ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе следующих
нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.1 Нормативно-правовые документы для начального общего образования:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
- Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом
Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством
просвещения Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от 20.05.2020
№254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим
советом по учебникам;
- О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и
допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу
Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО
одобренных Федеральным Научно-методическим советом по учебникам;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729
«Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий,
которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего
образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
- Примерная программа по учебному предмету «математика» автора Н.Я.Виленкина,
В.И.Жохова
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №3 г.
Донецка
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных
предметов (курсов) педагогов в муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования
«город Донецк»;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2024 – 2025 учебный
год.
УМК: «Начальная школа XXI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"
Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом и современных
мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, и традиций российского
образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями ,составляющими основу для
непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции
развития математического образования в Российской Федерации. В эпоху цифровой трансформации всех
сфер человеческой деятельности невозможность образованным современным человеком без базовой
математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения
смежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывное образование,
что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической.
Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число профессий, связанных с непосредственным
применением математики: и в сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в
гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может стать значимым
предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные
структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших,
усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и
прикладных идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства
и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной,
экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность.
Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и
применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений, читать
информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости
и понимать вероятностный характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном обществе всё более важным
становится математический стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. В
процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом
включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ исинтез, классификация и
систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их
конструирования раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения
формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Ведущая роль принадлежит математике и в формировании алгоритмической компоненты мышления и
воспитании умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать известные и
конструировать новые. В процессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках
математики — развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с
методами познания действительности, представление о предмете и методах математики, их отличий от
методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для
решения научных и прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в
формирование общей культуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и
изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Цели и задачи обучения математике
Приоритетными целями обучения математике в 5 классе являются:
продолжение формирования основных математических понятий (число, величина,
геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического
образования обучающихся;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной
активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики;
подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и
окружающего мира;
формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать
математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для
решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и
оценивать их на соответствие практической ситуации.
Основные линии содержания курса математики в 5 классе — арифметическая и геометрическая, которые
развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако, не независимо одна от
другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Также в курсе происходит знакомство с элементами
алгебры и описательной статистики.
Изучение арифметического материала начинается со систематизации и развития знаний о натуральных
числах, полученных в начальной школе. При этом совершенствование вычислительной техники и
формирование новых теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, в
частности с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений.
Другой крупный блок в содержании арифметической линии — это дроби. Начало изучения
обыкновенных и десятичных дробей отнесено к 5 классу. Это первый этап в освоении дробей, когда
происходит знакомство с основными идеями, понятиями темы. При этом рассмотрение обыкновенных
дробей в полном объёме предшествует изучению десятичных дробей, что целесообразно с точки зрения
логики изложения числовой линии, когда правила действий с десятичными дробями можно обосновать
уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями. Знакомство с
десятичными дробями расширит возможности для понимания обучающимися прикладного применения
новой записи при изучении других предметов и при практическом использовании.
При обучении решению текстовых задач в 5 классе используются арифметические приёмы решения.
Текстовые задачи, решаемые при отработке вычислительных навыков в 5 классе, рассматриваются
задачи следующих видов: задачи на движение, на части, на покупки, на работу и производительность, на
проценты, на отношения и пропорции. Кроме того, обучающиеся знакомятся с приёмами решения задач
перебором возможных вариантов, учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц или
диаграмм.
В Примерной рабочей программе предусмотрено формирование пропедевтических алгебраических
представлений. Буква как символ некоторого числа в зависимости от математического контекста
вводится постепенно. Буквенная символика широко используется, прежде всего, для записи общих
утверждений и предложений, формул, в частности для вычисления геометрических величин, в качестве
«заместителя» числа.
В курсе «Математики» 5 класса представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного
мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это важный этап в изучении
геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное
мышление обучающихся. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту,
моделированию. Обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве,
с их простейшими конфигурациями, учатся изображать их на нелинованной и клетчатой бумаге,
рассматривают их простейшие свойства. В процессе изучения наглядной геометрии знания, полученные
учащимися в начальной школе, систематизируются и расширяются.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану в 5 классе изучается интегрированный предмет «Математика», который
включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из
алгебры. Учебный план на изучение математики в 5 классе отводит не менее 5 учебных часов в неделю,
всего 167 учебных часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "МАТЕМАТИКА"
Натуральные числа и нуль
Натуральное число. Ряд натуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных чисел точками на
координатной (числовой) прямой. Позиционная система счисления. Римская нумерация как пример
непозиционной системы счисления. Десятичная система счисления. Сравнение натуральных чисел,
сравнение натуральных чисел с нулём. Способы сравнения. Округление натуральных чисел. Сложение
натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению.
Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие
обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата арифметического
действия. Переместительное и сочетательное свойства (законы) сложения и умножения,
распределительное свойство (закон) умножения. Использование букв для обозначения неизвестного
компонента и записи свойств арифметических действий. Делители и кратные числа, разложение на
множители. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Деление с остатком.
Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Числовое выражение. Вычисление значений числовых выражений; порядок выполнения действий.
Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств (законов) сложения и
умножения, распределительного свойства умножения.
Изучение арифметического материала начинается со систематизации и развития знаний о натуральных
числах, полученных в начальной школе. При этом совершенствование вычислительной техники и
формирование новых теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, в
частности с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений.
Другой крупный блок в содержании арифметической линии — это дроби. Начало изучения
обыкновенных и десятичных дробей отнесено к 5 классу. Это первый этап в освоении дробей, когда
происходит знакомство с основными идеями, понятиями темы. При этом рассмотрение обыкновенных
дробей в полном объёме предшествует изучению десятичных дробей, что целесообразно с точки зрения
логики изложения числовой линии, когда правила действий с десятичными дробями можно обосновать
уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями. Знакомство с
десятичными дробями расширит возможности для понимания обучающимися прикладного применения
новой записи при изучении других предметов и при практическом использовании.
При обучении решению текстовых задач в 5 классе используются арифметические приёмы решения.
Текстовые задачи, решаемые при отработке вычислительных навыков в 5 классе, рассматриваются
задачи следующих видов: задачи на движение, на части, на покупки, на работу и производительность, на
проценты, на отношения и пропорции. Кроме того, обучающиеся знакомятся с приёмами решения задач
перебором возможных вариантов, учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц или
диаграмм.
В Примерной рабочей программе предусмотрено формирование пропедевтических алгебраических
представлений. Буква как символ некоторого числа в зависимости от математического контекста
вводится постепенно. Буквенная символика широко используется, прежде всего, для записи общих
утверждений и предложений, формул, в частности для вычисления геометрических величин, в качестве
«заместителя» числа.
В курсе «Математики» 5 класса представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного
мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это важный этап в изучении
геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное
мышление обучающихся. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту,
моделированию. Обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве,
с их простейшими конфигурациями, учатся изображать их на нелинованной и клетчатой бумаге,
рассматривают их простейшие свойства. В процессе изучения наглядной геометрии знания, полученные
учащимися в начальной школе, систематизируются и расширяются.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану в 5 классе изучается интегрированный предмет «Математика», который
включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из
алгебры. Учебный план на изучение математики в 5 классе отводит не менее 5 учебных часов в неделю,
всего 170 учебных часов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА "МАТЕМАТИКА"
Натуральные числа и нуль
Натуральное число. Ряд натуральных чисел. Число 0. Изображение натуральных чисел точками на
координатной (числовой) прямой. Позиционная система счисления. Римская нумерация как пример
непозиционной системы счисления. Десятичная система счисления. Сравнение натуральных чисел,
сравнение натуральных чисел с нулём. Способы сравнения. Округление натуральных чисел. Сложение
натуральных чисел; свойство нуля при сложении. Вычитание как действие, обратное сложению.
Умножение натуральных чисел; свойства нуля и единицы при умножении. Деление как действие
обратное умножению. Компоненты действий, связь между ними. Проверка результата арифметического
действия. Переместительное и сочетательное свойства (законы) сложения и умножения,
распределительное свойство (закон) умножения. Использование букв для обозначения неизвестного
компонента и записи свойств арифметических действий. Делители и кратные числа, разложение на
множители. Простые и составные числа. Признаки делимости на 2, 5, 10, 3, 9. Деление с остатком.
Степень с натуральным показателем. Запись числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Числовое выражение. Вычисление значений числовых выражений; порядок выполнения действий.
Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств (законов) сложения и
умножения, распределительного свойства умножения.
