Положение об организации систем управления профессиональными рисками

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Общие положение …………………………………………………………………………………………

2.

Управление профессиональными рисками………………………………………………………………

3. Информирование работников о результатах проведения оценки профессиональных рисков на рабочих
местах…………..…………………………………………………………………………………………………
4.

Заключительное положение ……………………………………………………………………………

1. Общие положения
1.1. Назначение документа
1.1.1. Настоящее Положение устанавливает единый порядок идентификации опасностей,
оценки, учета и анализа профессионального риска причинения вреда здоровью и жизни работника
в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов, а также единые
требования к содержанию и оформлению документации по учету вредных и опасных
производственных факторов и разработки мероприятий, направленных на управление
профессиональными рисками в области охраны труда в Муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №3 имени Василия
Цветкова муниципального образования «Город Донецк»
1.1.2. Целями настоящего Положения являются:
 предотвращение травматизма, аварий, инцидентов и профессиональных заболеваний;
 получение объективной информации о состоянии условий и охраны труда на рабочих
местах, с целью формирования в дальнейшем корректирующих действий;
 выявление и контроль опасностей в области охраны труда;
 эффективное управление профессиональными рисками в области охраны труда (снижение
травматизма, аварий, инцидентов и профессиональных заболеваний);
 планирование работ по управлению профессиональными рисками;
 формирование обоснованных рекомендаций по уменьшению профессионального риска.
1.2. Регламентирующие документы
1.2.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской
Федерации, Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28
декабря 2021 № 926н «Об утверждении рекомендаций по выбору методов оценки уровней
профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков»; Приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2021 № 796 «Об утверждении
Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению
уровней таких рисков»; ГОСТ 12.0.230.5-2018 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов
безопасности труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности выполнения работ».
1.2.2. В настоящем Положении использованы ссылки на следующие нормативные документы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря
2021 № 926н «Об утверждении рекомендаций по выбору методов оценки уровней
профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков»
3. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря
2021 № 796 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных
рисков и по снижению уровней таких рисков»
4. ГОСТ 12.0.230.5-2018 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности
труда. Системы управления охраной труда. Методы оценки риска для обеспечения безопасности
выполнения работ»
5. ГОСТ 12.0.230.6-2018 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности
труда. Системы управления охраной труда. Обеспечение совместимости системы управления
охраной труда с другими системами управления и иными нормативно-правовыми актами в сфере
охраны труда»
6. ГОСТ Р ИСО 45001-2020 «Национальный стандарт Российской Федерации. Системы
менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению».

1.3. Сокращения и определения
Общество
СУОТ
Положение
ОТ
ТК РФ
НПА РФ
СОУТ

Система управления охраной труда
Положение о СУОТ
Охрана труда
Трудовой кодекс Российской Федерации
Нормативные правовые акты Российской Федерации
Специальная оценка условий труда

1.4.Термины и определения

Вредный производственный
фактор
Опасный производственный
фактор
Допустимый риск
Идентификация опасностей
Недопустимый риск
Инцидент
Опасность
Оценка риска
Происшествие

Профессиональный риск

Управление
профессиональными
рисками
Источник

Производственный фактор, воздействие которого на
работника может привести к его заболеванию.
Производственный фактор, воздействие которого на
работника может привести к его травме.
Риск, уменьшенный до уровня, который организация может
допустить, учитывая требования законодательства и
собственную Политику в области охраны труда и
промышленной безопасности.
Процесс осознания того, что опасность существует и
определения ее характеристик.
Риск, при котором требуется немедленное принятие мер по
уменьшению влияния опасностей на работников в процессе
выполнения работы.
Небезопасное происшествие, связанное с работой или
произошедшее в процессе работы, но не повлекшее за собой
несчастного случая.
Фактор среды и трудового процесса, который может быть
причиной травмы, острого заболевания или внезапного
резкого ухудшения здоровья.
Процесс анализа рисков, вызванных воздействием опасностей
на работе, для определения их влияния на безопасность и
сохранение здоровья работников.
Событие, связанное с работой, в результате которого
возникает или могла возникнуть травма или ухудшение
здоровья (независимо от тяжести), или смерть.
Вероятность причинения вреда здоровью в результате
воздействия вредных и (или) опасных производственных
факторов при исполнении работником обязанностей по
трудовому договору или в иных случаях, установленных
Трудовым Кодексом, другими федеральными законами РФ.
Комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся
элементами системы управления охраной труда и
включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению
уровней профессиональных рисков.
Объект или деятельность, которые самостоятельно или в
комбинации с другими обладают возможностью вызывать
повышение риска

2. Управление профессиональными рисками
2.1. Общие положения
2.1.1. Управление профессиональными рисками в Обществе осуществляется в следующем
порядке:
 выявление (идентификация) опасностей на рабочих местах;
 оценка уровней профессиональных рисков на рабочих местах;
 разработка мер по снижению уровней профессиональных рисков.

