель
ности.

х стилей.

мифологически кое
е темы влияют дание
на
характер
музыки и др.
виды
искусства.
Развивать
вокальнохоровые
навыки.

Наблюдени
е
за
различными
явлениями
жизни
и
искусства в
учебной и
внеурочной
деятельност
и,
понимание

Уметь
определять
замысел
произведения
через средства
музыкальной
выразительност
и.
Развивать
вокальнохоровые

за-

Устный
опрос,анал
измузык.п
роизведен
ия, пение

612

воплощением.

14 Такие
15 разные
песни,
танцы,
марши.

16 Обобщение
темы

18

Мультимедийноеоборудов
ание:компьютер,
проектор,
экран,
презентация по
теме урока;
фортепиано

Осознание
взаимосвязи
жанровых
и
интонационнообразных
воплощений
в
музыке
(критерии
в
учебнике).
Наблюдение за
развитием
одного образа в
музыке.
Выявление круга
муз.образов
в
различных
муз.произведени
ях.
Слушание:
Ж.Бизе «Марш
Тореадора» из

Развитие
мотивов
музыкально
-учебной
деятельност
и
и
реализация
творческого
потенциала
в процессе
коллективн
ого
(индивидуа
льного)
музицирова
ния;
Расширение
представлен
ий
о
разнообрази
и

их
специфики
и
эстетическо
го
многообраз
ия
Продуктивн
ое
сотрудниче
ство
со
сверстника
ми
при
решении
творческих
задач
по
теме.

навыки.

Уметь
сравнивать
произведения,
выделять
различия.
Понимать,
почему
на
протяжении 20
века
композиторы
часто
обращались к
темам, далеким
от
современности.
Развивать
вокальнохоровые
навыки.
Уметь
сравнивать

Устный
13.12
опрос,
20.12
анализ
музык.про
изведения,
рисунок,
творческое
задание

27.12

оп. «Кармен».
танцевально
П. Чайковский й музыки.
«Вальс» из оп.
«Е.Онегин».
Пение:
«Под
музыку
Вивальди»
разучивание.
«Школьные
годы»
разучивание.

19

муз.язык
различных
танцах.

в

20

№

3 четверть

Оборудование

Виды учебной
деятельности

(11ч)

Результаты
Личностные

Тема урока

Метапредм.-

Предметные

Виды

Дата

Дата

контроля

по

факт.

плану

проведе

ые

ния
17

«Сюжеты»
«герои»
музыкальной
формы.

21

и Мультимедийноеоборудова
ние:компьютер,п
роектор,
экран,
презентация по
теме урока;
фортепиано

Понимание
характерных
особенностей
муз.языка.
Восприятие
и
оценивание
муз.произведения с
точки
зрения
единства
содержания
и
средств
муз.выразительност
и. Рассуждение о
яркости
и
контрастности
образов в музыке.
Слушание:М.Глин
каАрия Руслана из
оп.
«Руслан
и
Людмила».
Пение:
«Синий
иней»

Формир.
Умения
познавать мир
через
муз.образы и
формы.

Прояваление
творческой
инициативы
и
самостоятел
ьности.

Понимать,
что
такое форма в
музыке,
знать
виды форм, уметь
определять
образное
содержание.
Закрепить
вокально-хоровые
навыки.

Устный
опрос,анализ
музык.произ
ведения,
пение

10.01

18

«Художественна Мультимедийноеоборудова
я форма – это ние:компьютер,п
ставшее зримым роектор,
экран,
содержание».
презентация по
теме урока;
фортепиано

22

Восприятие
и
оценивание
прдения искусства с
точки
зрения
единства сод-ния и
формы (критерии в
учебнике).Различие
хар.признаков
видов
искусства.
Понимание
специфики
деятельности
композитора, поэта
и
художника.
Восприятие
и
оценивание
прдения искусства с
точки
зрения
единства сод-ния и
формы
Наблюдение
за
развитием одного
образа
в
муз.произведении.
Слушание:В.А.Мо
царт
Реквием.
Лакримоза.
Ф.Шуберт
«Баркарола»,
«Серенада».

Проявление
эмпатии
и
эстетической
восприимчивос
ти.

Умение
выражать
свои
мысли,обосн
овывать
собственное
мнение.

Повторить
определение
духовной музыки,
уметь
описать
образ
и
определить форму
музыки.
Закрепить
вокально-хоровые
навыки.

