Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано
цифровой подписью:
Литвинова Ирина
Николаевна
Дата: 2023.01.17
17:39:39 +03'00'
Паспорт программы
Наименование
программы
Программа “Мониторинг качества образования в школе”
Основания для
разработки программы
1. Государственная программа Российской Федерации "Развитие
образования" на 2018-2025 годы (утверждена 26 декабря 2017 года на
заседании Правительства Российской Федерации)
2. Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"
Разработчик
программы
Директор школы, заместители директора МБОУ СОШ №3 г.Донецка,
творческая группа учителей.
Основные исполнители
программы
Администрация МБОУ СОШ №3 г.Донецка, педагогический
коллектив.
Конечная цель
Создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели
мониторинга качества образования в школе, обеспечивающей
образование, соответствующее муниципальному и социальному
заказам.
Задачи
1. Проанализировать состояние организации и управления
мониторингом качества образования в школе.
2. Изучить опыт и достижения науки и практики в области построения
и применения систем мониторинга в школе.
3. Разработать модель мониторинга качества образования в школе.
4. Осуществить отбор, адаптацию и проектирование оценочнокритериальных комплексов, методик и способов получения
информации о качестве образования в школе.
5. Подготовить нормативно-методические документы для обеспечения
мониторинга качества образования в школе.
6. Разработать информационно-экспертную систему для сведения,
обобщения, классификации и анализа информации мониторинговых
исследований.
7. Создать информационный банк по теме “Мониторинг качества
образования в школе”.
Перечень основных
направлений
программы
1. Создание условий для повышения качества образования в школе.
2. Создание условий и механизмов для перехода к качественно новой
модели мониторинговых исследований в школе
3. Создание качественно новой модели мониторинга качества
образования.
2
4. Разработка методических материалов по использованию
мониторинговых исследований в работе по повышению качества
образования.
Ожидаемые результаты
1. Достижение качества образования обучающихся школы,
удовлетворяющее социальным запросам.
2. Создание системной организации управления учебновоспитательным процессом.
3. Создание творческого педагогического коллектива, участвующего в
планировании и разработке программ мониторинговых исследований
II. Анализ исходного состояния проблемы
Основания для
разработки
программы
В условиях проведенного в школе анализа действующих подходов к
организации и управлению качеством образования выявлены противоречие
и проблемы.
Противоречие
Между государственным заказом на создание условий для повышения
качества образования в школе и отсутствием в настоящее время
действенной системы, позволяющей объективно оценивать все структурные
элементы качества образования, своевременно осуществлять корректировку
и прогнозирование развития школы.
Проблемы
1. Отсутствие системного подхода к управлению качеством образования в
школе.
2. Недостаточная работа по мотивации всех участников образовательного
процесса на его качество: обучающихся, учителей, родителей (законных
представителей).
3.Отсутствие адекватного рабочего инструментария, позволяющего
объективно оценить все структурные элементы системы обеспечения
качества образовательного процесса в школе.
III. Аналитическое обоснование программы
Для современного этапа развития общества характерно становление принципиально
новых приоритетов в образовательной сфере, важнейшим из которых является повышение
качества образования.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025
годы определяет создание условий для повышения качества общего образования, для достижения
которого требуются системные изменения в содержании образовательной деятельности школы и
управлении ею.
Существующие в настоящее время в школе подходы к организации и управлению
мониторингом качества образования позволяют объективно оценивать отдельные структурные
элементы системы обеспечения качества образовательного процесса.
Однако по-прежнему актуальной остается проблема построения системного
мониторинга качества образования в школе, определяемого совокупностью показателей:
- качеством проектирования образовательной деятельности;
- качеством образовательного процесса;
3
- качеством педагогических условий и ресурсного обеспечения образовательного процесса;
- качеством организационной культуры образовательного процесса;
- качеством исследовательской деятельности;
- качеством управления развитием человеческого потенциала;
- качеством результатов образовательной деятельности.
Анализ деятельности позволил установить, что для определения качества образования в
школе необходимы:
во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;
во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в школе;
в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования,
что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые
следует совершенствовать;
в-четвертых, системная работа в данном направлении.
