Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано цифровой
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Дата: 2022.08.21
21:33:49 +03'00'
Содержание
Пояснительная записка ...................................................................................................................................3
Содержательное наполнение внеурочной деятельности ................................................................................4
Планирование внеурочной деятельности .......................................................................................................5
Цель и идеи внеурочной деятельности ...........................................................................................................9
Ожидаемые результаты ................................................................................................................................. 10
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью .................................................. 11
Формы внеурочной деятельности ................................................................................................................. 11
Режим внеурочной деятельности .................................................................................................................. 11
Недельный план внеурочной деятельности основного общего образования .............................................. 13
Годовой план внеурочной деятельности основного общего образования ................................................... 16
2
п. 3.3 План внеурочной деятельности основного общего образования
Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения
основных образовательных программ (предметных, метапредметных и
личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими
нормативными документами и методическими рекомендациями:
- Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России
05.07.2021 № 64101) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г.
№ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационнометодическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках
реализации обновленных федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования);
- Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об
организации занятий «Разговоры о важном»;
- Методические рекомендации по формированию функциональной
грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
- Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП
2.4.3648-20);
- Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для
человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее – СанПиН 1.2.3685- 21).
План внеурочной деятельности образовательной организации является
обязательной частью организационного раздела основной образовательной
программы, а рабочие программы внеурочной деятельности являются
обязательной частью содержательного раздела основной образовательной
программы.
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной
организацией может предусматриваться использование ресурсов других
организаций (в
том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного
образования,
профессиональные
образовательные
организации,
образовательные организации высшего образования, научные организации,
3
организации культуры, физкультурно- спортивные, детские общественные
объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и
самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую
работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность,
последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и
исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных
классов в пределах одного уровня образования.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС ООО
образовательная организация обеспечивает проведение до 10 часов
еженедельных занятий внеурочной деятельности (до 1750 часов на уровне
основного общего образования).
Содержательное наполнение внеурочнойдеятельности
Часы внеурочной деятельности используются на социальное, творческое,
интеллектуальное, общекультурное, физическое, гражданско-патриотическое
развитие обучающихся, создавая условия для их самореализации и осуществляя
педагогическую поддержку в преодолении ими трудностей в обучении и
социализации. Обязательным условием организации внеурочной деятельности
является ее воспитательная направленность, соотнесенность с рабочей
программой воспитания образовательной организации.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности
используются через реализацию модели плана с преобладанием учебнопознавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется
внеурочной деятельности по учебным предметам и формированию
функциональной грамотности:
Модель плана
внеурочной
Содержательное наполнение
деятельности
Преобладание
занятия
обучающихся
по
формированию
учебно-позитивной функциональной грамотности;
деятельности
- занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими
проектно-исследовательскую деятельность;
- профориентационные занятия обучающихся
4
Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных
программ начального общего и основного общего образования при
формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации
предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия
патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о
важном» (понедельник, первый урок);
1 час в неделю – на занятия по формированию функциональной
грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю – на занятия, направленные на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе
основы предпринимательства).
Кроме того, в вариативную часть плана внеурочной деятельности включены:
часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых
интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том
числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на
углубленном уровне (японский и английский языки), проектноисследовательской деятельности, исторического просвещения);
часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение
интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии
(в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях,
школьных спортивных клубах).
Основное
содержание
рекомендуемых
занятий
внеурочной
деятельности отражено в таблице:
5
Направление
внеурочной
деятельности
Количество
часов в неделю
Основное содержание занятий
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
1
ИнформационноОсновная
цель:
развитие
ценностного
просветительские
отношения обучающихся к своей Родине –
занятия
России, населяющим
ее
людям,
ее
патриотической,
уникальной истории, богатой природе и
нравственной и
великой культуре.
экологической
Основная
задача:
формирование
направленности
соответствующей
внутренней
позиции
личности школьника, необходимой ему для
«Разговоры о важном»
конструктивного и ответственного поведения
в обществе.
