Подписано
Литвинова цифровой подписью:
Литвинова Ирина
Ирина
Николаевна
2022.03.01
Николаевна Дата:
21:27:59 +03'00'
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная школа» для 10
класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и
инструктивно-методических документов:
• -Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• -Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 12 мая 2012 № 413 (далее – ФГОС
среднего общего образования);
• Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациямвоспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
• Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 №
09-1672;
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ
СОШ №3 г. Донецка;
• Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
• Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной
деятельности педагогических работников МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
• Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2021
- 2022 учебный год.
Обучение по программе «Шахматная школа» проходит в центре
естественно-научной и технологической направленностей «Точка
роста». Его современное оснащение позволяет развивать шахматное
образование, дает возможность приобрести навыки работы в команде,
подготовить к участию в шахматных турнирах.
Программа для школьников 10 класса «Шахматная школа» реализует
общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности.
Цели программы:
1. Обучить правилам игры в шахматы.
2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в
совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного
кодекса.
3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
Освоить принципы игры в миттельшпиль;
Основные тактические приемы;
Знать термины: миттельшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление,
формы волевого управления поведением.
Актуальность и перспективность курса
Актуальность программы обусловлена тем, что на первый план выдвигается
развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая
становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их
творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи
отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у
школьников многих психических процессов и таких качеств, как восприятие,
внимание, воображение, память, мышление, формы волевого управления
поведением.
Обучение игре в шахматы
помогает многим детям не отстать в
развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч
детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей
полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям
преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что курс
по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен школьникам.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся,
когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают
выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое
использование занимательного материала, включение в уроки игровых
ситуаций. Важное значение при изучении шахматного курса имеет
специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование
приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания
и позиции для игровой практики.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. В 2021 –
2022 учебном году программа скорректирована согласно производственному
календарю на 35 часов.
Материал сложнее материала первых лет обучения. На основе ранее
приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех
трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного
материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально
ориентированный на развитие материал.
Формы и методы организации занятий– индивидуальные, групповые и
коллективные (игровая деятельность).
- практическая игра;
- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- игровые упражнения;
- участие в турнирах.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в
том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные
шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;
Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на
шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста,
рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь,
пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка
и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение»,
лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры
в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют,
миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в миттельшпиле; находить
несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать
простейшие окончания
К концу учебного года учащиеся должны знать:
принципы игры в миттельшпиле;
основные тактические приемы;
что означают термины: миттельшпиль, темп, оппозиция, ключевые
поля.
К концу учебного года дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в миттельшпиль; находить
несложные тактические удары и проводить комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.
Содержание программы «Шахматная школа»
Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и
ферзя. Игра на мат с первых ходов. Детский мат и защита от него. Принципы
игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты.
Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция короля.
Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Правила квадрата пешки. Вилка. Миттельшпиль. Основы миттельшпиля.
Форпост. Позиция короля. Проходная пешка. Пешечные слабости. Отработка
на практике миттельшпиля. Отвлечение. Открытое нападение. Эндшпиль с
королем и пешкой против короля. Завлечение. Блокировка. Отработка на
практике эндшпиля.
Тематическое планирование курса «Шахматная школа»
№
1
2
Тема занятия
Повторение
изученного
материала.
Игровая практика
Дата
10класс
02.09
09.09
Виды деятельности
Просмотр диафильмов
“Приключения в
Шахматной стране. Первый
шаг в мир шахмат” и “Книга
шахматной мудрости.
3
Повторение
изученного
материала.
16.09
Второй шаг в мир шахмат”.
Поля, горизонталь,
вертикаль, диагональ, центр.
Ходы фигур, взятие.
Рокировка. Превращение
пешки. Взятие на проходе.
Шах, мат, пат. Начальное
положение.
Шахматная нотация.
Обозначение
горизонталей,
вертикалей, полей.
Обозначение шахматных
фигур и терминов. Запись
начального положения.
Краткая и полная
шахматная нотация. Запись
шахматной партии.
Ценность шахматных
фигур. Пример матования
одинокого короля.
4
5
6
Практика матования
одинокого короля
(дети играют
попарно).
ОСНОВЫ ДЕБЮТА.
Двух- и трехходовые
партии.
