Положение о школьной психологической службе.

цифровой
Литвинова Подписано
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Ирина
Дата: 2021.12.12
Николаевна 09:14:12 +03'00'

1. Общие положения
Школьная психологическая служба
в своей работе руководствуется
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; приказами Минобразования и науки Российской Федерации: от
06.11.2009
№373 «Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», от 17.12.2010
№1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования"; от 17.10.2013 № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»,
«Концепцией
развития дополнительного
образования детей», утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 04.09.2014 № 1726-р и
в целях совершенствования
нормативных документов, регулирующих деятельность службы практической
психологии в системе образования Ростовской области, Приказом № 57 от
04.02.2011 г. «Положение о службе практической психологии в системе
министерства образования РФ».
1.1.
Основные
цели
школьной
психологической
службы
–
содействие формированию
подрастающего
поколения,
становлению индивидуальности и творческого отношения к жизни на всех
этапах школьного детства; развитие способностей и склонностей детей,
изучение их психического развития, определение психологических причин
нарушения личности и интеллекта, профилактика подобных нарушений.
1.2. Важнейшим условием эффективности работы психологической службы
является правильное понимание психологом и педагогическими работниками
существа их профессионального взаимодействия в единой системе образования
и воспитания, взаимодополняемость позиций психолога и педагога в подходе
к ребенку, в решении проблем учебного учреждения.
1.3. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном
контакте с родителями или лицами их заменяющими, с органами опеки и
попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, представителями
общественных организаций, оказывающими воспитательным учреждениям
помощь в воспитании детей и подростков.
1.4. Деятельность психологической службы основывается на строгом
соблюдении международных актов в области защиты прав и законных
интересов ребенка, федеральных законов, указов и распоряжений Президента и
Правительства РФ, решений органов управления образованием различного
уровня, Устава школы и настоящего положения.
1.5. Деятельность психологической службы в системе народного образования
обеспечивается специалистами, окончившими высшее учебное заведение по
специальности
«психология»
или
прошедшими
переподготовку
и
получившими
квалификацию
«практический
психолог»
(диплом
установленного Гособразованием стандарта).
1.6. Основной деятельностью службы является психологического сопровождение
личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в
2

школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации
педагогического процесса.
1.7. Сотрудники психологической службы школы осуществляют свою
деятельность, руководствуясь запросами родителей и учащихся, администрации,
педагогов, настоящим Положением.
1.8 Психологическая служба школы ориентирована как на учащихся, так и на
педагогических работников, их психологическую поддержку и обеспечение их
психического здоровья.
2. Основные цели и задачи работы психологической службы
Цель Службы - обеспечение реализации права ребенка, подростка, молодого
человека на полноценное и свободное психическое и личностное развитие в
соответствии с его индивидуальными возможностями,
особенностями и
потребностями.
Задачи Службы:
2.1. Осуществление психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения обучающихся,
воспитанников с проблемами в развитии,
обучении, поведении, имеющих ограниченные возможности здоровья;
2.2.
Содействие
в
приобретении
обучающимися,
воспитанниками
образовательных учреждений социально-психологической компетентности, а
также в формировании готовности к непрерывному образованию, развитию
конкурентоспособности и социокультурной идентичности;
2.3.
Обеспечение
профилактики
девиантного
поведения,
суицидов,
безнадзорности, правонарушений и преступлений среди подростков и молодежи,
формирования и развития психологической готовности к противодействию
негативным влияниям социума;
2.4. Оказание своевременной адресной психологической, социальнопедагогической помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной
или экстремальной ситуации, пережившим психологическую травму,
находящимся в кризисном состоянии;
2.5.
Обеспечение
психологического
и
социально-педагогического
сопровождения проблемных, асоциальных, опекунских семей, усыновителей и
др.;
2.6. Содействие администрации и педагогическому коллективу МБОУ СОШ
№3 г.Донецка в создании социальной ситуации развития, соответствующей
индивидуальности обучающихся;
2.7. Содействие педагогическим работникам, родителям (законным
представителям) в воспитании обучающихся и в формировании толерантности,
милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному
социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
2.8.
Развитие практики психологического просвещения педагогических
работников,
разработка
дополнительных
образовательных
программ,
направленных на осуществление ими психолого-педагогической и медикосоциальной помощи детям и родителям, внедрение программ дополнительного
3

