цифровой
Литвинова Подписано
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Ирина
Дата: 2022.01.03
Николаевна 13:34:02 +03'00'
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 10 класса составлена на основе следующих
нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413(в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от
31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613) (далее – ФГОС среднего общего образования);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г
№28
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.3648-20».
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством
просвещения Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от 20.05.2020
№254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим
советом по учебникам;
- О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и
допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу
Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО
одобренных Федеральным Научно-методическим советом по учебникам;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729
«Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий,
которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего
образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
- Примерная программа Босовой Л.Л. «Программа курса информатики для 10-11 класса
средней общеобразовательной школы» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №3 г.
Донецка
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных
предметов (курсов) педагогов в муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования
«город Донецк»;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2021 - 2022 учебный
год.
Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе,
биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные
модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и
коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных
дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем
освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных
учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих
закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем,
преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить
основы системного видения мира, расширить возможности информационного
моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление
межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения
деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных
автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с
анализом и представлением основных информационных процессов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА.
Информатика — это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных
процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации.
Общеобразовательный предмет информатики отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания информационных процессов в различных средах (системах);
основные области применения информатики, прежде всего информационные и
коммуникационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Методы и средства информатики с каждым днём всё больше проникают во все сферы
жизни и области знания. Изучение информатики в школе важно не только для тех учащихся,
которые планирует стать специалистами, разрабатывающими новые информационные технологии;
не менее важно оно и для тех, кто планирует стать в будущем физиком или медиком, историком
или филологом, руководителем предприятия или политиком, представителем любой другой
области знаний или профессии.
Курс информатики средней школы является завершающим этапом непрерывной
подготовки школьников в области информатики и ИКТ; он опирается на содержание курса
информатики основной школы и опыт постоянного применения ИКТ, дает теоретическое
осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Согласно ФГОС среднего (полного)
общего образования курс информатики в старшей школе может изучаться на базовом или на
углублённом уровне.
Место учебного предмета в учебном плане
Курсу информатики 10–11 классов предшествует
курс информатики
основной школы: 5–9 или 7–9 классов.
Согласно примерной основной образовательной программе среднего общего
образования на изучение информатики на базовом уровне в 10–11 классах отводится 70
часов учебного времени (1 час в неделю). Авторская программа может быть
использована как для реализации такой минимальной модели организации изучения
информатики, так и для реализации расширенной модели изучения информатики на
базовом уровне, при которой на предмет отводится 140 часов учебного времени (2 часа
в неделю).
Базовый уровень изучения информатики рекомендуется для следующих
профилей:
− естественно-научный профиль, ориентирующий учащихся на такие сферы
деятельности, как медицина, биотехнологии, химия, физика и др.;
− социально-экономический профиль, ориентирующий учащихся на профессии,
связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой
информации, с такими сферами деятельности, как управление,
предпринимательство, работа с финансами и др.;
− универсальный профиль, ориентированный, в первую очередь, на учащихся,
чей выбор «не вписывается» в рамки четко заданных профилей. Он позволяет
ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов,
однако ученик также может выбрать учебные предметы на углубленном уровне.
Кроме того, в учебном плане образовательной организации могут быть
предусмотрены курсы по выбору (элективные курсы, факультативные курсы), за счёт
которых ученики могут более глубоко изучить тот или иной раздел школьной
информатики («Математические основы информатики», «Объектно-ориентированное
программирование на Python», «Веб-технологии», «Компьютерная графика» и др.) или
подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике.
Рабочая программа по информатике для 10 класса рассчитана на 68 часов (2 ч. в неделю).
Программа скорректирована на 63 часа в соответствии с производственным календарем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
«Информатика»
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы:
− личностным, включающим готовность и способность учащихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую
культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к
осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
− метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной
практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной
траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности;
− предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
К личностным результатам, на становление которых оказывает влияние
изучение курса информатики на ступени среднего общего образования, можно отнести:
– ориентация учащихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм;
– готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
понимание значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
– готовность учащихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД): регулятивной,
познавательной, коммуникативной.
На становление регулятивной группы универсальных учебных действий
традиционно более всего ориентирован
раздел курса информатики
«Алгоритмы и элементы программирования». А именно, при его освоении выпускник
научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Наформирование,развитиеисовершенствованиегруппы
познавательных универсальных учебных действий более всего ориентированы такие
тематические разделы курса как «Информация и информационные процессы»,
«Современные технологии создания и обработки информационных объектов»,
«Информационное моделирование», «Обработка информации в электронных
таблицах», а также «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной
информатики». При работе с соответствующими материалами курса выпускник
научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее –
ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
При изучении разделов «Информация и информационные процессы», «Сетевые
информационные технологии» и «Основы социальной
информатики» происходит становление ряда коммуникативных универсальных
учебных действий. А именно, выпускники могут научиться:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты освоения учебного предмета
«Информатика»
На уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО
представлены результаты базового и углубленного уровней изучения учебного
предмета «Информатика»; результаты каждого уровня изучения предмета
структурированы по группам «Выпускник научится» и «Выпускник получит
возможность научиться».
Как и в основном общем образовании, группа результатов «Выпускник
научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается
учителем в отношении всех учащихся, выбравших данный уровень обучения. Группа
результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается учителем в
отношении части наиболее мотивированных и способных учащихся, выбравших
данный уровень обучения.
