1. Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Формирование коммуникативного поведения»
для 2 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом
начального
общего
на
основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), (далее – ФАООП УО (вариант 8.3)), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.
Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающегося c РАС является
активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях,
подготовка к жизни в современном обществе.
Основные задачи коррекционного курса по предмету «Формирование коммуникативного
поведения»:
- обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у обучающегося с
ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными
своими близкими и обществом.
- формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и
личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
- активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей
и чувств в самостоятельных высказываниях;
- развитие коммуникативных навыков обучающегося, их использование в различных видах
учебной и внешкольной деятельности.
Основные направления коррекционной работы:
1. Невербальная коммуникация:
- распознавание различных эмоциональных состояний
- отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения
- демонстрация подходящих к случаю жестов
- рассматривание разных поз людей в различных ситуациях - прослушивание звуковых
эмоциональных записей - крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот с оттенком тревоги, страха,
радости и других эмоций.
2. Вербальная коммуникация:
- подбор нужных этикетных и речевых формул приветствия и прощания, знакомства, извинения,
просьбы, …
3. Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций:
- Прогнозирование речевой ситуации (рассматривание рисунка)
- Проигрывание ситуаций из реальной жизни.
2. Общая характеристика коррекционного курса с учетом особенностей его освоения
обучающимся
Специфика коммуникативной деятельности у обучающегося проявляется в задержке языкового
развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и
способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, обучающийся не всегда
понимает коммуникативные намерения собеседника; в слабой интенсивности мимики, жестикуляции.
У обучающегося с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие
вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным
уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной
активности у обучающегося с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс
«Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных
навыков.
Формы, методы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды
работ, а также средства обучения и технологии. Основной формой организации образовательного
процесса является занятие, которое строится на принципах коррекционно-развивающего обучения.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения» входит в образовательную
область: «коррекционно-развивающая».
В соответствии с индивидуальным учебным планом и календарным учебным графиком МБОУ
СОШ №3 на 2024-2025 учебный год, на изучение коррекционного курса «Формирование
коммуникативного поведения» отводится 2 часа в неделю, 66 часов год.
4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития
значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. Данная рабочая программа
даёт возможность для создания оптимальных, наиболее благоприятных условий для формирования
коммуникативных, речевых и поведенческих навыков с использованием средств вербальной и
альтернативной коммуникации, а также расширение жизненного опыта и повседневных социальных
контактов в доступных для обучающегося пределах.
К ценностным ориентирам курса «Формирование коммуникативного поведения» относятся:
- понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из
основополагающих элементов культуры (ценность общения);
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выход из спорных вопросов (коммуникативные ценности);
- формирование индивидуально-личностных качеств обучающегося;
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира;
- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
- развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и
творчества;
- формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе.
5. Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Освоение обучающимся АООП предполагает достижение им двух видов результатов:
личностных и предметных.
С учётом психофизических особенностей обучающегося личностные результаты включают:
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т.
е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и
коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в
овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу
этих результатов.
Реализация программы коррекционного курса осуществляется с учетом особенностей развития
обучающегося с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения
разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов обучающегося в соответствии с
психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально
благополучного климата в классе, дома, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха,
обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи,
стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр,
развития психических процессов, большого количества наглядности.
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу
определяется в конце учебного года.
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение
обучающимся с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для
данной предметной области. Предметные результаты обучающегося данной категории не являются
основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются
как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
- применять элементарные правила речевого
общения с помощью учителя (выражать свои
просьбы, желания с использованием простых
этикетных слов);
- знать и применять элементарные правила
речевого общения;
- уметь употреблять базовые формулы
речевого общения (сообщить элементарные
сведения о себе – имя, домашний адрес);
1
2
3
Достаточный уровень:
- участвовать в беседе на темы, близкие
личному опыту ребёнка;
- выбирать правильные средства интонации,
жестов и поз, ориентируясь на образец речи или
анализ речевой ситуации;
- использовать изученные речевые алгоритмы
при общении;
- использовать речевые алгоритмы при
общении в различных ситуациях.
5. Содержание коррекционного курса
Разделы курса
Содержание
Невербальная коммуникация
- распознавание различных эмоциональных состояний
- отслеживать жесты собеседника и правильно их
воспринимать в процессе общения
- демонстрация подходящих к случаю жестов
- рассматривание разных поз людей в различных
ситуациях - прослушивание звуковых эмоциональных
записей - крик, плач, смех, вскрики, неразборчивый шёпот
с оттенком тревоги, страха, радости и других эмоций.
Вербальная коммуникация
- Подбор нужных этикетных и речевых формул
приветствия и прощания, знакомства, извинения, просьбы/
Моделирование и разыгрывание
- Прогнозирование речевой ситуации (рассматривание
типичных жизненных ситуаций
рисунка)
- Проигрывание ситуаций из реальной жизни
7. Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№
п/п
Тема
1 раздел.
Невербальная
коммуникация
1-4 Давайте
познакомимся.
Классификация
жестов
(приветствие и
прощание)
5-8 Мир эмоций «Я и
эмоции»
912
Самопознание
«Какой Я?»