образования для педагогических работников и управленческих кадров по
психологическим проблемам;
2.9.
Содействие в создании в МБОУ СОШ №3 г.Донецка психологически
безопасной среды, профилактике и эффективному разрешению конфликтов;
2.10. Научно-методическое обеспечение деятельности Службы и педагогических
работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и
разработками в области психологии;
2.11. Содействие распространению и внедрению в практику образовательных
учреждений достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
2.12. Участие в психолого-педагогической экспертизе профессиональной
деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных
программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе
органов, осуществляющих управление в сфере образования или отдельных
образовательных учреждений;
2.13
Организация и проведение родительских всеобучей по проблемам
психологии образования, семинаров по обмену опытом.
3. Содержание работы психологической службы школы
3.1 Изучение психологических особенностей обучающихся.
3.2 Выявление трудностей и проблем, отклонений в поведении учащегося и
оказание ему психологической поддержки.
3.3 Взаимодействие с учителями, родителями или лицами их заменяющими,
специалистами социально-психологических служб различного уровня в
оказании помощи обучающимся.
3.4
Проведение психологических диагностик различного профиля и
предназначения.
3.5 Составление психолого-педагогических заключений по материалам
исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а
также родителей или лиц их заменяющих, в проблемах личностного и
социального развития учащихся.
3.6
Определение
факторов,
препятствующих
развитию личности
обучающихся, и принятие мер по оказанию различного вида психологической
помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
3.7 Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных
программ образовательной
деятельности
с учетом
индивидуальных
особенностей личности учащихся.
3.8
Осуществление психологической поддержки творчески одаренных
обучающихся, содействие их поиску и развитию.
3.9
Формирование
психологической
культуры
обучающихся,
педагогических работников и родителей или лиц, их заменяющих.
3.10 Ведение документации по установленной форме и использование ее по
назначению.
4. Основные направления деятельности Службы
4

Основными направлениями деятельности Службы являются: оказание
психологической помощи участникам образовательного процесса МБОУ СОШ
№3 г.Донецка; повышение психологической компетентности всех участников
образовательного процесса (педагогов, специалистов,
руководителей,
обучающихся, воспитанников, их родителей и законных представителей),
психологическая экспертиза, организационно- управленческое направление,
научно-методическое.
Оказание психологической помощи участникам образовательного процесса
на всех уровнях МБОУ СОШ №3 г.Донецка
4.1. Психологическое просвещение:
- формирование у всех субъектов образовательного процесса психологической
компетентности, потребности в психологических знаниях, повышение уровня
информированности о возможностях психологической помощи;
4.2. Психологическая профилактика:
предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и
становлении личности детей, подростков в процессе непрерывной социализации;
разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций
обучающимся, воспитанникам, педагогическим работникам, родителям
(законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания,
обучения и развития;
4.3. Психологическая диагностика:
углубленное
психолого-педагогическое
изучение
обучающихся,
воспитанников на протяжении всего периода обучения: определение
индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных
возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном
самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в
обучении, развитии, социальной адаптации;
4.4. Психологическое консультирование:
- оказание консультативной помощи всем субъектам образовательного процесса
(обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям),
педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса) в
вопросах развития, воспитания и обучения;
- консультирование представителей других служб и государственных органов,
по вопросам возрастных и индивидуальных особенностей психического,
личностного развития детей и молодежи, социализации и социальной адаптации
несовершеннолетних;
- консультирование приемных семей, диагностика взрослых (кандидатов в
усыновители), родителей по запросу органов охраны прав детства и судов;
психологическая коррекция и реабилитация:
- реализация комплекса индивидуально - ориентированных мер, направленных
на устранение или компенсацию выявленных отклонений в физическом,
психическом, нравственном развитии несовершеннолетних, в том числе со
стойкими затруднениями в освоении образовательной программы;
- создание условий реабилитации и коррекции стратегий поведения детей,
переживших психотравму, а также детей, имеющих различные социально5

