Рабочая программа по географии 10 класс

Литвинова
Ирина
Николаевна

Подписано цифровой
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Дата: 2021.12.29
20:06:35 +03'00'

Пояснительная записка
"Экономическая и социальная география мира"
10 – 11 класс (1 ч. в неделю)
Рабочая программа по ___географии___ для _10-11_ класса составлена на основе следующих
нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №
413(в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017
№ 613) (далее – ФГОС среднего общего образования);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения
Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от 20.05.2020 №254,ООП НОО, ООП
ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим советом по учебникам;
- О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных
Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от
23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим
советом по учебникам;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые
допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных
учреждениях» (с изменениями);
- Примерная программа по учебному предмету «__география_» автора Бахчиевой О.А.
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов
(курсов) педагогов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе № 3 муниципального образования «город Донецк»;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2021- 2022учебный год
УМК Экономическая и социальная география мира. О.А.Бахчиева, Москва, Издательский центр
«Вентана-Граф» 2020 г.

. Цели и задачи курса:
Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких
представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
 освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных
уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах
изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
 овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и
явлений;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира,
его регионов и крупнейших стран;
 сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах
современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и
региональном уровнях;
 развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие
способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями
проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
 формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся,
воспитывать чувство патриотизма;
 вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им
самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
 нахождения и применения географической информации, включая карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной
оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической
и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их
возможного развития;
 воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам,
бережного отношения к окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы
занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван
сформировать у учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и
процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения
и хозяйства земного шара.
Курс по географии мира на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей
культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего
образования, задач социализации личности.
Программа предназначена в основном для учащихся, не планирующих в дальнейшем
специализироваться в области географии и связывать свою будущую жизнь с географической
наукой.
Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира,
которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы,
воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда,
раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных
территорий.
Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии для всех, вне
зависимости от выбранного профиля обучения.
Роль: данный курс занимает важное место в системе географического образования
школьников, формируя широкие представления о социально-экономической составляющей
географической картины мира и развивая географическое мышление.
Значимость: этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в основной
школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем современности как в общем,
глобальном масштабе, так и на региональном уровне.
Практическая направленность:
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический,
дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с
источниками географической информации.
Знания и практические умения, приобретенные
учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности

Преемственность: по содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе
элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Содержание учебного
материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает
их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования. Структура
курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с
учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением
обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы. Курс состоит
из 9 разделов: «Современные методы географических исследований», «Современная политическая
карта мира», «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «НТР и мировое
хозяйство», «География мирового хозяйства», «Регионы и страны мира», «Современные глобальные
проблемы человечества».
Планируемые результаты:
Знать/понимать:

основные географические понятия и термины: экономическая и социальная география,
метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая емкость, лесистость,
марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство населения, демографический
взрыв, теория демографического перехода, демографическая политика, депопуляция, нация, народ,
народность, дискриминация, экономически активное население, демографическая нагрузка,
урбанизация, субурданизация, агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни,
мировое хозяйство, международная хозяйственная специализация, международное географическое
разделение труда (МГРТ), научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция»,
монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство, федеративное
государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт, политическая география,
геополитика, внешнеторговы
й оборот;

традиционные и новые методы географических исследований: сравнительный,
описательный, картографический, исторический, математический, метод географического
моделирования (МГМ), геоинформационные системы (ГИС) и др.;

особенности размещения минеральных ресурсов и их главные месторождения, а также
особенности размещения и территориальные сочетания земельных, лесных, рекреационных, ресурсов
Мирового океана;

численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и стран, их
этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы мира, ареалы их
распространения;

основные направления внешних и внутренних миграций;

проблемы современной урбанизации;

географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового
хозяйства, размещение его основных отраслей, традиционные, новые и новейшие отрасли
промышленности;

географические аспекты глобальных проблем человечества.
Уметь:

определять и сравнивать по разным источникам информации географические
тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов
и явлений;

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации, и территориальной концентрации, населения и
производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения
наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;


описывать мировые экономические связи, причины экономической интеграции стран
мира, роль транснациональных компаний и банков;

составлять географические карты различной тематики для составления географических
характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран мира.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:

для объяснения влияния природных и социально-экономических факторов на
особенности размещения населения Земли; направления современных миграций населения;
размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира; различий в уровне
экономического развития; причин возникновения и обострения, взаимосвязи глобальных проблем
человечества;

для прогнозирования роста народонаселения Земли в целом; тенденций изменения
возрастного и полового состава населения по данным об изменении прироста населения; основных
направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

для нахождения географической информации (включая карты, статистические данные,
информационные системы и ресурсы Интернета) в целях правильной оценки важнейших социальноэкономических событий и международной жизни, тенденции их возможного развития.