Устный
опрос,анализ
музык.произ
ведения,
пение

17.01

19
20

21

От целого
деталям.

Выявлять
круг
муз.образов
в
различных
муз.произведениях.
Слушание:
Л.
Бетховен
«Симфония №5» 1
часть,
М. Равель «Игра
воды»
Пение:
«Синий
иней»
Какой
бывает МультимеСлушание:
музыкальная
дийноеоборудова С. Губайдуллина
композиция.
ние:компьютер,п «Фигуры времени»
роектор,
фрагмент
из
экран,
симфонии.
презентация по Пение:
теме урока;
разучивание
фортепиано
татарской народной
песни.

23

к Мультимедийноеоборудова
ние:компьютер,п
роектор,
экран,
презентация по
теме урока;
фортепиано

Стремление к Развитие
самостоятельно способности
му общению с рассуждать.
муз.искусством

Понимать,
что
такое форма в
музыке,
уметь
определять
формы вокальной
музыки.
Закрепить
вокально-хоровые
навыки.

Устный
опрос,
анализ
музык.о
произведени
я,
таблица
«Днев-ник
му-зыкальных
размышлений»,

Понимание
Формирован
жизненного
ие умений
содержания
применять
народной,
ИКТ
как
религиозной
инструмент
классической и сбора,
современной
поиска,
музыки.
хранения,
обработки и
преобразова
ния муз. и
худ.
информации

Знать
определение
композиции
в
музыке.
Закрепить
вокально-хоровые
навыки.

Анализ
музык.произ
ведения,
творчес-кое
за-дание
(рису-нок,
стихотворен
ие)

24.01
31.01

7.02

22

23

Музыкальный
Мультимешедевр
в дийноеоборудова
шестнадцати
ние:компьютер,п
тактах.
роектор,
экран,
презентация по
теме урока;
фортепиано

Исследование
многообразия форм
построения
муз.произведений(
период).
Восприятие
и
оценивание
прдения искусства с
точки
зрения
единства сод-ния и
формы.
Наблюдение
за
развитием одного
образа
в
муз.произведении.
Слушание:
Ф.
Шопен
«Прелюдия»
разбор.
Два напева в МультимеИсследование
романсе
дийноеоборудова многообразия форм
М.Глинки
ние:компьютер,п построения
«Веницианская
роектор,
муз.произведений(
ночь»
экран,
двухчастная
(двухчастная
презентация по форма).
форма)
теме урока;
Наблюдение за
фортепиано
развитием и
сопоставлением
образов на основе
сходства и
различия
интонаций,
муз.тем.
24

Формирование
активности,
самостоятельно
сти.

Анализ
объекта
изучения,
выделение
сущ-нных
признаков.

Знать
определение
одночастной
формы в музыке.
Уметь приводить
примеры.
Закрепить
вокально-хоровые
навыки.

Устный
опрос,анализ
музык.произ
ведения,
пение

Формирование
творческого
освоения мира
в
различных
видах
деятельности.

Умение
аргументиро
вать
свое
предложени
е, мнение.

Знать
определение
двухчастной
формы в музыке.
Уметь приводить
примеры.
Закрепить
вокально-хоровые
навыки.

Дневник
музыкальных
размышлени
й», анализ
музык.произ
ведения,пен
ие

14.02

21.02

24

25
26

Трехчастность в Мультиме«ночной
дийноеоборудова
серенаде»
ние:компьютер,п
Пушкинароектор,
Глинки.
экран,
презентация по
теме урока;
фортепиано

Многомерность
образа в форме
рондо
Контрольная
работа

25

Мультимедийноеоборудова
ние:компьютер,п
роектор,
экран,
презентация по
теме урока;
фортепиано

Размышление о
яркости и
контрастности
образов в музыке.
Слушание - пение
М.Глинка
«Венецианская
ночь»
Исследование
многообразия форм
построения
муз.произведений(т
рехчастная форма).
Наблюдение
за
развитием
и
сопоставлением
образов на основе
сходства
и
различия
интонаций,
муз.тем.
Слушание
–
пение:
М.Глинка «Я здесь
Инезилья».
Исследование
многообразия форм
построения
муз.произведений(
рондо).
Наблюдение
за
развитием образа,
сопоставлением его

Умение
Формирован
познавать мир ие
через
познаватель
муз.формы
и ных мотивов
образы.
уч.деятельно
сти.

Знать
определение
трехчастной
формы в музыке.
Уметь приводить
примеры.
Закрепить
вокально-хоровые
навыки.

