Адаптированная рабочая программа по математике 2а класс

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по математике для 5 класса составлена на основе следующих
нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.1 Нормативно-правовые документы для начального общего образования:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
- Приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом
Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г
№28
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.3648-20».
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством
просвещения Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от 20.05.2020
№254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим
советом по учебникам;
- О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и
допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу
Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО
одобренных Федеральным Научно-методическим советом по учебникам;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729
«Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий,
которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего
образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
- Примерная программа по учебному предмету «математика» автора Н.Я.Виленкина,
В.И.Жохова
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ №3
г. Донецка
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных
предметов (курсов) педагогов в муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования
«город Донецк»;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2024 – 2025 учебный
год.

Рабочая программа учебного предмета «Математика» во 2 классе составлена в
соответствии с:
• Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
• Основной адаптированной общеобразовательной программой образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
• Учебно-методическим комплексом:
- Алышева Т.В. Математика. 2 класс. Примерная рабочая программа для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

- АлышеваТ.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
-Учебник. Алышева Т.В. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 1., Ч. 2.
- Рабочая тетрадь. Алышева Т.В. Математика. 2 класс. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч.1.,Ч.2.
Математика является важной составляющей частью образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение математическими
знаниями и умениями является необходимым условием успешной социализации
обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Цель: совершенствование процесса социализации обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) путем решения практических задач.
Задачи:
• формировать доступные обучающимся математические знания, умения, практически
применять полученные знания в повседневной жизни, при изучении других предметов;
• обучать умению видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные
выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
• развивать и корректировать недостатки познавательной деятельности, личностных качеств
учащихся средствами математики с учётом индивидуальных возможностей каждого
обучающегося;
• воспитывать у школьников целеустремлённость, трудолюбие, самостоятельность, навыки
контроля и самоконтроля, аккуратность.
Реализация в образовательной деятельности указанных целей и задач
образовательнокоррекционной работы обеспечит достижение планируемых результатов в
предметной области «Математика».
1.1. Общая характеристика учебного предмета
В результате освоения предметного содержания курса математики у обучающихся
формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое
заучивание правил и определений уступает место установлению отличительных
математических признаков объекта (например, прямоугольника, квадрата), поиску общего и
различного во внешних признаках (форма, размер). В процессе измерений обучающиеся
выявляют изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливают
зависимости между ними в процессе измерений, осуществляют поиск решения текстовых
задач, проводят анализ информации, определяют с помощью сравнения (сопоставления)
характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений,
геометрических фигур, зависимостей, отношений). Обучающиеся используют простейшие
предметные, знаковые, графические модели, строят и преобразовывают их в соответствии с
содержанием.
В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком:
развивается умение читать математический текст, формируются речевые умения

(обучающиеся учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и
понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать
доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы
решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать
этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осуществлять
контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.
В процессе обучения математике обучающиеся учатся участвовать в совместной
деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять
обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятельность.
Основные требования к обучающимся данного класса с низким уровнем учебной мотивации
- это организовать обучение по предмету «Математика» по 1-му уровню (минимальному). Для
обучающихся со средним уровнем учебной мотивации, организовать обучение по предмету
«Математика» по 2-му уровню (достаточному).

1.2. Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика» и относится к
обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для второго класса курс
«Математика» рассчитан на 167 часов (34 учебные недели), что составляет 5 часа в неделю.
Срок реализации программы: сентябрь – май
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Освоение обучающимися предмета «Математика» предполагает достижение ими двух
видов результатов: личностных и предметных.
2.1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений
обучающихся в различных средах.
На уроках математики у обучающихся будет сформировано:
• принятие и частичное освоение социальной роли обучающегося, начальные
проявления мотивов учебной деятельности на уроках математики;
• умение поддержать диалог с учителем и сверстниками на уроке математики,
сформулировать и высказать элементарную фразу с использованием математической
терминологии;
• проявление доброжелательного отношения к учителю и другим обучающимся,
желание оказать помощь одноклассникам в учебной ситуации и элементарные навыки по
осуществлению этой помощи;
• начальные элементарные навыки организации собственной деятельности по
выполнению знакомой математической операции (учебного задания) на основе инструкции
и/или образца, данных учителем или содержащихся в учебном пособии (учебнике или
рабочей тетради), новой математической операции (учебного задания) – под руководством
учителя на основе пошаговой инструкции;

• начальные навыки работы с учебником математики: ориентировка на странице
учебника, чтение и понимание текстовых фрагментов, доступных обучающимся
(элементарных инструкций к заданиям, правил, текстовых арифметических задач и их кратких
записей), использование иллюстраций в качестве опоры для практической деятельности;
• понимание и воспроизведение записей с использованием математической символики,
содержащихся в учебнике или иных дидактических материалах, умение использовать их при
организации практической деятельности;
• умение корригировать свою деятельность при выполнении учебного задания в
соответствии с мнением (замечанием), высказанным учителем или одноклассниками, а также
с учетом помощи, оказанной обучающемуся при необходимости;
• умение производить элементарную самооценку результатов выполненной
практической деятельности на основе соотнесения с образцом выполнения;
• начальные умения использования математических знаний при ориентировке в
ближайшем социальном и предметном окружении, доступных видах хозяйственно бытового
труда;
• отдельные начальные представления о семейных ценностях, бережном отношении к
природе, своему здоровью, безопасном поведении в помещении и на улице.
2.2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и
умений, способность их применять в практической деятельности. Предметные результаты
делятся на: минимальный и достаточный уровни.
1-ый уровень (минимальный):
• знание состава чисел 2-10 из двух частей (чисел);
• знание количественных числительных в пределах 20; умение записать числа 11-20 с
помощью цифр;
• знание десятичного состава чисел 11-20; откладывание (моделирование) чисел второго
десятка с использованием счетного материала на основе знания их десятичного состава;
• знание числового ряда в пределах 20 в прямом порядке; месте каждого числа в числовом
ряду в пределах 20;
• осуществление счета предметов в пределах 20, присчитывая по 1;
• выполнение сравнения чисел в пределах 10 и 20 с использованием знаков равенства (=) и
сравнения (>, , , 2; 1 < 5). Сравнение чисел на основе их места в числовом ряду. с.21, №10 с.23,
№18 с.24, №24 ст.1 11. 12. Сравнение отрезков по длине 2 Сравнение отрезков по длине
(такой же длины, одинаковые по длине, длиннее, короче).
• знание единицы измерения (меры) длины 1 дм, соотношения 1 дм = 10 см; умение
соотносить с помощью учителя длину предметов с моделью 1 дм: больше (длиннее), чем 1 дм
• умение прочитать и записать число, полученное при измерении длины двумя мерами (1 дм
2 см) (с помощью учителя);
• знание единицы измерения (меры) времени 1 ч; умение определять время по часам с
точностью до 1 ч;
• выполнение сравнения чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости,
длины, массы, ёмкости, времени (в пределах 20, с помощью учителя);
• знание названий компонентов и результатов сложения и вычитания (с помощью учителя);
• умение выполнить в практическом плане на основе действий с предметными
совокупностями увеличение и уменьшение на несколько единиц (с отношением «больше на
…», «меньше на …»); выполнение увеличения и уменьшения числа на несколько единиц (с
помощью учителя);

• выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через десяток; с
переходом через десяток (с подробной записью решения);
• знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных
чисел с переходом через десяток (с помощью учителя);
• знание переместительного свойства сложения, умение использовать его при выполнении
вычислений (с помощью учителя);
• выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при измерении величин одной мерой
стоимости, длины;
• умение ориентироваться в краткой записи арифметической задачи, воспроизводить условие
и вопрос задачи по ее краткой записи; умение составить краткую запись арифметической
задачи (с помощью учителя);
умение записать решение и ответ задачи (запись решения составной задачи в 2 действия – с
помощью учителя);
• выполнение решения простых арифметических задач на увеличение, уменьшение числа на
несколько единиц (с отношением «больше на …», «меньше на …») в практическом плане на
основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи;
• составление арифметических задач по предложенному сюжету, краткой записи (с помощью
учителя);
• умение сравнивать отрезки по длине; построение с помощью учителя отрезка, равного по
длине данному отрезку (такой же длины);
• умение различать линии: прямую, отрезок, луч; построение луча с помощью линейки;
• знание элементов угла; различение углов по виду (прямой, тупой, острый); умение построить
прямой угол с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге (с помощью учителя);
• знание элементов четырехугольников (прямоугольника, квадрата), треугольника;
• умение построить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам (вершинам) на бумаге в
клетку (с помощью учителя).
2-ой уровень (достаточный):
• знание количественных, порядковых числительных в пределах 20; умение записать числа
11-20 с помощью цифр;
• знание десятичного состава чисел 11-20; откладывание (моделирование) чисел 11- 20 с
использованием счетного материала на основе знания их десятичного состава;
• знание числового ряда в пределах 20 в прямом и обратном порядке; месте каждого числа в
числовом ряду в пределах 20; умение получить следующее число, предыдущее число в
пределах 20 путем присчитывания 1, отсчитывания 1;
• осуществление счета в пределах 20, присчитывая, отсчитывая по 1 и равными числовыми
группами по 2;
• выполнение сравнения чисел в пределах 10 и 20 с использованием знаков равенства (=) и
сравнения (>,
знание единицы измерения (меры) длины 1 дм, соотношения 1 дм = 10 см; умение соотносить
длину предметов с моделью 1 дм: больше (длиннее), чем 1 дм; меньше (короче), чем 1 дм;
равно 1 дм (такой же длины);
• умение прочитать и записать число, полученное при измерении длины двумя мерами (1 дм
2 см);
• знание единицы измерения (меры) времени 1 ч; умение определять время по часам с
точностью до 1 ч и получаса;
• выполнение сравнения чисел, полученных при измерении величин одной мерой стоимости,
длины, массы, ёмкости, времени (в пределах 20);

• знание названий компонентов и результатов сложения и вычитания, использование их в
собственной речи (с помощью учителя);
• умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах, с записью чис; меньше
(короче), чем 1 дм; равно 1 дм (такой же длины);
• умение выполнить в практическом плане на основе действий с предметными
совокупностями увеличение и уменьшение на несколько единиц (с отношением «больше на
…», «меньше на …»), с отражением выполненных операций в математической записи
(составлении числового выражения); выполнение увеличения и уменьшения числа на
несколько единиц;
• выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 20 без перехода через десяток и с
переходом через десяток;
•знание таблицы сложения на основе состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных
чисел с переходом через десяток, умение использовать ее при выполнении вычитания
однозначного числа из двузначного (с помощью учителя);
• знание переместительного свойства сложения, умение использовать его при выполнении
вычислений;
• умение находить значение числового выражения без скобок в два арифметических действия
(сложение, вычитание);
• выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при измерении величин одной мерой
стоимости, длины, массы, ёмкости, времени;
• умение составить краткую запись арифметической задачи; умение записать решение
простой и составной (в 2 действия) задачи, записать ответ задачи;
• выполнение решения простых арифметических задач на увеличение, уменьшение числа на
несколько единиц (с отношением «больше на …», «меньше на …») в практическом плане на
основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи;
• составление арифметических задач по предложенному сюжету, готовому решению, краткой
записи;
• умение выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах, в дециметрах и сантиметрах, с
записью числа, полученного при измерении одной и двумя мерами (1 дм 2 см); умение
построить отрезок заданной длины, выраженной одной мерой;
• умение сравнивать длину отрезка с 1 дм, сравнивать отрезки по длине; построение отрезка,
равного по длине данному отрезку (такой же длины); • знание различий между линиями
(прямой, отрезком, лучом); построение луча с помощью линейки;
• знание различий между линиями (прямой, отрезком, лучом); построение луча с помощью
линейки;
• знание элементов угла; различение углов по виду (прямой, тупой, острый); умение
построить прямой угол с помощью чертежного угольника на нелинованной бумаге;
• знание элементов четырехугольников (прямоугольника, квадрата), треугольника;
• знание свойств углов, сторон квадрата, прямоугольника;
• умение построить треугольник, квадрат, прямоугольник по точкам (вершинам) на бумаге в
клетку.