Перечень обязательной географической номенклатуры.
названия и столицы крупнейших по площади и населению стран;
географические регионы мира;





монархии и республики мира по регионам;
унитарные и федеративные государства по регионам мира;
основные международные организации (ООН, ЮНЕСКО);


страны, входящие в важнейшие международные объединения («Большая восьмерка»,
ЕС, НАТО, АСЕАН, ОПЕК, ФАО, МАГАТЭ);

страны с населением более 100 млн человек;

основные регионы повышенной плотности населения на Земле;

ареалы распространения крупнейших народов, мировых
исторические центры;

крупнейшие агломерации и мегаполисы;

религий,

культурно-


регионы и страны с наиболее крупными запасами нефти и газа, угля и других видов
топливных и минеральных ресурсов; основные направления их перевозок;

регионы
с
наиболее
значительными
земельными,
лесными,
водными,
гидроэнергетическими ресурсами, ресурсами нетрадиционной энергетики;

размещение сырьевой базы отдельных отраслей и первые десятки стран основных
производителей продукции (по отраслям), главные страны – экспортеры и импортеры данной
продукции;

десятка ведущих стран по душевому производству электроэнергии;

основные страны и районы добычи сырья для черной и цветной металлургии; основные
направления перевозок сырья и готовой продукции;

основные страны производители черных и цветных металлов;


основные машиностроительные регионы мира, страны, являющиеся главными
производителями и экспортерами в автомобилестроении, станкостроении, судостроении,
электротехнической промышленности, крупнейшие мировые центры машиностроения;

страны, имеющие значительную сырьевую базу для развития химической и
деревообрабатывающей промышленности мира, основные страны – производители минеральных
удобрений, полимеров, лесной продукции;

главные регионы и страны легкой промышленности, основные производители и
экспортеры сырья для текстильной промышленности;

ведущие страны-производители основных зерновых, масличных, сахароносов,
тонизирующих, клубнеплодных, технических непродовольственных культур; а также страны
экспортеры и импортеры основной сельскохозяйственной продукции;

главные страны мирового рыболовства;

основные порты мира, важнейшие морские каналы и проливы, основные внутренние
водные пути мира, главные воздушные державы мира;

ведущие страны мира по протяженности и плотности автомобильных и железных
дорог;

крупнейшие старопромышленные районы, индустриальные страны, районы нового
освоения, свободные экономические зоны;

основные мировые центры и районы: промышленные, сельскохозяйственные,
транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные.

В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» на базовом
уровне учащиеся должны
знать/понимать
 основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических
исследований;
 особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и
территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и
стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения,
основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
 географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства,
размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов,
их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе
международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных
проблем человечества;
 особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль
в международном географическом разделении труда;
уметь
 определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции
развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и
явлений;
 оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их
демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения
и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных
территорий;

применять разнообразные источники географической информации для проведения
наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами,
процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
 составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы,
картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические
закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
 сопоставлять географические карты различной тематики;
Обладать базовыми компетенциями, то есть использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
 выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
 нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки
важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и
геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их
возможного развития;
 понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические
 Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно
искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
 Способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по
существу;


Коммуникативные:
 Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и умением
отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения
 Умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе
коммуникации;
Учебно-познавательные:
 Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно организовывать свою
познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи, для её достижения, выбирать
пути решения этих задач;
 Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим
работы, порядка;
 Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и синтез,
индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование
выводов, решения задач;
 Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация само- и
взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков,
овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев
для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в
геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
— основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и
практической деятельности