Решение задания
“Мат в 1 ход”
23.09
30.09
07.10
7
8
9
Невыгодность
раннего ввода в игру
ладей и ферзя.
Форпост. Позиция
короля. Атака на
короля.
Принципы игры в
дебюте. Быстрейшее
развитие фигур.
Темпы. Гамбиты
14.10
21.10
28.10
Выявление причин
поражения в них одной из
сторон. Дидактическое
задание “Мат в 1 ход” (на
втором либо третьем ходу
партии).
Дидактические задания
“Поймай ладью”, “Поймай
ферзя”.
Дидактические задания
“Поставь детский мат”,
“Защитись от мата
10
11
12
13
14
Решение заданий.
11.11
18.11
Вариации на тему
детского мата.
Другие угрозы
быстрого мата в
дебюте. Защита. Как
отражать
скороспелый
дебютный наскок
противника.
Наказание за
25.11
несоблюдение
принципа
быстрейшего
развития фигур.
“Пешкоедство”.
Неразумность игры в
дебюте одними
пешками (с
исключениями из
правила).
Основы
02.12
миттельшпиля.
Решение заданий
09.12
16.12
17
Ключевые поля.
Правило квадрата.
отработка на
практике
миттельшпиля.
Решение задания
“Выведи фигуру”..
Решение заданий
18
19
Решение заданий.
Решение заданий.
20.01
27.01
15
16
Дидактические задания
“Поставь детский мат”,
“Мат в 1 ход”, “Защитись от
мата”.
Дидактические задания
“Поставь детский мат”,
Дидактические задания
“Поставь мат в 1 ход
“повторюшке”, “Выиграй
фигуру у “повторюшки”.
Дидактическое задание
“Выведи фигуру”.
23.12
13.01
Дидактические задания
“Мат в два хода”,
“Выигрыш материала»
20
Вилка.
03.02
21
Решение заданий.
10.02
22
Проходная пешка.
Пешечные слабости.
Отработка на
практике
миттельшпиля.
Решение заданий.
17.02
24
Связка. Полная и
неполная связка.
03.03
25
Решение заданий.
10.03
26
Отвлечение.
17.03
Открытое нападение.
Решение заданий.
24.03
Эндшпиль с королем 07.04
и пешкой против
короля.
14.04
Завлечение.
23
27
28
29
31
32
33
34
35
Повторение
программного
материала
Повторение
программного
материала
Повторение
программного
материала
Решение заданий.
Решение заданий.
Решение заданий
Дидактические задания
“Чем бить черную
фигуру?”, “Сдвой
противнику пешки”.
24.02
Блокировка.
Отработка на
практике эндшпиля.
30
Дидактические задания
“Можно ли сделать
рокировку?»
Дидактические задания
“Выиграй фигуру”, “Сдвой
противнику пешки”,
“Успешное развязывание”.
Дидактические игры и
задания. Игровая практика.
Дидактические игры и
задания. Игровая практика
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
26.05
Дидактические игры и
задания. Игровая практика
Ресурсное обеспечение
№ п/п
1
2
3
4
5
Программа
Книги о шахматах
- Сухин И.Г. Волшебные фигуры
- Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное
пособие для шахматистов второго – третьего разрядов. –
2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.
- Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для
досуга – Киев: «Здоровье», 1991.
- Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие
по шахматной доске: Учебное пособие. – М.: «Дом
педагогики», 1995.
- Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.:
Педагогика, 1996
- Журнал «Шахматное обозрение», 7-8/94
Энциклопедии
Методическое пособие для учителя
Наглядные пособия
Коробки с деревянными шахматами
Коробки с магнитными шахматами
Плакаты: Различные позиции в шахматах
Игры и игрушки
Игры настольно-печатные
«Чудесный мешочек»
Учебное оборудование
Классная доска с набором приспособлений для крепления
таблиц.
Магнитная доска.
Технические средства
Наименование
учебного
оборудования
У
чебнометодическое
обеспечение:
Компьютер
Магнитофон
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования / Министерство образования и науки Рос.
Федерации. – М.: Просвещение,2011.
2. Сухин И. Волшебные фигуры – М.: Новая школа, 1994.
3. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский
центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова,
1992.
4. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
5. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.:
Поматур.
6. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия,
1970 г.
7. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.
8. Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982.
9. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 .
10. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983.
11. Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984.
12. Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999 .