цифровой
Литвинова Подписано
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Ирина
Дата: 2023.12.03
Николаевна 22:31:26 +03'00'
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной
программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по
биологии для 8 класса «Человек и его здоровье» авторов Пасечника В.В, Латюшина В.В., Пакуловой В.М.
При составлении рабочей программы в основную программу изменения не вносились. Данная программа
относится к авторским программам, составленным в полном соответствии с федеральным компонентом
государственного стандарта. На изучение предмета «Биология» в 8 классе выделяется 68ч (2 часа в
неделю).
1.1.
Нормативно-правовые документы для основного общего образования: 5-9
классы
Рабочая программа по _биологии_____ для 8__ класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и
инструктивно-методических документов:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №
1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
- Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от
17 декабря 2010 № 1897»;
-Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия
человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об
утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее СанПиН 2.4.2. 2821-10);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения
Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от 28.12.2018 №345,ООП НОО, ООП ООО,
одобренных Федеральным Научно-методическим советом по учебникам. Протокол заседания от 10
декабря 2018 г. №ОВ-10/04;
Приказ от 18 мая 2020 г. n 249. О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. n 345
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к
использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих
образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
- Примерная программа по учебному предмету «__Биология» автора _ Д.В. Колесов
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов
(курсов) педагогов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе № 3 муниципального образования «город Донецк»;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г. Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2020__ - 2021__ учебный год
УМК: Д.В. Колесов «Биология. Человек. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учебных
заведений. – М. Дрофа, 2016г
2
Цели и задачи курса
Развитие знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания
и сохранения здоровья.
Изучение места и роли человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от
них.
Изучение строения и процессов жизнедеятельности организма человека.
Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую, прежде всего
экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе
преемственного развития ведущих законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для
практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Изучение
биологического материала позволяет решить задачи экологического, эстетического, патриотического,
физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с
красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и
ответственность за ее сохранность. Учащие должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты
связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек – часть природы и его жизнь зависит
от неё и поэтому он обязан сохранять ее для себя и последующих поколений.
Основными задачами данного раздела являются следующие:
Познакомить учащихся с анатомией, морфологией, гигиеной – науками о человеке, этапами их развития
Познакомить с особенностями строения внутренних систем организма человека
Раскрыть роль человека в природе
Продолжить формировать представление о единстве живой природы
Общая характеристика предмета.
В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении
в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения
человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяют осознать
учащимся единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять
взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария
поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль и
процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей. Таким образом, выбор между
здоровым образом жизни и тем, который ведет к болезни, возможен лишь на начальном этапе. Отсюда
следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах, благоприятствующих и
нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения
здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от
вредных привычек — важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности. В курсе
уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной
гигиене. Включение сведений по психологии позволит более рационально организовать учебную,
трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников и стать
личностью.
Роль: биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного
образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области
«Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования,
3
обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих
способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Значимость: следует важность знаний о строении и функциях человеческого тела, о факторах,
укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить
возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную
помощь, отказ от вредных привычек – важный шаг к сохранению здоровья и высокой работоспособности.
В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной
гигиене.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ: принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую
программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения,
логикой внутри предметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Практическая направленность: изучение курса «Биология. Человек» в 8 классе направлено на
реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов:
освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями,
востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире,
значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Планируемые результаты на базовом и повышенном уровнях
Требования к
подготовке обучающихся
Обязательный уровень
Повышенный уровень
1.Введение
Описывать
методы
изучения Различать предметы изучения наук о человеке
человека
2. Происхождение человека
Приводить примеры рудиментов и
Доказывать принадлежность человека к типу Хордовые; к
атавизмов у человека
классу Млекопитающие; к отряду Приматы
Находить черты сходства
Находить черты сходства у зародышей человека и животных
у зародышей человека и животных
Анализировать содержание рисунков учебника
Перечислять характерные
Объяснять влияние факторов на эволюцию человека
особенности предшественников
Аргументировать собственную точку зрения о переходе от
современного человека
присваивающего хозяйства к производящему
Узнавать по рисункам
предшественников человека
Называть факторы, способствующие
развитию прямохождения
3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА.
Общий обзор организма
Давать определение терминам
Раскрывать суть понятий:
Узнавать по рисункам расположение молекулярный, клеточный, тканевый и организменный
органов и систем органов
уровни организации.
Называть:
Анализировать содержание основных понятий
- факторы сохранения постоянства
внутренней среды организма
- органы человека, относящиеся к
определенным системам
Находить у себя грудную и брюшную
полости
Клеточное строение организма. Ткани
4
Обязательный уровень
Называть:
- функции тканей и их структурных
компонентов
- основные группы тканей
- органоиды клетки и их функции
Узнавать:
- на немом рисунке виды тканей
- органоиды на немых рисунках;
- по немому рисунку строение
нейрона
Описывать и узнавать этапы деления
клетки
Приводить примеры расположения
тканей в органах
Требования к
подготовке обучающихся
Повышенный уровень
Находить соответствие между органоидами и их функциями
Анализировать содержание определений основных понятий
Характеризовать:
- основные виды тканей
- механизм действия фермента
Анализировать содержание определений основных понятий
Различать функции дендритов и аксонов
Объяснять механизм проведения нервного импульса
Рефлекторная регуляция органов и систем организма
Давать определение термину рефлекс Использовать лабораторные работы, несложный эксперимент
Приводить примеры рефлекторных
для доказательства выдвигаемых предположений
дуг, рефлексов
Называть:
- функции компонентов
рефлекторной дуги
- функции вставочных,
исполнительных нейронов
Описывать механизм проявления
безусловного рефлекса
Чертить схемы рефлекторной дуги
безусловного рефлекса
Объяснять действия прямых
и обратных связей в нервной системе
Опорно-двигательная система
Называть:
Раскрывать сущность функций опорно-двигательной
- компоненты осевого и добавочного системы.
скелета;
Объяснять зависимость характера повреждения костей от
- причины искривления
химического состава
позвоночника, факторы развития
Анализировать содержание рисунков
плоскостопия;
Характеризовать типы соединения костей
-функции опорно-двигательной
Доказывать принадлежность скелета и мышц к одной системе
системы.
Извлекать учебную информацию на основе
Описывать:
сопоставительного анализа натуральных биологических
- приемы оказания первой помощи
объектов Проанализировать правильность положения тела
при переломах позвоночника
при чтении, письме, переносе тяжелых предметов
конечностей;
- нарушения осанки различных
степеней, работы внутренних органов
при нарушении осанки;
- химический состав костей.
Узнавать по немому рисунку
строение отделов скелета
5
Обязательный уровень
Описывать строение:
мышечного пучка;
поперечнополосатой мышечной
ткани
Узнавать расположение скелетных
мышц
Приводить примеры мышцантагонистов и мышц-синергистов
Перечислять повреждения опорнодвигательной системы
Требования к
подготовке обучающихся
Повышенный уровень
Внутренняя среда организма
Устанавливать взаимосвязь между компонентами внутренней
среды
Объяснять процессы, происходящие в лимфатических узлах
Начертить схему по опорным словам
Анализировать содержание рисунков
Характеризовать процесс свертываемости крови
Выделять неточности в формулировке вывода
Перечислять:
- органы кроветворения;
- компоненты внутренней среды и
функции.
Называть функции лейкоцитов,
группы крови человека
Описывать проявление
транспортной функции эритроцитов
Приводить примеры инфекционных
заболеваний
Называть органы иммунной системы
Давать определение термину
иммунитет
Кровеносная и лимфатическая системы организма
Давать определение термину
Анализировать содержание определений основных понятий.
замкнутая кровеносная система.
Сравнивать строение кровеносных сосудов.
Называть:
Анализировать содержание рисунков
- факторы, влияющие на движение
Различать:
крови;
- артериальное, венозное и капиллярное кровотечение
- гормоны, влияющие на работу
внешнее и внутреннее;
сердца; свойства сердечной мышцы;
- малый и большой круги кровообращения.