Технологии
Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы
личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития,
реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и
субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения
какой-либо отвлеченной цели.
Интеграционные технологии. В связи с постоянным увеличением объема изучаемого в школе
учебного материала разрабатываются технологии интеграции в обучении, в частности автором
разработаны и внедрены в практику интегрированные уроки (география и музыка, география и
физика, география и литература).
Технология дифференцированного обучения также хорошо известна в методике географии. При ее
применении ученики класса делятся на условные группы с учетом их типологических особенностей.
При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учебе, степень
обученности, интерес к изучению предмета, к личности учителя. Создаются разноуровневые задания,
дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам
выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.
В практике работы автора широко распространена технология учебно-игровой деятельности.
Учебная игра как педагогическая технология дает положительный результат лишь при условии ее
серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо
разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры,
обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы
оценки результатов. Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех
участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации, формой,
помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить
имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной
жизни. Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников
образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации, формой, помогающей
вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить имеющийся личный
опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать в реальной жизни.
Новые компьютерные технологии. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет
задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на
протяжении всего урока. С появлением в школах мультимедийных дисков по предметам появилась
возможность использования компьютерных технологий на уроках географии. При использовании
компьютера значительно увеличивается доля самостоятельной работы учащихся, дети работают под
контролем не только учителя, но и специальных средств. Благодаря такой форме работы намного
легче и быстрее осуществляется обратная связь и как следствие пошаговый самоконтроль и
самооценка. В образовательном процессе педагог использует возможности информационных
технологий в целях повышения наглядности изучаемого материала через демонстрацию электронных
презентаций, видеоматериалов на уроках. Использование на уроке информационных технологий
позволяет педагогу поднять процесс обучения на качественно новый уровень, а это значительно
повышает эффективность усвоения материала. Компьютерные технологии повышают мотивацию
учения, позволяют индивидуализировать, интенсифицировать обучение, создают условия для
самостоятельной работы, способствуют выработке самооценки у учащихся, служат справочником,
обучающим устройством и тренажёром.
Здоровьесберегающие технологии лежат в основе планирования учебного времени. Внедряя в
систему своей работы здоровьесберегающих технологий, автор данной статьи определил следующий
ряд педагогических факторов, положительно влияющих на здоровье детей:

- разнообразие форм и методов здоровьесберегающей деятельности;
- организация двигательного режима детей (с учетом их возрастной динамики);
- отсутствие стрессовой педагогической тактики;
- четкое соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям
школьников;
Место и роль учебного предмета:
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской
Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м
и 11-м классах (1 час в неделю). Программа скорректирована на 35 часа в 10 и 11 классах в
соответствии с производственным календарем.
Последовательность изучения тем соответствует примерной программе по предмету.

Содержание учебного предмета 10 класс
Наименование
разделов, тем
учебной
программы
Введение.
Раздел 1. Общий
обзор
современного
мира.
Политическое
устройство
мира(3)

Природа и
человек в
современном
мире(5)

Население
мира(6)

Основное содержание программы

Формы организации
учебной деятельности

Политическое устройство мира
Политическая
карта
мира.
Изменения
на
политической карте мира в Новейшее время.
Многообразие стран современного мира и их
основные группы. Государственный строй, формы
правления и административно-территориального
устройства
стран
мира.
Геополитика
и
политическая
география.
Международные
организации. Роль и место России в современном
мире.

лекции

Взаимодействие человечества и природы в
прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли,
их виды. Ресурсообеспеченность. Природно ресурсный
потенциал
разных
территорий.
Территориальные сочетания природных ресурсов.
География природных ресурсов Земли. Основные
типы природопользования. Источники загрязнения.
Оценка обеспеченности человечества основными
видами природных ресурсов. Анализ карт
природопользования с целью выявления районов
острых геоэкологических ситуаций
Численность, динамика и размещение населения
мира. Воспроизводство и миграции населения.
Структура
населения.
Демографическая
ситуация в разных регионах и странах мира.