Колво
часо
в
Основные виды деятельности обучающегося
Исаков Левандовский
Матвей
Матвей
4
Участие в беседе: задавать вопросы, слушать и отвечать.
Формирование умения обращаться к взрослому. Приветствие
собеседника звуком (словом, предложением), жестом (приветствие и
прощание). Упражнение «Привет!», «До свидания!».
02.09
04.09
09.09
11.09
04.09
06.09
11.09
13.09
4
Обогащение представлений об эмоции «радость»; развитие у
положительных эмоций, чувств через улыбку; расширение
представлений о поступках, которые приносят радость.
Упражнение «Кто умеет улыбаться?», «Мимическая гимнастика».
Формирование у обучающегося умение познавать самого себя.
Упражнение. «Это я! Это моё!». Формирование представлений о схеме
собственного тела. Упражнение «Какой Я?» (освоение телесного
пространства).
Участие в беседе: задавать вопросы, слушать и отвечать.
Формирование умения обращаться к взрослому.
Закрепление жестов (жест рукой, обозначающий несогласие, отказ).
16.09
18.09
23.09
26.09
30.09
02.10
07.10
09.10
14.10
16.10
21.10
23.10
18.09
20.09
25.09
27.09
02.10
04.10
09.10
11.10
16.10
18.10
23.10
25.10
06.11
11.11
13.11
18.11
20.11
25.11
27.11
06.11
08.11
13.11
15.11
20.11
22.11
27.11
4
13- Классификация
16 жестов (жест
рукой,
обозначающий
несогласие, отказ)
17- Такие разные
20 чувства.
4
4
Участие в беседе: слушать, отвечать задавать и вопросы.
Выполнение упражнений «Зеркало», «Обезьянка», «Лица».
21- Развитие умения
24 отвечать на
вопрос о
4
Закрепление полученных знаний. Упражнение. «Это я! Это моё!».
«Покажи такую же».
желаемом или не
желаемом
предмете речью
или жестом ДА и
НЕТ
25- Жесты «Тише»,
28 «Отдай»
02.12
29.11
04.12
09.12
11.12
16.12
18.12
23.12
25.12
28.12
04.12
06.12
11.12
13.12
18.12
20.12
25.12
27.12
4
Закрепление полученных знаний. Упражнение. «Тише!», «Отдай!».
«Покажи такую же».
29- Классификация
32 жестов
(указательный),
(подзывание к
себе с помощью
пальчика).
33- Закрепление
36 пройденных
жестов.
Упражнения на
подражание
Раздел 2.
Вербальная
коммуникация
37- Учимся слушать
40 друг друга и
звуки природы.
4
Закрепление полученных знаний. Упражнения в игре «Это стол, это ...,
«Мама, подойди, папа ….», «Покажи такую же».
4
Закрепление полученных знаний в ситуационной игре.
13.01
15.01
20.01
22.01
10.01
15.01
17.01
22.01
4
Изображать, как шепчутся листья, как бушует море, поют птицы….
41- Радость в жизни
44 людей.
4
Закрепление полученных знаний в ситуационной игре. Прослушивание
эмоциональных записей – радости, смех. Проигрывание.
45- Почему люди
48 ссорятся? Споры
и ссоры, крик,
плач.
49- Учимся слушать
52 друг друга.
4
Закрепление полученных знаний в ситуационной игре. Прослушивание
эмоциональных записей – плач, крик. Проигрывание.
4
Формулы прощания, извинения. Проигрывание.
27.01
29.01
03.02
05.02
10.02
12.02
17.02
19.02
26.02
03.03
05.03
12.03
17.03
19.03
02.04
24.04
29.01
31.01
05.02
07.02
12.02
14.02
19.02
21.02
26.02
28.02
05.03
07.03
12.03
14.03
Раздел 3.
Моделирование и
разыгрывание
типичных
жизненных
ситуаций
53- Позитивное
56 общение «Мой
язык общения»
4
57- Озвучивание
60 действий.
Звукоподражания.
4
61- Разыгрывание
64 ситуаций.
4
65- Праздник в семье.
66
2
Обучение к подбору нужных этикетных и речевых формул приветствия
и прощания, знакомства, извинения, просьбы.
Прогнозирование речевой ситуации (рассматривание рисунка).
Проигрывание ситуаций из реальной жизни.
Озвучивание действий (хлоп — если что -то лопается, би -би — если
сигналит машина, у -у — если дует ветер, топ -топ — если кто - то
шагает). Расширение словарного запаса. Развитие мелкой внимания,
памяти. Игра «Повтори», «Угадай, кто подает голос».
Формирование фонематического слуха, восприятия. Расширение
словарного запаса.
Упражнение «Ты потерял свою игрушку», «Ты поссорился с другом и
теперь хочешь помириться».
Упражнение «Как отметить праздник в семье», «Как поднять маме (папе)
настроение». Работа по сюжетным картинкам.
07.04
19.03
09.04
14.04
16.04
21.04
23.04
28.04
30.04
05.04
07.05
14.05
19.05
21.05
26.05
21.03
02.04
04.04
09.04
11.04
16.04
18.04
23.04
25.04
30.04
07.05
14.05
16.05
21.05
23.05