2.1.2. Для выявления, идентификации и оценки уровней профессиональных рисков Общество
может воспользоваться услугами сторонней специализированной организации или провести
процедуру своими силами.
2.1.3. Оценка уровней профессиональных рисков должна быть проведена на каждом рабочем
месте, при этом периодичность её проведения на одном и том же рабочем месте определяется
работодателем в локальном нормативном акте Общества, регламентирующем всю процедуру.
Проводить оценку рисков следует не реже одного раза в пять лет.
2.1.4. Все действия, реализуемые в рамках управления профессиональными рисками, должны
быть документированы. Перечень формируемых документов представлен в приложении к
настоящему Положению.
2.2. Создание комиссии по управлению профессиональными рисками
2.2.1. Идентификация опасностей и оценка уровней профессиональных рисков проводится
комиссией, создаваемой в каждом структурном подразделении организации, которые могут
включать в себя специалистов по следующим направлениям: по производственным процессам,
оборудованию, энергетике, нормированию труда, охране труда и промышленной безопасности,
полномочного представителя профсоюзной организации или иного представительного органа
работников, а так же экспертов сторонней специализированной организации.
2.2.2. Комиссию по управлению профессиональными рисками возглавляет руководитель
структурного подразделения организации или один из его заместителей.
2.3. Сбор и анализ исходных данных для идентификации опасностей
2.3.1. Комиссией по проведению процедуры оценки профессиональных рисков определяется
перечень рабочих мест, подлежащих оценке уровней профессиональных рисков (приложение №2
Положения)
2.3.2. Исходными данными для выявления (идентификации) опасностей являются:
 результаты проведенных ранее проверок; отчеты о контроле рабочих мест органами
здравоохранения; статистика по несчастным случаям, виды выполняемых работ;
 используемое оборудование, инструменты и приспособления, материалы и сырье;
 здания, сооружения, территории, на которых осуществляется выполнение работ (места
пребывания работников в рабочее время).
2.3.3. Документы, рассматриваемые в целях получения исходных данных:
 стандарты, применяемые в Обществе;
 инструкции по эксплуатации оборудования, приспособлений и инструментов;
 инструкции по охране труда;
 должностные и производственные инструкции;
 результаты производственного контроля за соблюдением санитарных правил и
выполнением санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
 результаты проведения специальной оценки условий труда; другие документы.
2.4. Идентификация опасностей на рабочих местах
2.4.1. Под идентификацией опасностей понимаются сопоставление и установление
совпадения имеющихся на рабочих местах опасностей с классификатором опасностей
(приложение №1 Положения).
2.4.2. Идентификация опасностей на рабочих местах проводится путем анализа комплекта
нормативных правовых актов и локальных актов и путем обследования мест пребывания
работников при выполнении работ в зданиях, сооружениях и на территории Общества
2.4.3. При идентификации опасностей путем анализа документированной информации
комиссии по управлению профессиональными рисками необходимо использовать:
 нормативные правовые акты (межотраслевые и отраслевые правила по охране труда,
инструкции по охране труда), локальные нормативные акты по охране труда, которые относятся к
определенному рабочему процессу.

 нормативные технические и технологические документы (технологические регламенты;
инструкции по эксплуатации оборудования, инструментов и приспособлений, материалов и сырья;
руководства по эксплуатации оборудования и т.п.).
 результаты специальной оценки условий труда;
 техническая документация на оборудование и технологическая документация на процессы;
 информация о веществах и инструментах, которые участвуют в технологическом процессе;
 сведения о происшедших авариях, инцидентах, несчастных случаях и профессиональных
заболеваниях в организации и результаты их расследования;
 доступные сведения и статистические данные о несчастных случаях и производственном
травматизме в других организациях, в том числе других отраслей промышленности;
 жалобы работников, представления уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда
профсоюзной организации, которые связаны с ненадлежащими условиями труда, и предложения по
улучшению условий труда;
2.4.4. Идентификация опасностей путем обследования рабочих мест осуществляется
посредством:
 визуального осмотра производственных помещений, промышленной территории и рабочих
мест;
 опроса работников, в том числе, руководителей и специалистов об угрозах жизни и
здоровью, которые имели место быть или потенциально могли бы произойти.
2.5. Оценка уровней профессиональных рисков на рабочих местах
2.5.1. Оценка уровня профессионального риска проводится комиссией и/или сторонней
специализированной организацией для каждой идентифицированной опасности, и осуществляется
в следующей последовательности:
 оценка уровня профессионального риска;
 оценка приемлемости уровня профессионального риска.
2.5.2. При оценке уровень профессионального риска рассматривается как сочетание
вероятности проявления опасности и тяжести ущерба от ее проявления.
2.5.3. Оценка уровня профессионального риска осуществляется с использованием матрицы
оценки уровня профессионального риска, которая представляет собой таблицу с пятью строками,
соответствующими пяти интервалам тяжести возможного ущерба, и пятью столбцами,
соответствующими 5 интервалам вероятности проявления опасности (таблица N1).