Практическая работа:
«Оценка обеспеченности
разных регионов и стран
основными видами
природных ресурсов»

лекции

Мировое
хозяйство и
география
основных
отраслей (18)+2
резерв

Характеристика трудовых ресурсов и занятости
населения крупных стран и регионов мира.
Расселение населения. Специфика городских и
сельских поселений. Масштабы и темпы
урбанизации различных стран и регионов
мира. География религий мира. Основные очаги
этнических
и
конфессиональных
конфликтов.
Оценка основных показателей
уровня и качества жизни населения. Анализ карт
населения.
Мировое хозяйство, основные этапы его развития.
Отраслевая и территориальная структура хозяйства
мира.
География
основных
отраслей
производственной и непроизводственной сфер,
регионов различной специализации. Мировая
торговля и туризм. Основные международные
магистрали и транспортные узлы. Международная
специализация крупнейших стран и регионов мира,
интеграционные отраслевые и региональные союзы.
Ведущие страны-экспортеры основных видов
продукции.
География
мировых
валютнофинансовых отношений.
Анализ
экономических
карт.
Выявление
неравномерности хозяйственного освоения разных
территорий.
Определение
международной
специализации крупнейших стран и регионов мира.
Установление взаимосвязей между размещением
населения, хозяйства и природными условиями на
конкретных территориях.
География
мировых
валютно-финансовых
отношений
Крупнейшие
международные
отраслевые
и
региональные союзы. Международная торговля основные направления и структура. Главные
центры мировой торговли.

Практическая
работа: «Определение
основных направлений
международной торговли;
факторов, определяющих
международную
специализацию стран и
регионов мира»

11 класс
Раздел
2.Региональная
характеристика
мира (ч).
Регионы и
страны мира (2)
Зарубежная
Европа (4)

лекция
Страноведение
и
характеристика
стран.
Региональное деление мира. Геополитика и
политическая
география.
Международные
организации.
Комплексная географическая характеристика
природных ресурсов, населения и хозяйства
зарубежной Европы. Региональные различия.
Особенности географического положения,
природно-ресурсного потенциала, населения,

Практические работы:
1.Обозначение
на
контурной карте границ
субрегионов Европы.
2. Разработка маршрута

Зарубежная
Азия(5)

Северная
Америка(5)

Латинская
Америка

Австралия и
Океания (1)

Африка (3)

хозяйства, культуры, современные проблемы
развития наиболее крупных стран мира.
Внутренние географические различия стран.
Характеристика отдельных стран Европы.
Комплексная географическая характеристика
природных ресурсов, населения и хозяйства
зарубежной Азии. Региональные различия.
Особенности географического положения,
природно-ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, культуры, современные проблемы
развития наиболее крупных стран мира.
Внутренние географические различия стран.

туристической поездки по
странам Европы.

Комплексная географическая характеристика
природных ресурсов, населения и хозяйства
Северной Америки. Региональные различия.
Особенности географического положения,
природно – ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, культуры, современные проблемы
развития наиболее крупных стран мира.
Внутренние географические различия стран.
Комплексная
географическая
характеристика
природных ресурсов, населения и хозяйства
Латинской Америки. Региональные различия.
Особенности
географического
положения,
природно-ресурсного
потенциала,
населения,
хозяйства, культуры, современные проблемы
развития
наиболее
крупных
стран
мира.
Внутренние географические различия стран.

Практическая работа:
1. Заполнение таблицы
«Экономические районы
США».

Комплексная географическая характеристика
природных ресурсов, населения и хозяйства
Австралии и Океании. Региональные различия.
Особенности географического положения,
природно-ресурсного потенциала, населения,
хозяйства, культуры, современные проблемы
развития наиболее крупных стран мира.
Внутренние географические различия стран.

лекции

Африка «Визитная карточка» региона. Деление
Африки на субрегионы. ЮАР. Республика Кения –
типичная развивающаяся страна Африки. Краткая
историческая справка. Основные черты ее
экономико-географического положения,
государственного строя, природы, населения и
хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и
его использование.

Практические работы: 1.
Оценка ресурсного
потенциала одной из
африканских стран по
картам школьного атласа.
2. Подбор рекламно информационных
материалов для

Практические работы:
1.
Сравнительная
характеристика экономикогеографического
положения двух стран
Азии.
2.
Обозначение
на
контурной карте границ
субрегионов
Азии.
3.
Разработка
маршрута
туристической поездки по
странам Азии.

Практические работы:
1. Составление картосхемы
«Природные
ресурсы
субрегионов
Латинской
Америки».
2. Разработка маршрута
туристической поездки по
странам
Латинской
Америки.