психологические и эмоциональные проблемы, обусловленные жизненными
ситуациями;
- разработка и реализация реабилитационных программ для детей и подростков.
Повышение
психологической
компетентности
всех
участников
образовательного процесса (педагогов, специалистов,
руководителей,
обучающихся их родителей и законных представителей):
- повышение психологической компетентности и адаптационных возможностей
всех участников образовательного процесса к процессу воспитания и обучения
со стороны педагогов и родителей;
- повышение профессиональной компетентности, обеспечение повышения
квалификации и дополнительного образования педагогов-психологов;
- способствование повышению воспитательной компетентности родителей
(законных представителей);
4.5. Психологическая экспертиза:
оценка соответствия образовательной среды (психолого-педагогических
программ, методов, технологий, учебных образовательных маршрутов)
возрастным и индивидуальным особенностям детей и подростков, а также
поставленным развивающим и воспитательным задачам;
участие в работе комиссий по анализу конфликтных ситуаций;
оценка психологической компетентности при проведении комплексной
психолого-педагогической
экспертизы
профессиональной
деятельности
специалистов Службы.
5. Содержание работы психологической службы школы
5.1 Изучение психологических особенностей обучающихся.
5.2 Выявление трудностей и проблем, отклонений в поведении учащегося и
оказание ему психологической поддержки.
5.3 Взаимодействие с учителями, родителями или лицами их заменяющими,
специалистами социально-психологических служб различного уровня в
оказании помощи обучающимся.
5.4
Проведение психологических диагностик различного профиля и
предназначения.
5.5 Составление психолого-педагогических заключений по материалам
исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а
также родителей или лиц их заменяющих, в проблемах личностного и
социального развития учащихся.
5.6
Определение
факторов,
препятствующих
развитию личности
обучающихся, и принятие мер по оказанию различного вида психологической
помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
5.7 Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных
программ образовательной
деятельности
с учетом
индивидуальных
особенностей личности учащихся.
5.8
Осуществление психологической поддержки творчески одаренных
обучающихся, содействие их поиску и развитию.
6

5.9
Формирование
психологической
культуры
обучающихся,
педагогических работников и родителей или лиц, их заменяющих.
5.10 Ведение документации по установленной форме и использование ее по
назначению.
6. Документация
6.1. План работы (на учебный год).
6.2. График работы.
6.3. Циклограмма работы.
6.4. Журнал учета видов работы.
6.5. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год).
7. Обязанности работника психологической службы
Работник психологической службы обязан:
7.1. Руководствоваться соответствующими директивными и нормативными
документами РФ, настоящим Положением и другими документами,
регламентирующими деятельность службы.
7.2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей
профессиональной компетенции.
7.3.
Знать новейшие достижения психологической науки, применять
современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей,
психокоррекционной, психопрофилактической работы.
7.4. Препятствовать проведению диагностической, психокоррекционной и
других
видов
работы
лицам,
не
обладающим
соответствующей
профессиональной подготовкой.
7.5. В решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка, его
полноценного развития.
7.6. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения,
полученные в результате диагностической или коррекционной работы, если
ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим.
7.7. Оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому
коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением
полноценного психологического развития детей, индивидуального подхода к
ребенку, оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их
индивидуальных проблем.
7.8. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим
коллективом учреждения.
7.9. По запросам администрации подготавливать необходимые материалы для
психолого-медико-педагогических консультаций; участвовать в рассмотрении
спорных вопросов воспитания детей.
7.10. Выполнять распоряжения администрации учреждения образования,
если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой,
если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих
профессиональных знаний.
7

8.
Права работника психологической службы
Работник психологической службы имеет право:
8.1. Определять приоритетные направления работы с учетом конкретных
условий учебно-воспитательного учреждения.
8.2. Формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми,
выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном
проведении различных видов работ.
8.3. Отказываться от выполнения распоряжения администрации в тех
случаях, когда эти распоряжения противоречат принципам или задачам его
работы, определенным настоящим Положением.
8.4. Знакомиться с документацией учебного учреждения, обращаться с
запросами в медицинские учреждения.
8.5. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и
комиссий, решающих судьбу детей. В случае несогласия с принятым
решением обратиться в вышестоящую инстанцию и довести свое мнение.
8.6. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научнопопулярных журналах и пр.
8.7. Обращаться в центры психологической помощи и профориентации по
вопросам профессионального самоопределения школьников и другим
вопросам, связанным с защитой интересов ребенка.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».