Литвинова Подписано
цифровой
подписью:
Ирина
Литвинова Ирина
Николаевн Николаевна
Дата: 2022.11.02
а
16:04:25 +03'00'
Учебный год 2022 - 2023
Пояснительная записка
1.1 Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности для 11 класса составлена
на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413(в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015
№ 1578, от 29.06.2017 № 613) (далее – ФГОС среднего общего образования);
- Приказом от 31.12.2015 №1578 «О внесении изменений в ФГОС СОО, утвержденного
приказом от 17 мая 2012 №413»
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством
просвещения Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от 20.05.2020
№254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим
советом по учебникам;
- О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных
Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от
23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных Федеральным Научнометодическим советом по учебникам;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые
допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования
образовательных учреждениях» (с изменениями);
- Примерная программа по учебному предмету «Основам безопасности жизнедеятельности»
под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. Сборник: «Программы общеобразовательных
учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы» под общей редакцией
Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020.
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №3 г.
Донецка
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных
предметов (курсов) педагогов в муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования «город
Донецк»;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022 - 2023 учебный год.
Учебно-методический комплекс:
1. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов» под
общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский,М: Вентана-Граф, 2020 г.
2. Учебник Под общей редакцией С.В. Ким, В.А. Горский. «Основы Безопасности
жизнедеятельности 10-11 класс», Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2020.
Общая характеристика учебного предмета «Основы безопасности
жизнедеятельности».
Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) — область знаний, в которой
изучаются опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявлений и способы
защиты от них.
2
Ключевая идея программы «Основы безопасности жизнедеятельности» —
повышение индивидуальной компетентности и культуры безопасного поведения школьника,
осознание ответственности за благополучие и безопасность общества.
Культура безопасности жизнедеятельности — это совокупность образцов (моделей)
мышления, поведения и деятельности личности безопасного типа вследствие соблюдения
правил безопасности в разных сферах жизнедеятельности общества.
Основу культуры безопасности жизнедеятельности составляет компетентность личности
и общества, которая формируется в процессе целенаправленного обучения и самостоятельного
опыта соблюдения правил безопасности. Компетентность проявляется в умении распознавать
опасные ситуации и предотвращать их появление через соблюдение правил техники
безопасности.
Воспитание и самовоспитание культуры безопасности жизнедеятельности проявляются
через формирование ответственности, дисциплины, привычки к соблюдению правил
безопасности; в развитии главных человеческих качеств: гуманности (человеколюбия),
милосердия, взаимопомощи, терпимости (толерантности), любви и доброты по отношению к
другим людям.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
1) информационно-методическая
функция позволяет
всем
участникам
образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей
стратегии обучения, воспитания и развития, учащихся средствами данного учебного
предмета;
2) организационно-планирующая
функция предусматривает
выделение
этапов
обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и
темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса и возрастных особенностей, обучающихся старшего школьного возраста.
Цели и задачи образования предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Целью изучения предмета в основной школе является формирование разносторонне
физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической
культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации
трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Образовательный
процесс
учебного
предмета
жизнедеятельности» направлен на решение следующих задач:
«Основы
безопасности
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и
основах безопасной жизнедеятельности;
воспитание ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих,
ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
развитие эмоционально-волевых качеств личности, необходимых для ведения
здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и
чрезвычайных ситуациях;
овладение умениями определять потенциальные опасности и правильно действовать в
случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной
защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Главной целью курса по основам безопасности жизнедеятельности является подготовка
обучающихся к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества,
государства.
Ведущими методами обучения предмету в основной школе являются: наглядный,
словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый,
лекционно-практический.
3
Формы организации занятий:
индивидуальная, групповая и фронтальная,
организационно – методические.
Средства обучения: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты,
электронные ресурсы.
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового):
-индивидуальная, групповая и фронтальная работа;
- устный, письменный и конспектный контроль;
- практическая работа;
- тестирование.
Учёт интересов учащихся с особыми образовательными потребностями
При реализации рабочей (учебной) программы адаптировать учебный материал в
соответствии с особенностями детей, чьи образовательные проблемы выходят за границы
общепринятой нормы. Учитывать уровень подготовки и восприятия учебного материала,
использовать здоровье сберегающие технологии.