Принципиальным отличием результатов базового уровня от результатов
углубленного уровня является их целевая направленность. Результаты базового уровня
ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей
для повседневной жизни и общего развития. Результаты углубленного уровня
ориентированы на получение компетентностей для последующей профессиональной
деятельности как в рамках данной предметной области, так и в смежных с ней областях.
При этом примерные программы всех учебных предметов построены таким
образом, что предметные результаты базового уровня, относящиеся к разделу
«Выпускник получит возможность научиться», соответствуют предметным
результатам раздела «Выпускник научится» на углубленном уровне.
Эта логика сохранена в авторской программе. В целом, предлагаемое к изучению
содержание в полной мере ориентировано на формирование предметных результатов
группы «Выпускник научится» базового уровня, а также многих результатов группы
«Выпускник научится» углубленного уровня изучения информатики.
Ниже приведены предметные результаты освоения на базовом уровне учебного
предмета «Информатика» в соответствии с примерной основной образовательной
программой среднего общего образования (ПООП СОО).
Выпускник на базовом уровне научится:
– определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных
условиях дискретизации;
– строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать
несложные логические уравнения;
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей;
создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать
несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей с использованием основных
алгоритмических конструкций;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с
типом решаемых задач и по выбранной специализации;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений
(время работы, размер используемой памяти);
– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих
объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых
объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе
моделирования реальных процессов; представлять результаты математического
моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ
для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах
построения персонального компьютера и классификации его программного
обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из
различных предметных областей;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять
запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и
поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять
разработанную базу данных;
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
материалы с использованием возможностей современных программных средств;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы
технических средств ИКТ;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
− выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
− переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и
вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления;
− использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных
объектов и процессов;
− строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование
сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют
обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах;
− понимать важность дискретизации данных; использовать знания о
постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
− использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать
основные управляющие конструкции последовательного программирования и
библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
− разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели;
оценивать
числовые
параметры
моделируемых
объектов
и
процессов;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных
процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному
объекту или процессу;
− применять базы данных и справочные системы при решении задач,
возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные
многотабличные базы данных;
o классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом
выполняемых задач;
o понимать основные принципы устройства современного компьютера
− мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной
работы с компьютерами и мобильными устройствами;
o понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения
информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ;
o критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Распределение планируемых предметных результатов, зафиксированных в примерной
основной образовательной программе среднего общего образования, в соответствии со
структурой авторских учебников информатики для 10–11 классов.
Выпускник на базовом уровне научится:
(примерной программой не предусмотрено)
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать знания о месте информатики в современной научной
картине мира;
– строить неравномерные коды, допускающие однозначное
декодирование сообщений, используя условие Фано.
– использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки
при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах.
Компьютер и его программное обеспечение
Выпускник на базовом уровне научится:
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ
для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах
построения персонального компьютера и классификации его программного
обеспечения;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы
технических средств ИКТ;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в
соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за
персональным компьютером в соответствии с нормами действующих
СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом
выполняемых задач;
– понимать основные принципы устройства современного компьютера
и мобильных электронных устройств;
– использовать правила безопасной и экономичной работы с
компьютерами и мобильными устройствами;
– понимать принцип управления робототехническим устройством;
– осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
– диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных
устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом;
– использовать сведения об истории и тенденциях развития
компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы
распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных;
– узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать,
какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера.
Представление информации в компьютере
Выпускник на базовом уровне научится:
– переводить заданное натуральное число из двоичной записи в
восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные
в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– определять информационный объём графических и звуковых данных при
заданных условиях дискретизации
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях
и технике.
Элементы теории множеств и алгебры логики
Выпускник на базовом уровне научится:
– строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать
несложные логические уравнения.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.
Современные технологии создания и обработки информационных
объектов выпускник на базовом уровне научится:
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
материалы с использованием возможностей современных
программных средств.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
(не предусмотрено примерной программой)
Обработка информации в электронных таблицах
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из
различных предметных областей;
– представлять результаты математического моделирования в наглядном виде,
готовить полученные данные для публикации.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью
компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки
результатов экспериментов;
– разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели;
оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных
процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия
реальному объекту или процессу.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник на базовом уровне научится:
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
– узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей;
создавать на их основе несложные программы анализа данных;
– читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для
изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную)
несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и
текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей с использованием основных
алгоритмических конструкций;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью
вычислений (время работы, размер используемой памяти).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли
при решении задач анализа данных;
– получать представление о существовании различных алгоритмов для решения
одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и
используемой памяти;
– применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ;
– использовать основные управляющие конструкции последовательного
программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные
программы.
Информационное моделирование
Выпускник на базовом уровне научится:
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– использовать компьютерно-математические модели для анализа
соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты,
получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности,
составлять запросы в базах данных (в том числе, вычисляемые запросы),
выполнять сортировку и поиск записей в БД;
– описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять
разработанную базу данных.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать знания о графах, деревьях и списках при описании
реальных объектов и процессов;
– применять базы данных и справочные системы при решении задач,
возникающих в ходе учебной деятельности и вне её;
– создавать учебные многотабличные базы данных.