Разработанная комплексно-целевая программа «Мониторинг качества образования в школе»
направлена на создание механизмов устойчивого развития качественно новой модели
мониторинга качества образования в школе, обеспечивающей образование, соответствующее
социальному и региональному заказам; предполагает системную организацию управления
качеством образования и определяет важнейшие психолого-педагогические условия,
обеспечивающие его успешность.
Под качеством образования понимается такая совокупность его свойств, которая
обуславливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и
развитию личности в аспектах ее обученности, выраженности социальных, психических и
физических свойств.
Управление качеством образования – системное, скоординированное воздействие как
на образовательный процесс, так и на комплекс других связанных с ним основных,
управленческих и поддерживающих процессов с целью достижения наибольшего соответствия
параметров функционирования образовательной системы, ее социальных и педагогических
результатов установленным и предлагаемым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
Составляющие качества образовательного процесса
Качество основных
условий
Управление
Качество реализации
образовательного процесса
Содержание образования
Качество результатов
Кадровое обеспечение
Преподавание (оценка и
самооценка)
Сформированность УУД
Научно-методическая работа
Педагогические и
информационные технологии
Сохранение физического и
психического здоровья
Финансово-хозяйственное
обеспечение
Профессиональный рост
Успешность в социуме
Обученность
Психологический климат
Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения
информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов.
Мониторинг - специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и
диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально
организованных исследований и измерений.
Мониторинг качества образования позволяет осуществлять оценку динамики ключевых
составляющих качества образования, включая качество основных и управленческих процессов,
4
качество участников образовательного процесса, качество содержания образования, качество
реализации программ основного и среднего общего образования.
При разработке модели мониторинга качества образования за основу взяты следующие
оценочные показатели:
уровень ФГОС, обучающихся по базовым образовательным программам;
уровень воспитанности обучающихся;
уровень
участия обучающихся в предметных олимпиадах, конкурсах, проектах,
соревнованиях различного уровня;
поступление выпускников в высшие и средние специальные учебные заведения;
состояние здоровья и психического развития обучающихся;
динамика правонарушений обучающихся.
Наряду с показателями личной результативности обучающихся (ФГОС, ФКГО
воспитанность, сохранение физического и психического здоровья) используются системные
показатели организации образовательного процесса, функционирования и развития школы:
организация и развитие образовательного процесса;
управление образовательным процессом, различные формы обучения в школе;
уровень выполнения общеобразовательных программ;
профессиональное образование педагогов (результаты аттестации и повышение
квалификации педагогов);
участие учителей в профессиональных конкурсах;
уровень информатизации обучения и управления;
показатели владения учителями инновационными технологиями;
состояние и развитие материально-технической и учебно-материальной базы (показатели
оснащенности кабинетов, фонд библиотеки, учебно-методические комплекты по
предметам обучения).
IV. Цели и задачи программы
Конечная цель программы: создание механизмов устойчивого развития качественно новой
модели мониторинга качества образования в школе, обеспечивающей образование,
соответствующее социальному и региональным заказам.
Цели программы:
создание качественно новой модели мониторинга качества образования в школе,
адаптированной к условиям функционирования школы и выявленным проблемам,
обеспечивающей образование, соответствующее муниципальному и социальному заказам:
достижение обучающимися школы качества образования, удовлетворяющего социальным
запросам;
создание системной организации управления учебно-воспитательным процессом;
создание творческого педагогического коллектива, участвующего в планировании и
разработке программ мониторинговых исследований.
I. Основные направления реализации комплексно-целевой программы.
Разработка модели мониторинга качества образования в школе.
Разработка плана действий в ходе реализации программы по основным направлениям
деятельности:
общеобразовательному;
5
воспитательному;
методическому.
Корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе
реализации программы.
Определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования.
Оценка эффективности программы.
Задачи программы:
проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества
образования в школе;
разработать модель мониторинга качества образования в школе;
осуществить сбор способов получения информации о качестве образования в школе;
подготовить нормативно-методические документы для обеспечения мониторинга качества
образования в школе;
разработать
информационно-экспертную
систему для
сведения,
обобщения,
классификации и анализа информации мониторинговых исследований;
создать информационный банк по теме «Мониторинг качества образования в школе».