Дроби
Представление о дроби как способе записи части величины. Обыкновенные дроби. Правильные и
неправильные дроби. Смешанная дробь; представление смешанной дроби в виде неправильной дробии
выделение целой части числа из неправильной дроби. Изображение дробей точками на числовой прямой.
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дроби к новому знаменателю.
Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей; взаимно-обратные
дроби. Нахождение части целого и целого по его части. Десятичная запись дробей. Представление
десятичной дроби в виде обыкновенной. Изображение десятичных дробей точками на числовой прямой.
Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями.
Округление десятичных дробей.
Решение текстовых задач
Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач
перебором всех возможных вариантов. Использование при решении задач таблиц и схем. Решение задач,
содержащих зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена, количество,
стоимость. Единицы измерения: массы, объёма, цены; расстояния, времени, скорости. Связь между
единицами измерения каждой величины. Решение основных задач на дроби.
Представление данных в виде таблиц, столбчатых диаграмм.
Наглядная геометрия
Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная,
многоугольник, окружность, круг. Угол. Прямой, острый, тупой и развёрнутый углы. Длина отрезка,
метрические единицы длины. Длина ломаной, периметр многоугольника. Измерение и построение углов
с помощью транспортира. Наглядные представления о фигурах на плоскости: многоугольник;
прямоугольник, квадрат; треугольник, о равенстве фигур. Изображение фигур, в том числе на клетчатой
бумаге. Построение конфигураций из частей прямой, окружности на нелинованной и клетчатой бумаге.
Использование свойств сторон и углов прямоугольника, квадрата. Площадь прямоугольника и
многоугольников, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой
бумаге. Единицы измерения площади. Наглядные представления о пространственных фигурах:
прямоугольный параллелепипед, куб, многогранники. Изображение простейших многогранников.
Развёртки куба и параллелепипеда. Создание моделей многогранников (из бумаги, проволоки,
пластилина и др.). Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Единицы измерения объёма.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к
достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих
достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о
математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского
общества (выборы, опросы и пр.);готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с
практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в
деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности,
осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов
и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
Способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,
решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы
человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации; овладением
языком математики и математической культурой как средством познания мира; овладением
простейшими навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа
жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); сформированного навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же
права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды; осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию учащегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании
новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и
оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются
овладением универсальными познавательными действиями,
универсальными коммуникативными действиями и универсальными регулятивными действиями.
1. Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых когнитивных
процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира; применение
логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).
Базовые логические действия:
o
выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий,
отношений между понятиями;
o
формулировать определения понятий; устанавливать существенный признак
классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
o
воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и
отрицательные, единичные, частные и общие;
o
условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в
фактах, данных, наблюдениях и утверждениях;
o
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
o
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
o
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного),
проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов,
выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
o
обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
o
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
o
формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно
устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу,
o
аргументировать свою позицию, мнение;
o
проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое
исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей
объектов между собой;
o
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов
и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать
предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
o
выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для
решения задачи;
o
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
o
выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
o
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или
сформулированным самостоятельно.
2. Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность социальных
навыков обучающихся.
Общение:
o
Воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения;
o
ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах,
давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в
ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения;
o
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций;
o
в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
o
представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта;
o
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории.
Сотрудничество:
o
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при
решении учебных математических задач;
o
принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной
работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат
работы;
o
обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы
(обсуждения , обмен мнениями, мозговые штурмы и др.);
o
выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами
команды;
o
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным
участниками взаимодействия.
2. Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых установок и
жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
o
Самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей,
аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
o
владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
o
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить
коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок,
выявленных трудностей;
o
оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать
оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Числа и вычисления
Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и
десятичными дробями.
Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные
дроби, десятичные дроби.
Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображать
натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой.
Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в
простейших случаях.
Выполнять проверку, прикидку результата вычислений. Округлять натуральные числа.
Решение текстовых задач
Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора
всех возможных вариантов.
Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние; цена,
количество, стоимость.
Использовать краткие записи, схемы ,таблицы, обозначения при решении задач. Пользоваться
основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости;
Выражать одни единицы величины через другие.
Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой
диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач.