Сетевые информационные технологии
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы
в Интернете; вести поиск в информационных системах;
– использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
– использовать в повседневной практической деятельности (в том числе
- размещать данные) информационные ресурсы интернет-сервисов и
виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая
авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать компьютерные сети и определять их роли в современном
мире; узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных
сетей, нормы информационной этики и права;
– анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в
Интернете;
– понимать общие принципы разработки и функционирования
интернет-приложений;
– создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки,
таблицы, формы; организовывать личное информационное пространство;
– критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Основы социальной информатики
Выпускник на базовом уровне научится:
(примерной программой не предусмотрено)
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать принципы обеспечения информационной безопасности,
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Информатика», предлагаемое в авторском УМК,
полностью перекрывает содержание, представленное в примерной основной образовательной
программе среднего общего образования.
Кроме того, по ряду тем материал представлен даже несколько шире, что обеспечивает
возможность наиболее мотивированным школьникам сформировать более полные представления
о сфере информатики и информационных технологий. Основные виды учебной деятельности по
освоению содержания и формы организации учебных занятий указаны в разделе Тематическое
планирование.
Содержание учебного предмета
Введение. Информация и информационные процессы
Роль информации и связанных с ней процессов Глава 1. Информация и информационные
в окружающем мире. Различия в представлении процессы
данных, предназначенных для хранения и § 1. Информация. Информационная
обработки
в
автоматизированных грамотность и информационная культура
компьютерных
системах,
и
данных, 1.Информация, её свойства и виды
предназначенных для восприятия человеком. 2.Информационная культура и информационная
Системы.
Компоненты
системы
и
их грамотность
взаимодействие. Универсальность дискретного 3.Этапы работы с информацией
представления информации
4.Некоторые приёмы работы с текстовой
информацией
§ 2. Подходы к измерению информации
1.Содержательный подход к измерению
информации
2.Алфавитный подход к измерению
информации
3.Единицы измерения информации
§ 3. Информационные связи в системах
различной природы
1.Системы
2.Информационные связи в системах
3.Системы управления
§ 4. Обработка информации
1.Задачи обработки информации
2.Кодирование информации
3.Поиск информации
§ 5. Передача и хранение информации
1.Передача информации
2.Хранение информации
Глава 3. Представление информации в
компьютере § 14. Кодирование текстовой
информации
1.Кодировка АSCII и её расширения
2.Стандарт UNICODE
3.Информационный объём текстового
сообщения
§ 15. Кодирование графической информации
1.Общие подходы к кодированию графической
информации
2.О векторной и растровой графике
3.Кодирование цвета
4.Цветовая модель RGB
5.Цветовая модель HSB
6.Цветовая модель CMYK
§ 16. Кодирование звуковой информации
1.Звук и его характеристики
2.Понятие звукозаписи
3.Оцифровка звука
Математические основы информатики
Тексты и кодирование. Равномерные
и Глава 1. Информация и информационные
неравномерные коды. Условие Фано.
процессы
§ 4. Обработка информации
4.2. Кодирование информации
Системы счисления
Глава 3. Представление информации в
Сравнение чисел, записанных в двоичной, компьютере
восьмеричной и шестнадцатеричной системах § 10. Представление чисел в позиционных
счисления. Сложение и вычитание чисел, системах счисления
записанных в этих системах счисления
1.Общие сведения о системах счисления
2.Позиционные системы счисления
3.Перевод чисел из q-ичной в
десятичную систему счисления§ 11. Перевод
чисел из одной позиционной системы
счисления в другую
5.Перевод целого десятичного числа в систему
счисления с основанием q
6.Перевод целого десятичного числа в
двоичную систему счисления
7.Перевод целого числа из системы счисления с
основанием p в систему счисления с
основанием q
8.Перевод конечной десятичной дроби в
систему счисления с основанием q
9.«Быстрый» перевод чисел в компьютерных
системах счисления
§ 12. Арифметические операции в позиционных
системах счисления
1.Сложение чисел в системе счисления с
основанием q
2.Вычитание чисел в системе счисления с
основанием q
3.Умножение чисел в системе счисления с
основанием q
4.Деление чисел в системе счисления с
основанием q
5.Двоичная арифметика
§ 13. Представление чисел в компьютере
1.Представление целых чисел
2.Представление вещественных
Элементы комбинаторики, теории множеств и Глава 4. Элементы теории множеств и алгебры
математической
логики.
Операции логики
«импликация», «эквивалентность». Примеры § 17. Некоторые сведения из теории множеств
законов алгебры логики. Эквивалентные 1.Понятие множества
преобразования
логических
выражений. 2.Операции над множествами
Построение логического выражения с данной 3.Мощность множества
таблицей истинности. Решение простейших § 18. Алгебра логики
логических уравнений.
1.Логические высказывания и переменные
2.Логические операции
3.Логические выражения
4. Предикаты и их множества истинности
§ 19. Таблицы истинности
1.Построение таблиц истинности
2.Анализ таблиц истинности
§20.Преобразование логических выражений
1.Основные законы алгебры логики
2.Логические функции
3.Составление логического выражения по
таблице истинности и его упрощение
§ 21. Элементы схем техники. Логические
схемы.