2.5.4. Для столбца тяжести возможного ущерба установлены следующие категории,
соответствующие каждому из пяти интервалов (таблица N2).
Уровень

Тяжесть

Описание

5

Катастрофическая

Более чем 3 летальных исхода в результате травмирования или
профессионального заболевания

4

Большая

От 1 до 3 случаев постоянной полной нетрудоспособности или
несчастных случаев с летальным исходом

3

Умеренная

Тяжелая травма или ухудшение здоровья с потерей
трудоспособности более 15 дней, включая необратимый ущерб для
здоровья

Незначительная

Травмы или ухудшение здоровья с потерей трудоспособности до 15
дней

Пренебрежимо малая

Незначительные травмы или случаи ухудшения здоровья, не
оказывающие влияние на производительность труда и на
жизнедеятельность

2
1

2.5.5. Для строки оценки вероятности проявления опасности устанавливают следующие
категории, буквенные обозначения и числовые значения (таблица N 3).
Уровень

Вероятность

Описание

1

Редко

Не ожидается,
возможно

2

Однажды

Вряд ли это произойдет при Событие случается редко до
нормальных обстоятельствах
30%

3

Случайно

Возможно или известно, что это Вероятность события около 50%
имеет место

4

Часто

Обычное явление

5

Почти определенно

Постоянный
повторяющийся опыт

но

все

же Событие практически никогда
не произойдет 1%

Скорее
всего
произойдет 70%
или Событие почти
произойдет 99%

событие
обязательно

2.5.6. При использовании матрицы оценки профессионального риска необходимо выбрать
подходящие для данного случая значения тяжести возможного ущерба (Т) и частоту (оценку
вероятности) события (Ч). В зависимости от величины и значимости профессиональные риски,
определяемые на основе матрицы, подразделяются на три степени:
 низкие (величина профессионального риска находится в пределах H1 - Н4);
 средние (величина профессионального риска находится в пределах С5 - С12);
 высокие (величина профессионального риска находится в пределах В15 - В25).
2.5.7. Оценку приемлемости уровня профессионального риска на рабочем месте следует
производить в зависимости от оценки уровня профессионального риска
 Приемлемые (H1 - Н4)- не требует принятия дополнительных мер управления (снижения
уровня профессионального риска не требуется, но рекомендуется поддержание существующих мер
управления);
 Допустимые (С5 - С12)- не требует принятия дополнительных мер управления
профессиональным риском, но требуется осуществлять регулярный анализ реализации
существующих мер управления и поддерживать мониторинг уровня профессионального риска;
 Недопустимые (В15 - В25)- требует выработки и принятия дополнительных мер управления
профессиональным риском, или совершенно новых мер управления.
2.5.8. Результаты оценки рисков, по каждой идентифицированной опасности, заносятся в
Карты оценки уровней профессиональных рисков (приложение №4 Положения)