2.3. Базовые учебные действия
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной
деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования
обучающимися с умственной отсталостью. БУД обеспечивают становление учебной
деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих:
познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

1. Личностные учебные действия обеспечивают готовность ребенка к принятию новой роли
ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс
обучения на основе интереса к его содержанию и организации.
2. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в
коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения.
3. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и
любом этапе обучения. Благодаря им создаются условия для формирования и реализации
начальных логических операций.
4. Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических
операций, которые необходимы для усвоения и использования знаний и умений в
различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического
мышления школьников.
Умение использовать все группы действий в различных образовательных ситуациях
является показателем их сформированности.
Группа БУД
Личностные
учебные действия

Коммуникативные
учебные действия

Регулятивные
учебные действия

Учебные действия и умения
• Адекватно эмоционально откликаться на произведения
литературы, музыки, живописи и др.
• Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам
их деятельности.
• Бережно относиться к культурно историческому наследию родного
края и страны.
• Понимать личную ответственность за свои поступки на основе
представлений о этических нормах и правилах поведения в
современном обществе.
• Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, бытовых, трудовых и др.).
• Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою
позицию.
• Дифференцированно использовать разные виды речевых
высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в
коммуникативных ситуациях с учётом специфики участников
(возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.).
• Использовать разные виды делового письма для решения
жизненно значимых задач.
• Использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных
задач, в том числе информационных.
• Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления.
• Осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач.
• Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.
• Осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности,
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,

корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
• Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию.
• Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.
• Использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.

Познавательные
учебные действия

3.ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) по учебному предмету «Математика» во 2 классе
проводится на основании выявленных достижений обучающихся по овладению
планируемыми личностными и предметными результатами.
Выявление успешности продвижения обучающихся в достижении предметных
результатов по учебному предмету «Математика» осуществляется на основании анализа
выполненных ими проверочных работ, устных опросов, результатов наблюдений учителя
за работой обучающихся в процессе образовательной деятельности на уроках математики,
степени их самостоятельности в выполнении учебных заданий.
Для систематического контроля за качеством усвоения обучающимися предметных
результатов по математике целесообразно использовать следующие виды проверочных
работ: текущие, промежуточные, итоговая. Текущие проверочные работы помогут выявить
особенности усвоения формируемых математических представлений и умений по
изучаемым учебным темам, их проведение должно быть регулярным и систематическим,
чтобы более полно выявить степень овладения математическим материалом и трудности,
возникающие у каждого ученика. Промежуточные проверочные работы должны быть
направлены на выявление результатов образовательной деятельности по крупным
учебным темам/разделам.
При проведении промежуточной аттестации учитываются результаты промежуточной
проверочной работы, а также успешность выполнения текущих проверочных работ. При
проведении итоговой аттестации учитываются результаты итоговой проверочной работы и
данные промежуточной аттестации.
Примеры контрольно-измерительных (оценочных) материалов являются приложением
к программе.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Наименование раздела
1. Первый десяток
2. Второй десяток
3. Сложение и вычитание без перехода через десяток
4. Сложение и вычитание без перехода через десяток (все
случаи)
5. Сложение с переходом через десяток
6. Вычитание с переходом через десяток
7. Сложение и вычитание с переходом через десяток (все

Количество часов

19
25
35
16
26
26
15

случаи)
8. Итоговое повторение

Итого:
Первый десяток (19 часов)

5
167

Нумерация чисел 1-10 (повторение)
Сравнение чисел Сравнение отрезков по длине
Контрольная работа: "Сравнение чисел"
Работа над ошибками: "Сравнение чисел"

Второй десяток (25 час)
Нумерация чисел второго десятка: числа 11-13
Нумерация чисел второго десятка: числа 14-16
Нумерация чисел второго десятка: числа 17-19
Нумерация чисел второго десятка: числа 20
Контрольная работа: "Второй десяток. Нумерация"
Работа над ошибками: "Второй десяток. Нумерация"
Мера длины – дециметр
Увеличение числа на несколько единиц
Уменьшение числа на несколько единиц
Контрольная работа: "Второй десяток. Увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц"
Работа над ошибками: "Второй десяток. Увеличение и уменьшение числа на несколько
единиц"
Луч

Сложение и вычитание без перехода через десяток (35 час)
Сложение двузначного числа с однозначным числом
Вычитание однозначного числа из двузначного числа
Вычитание однозначного числа из двузначного числа
Получение суммы 20
Вычитание однозначного числа из 20
Вычитание двузначного числа из двузначного числа
Контрольная работа: "Сложение и вычитание без перехода через десяток"
Работа над ошибками: "Сложение и вычитание без перехода через десяток"
Сложение чисел с числом 0
Угол
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении массы
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении емкости
Меры времени
Контрольная работа: "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин"
Работа над ошибками: "Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении
величин"

Сложение и вычитание без перехода через десяток (все случаи) (16 часов)
Сложение и вычитание без перехода через десяток
Контрольная работа: "Сложение и вычитание без перехода через десяток"
Работа над ошибками:

"Сложение и вычитание без перехода через десяток"
Виды углов
Составные арифметические задачи
Сложение с переходом через десяток (26 часа)
Прибавление чисел 2, 3, 4
Прибавление числа 5
Прибавление числа 6
Прибавление числа 7
Прибавление числа 8
Прибавление числа 9
Контрольная работа: "Сложение с переходом через десяток"
Работа над ошибками: "Сложение с переходом через десяток"
Четырехугольники

Вычитание с переходом через десяток (26 часа)
Вычитание чисел с переходом через десяток
Вычитание чисел 2, 3, 4
Вычитание числа 5
Вычитание числа 6 Вычитание числа 7
Вычитание числа 8
Вычитание числа 9
Контрольная работа: "Вычитание с переходом через десяток"
Работа над ошибками: "Вычитание с переходом через десяток"
Треугольник

Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи) (15 часов)
Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи)
Меры времени
Деление на две равные части
Итоговая контрольная работа
Работа над ошибками

Итоговое повторение (5 часов)

5. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
5.1. Система оценки личностных результатов.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода
экспертной оценки в конце учебного года и заносится в карту наблюдений.
Оценка результатов осуществляется в баллах:
0 - нет фиксируемой динамики;
1 - минимальная динамика;
2 - удовлетворительная динамика;
3 - значительная динамика.

