1. Общие положения.
Настоящие Правила предупреждения и профилактики травли в
образовательном учреждении разработаны в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, Федеральными законами от 29 декабря 2012 года № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних», Федеральным, от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Уставом
образовательного учреждения.
Правила устанавливают нормы поведения обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогов и сотрудников образовательной
организации, исключающее: унижение достоинства человека любыми
способами (высказывания, действия, жесты, мимика, распространение
информации любого рода, порочащей честь и достоинство гражданина,
дискриминация любого рода); лишение и (или) нарушение его
общечеловеческих прав; применение психического и физического насилия
любого рода в любых проявлениях.
Целями Правил являются:
создание в образовательной организации благоприятной атмосферы,
вербальной и невербальной коммуникации, основанной на уважении к личности
человека, обстановки, способствующей психологическому комфорту,
физической и эмоциональной безопасности образовательной среды;
повышение уровня защищенности обучающихся, находящихся в трудной
жизненной ситуации, социально-опасном положении, относящихся к группе
риска, состоящих на специализированном учете;
обеспечение комплексного подхода в решении проблем семьи и детства,
реализации права ребенка на защиту от жестокого обращения и насилия;
формирование нетерпимого отношения к различным проявлениям насилия
в отношении обучающихся.
Задачами Правил являются:
Недопущение любых видов травли, издевательств, насилия, как состороны
учащихся, так и со стороны преподавателя;
выявление фактов жестокого обращения по отношению к детям в
ученической среде, между детьми;
выявление педагогами фактов травли;
проведение плановых мероприятий, направленных на профилактику
жестокого обращения с детьми.
2. Характеристики травли, его признаки и виды.
Травля (буллинг) – это особый вид насилия, проявляющийся в виде
агрессивного преследования одного из членов коллектива со стороны остальных
членов коллектива (или его части), отличающийся систематичностью и
регулярностью. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной
агрессии, унижении.
Выделяются следующие специфические характеристики травли:
травля асимметрична – с одной стороны находится обидчик, обладающий
властью в виде физической и/или психологической силы, с другой –
пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке
и помощи третьих лиц;
травля осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение
физических и душевных страданий человеку, который выбран целью;
травля подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает
здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;
травля–это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и
пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где она
происходит;
травля никогда не прекращается сама по себе: всегда требуется защита и
помощь всем сторонам конфликта: пострадавшим, инициаторам травли
(обидчикам) и свидетелям. При травле всегда есть жертва, которая не может себя
защитить, травля носит систематический характер.
Признаки травли: намеренность, повторяемость и неравенство сил
(дисбаланс власти в отношениях участников).
Травля подразделяется на прямую и косвенную (скрытую). Прямая
травля происходит, в основном, в младшем возрасте, а косвенная наиболее
распространена в раннем и позднем подростковом возрасте обучающихся.
Прямая травля проявляется в виде:
физической агрессии (удары, пинки, побои, нанесение иных телесных
повреждений, щипание, запугивания, обзывания, жестокие шутки, притеснения
через социальный статус, религию, расу, прикосновения);
вербальной (словесной) травли (издевательства или запугивания с
помощью жестоких слов: постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные
комментарии о внешнем виде, религии, этнической принадлежности,
инвалидности и т.д.);
социальной травли - изоляции (жертва умышленно изолируется,
выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским
коллективом).
Формами прямой травли также являются обидные жесты или действия
(например, плевки в жертву либо в её направлении), вымогательство (денег, еды,
иных вещей, принуждение что-либо украсть), повреждение и иные действия с
имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы).
Косвенная травля включает в себя такое поведение, как намеренное
распространение слухов и негативной информации о жертве. Если прямое
насилие можно объективно наблюдать, то косвенная агрессия распознается на
этапе, когда жертва испытывает на себе серьезные психологические последствия
травли или обращается за помощью к третьему лицу. Скрытая травля в виде
бойкота, исключения из отношений более характерна для девочек.
Разновидности травли:
Массовая травля - форма психологического насилия в виде массовой
травли человека в коллективе. Разновидность эмоционального насилия, когда
коллектив учащихся или большая его часть ополчается на кого-то одного и
начинает его травить с какой-либо целью.