обоснования деятельности
туристической фирмы в
одном из
субрегионов Африки.
Россия в мире(4)

Социально-экономические показатели уровня
жизни населения мира. Россия в современном мире.
Современный мир и глобальные проблемы
человечества.

Резерв (1)

Лекции, конференции

конференции

Тематическое планирование по курсу "Экономическая и
социальная география мира",
10 класс
Название темы
№
ур
ока
1

2

3

Введение
Экономическая и
социальная
география в
системе
географических
наук

Общий обзор
современного
мира
Политическое
устройство мира
Многообразие
стран
современного
мира

Этапы
формирования
современной
политической
карты мира.

Дата
План.
Факт.
1
1.09

Тип
урока

Практические
задания

лекция

Средства
обучения

Формы
контро
ля

Основные
выды
деятельно
сти

Карты,
Фронт.
атлас,
опрос
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Карты,
Пр.р.
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал
Карты,
Фронт.
атлас,
опрос
компьютер
ные
презентаци

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

2
8.09

практи
кум

15.09

лекция

к/к
"Государстве
нный строй и
администрати
внотерриториаль
ное
устройство"

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала

4

Современные
особенности
политической
карты мира
Природа и
человек в
современном
обществе
Географическая
среда и человек

5

Природноресурсный
потенциал и
ресурсообеспечен
ность. География
минеральных
природных
ресурсов

6

Земельные и
лесные ресурсы
мира

и,
видеоуроки
, стат.
материал

ми

Карты,
Фронт.
атлас,
опрос
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал
Карты,
Пр.р.
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Карты,
Пр.р.
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

5

22.09

лекция

29.09

практи
кум

п/р "Оценка
ресурсообесп
еченности
отдельных
стран или
регионов
мира". к/к
"Составление
картосхемы
размещения
крупнейших
бассейнов и
месторождени
й
минеральных
ресурсов и
районов их
наиболее
выгодного
территориаль
ного
сочетания"

6.10

практи
кум

п/р
"Сравнительн
ая
характеристи
ка
обеспеченнос
ти отдельных
регионов и
стран
пахотными и
лесными

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

ресурсами"
7

Мировые водные
ресурсы

13.10

лекция

8

География
неисчерпаемых
природных
ресурсов.
Экологическая
проблема –
глобальная
проблема
человечества
Население мира
Изменение
численности
населения мира и
воспроизводство
населения

20.10

семина
р

6
27.10

лекция

п/р
"Построение
схемыграфика
"Изменение
численности
населения"

10

Состав населения

10.11

практи
кум

п/р
Характеристи
ка
половозрастн
ого состава
населения
одной из
стран мира"

11

Этнический
состав населения
мира

17.11

семина п/р
р
"Составление
таблицы
"Основные
языковые
группы"

12

Религиозный
состав населения
мира

24.11

семина
р

9

Карты,
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал

Фронт.
опрос

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Фронт.
опрос

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Карты,
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьютер
ные
презентаци

Фронт.
опрос

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Пр.р.

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Фронт.
опрос

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Фронт.
опрос

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала

13

Размещение и
миграции
населения.
Городское и
сельское
население

14

Проблемы
населения
современного
мира.
Тестирование:
Население

15

16

Мировое
хозяйство
и география
основных
отраслей
Мировое
хозяйство, этапы
его развития

НТР и мировое
хозяйство

1.12

8.12

практи
кум

тест

п/р
"Определение
и сравнение
средней
плотности
населения
двух стран и
объяснение
причин
различий"
к/к
"Обозначение
на карте
крупнейших
агломераций
и
мегалополисо
в"

и,
видеоуроки
, стат.
материал
Карты,
Пр.р.
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал

ми

Карты,
Фронт.
атлас,
опрос
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Карты,
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,

Фронт.
опрос

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Фронт.
опрос

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

17+2
резерв

15.12

22.12

лекция

лекция

17

Факторы
размещения,
территориальная
структура
мирового
хозяйства

29.12

семина п/р
р
"Выявление
закономернос
тей освоения
разных
территорий"

18

Топливная
промышленность

12.01

практи
кум

к/к
"Основные
направления
грузопотоков
угля, нефти,
природного
газа"

19

Энергетика мира.
Мировая
металлургия

19.01

Семин
ар
практи
кум

к/к
"Основные
металлургиче
ские центры
мира"

20

Машиностроение

26.01

семина
р

21

Мировая
химическая
промышленность

2.02

лекция

22

Производство
строительных
материалов и
лесная

9.02

семина
р

видеоуроки
, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьютер
ные

Фронт.
опрос

Пр.р.