Наглядная геометрия
Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник,
окружность, круг.
Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур.
Использовать терминологию, связанную с углами: вершина сторона; с многоугольниками: угол,
вершина, сторона, диагональ; с окружностью: радиус, диаметр, центр.
Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью
циркуля и линейки.
Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной
длины; строить окружность заданного радиуса.
Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления
Площади и периметра.
Вычислять периметр и площадь квадрата ,прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в
том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге.
Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы
величины через другие.
Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, измерения;
находить измерения параллелепипеда, куба.
Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами измерения
объёма.
Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях.
ТЕМАТИЧЕСКОЕПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п Тема/Раздел Количество Количеств
академически
о
х часов,
оценочных
отводимых процедур
на освоение
темы
1. Натуральны
е числа и
шкалы.
15
1
ЭОР и ЦОР
Деятельность
учителя с учетом
рабочей
программы
воспитания
http://school-привлекать
collection.edu.ru, http://www.bymath.n внимание учащихся
к обсуждаемой на
et,
уроке информации,
активизации
познавательной
деятельности.
-инициировать
обучающихся к
обсуждению,
высказыванию
своего мнения,
выработке своего
отношения по
поводу получаемой
на уроке социально
значимой
информации
- воспитывать
коммуникабельност
ь, активность,
умение
сопереживать в ходе
коллективной
деятельности
2 Сложение и
20
2
2 Умножение
27
2
3 Площади и
12
1
4 Обыкновен
23
2
вычитание
натуральных
чисел.
и деление
натуральных
чисел.
объемы.
ные дроби.
http://school-collection.edu.ru, РЭШ -применять на уроке
интерактивные
формы работы с
обучающимися:
-включение в урок
игровых процедур,
которые помогают
поддержать
мотивацию
обучающихся к
получению знаний
- применять на
http://school-collection.edu.ru, РЭШ
уроке
интерактивные
формы работы с
обучающимися:
дискуссии, которые
дают обучающимся
возможность
приобрести опыт
ведения
конструктивного
диалога
http://schoolcollection.edu.ru, http://www.bymath.n
et,
-воспитание
трудолюбия,
настойчивости,
упорства
- устанавливать
доверительные
отношения между
учителем и
обучающимися,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимися
требований и просьб
учителя
-инициировать
http://school-collection.edu.ru, РЭШ
обучающихся к
обсуждению,
высказыванию
своего мнения,
выработке своего
отношения по
поводу получаемой
на уроке социально
значимой
информации
-побуждать
учащихся
аргументировать,
отстаивать свою
точку зрения
5 Сложение и
13
1
6 Умножение
26
2
7 Инструмент
13
2
8 Множества
6
1
вычитание
десятичных
дробей.
и деление
десятичных
дробей.
ы для
вычислений
и измерений.
http://school-collection.edu.ru, РЭШ -применять на уроке
интерактивные
формы работы с
обучающимися:
интеллектуальные
игры,
стимулирующие
познавательную
мотивацию
обучающихся
-воспитывать навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы, навык
генерирования и
оформления
собственных идей
-инициировать
http://school-collection.edu.ru, РЭШ
обучающихся к
обсуждению,
высказыванию
своего мнения,
выработке своего
отношения по
поводу получаемой
на уроке социально
значимой
информации
-использовать
воспитательные
возможности
содержания
учебного предмета
через подбор
соответствующих
текстов для чтения,
задач для решения,
проблемных
ситуаций для
обсуждения в классе
http://school-освоение
collection.edu.ru, http://www.bymath.n
практического
применения
et,
научных знаний
математики в жизни
http://schoolcollection.edu.ru, http://www.bymath.n
et,
-воспитание
трудолюбия,
настойчивости,
упорства.
- побуждать
учащихся к
самообразованию,
воспитывать у них
интерес к знаниям,
повседневному
трудолюбию
-формировать
9 Итоговое
11
1
1 Общее
0 количество
166
15
повторение
курса
математики
5 класса
часов:
представление о
научной картине
мира
-формировать
личность ученика,
его мировоззрения,
воспитание его
личностных качеств,
так как основой
формирования
человека как
личности является
развитие речи и
мышления
http://school-воспитание
collection.edu.ru, http://www.bymath.n
внутренней
организованности
et,
- воспитывать
интерес к познанию.