Формы массовой травли – насмешки над физическими недостатками,
изоляция, отвержение, поддразнивание, толкание, высмеивание одежды и др.
Неформальная травля - неформальные ритуальные насильственные
обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для
дальнейшего поддержания иерархии в этой группе.
Интернет-травля – намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим
компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации:
компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, сети Интернет,
социальных сетей, блогов, чатов и т.д. Отличается от других видов насилия тем,
что позволяет обидчику сохранить анонимность и вероятность быть не
пойманным.
3. Алгоритм действий работников образовательного учреждения при
выявлении фактов травли среди обучающихся.
Любой
работник
образовательного
учреждения,
предположивший, что в отношении ребенка было совершено насилие или случаи
травли, обязан незамедлительно сообщить об этом руководителю
образовательной организации, сначала устно, а затем в письменном виде в виде
докладной или пояснительной записки.
Если ребенку был причинен физический вред, необходимо
незамедлительно вызвать медицинскую сестру и произвести осмотр, уведомив
об этом руководитель образовательной организации и дежурного учителя либо
администратора.
Первая помощь необходима при подозрении на:
вывихи и переломы конечностей, нижней челюсти, переломы костей
туловища, травме зубов;
внутреннее кровотечение (холодный липкий пот, бледность кожных
покровов, учащенное сердцебиение, одышка, беспокойство);
травму головного мозга (боль в голове, особенно локальная и в сочетании
с видимыми повреждениями мягких тканей, головокружение, тошнота,
затруднение в ориентировке);
травму спинного мозга (онемение конечностей и части туловища,
нарушения движений туловища и конечностей);
опьянение наркотическими веществами или отравление медицинскими
препаратами (грубые нарушения поведения, дезориентация).
Медицинский работник, представитель администрации образовательной
организации, а при их отсутствии–любой работник образовательной
организации: вызывает скорую медицинскую помощь; сообщает родителям
пострадавшего учащегося.
Администрация образовательной организации совместно с
психологами учреждения принимает решение о неотложности реагирования на
выявленный факт агрессии. Для определения ситуации травли и его последствий
необходим сбор соответствующей информации от самого пострадавшего,
возможных участников издевательств над жертвой, от свидетелей.
Сотрудники охраны образовательного учреждения при фиксировании
ситуаций, связанных с проявлением насилия, или травли через видеонаблюдение
или при обходе здания и прилегающих к нему территорий, а также при
получении сообщений от учащихся, родителей, учителей или других работников
должны незамедлительно информировать руководство учреждения о
происшествии и при необходимости вызвать полицию по телефону или при
помощи «тревожной кнопки».
После оказания медицинской помощи, классный руководитель, а в его
отсутствие – дежурный администратор: беседует с пострадавшим, обидчиком,
свидетелями (при необходимости с привлечением психолога и социального
педагога образовательной организации), документирует случай и информирует о
нем
ответственного
заместителя
руководителя
или
руководителя
образовательной организации; сообщает родителям пострадавшего и обидчика,
исходя из ситуации, характера и последствий случая.
Встречи с нападавшими и пострадавшим должны проводиться
отдельно.
Администрация
образовательной
организации
сообщает
незамедлительно родителям обучающихся о совершившимся факте травли, ставя
их в известность сразу же, как только это станет известно. Образовательная
организация способствует и помогает родителям разобраться в ситуации.
Родители имеют право на защиту ребенка любым законным способом.
Если насильственные действия совершены или поощряются
руководителем, или работниками образовательного учреждения, об этом должен
быть проинформирован вышестоящий орган управления образованием, а в
случае насилия, повлекшего причинение телесных повреждений пострадавшему
– органы прокуратуры и внутренних дел.
Принимая решение об информировании родителей, следует учитывать, что
это может поставить пострадавшего или нападающего в ситуацию угрозы
применения насилия по отношению к нему или нанесения ему другого вреда со
стороны родителей. Сообщение должно носить конфиденциальный характер и не
разглашаться дальше представителей администрации образовательной
организации. В обязательном порядке классному руководителю с согласия
родителей (законных представителей) ребёнка (пострадавшего и инициатора
травли) подключить к работе психологическую службу.