Устный
опрос,анализ
музык.произ
ведения,
пение

Присвоение
Знать опред-ние
Выбор
нравств.ценнос
формы рондо в
наиболее
тей на основе
музыке.
Уметь
поиска
их эффективных приводить
жизненной
примеры.
способов
ценности.
Закрепить
решения
вокально-хоровые
учебной
навыки.

Устный
опрос,анализ
музык.произ
ведения,
пение

28.02

7.03
14.03

27

фрагментов
на
основеисходства и
различия муз.тем.
Рассуждение
об
общности
и
различии
выразительных
средств музыки и
лит-ры.
Слушание:А.Боро
дин
«Спящая
княжна»,
В.
Моцарт «Рондо в
тур.стиле»
Пение: Романсы М.
Глинки
Образ ВОВ в МультимеИсследование
«Ленинградской дийноеоборудова многообразия форм
симфонии» ние:компьютер,п построения
Д.Шостаковича роектор,
муз.произведений.
Контрольный экран,
Анализ
приемов
опрос. презентация по развития образа в
теме урока;
муз.произведении.
фортепиано
Самостоятельный
подбор
сходных
поэтических
произведений
к
изучаемой музыке.
Слушание:Д.Шост
акович
«Эпизод
нашествия»из
«Ленинградской
симфонии».
26

заачи.
Умение с
достаточной
точностью и
полнотой
выражать
свои мысли.

Выявление
моральноэтического
содержания
событий,
отражённых в
музыке
Шостаковича.

Сам.
формулиров
ание
учебной
цели
данного
урока.

Повторить
и
закрепить
названия
и
основные
признаки форм,
авторов
и
названия
музыкальных
произведений.
Закрепить
вокально-хоровые
навыки.

Устный
опрос,анализ
музык.произ
ведения,
хоровое
пение

21.03

Пение:
А.
Александрова
«Священная война»
- разучивание

.

27

№

4 четверть

Оборудование

Виды учебной
деятельности

(8ч)

Результаты
Личностные

Метапредм.-

Предметные

Виды

Дата

Дата

контроля

по

факт.

план

проведе

у

ния

ые
тема урока
28

29

О связи муз.
формы
и
муз.драматург
ии.

Наблюдение
за
развитием одного
образа.
Восприятие
особенности
драматург.развития
в малых формах.
Слушание:М.
Мусоргский
«Картинки
с
выставки»
Пение:«Вечная
весна» Д. Тухманов
Музыкальный МультимеВосприятие
порыв.
дийноеоборудован особенностей
ие:компьютер,прое интонационного и
ктор,
драматургического
экран, презентация развития
в
по теме урока;
произведениях
фортепиано
простых и сложных
форм.
Анализ
приемов
взаимодействия и
развития
одного
или
нескольких
28

Мультимедийноеоборудован
ие:компьютер,прое
ктор,
экран, презентация
по теме урока;
фортепиано

Установление
значения резов своей деятти для удовл.
своих
жизненных
интересов.

Идентификац
ия терминов и
понятий
музыкального
языка с худ.
языком
различных
видов
искусства.

Понимать
особенности
развития
музыкальной
ткани,
уметь
определять
средства
музыкальной
выразительности.
Закрепить
вокально-хоровые
навыки.

Формировани Формирование Понимать
е позитивной
особенности
обобщенных развития
самооценки
знаний.
своей
музыкальной
деятельности.
ткани,
уметь
определять
средства
музыкальной
выразительности.
Закрепить
вокально-хоровые
навыки.

Устный
04.04
опрос,анализ
музык.произ
ведения,
хоровое
пение

Устный
опрос,анализ
музык.произ
ведения,
хоровое
пение

11.04

30
31

образов в произниях
разных
муз.форм.
Слушаниесравнение:«Порыв
»
Р.
Шумана,
«Старый замок» М.
Мусоргского.
Пение:
«Вечная
весна».
Движение
МультимеВосприятие
образов
и дийноеоборудован особенностей
персонажей в ие:компьютер,прое интонационного и
оперной
ктор,
драматургического
драматургии. экран, презентация развитя в опере.
по теме урока;
Понимание
фортепиано
характерных
особенностей
муз.языка оперы.
Восприятие
и
сравнениемуз.язык
а в произведениях
разного
смыслового
и
эмоционального
содержания.
Просмотр видео:
Хоровые сцены из
опер.