Формировать
умения проводить
исследования,
анализировать
результаты,
представлять и
научно
аргументировать
полученные выводы
- привлекать
внимание
обучающихся к
ценностному
аспекту изучаемых
на уроке явлений,
понятий, приемов.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
п/п
урока
Количество часов
Все Контроль Практи
ческие
ные
го
работы
работы
Дата
изучения
Виды,
формы
контроля
1.
Обозначение натуральных чисел
1
0
0
02.09.
Устный
опрос;
2.
Обозначение натуральных чисел
1
0
0
03.09.
Устный
опрос;
3.
Обозначение натуральных чисел
1
0
0
04.09.
Письменный
контроль;
4.
Отрезок. Длина отрезка.
Треугольник
1
0
0
05.09.
Устный
опрос;
5.
Отрезок. Длина отрезка.
Треугольник
1
0
1
06.09.
Практическа
я работа;
6.
Отрезок. Длина отрезка.
Треугольник
1
0
0
09.09.
Устный
опрос;
7.
Плоскость, прямая, луч
1
0
0
10.09.
нет;
8.
Плоскость, прямая, луч
1
0
0
11.09.
Устный
опрос;
9.
Шкалы и координаты
1
0
0
12.09
Устный
опрос;
10.
Шкалы и координаты
1
0
0
13.09.
Письменный
контроль;
11.
Шкалы и координаты
1
0
0.25
16.09.
Практическа
яработа;
12.
Меньше или больше
1
0
0
17.09.
Устный
опрос;
13.
Меньше или больше
1
0
0.25
18.09.
Письменный
контроль;
14.
Меньше или больше
1
0
0
19.09.
Устный
опрос;
Домашние
задания
15.
Контрольная работа № 1 по
теме «Натуральные числа
ишкалы»
1
1
0
20.09.
Контрольна
я работа;
16.
Сложение натуральных чисел и
его свойства
1
0
0
23.09.
Устный
опрос;
17. Сложение натуральных чисел и
его свойства
1
0
0
24.09.
Устный
опрос
18. Сложение натуральных чисел и
его свойства
1
0
0
25.09.
Устный
опрос
19. Сложение натуральных чисел и
его свойства
1
0
0
26.09.
Устный
опрос
20. Сложение натуральных чисел и
его свойства
1
0
0,25
27.09.
Письменный
контроль;
21.
Вычитание
1
0
0
30.09.
Устный
опрос
22.
Вычитание
1
0
0
01.10.
Устный
опрос
23.
Вычитание
1
0,25
0
02.10.
Письменный
контроль;
24.
Вычитание
1
0
0
03.10.
Устный
опрос
25.
Контрольная работа № 2 по
теме «Свойства сложения и
вычитания»
1
1
0
04.10.
Контрольна
я работа;
26.
Числовые и буквенные
выражения
1
0
0
07.10.
нет
27.
Числовые и буквенные
выражения
1
0
0
08.10.
Устный
опрос
28.
Числовые и буквенные
выражения
1
0,25
0
09.10.
Письменный
контроль;
29.
Буквенная запись свойств
сложения и вычитания
1
0
0
10.10.
Устныйопро
с;
30.
Буквенная запись свойств
сложения и вычитания
1
0
0
11.10.
Устный
опрос;
31.
Буквенная запись свойств
сложения и вычитания
1
0,5
0
14.10.
Письменный
контроль
32.
Уравнение
1
0
0
15.10.
нет
33.
Уравнение
1
0
0
16.10.
Устный
опрос
34.
Уравнение
1
0
0,25
17.10.
Проверочная
работа
35.
Уравнение
1
0,5
01
18.10.
Письменный
контроль;
1
1
0
21.10.
Контрольна
я работа;
1
0
0
22.10.
нет
36.
Контрольная работа № 3 по
теме «Выражения и уравнения»
37. Умножение натуральных чисел и
его свойства
38. Умножение натуральных чисел
и его свойства
1
0
0
23.10.
Устный
опрос
39. Умножение натуральных чисел
и его свойства
1
0
0,25
24.10.
Письменный
контроль;
40. Умножение натуральных чисел
и его свойства
1
0
0
25.10.
Устный
опрос
II четверть
41. Умножение натуральных чисел
и его свойства
1
0,5
0
06.11.
Проверочная
работа
42.
Деление
1
0
0
07.11.