Основные
темы
занятий
связаны
с
важнейшими аспектами жизни человека в
современной
России:
знанием
родной
истории
и
пониманием
сложностей
современного мира, техническим прогрессом
и сохранением природы, ориентацией в
мировой
художественной
культуре
и
повседневной
культуре
поведения,
доброжелательным
отношением
к
окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам
Занятия по
1
Основная
цель:
развитие
способности
формированию
обучающихся
применять
приобретённые
функциональной
знания, умения и навыки для решения задач
грамотности
в различных сферах жизнедеятельности,
обучающихся
(обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие
функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, направленной на
развитие креативного мышления и глобальных
компетенций.
Основные
организационные
формы:
интегрированные курсы, метапредметные
кружки или факультативы
Занятия,
1
Основная
цель:
развитие
ценностного
направленные на
отношения обучающихся к труду как
удовлетворение
основному способу достижения жизненного
профориентационных
благополучия и ощущения уверенности в
интересов и
жизни.
потребностей
Основная задача: формирование готовности
обучающихся
школьников
к
осознанному
выбору
направления продолжения своего образования
и будущей профессии, осознание важности
получаемых в школе знаний для дальнейшей
профессиональной и внепрофессиональной
деятельности.
Основные
организационные
формы:
6
Занятия, связанные с 3
реализацией особых
интеллектуальных и
социокультурных
потребностей
обучающихся
Занятия,
направленные на
удовлетворение
интересов и
потребностей
обучающихся в
2
профориентационные беседы, деловые игры,
квесты,
решение
кейсов,
изучение
специализированных цифровых ресурсов,
профессиональные пробы, моделирующие
профессиональную деятельность, экскурсии,
посещение
ярмарок
профессий
и
профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром
профессий
и
способами
получения
профессионального образования; создание
условий для развития надпрофессиональных
навыков (общения, работы в команде,
поведения в конфликтной ситуации и т.п.);
создание условий для познания обучающимся
самого себя, своих мотивов, устремлений,
склонностей как условий для формирования
уверенности в себе, способности адекватно
оценивать свои силы и возможности.
Вариативная часть
Основная
цель:
интеллектуальное
и
общекультурное
развитие
обучающихся,
удовлетворение их особых познавательных,
культурных, оздоровительных потребностей и
интересов.
Основная задача: формирование ценностного
отношения обучающихся к знаниям, как
залогу их собственного будущего, и к
культуре в целом, как к духовному богатству
общества,
сохраняющему
национальную
самобытность народов России.
Основные направления деятельности: занятия
по дополнительному или углубленному
изучению учебных предметов или модулей;
занятия в рамках исследовательской и
проектной деятельности; занятия, связанные с
освоением
регионального
компонента
образования или особыми этнокультурными
интересами
участников
образовательных
отношений; дополнительные занятия для
школьников, испытывающих затруднения в
освоении учебной программы или трудности в
освоении языка обучения; специальные
занятия для обучающихся с ограниченными
возможностями
здоровья
или
испытывающими затруднения в социальной
коммуникации
Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей обучающихся в творческом и
физическом
развитии,
помощь
в
самореализации, раскрытии и развитии
способностей и талантов.
Основные задачи: раскрытие творческих
7
творческом и
физическом развитии,
помощь в
самореализации,
раскрытии и развитии
способностей и
талантов
Занятия,
1
направленные на
удовлетворение
социальных интересов
и потребностей
обучающихся, на
педагогическое
сопровождение
деятельности
социально
ориентированных
ученических
сообществ, детских
общественных
объединений, органов
ученического
самоуправления, на
организацию
совместно с
обучающимися
комплекса
мероприятий
воспитательной
направленности
способностей школьников, формирование у
них чувства вкуса и умения ценить
прекрасное,
формирование
ценностного
отношения к культуре; физическое развитие
обучающихся, привитие им любви к спорту и
побуждение к здоровому образу жизни,
воспитание силы воли, ответственности,
формирование установок на защиту слабых;
оздоровление школьников, привитие им
любви к своему краю, его истории, культуре,
природе, развитие их самостоятельности и
ответственности, формирование
навыков
самообслуживающего труда.