- транспортные системы человека и
Раскрывать взаимосвязь между строением сердца и
их органы.
механизмом сердечного цикла
Описывать образование тканевой
Характеризовать:
жидкости и лимфы.
- механизм нервно-гуморальной регуляции работы сердца;
Узнавать по немому рисунку органы - внешние кровотечения и внутренние.
лимфатической системы.
Объяснять приемы оказания первой доврачебной помощи при
Описывать:
лечении раны
- движение крови по большому и
малому кругам кровообращения
- механизм измерения артериального
давления
Перечислять последовательность
действий при лечении раны
Описывать и применять действия для
оказания первой доврачебной
помощи при кровотечениях; приемы
6
Обязательный уровень
остановки носового кровотечения;
правила применения жгута
Узнавать по немым рисункам органы
дыхания
Называть:
- расположение центров дыхательной
системы;
- этапы дыхания.
Описывать:
- приемы реанимации, первой
помощи утопающему, при
электротравме, при удушении,
заваливании землей;
- механизм газообмена легких и
тканевого дыхания.
Требования к
подготовке обучающихся
Повышенный уровень
Дыхательная система
Устанавливать взаимосвязь между строением органов
дыхания и функциями.
Объяснять:
- действие факторов окружающей среды на процесс дыхания
человека;
- преимущества носового дыхания для сохранения здоровья;
- действие защитных барьеров, преграждающих вход
инфекции в легкие; целесообразность вакцинации против
дифтерии.
Анализировать:
- значение носового дыхания, роль кашля и чихания;
- содержание рисунков учебника.
Рисовать схемы рефлекторных дуг дыхательных рефлексов.
Определять последовательность этапов при вдохе и выдохе.
Сравнивать газообмен в легких и тканях.
Пищеварительная система
Приводить примеры:
Устанавливать:
- безусловных и условных
- взаимосвязь между строением тонкого и толстого
пищеварительных рефлексов;
кишечника и выполняемыми ими функциями;
- питательных и балластных веществ - взаимосвязь между строением желудка, двенадцатиперстной
в продуктах питания;
кишки и выполняемыми ими функциями;
- пищи животного и растительного
- взаимосвязь между строением зубов и выполняемыми
происхождения.
функциями.
Называть:
Объяснять:
- правила приема пищи;
- проявление функций печени;
- по таблице расположение органов
- меры предосторожности заражения желудочно-кишечными
пищеварительной системы;
инфекциями;
- симптомы аппендицита
- механизм возникновения ощущения голода и насыщения;
- этапы пищеварения, значение
- правила ухода за зубами.
кулинарной обработки пищи;
Анализировать:
Перечислять функции пищи
- содержание понятия дисбактериоз
Описывать этапы пищеварения.
- содержание рисунков
Узнавать на немых рисунках органы
Использовать лабораторную работу для доказательства
пищеварительной системы
выдвигаемых предположений
Описывать:
Составлять схемы рефлекторных дуг пищевых рефлексов,
- строение зубов, проявление
механизмов гуморальной регуляции
функций органов ротовой полости;
Находить различия между условными и безусловными
- строение и расположение желудка и пищевыми рефлексами.
двенадцатиперстной кишки;
Характеризовать:
- механизм действия ферментов;
- методы изучения пищеварения, разработанные И. П.
- состав желудочного сока;
Павловым;
- условия, способствующие и
- возбудителей желудочно-кишечных инфекционных
затрудняющие пищеварение;
заболеваний.
- механизм всасывания, роль печени
в организме человека.
Перечислять:
7
Обязательный уровень
- функции тонкого и толстого
кишечника;
- чего нельзя делать при подозрении
на аппендицит.
Описывать механизм выработки
условных рефлексов
Давать определение основным
понятиям
Требования к
подготовке обучающихся
Повышенный уровень
Обмен веществ и энергии
Называть:
Раскрывать роль белков, жиров, углеводов, минеральных
- группы витаминов; продукты
веществ и воды в организме человека
питания, в которых находятся
Анализировать содержание основных понятий
витамины;
Выделять преимущества смешанного рациона
- основные этапы обмена веществ.
Различать основной и общий обмены веществ
Перечислять:
Устанавливать зависимость между нагрузкой и уровнем
- функции белков, жиров и углеводов энергетического обмена по результатам функциональной
- значение витаминов в организме
пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки
Пояснять разницу в понятиях
Рассчитывать нормы питания.
гиповитаминоз и авитаминоз.
Аргументировать полученные результаты после оценки
Анализировать содержание рисунков собственного режима питания
учебника
Характеризовать группы витаминов.
Приводить примеры продуктов,
содержащих незаменимые
аминокислоты, ненасыщенные
жирные кислоты
Выделительная система
Называть:
Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями
- по таблице органы выделительной
системы мочевыделения
системы
Анализировать содержание рисунков
- функции системы мочевыделения;
Находить отличия в составе крови, поступающей в почки и
факторы, влияющие на работу почек, выходящей из почек
меры профилактики болезней почек
Прогнозировать последствия воздействия факторов на почки
Узнавать по немому рисунку
структурные компоненты почки
Описывать строение и работу
нефрона
Покровные органы. Теплорегуляция
Показывать взаимосвязь между строением и функциями кожи
Описывать:
Анализировать содержание рисунков
- изменения кожи при действии
Объяснять гигиенические требования к одежде и обуви
тепловых и холодовых рецепторов;
Определять:
-строение кожи
- тип кожи у себя и качество шампуня для воды определенной
Перечислять:
жесткости;
- признаки теплового и солнечного
- целесообразность применения приемов первой доврачебной
ударов;
помощи.
- функции кожи
Отбирать информацию для заполнения таблицы
8
Обязательный уровень
Узнавать по немому рисунку
структурные компоненты кожи
Характеризовать приемы оказания
доврачебной помощи
Анализировать содержание рисунков
Называть:
- возбудителей, причины заболеваний
кожи, гормональные нарушения;
-меры помощи при химическом и
термическом ожогах.
Описывать:
- проявление функций симпатической
и парасимпатической нервных
систем;
- проявление функций нервной
системы;
- по рисунку и микропрепарату
строение и функции спинного мозга;
- по рисунку строение головного
мозга.
Узнавать по немому рисунку:
- расположение отделов автономной
нервной системы;
- структурные компоненты головного
мозга;
- структурные компоненты спинного
мозга
Называть функции отделов головного
мозга; долей коры больших
полушарий
Требования к
подготовке обучающихся
Повышенный уровень
Нервная система человека
Структурировать содержание изучаемой темы.
Анализировать содержание рисунков.
Прокомментировать выражение: «Психика есть субъективное
отражение объективного мира».
Начертить схему рефлекторной дуги отдергивания руки от
горячего предмета.
Показывать:
- взаимосвязь между строением и функциями отделов
головного мозга;
- взаимосвязь между строением и функциями спинного мозга.
Прогнозировать:
- последствия для организма при нарушении функций
головного мозга;
- последствия для человека нарушения функций спинного
мозга.
Сравнивать строение головного и спинного мозга.
Отличать прямые и обратные связи.
Использовать лабораторную работу, несложный эксперимент
для доказательства выдвигаемых предположений.
Объяснять механизм совместной работы симпатического и
парасимпатического отделов (принцип дополнительности).
Анализаторы
Называть:
Определять вид иллюзий
- значение слуха для жизни человека; Объяснять значение анализаторов
- расположение зон чувствительности Находить соответствие между функциями и частями
в коре больших полушарий;
анализатора
- функции структур глаза;
Выделять роль галлюцинаций для поведения человека
- структурные компоненты
Отличать иллюзии от галлюцинаций
анализатора.