Устный
опрос
43.
Деление
1
0
0
08.11.
Устный
опрос
44.
Деление
1
0,25
0
11.11.
Проверочная
работа
45.
Деление
1
0
0
12.11.
Устный
опрос
46.
Деление
1
0
0
13.11.
Устный
опрос
47.
Деление
1
0
0
14.11.
Устный
опрос
48.
Деление
1
0,25
0
15.11.
Проверочная
работа
49.
Деление с остатком
1
0
0
18.11.
Устный
опрос
50.
Деление с остатком
1
0
0
19.11.
Устный
опрос
51.
Деление с остатком
1
0,25
0
20.11.
Проверочная
работа
52.
Контрольная работа № 4 по
теме «Умножение и деление
натуральных чисел»
1
1
0
21.11.
Контрольна
я работа
53.
Упрощение выражений
1
0
0
22.11.
Устный
опрос
54.
Упрощение выражений
1
0
0
25.11.
Устный
опрос
55.
Упрощение выражений
1
0,25
0
26.11.
Проверочная
работа
56.
Упрощение выражений
1
0
0
27.11.
Устный
опрос
57.
Упрощение выражений
1
0,25
0
28.11.
Проверочная
работа
58. Порядок выполнения действий
1
0
0
29.11.
Устный
опрос
59. Порядок выполнения действий
1
0,25
0
02.12.
Проверочная
работа
60. Порядок выполнения действий
1
0,25
0
03.12.
Проверочная
работа
61.
Степень числа. Квадрат и куб
числа
1
0
0
05.12.
Устный
опрос
62.
63.
Степень числа. Квадрат и куб
числа
1
Контрольная работа № 5 по
теме «Арифметика натуральных
чисел»
1
0,25
0
05.12.
Проверочная
работа
1
0
06.12.
Контрольна
я
работа
64.
Формулы
1
0
0
09.12.
Устный
опрос
65.
Формулы
1
0
0
10.12.
Устный
опрос
66.
Площадь. Формула площади
прямоугольника
1
0
0
11.12.
Устный
опрос
67.
Площадь. Формула площади
прямоугольника
1
0
0
12.12.
Устный
опрос
68. Единицы измерения площадей
1
0
0
13.12.
Устный
опрос
69. Единицы измерения площадей
1
0
0
16.12.
Устный
опрос
70. Единицы измерения площадей
1
0,25
0
17.12.
Проверочная
работа
71.
Прямоугольный
параллелепипед
1
0,25
0
18.12.
Проверочная
работа
72.
Объемы. Объем
прямоугольного
параллелепипеда
1
0
0
19.12.
Устный
опрос
73.
Объемы. Объем прямо‐
угольного параллелепипеда
1
0,25
0
20.12.
Проверочная
работа
74.
Объемы. Объем
прямоугольного
параллелепипеда
1
0,25
0
23.12.
Проверочная
работа
75.
Контрольная работа № 6 по
теме «Площади и объемы»
1
1
0
24.12.
Контрольна
я работа
76.
Окружность и круг
1
0
0
25.12.
Устный
опрос
77.
Окружность и круг
1
0,25
0
26.12.
Проверочная
работа
78.
Доли. Обыкновенные дроби
1
0
0
27.12.
Устный
опрос
79.
Доли. Обыкновенные дроби
1
0,25
0
28.12.
Проверочная
работа
III четверть
80.
Доли. Обыкновенные дроби
1
0
0
09.01.
Устный
опрос
81.
Доли. Обыкновенные дроби
1
0,25
0
10.01.
Проверочная
работа
82.
Сравнение дробей
1
0
0
13.01.
Устный
опрос
83.
Сравнение дробей
1
0
0
14.01.
Устный
опрос
84.
Сравнение дробей
1
0,25
0
15.01.
Проверочная
работа
85.
Правильные и неправильные
дроби
1
0
0
16.01.
Устный
опрос
86.
Правильные и неправильные
дроби
1
0,25
0
17.01.
Проверочная
работа
87.
Контрольная работа № 7 по
теме «Обыкновенные дроби»
1
1
0
20.01.
Контрольна
я работа
88. Сложение и вычитание дробей
с одинаковыми знаменателями
1
0
0
21.01.
Устный
опрос
89. Сложение и вычитание дробей
с одинаковыми знаменателями
1
0,25
0
22.01.