1.Логические элементы
2.Сумматор
3.Триггер
§ 22. Логические задачи и способы их решения
1.Метод рассуждений
2.Задачи о рыцарях и лжецах
3.Задачи на сопоставление. Табличный метод
4.Использование таблиц истинности для
решения логических задач
5.Решение логических задач путём упрощения
логических выражений
Использование программных систем и сервисов
Компьютер — универсальное устройство Глава 2. Компьютер и его программное
обработки данных Программная и аппаратная обеспечение
организация компьютеров и компьютерных § 6. История развития вычислительной техники
систем.
Архитектура
современных 1.Этапы информационных преобразований в
компьютеров.
Персональный
компьютер. обществе
Многопроцессорные
системы. 2.История развития устройств для вычислений
Суперкомпьютеры.
Распределенные 3.Поколения ЭВМ
вычислительные системы и обработка больших §7. Основополагающие принципы устройства
данных. Мобильные цифровые устройства и их ЭВМ
роль
в
коммуникациях.
Встроенные 1.Принципы Неймана-Лебедева
компьютеры.
Микроконтроллеры. 2.Архитектура персонального компьютера
Роботизированные
производства.
Выбор 3.Перспективные
направления
развития
конфигурации компьютера в зависимости от компьютеров
решаемой
задачи.
Тенденции
развития § 8. Программное обеспечение компьютера
аппаратного обеспечения компьютеров.
1.Структура программного обеспечения
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и 2.Системное программное обеспечение
компьютерных систем. Различные виды ПО и 3.Системы программирования
их назначение. Особенности программного 4.Прикладное программное обеспечение
обеспечения мобильных устройств.
§ 9. Файловая система компьютера
Организация хранения и обработки данных, в 1.Файлы и каталоги
том числе с использованием интернет сервисов, 2.Функции файловой системы
облачных технологий и мобильных устройств. 3.Файловые структуры
Прикладные
компьютерные
программы,
используемые в соответствии с типом
решаемых
задач
и
по
выбранной
специализации.
Параллельное
программирование.
Инсталляция
и
деинсталляция
программных
средств,
необходимых для решения учебных задач и
задач
по
выбранной
специализации.
Законодательство Российской Федерации в
области программного обеспечения. Способы и
средства
обеспечения
надежного
функционирования
средств
ИКТ.
Применение специализированных программ
для обеспечения стабильной работы средств
ИКТ.
Безопасность,
гигиена,
эргономика,
ресурсосбережение,
технологические
требования при эксплуатации компьютерного
рабочего
места.
Проектирование
автоматизированного
рабочего
места
в
соответствии с целями его использования
Работа с аудиовизуальными данными
Создание
и
преобразование
аудиовизуальных объектов. Ввод изображений
с
использованием различных цифровых
устройств (цифровых
фотоаппаратов
и
микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
Обработка
изображения
и
звука
с
использованием интернет- и мобильных
приложений.
Использование
мультимедийных
онлайнсервисов
для
разработки
презентаций
проектных работ. Работа в группе, технология
публикации готового материала в сети
Подготовка текстов и демонстрационных
материалов. Средства поиска и автозамены.
История изменений. Использование готовых
шаблонов и создание собственных. Разработка
структуры
документа,
создание
гипертекстового
документа.
Стандарты
библиографических
описаний.
Деловая
переписка, научная публикация. Реферат и
аннотация. Оформление списка литературы.
Коллективная
работа
с
документами.
Рецензирование текста. Облачные сервисы.
Знакомство
с
компьютерной версткой
текста. Технические средства ввода текста.
Программы распознавания текста, введенного
с
использованием сканера, планшетного ПК
или графического
планшета.
Программы
синтеза и распознавания устной речи
Работа с аудиовизуальными данными
Создание
и
преобразование
аудиовизуальных объектов. Ввод изображений
с
использованием различных цифровых
устройств (цифровых
фотоаппаратов
и
микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.).
Обработка
изображения
и
звука
с
использованием интернет- и мобильных
приложений.
Использование
мультимедийных
онлайнсервисов
для
разработки
презентаций
проектных работ. Работа в группе, технология
публикации готового материала в сети
Глава5. Современные технологии создания и
обработки информационных объектов
§ 23. Текстовые документы
1.Виды текстовых документов
2.Виды
программного
обеспечения
для
обработки текстовой информации
3.Создание
текстовых
документов
на
компьютере
4.Средства автоматизации процесса создания
документов
5.Совместная работа над документом
6.Оформление
реферата
как
пример
автоматизации процесса создания документов
7.Другие
возможности
автоматизации
обработки текстовой информации
Глава5. Современные технологии создания и
обработки информационных объектов § 24.
Объекты компьютерной графики
Компьютерная графика и её виды
2.Форматы графических файлов
3.Понятие разрешения
4.Цифровая фотография
§ 25. Компьютерные презентации
1.Виды компьютерных презентаций.
2.Создание презентаций
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Таблица тематического распределения количества часов
№
Тема
1
Информация и
информационные процессы
Компьютер и его программное
обеспечение
Представление информации в
компьютере
Элементы теории множеств и
алгебры логики
Современные
технологии
создания
и
обработки
информационных объектов
Итоговое тестирование
ИТОГО:
2
3
4
5
6
Количество часов
Авторская программа Л.Л.
Рабочая программа
Босовой
6
15
5
7
9
20
8
16
5
9
1
34
1
68
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Информатика» 10 класс (ФГОС)
Номе
р
Урок
а
Разделы, темы урока
Колич
Даты
Требования к результату
ество проведения
часов
план факт
Информация
I
и
информационные
I
процессы
1. Информация,
1
ее виды и
свойства.