2.6. Разработка мер по снижению уровней профессиональных рисков
2.6.1. По итогам оценки профессиональных рисков, разрабатывается План мероприятий по
снижению уровней профессиональных рисков (Приложение №4 Положения).
2.6.2. При выборе средств управления профессиональными рисками или в случае
планирования изменений существующих средств управления возможности снижения
профессиональных рисков рассматриваются в соответствии со следующей иерархией:
 устранение риска;
 замена одних рисков другими, менее значимыми;
 применение технических средств снижения уровня риска;
 применение плакатов, предупреждающих знаков и административных средств управления
рисками;
 применение средств индивидуальной защиты.
2.6.3. Для предотвращения угроз профессиональной безопасности при управлении
профессиональными рисками ко всем видам деятельности, связанными с опасностями,
применяются средства оперативного контроля в соответствии со следующей их иерархией:
 изменение конструкции оборудования или технологий, направленных на предотвращение
возникновения опасности или ее ликвидацию;
 применение средств сигнализации (предупреждения) о существовании опасности;
 применение организационных и обучающих мер управления;
 использование средств индивидуальной защиты.
2.6.4. В качестве примеров выбора дополнительных мер управления профессиональными
рисками рассматриваются:
 модификацию конструкции, позволяющую ликвидировать опасность, например,
использование механических подъемных устройств для исключения профессионального риска,
связанного с ручными подъемными операциями;
 замену опасного материала на менее опасный или уменьшение энергии системы (например,
снижение усилий, силы тока, давления, температуры и т.п.);
 средства коллективной защиты: сигнализации, предупредительные надписи и знаки
безопасности, маркировка пешеходных дорожек и т.д.;
 административные меры управления: процедуры обеспечения безопасности, проверки
оборудования, контроль доступа, системы обеспечения безопасности работы, инструктажи по
охране труда и т.д.;
 обеспечение работника дополнительными средствами индивидуальной защиты: очки
защитные, средства защиты органов слуха, щитки защитные лицевые, респираторы, перчатки и т.д.
2.7 Внеплановая идентификация и оценка профессиональных рисков
2.7.1. Внеплановая идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков проводятся
в случае:
 модернизации, реконструкции, замены оборудования;
 изменения в технологических процессах при планировании любых специальных
(нестандартных) работ;
 изменения законодательных и других требований, касающиеся идентифицированных
опасностей и профессиональных рисков, и соответствующих мер управления;
 изменения условий труда, порядка выполнения работ, а также при несчастных случаях,
произошедших в структурном подразделении.
2.7.2. Внеплановая идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков
проводятся до внедрения соответствующих изменений в технологический процесс или по процессу,
по которому эти изменения происходят.
2.7.3. Руководители структурных подразделений, в срок 1 месяц, обеспечивают проведение
внеплановой идентификации опасностей и оценки профессиональных рисков в случаях:
 введения новых нормативных правовых актов в области охраны труда;
 расширения, сокращения, изменения структуры подразделения;
 перераспределения ответственности;

 изменения в методах или режимах работы;
 внедрения новых технологий, оборудования.
3. Информирование работников о результатах проведения оценки профессиональных
рисков на рабочих местах
3.1. Для обеспечения эффективной работы по идентификации опасностей и оценки
профессиональными рисками, а также использования процессов обмена информацией и
консультаций, Руководство Общества обеспечивает:
 обмен информацией и консультирование в отношении рисков для безопасных условий
труда и здоровья между различными уровнями, а также с работниками сторонних организаций;
 документирование соответствующих обращений внешних заинтересованных сторон, а
также ответа на них.
3.2. В рамках информирования работников сторонних организаций Руководство Общества:
 определяет структуры и назначает ответственных исполнителей, предназначенных для
информирования подрядчиков и посетителей о своих требованиях в области обеспечения
безопасных условий труда. При этом информация должна соответствовать опасностям и
профессиональным рискам, связанным с выполняемой работой и предусматривать уведомление о
последствиях невыполнения условий соответствия требованиям безопасности;
 информирует работников сторонних организаций об имеющихся средствах оперативного
контроля (системы контроля прохода на территорию и т.п.).
3.3. В отношении работников сторонних организаций обмен информацией включает как
минимум:
 требования охраны труда, относящиеся к посетителям;
 процедуры эвакуации и реакция на сигналы тревоги;
 контроль перемещения;
 контроль доступа и требования по сопровождению;
 средства индивидуальной защиты, которые необходимо применять.
3.4. Руководство Общества создает условия для вовлечения работников в деятельность в
области обеспечения безопасных условий труда путем:
 привлечения их к идентификации опасностей, оценке профессиональных рисков и выбору
средств управления профессиональными рисками;
 привлечения их к проведению анализа несчастных случаев;
 консультирования их по всем изменениям, которые могут повлиять на охрану их здоровья
и обеспечение безопасности их труда;
 привлечения их официальных представителей к рассмотрению вопросов охраны здоровья
и безопасности труда.
 консультирования работников сторонних организаций в случае реализации каких-либо
изменений, которые могут повлиять на охрану их здоровья и обеспечение безопасности труда.
3.5. Специалисты по ОТ подразделений Общества осуществляют информирование
работников о результатах оценки профессиональных рисков, связанных с выполняемой ими
деятельностью по средствам ознакомления с Картами оценки профессиональных рисков.
4. Заключительное положение
4.1. Настоящее Положение может дорабатываться под воздействием внешних факторов, а
также с учетом внутренних изменений в деятельности Общества.
4.2. Все споры и разногласия, связанные с применением норм настоящего Положения,
разрешаются путем переговоров между участниками спора.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».