Анализировать содержание определений основных понятий
Описывать:
Показывать взаимосвязь строения глаза и выполняемой им
- строение и расположение органов
функции
равновесия, мышечного чувства,
Различать близорукое и дальнозоркое зрение
кожной чувствительности, обоняния, Объяснять целесообразность профилактических мер
вкуса;
сохранения зрения, мер доврачебной помощи при травмах
- строение органа слуха, механизм
глаза
передачи звуковых сигналов;
9
Требования к
подготовке обучающихся
Обязательный уровень
Повышенный уровень
- строение глаза, сетчатки,
Подбирать информацию для заполнения таблицы из
зрительного анализатора; механизм
различных источников
бинокулярного зрения
Показывать взаимосвязь строения органа слуха и
Узнавать по немым рисункам:
выполняемой им функции
- структурные компоненты органа
Различать понятия «орган слуха» и «слуховой анализатор»
слуха;
Объяснять влияние на орган слуха и ЦНС громкой музыки
- структурные компоненты
Определять остроту слуха на основе самонаблюдения
вестибулярного аппарата;
Характеризовать основные заболевания органа слуха
-структурные компоненты глаза.
Объяснять:
Нарисовать ход лучей через
- механизм взаимодействия органов чувств, формирования
прозрачную среду глаза
чувств;
- способы тренировки выносливости вестибулярного
аппарата;
- влияние факторов внешней среды.
Использовать несложный эксперимент для доказательства
выдвигаемых предположений; аргументировать полученные
результаты
Высказывать свою точку зрения о проявлении иллюзий
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
Приводить примеры:
Характеризовать механизм выработки условных рефлексов
- торможения рефлексов;
Анализировать:
- врожденных и приобретенных
- содержание рисунков;
программ поведения;
- содержание основных понятий
- факторов, влияющих на
Объяснять механизм формирования динамического
формирование потребностей;
стереотипа
- ситуаций проявления функций
Характеризовать формы поведения человека
воли;
Использовать лабораторную работу для доказательства
- эмоций.
выдвигаемых предположений
Описывать:
Объяснять:
- фазы сна;
- причины рассеянности на примерах жизненных ситуаций и
- физиологические основы внимания. описания жизни литературных героев;
Называть:
- правила гигиены сна;
- познавательные процессы человека, -влияние на организм нарушений сна;
качества ума;
- разницу между активным воображением и пассивным,
- этапы волевого действия
краткосрочной памятью и долгосрочной.
Различать потребности человека и животных
Определять по описанию тип восприятия
Отличать базовые потребности от вторичных; мышление от
интуиции
Характеризовать основные виды внимания
Отличать проявление произвольного и непроизвольного
внимания
Сравнивать:
- понятия внушаемость и негативизм;
- по самостоятельно выбранным критериям непроизвольное и
произвольное внимание.
Использовать лабораторную работу для доказательства
выдвигаемых
Железы внутренней секреции
10
Требования к
подготовке обучающихся
Обязательный уровень
Повышенный уровень
Называть:
Различать железы внешней и внутренней секреции, действие
- причины сахарного диабета;
гормонов, витаминов
- органы эндокринной системы.
Доказывать:
Приводить примеры органов
- принадлежность поджелудочной железы к железам
эндокринной системы
смешанной секреции;
Узнавать по рисункам органы
- единство нервной и гуморальной регуляций.
эндокринной системы
Объяснять проявление свойств гормонов.
Описывать симптомы нарушений
Анализировать содержание рисунков.
функций желез внутренней секреции Характеризовать нарушения функций желез внутренней
секреции.
III. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА
Перечислять этапы жизненного
Сравнивать по выделенным параметрам бесполое и половое
цикла особи
размножение
Узнавать по рисункам органы
Характеризовать:
размножения
- типы темперамента;
Называть:
- наследственные и врожденные заболевания человека;
- типы темперамента;
- процесс оплодотворения
- функции плаценты;
Доказывать справедливость биогенетического закона
- меры профилактики заболеваний,
Анализировать:
передаваемых половых путем
- содержание основных понятий;
Перечислять рефлексы
- содержание рисунков
новорожденных
Объяснять опасность заражения вирусом СПИДа.
Описывать:
Выделять особенности заболеваний, передаваемых половым
-режим беременной;
путем
- нарушения в организме при
Различать понятия индивид и личность
сифилисе;
- изменения, происходящие с
юношами и девушками в процессе
развития
Сопоставлять понятия темперамент и
характер
Технологии:
Проблемное обучение.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной
деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение
знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется
желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся
утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех,
повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности
учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении.
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую
проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для
определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
11
Лекционно-семинарско-зачетная система
Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к
обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как
единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов
обучающих игр.
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и
навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть
индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от
тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики
личности.
Информационно-коммуникационные технологии.
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных
курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровье сберегающие технологии.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные
виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи
сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно
применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио».
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической
поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития
личности.
Место и роль предмета «Биология» в достижении обучающимися планируемых результатов
освоения основной образовательной программы школы.
Курс биологии 8 класса на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой
природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа
включает
сведения
об
общих
биологических
закономерностях.
Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культурообразный подход, в соответствии с
которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры,
определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и
практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено
содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира,
ценностных
ориентаций,
реализующему
гуманизацию
биологического
образования.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют
ведущие идеи – отличительные особенности живой природы.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса
предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов. Программа
скорректирована на 68 часов в соответствии с производственным календарем.
Последовательность изучения тем соответствует примерной программе по предмету
Раздел «Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)».
наименование разделов,
тем учебной программы
Введение (2ч)
основное содержание программы
Науки о человеке: анатомия, физиология,
гигиена, медицина и др. История и методы
12
формы организации
учебной деятельности
Фронтальная беседа,
дискуссия
I. Происхождение
человека (З ч)
II. Строение и функции
организма человека
Строение организма (4
ч)
Органы. Системы
органов
Опорно-двигательная
система (8ч).
Внутренняя среда
организма. Кровеносная
и лимфатическая
системы (3 + 6 ч).
Дыхательная система (5
ч).
изучения человека. Значение знаний о человеке
для охраны его здоровья.
Место человека в систематике. Доказательства
животного происхождения человека. Основные
этапы
эволюции
человека.
Влияние
биологических и социальных факторов на
эволюцию человека. Человеческие расы.
Человек как вид.
Демонстрация
модели
«Происхождение
человека», моделей остатков материальной
культуры древних людей.
Основные
процессы
жизнедеятельности
клетки:
питание,
дыхание,
рост,
дифференцировка. Ткани, их строение и
функции.
Значение
опорно-двигательной
системы.
Общий обзор скелета человека. Соединения
костей. Мышцы. Сухожилия. Работа мышц.
Регуляция деятельности опорно-двигательной
системы. Заболевания. Гигиена опорно-двигательной системы. Доврачебная помощь при
повреждениях опорно-двигательной системы.
Демонстрация скелета человека, черепа,
конечностей, позвонков, распилов костей;
приемов первой помощи при травмах;
определения осанки человека.
Внутренняя среда организма. Гомеостаз.
Состав крови. Функции компонентов крови.
Иммунитет. Переливание крови. Органы
кровообращения, их строение и функции.
Работа сердца. Движение крови по сосудам,
большой и малый круги кровообращения.
Регуляция деятельности сердечно-сосудистой
системы. Возрастные особенности кровеносной системы. Заболевания и их профилактика.
Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Влияние вредных привычек на сердечнососудистую систему. Доврачебная помощь
при нарушениях в работе сердечнососудистой системы.
Значение дыхательной системы. Строение
органов дыхания и их функции Газообмен в
легких и тканях Регуляция деятельности ды.
хательной системы. Заболевания и их
профилактика. Гигиена органов дыхания.
Влияние вредных привычек на дыхательную
систему. Доврачебная помощь при нарушениях функций дыхательной системы.
13
Фронтальная беседа,
дискуссия
Лабораторные
работы
Микроскопическое
строение кости.
Утомление при
статической работе.
Выявление
нарушения осанки.
Практические
работы
Мышцы
человеческого тела.
Контрольная работа-1
Демонстрация моделей
торса и сердца человека;
примеров
первой
помощи
при
кровотечениях;
Лабораторные работы
Изменения в тканях при
перетяжках,
затрудняющих
кровообращение.