2. Информационная
2
грамотность
информационная
культура.
и
15
1
06.09
1
07.09
Личностные:
формирование
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню
развития науки и
общественной практики
на примере раскрытия
общенаучногозначения
понятия системы,
изложения основ
системологии;
формирование навыков
сотрудничества со
сверстниками, детьми
младшего возраста,
взрослыми в
образовательной,
общественнополезной,
Оборудование
Информация.
Информационная
грамотность и
информационная
культура
Виды контроля
Основные виды учебной
деятельности (УУД)
Регулятивные: целеполагание –
формулировать и удерживать учебную
задачу; планирование – выбирать
действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные –
использовать общие приемы решения
поставленных задач;
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество – ставить вопросы,
обращаться за помощью
3. Подходы
3
к измерению
1
13.09
1
14.09
1
20.09
1
21.09
1
27.09
информации.
4. Этапы
4
работы с
информацией; приемы
работы с
текстовой информацией.
5. Содержательный
5
подход к
измерению информации.
6. Алфавитный
6
подход к
измерению информации.
7. Единицы
7
измерения
информации.
Самостоятельная работа
№1 «Подходы к
измерению информации».
учебноисследовательской,
проектной и других видах
деятельности;
сознательного отношения
к непрерывному
образованию как условию
успешной
профессиональной и
общественной
деятельности; осознанный
выбор будущей
профессии и
возможностей реализации
собственных жизненных
планов.
Метапредметные: умение
самостоятельно
определять цели и
составлять планы;
самостоятельно
осуществлять,
контролировать и
корректировать учебную и
внеучебную (включая
внешкольную)
деятельность; умение
продуктивно общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности, учитывать
позиции другого,
эффективно разрешать
Регулятивные: планирование –
выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации.
Познавательные: смысловое чтение,
знаково-символические действия
Подходы к
измерению
информации
Самостоятельная
работа
8. Информационные
8
связи в
1
28.09
9. Обработка
9
информации
1
04.10
10. Кодирование
1
0
информации.
1
05.10
11. Равномерные
1
и
1
неравномерные коды.
1
11.10
1
12.10
1
18.10
системах различной
природы
Условие Фано.
12. Решение
1
задач по теме
2
«Кодирование
информации».
Самостоятельная работа
№2 «Кодирование
информации».
13. Поиск
1
информации.
3
конфликты.
Предметные:
Знать:
в чем состоят цели
и задачи изучения курса
из каких частей
состоит предметная
область информатики
три философские
концепции информации
понятие
информации в частных
науках: нейрофизиологии,
генетике, кибернетике,
теории информации
что такое язык
представления
информации; какие
бывают языки
понятия
«кодирование» и
«декодирование»
информации
примеры
технических систем
кодирования информации:
азбука Морзе,
телеграфный код Бодо
понятия
Регулятивные: планирование –
определять общую цель и пути ее
достижения; прогнозирование –
предвосхищать результат.
Познавательные: общеучебные –
выбирать наиболее эффективные
способы решения задач;
контролировать и оценивать процесс в
результате своей деятельности.
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество – формулировать свои
затруднения
Регулятивные: планирование –
выбирать действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее
реализации. Познавательные:
смысловое чтение, знаковосимвлические действия
Информационны
е связи в системах
различной природы
Обработка
информации
Самостоятельна
я работа
14. Передача
1
и хранение
4
информации
Компьютер и его
программное
обеспечение
15. 1
История развития
8вычислительной техники
Основополагающие
принципы устройства
ЭВМ. Программное
обеспечение компьютера
Алгоритм Хаффмана.
Самостоятельная работа
№4
16. 2
«Персональный
0
компьютер и его
характеристики»
Файловая система
компьютера
II
1
19.10
«шифрование»,
«дешифрование».
сущность
объемного (алфавитного)
подхода к измерению
информации
выполнять
пересчет количества
информации в разные
единицы
Передача и
хранение
информации
Тест 1
Информация и
информационные
процессы
Познавательные: смысловое чтение
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество – ставить вопросы,
обращаться за помощью; проявлять
активность во взаимодействии для
решения задач
7
1
15.11
1
16.11
определение бита с
алфавитной точки зрения
связь между
размером алфавита и
информационным весом
символа (в приближении
равновероятности
символов)
связь между
единицами измерения
информации: бит, байт,
Кб, Мб, Гб
сущность
содержательного
(вероятностного) подхода
к измерению информации
Программное
обеспечение
компьютера
Файловая
система
компьютера
Регулятивные: целеполагание –
формулировать и удерживать учебную
задачу. Познавательные: общеучебные
– контролировать и оценивать процесс
и результат деятельности.
Коммуникативные: инициативное
сотрудничество – ставить вопросы и
обращаться за помощью
Регулятивные: целеполагание –
удерживать познавательную задачу и
применять установленные правила.
Познавательные: общеучебные –
контролировать и оценивать процесс и
результат деятельности.
Коммуникативные: управление
коммуникацией – осуществлять
взаимный контроль
17. Обобщение
2
1
систематизация
и
1
22.11
1
23.11
изученного материала по
теме «Компьютер и его
программное
обеспечение».