5.2.

Система оценки предметных результатов.

Учитывая трудности обучающихся 2 класса в овладении письменной речью, при
оценивании проверочных работ по математике рекомендуется не снижать оценку за
допущенные ими грамматические ошибки (исключение могут составлять слова и
словосочетания, которые широко используются на уроках математики, например:
«задача», «решение», «ответ», «больше на», «меньше на» и пр.).
При определении критериев оценки использована следующая классификация
математических ошибок:
• грубые ошибки: ошибки вычислительного характера, связанные с неверным
выполнением алгоритма действия; неверное использование знаков равенства или
сравнения; неверно выполненное построение геометрической фигуры;
• негрубые ошибки: ошибки вычислительного характера, связанные с неверным
списыванием числовых данных, при этом алгоритм действия записанного примера
(задания) выполнен правильно; единичное отсутствие наименований единиц измерений в
записи чисел, полученных при измерении величин; незначительная неточность в
измерении или построении геометрической фигуры.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ:
Оценка «5»:
В работе допущены ошибки: г
рубые ошибки: 0;
негрубые ошибки: 0-3.
Решение задач: краткая запись задачи выполнена в целом правильно; решение
выполнено правильно; записан ответ задачи; есть незначительные ошибки в оформлении
краткой записи задачи и в формулировке вопросов к отдельным действиям при решении
составной задачи.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе
Оценка «4»:
В работе допущены ошибки:
грубые ошибки: 1-2; н
егрубые ошибки: 0-4.
Решение задач: краткая запись задачи сделана недостаточно полно; при решении задачи
выбор арифметических действий осуществлен верно, допущена 1 ошибка
вычислительного характера; записан ответ задачи; есть незначительные ошибки в
формулировке вопросов к отдельным действиям при решении составной задачи.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.
Оценка «3»:
В работе допущены ошибки:
грубые ошибки: 3-5;
негрубые ошибки: 0-5.
Решение задач: краткая запись задачи сделана недостаточно полно; при решении простой
задачи выбор арифметического действия осуществлен верно, допущена 1 ошибка
вычислительного характера; при решении составной задачи верно осуществлен выбор
только одного арифметического действия, допущены 1-2 ошибки вычислительного
характера; ответ задачи записан не полностью либо не записан; есть значительные ошибки
в формулировке вопросов к отдельным действиям при решении составной задачи.
Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе.

Оценка устного ответа:
Отметка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного
материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать меж предметные и внутри
предметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при
устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов
учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять
полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного
материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных
понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы,
затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной
помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного
материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

5.3. Система оценки БУД.
Система оценки БУД осуществляется по пятибалльной системе.
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в
процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных
ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях,
нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки,
которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Технологии обучения:

Здоровьезберегающие технологии (разогревание и настройка артикуляционного
аппарата, речевые разминки, пальчиковая гимнастика, физминутки, логопедические
упражнения и прочее).
Личностно-ориентированные технологии (обучение в сотрудничестве, метод
проектов, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход).
Информационно-коммуникативные технологии (использование электронных
образовательных ресурсов, применение технических средств обучения, использование
презентаций, аудиоматериалов, видеороликов).
Игровые технологии (использование на уроках игровых приемов и ситуаций,
которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной
деятельности)

Методы обучения:
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа.
Рассказ - небольшое по объему и эмоционально насыщенное изложение учебного
материала. Для лучшей доступности рекомендуется применять прием образности в
рассказе. Композиция рассказа состоит из завязки, нарастания и развязки. В сюжете
рассказа должно быть несложные рассуждения. При рассказе обязательно применение
наглядности. В рассказе иногда можно использовать небольшой диалог. По длительности
рассказ в l-4-x классах не должен превышать 10 минут. Фабула рассказа должна быть
предельно простой с малыми событиями. Не стоит прерывать рассказ вопросами к
ученикам. Они из-за этого могут потерять нить рассказа. Перед рассказом и после него
ведется объяснительно-подготовительная работа: проводится беседа для связи рассказа с
темой, разбираются трудные и неизвестные слова, а после рассказа желательно провести
обобщающую беседу с выделением главной идеи.
Объяснение - это логическое изложение темы или объяснение сущности учебного
материала на выявление закономерностей фактов в форме рассказа, доказательств,
рассуждений и описаний. Делается это для понимания умственно отсталыми учащимися
содержания учебного материала. Объяснение в 1 классах краткое, не более 5 минут. При
объяснении необходимо осуществлять акцентирование на главных моментах содержания
материала, применять интонацию, ударения на главном, существенном в объяснении.
Объяснение необходимо совмещать с показом и демонстрацией.
Беседа - это вопросно-ответный способ изучения учебного материала. Она
побуждает к активной мыслительной деятельности умственно отсталого учащегося. Беседа
является мощным средством в коррекции умственного развития ученика. Эффективность
беседы зависит от характера вопросов к ученикам. Они должны быть краткие, предельно
понятные и соответствовать ожидаемому ответу. Вопросы должны будить мысль
умственно отсталого ученика и быть логически взаимосвязаны, один вопрос должен
вытекать из второго, эффективность беседы также зависит от качества речи учителя. Речь
учителя должна быть выразительной, ясной в произношении, эмоциональной.
Наглядные методы: показ, иллюстрация, демонстрация, наблюдение

Наглядные методы - это такие способы обучения, когда прием информации и
осознание учебного материала происходит на чувственных восприятиях предмета. Эти
методы имеют хорошую коррекционную направленность из-за соответствия их наглядно
образному мышлению умственно отсталых детей.
Показ - это предъявление образа действия разных способов работы. Условие:
обеспечить умственно отсталым детям способность видеть все, что им показывают. И

нужно научить видеть то, что показывают. Для этого нужно указать, на что именно детям
нужно смотреть.
Иллюстрация - это наглядное объяснение путем предъявления предметов, их
изображений, примеров. Иллюстрация обеспечивает понимание малодоступных
абстракций речи на основе их предметного соотношения (особенно смену времен года,
высотную поясность, тепловые пояса и т.д.). После показа объект убирается.
Демонстрация - показ предметов в движении.
Демонстрация - показ предметов в движении.