Этапы реализации программы
1. Аналитическо-проектный(2020 г.)
Основные виды деятельности:
- анализ состояния организации управления мониторингом качества образования в школе;
- изучение нормативных документов, научной и методической литературы по теме;
- мотивация субъектов образовательного процесса на осуществление мониторинговых
исследований;
- разработка модели мониторинга качества образования:
определение направлений мониторинговых исследований;
определение критериев, показателей, исполнителей мониторинговых исследований;
осуществление сбора способов получения информации о качестве образования;
разработка рабочего инструментария для проведения мониторинговых исследований,
обработки, хранения, представления информации (методики, тестовые комплексы,
анкеты, бланки и т.д.)
Подготовка нормативно-методических документов и материалов для обеспечения
функционирования мониторинга качества образования.
II. Основной (2020 -2024г.)
Основные виды деятельности:
разработка системы мероприятий по реализации программы по основным направлениям
деятельности школы;
реализация программы «Мониторинг качества образования в школе»;
корректировка содержательной, организационной и управленческой сторон в процессе
реализации программы;
определение эффективности применяемых методик для оценки качества образования;
оценка эффективности осуществления программы.
6
III. Обобщающий (2024 - 2025г.)
Основные виды деятельности:
обработка, анализ, систематизация информации;
сопоставление полученных результатов поставленным целям;
анализ затрат времени, усилий, средств;
подготовка аналитических материалов;
создание информационного банка по теме «Мониторинг качества образования»;
принятие управленческих решений по результатам оценки качества образования;
доработка и коррекция модели мониторинга качества образования в школе.
Ожидаемые результаты
создание ценностно-мотивационного поля для реализации идеи мониторинга качества
образования;
отработка технологии мониторинга качества образования на уровне школы;
внедрение основных блоков информационного обеспечения мониторинга качества
образования;
отработка процедуры получения диагностической информации о результатах
обученности, состояния здоровья обучающихся, профессионализма педагогических и
руководящих кадров;
получение сведений о состоянии качества основных видов деятельности и результатов
работы как в целом по школе, так и по отдельным методическим объединениям;
осуществление анализа результатов самообследования школы по качеству образования;
создание банка данных по результатам мониторинговых исследований качества
образования;
рост личностных достижений педагогических работников и обучаемых.
Способы и каналы получения информации:
анализ статистических данных;
анкетирование; тестирование,
экспертное оценивание;
анализ документов;
диагностические методики и процедуры.
7
Календарный план реализации основных направлений
Программы «Мониторинг качества образования школы»
Задачи по
направлениям
Аналитическопроектировочная
деятельность
Задачи:
1.Определение основных
подходов, теоретикометодологической базы
качества образования.
2. Определение
компонентов, объектов и
субъектов мониторинга
качества образования.
Действия
4. Подготовка условий
для организации
преемственного
перехода работы
школы от диагностики
результата к
системному
мониторингу качества
образования.
Ответственный
исполнитель
Сроки
Организационные
условия.
1.Подготовка
педагогического коллектива
к проведению системного
мониторинга качества
образования: качества
основных условий, качества
реализации
образовательного процесса,
качества результатов.
2.Планы работы школы
3.Планы работы МО
Администрация
Администрация
Руководители
МО
Литвинова И.Н.
Кольцова О.Н.
Котова О.А.
Ноябрьдекабрь 2020г.
Литвинова И.Н.
Юренко Н.Д.
Котова О.А.
Демченко .И.
2020 – 2021гг.
май, 2021
Научно-методические
условия
1. Изучение литературы по
теме « Качество
образования. Мониторинг
3. Анализ состояния УВП качества образования».
2. Обоснование
и данных мониторинга
актуальности проблемы.
за предшествующие
годы.
Звено
управления
Зам. директора
Котова О.Н.
ноябрьдекабрь
2020г.
Кадровые условия
1.Создание творческой
группы.