Основные организационные формы: занятия
школьников
в
различных
творческих
объединениях (музыкальных, хоровых или
танцевальных студиях, театральных кружках
или кружках художественного творчества,
журналистских,
поэтических
или
писательских клубах и т.п.); занятия
школьников в спортивных объединениях
(секциях и клубах, организация спортивных
турниров
и
соревнований);
занятия
школьников
в
объединениях
туристскокраеведческой
направленности
(экскурсии, развитие школьных музеев)
Основная цель: развитие важных для жизни
подрастающего человека социальных умений
– заботиться о других и организовывать свою
собственную деятельность, лидировать и
подчиняться, брать на себя инициативу и
нести ответственность, отстаивать свою точку
зрения и принимать другие точки зрения.
Основная
задача:
обеспечение
психологического благополучия обучающихся
в образовательном пространстве школы,
создание
условий
для
развития
ответственности за формирование макро и
микро коммуникаций, складывающихся в
образовательной организации, понимания зон
личного влияния на уклад школьной жизни.
Основные
организационные
формы:
педагогическое сопровождение деятельности
Российского
движения
школьников
и
Юнармейских
отрядов;
волонтерских,
трудовых,
экологических
отрядов,
создаваемых для социально ориентированной
работы; выборного Совета обучающихся,
создаваемого для учета мнения школьников по
вопросам
управления
образовательной
организацией,
для
облегчения
распространения значимой для школьников
8
информации и получения обратной связи от
классных
коллективов;
постоянно
действующего
школьного
актива,
инициирующего и организующего проведение
личностно значимых для школьников событий
(соревнований,
конкурсов,
фестивалей,
капустников,
флешмобов);
творческих
советов, отвечающих за проведение тех или
иных конкретных мероприятий, праздников,
вечеров, акций; созданной из наиболее
авторитетных старшеклассников группы по
урегулированию конфликтных ситуаций в
школе и т.п
Цель и идеи внеурочной деятельности
Цель внеурочной деятельности - создание условий, обеспечивающих
достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального
опыта и формирования у обучающихся принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации
каждого обучающегося во внеурочное время, создание воспитывающей среды,
обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов
обучающихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с
сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием,
способной на социально значимую практическую деятельность.
Ведущими идеями плана внеурочной деятельности
МБОУ СОШ№3
г.Донецка являются:
- создание условий для достижения обучающимися уровня
образованности, соответствующего их личностному потенциалу;
- ориентация на достижение обучающимися социальной зрелости;
удовлетворение образовательных потребностей обучающихся и их
родителей (законных представителей). При этом решаются следующие
основные педагогические задачи:
- включение обучающихся в разностороннюю деятельность;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с
педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих
проблем;
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- развитие позитивного отношения к базовым общественным
ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
9
- подготовка
обучающихся
к
активной
и
полноценной
жизнедеятельности в современном мире.
Школа несет в установленном законодательством Российской
Федерации порядке ответственность за качество образования, за его
соответствие федеральному государственному образовательному стандарту
основного общего образования, за адекватность применяемых форм, методов
и
средств
организации
образовательного процесса
возрастным
психофизиологическим
особенностям,
склонностям,
способностям,
интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
Ожидаемые результаты
Личностные:
- готовность и способность к саморазвитию;
- сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые
установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции личностных качеств;
- сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные:
- получение нового знания и опыта его применения.
Метапредметные:
- освоение универсальных учебных действий;
- овладение ключевыми компетенциями.
Воспитательный
результат
внеурочной
деятельности
непосредственное духовно-нравственное приобретение обучающегося
благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности - влияние
(последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на
процесс развития личности обучающегося.
Все виды внеурочной деятельности на уровне основного общего
образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник
самостоятельно действует в общественной жизни, может приобрести опыт
исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт
самообслуживания,
самоорганизации
и
организации
совместной
деятельности с другими детьми.