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Фронт.
Опрос
Пр.р.

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Фронт.
опрос

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Фронт.
опрос

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Фронт.
опрос

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.

промышленность

презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал
семина
Карты,
р
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал
лекция п/р
Карты,
"Составление атлас,
сравнительно компьютер
й
ные
характеристи презентаци
ки
и,
транспортных видеоуроки
систем двух
, стат.
стран"
материал
семина
Карты,
р
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал
семина п/р
Карты,
р
"Определение атлас,
международн компьютер
ой
ные
специализаци презентаци
и крупнейших и,
стран и
видеоуроки
регионов
, стат.
мира"
материал

23

Сельское
хозяйство.
Растениеводство
Животноводство
мира. Сельское
хозяйство и
окружающая
среда

24

Мировой
транспорт

25

Мировая торговля
и сфера услуг

9.03

26

Международная
специализация и
интеграция стран
и регионов мира

16.03

27

Общий обзор
современного
мира

3.03

семина
р

28

Общий обзор
современного
мира

6.04

семина п/р
р
"Установлени
е
взаимосвязей
между
размещением

16.02

2.03

Карты,
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,

материала
ми

Фронт.
опрос

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Пр.р.

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Фронт.
опрос

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Практи
кум(ко
нтроль
ный)

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Практи
кум(ко
нтроль
ный)
Практи
кум(ко
нтроль
ный)

Работа с
атласом ,
учебнико
м
Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

населения,
хозяйства и
природными
условиями"
29

Итоговая работа.
Тестирование

30- Урок- семинар
32 «Экономика
России»

33- Урок35 конференция:
«Политическое
положение России
в мире»

13.04

тест

20.04
27.04
4.05

семина
р

11.05
18.05
25.05

семина
р

видеоуроки
, стат.
материал
Карты,
тестир
атлас,
ование
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьютер
ные
презентаци
и,
видеоуроки
, стат.
материал

Работа с
атласом ,

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Работа с
атласом ,
учебнико
м, стат.
материала
ми

Форма промежуточной аттестации- тестирование.
График контрольных работ 10 класс
№
тема
п/п
п/р "Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных
1
регионов и стран пахотными и лесными ресурсами"
п/р "Определение и сравнение средней плотности населения двух
2
стран и объяснение причин различий"
к/к "Обозначение на карте крупнейших агломераций и мегалополисов
п/р "Составление сравнительной характеристики транспортных систем
3
двух стран"
Итоговая работа. Тестирование
4

Дата
план
9.10

Дата
факт

4.12

5.03
13.04

Тематическое планирование по курсу "Экономическая и социальная
география мира",

11 класс
№
ур
ок
а

1

2

3

4

5

Название темы

Тип
урока

Практические
задания

Средства
обучения

Формы
контро
ля

Основные
виды
деятельнос
ти

1.09

лекция

к/к "Составление
картосхемы
"Границы
субрегионов
мира"

Фронт.
беседа

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Международные
отношения и
геополитика

8.09

семинар

Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал

Фронт.
беседа

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Зарубежная
Европа
Особенности
территории и
населения
Зарубежной
Европы
Географические
особенности
хозяйства
Зарубежной
Европы
Повторение
курса«Общий
обзор
современного
мира»

4
Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал

Пр.р.

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал

Фронт.
беседа

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

тестир
ование

Практикум
ы, работа с
картой,

Региональная
характеристика
мира
Регионы и
страны мира
Региональное
деление мира

Резервный урок

Дата
План.
Факт.

2

15.09

практик
ум
лекция

22.09

лекция

29.09

Составление
картосхемы

6

7

Субрегиональны
е и районные
различия
Зарубежной
Европы
Сравнительная
характеристика
Франции и
Польши.
Тестирование:
Европа
Зарубежная
Азия
Население и
природные
ресурсы
Зарубежной
Азии

6.10

Тест

к/к
"Сравнительная
характеристика
размещения
хозяйства"

Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал

Пр.р.

Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал
Карты,

Фронт.
беседа

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Фронт.
беседа

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Пр.р.

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Пр.р.

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Пр.р.

Практикум

5
13.10

лекция

20.10

семинар

9

Многоликое
экономическое
пространство
Зарубежной
Азии.
Сравнительная
характеристика
отдельных
субрегионов
Япония

27.10

практик
ум

к/к
"Характеристика
размещения
хозяйства"

10

Китай

10.11

практик
ум

к/к
"Характеристика
размещения
хозяйства"

11

Индия

17.11

практик

к/к

8

составл.
картосхем
Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

ум

Северная
Америка
Территория и
население
Северной
Америки

лекция

Природноресурсный
потенциал и
добывающие
отрасли Канады
и США
Сравнительная
характеристика
обрабатывающи
х отраслей
промышленност
и США и
Канады

1.12

семинар

8.12

семинар

15

Особенности
фермерского
сельского
хозяйства США
и Канады

15.12

семинар

16

Транспорт и
внешние
экономические
связи США и
Канады

22.12

семинар

13

14

атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал

ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

5
24.11

12

"Характеристика
размещения
хозяйства"

Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал

Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал

Фронт.
беседа

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Фронт.
беседа

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Фронт.
беседа

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Фронт.
беседа

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Фронт.
беседа

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

17

Латинская
Америка
Состав региона
Латинская
Америка. ВестИндия

6
12.01

лекция

18

Континентальна
я часть
Мезоамерики
(Центральная
Америка)

19.01

семинар

19

ПРП и население
Южной
Америки

26.01

семинар

20

Экономическое
пространство
Южной
Америки

2.02

практик
ум

21

Сравнительная
характеристика
субрегионов
Южной
Америки

22

Бразилия

9.02

практик
ум

16.02

семинар

Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал
к/к
Карты,
"Характеристика атлас,
размещения
компьюте
хозяйства"
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал
п/р
Карты,
"Определение по атлас,
статистическим
компьюте
материалам
рные
тенденций
презентац

Фронт.
беседа

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Фронт.
беседа

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Фронт.
беседа

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Пр.р.

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Пр.р.

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

23

24

1
Австралия и
Океания
Географические 2.03
особенности
Австралии и
Океании как
единого региона.
Динамика
развития
Австралии и
Океании
Африка
Особенности
территории и
населения
Африки

лекция

3
9.03

лекция

изменения
отраслевой
структуры
хозяйства
страны"

ии,
видеоуро
ки, стат.
материал

п/р
"Определение по
статистическим
материалам
тенденций
изменения
отраслевой
структуры
хозяйства
страны

Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал

Фронт.
беседа

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал

Фронт.
беседа

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Фронт.
беседа

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Пр.р.

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

25

Природные
предпосылки и
развитие
первичных
отраслей
хозяйства
Африки

16.03

семинар

26

Сравнение
субрегионов
Африки
ЮАР

30.03

практик
ум
практик
ум

к/к
"Специализация
субрегионов
Африки"
к/к
"Характеристика
размещения
хозяйства"

лекция

п/р "Сравнение
развитой и
развивающейся
стран мира,

Россия и мире
27

Социальноэкономические
показатели
уровня жизни

5+2ре
зерв
6.04

Карты,
атлас,
компьюте
рные

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.

населения мира

объяснение
различий"

28

Социальноэкономические
показатели
уровня жизни
населения мира

29

Итоговая работа. 20.04
Тестирование

тестиров
ание

30

.
Россия в
современном
мире

семинар

31
32

Современный
мир и
глобальные
проблемы
человечества

33
34

Резерв

13.04

27.04

лекция

семинар
4.05
11.05

презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал
Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал

картосхем

Фронт.
беседа

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

тестир
ование

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Фронт.
Беседа

Карты,
атлас,
компьюте
рные
презентац
ии,
видеоуро
ки, стат.
материал

Фронт.
Беседа

Практикум
ы, работа с
картой,
составл.
картосхем

Дата
запланиро
ванная
19.02

Дата
фактическ
ая

18.05
25.05

Форма промежуточной аттестации- тестирование
График контрольных работ 11
№ полу тема
годи
е
1
2
Определение по статистическим материалам
тенденций изменения отраслевой структуры
хозяйства Бразилии
2
2
Определение по статистическим материалам
тенденций изменения отраслевой структуры

Форма
проведе
ния
Практич
еская
работа
Практич
еская

26.02

3

2

хозяйства Австралии и Океании
Сравнение развитой и развивающейся стран мира,
объяснение различий.