29

Расширение
представлени
й
о
худ.картине
мира
на
основе
присвоения
духовнонравственных
ценностей
музыкального
искусства
русского
народа.

Совершенство
вание
учебных
действий сам.
работы
с
музыкальной
и иной худ.
информацией,
инициирован
ие
взаимодейств
ия в группе,
коллективе.

Понимать
особенности
развития образов
в опере, уметь
определять
средства
муз.выразительно
сти.
Закрепить
вокально-хоровые
навыки.

Дневник
музыкальных
размышлени
й», анализ
музык.произ
ведения,муз.
викторина

18.04
25.04

32

33

Итоговая
работа

Диалог
искусств
Опера "Князь
Игорь".
«Слово
о
полку
Игореве»

30

Мультимедийноеоборудован
ие:компьютер,прое
ктор,
экран, презентация
по теме урока;
фортепиано

Выявление круга
муз.образов
в
различных
муз.произведениях(
их
фрагментов).
Анализ
приемов
взаимодействия и
развития
одного
или
нескольких
образов
в
произведениях
крупных форм или
их фрагментов.
Слушание: Арии
главных героев из
оперы
«Князь
Игорь».
Пение: «Улетай на
крыльях ветра» хор
половецких

Осознание
личностных
смыслов
оперных
произведений
на
исторический
сюжет,поним
ание их роли
в
развитии
современной
музыки.

Умение
передавать
содержание
учебного
материала в
разных
формах
свертывания
информации.

Повторить
оперную
терминологию.
Уметь определять
движение образов
и персонажей на
примере
музыкального
произведения.

Дневник
музыкальных
размышлени
й», анализ
музык.произ
ведения

Осознание
личностных
смыслов
оперных
произведений
на
исторический
сюжет,поним
ание их роли
в
развитии
современной
музыки.

Совершенство
вание
навыков
развернутого
речевого
высказывания
в
процессе
анализа
музыки.

Понимать
тест
особенности
развития тем в
симфонической
драматургии,
уметь определять
средства
музыкальной
выразительности.

2.05

16.05

девушек из оперы
А. Бородинарина

34

35

Развитие
музыкальных
тем
в
симфоническ
ой
драматургии

.Мультимедийноеоборудован
ие:компьютер,прое
ктор,
экран, презентация
по теме урока;
фортепиано

Исследование
многообразия
построения
муз.произведений
(сонатная форма).
Восприятие
особенностей
интонационного
и
драматургического
развития
в
симфонических
произведениях.
Слушание:
В.
Моцарт «Симфония
№
41»
1
ч.

23.05
Расширение
представлени
й
о
художественн
ой
картине
мира
на
основе
присвоения
духовнонравственных
ценностей
музыкального
искусства,
усвоения его
социальных
функций.

Применение
полученных
знаний
о
музыкальной
культуре,
о
других видах
искусства
в
процессе
самообразова
ния,
внеурочной
творческой
деятельности.

Постижение
музыкальных
и
культурных
традиций своего
народа и разных
народов мира.

Устный
опрос,анализ
музык.произ
ведения,
хоровое
пение

Урок-концерт

Понимание
характерных
особенностей
31

Осознание
личностных
смыслов
оперных
произведений
на

Совершенство
30.05

вание навыков
развернутого
речевого

Постижение
музыкальных

и

музыкального
языка. Оценка муз.
произведений
с
позиции красоты и
правды.

32

исторический
сюжет,поним
ание их роли
в
развитии
современной
музыки.

Хоровой
высказывания культурных
традиций своего зачет
в процессе
народа и разных
анализа
народов мира.
музыки.

График контрольных работ:

№п/п
1

Тема

Форма проведения

Содержание в музыке

Тест

2

Музыкальный образ

К.р.

3

Что такое музыкальная форма

Мультимедийный тест

4

Музыкальная композиция

Дата

Тест

Форма проведения итоговой аттестации: тестирование

Критерии оценивания
Среди предметов эстетического цикла в школе значительное место занимает урок «Музыка». Этот урок - неотъемлемая часть общей
системы обучения; он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. Это эффективны й
путь к формированию личности ребенка. Одно из главных условий успешного обучения - заинтересованность детей, их живое,
эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроках музыки, на музыкальных занятиях во внеурочное время, в
повседневной жизни. Привить школьникам интерес к музыкальному искусству можно, систематически развивая их музыкальный слух,
творческие способности, навыки восприятия музыки. Задача музыкального воспитания в школе связана с целым комплексом развития
нравственно-эстетических чувств ребёнка, творческих и музыкальных способностей.