10
Промежуточная аттестация обучающихся и
контроль за посещаемостью
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих программы
внеурочной деятельности, как правило, не проводится.
Учет результатов
внеурочной деятельности осуществляется учителем в журнале внеурочной
деятельности.
Результаты могут быть учтены в форме защиты проектной работы,
выполнения норматива, выполнения индивидуальной или коллективной
работы, отчета о выполненной работе и т.п., в соответствии с рабочей
программой учителя и с учетом особенностей реализуемой программы.
Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной
деятельности в школе и учет занятости обучающихся осуществляется классным
руководителем и учителем, ведущим курс. Учет занятости обучающихся в
организациях дополнительного образования детей (спортивных школах,
музыкальных школах и др. организациях) осуществляется классным
руководителем.
Формы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность может быть организована в следующих формах:
- экскурсии, посещения музеев, театров, кинотеатров
- деятельность ученических сообществ,
- клубы по интересам,
-встречи,
- профессиональные пробы, ролевые игры,
- реализация проектов,
- походы и т.п.
Режим внеурочной деятельности
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами организован перерыв между последним уроком и началом
занятий внеурочной деятельности. Продолжительность занятий внеурочной
деятельности составляет 35 минут. Перерыв между занятиями внеурочной
деятельности 10 минут.
Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного
образования (спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях)
количество часов внеурочной деятельности может быть сокращено при
предоставлении документа о зачислении его в организацию дополнительного
образования.
Расписание занятий внеурочной деятельностью составляется отдельно от
расписания уроков и утверждается приказом директора школы.
Занятия внеурочной деятельности реализуются за счет бюджетного
финансирования.
В 2022-2023 учебном году внеурочная деятельность реализуется в 5-9
классах, в 5-х классах в соответствии с требованиями обновленного ФГОС
основного общего образования.
11
План внеурочной деятельности основного общего образования
5-9 классы
2022-2023 учебный год
Направление внеурочной
деятельности
Информационнопросветительские занятия
патриотической, нравственной и
экологической направленности
«Разговоры о важном»
Занятия по формированию
функциональной грамотности
обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение про
ориентационных интересов и
потребностей
обучающихся
Классы/количество часов
5а
5б
6а
6б
7а
7б
8а
8б
Часть, обязательная для всех обучающихся
Программа
«Разговоры о важном»
1
1
1
1
1
1
«Функциональная
грамотность»
1
1
«Билет в будущее»
1
1
1
1
1
1
9а
9б
11
Всего
1
1
1
11
1
1
1
1
4
1
7
Вариативная часть
Занятия, связанные среализацией
особых интеллектуальных и
социокультурныхпотребностей
обучающихся
Занятия, направленные на
удовлетворение интересови
потребностей, обучающихся в
творческом и физическом
развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и
развитии
способностей и талантов
«Экологический образ
жизни»
«Математика для всех»
«Говорим правильно»
«Занимательный
английский»
«Вокальное пение»
«Тег-регби»
«Шахматы для всех»
«ОФП. Здоровый образ
жизни»
«Мир изобразительного
искусства»
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
5
1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
3
4
11
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
8
12
Направление внеурочной
деятельности
Занятия, направленные на
удовлетворение социальных
интересов и потребностей
обучающихся на
педагогическое
сопровождение
деятельности социально
ориентированных ученических
сообществ, детских
общественных объединений,
органов ученического
самоуправления, на
организацию совместно с
обучающимися комплекса
мероприятий воспитательной
направленности
Программа
5а
5б
«Россия - страна
возможностей
«Юнармия»
«Этика и психология
семейной жизни»
«Владу с самим собою»
1
1
«Умей вести за собой»
1
1
7
7
Итого:
6а
6б
1
1
Классы/количество часов
7а
7б
8а
8б
1
9а
9б
11
1
Всего
4
1
1
2
2
7
7
1
1
8
8
4
7
7
7
7
7
79
13