Измерение скорости
кровотока в сосудах
ногтевого ложа.
Реакция сердечно –
сосудистой системы на
дозированную нагрузку.
Лабораторная работа.
Измерение
обхвата
грудной
клетки
в
состоянии
вдоха
и
выдоха.
Контрольная работа – 1
Пищеварение. Обмен
веществ и энергии. (5 +
3ч)
Покровные органы.
Терморегуляция.
Выделение. (5ч.)
) Строение и функции пищеварительной
системы. Пищеварение в различных отделах
пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания
органов пищеварения, их профилактика.
Гигиена пищеварения. Влияние вредных
привычек на пищеварительную систему.
Доврачебная
помощь
при
нарушениях
пищеварения. Обмен веществ и энергии.
Ассимиляция, диссимиляция.
Демонстрация торса
человека.
Лабораторные работы
Действие слюны на
крахмал.
Установление
зависимости между
дозированной
нагрузкой и уровнем
энергетического обмена
Строение и функции кожи. Терморегуляция.
Демонстрация
Заболевания и их профилактика. Гигиена модели «Строение почки
кожи. Строение и функции. Регуляция млекопитающего».
деятельности выделительной системы. Заболевания
и
профилактика.
Гигиена
выделительной системы.
Нервная система (5 ч).
Центральный и периферический отделы
нервной системы, их строение и функции.
Рефлекторный характер деятельности нервной
системы. Вегетативная нервная система.
Понятие
об
экстерорецепторах
и
интерорецепторах.
Лабораторная работа
Пальценосовая проба и
особенности движения,
связанные с функцией
мозжечка.
Нервная система:
анализаторы, органы
чувств. ( 4 ч).
). Анализаторы и их роль в деятельности
нервной системы. Строение и функции
анализаторов.
Возрастные особенности деятельности нервной
системы и анализаторов. Высшая нервная
деятельность.
Заболевания нервной системы и их
профилактика. Влияние вредных привычек на
деятельность нервной системы. Гигиена нерв.
Демонстрация разборных
моделей глаза, уха и головного мозга.
Лабораторные работы
Иллюзия, связанная с
бинокулярным зрением.
Высшая нервная
деятельность. Поведение
и психика. (5 ч)
Человек
как
личность.
Самосознание.
Общественный образ жизни. Межличностные
отношения. Культура. Творческие способности
человека. Способы передачи информации.
Лабораторная работа
Выработка навыков
зеркального письма.
Измерение числа
колебаний образа
усеченной пирамиды.
Эндокринная система
(2ч).
Железы внутренней секреции, их строение и Беседа, дискуссия
функции. Регуляция деятельности желез.
Понятие об отрицательной обратной связи.
Возрастные особенности деятельности желез
внутренней
секреции.
Заболевания
и
профилактика.
Культура
межличностных
отношений. Беседа, дискуссия
Сексуальность.
Оплодотворение.
Беременность, предупреждение беременности.
Аборт. Роды. Материнство. Уход за новорожденным.
Возрастные
изменения,
периодизация и продолжительность жизни.
14
Индивидуальное
развитие организма (4
ч).
Человек как часть природы. Влияние
окружающей: среды на здоровье человека.
Адаптация организма человека к условиям
окружающей среды.
Итоговая контрольная
работа (1 ч)
тестирование
Обобщение (1 ч)
Доклады, сообщения
15
Календарно- тематическое планирование
№
уро
ка
Название раздела,
тема урока
Колво
часов
Дата
проведения
План
Факт
Введение. Науки, изучающие организм человека
2 часа
1
Биосоциальная природа
1
1.09
человека и науки, изучающие
его.
2
Становление наук о человеке.
Происхождение человека
3 часа
3
Систематическое положение
человека.
1
4.09
1
8.09
4
Историческое прошлое людей.
1
11.09
5
Расы человека.
1
15.09
Строение организма
4 часа
6
Общий обзор организма
человека.
18.09
1
Планируемые результаты
(знать, уметь)
знать: становление наук,
изучающих природу человека и
охрану его здоровья;
уметь: использовать методы
науки для решения возникающих
проблем и при необходимости
выбирать для консультации
нужных специалистов.
Знать: доказательства
происхождения человека от
животных. Строение и жизнь
древнейших, древних и первых
современных людей.
Соотношение био- и социальных
факторов, становление рас и
народов.
Уметь: характеризовать
основных представителей
древнейших и других людей; рас
человека, их равенство.
Знать: как расположены
внутренние органы, где и как
функционируют клетки и ткани,
16
Виды
контрол
я
Текущий
Текущий
Оборудование
Основные виды
учебной
деятельности
Портреты уче-ных
биологов, модель
торса че-ловека, табл.
с изображением
строения человека и
млекопитающих.
Мультимедийное
оборудование,
презентация по теме
Индивидуальная;
работа с учебником,
заполнение таблицы
Таблица
«Эволюционное
дерево приматов и
человека»
Групповая,
составление схемы
«место человека в
системе
органического мира»
Творческая,
опережающая по
подготовке докладов
по теме урока
Индивидуальная,
работа с
информацией
Таблицы и модели
древних людей.
Текущий
Модель торса
человека,
табл.«Внутренние
органы».
Творческая
сообщения учащихся
Групповая по
изучению
расположения
7
Клеточное строение организма.
22.09
1
8
Ткани: эпителиальная,
соединительная, мышечная.
1
25.09
9
Нервная ткань. Рефлекторная
регуляция.
1
29.11
1
2.10
Опорно-двигательная система
8 часов
10
Значение опорно-двигательной
системы, ее состав. Строение
костей.
Лабораторная работа:
«Микроскопическое строение
кости».
11
Скелет человека. Осевой
скелет.
6.10
1
12
Скелет поясов и свободных
конечностей: добавочный
скелет. Соединение костей.
1
9.10
13
Строение мышц.
Практическая работа:
«Мышцы человеческого тела».
1
13.10
как выполняют свою функцию
нервные клетки.
Уметь: определять ткани,
анализировать рефлексы и
рефлекторные дуги.
Показывать органоиды клетки.
Группы тканей, их строение и
нахождение в организме.
Распознавание тканей человека
по внешнему строению,
определение органоидов клетки
Строение костей, типы костей,
их различия.
Строение костей и нахождение в
скелете.
Типы соединения костей,
строение поясов скелета.
Строение мышц. Распознавание
различных мышц тела человека.
Динамическая и статическая
работа .
Определение изменений в осанке
и плоскостопия.
Уметь оказывать первую
помощь. Сравнение скелета
человека и животных,
особенности, связанные с
прямохождением и трудовой
деятельностью.
17
Текущий
Табл. «Растительная и
животная клетки»,
«Деление клетки».
Текущий
Табл. «Ткани»
Текущий
Табл. «Ткани»,
«Нервная система»,
«Рефлекторная дуга».
Тематиче
ский
Л.р. №1
Модель скелета
человека,
лабораторное
оборудование,
микропрепараты
костной ткани
Текущий
Разборная модель
скелета человека
Текущий
Табл. «Типы
соединения костей».
Тематиче
ский
П.р. №1
Табл. «Группы мышц
человека»
органов в полостях
тела
Индивидуальная,
работа с учебником
по составлению
таблицы «строение и
функции органоидов
клетки»
Творческая по
нахождению
сходства и различия
в строении тканей
Фронтальная,
индивидуальная
Работа в парах, с
готовыми
микропрепаратами,
рисунками по
определению среза
рассматриваемого
объекта
Индивидуальная по
нахождению и
распознаванию
частей осевого
скелета
Индивидуальная по
нахождению и
распознаванию
частей скелета; по
заполнению таблицы
Работа в парах с
рисунками учебника
, выполнение
простейших
упражнений для
нахождения мышц
16.10
Тематиче
ский
Л.р. №2
Рисунки учебника;
груз массой 4-5 кг,
секундомер
Групповая работа
1
20.10
Тематиче
ский
Л.р. №3
Индивидуальная и в
парах по выявлению
нарушений осанки и
плоскостопия
1
23.10
Текущий
Мультимедийное
оборудование;
презентация по теме,
сантиметровые ленты,
изготовленный дома
след стопы
Табл. «Травмы
скелета», шины,
бинты, косынки.