Проверочная
работа
90. Сложение и вычитание дробей
с одинаковыми знаменателями
1
0,25
0
23.01.
Проверочная
работа
1
0
0
24.01.
Устный
опрос
91.
Деление и дроби
92.
Деление и дроби
1
0,25
0
27.01.
Проверочная
работа
93.
Смешанные числа
1
0
0
28.01.
Устный
опрос
94.
Смешанные числа
1
0,25
0
29.01.
Проверочная
работа
95.
Сложение и вычитание
смешанных чисел
1
0
0
30.01.
Устный
опрос
96.
Сложение и вычитание
смешанных чисел
1
0,25
0
31.01.
Проверочная
работа
97.
Сложение и вычитание
смешанных чисел
1
0,25
0
03.02.
Проверочная
работа
98.
Контрольная работа № 8 по
теме «Сложение и вычитание
смешанных чисел»
1
1
0
04.02.
Контрольна
я работа
99.
Десятичная запись дробных
чисел
1
0
0
05.02.
Устный
опрос
100
Десятичная запись дробных
чисел
1
0,25
0
06.02.
Проверочная
работа
101 Сравнение десятичных дробей
1
0
0
07.02.
Устный
опрос
102 Сравнение десятичных дробей
1
0,25
0
10.02.
Проверочная
работа
Сравнение десятичных
дробей
1
0
0
11.02.
Устный
опрос
104
Сложение и вычитание
десятичных дробей
1
0
0
12.02.
Устный
опрос
105
Сложение и вычитание
десятичных дробей
1
0,25
0
13.02.
Проверочная
работа
106
Сложение и вычитание
десятичных дробей
1
0
0
14.052.
Устный
опрос
103
.
107
Сложение и вычитание
десятичных дробей
1
0,25
0
17.02.
Проверочная
работа
108
Сложение и вычитание
десятичных дробей
1
0,25
0
18.02.
Проверочная
работа
109
Приближенные значения
чисел. Округление чисел
1
0
0
19.02.
Устный
опрос
110
Приближенные значения
чисел. Округление чисел
1
0,25
0
20.02.
Проверочная
работа
1
1
0
21.02.
Контрольна
я работа
111 Контрольная работа № 9 по
теме «Сложение и вычитание
десятичных дробей»
112.
Умножение десятичных
дробей на натуральные числа
1
0
0
25.02.
Устный
опрос
113.
Умножение десятичных
дробей на натуральные числа
1
0
0
26.02.
Устный
опрос
114.
Умножение десятичных
дробей на натуральные числа
1
0,25
0
27.02.
Проверочная
работа
115.
Деление десятичных дробей
на натуральные числа
1
0
0
28.02.
Устный
опрос
116.
Деление десятичных дробей
на натуральные числа
1
0,25
0
03.03.
Проверочная
работа
117.
Деление десятичных дробей
на натуральные числа
1
0
0
04.03.
Устный
опрос
118.
Деление десятичных дробей
на натуральные числа
1
0,25
0
05.03.
Проверочная
работа
119.
Деление десятичных дробей
на натуральные числа
1
0,25
0
06.03.
Проверочная
работа
120.
Контрольная работа № 10
по теме «Умножение и деление
десятичных дробей на
натуральные числа»
1
1
0
07.03.
Контрольна
я работа
121.
Умножение десятичных
дробей
1
0
0
11.03.
Устный
опрос
122.
Умножение десятичных
дробей
1
0,25
0
12.03.
Проверочная
работа
123.
Умножение десятичных
дробей
1
0
0
13.03.
Устный
опрос
124.
Умножение десятичных
дробей
1
0
0
14.03.
Устный
опрос
125.
Умножение десятичных
дробей
1
0,25
0
17.03.
Проверочная
работа
126.
Деление десятичных дробей
1
0
0
18.03.
Устный
опрос
127.
Деление десятичных дробей
1
0
0
19.03.
Устный
опрос
128.
Деление десятичных дробей
1
0,25
0
20.03.
Проверочная
работа
129.
Деление десятичных дробей
1
0
0
21.03.
Устный
опрос
IV четверть
130.
Деление десятичных дробей
1
0,25
0
31.03.
Проверочная
работа
131.
Деление десятичных дробей
1
0
0
01.04.
Устный
опрос
132.