Наблюдение - процесс целенаправленного восприятия самими умственно
отсталыми детьми по ходу урока

. Формы организации учебной деятельности: фронтальный опрос,
индивидуальная работа, беседа, уроки - практикумы, самостоятельная работа,
выполнение практических работ. Основная форма проведения учебных занятий по
математике ― урок.

Учебно-методический комплекс
Учебник
Алышева Т.В. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций,
реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). –
В 2-х ч. – Ч. 1., Ч. 2.

Методическая литература
1. Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
2. Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч.1., Ч.2

Список литературы
1. Корякина Л.В. «Математика в стихах» - Волгоград: Учитель, 2011г.
2. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. –
М.: Просвещение, 2003г.
3. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с
детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Просвещение, 1996г.
4. Перова М.Н., Эк В.В. «Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе»
М. Просвещение,1992г.

5.

Степурина С.Е. Математика. 5-9 классы: Коррекционно – развивающие задания и
упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.

7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Дата

1.

02.09.

2.

Тема урока

КолВиды деятельности на
во
уроке
часов
I раздел. Первый десяток (19 часов)

Нумерация чисел 1-10
(повторение)

7

Числовой ряд в пределах 10. Счет в пределах 10.
Соотношение количества, числительного и
цифры. Определение следующего числа,
предыдущего числа по отношению к данному
числу с опорой на числовой ряд и без опоры на
числовой ряд. Получение следующего числа
путем присчитывания (прибавления) 1 к числу.
Получение предыдущего числа путем
отсчитывания (вычитания) 1 от числа. с.7, №16
с.9, №25 ст.1-2 с.12, №37 ст.3-4 с.13, №43 ст.3-4
с.16, №54 ст.1-2 с.18, №61 ст.3-4 с.18, №65 Состав
чисел в пределах 10. Сложение и вычитание
чисел в пределах 10. Составление и решение
примеров на сложение и вычитание с опорой на
схематическое изображение состава чисел в
пределах 10. Нахождение значения числового
выражения без скобок в два арифметических
действия (сложение, вычитание). Составление и
решение арифметических задач по
предложенному сюжету, готовому решению,
краткой записи с использованием иллюстраций

с.7, №16
с.9, №25
ст.1-2
с.12,
№37 ст.34
с.13,
№43 ст.34
с.16,
№54 ст.12
с.18,
№61 ст.34

Сравнение чисел

5

Сравнение чисел в пределах 10 с
использованием знаков равенства (=) и
сравнения (>,<)с опорой на
установление взаимно однозначного
соответствия предметных совокупностей
или их частей. Установление отношения
«равно» («столько же») с помощью
знака равенства (3 = 3). Установление
отношений «больше», «меньше» с
помощью знака сравнения (>, 2; 1 < 5).
Сравнение чисел на основе их места в
числовом ряду

с.18,
№65

03.09.
04.09.

3.
05.09.

4.
5.

06.09.
09.09.

6.
7.

10.09.

8

11.09.

9

12.09

10

03.09.

11

16.09.

12

17.09.

13

18.09.

14

19.09.

15

20.09.

16

23.09.

17

24.09.

18

25.09.

Домашнее
задание

Сравнение отрезков по длине (такой же
длины, одинаковые по длине, длиннее,
короче). Сравнение чисел, полученных
при измерении длины отрезков:
установление отношения «равно» (8 см
= 8 см); установление отношений
«больше» (5 см > 2 см), «меньше» (7 см
< 9 см). Построение отрезка, равного по
длине данному отрезку (такой же
длины). Сравнение длины отрезков на
глаз, проверка выполненного сравнения
с помощью измерений.

Сравнение отрезков по
длине

Контрольная работа:
"Сравнение чисел"

1

Проверка знаний на пройденный
материал.

с.21,
№10
с.23,
№18
с.24,
№24ст.1
С.24 №24
ст.2
с.25, №1
ст.2
С.25 №3
С.26
№5

С.26
№6
С.24 №22

с.26№25

19

26.09.

Работа над ошибками:
"Сравнение чисел"

1

Работа над ошибками.

Работа на
карточках

II раздел. Второй десяток (26 час)
20

27.09.

21

30.09.

22

01.10.

23

02.10.

24

03.10.

25

04.10.

26

07.10.

27

08.10.

28

09.10.

29

10.10.

Нумерация чисел
второго десятка: числа
11-13

2

Нумерация чисел
второго десятка: числа
14-16

3

Нумерация чисел
второго десятка: числа
17-19

4

Нумерация чисел
второго десятка: числа
20

4

Числа 11-13: образование, название,
запись, десятичный состав, место в
числовом ряду. Откладывание
(моделирование) чисел 11- 13 с
использованием счетного материала, их
иллюстрирование на основе
десятичного состава. Числовой ряд в
пределах 13 в прямой и обратной
последовательности. Получение
следующего числа путем присчитывания
1 к числу; получение предыдущего числа
путем отсчитывания 1 от числа. Счет
предметов и отвлеченный счет в
пределах 13 (счет по 1). Счет в заданных
пределах.
Числа 14-16: образование, название,
запись, десятичный состав, место в
числовом ряду. Откладывание
(моделирование) чисел 14- 16 с
использованием счетного материала, их
иллюстрирование на основе
десятичного состава. Числовой ряд в
пределах 16 в прямой и обратной
последовательности. Получение
следующего, предыдущего чисел. Счет
предметов и отвлеченный счет в
пределах 16 (счет по 1, равными
числовыми группами по 2). Счет в
заданных пределах. Сравнение чисел в
пределах 16.
Числа 17-19: образование, название,
запись, десятичный состав, место в
числовом ряду. Откладывание
(моделирование) чисел 17- 19 с
использованием счетного материала, их
иллюстрирование на основе
десятичного состава. Числовой ряд в
пределах 19 в прямой и обратной
последовательности. Получение
следующего, предыдущего чисел. Счет
предметов и отвлеченный счет в
пределах 19 (счет по 1, равными
числовыми группами по 2, 3). Счет в
заданных пределах. Сравнение чисел в
пределах 19.
Число 20: образование, название, запись,
десятичный состав, место в числовом ряду.
Откладывание (моделирование) числа 20 с
использованием счетного материала его

с.31, №14
С.29№5

с.35,
№26
ст. 3-4
с.39,
№46
с.39,
№46 ст.
1-2

с.43,
№64
с.46,
№79 ст.
1-2
С.45
№76

с.50,
№98
с.54,
№120

30

11.10.