18. Контрольная
2
работа №1
2
«Информация
и
информационные
процессы»
III Представление
информации в
компьютере
19. Представление
2
чисел в
3
позиционных
системах
счисления
20. Свёрнутая
2
и
4
развернутая
форма записи
16
1
29.11
1
30.11
1
06.12
чисел. Схема Горнера.
21. Перевод
2
чисел из системы
5
счисления с основанием q
в десятичную систему
счисления.
определение бита с
позиции содержания
сообщения
Уметь:
решать задачи на
измерение информации,
заключенной в тексте, с
алфавитной точки зрения
(в приближении равной
вероятности символов)
решать несложные
задачи на измерение
информации,
заключенной в
сообщении, используя
содержательный подход (в
равновероятном
приближении)
Регулятивные: целеполагание –
формулировать и удерживать учебную
задачу; планирование – применять
установленные правила в планировании
способа решения. Познавательные:
общеучебные – ориентироваться в
разнообразии программного
обеспечения.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества – слушать
собеседника, задавать вопросы;
использовать речь
Тест 2
Компьютер и его
программное
обеспечение
контрольная
работа
Представление
чисел в позиционных
СС
Регулятивные: целеполагание –
формулировать и удерживать учебную
задачу; планирование – применять
установленные правила в планировании
способа решения. Познавательные:
общеучебные – ориентироваться в
разнообразии программного
обеспечения. Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества
– слушать собеседника, задавать
вопросы; использовать речь
22. Перевод
2
чисел из одной
6
позиционной
системы
07.12
1
13.12
Самостоятельна
я работа
1
14.12
Самостоятельна Регулятивные: коррекция – вносить
необходимые коррективы в действие
я работа
счисления в другую
23. Самостоятельная
2
7
работа
№6
Регулятивные: целеполагание –
преобразовывать практическую
задачу в образовательную.
Познавательные: общеучебные –
осознанно строить сообщения в устной
форме. Коммуникативные:
инициативное сотрудничество –
формулировать свои затруднения
1
Перевод чисел
из одной системы
счисления в другую
«Представление чисел в
позиционных
системах счисления»
24. «Быстрый»
2
перевод чисел
8
в компьютерных системах
счисления.
Самостоятельная работа
№7 «Перевод
чисел из одной
позиционной системы
счисления в другую.
Перевод чисел
из одной системы
счисления в другую
после его завершения на основе его
оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные –
ориентироваться в разнообразии
способов решения задач; узнавать,
называть и определять объекты и
явления окружающей действительности
в соответствии с
содержанием учебного предмета.
Коммуникативные: взаимодейст- вие
– формулировать собственное мнение и
позицию; инициативное
сотрудничество – формулировать свои
затруднения
25. Арифметические
2
9
операции
в позиционных
1
20.12
1
21.12
1
27.12
Представление
чисел в компьютере
1
28.12
Кодирование
текстовой
информации
системах счисления
26. Самостоятельная
3
работа
0 «Арифметические
№8
операции в позиционных
системах счисления».
Двоичная запись суммы /
разности степеней двойки.
27. Представление
3
чисел в
1
компьютере
28. Кодирование
3
текстовой
2
информации
Регулятивные: оценка – устанавливать
соответствие полученного результата
поставленной цели .Познавательные:
информационные – искать и выделять
необходимую информацию из
различных источников.
Коммуникативные: управление
коммуникацией – адекватно
использовать речь для планирования и
регуляции своей деятельности
Арифметические
операции в
позиционных
системах счисления
Самостоятельна
я работа
Регулятивные: прогнозирование –
предвидеть возможности получения
конкретного результата при решении
задачи. Познавательные:
информационные – получать и
обрабатывать информацию;
общеучебные – ставить и
формулировать проблемы.
Коммуникативные: взаимодейст- вие
– формулировать собственное мнение и
позицию
Регулятивные: коррекция – вносить
необходимые дополнения и изменения
в план и способ действия в случае
расхождения действия и его результата.
Познавательные: общеучебные –
контролировать процесс и результат
деятельности.
Коммуникативные: планирование
учебного сотрудничества – определять
общую цель и пути ее достижения
29. Самостоятельная
3
работа
3
№9
«Представление чисел
в
компьютере».
Кодировочные таблицы.
Информационный объём
текстового сообщения.
30. Самостоятельная
3
работа
4
№10 «Кодирование
текстовой
информации». Векторная
и растровая графика.
31. Кодирование
3
цвета.
5
Цветовые
модели.
Самостоятельная работа
№11 «Кодирование
графической
информации»
32. Кодирование
3
звуковой
6
информации.
Самостоятельная работа
№12
«Кодирование звуковой
информации».
1
10.01
1
11.01
1
17.01
1
18.01
Самостоятельна
я работа
Кодирование
графической
информации
Самостоятельна Регулятивные: прогнозирование –
предвидеть возможности получения
я работа
конкретного результата при решении
задач.
Познавательные: общеучебные –
узнавать, называть
и определять объекты и явления
окружающей действительности в
соответствии с содержанием учебных
предметов. Коммуникативные:
взаимодейст- вие – строить для
партнера понятные высказывания
Самостоятельна
я работа
Кодирование
звуковой
информации
Самостоятельна Регулятивные: целеполагание –
преобразовывать практическую задачу
я работа
в образовательную;
контроль и самоконтроль –
использовать установленные правила в
контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные –
выбирать наиболее эффективные
решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие –
формулировать собственное мнение и
позицию
33. Обобщение
3
и
7
систематизация
1
24.01
1
25.01
изученного материала по
теме «Представление
информации в
компьютере».