2.Формирование
внутришкольной службы
мониторинга - контрольнометодического
подразделения для
реализации программы
«Мониторинг качества
образования»
Нормативно-правовые
условия
1.Концепция модернизации
российского образования
2. План работы школы
Зам.директора
Зам.директора
Ноябрь 2020 г.
Кольцова О.Н.
Кольцова О.Н.
ноябрьдекабрь 2020г.
8
II.Организационно
практическая
деятельность
Задачи:
1.Апробация технологий
и методик сбора
информации.
2.Обобщение,
классификация и анализ
информации.
3.Выявление типичных
признаков успеха и
недостатков
управленческой и
педагогической
деятельности.
4. Выявление основных
тенденций развития
обучающихся.
5 .Продолжение
формирования «банка
данных».
Организационные
условия.
1.Наблюдение уроков,
внеклассных мероприятий,
родительских собраний.
2.Ознакомление с планами
работы, журналами, банком
данных накопленной
педагогом информации об
учащихся.
Зам.директора,
Кольцова О.Н.
В течение года
учителяпредметники,
Юренко Н.Д.
Раз в
полугодие
классные
руководители
Котова О.А.
По графику
3.Тестирование и
анкетирование.
По плану
4.Административные
контрольные тесты.
По планам кл.
руководителей.
6. Собеседования с
учащимися, педагогами,
родителями.
Раз в полугодие
Раз в полугодие
7. Диагностика уровней
обученности.
8.Диагностика
результативности участия в
школьных,
муниципальных,
региональных предметных
олимпиадах, научнопрактических
конференциях,
международных конкурсах
9.Диагностика результатов
государственной итоговой
аттестация за курс
основного общего, среднего
общего образования (ЕГЭ,
ОГЭ).
10.Мониторинг
социального заказа на
образовательные услуги.
Научно-методические
условия
Положение об утверждении
комплексно-целевой
программы «Мониторинг
качества образования в
школе», о деятельности
внутришкольной системы
оценки качества, плана
работы методической
службы
Июнь, август
Июнь, август
Сентябрьноябрь
2020г.
В течение года
9
Мотивационные
условия
Ознакомление
педагогического коллектива
с системой мониторинга
качества УВП.
Зам.директора,
учителя
Кадровые условия
Обучение членов
администрации, педагогов
на курсах повышения
квалификации.
Условия
стимулирования
Предоставление отгулов
Администрация
В течение года
Литвинова И.Н.
В течение года
Администрация
Литвинова И.Н.
Кольцова О.Н.
Демченко Т.И.
Администрация
Литвинова И.Н.
Кольцова О.Н.
Демченко Т.И.
май
Нормативно-правовые
условия
1.Учебный план школы,
образовательные
программы.
2.Планы работы МО по
диагностике качества.
3. Результативность
участия педагогов и
обучающихся в предметных
олимпиадах, конкурсах,
проектах, соревнованиях
различного уровня
Обобщающевнедренческая
деятельность.
Заместители
директора
Кольцова О.Н.
Демченко Т.И.
Котова О.А.
Организационные
условия.
1.Составление
Задачи:
аналитических
1.Сопоставление
материалов на основе
полученных результатов мониторинговых
с поставленными целями. процедур.
Замдиректора,
руководители
М/О
Кольцова О.Н.
В течение
Юренко
Н.Д. 2020 – 2025 уч.
Демченко Т.И.
г.
Котова О.А.
2.Систематизация,
2.Обработка
анализ и оценка качества информации:
полученных результатов. -систематизация;
-анализ;
3.Анализ и описание
-выводы.
найденных форм
работы, применяемых
3.Сопоставление
технологий.
полученных результатов
поставленным целям.
10
4.Выявление проблем и
определение путей их
решения.
5.Социализация
результатов.
4.Обсуждение
полученных результатов.
5.Разработка
рекомендаций по
реализации Программы
мониторинга качества
УВП (корректирование и
прогнозирование).
6.Контроль за
исполнением
рекомендаций,
предложений.
7.Принятие
управленческих решений
по результатам оценки
качества УВП.
8.Создание
информационного банка
по теме «Мониторинг
качества в школе»;
размещение информации
на сайте
Научно-методические
условия
1.Программа
«Мониторинг качества
УВП в школе».