33

Пятибалльная система оценок, заключающая в себе и отрицательные оценки («1» и «2») не отвечает, казалось бы, важнейшей функции
оценки на уроке искусства - этической. Мало того, применение отрицательных оценок резко противоречит, в первую очередь в начальной
школе, этическим задачам предмета «Музыка», направленным на формирование у школьников положительного, эмоционального
отношения к музыкальному искусству. Поэтому, в центре внимания должен стоять вопрос: какие стороны деятельности школьников
служат основой для оценки? Это коллективная форма оценки (класс, как единый коллектив) и индивидуальная оценка конкретного ответа
ученика. Как же оценить множество различных ответов? А может быть, вообще правильнее было бы говорить не об ответах учеников на
вопросы учителя, а о высказываниях (размышлениях) ученика, вызванных музыкой или вопросом учителя? Ни у одного учащегося нет
причины оставаться на «нулевой отметке» пути к овладению основами музыкальной культуры. Число и многообразие ступеней на этом
пути бесконечно. Всеобщее музыкальное воспитание не предполагает одинакового уровня музыкального воспитания для всех. Всегда
можно у ребёнка со слабым слухом, с неправильным интонированием найти на уроке момент, когда он может показать себя в
высказываниях об услышанной музыке на уроке. Итак, вопрос об оценках до сих пор остается не решенным. Диапазон высказываний на
эту тему очень широк. Одна крайность - пятибалльная система оценки существует веками, она уже заложена в генах, сломать её
невозможно, поэтому не надо придумывать новое. Другая крайность - проблема оценок на уроке актуальна и во многом спорна. Конечно,
необходимо оценивать знания учащихся, но на уроках музыки для ученика важнее словесное поощрение его ответов учителем. И еще
одно - нужны совершенно иные критерии, учитывающие не количество знаний и умений, а тенденцию к культурному и духовному росту
ученика. Прежде чем изложить свои мысли по критерию оценки на уроках музыки, предложу высказывание Д. Б. Кабалевского
относительно этого вопроса: «Творческое начало может проявиться в ребятах уже с первог о класса в своеобразии ответов (а не только в
их правильности), в стремлении самому задавать вопросы учителю (а не только отвечать на его вопросы), в собственных предложен иях о
характере исполнения того или иного музыкального произведения, в остроте слуховой наблюдательности проявляющей себя в рассказах о
музыке. Ученик может проявить себя в вокальной сфере, как хороший солист, в хоровом исполнении музыки, как исполнитель на
музыкальных инструментах, обнаружить хорошее «чувство интонации» при импровизации, интерес к чтению книг о музыке, к слушанию
музыки, интуитивное или осознанное отношение к качеству музыки и её исполнению, интерес к другим видам искусства и т.д. Грани ц и
34

предела проявления ребятами своих творческих данных, строго говоря, не существует».
Критерии оценки.
1. Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2. Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться, прежде всего, ключевыми знаниями в процессе
живого восприятия музыки.
3. Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
Примерные нормы оценки знаний и умений учащихся.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала. При оценивании успеваемости
ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные норм ы
оценки знаний и умений. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняю тся устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания
музыкальных произведений, элементарную импровизацию, коллективное исполнение логоритмических упражнений.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их
содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
- степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
- самостоятельность в разборе музыкального произведения;
- умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
35

Нормы оценок.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной
выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с
наводящими (1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих
вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное
прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Учёт полученных данных, с одной стороны,
позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе
задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса.
Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону
песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет,
36

припев, фразу.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
- знание мелодической линии и текста песни;
- чистое интонирование или допущены небольшие неточности, ритмически точное исполнение;
- выразительное исполнение.
Оценка «четыре»:
- знание мелодической линии и текста песни;
- допущены неточности в интонировании, исполнение ритмически правильное;
- пение недостаточно выразительное.
Оценка «три»:
- допускаются неточности в исполнении мелодии и текста песни;
- неконтролируемое пение, есть ритмические неточности;
- пение невыразительное.
Оценка «два»:
- исполнение неуверенное, невыразительное, незнание текста, непопадание в ритм.
37

Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен
учителем.
1. Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
2. Кроссворды.
3. Блиц - ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
4. «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
5. Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или
исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
6. Ведение тетради по музыке.
Тетрадь на уроках музыки.
Требования к ведению тетради для учащихся 8-х классов.
В тетрадь записываются:
1. Темы уроков.
2. Имена композиторов, музыкантов, даты их жизни.
3. Названия звучащих на уроках произведений.
4. Названия и авторы разучиваемых песен.
5. Сложно запоминающиеся тексты песен.