Контрольная работа по теме:
«Клеточное строение
организма. Опорнодвигательная система».
Внутренняя среда организма
3 часа
18
Кровь и остальные компоненты
внутренней среды организма.
1
27.10
Тематиче
ский
К.р. №1
1
10.11
19
Борьба организма с инфекцией.
Иммунитет.
1
13.11
20
Иммунология на службе
здоровья.
1
17.11
14
15
16
Работа скелетных мышц и их
регуляция.
Лабораторная работа :
« Утомление при статической и
динамической работе».
Осанка. Предупреждение
плоскостопия.
Лабораторная работа:
« Выявление нарушений
осанки. Выявление
плоскостопия».
Первая помощь при ушибах,
переломах костей и вывихах
суставов.
17
1
Кровеносная и лимфатическая системы
6 часов
21
Транспортные системы
1
организма.
Знать состав крови, лимфы и
тканевой жидкости, иммунная
система, причины возникновения
и способы профилактики
инфекционных заболеваний,
переливание крови пересадка
органов и преодоление тканевой
несовместимости.
Уметь определять форменные
элементы крови, распознавать
инфекционные болезни
пресечение путей их
распространения, способы
борьбы с болезнетворными
микроорганизмами
20.11
18
Текущий
Текущий
Варианты тестов
Работа в группах по
применению
простейших приемов
доврачебной помощи
Индивидуальная
Таблица «Кровеносная
и лимфатическая
системы»,
микроскопы, готовые
микропрепараты крови
человека и лягушки
Таблица «Иммунная
система человека»,
«Иммунный ответ»
Мультимедийное
оборудование;
презентация по теме
Работа в группах по
выявлению отличий
в строении
эритроцитов
человека и
животных.
Индивидуальная,
работа с учебником,
составление схем
Индивидуальная
Табл. «Транспортные
системы организма»,
Фронтальная, работа
с информацией;
22
Круги кровообращения
Лабораторная работа:
«Изменение в тканях при
перетяжках, затрудняющих
кровообращение».
1
24.11
23
Строение и работа сердца.
1
27.11
24
Движение крови по сосудам.
Регуляция кровоснабжения.
Лабораторные работы :
«Измерение скорости кровотока
в сосудах ногтевого ложа»
1
1.12
25
Гигиена сердечно – сосудистой
системы.
Лабораторная работа
«Реакция сердечно- сосудистой
системы на дозированную
нагрузку».
Первая помощь при
заболевании сердца и
кровотечениях.
26
27
Дыхание.
Значение дыхания. Органы
дыхательной системы.
Заболевания дыхательных
путей.
Знать органы кровеносной
системы.
Большой и малый круги
кровообращения
Топография сердца, сердечный
цикл.
Причина движения крови,
нарушение артериального
давления.
Влияние вредных привычек,
первая помощь при стенокардии.
Уметь оказать первую
доврачебную помощь при
различных типах кровотечений;
с помощью функциональных
проб определять степени
тренированности сердечно –
сосудистой системы,
подсчитывать число пульсовых
ударов.
«Строение
кровеносных
сосудов».
сравнение строения
кровеносных сосудов
Тематиче
ский
Л.р. №4
Табл. «Круги
Кровообращения»
Текущий
Модель сердца,
таблица «Сердечный
цикл»
Табл. «Круги
Кровообращения»,
«Сердечный цикл»,
тонометр, линейки,
секундомер
Работа в парах с
учебной
информацией, с
рисунками по
выявлению этапов
большого и малого
кругов
кровообращения; их
особенностей
индивидуальная
Тематиче
ский
Л.р. №5
4.12
Л.р. №6
Мультимедийное
оборудование,
презентация по теме,
анимация,
секундомеры
Индивидуальная,
выполнение
функциональной
пробы, определение
реакции на нагрузку
8.12
Текущий
Таблица, рисунки
учебника; бинты; жгут
Работа в группах над
индивидуальными
проектами, защита
проекта
Табл.«Дыхательная
система»,Модель
гортани.
Фронтальная,
индивидуальная по
составлению
таблицы
1
4 часа
1
Работа в парах по
выполнению работы
11.12
знать: о строении и функциях
органов дыхания,
голосообразовании;
о способах укрепления
дыхательных мышц и
19
28
Легкие. Легочное и тканевое
дыхание. Механизмы вдоха и
выдоха. Регуляция дыхания.
Охрана воздушной среды.
Функциональные возможности
дыхательной системы. Приемы
реанимации.
1
15.12
29
Контрольная работа по теме:
«Кровеносная и дыхательная
системы».
1
18.12
Лабораторная работа:
« Измерение обхвата грудной
клетки в состоянии вдоха и
выдоха».
Пищеварение
5 часов
31
Питание и пищеварение.
1
22.12
30
Пищеварение в ротовой
полости. . Лабораторная
работа: «Действие слюны на
крахмал».
Текущий
Табл.«Дыхательная
система».
Индивидуальная,
работа с учебником,
составление схем
Текущий
Л.р. №7
Мультимедийное
оборудование,
презентация по теме,
анимация Табл.
«Органы дыхания»,
«Приемы
искусственного
дыхания»,
сантиметровые ленты
Работа в парах по
выяснению и
составлению схем
этапов вдоха и
выдоха Работа в
парах, по
выполнению работы,
работа с
полученными
результатами,
проведение анализа и
оформление вывода
Индивидуальная
Варианты работы
25.12
1
32
повышении жизненной емкости
легких;
о предупреждении заболеваний
органов дыхательной системы, о
мерах первой помощи при
утоплении завалах землей,
электротравмах, о клинической и
биологической смерти и
способах реанимации.
уметь: определять состояние
миндалин и аденоидов;
измерять обхват грудной клетки;
проводить дыхательные
функциональные пробы;
оказывать доврачебную помощь
при нарушениях дыхания.
29.12
1
знать: почему пищевые белки,
жиры и сложные углеводы
должны быть расщеплены на
свои составные части;
каковы строение и функции
органов пищеварения и как они
регулируются
что делать при желудочнокишечных заболеваниях,
отравлениях и аппендиците,
уметь: опреде6лять
местоположение желудка,
печени, аппендикса;
20
Модель: «торс
человека», табл.
«Пищеварительная
система»
Тематиче табл.
ский
«Пищеварительная
Л.р. №8 система», схема
строения зубов. Для
лабораторной работы
на каждый стол: чашки
Петри с йодной водой,
ватные палочки, два
Фронтальная
Индивидуальная
работа по
проведению опыта,
проведению анализа
полученных
результатов,
оформление выводов
33
34
Пищеварение в желудке и
двенадцатиперстной кишке.
Регуляция пищеварения.
12.01
1
Функции тонкого и толстого
кишечника. Всасывание.
распознавать желудочнокишечные расстройства и
оказывать доврачебную помощь
при их появлении
Текущий
15.01
Текущий
Текущий
1
Гигиена органов пищеварения.
Предупреждение желудочнокишечных инфекций.
Обмен веществ и энергии
2 часа
36
Обмен веществ и энергии –
основное свойство всех живых
существ. Витамины.
1
19.01
1
22.01
Энерготраты человека и
пищевой рацион.
Лабораторная работа:
«Установление зависимости
между дозированной нагрузкой
и уровнем энергетического
обмена».
1
26.01
35
37
Покровные органы. Терморегуляция. Выделение
4 часа
38
Кожа – наружный покровный
29.01
орган. Уход за кожей. Гигиена
1
одежды и обуви. Болезни кожи.
знать:
о подготовительной, основной и
заключительной фазах обмена;
о превращениях белков, жиров и
углеводов в организме;
о значении воды и минеральных
солей;
об энергозатратах организма и
энергетической емкости
пищевых веществ;
о правилах рационального
питания и значении витаминов.