Вызвать в образовательное учреждение родителей (лиц их заменяющих)
для проведении беседы.
Выполнить все намеченные мероприятия, включающие в себя меры
воздействия: психологические, воспитательные, обучающие и т.д.
После проведения беседы, проведения разбирательства инцидента и
установлении вины инициаторов и исполнителей травли к ним должны быть
применены меры дисциплинарного воздействия: замечание, выговор, отчисление
из образовательной организации, в порядке, установленном Федеральным
законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»).
При угрозе жизни и здоровью пострадавшего, психолог, социальный
педагог консультируют классного руководителя, ответственного заместителя
руководителя при разборе случая и при необходимости принимают в нем
участие.
Ответственный заместитель руководителя: рассматривает сообщения о
насилии, жалобы и заявления учащихся, родителей, работников образовательной
организации в связи с насилием; регистрирует информацию о случае насилия в
журнале(электронной базе данных), сообщает о нем руководителю
образовательной организации; принимает участие в разборе случая, беседует с
участниками, родителями, работниками образовательной организации;
организует работу комиссии по разбору случая (действующего в
образовательном учреждении совета по профилактике).
Руководитель в его отсутствие – ответственный заместитель:
рассматривает сообщения о насилии, жалобы и заявления учащихся, родителей,
работников образовательной организации в связи с насилием; обеспечивает
проведение разбора каждого случая насилия; в зависимости от ситуации,
характера и последствий случая: проводит беседу с участниками насилия,
родителями; поручает провести разбор случая классному руководителю,
ответственному заместителю или специальной комиссии или совету по
профилактике и рассматривает их заключения и рекомендации; принимает
решение о воспитательных и дисциплинарных мерах в отношении обидчика;
незамедлительно информирует вышестоящий орган управления, а так же органы
прокуратуры и внутренних дел о случае насилия, повлекшем вред здоровью
пострадавшего, случае со смертельным исходом, случае, связанном с
сексуальным насилием; ежемесячно направляет копию журнала учета случаев
травли в управление образованием района.
Комиссия по разбору случая насилия: члены комиссии (совета по
профилактике) беседуют с пострадавшим, обидчиком, свидетелями, родителями,
работниками образовательного учреждения, анализируют состояние участников,
ситуацию в целом и ее последствия, дают рекомендации по оказанию помощи
участникам и принятию воспитательных, дисциплинарных и профилактических
мер. На данном этапе следует уделять время профилактике травли и на
системной основе обсуждать с учениками ситуации из социальной жизни,
которые с ними происходят. По возможности, 20-30 минут раз в несколько
недель (например, на классном часу, или когда происходят замены уроков)
проговаривать с детьми вопросы, связанные с профилактикой травли и
заниматься просветительской работой. Для этих целей образовательным
учреждением вначале года создаётся специальная программа,
представляющая собой перечень мероприятий, направленных на всех
участников образовательного процесса: учеников, учителей и родителей. В
течение учебного года допускаются дополнения и видоизменения программы; на
каждый следующий год программу следует обновлять. Факты кибертравли
документально фиксируются так же, как и факты травли, в котором не
применялись компьютерные технологии и мобильные устройства. Приоритетное
значение имеют меры административного и правового реагирования,
направленные на устранение в виртуальном пространстве негативных
последствий ранее имевшего места кибертравли, то есть, на возмещение
пострадавшему морального ущерба.
4. Профилактика и предупреждение травли в образовательном
учреждении.
Все участники образовательной деятельности в пределах своей
компетенции должны способствовать предупреждению фактам насилия и
травли,
активно
препятствовать
существованию,
распространению,
подстрекательству к такому поведению. Проводить с детьми беседы на классных
часах, а так же беседы с психологом.
Ответственность за создание условий, препятствующих травле,
безопасной образовательной среды для обучающихся лежит на сотрудниках
образовательной организации и заключается в исполнении комплекса мер по
предупреждению травли в виде бесед, классных часов, анкетирования и др.
Обучающиеся и их родители (законные представители), педагоги и
сотрудники образовательной организации несут ответственность за исходящее
от них агрессивное преследование (издевательство) согласно действующему
законодательству.