34. Контрольная
3
работа №2
8
«Представление
информации
в компьютере»
IV Элементы
теории
множеств и алгебры
логики
35. 3 Некоторые сведения из
9
теории множеств
контрольная
работа
20
1
31.01
Уметь:
- выполнять анализ
логической структуры
высказываний;
36. Понятие
4
множества,
0
операции
над
множествами,
мощность множества.
Регулятивные: целеполагание –
преобразовывать практическую задачу
в образовательную;
контроль и самоконтроль –
использовать установленные правила в
контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные –
выбирать наиболее эффективные
решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие –
формулировать собственное мнение и
позицию
Тест 3
Представление
информации в
компьютере
1
01.02
- понимать связи между
логическими операциями
и логическими связками,
Некоторые
сведения из теории
множеств
Регулятивные: целеполагание –
преобразовывать практическую задачу
в образовательную;
контроль и самоконтроль –
использовать установленные правила в
контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные –
выбирать наиболее эффективные
решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие –
формулировать собственное мнение и
позицию
37. Решение
4
задач по теме
1
«Некоторые
сведения из
теории
множеств».
Самостоятельная работа
№13 «Элементы
теории множеств»
38. 4
Алгебра логики
1
07.02
между логическими
операциями и
Самостоятельна
я работа
операциями над
множествами
Знать/понимать:
1
08.02
2
- о разделе математики
алгебре
Регулятивные: целеполагание –
преобразовывать практическую задачу
в образовательную;
контроль и самоконтроль –
использовать установленные правила в
контроле способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные –
выбирать наиболее эффективные
решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие –
формулировать собственное мнение и
позицию
Алгебра логики
логики, высказывании как
еѐ объекте, об операциях
над
высказываниями
39. 4
Предикаты и их
3 множества истинности.
40. 4 Самостоятельная работа
4 №14 «Высказывания и
1
14.02
1
15.02
1
21.02
Самостоятельна
я работа
предикаты»
41. 4 Таблицы истинности
5
Таблицы
истинности
Регулятивные: целеполагание –
преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и
самоконтроль – использовать
установленные правила в контроле
способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные –
выбирать наиболее эффективные
решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие –
формулировать собственное мнение и
позицию
Анализ таблиц
истинности
43. 4 Самостоятельная работа
7
№15 «Таблицы
истинности»
44. 4Основные законы алгебры
8
логики
1
22.02
1
28.02
1
01.03
45. 4 Упрощение логических
9
выражений.
1
07.03
46. 5Подсчет количества
0
1
14.03
1
15.03
1
21.03
1
22.03
42. 4
6
решений логического
уравнения.
47. 5Понятие логической
1
функции
48. 5
Преобразование
2 логических выражений
49. 5 Самостоятельная работа
3 №16 «Преобразование
логических выражений»
Самостоятельна
я работа
Регулятивные: целеполагание –
удерживать познавательную задачу и
применять установленные правила.
Познавательные: общеучебные –
контролировать и оценивать процесс и
результат деятельности.
Коммуникативные: управление
коммуникацией – осуществлять
взаимный контроль
Преобразование
логических
выражений
Регулятивные: целеполагание –
преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и
самоконтроль – использовать
установленные правила в контроле
способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные –
выбирать наиболее эффективные
решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие –
формулировать
собственное мнение и позицию
Преобразование
логических
выражений
Самостоятельна
я работа
50. 5Элементы схем техники.
4
Логические схемы
51. 5
5
Логические задачи и
способы их решения
52. 5 Самостоятельная работа
6№17 «Логические схемы»
1
04.04
Элементы
схемотехники
1
05.04
Логические
задачи и способы их
решения
1
11.04
Регулятивные: целеполагание –
преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и
самоконтроль – использовать
установленные правила в контроле
способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные –
выбирать наиболее эффективные
решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие –
формулировать собственное мнение и
позицию
Регулятивные: целеполагание –
преобразовывать практическую задачу
в образовательную; контроль и
самоконтроль – использовать
установленные правила в контроле
способа решения задачи.
Познавательные: общеучебные –
выбирать наиболее эффективные
решения поставленной задачи.
Коммуникативные: взаимодействие –
формулировать собственное мнение и
позицию
Самостоятельна
я работа
Обобщение и
систематизация
изученного материала по
теме «Элементы теории
множеств и алгебры
логики».
53. 5
7
1
12.04
54. 5 Итоговая работа. Тест
8
1
18.04
Современные
технологии создания и
обработки
информационных
объектов
55. 5 Текстовые документы
9
9
1
19.04
Регулятивные: коррекция – вносить
необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его
оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные –
ориентироваться в разнообразии
способов решения задач; узнавать,
называть
и определять объекты и явления
окружающей действительности в
соответствии с содержанием учебного
предмета. Коммуникативные:
взаимодействие – формулировать
собственное мнение и позицию;
инициативное сотрудничество –
формулировать свои затруднения
Тест 4
Элементы теории
множеств и
алгебры логики
итоговая работа.