4

2

Итоговая работа

работа
Практич 2.04
еская
работа
тестиров 20.05
ание

Приложение 1
Практические (оценочные) работы, отражённые в планировании, рассчитаны на то, что они
будут выполняться учащимися на уроке, получая необходимые консультации учителя. Практические
работы обучающего характера, а также требующие дополнительных источников информации для
выполнения, в планировании не указаны.
Основное содержание программы отражено в примерной программе по географии (базовый
уровень).
Основные содержательные линии:
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве
мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их
изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и
внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
3-я линия развития – использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных
источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения
окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и
защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к
условиям окружающей среды.
Приложение 2
Особенности материально-технического обеспечения образовательного процесса:
УМК
Учебник: Бахчиева О.А. География. 10 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Учебник по предмету включен в Федеральный перечень учебников, рекомендованных
Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном

процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010/2011 учебный год (приказ Минобрнауки
России от 23.12.2009 №822)
Атлас и контурные карты:
Атлас: Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Изд-во: АСТ-Пресс, 2010.
Контурные карты: Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Изд-во: АСТ-Пресс,
2010.
Методические пособия для учителя:
Жижина Е. А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии: экономическая и
социальная география мира. –
М.: ВАКО, 2007.
Основные дидактические материалы:
Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии. 10 класс. – М.: Экзамен, 2006.
Макарцева Л. В. География. 10 класс. Проверочные работы (тетрадь). – Саратов: Лицей, 2008.
Программа: География. 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2007
Учебник: Бахчиева О.А. Экономическая и социальная география мира: 10 класс: учебник для
учащихся общеобразовательных учреждений/ О.А. Бахчиева; под ред. В.П. Дронова. – 2-е изд.,
дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009
Методическое обеспечение:
1. Баранчиков Е.В. Тесты по географии. 10 класс. М.: Экзамен, 2007
2. Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии. 10 класс. М.: Экзамен, 2006
3. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. 6 – 10 классы. – М.:
Школа-Пресс, 2001
4. Родионова И.А. Экономическая география. Учебно-справочное пособие. М.: Экзамен, 2003
5. Гдалин Д.А. Глобальная география. 11 класс
6. л. – М.: Дрофа, 2002

Технические средства обучения
1. Экран
2. Ноутбук
3. Мультимедийный проектор
4. Колонки
Приложение 3
Система оценки достижений обучающихся
Защита на семинарах
практические работы
тестирование
устный опрос предусматривает проведение их как в традиционной, так и в тестовой формах с
оцениванием по пятибалльной системе.
Форма итоговой аттестации: тестирование
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке
знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и
доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии,
самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей
учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:
• Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность
употребления научных терминов.
• Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
• Самостоятельность ответа.
• Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Устный ответ
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала;
полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий,
взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные
положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно
и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе
ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в
незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать
учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой
терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование
основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать
материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы
учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы,
учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений
при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из
наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на
творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию
учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками,
сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ
на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного
материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной
логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух
недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи
преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании
фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять
полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры
устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности
изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и
обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются
сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых
географических явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и
обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий
дал недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов
или допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных
типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении
конкретных примеров практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание
текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом
тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста
учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две
грубые ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в
области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению
конкретных вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить
даже при помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа,
объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа,
самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Оценка "5" ставится, если ученик:

- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы
или
допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если
учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,
предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных
ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для
учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для
выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения
практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа
оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на

правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике
отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний,
включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических
сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями,
необходимыми для самостоятельного выполнения работы.. Допускаются неточности и небрежность в
оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо
подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы
затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали
знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с
картами атласа, статистическими материала¬ми, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой
работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся
с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие
необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных
учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в
определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике
географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов
на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в
использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются
неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются
существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».