Все участники образовательной деятельности в соответствии с
настоящим положением обязуются пресекать любые попытки травли любыми
законными и безопасными для себя способами (сообщение взрослому,
находящему поблизости о факте травли в отношении себя или других, придание
огласке любых проявлений травли, культивирование нетерпимого отношения к
любым проявлениям травли, (преследования, насилия), защите (по возможности)
человека, ставшего жертвой травли).
В начале каждого учебного года классный руководитель организует
тематический классный час, родительское собрание, итогом которых является
разъяснение последствий травли для обучающихся разного возраста.
Предубеждение может состоять в возможном наблюдении за детьми
и их поведении, состоянием, общение с другими сверстниками.
Если учитель подозревает о возможной травле со стороны учеников, он
должен доложить об этом руководителю образовательной организации либо его
заместителю и самостоятельно выяснить ситуацию, проведя беседу или
классный час с обучающимися.
Возможные мероприятия в рамках предупреждения травли для
педагогов:
Проведение обучающего семинара, посвященного способам работы с
ситуациями травли;
проведение педагогического совета, посвященного выработке единой
позиции образовательной организации в отношении травли и способа фиксации
инцидентов травли;
проведение групповых встреч для классных руководителей и психологов с
целью обмена опытом работы со случаями травли, обмена методическим
материалами для классных часов, посвященных профилактике травли и
поддержке, в случае необходимости.
Основной целью профилактических мероприятий ситуаций травли
является помощь детям научиться совладать со стрессовой ситуацией и
агрессией.
Задачами профилактики травли являются:
подготовка педагогов для работы с трудными детьми и разрешение
ситуаций травли;
содействие улучшению социального самочувствия обучающихся;
психолого-педагогическое просвещение родителей;
устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;
развитие толерантности и социальной компетентности у обучающихся.
В качестве одного из методов профилактики можно использовать
организацию классных часов, основными идеями которых будут темы об
уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Так же педагогпсихолог может проводить с классами тренинги на сплочение классного
коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к
окружающим.
Деятельностный этап содержит в себе активное участие обучающихся в
программе и мероприятиях, направленных на профилактику травли,
выстраивание нормальных взаимоотношений со сверстниками и знакомство
способами решения конфликтных ситуаций. Данные мероприятия проводит
классный руководитель и педагог-психолог, их главной задачей является
воспитать в потенциальных «обидчиках» гуманистические ценности,
толерантность, научить их понимать свои эмоции и реализовывать их в
социально-приемлемых формах.
5. Ответственность.
Частью 3 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании»
предусмотрено,
что
дисциплина
в
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения
человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников.
Применение физического и (или) психического насилия по отношению к
обучающимся, педагогическим работникам и иным работникам такой
организации не допускается.
Несвоевременное сообщение администрацией образовательного
учреждения о ставшем известным факте насилия над ребенком влечет
дисциплинарную, административную и уголовную ответственность (в
зависимости от обстоятельств происшедшего и тяжести наступивших
последствий).
Всилуст.ст.1073,1074Гражданского кодекса Российской
Федерации ответственность за вред, причиненный несовершеннолетним,
возлагается на его родителей (усыновителей) или опекунов, что позволяет
потерпевшему принять меры по возмещению вреда в рамках гражданского
процесса.
Административная ответственность за действия травли установлена
ст. ст. 5.61, 5.61.1, 20.1 Кодекса об административных правонарушениях
Российской Федерации.
Уголовно-правовые признаки травли охватываются диспозициями
статей
110 – 119, 128.1, 138, 213, 272 Уголовного кодекса Российской Федерации.
6. Заключительные положения.
Настоящие Правила вступают в силу с момента их утверждения
руководителем образовательной организации.
В настоящие Правила руководителем образовательной организации
могут быть внесены изменения и дополнения в установленном порядке.
Внесение изменений и дополнений оформляется приказом руководителя
образовательной организации.
Правила действует до принятия новых.
Вопросы, не урегулированные настоящими Правилами, подлежат
разрешению в соответствии с действующим законодательством РФ, Уставом
образовательной организации.