Деление десятичных дробей
1
0,25
0
02.04.
Проверочная
работа
133.
Среднее арифметическое
1
0
0
03.04.
Устный
опрос
134.
Среднее арифметическое
1
0
0
04.04.
Устный
опрос
135.
Среднее арифметическое
1
0,25
0
07.04.
Проверочная
работа
1
0,25
0
08.04.
Проверочная
работа
1
1
0
09.04.
Контрольна
я работа
Микрокалькулятор
Проценты
1
0
0
10.04.
139.
Проценты
1
0
0
11.04.
Устный
опрос
140.
Проценты
1
0,25
0
14.04.
Проверочная
работа
141.
Проценты
1
0
0
15.04.
Устный
опрос
142.
Проценты
1
0,25
0
16.04.
Проверочная
работа
143.
Контрольная работа № 12
по теме «Проценты»
1
1
0
17.04.
Контрольна
я работа
144. Угол. Прямой и развернутый
углы. Чертежный треугольник
1
0
0
18.04.
Устный
опрос
145. Угол. Прямой и развернутый
углы. Чертежный треугольник
Измерение углов.
Транспортир
1
0
0,25
21.04.
Практическа
я работа
Устный
опрос
1
0
0,25
22.04.
Практическа
я работа
136.
137.
138.
146.
Среднее арифметическое
Контрольная работа № 11
по теме «Умножение и деление
десятичных дробей»
Измерение углов.
Устный
опрос
Транспортир
147.
Измерение углов.
Транспортир
1
0,25
0
23.04.
Проверочная
работа
148.
Круговые диаграммы
1
0
0
24.04.
нет
149.
Круговые диаграммы
1
0
0
25.04.
нет
150.
Контрольная работа № 13
по теме «Углы и диаграммы»
1
1
0
28.04.
Контрольна
я работа
151.
Понятие множества
1
0
0
29.04.
Устный
опрос
152.
Понятие множества
1
0
0
30.04
Устный
опрос
153.
Общая часть множеств.
Объединение множеств.
1
0
0
05.05.
Устный
опрос
154.
Общая часть множеств.
Объединение множеств.
1
0
0
06.05.
Устный
опрос
155.
Верно или неверно.
1
0
0
07.05.
Устный
опрос
156.
Контрольная работа № 14
по теме «Множества»
1
1
0
08.05.
Контрольна
я работа
1
0,25
0
12.05.
Проверочная
работа
157. Повторение. Арифметические
действия с натуральными
числами
158.
Сложение и вычитание
обыкновенных дробей
1
0
0
13.05.
Устный
опрос
159.
Решение арифметических
задач
1
0,25
0
14.05.
Проверочная
работа
160.
Буквенные выражения
1
0
0
15.05.
Устный
опрос
161.
Упрощение выражений
1
0
0
16.05.
Устный
опрос
162.
Уравнение. Решение задач с
помощью уравнения
1
0,25
0
19.05
Проверочная
работа
163.
Арифметические действия с
десятичными дробями
1
0
0
20.05
Устный опрос
1
0,25
0
21.05
Проверочная
164. Проценты. Углы и диаграммы.
работа
165.
166.
Итоговая контрольная
работа
1
Анализ контрольной работы
1
0
166
1
1
0
Контрольная
22.05.
работа
0
нет
23.05.
Повторение курса математики
5класса
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
1.5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Александрова Л.А., Шварцбурд С.И., Математика,
5класс,АО"Издательство "Просвещение";
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. А.С.Чесноков Дидактические материалы по математике 5класс М., Просвещение.
2. М.А.Попов Дидактические материалы по математике 5класс, М., Экзамен.
3. П.И.Алтынов Контрольные и проверочные работы по математике 5-6класс М., Дрофа
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
http://www.mccme.ru, http://window.edu.ru, http://www.edu.ru, http://www.school.edu.ru,
http://schoolcollection.edu.ru/collection/matematika/, http://www.mathematics.ru, http://www.marh.ru,
http://www.bymath.net, http://matematiku.ru, http://school.msu.ru, http://festival.1septemb
er.ru, https://learningapps.org/4470596, Инфоурок, копилка уроков,
РЭШ, https://www.youtube.com/channel/UC8rgpanENyNQaYKJ-tK2jCA
https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko,
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: проектор, экран, таблицы
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ: нет