38

6. В конце тетради ведется словарь музыкальных терминов, который пополняется из года в год.
Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов (в связи с
записываемыми темами). Тетрадь, таким образом, является рукотворным индивидуальным мини - учебником, куда ученик записывает
нужную информацию, которую ему предстоит запомнить. Тетрадь проверяется учителем один раз в триместр.
Оценка выставляется за:
- ведение тетради (эстетическое оформление); наличие всех тем; аккуратность.
- ведение словаря.
- самостоятельную письменную работу по карточкам: блиц - опрос (тесты), игра «Угадай мелодию».
-создать презентацию по заданной теме,
-подобрать музыку к классному мероприятию, участвовать в конкурсе- защите рефератов.
. Оценивание проверочных работ (викторины, кроссворды, турниры знатоков, развернутые высказывания и т.д.)
Проверочные работы, составленные в форме творческих, нетрадиционных заданий, соответствуют специфике предмета Музыка, а так же
способствуют повышению интереса к получению новых знаний по предмету. Творческие задания, тесты включают в себя вопросы по
различным темам курса «Композиторы русские и зарубежные», «Музыкальные инструменты», «Музыкальные жанры», «Средства
музыкальной выразительности» и т.д. Включают от 10 до 20 вопросов. За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл.
Критерии перевода баллов в школьную отметку:
от 30% до 50% - отметка «3»
от 50% до 80% - отметка «4»
80 %-100% - отметка «5»
Оценка за сообщение
39

Оценка «5» ставится, если ученик достаточно четко и полно изложил материал, продемонстрировав понимание текста и свое мнение.
Оценка «4» ставится в случае, если ученик недостаточно чётко изложил материал
Оценка «3» ставится если ученик недостаточно полно раскрыл тему сообщения, не продемонстрировал свое мнение и интерес к
материалу.
По ключевым темам учебного года предусмотрено выполнение творческих проектов: «Любимые песни нашего класса» (5 класс)
и «Героико-патриотическая тема в искусстве» (6 класс), «Музыка и современность». Итогом первого творческого проекта должен
стать песенный сборник альбом, в который школьники отбирают песни различной тематики: «Песни из мультфильмов», «Песни о
школе», «Народные песни», «Песни о Родине».
В 6 классе итогом коллективной творческой работы будет «Книга Памяти» (сборник творческих работ учащихся, где они
рассказывают о своих родственниках – участниках Великой Отечественной войны).Предлагаемые проекты стимулируют коллективную
поисковую и творческую деятельность младших школьников, воспитывают качества гражданина благодаря патриотической тематике и
знакомству с историей создания известных песен. Творческие проектные задания имеют сквозной характер и завершаются выходом на
социально и личностно значимые результаты: подготовка концерта, создание сборника альбома песен и т.д.
Цель – выявить уровень усвоения программного материала в соответствии с требованиями государственного стандарта общего
образования.

40

4. Учебно-методическое обеспечение
Методические пособия для учителя:
1. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2008.
2. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2010
3. Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина.
-М.: Глобус, 2008.
4. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. -М. : Глобус, 2008.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru. wikipedia.org/wiki
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
Музыкальная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_music
Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.music-dic.ru
Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con-tents. nsf/ dic_music
Церковная музыка русских композиторов. Биографии композиторов. О каноне и акафисте. Тексты песнопений [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogoslovy.ru.
7. http://xarisovailzia.blogspot.com/
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Материально-технические обеспечение:
Компьютер, проектор, экран, интерактивная доска, муз.центр, микрофоны, набор ДМИ.

Список литературы
1.Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Гуманитарный издательский центр
«Владос», 2000.
41

2. Алиев, Ю. Б. Пение на уроках музыки [Текст] / Ю. Б. Алиев. - М.: Владос-Пресс, 2005.
3.Золина, Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы [Текст] : методическое пособие / Л. В. Золина.
-М.: Глобус, 2008.
4. Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. -М. : Глобус, 2008.
5.Музыка.7 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева / авт.-сост. О. П. Власенко. Волгоград : Учитель, 2009.

42

43

44


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».