2.Рекомендации по
реализации Программы.
11
Критерии системы внутренней оценки качества образования
МБОУ СОШ №3 г.Донецка
Показатели для обучающихся
Ценностно-смысловая компетентность:
1) сформированность положительной мотивации;
2) осознание своей роли и предназначения;
3) умение выбирать целевые и смысловые установки для действий и поступков, принимать
решения.
Общекультурная компетентность:
1) осведомленность обучающегося в вопросах познания;
2) владение эффективными способами организации своего досуга;
3) уровень воспитанности обучающихся;
4) владение познанием и опытом деятельности.
Информационная компетентность:
умение самостоятельно добывать, анализировать и отбирать информацию, сохранять и
передавать ее;
Коммуникативная компетентность:
1) эмоциональная отзывчивость, эмпатия, толерантность;
2) овладение конкретными навыками, поведенческими реакциями, умением решать
конфликтные ситуации;
3) сформированность навыков работы в группе, выполнение различных социальных ролей в
коллективе;
4) умение представлять себя.
Социально-трудовая компетентность:
1) сформированность навыков самоуправления;
2) сформированность гражданских качеств;
3) готовность к поликультурному общению.
4) осведомленность в области социально-трудовой сферы, сферы семейных отношений, в
вопросах экономики и права.
Компетентность личностного самосовершенствования:
1) знания и умения применить навыки здорового образа жизни;
2) сформированность психологической грамотности, культуры мышления и поведения;
3) степень комфортности обучающегося в образовательной среде.
Учебно-познавательная компетентность:
1) знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;
2) владение креативными навыками продуктивной деятельности.
Показатели для педагогов
Профессиональная поисковая и исследовательская активность:
* повышение квалификации и профессиональная переподготовка в течение отчетного периода
(при этом аттестация должна учитывать разнообразные, в т. ч. и нецентрализованные формы
повышения квалификации, в частности, в рамках сетевого взаимодействия с инновационными
школами, участие в мастер-классах, конференциях, круглых столах и т. д.);
* участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах
12
Владение инновационной деятельностью:
* обобщение и распространение собственного педагогического опыта на различных уровнях
(проведение собственных мастер-классов, выступления на семинарах, конференциях, круглых
столах и др.);
* наличие публикаций (статей в периодике и др.) по разрабатываемой проблематике;
* отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в области данной проблематики.
Дидактико-методическая компетентность:
* соответствие методических приемов образовательным задачам;
* адаптированность методических приемов и средств к возрастными и индивидуальнотипологическими особенностям обучающихся.
Коммуникативная компетентность:
* организация команды с варьированием позиции партнерства и лидерства участников
образовательного процесса;
* моделирование эффективного для образовательных и воспитательных целей диалогового
взаимодействия «учитель – ученик», «ученик – ученик».
Информационная компетентность:
Готовность к работе с информацией, умения
* отбирать необходимую информацию;
* систематизировать, критически оценивать и анализировать ее с позиции решаемой задачи;
* использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности;
* структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на
различных носителях, адекватных запросам потребителей информации.
Кооперативная компетентность:
Готовность к сотрудничеству с другими людьми, умения
* находить партнеров для сотрудничества и объединяться с ними в группы;
* осуществлять коллективное целеполагание и планирование;
* распределять задачи и роли между участниками группы;
* действовать в роли ситуативного лидера группы и в роли исполнителя;
* координировать свои действия с действиями других членов группы, решающими общую
задачу;
* анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды;
* осуществлять коллективное подведение итогов, включая самооценку коллективной
деятельности и ее результатов;
* осуществлять коллективную презентацию продукта деятельности группы.
Проблемная компетентность:
Готовность к решению проблем, умение
* самостоятельно выявлять проблему в ситуациях избыточной информации;
* формулировать цель, делить цель на ряд последовательных задач;
* находить альтернативные пути и средства решения задач;
* определять наиболее и наименее выигрышные из них;
* реализовывать выбранные пути и средства решения проблемы;
* доводить решение проблемы до конца, публично представлять результаты, оценивать
степень разрешенности проблемы и характер достигнутого продвижения.
13