31

14.10.

32

15.10.

33

16.10.

34

17.10

35

18.10.

36

21.10.

37

22.10.

38

23.10.

39

24.10.

40

25.10.

41

05.11

Контрольная работа:
"Второй десяток.
Нумерация"
Работа над ошибками:
"Второй десяток.
Нумерация"
Мера длины дециметр

1

06.11.

43

07.11.

с.56, №3

Проверка знаний на пройденный
материал.

Работа на
карточка
х
Работа на
карточка
х
с.59,
№ 10 2)3)

Работа над ошибками.

1

Знакомство с мерой длины – дециметром.
Запись: 1 дм. Соотношение: 1 дм = 10 см.
Сравнение длины предметов с 1 дм.
Измерение длины предметов в дециметрах
(с помощью модели 1 дм в качестве мерки).
Сравнение чисел, полученных при
измерении длины в сантиметрах, с 1 дм.

Увеличение числа на
несколько единиц

4

с.66,
№17 ст.12
с.66,
№17 ст.34
с.67,
№22 ст.3
С.68 №27

Уменьшение числа на
несколько единиц

4

Увеличение на несколько единиц
предметной совокупности,
сравниваемой с данной, в процессе
выполнения предметно-практической
деятельности («столько же, и еще …»,
«больше на …»), с отражением
выполненных действий в
математической записи (составлении
числового выражения). Увеличение на
несколько единиц данной предметной
совокупности в процессе выполнения
предметно-практической деятельности
(«увеличить на …»). Увеличение числа на
несколько единиц.
Уменьшение на несколько единиц
предметной совокупности,
сравниваемой с данной, в процессе
выполнения предметно-практической
деятельности («столько же, без …»,
«меньше на …»), с отражением
выполненных действий в
математической записи (составлении
числового выражения). Уменьшение на
несколько единиц
Проверка знаний на пройденный
материал

Работа над ошибками.

Работа на
карточка
х

Контрольная работа:
"Второй десяток.

1

Увеличение и
уменьшение числа на
несколько единиц"

44

08.11.

С. 53
№114

1

II ч,

42

иллюстрирование на основе десятичного
состава. Числовой ряд в пределах 20 в
прямой и обратной последовательности.
Получение следующего, предыдущего чисел.
Счет предметов и отвлеченный счет в
пределах 20 (счет по 1, по 2; равными
числовыми группами, присчитывая к 10 по 2,
3). Счет в заданных пределах. Сравнение
чисел в пределах 20. Однозначные,
двузначные числа.

Работа над ошибками:
"Второй десяток.
Увеличение и на

1

с.71,
№13 ст.3
с.73,
№20
с.77,
№38 ст.1
Ст.78
№42

Работа на
карточка
х

45

11.11.

46

12.11.

47

13.11.

48

14.11.

49

15.11.

50

18.11.

51

19.11.

52

20.11.

53

21.11.

54

22.11.

55

25.11.

56

26.11.

57

27.11.

58

28.11.

59

29.11.

60

02.12.

61

03.12.

62

04.12.

уменьшение числа на
несколько единиц" .
Луч

1

Луч: распознавание, называние.
Дифференциация луча с другими линиями
(прямой, кривой, отрезком). Построение
луча с помощью линейки. Построение лучей
из одной точки.

с.80, №9

III раздел. Сложение и вычитание без перехода через десяток (34 час)
Сложение
двузначного числа с
однозначным числом

Вычитание
однозначного числа из
двузначного числа

4

4

Сложение двузначного числа с однозначным
числом без перехода через десяток (13 + 2).
Переместительное свойство сложения, его
использование при выполнении вычислений
(2 + 13). Название компонентов и результата
сложения. Нахождение значения числового
выражения без скобок в два
арифметических действия (сложение,
вычитание).

с.82, №6
ст.2
с.82, №6
ст.3
с.85,
№20

Вычитание однозначного числа из
двузначного числа без перехода через
десяток (15 – 2). Название компонентов
и результата вычитания.

с.87,
№5 ст.1

с.85, №22
ст.1

с.87, №5
ст.2
с.88, №8
с.90,№20
ст.1-2

Получение суммы 20

3

Вычитание
однозначного числа из
20

Получение суммы 20 в результате
сложения двузначного числа с
однозначным (15 + 5). Сложение без
перехода через десяток чисел,
полученных при измерении стоимости.

с.91, №2
ст.2
С с.91,
№2 ст.3
с.91, №6

Вычитание однозначного числа из 20 (20 –
5). Сложение и вычитание без перехода
через десяток чисел, полученных при
измерении стоимости

с.94,№19
ст.3-4

с.95,№26
ст.1
с.97,№5
ст.3-4
с.98,№7
ст.3-4
с.100,
№15 ст.34

Вычитание
двузначного числа из
двузначного числа

3

Вычитание двузначного числа из
двузначного числа (17 – 12). Вычитание
двузначного числа из числа 20 (20 – 12).
Практические упражнения, связанные с
нахождением остатка рублей после
совершения покупки (в пределах 20 р.), с
записью выполненных действий в виде
числового выражения

Контрольная работа:
"Сложение и

1

Проверка знаний на пройденный
материал.

Работа на

Работа над ошибками:
"Сложение и вычитание без
перехода через десяток"

1

Работа над ошибками.

Работа на

Сложение чисел с
числом 0

2

Нуль как компонент сложения (3 + 0 = 3, 0 + 3
= 3). Нуль как результат вычитания
двузначных чисел в пределах 20 (15 – 15 = 0).

Угол

1

карточках

вычитание без перехода
через десяток"

63

05.12.

64

06.12.

65

09.12.

66

10.12.

Угол: распознавание, называние. Элементы угла:
вершина, стороны. Дифференциация угла с
другими геометрическими фигурами
(треугольником, прямоугольником, квадратом).