уметь:
составлять пищевые рационы в
зависимости от энергетических
трат
Знать: строение и функции кожи
Причины кожных заболеваний,
основные кожные заболевания.
Приемы первой помощи при
тепловом ударе. Строение и
21
куска накрахмаленной
марли 10 X 10 см.
Портрет
И.П.Павлова, табл.
«Пищеварительная
система», модель
рельефная
«желудок», «печень»
Таблица
«Пищеварительная
система», рельефная
модель «ворсинка
кишечная с
сосудистым руслом»
Презентация по теме
Индивидуальная с
учебной
литературой,
заполнение таблиц
Фронтальная
Творческая по
защите докладов
Текущий
Таблица
«Метаболизм» Табл.
«Витамины».
Индивидуальная,
работа с учебником,
составление схем
Тематиче
ский
Л.р. №9
Рисунки учебника,
раздаточный материал
Индивидуальная
работа, оформление
результатов работы
Таблица «Строение
кожи»; модель
рельефная «Кажа»
(разрез), лупы на
каждый стол.
Фронтальная
39
Терморегуляция организма.
Закаливание.
1
2.02
40
41
Выделение.
. Зачет по темам:
«Пищеварение, обмен веществ,
выделение»
1
1
5.02
9.02
1
12.02
1
16
.02
Соматический и автономный
(вегетативный) отделы нервной
системы.
Анализаторы. Органы чувств.
4 часа
45
Анализаторы. Зрительный
анализатор. Лабораторная
работа: «Иллюзия, связанная с
бинокулярным зрением».
1
19.02
Гигиена зрения.
Предупреждение глазных
болезней.
1
Нервная система
3 часа
42
Значение нервной системы.
Строение нервной системы.
Спинной мозг.
43
Строение и функции головного
мозга. Функции переднего
мозга.
Лабораторная работа:
«Пальценосовая проба и
особенности движения,
связанные с функцией
мозжечка».
44
46
1
26.02
1.03
функции органов выделения,
заболевания почек.
Уметь ухаживать за кожей,
ногтями, волосами, следить за
одеждой и обувью;
предупреждать заболевания
кожи;
оказывать помощь при тепловом
и солнечном ударе, закаливать
организм.
Текущий
Знать значение нервной системы.
Части нервной системы,
Строение спинного мозга.
Знание топографии отделов
головного мозга и его функций.
Строение больших полушарий
головного мозга.
Отделы нервной системы и их
функции в организме человека.
Уметь проводить
функциональные пробы и
физиологические тесты,
позволяющие выявить
особенности нервной
деятельности.
Знать значение анализаторов,
достоверность получаемой
информации.
Особенности строения глаза,
бинокулярное зрение.
Меры профилактики глазных
заболеваний, травм глаз.
Строение уха и гигиену органа
слуха, основные заболевания.
22
Мультимедийное
оборудование,
презентация по теме
Творческая
проектная работа по
составлению
памяток, буклетов,
агитационных
плакатов
Индивидуальная
Индивидуальная
Текущий
Таблица «Нервная
система»
Фронтальная
Тематиче
ский
Л.р. №10
Таблица «Нервная
система», модель
головного мозга
Текущий
Таблица «Головной
мозг», «Зоны мозга»
Индивидуальная,
составление
простейших
рефлекторных дуг
Индивидуальная по
выполнению
функциональной
пробы, анализ
полученных
результатов,
оформление выводов
Работа с учебной
информацией,
заполнение таблицы
Тематиче
ский
Л.р. №11
Модель «Глазное
яблоко»; на каждый
стол трубки из бумаги
Текущий
Тематиче
ский
Текущий
Индивидуальная с
текстом учебника,
выяснение из каких
звеньев состоит
анализатор по
выполнению и
оформлению работы
творческая работа по
составлению
памяток, буклетов,
47
Слуховой анализатор.
1
48
Органы равновесия, кожномышечной чувствительности,
обоняния и вкуса. К. р.
Анализаторы. Органы чувств
1
4.03
11.03
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика
3 часа
49
Вклад отечественных учёных в
1
15.03
разработку учения о высшей
нервной деятельности.
Врождённые и приобретённые
программы поведения.
Лабораторная работа:
«Выработка навыка
зеркального письма».
50
Сон и сновидения. Особенности 1
18.03
высшей нервной деятельности
человека. Речь и сознание.
Познавательные процессы.
51
Воля, эмоции, внимание.
1
22.03
Лабораторная работа:
«Изменение числа колебаний
образа усеченной пирамиды».
Эндокринная система
2 часа
53
Роль эндокринной регуляции.
54
Функция желёз внутренней
секреции.
1
1.04
1
5.04
Строение и функции органов
равновесия, кожно-мышечной
чувствительности, обоняния и
вкуса. Уметь оценивать работу
органов чувств;
предупреждать зрительные и
слуховые расстройства,
овладеть методами тренировки
ряда анализаторов.
Знать, что такое торможение
условного рефлекса, доминанта.
Врожденные и приобретенные
программы поведения.
Виды сна их различия
Роль речи в познании труда,
Мышление.
Стресс и его причины,
непроизвольное и произвольное
внимание.
Уметь разбираться в схемах
безусловных и условных
рефлексов;
оценивать свою
наблюдательность, память,
внимание и путем тренировок
улучшать их.
Знать, как действуют гормоны,
что
происходит
при
их
недостатке
или
избытке;
эндокринные
нарушения
и
какими способами можно помочь
некоторым больным.
Уметь определять расположение
некоторых желез в
соответствующих областях тела;
23
Текущий
Текущий
Тематиче
ский
Л.р. №12
Модель рельефная
«Ухо человека»
Таблица «Зоны
головного мозга»
Портреты ученых:
И.П. Павлов; И.
Сеченов;
Текущий
Таблица
«Рефлекторная дуга»
агитационных
плакатов
Работа в парах
Фронтальная
Сообщения
учащихся
Индивидуальная,
работа с учебником,
составление схем
Тематиче
ский
Л.р. №13
Мультимедийное
оборудование,
презентация по теме
Работа с различной
информацией
Текущий
Рисунки учебника,
таблица
Модель рельефная
«Железы внутренней
секреции»
Фронтальная по ходу
лекции
Работа в парах с
информацией,
защита докладов
распознавать симптомы ряда
эндокринных заболеваний.
Индивидуальное развитие организма
3 часа
55
Жизненные циклы.
Размножение. Развитие
зародыша и плода.
Беременность и роды.
Наследственные и врождённые
заболевания. Болезни,
передающиеся половым путём.
56
Развитие ребёнка после
рождения. Становление
личности.
1
8.04
1
12.04
57
Интересы, склонности,
способности
1
15.04
58
. Итоговая контрольная
работа
Здоровье – величайшая
ценность.
1
19.04
1
22.04
60-
Как сохранить здоровье во
время пандемии
1
26.04
61
Как сохранить здоровье
1
3.05
59
Знать об индивидуальном
развитии человеческого
организма, изменения,
происходящие в подростковом
возрасте, болезни, передающиеся
половым путем, темперамент и
характер, интересы и
склонности, развитие
способностей к той или иной
деятельности. Уметь доказывать
филогенетическое родство
эмбриологическими методами.
Знать об индивидуальном
развитии человеческого
организма, изменения,
происходящие в подростковом
возрасте, болезни, передающиеся
половым путем, темперамент и
характер, интересы и
склонности, развитие
способностей к той или иной
деятельности. Уметь доказывать
филогенетическое родство
эмбриологическими методами.
Изучить дополнительную
научную литературу о важности
сохранения здоровья
Изучить дополнительную
научную литературу о важности
сохранения здоровья
Изучить дополнительную
научную литературу о важности
сохранения здоровья
24
Таблицы «Женская и
му Рисунки учебника
жская половые
системы»
Фронтальная
итоговый
Варианты работы
индивиддальная
Текущий
Презентации, видео
Фронтальная беседа,
дебаты
Итоговы
й
Текущий
Презентации, видео
Фронтальная беседа,
дебаты
Текущий
Презентации, видео
Фронтальная беседа,
дебаты
Текущий
1
6.05
1
13.05
64
Урок-конференция
Биология на службе здоровья
человека
Урок-конференция
Биология на службе здоровья
человека
Резерв
1
17.05
65
Резерв
1
20.05
66
Итоговое занятие
1
24.05
62
63
Изучить дополнительную
научную литературу о важности
сохранения здоровья
Изучить дополнительную
научную литературу о важности
сохранения здоровья
График контрольных работ
№
п.п.