использовать
компьютерные
энциклопедии, словари,
информационные системы
в Интернете; вести поиск
в информационных
системах;
– использовать сетевые
хранилища данных и
облачные сервисы;
– использовать в
повседневной
практической
Текстовые
документы
Регулятивные: контроль и
самоконтроль – сличать способ
действия и его результат с заданным
эталоном с целью обнаружения
отклонений и отличий от эталона.
Познавательные: информационные –
искать и выделять необходимую
информацию из различных
источников в разных формах.
Коммуникативные: управление
коммуникацией – прогнозировать
возникновение конфликтов при
наличии разных точек зрения
56. 6 Совместная работа над
0
документом.
Самостоятельная
работа № 18 «Текстовые
документы»
57. 6 Объекты компьютерной
1
графики
58. 6 Форматы графических
2файлов. Самостоятельная
работа № 18 «Объекты
компьютерной графики»
59. 6
Компьютерные
3
презентации
60. 6
4
Композиция и
колористика
1
25.04
1
26.04
1
03.05
1
10.05
размещать данные)
информационные ресурсы
интернет-сервисов и
виртуальных пространств
коллективного
взаимодействия, соблюдая
авторские права и
руководствуясь
правилами сетевого
этикета.
16.05
Регулятивные: целеполагание –
формировать и удерживать учебную
задачу; прогнозирование – предвидеть
уровень усвоения знаний, его
временных характеристик.
Познавательные: общеучебные –
выбирать наиболее эффективные
способы решения задач.
Коммуникативные: взаимодействие –
формулировать свои затруднения;
ставить вопросы, вести устный диалог
Объекты
компьютерной
графики
Самостоятельна
я работа
Выпускник на базовом
уровне получит
возможность научиться:
Компьютерные
презентации
– использовать
компьютерные сети и
определять их роли в
современном мире; узнать
базовые принципы
организации и
функционирования
компьютерных сетей,
нормы информационной
этики и права;
1
Самостоятельна
я работа
деятельности (в том числе
Регулятивные: коррекция – вносить
необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его
оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные –
ориентироваться в разнообразии
способов решения задач; узнавать,
называть и определять объекты и
явления окружающей действительности
в соответствии с содержанием учебного
предмета. Коммуникативные:
взаимодействие – формулировать
собственное мнение и позицию;
инициативное сотрудничество –
формулировать свои затруднения
61. 6
5
Выполнение минипроекта по теме
«Создание и обработка
информационных
объектов»
1
17.05
– анализировать доменные
имена компьютеров и
адреса документов в
Интернете;
– понимать общие
принципы разработки и
функционирования
интернет-приложений;
Обобщение и
систематизация
изученного материала
по теме «Современные
технологии создания и
обработки
информационных
объектов»
63. 6Основные идеи и понятия
7
курса
62. 6
6
1
1
23.05
24.05
– создавать веб-страницы,
содержащие списки,
рисунки, гиперссылки,
таблицы, формы;
организовывать личное
информационное
пространство;
– критически оценивать
информацию, полученную
из сети Интернет.
Итого
63 ч.
Тест 5
Современные
технологии
создания и
обработки
информационных
объектов
Регулятивные: коррекция – вносить
необходимые коррективы в действие
после его завершения на основе его
оценки и учета сделанных ошибок.
Познавательные: общеучебные –
ориентироваться в разнообразии
способов решения задач; узнавать,
называть
и определять объекты и явления
окружающей действительности в
соответствии с содержанием учебного
предмета. Коммуникативные:
взаимодействие – формулировать
собственное мнение и позицию;
инициативное сотрудничество –
формулировать свои затруднения
График контрольных работ по информатике 10 класс 2021-2022 уч. год
Тема контрольной работы
Контрольная работа №1 «Информация и
информационные процессы»
Контрольная работа №2 «Представление информации
в компьютере»
Итоговая работа. Тест
Дата проведения
контрольной работы
23.11
25.01
18.04
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
При выполнении контрольной работы в виде тестирования.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или при допуску незначительных 85-100%
Оценка «4» ставится, если выполнено 70-84% всей работы.
Оценка «3» ставится, если выполнено 56-69% всей работы.
Оценка «2» ставится, если выполнено менее 55% всей работы.
Оценка «1» ставится, если выполнено менее 15% всей работы, или
если учащийся не приступал к работе.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения
материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
•
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
•
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
•
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
•
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и
информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя
проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в
полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание
знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях,
явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной
дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе ум ений и
навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию
учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из
недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию
учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,
достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые н е
исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 10 КЛАССА.
Авторский учебно-методический комплект по курсу информатики 10 класса
1. Информатика. 10 класс: самостоятельные и контрольные работы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, А.А. Лобанов, Т.Ю. Лобанова
2. Информатика. 10 класс. Базовый уровень: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
3. Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
Перечень цифровых образовательных ресурсов
1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
-
Технические средства обучения:
классная маркерная доска с набором магнитов для крепления таблиц, постеров и картинок;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
персональный компьютер для учителя;
персональный компьютер для учащихся (10 шт.)
МФУ.
Программные средства обучения:
обучающие компьютерные программы;
программами по обработке информации различного вида (текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций, калькулятор)
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по информатике.
операционными система Windows 7
Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
стол учительский;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
стол компьютерный (10 шт.);
компьютерные кресла (10 шт.);
Сокращения, используемые в рабочей программе:
У – учебник.
РТ – рабочая тетрадь