карточках

с.106, № 7
ст.1-2

с.108,№14
ст.1-2

с.110,
№6

67

11.12.

68

12.12.

69

13.12.

70

16.12.

71

17.12.

72

18.12.

73

19.12.

74

Сложение и вычитание
чисел, полученных при
измерении стоимости

Сложение и вычитание
чисел, полученных при
измерении длины

2

2

Построение угла.
Сложение и вычитание без перехода через
десяток чисел, полученных при измерении
стоимости (в пределах 20 р.). Различение понятий
«монета», «рубль». Замена монет более мелкого
достоинства монетой более крупного
достоинства. Размен монет.
Сложение и вычитание без перехода через
десяток чисел, полученных при измерении длины
(в пределах 20 см). Измерение длины предметов
окружающей действительности. Сравнение чисел,
полученных при измерении длины.

с.111, №6,
ст.1

с.112,
№8 ст.2-3
с.115 №25
ст.2
с.116, №26
ст.2

Сложение и вычитание
чисел, полученных при
измерении массы

2

2

20.12.

Сложение и вычитание
чисел, полученных при
измерении емкости

75

23.12.

Меры времени

3

76

24.12.

77

25.12.

Сложение и вычитание без перехода через
десяток чисел, полученных при измерении
массы (в пределах 20 кг). Сравнение чисел,
полученных при измерении массы.
Сложение и вычитание без перехода через
десяток чисел, полученных при измерении
емкости (в пределах 20 л). Сравнение чисел,
полученных при измерении емкости.
Сложение и вычитание без перехода через
десяток чисел, полученных при измерении
времени. Сравнение чисел, полученных при
измерении времени. Знакомство с мерой
времени – часом. Запись: 1 ч. Прибор для
измерения времени – часы. Циферблат
часов, минутная и часовая стрелки.
Измерение времени по часам с точностью
до 1 ч.

78

26.12.

Контрольная работа:

1

Проверка знаний на пройденный
материал.

Работа на
карточках

1

Работа над ошибками

Работа на
карточках

"Сложение и вычитание
чисел, полученных при
измерении величин"

79

27.12.

Работа над ошибками:
"Сложение и вычитание
чисел, полученных при
измерении величин"

с.117,
№34
с.118,№41
ст.2-3
с.120,№48
ст.1
с.120, №
50 ст.1-2
с.122, №9
ст.3-4
с.123,
№14 ст.3
с.126,
№23 ст.1

IV Раздел. Сложение и вычитание без перехода через десяток (все случаи) (16 часов)
80

28.12.

IIIч.
81

09.01.

82

10.01.

83

13.01.

84

14.01.

85

15.01.

86

16.01.

87

17.01.

Сложение и вычитание
без перехода через
десяток

7

Сложение и вычитание без перехода через
десяток чисел, полученных при счете и при
измерении величин (все случаи).
Десятичный состав чисел в пределах 20. Счет
в пределах 20. Краткая запись
арифметических задач на нахождение
суммы, разности (остатка), увеличения на
несколько единиц (с отношением «больше
на …»), уменьшения на несколько единиц (с
отношением «меньше на …»). Запись
решения задачи. Запись ответа задачи.

с.4, №5 ст.1
с.4, №5 ст.2
с.7, №19
с.8, №24
ст.3
с.10, №29
ст.3-4
с.11, №32
с.12, №38
ст.3

Контрольная работа:
"Сложение и вычитание без
перехода через десяток"

1

88

20.01.

Работа над ошибками:
"Сложение и вычитание
без перехода через
десяток"

1

89

21.01.

Виды углов

3

Проверка знаний на пройденный
материал.

Работа на
карточка
х
Работа на
карточках

Прямой угол. Знакомство с чертежным
угольником. Построение прямого угла с

с.17,
№10

90

22.01.

91

23.01.

92

24.01.

93

27.01.

94

28.01.

95

29.01.

96

30.01.

97

31.01.

98

03.02.

99

04.02.

100

05.02.

101

06.02.

102

07.02.

103

10.02.

104

11.02.

105

12.02.

106

13.02.

107

14.052.

108

17.02.

109

18.02.

110

19.02.

111

20.02.

112

21.02.

113

25.02.

114

26.02.

115

27.02.

116

28.02.

117

03.03.

118

04.03.

119

05.03.

помощью чертежного угольника. Острый
угол. Тупой угол. Определение вида углов с
помощью чертежного угольника.

Составные
арифметически е
задачи

4

Составление составной арифметической задачи
из двух простых арифметических задач: на
нахождение суммы, разности (остатка). Краткая
запись составной задачи, ее решение. Составные
арифметические задачи в два действия,
состоящие из простых задач на нахождение
суммы, разности (остатка).

с.18,
№13
с.19, №15
с.21, №5
с.21, №7
с.22, №13
з.1
с.22, №13
з.2

V Раздел. Сложение с переходом через десяток (26 часа)
Прибавление чисел 2,
3, 4

4

Сложение однозначных чисел с числами 2, 3,
4 с переходом через десяток. Решение
составных задач в 2 действия, состоящих из
простых задач на нахождение суммы,
разности.

с.26, №6
с.28, №10
с.28, №12
с.28, №14

Прибавление числа 5

Прибавление числа 6

4

4

Сложение однозначных чисел с числом 5 с
переходом через десяток. Составные
арифметические задачи в два действия,
состоящие из простых задач на увеличение,
уменьшение числа на несколько единиц (с
отношением «больше на …», «меньше на
…») и на нахождение суммы
Сложение однозначных чисел с числом 6 с
переходом через десяток

Прибавление числа 7

4

Сложение однозначных чисел с числом 7 с
переходом через десяток. Составление и
решение составных арифметических задач
по краткой записи и предложенному
сюжету.

Прибавление числа 8

3

Сложение однозначных чисел с числом 8 с
переходом через десяток. Составление и
решение составных арифметических задач
по краткой записи и предложенному
сюжету.