Наименование темы
Дата
1
Контрольная работа по теме: «Клеточное строение
организма. Опорно-двигательная система».
10.11
2
Контрольная работа по теме: «Кровеносная и
дыхательная системы».
Зачет по темам: «Пищеварение, обмен веществ,
выделение»
22.12
. Итоговая контрольная работа
22.04
3
4
12.02
25
Текущий
Текущий
Презентации, видео
Фронтальная беседа,
дебаты
26
Приложение 1
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
•
признаки биологических объектов: живых организмов; клеток;
жизнедеятельности организма, раздражимость, особенности организма человека, его строения,
жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
•
объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи
организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными,
место и роль человека в
природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья
от состояния
окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления
наследственных заболеваний,
иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
•
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять
результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать
биологические объекты;
•
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и
системы органов
человека;
•
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,
организмы, представителей
отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
•
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической
группе
(классификация);
•
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на
здоровье,
последствий деятельности человека;
•
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные
признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках
значения биологических
терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в
том числе с
использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
•
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами; травматизма,
стрессов, ВИЧ-инфекции,
вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха,
27
инфекционных и
простудных заболеваний;
•
оказания первой помощи при отравлении при простудных заболеваниях, ожогах,
обморожениях, травмах,
спасении утопающего;
•
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей
среде;
•
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Приложение 2
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса:
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Биология. Человек. 8 класс. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев М: Дрофа, 2012.
2. Биология 8 класс поурочные планы (по учебнику «Биология. Человек. 8 класс. Д.В.
Колесов, Р.Д. Маш,
И.Н. Беляев » Г.В. Чередникова. Волгоград :Учитель,2007год.
3. Примерные программы по биологии на основе Федерального компонента
государственного стандарта
основного и среднего (полного) общего образования. М.: 2005.
4. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология.
Составитель - Кучменко B.C.
М.: Дрофа, 2001.
5. Кучменко B.C. Оценка качества подготовки выпускников основной школы.
Биология. М.: Дрофа, 2001.
6. Сухова Т.С. Биология 6-11 класс. Тесты. М.: Дрофа, 2001.
7. Анастасова Л.П. Биология. Сборник задач для проведения устного экзамена по
биологии за курс
основной школы 9 класс. М.: Дрофа,2000.
8. Пугал Н.А. Методические рекомендации по использованию биологической
микролаборатории. Биологические исследования,М,2008г.
9. Контрольно-измерительные материалы. Биология. 8 класс. М.ВАКО,2011
ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧЕНИКОВ
1. Биология. Человек. 8 класс. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев М.: Дрофа, 2002.
2. Биология. Человек. 8 класс. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев. Рабочая тетрадь. М.:
Дрофа, 2005.
3. Анастасова Л.П. Биология. Сборник задач для проведения устного экзамена по
биологии за курс основной
школы 9 класс. М.: Дрофа,2000.
MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»
1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 классы ( учебное электронное издание)
2. Электронное наглядное пособие с методическими рекомендациями. Человек и его
здоровье.
28
3. Мультимедийное учебное пособие. Биология. Анатомия и физиология человека 9
класс. Просвещение
4. Интернет-ресурсы
Приложение3
Тексты КИМ
Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс
1 вариант.
1) выберите один правильный ответ.
1. Наука, изучающая процессы жизнедеятельности живых организмов:
А) анатомия Б) физиология В) гигиена
2. Клеточная структура, отвечающая за передачу наследственной информации:
А) митохондрия Б) лизосома В) хромосома
3. Какая ткань способна возбуждаться и передавать возбуждение:
А) мышечная
Б) нервная
В) соединительная
4. Выберите из перечня железу внутренней секреции:
А) гипофиз
Б) слюнные
В) потовая
5. Нервная система не выполняет функции:
А) нервной регуляции Б) транспорта питательных веществ
В) связи организма с внешней
средой
6. За счёт чего происходит регенерация костей после перелома:
А) губчатое вещество Б) надкостница В) компактное вещество
7. К дистантным анализаторам относится:
А) вкусовой
Б) кожно-мышечный В) слуховой
8. Заболевание, не передающееся воздушно-капельным путём:
А) грипп
Б) туберкулёз
В) кессонная болезнь
9. Ферменты, участвующие в расщеплении белков:
А) пепсин, трипсин Б) амилаза, мальтаза
В) липаза, мальтаза
10. Какую функцию не выполняют почки:
А) биологический фильтр
Б) расщепление питательных веществ В) солевой баланс
11. Сосредоточенность на чём-то важном:
А) речь
Б) память
В) внимание
12. При запоминании движений танца работает вид памяти:
А) образная Б) двигательная
В) эмоциональная
13. Постоянные рефлексы:
А) безусловные
Б) условные
14. К мужской половой системе не относится:
А) яичник
Б) семенники
В) семяпровод
2 задание. Установите соответствие между типом крови и кровеносным сосудом, которую
он содержит:
Кровеносный сосуд
Кровь
А) лёгочная артерия
1) артериальная
Б) аорта
2) венозная
В) нижняя полая вена
Г) лёгочная вена
Д) сонная артерия
А
Б
В
29
Г
Д
3 задание. Запишите в порядке возрастания выбранные цифры.
Вегетативная нервная система участвует в регуляции:
1) Частоты сердечных сокращений
2) Координации движений
3) Работы пищеварительного тракта
4) Процесса мышления
5) Кровяного давления
6) Двигательных актов
4 задание. Ответьте на вопрос.
При длительном пребывании на солнце кожа человека становиться тёмной. С чем это связано,
и какое это имеет значение?
Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс
2 вариант.
1) Выберите один правильный ответ.
1. Наука о создании условий, способствующих сохранению здоровья:
А) гигиена Б) физиология
В) анатомия
2. Отличительный признак человека от млекопитающих:
А) дифференцированные зубы Б) млечные железы
В) мышление, сознание, речь
3. Клетки, какой ткани расположены рыхло, хорошо развито межклеточное вещество:
А) нервной
Б) соединительной
В) мышечной
4. Выберите из перечня железу внешней секреции:
А) печень
Б) эпифиз
В) половые
5. При гипофункции щитовидной железы в ранней возрасте развивается:
А) сахарный диабет Б) бронзовая болезнь В) кретинизм
6. Нервные клетки:
А) эритроциты
Б) нейроны
В) аксоны
7. К контактным анализаторам относится:
А) вестибулярный аппарат Б) зрительный В) обонятельный
8. Каким образом нельзя заразиться СПИДом:
А) половым путём Б) при рукопожатии
В) при рождении ребёнка
9. Ферменты, участвующие в расщеплении углеводов:
А) птиалин, амилаза
Б) пепсин, трипсин
В) мальтаза, пепсин
10. Какую функцию не выполняет подкожная жировая клетчатка:
А) сберегает тепло
Б) амортизирует
В) содержит рецепторы
11. Теорию о 2-х сигнальных системах разработал:
А) И.П.Павлов
Б) И.И.Мечников
В) И.М.Сеченов
12. Выберите фактор, помогающий человеку засыпать:
А) беспокойные мысли
Б) свежий воздух
В) боль
13. Орган, не относящийся к женской системе:
А) яички
Б) яичники
В) маточные трубы
14. Теорию клеточного иммунитета предложил:
А) Пауль Эрлих
Б) И.И.Мечников
В) И.П.Павлов
2 задание. Установите соответствие между типом мышечной ткани и её особенностями:
Особенность
А) непроизвольные сокращения
Б) малое утомление
В) имеется в диафрагме
Г) медленное сокращение
Тип мышечной ткани
1) скелетная поперечно-полосатая
2) гладкая
30
Д) быстрое сокращение
А
Б
В
Г
Д
3 задание. Запишите в порядке возрастания выбранные цифры:
Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет:
1) Прямой позвоночник без изгибов
2) Сводчатую стопу
3) Позвоночник с S-образным изгибом
4) Массивные челюсти
5) Сжатую с боков грудную клетку
6) Широкий чашевидный пояс нижних конечностей
4 задание. Ответьте на вопрос.