Прибавление числа 9

3

Сложение однозначных чисел с числом 9 с
переходом через десят

с.30, №6
с.31, №7
ст.3-4
с.31, №7
ст.4
с.33, №12
ст.2
с.37, №8
с.37, №9
ст.3
с.37, №9
ст.4
с.38, №12
з.2
с.42,№9
ст.1
с.42,№9
ст.3
с.42, №11
з.2
с.43, №12
ст.2
с.45, №8
ст.3-4
с.46, №9
ст.3
с.46, №11
з.2
с.49, №8
ст.3-4
с.51, №16
с.55, №36
ст.3-4

Контрольная работа:
"Сложение с
переходом через
десяток"
Работа над ошибками:
"Сложение с
переходом через

1

Проверка знаний на пройденный материал.

Работа на
карточках

1

Работа над ошибками.

Работа на
карточках

120

06.03.

121

07.03.

122

11.03.

123

12.03.

124

13.03.

125

14.03.

126

17.03.

127

18.03.

128

19.03.

129

20.03.

130

21.03.

131

31.03.

десяток"
Четырехугольники

2

Элементы квадрата: углы, вершины,
стороны. Свойства углов и сторон квадрата.
Построение квадрата по точкам (вершинам)
на бумаге в клетку. Элементы
прямоугольника: углы, вершины, стороны.
Свойства углов и сторон прямоугольника.
Построение прямоугольника по точкам
(вершинам) на бумаге в клетку.
Четырехугольники: прямоугольник, квадрат.
Элементы четырехугольников

с.59, №5
с.62,
№10

VI Раздел. Вычитание с переходом через десяток (22 часа)
Вычитание чисел 2, 3, 4 из двузначных чисел
с переходом через десяток. Составные
арифметические задачи в 2 действия.

с.62, №13

3

Вычитание чисел 2, 3, 4 из двузначных чисел
с переходом через десяток. Составные
арифметические задачи в 2 действия

с.64, №3
ст.2
с.64, №3
ст.3
с.66, № 8
стр.2

Вычитание чисел 2, 3,
4

2

с.66, №9
з.2
с.66, №9
з.4

Вычитание числа 5

4

Вычитание чисел 2, 3, 4 из двузначных
чисел с переходом через десяток.
Составные арифметические задачи в 2
действия.
Вычитание числа 5 из двузначных чисел
с переходом через десяток. Решение
простых арифметических задач с
использованием понятий «старше на …»,
«младше на …».

Вычитание чисел с
переходом через
десяток
Вычитание чисел 2, 3,
4

2

IVч.
132

01.04.

133

02.04.

134

03.04.

135

04.04.

136

07.04.

137

08.04.

138

09.04.

139

10.04.

140

11.04.

141

14.04.

142

15.04.

143

16.04.

144

17.04.

с.63, №1

с.69, №9
з.2
с.69, №11
с.70, №13
з.1
с.70, №13
з.2

Вычитание числа 6

Вычитание числа 7

Вычитание числа 8

Вычитание числа 9

3

3

3

3

Вычитание числа 6 из двузначных чисел с
переходом через десяток. Счет в пределах 20,
присчитывая и отсчитывая по 2. Выполнять
вычитание числа 6 из двузначных чисел с
переходом через десяток с подробной записью
решения путем разложения вычитаемого на два
числа.

Вычитание числа 7 из двузначных чисел
с переходом через десяток. Счет в
пределах 20, присчитывая и отсчитывая
по 3.
Вычитание числа 8 из двузначных чисел с
переходом через десяток. Выполнять вычитание
числа 8 из двузначных чисел с переходом через
десяток с подробной записью решения путем
разложения вычитаемого на два числа
Вычитание числа 9 из двузначных чисел с
переходом через десяток. Выполнять вычитание
числа 9 из двузначных чисел с переходом через
десяток с подробной записью решения путем
разложения вычитаемого на два числа.

с.73, №7
с.74,№11
, з.2
с.75,
№14
с.77, №8
с.78,№12
ст.3-4
с.79, №13
с.82, №9
с.83,№11
ст.2-3
с.83, №12

с.86,№8
ст. 3
с.87,№13
ст.1-2
с.89,№17
ст.3-4

145

18.04.

Контрольная работа:

146

21.04.

"Вычитание с переходом
через десяток"
Работа над ошибками:
"Вычитание с переходом
через десяток"

147

22.04.

Треугольник

1

Проверка знаний на пройденный
материал.

Работа на
карточках

1

Работа над ошибками

Работа на
карточках

1

Элементы треугольника: углы, вершины, стороны.
Построение треугольника по точкам (вершинам)
на бумаге в клет

с.92, №4

VII раздел. Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи) (15 часов)
148

23.04.

149

24.04.

150

25.04.

151

28.04.

152

29.04.

153

30.04

154

05.05.

155

06.05.

с.93, №3
ст.1
с.93, №3
ст.2
с.93, №3
ст.3
с.93, №3
ст.4
с.98, №21
ст.1
с.98, №21
ст.2
с.98, №21
ст.3
с.101, №33

156

07.05.

с.101, №35

157

08.05.

158

12.05.

159

13.05.

160

14.05.

161

Сложение и вычитание
с переходом через
десяток (все случаи)

9

Сложение и вычитание с переходом
через десяток на основе знания состава
двузначных чисел (11-18) из двух
однозначных чисел.

Меры времени

2

Решение простых арифметических задач на
увеличение, уменьшение на несколько единиц
числа, полученного при измерении времени, с
использованием понятий «раньше на …», «позже
на … ». Измерение времени по часам с точностью
до получас

с.107,
№11 ст.23
с.109,
№18

Деление на две
равные части

2

Практическое деление предметных
совокупностей на две равные части
(поровну).

с.112, №2
ст.3-4
с.114, №7

15.05

Итоговая
контрольная работа

1

Работа на
карточках

162

16.05.

Работа над ошибками

1

Проверка знаний на пройденный
материал.
Работа над ошибками.

163

19.05

Повторение

164

20.05

165

21.05

166

22.05.

167

23.05.

Работа на
карточках

VIII раздел. Итоговое повторение (8 часа)

8

Повторение и обобщение пройденного
материала

Итого: 167 часов

с.117, №8
ст.1.,2
с.117, №8
ст.3
с.121, №29
ст.1,2
с.126, №49
ст.1
с.126, №49
ст.3-4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».