Какие функции выполняет плацента у млекопитающих?
ОТВЕТЫ НА ТЕСТ ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС (ИТОГОВЫЙ)
1 задание
1
2
Б
В
3
Б
4
А
2 задание
А
2
5
Б
6
Б
7
В
Б
1
8
В
9
А
10
Б
В
2
11
В
12
Б
Г
1
13
А
14
А
Д
1
3 задание
1,3,5
2 вариант
1 задание
1
2
А
В
3
Б
4
А
5
В
6
Б
7
А
8
Б
9
А
10
В
11
В
12
Б
13
А
14
Б
Приложение 4
Система оценки индивидуальных достижений
Оценка «5» (очень хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность или их результат в полной мере соответствует требованиям
программы обучения. Учащийся знает и правильно понимает изучаемый и ранее изученный
программный материал, излагаемые положения подтверждает убедительными примерами,
правильно истолковывает конкретные факты, делает правильные выводы и обобщения по ним;
понимает фактическое значение усвоенных научных положений и выводов; отвечает
последовательно и полно, не прибегая к дословному изложению текста учебника.
Оценка «4» (хорошо) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа, практическая
деятельность или их результат в основном соответствует требованиям программы обучения, но
недостаточно полные или имеются мелкие ошибки, если ответ в основном соответствует тем
31
же требованиям, которые установлены для оценки «5», но в ответе прослеживается один из
следующих недочётов:
• ученик допускает одну – две неточности в изложенном материале или истолковании
фактов;
• при ответе не отступает от текста учебника, но по контрольным вопросам учителя
обнаруживает понимание излагаемого материала;
• правильно выполняя практическую работу, затрудняется в некоторых выводах,
недостаточно полно обобщает результаты выполненной работы.
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная
работа, практическая деятельность или их результат в основном соответствует
требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Учащийся
обнаруживает знание и понимание основного программного материала, но его ответ
страдает одним из следующих недостатков:
• материал излагается схематично, опуская отдельные существенные подробности и
допуская неточности в определениях;
• затрудняется в выводах, обобщениях и истолковании фактов, но справляется с этим
при помощи учителя;
• правильно излагает теоретический материал, но затрудняется в подтверждении
излагаемых положений конкретными фактами;
• при ответе только пересказывает текст учебника, а при контрольных вопросах учителя
обнаруживает недостаточное понимание отдельных излагаемых положений;
• при выполнении практических работ допускает небрежность, без помощи учителя
затрудняется в выводах по результату проведенной работы.
Оценка «2» (недостаточно) ставится ученику, чей устный ответ, письменная работа,
практическая деятельность или их результат частично соответствует требованиям
программы обучения. Имеются существенные недостатки и ошибки.
Учащийся:
• обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изучаемого
материала;
• не может истолковывать конкретные факты и не понимает практического значения
излагаемого;
• не может самостоятельно и последовательно ответить на поставленный основной и
наводящий вопросы учителя;
• при выполнении работ практических работ, не может самостоятельно выполнить
задание.
• При оценивании биологических диктантов или тестов (небольших работ,
продолжительность которых 5 – 7 минут), состоящих из 10 -ти основных вопросов,
допускается следующая шкала оценивания:
9 – 10 правильных ответов – «5»
7 – 8 правильных ответов – «4»
32
5 – 6 правильных ответов – «3»
3 – 4 правильных ответов – «2»
0 – 2 правильных ответов – «1»
• Необходимо отметить нестандартный подход к оцениванию слабых учащихся.
• При подготовке индивидуальных заданий возможно заранее обговорить объём работы
на «5», «4», «3», «2» для того, чтобы учащийся мог выбрать вариант и не спеша
выполнить его.
• При оценивании работ ( рисунков, схем и т.д.), необходимо учитывать моторные
навыки ребёнка, умение рисовать и чертить.
• Поощрять оценкой стремление выполнить правильно и аккуратно.
• При оценивании работ, выполненных в тетрадях, учитывать аккуратность, выполнение
единых требований к ведению тетради.
Оценивание контрольной (письменной) работы
Учитывается правильность и объём выполненной части работы, за основу принимается
процентная шкала
90 – 100% правильно выполненной работы – оценка «5»
70 – 89% правильно выполненной работы – оценка «4»
45 – 69% правильно выполненной работы – оценка «3»
20 – 44% правильно выполненной работы – оценка «2»
0 – 19% правильно выполненной работы – оценка «1»
Приложение 5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебники
(автор, год издания,
издательство)
Методические материалы
Материалы для контроля
Биология.
Человек:
учебник для 8 класса
общеобразовательных
учебных
заведений/Д.В.
Колесов, Р.Д. Маш,
И.Н. Беляев – М.:
Дрофа, 2012.
Биология. Человек. 8 класс: тематическое и
поурочное планирование к учебнику Д.В.
Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева
«Биология. Человек. 8 класс»/ Д.В. Колесов,
Р.Д. Маш, И.Н. Беляев.- 6-е изд., стереотип. –
М.: Дрофа, 2011. - 174
Тесты по биологии. 8 класс.
К учебнику Колесова Д.В. и
д.р.. Автор: Бирилло Т.А.М.: 2008. – 126 с.
Использование натуральных объектов при
обучении биологии: Метод. пособие. – М.:
Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г. Пугал
Н.А.
Интернет-ресурсы
Поурочные разработки по биологии. 8 класс.
– Пепеляева О.А., Сунцова И.В. -2-е изд.,
33
перераб. - М: ВАКО, 2014. - 432 с.- (в помощь
школьному учителю)
УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
п.п.
Средства
Перечень средств
1
Учебнолабораторное
оборудование и
приборы
Комплект приборов, 15 шт.: микроскоп; лупа; предметные и
покровные стекла; ножницы, пинцет, препаровальные иглы и т.д.);
микропрепараты: набор по анатомии; Наборы рельефных моделей
по строению органов человека; Набор палеонтологических находок
«Происхождение человека»; Комплект таблиц «Строение тела
человека». Комплекты карточек: «Типы соединения костей»;
«Ткани животных и человека»; Модели остеологические: скелет
человека разборный; кости черепа человека, смонтированные на
одной подставке; Набор моделей органов человека: сердце; почка;
глазное яблоко; торс человека (разборная модель)
2
Технические,
электронные
средства обучения и
контроля знаний
учащихся
3
Цифровые
образовательные
ресурсы
1.Компьютер, проектор, экран, интерактивная доска
2. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Человек и его здоровье 8
класс
3.Биология. Интерактивные дидактические материалы. 6-11 классы
(электронное интерактивное приложение). М.: Планета, 2014 г.
4.Презентации; модули, пособия на CD (DVD) «Анатомия.
Физиология. Гигиена. 8 кл.»
http://digital.1september.ru/
http://fcior.edu.ru/
http://new.fipi.ru/
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ruwww.km.ru/educftion
34
Приложение 6
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего
региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и
изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность
происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных
групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении
биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с
млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и
окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний,
иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты,
описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и
животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать
биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и
системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей
местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы,
опасные для человека растения и животные;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы,
представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической
группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на
здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных
поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических
словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными,
бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек
(курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и
простудных заболеваний;
35
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах
животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей
среде;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
36
СОГЛАСНОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ СОШ№ 3 г. Донецк
Фролова Н.И.
Приказ №1 от 25 августа 2023 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директор по УВР
Фролова Н.И.
Приказ №1 от 25 августа 2023 г.
______________________
________________________
37