Место учебного предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской
Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы
безопасности жизнедеятельности» на этапе среднего общего образования. Рабочая программа
составлена в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 3 города Донецка,
рассчитанного на 34 учебные недели в год. Исходя из этого, рабочая программа рассчитана
по 34 часа в год из расчета 1 учебный часа в неделю.
Класс
11
Количество I
часов в год 1 четверть
34
9
2 четверть
7
II
3 четверть
10
4 четверть
8
Своевременная корректировка рабочей программы (по причине актированных дней, б/л
учителя и т.д.) осуществляется за счет резервных уроков.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностными результатами освоения ОБЖ является формирование у учащихся:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению
и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов,
4
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте
и на дорогах;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения ОБЖ:
Регулятивные универсальные учебные действия учащихся(организационные):
1. Умение
Обучающийся сможет:
самостоятельно
анализировать существующие и планировать будущие
определять цели
образовательные результаты;
обучения, ставить и
идентифицировать собственные проблемы и
формулировать
определять главную проблему;
новые задачи учебе и
выдвигать версии решения проблемы, формулировать
познавательной
гипотезы, предвосхищать конечный результат;
деятельности,
ставить цель на основе определенной проблемы и
развивать мотивы и
существующих возможностей формулировать учебные
интересы своей
задачи для достижения поставленной цели;
5
познавательной
деятельности.
2. Умение
самостоятельно
планировать пути
достижения целей, в
том числе
альтернативные,
осознанно выбирать
наиболее
эффективные
способы решения
учебных и
познавательных
задач
3. Умение соотносить
свои действия с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе
достижения
результата,
определять способы
действий в рамках
предложенных
условий и
требований,
корректировать свои
действия в
соответствии с
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты
ссылками на ценности, указывая и обосновывая
логическую последовательность шагов.
Обучающийся сможет:
определять необходимые действия в соответствии с
учебной и познавательной задачей и составлять
алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения учебных и
познавательных задач;
определять и находить, в том числе из предложенных
вариантов, условия для выполнения учебной и
познавательной задачи; -выстраивать жизненные
планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать
действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и
самостоятельно искать средства и ресурсы для
решения задачи или достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения
проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении
учебной и познавательной задачи и находить средства
для их устранения; -описывать свой опыт, оформляя
его для передачи другим людям в виде технологии
решения практических задач;
планировать и корректировать свою индивидуальную
образовательную траекторию.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками
критерии планируемых результатов и критерии оценки
своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать
приоритетные) критерии планируемых результатов и
оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей
деятельности, осуществлять самоконтроль своей
деятельности в рамках предложенных условий и
требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения
учебных действий в изменяющейся ситуации или при
отсутствии планируемого результата;
-работая по своему плану, вносить коррективы в
6
изменяющейся
ситуацией.
4. Умение оценивать
правильность
выполнения учебной
задачи, собственные
возможности ее
решения.
5. Владение основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия решений и
осуществления
осознанного выбора в
учебной и
познавательной.
текущую деятельность на основе анализа изменений
ситуации для получения запланированных
характеристик результата;
устанавливать связь между полученными
характеристиками продукта и характеристиками
процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для
получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно.
Обучающийся сможет:
определять критерии правильности выполнения
учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение
соответствующего инструментария для выполнения
учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями
оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся
средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным
или самостоятельно определенным критериям в
соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным
способом на основе оценки своих внутренних ресурсов
и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных
образовательных результатов.
Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и
познавательную деятельность и деятельность других
обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты
индивидуальной образовательной деятельности и
делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за
него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или
неуспеха и находить способы выхода из ситуации
неуспеха;
определять, какие действия по решению учебной
задачи привели к получению имеющегося продукта
учебной деятельности; -демонстрировать приемы
регуляции психофизиологических и эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения
(устранения эмоциональной напряженности), эффекта
восстановления, ослабления проявлений утомления),
7
эффекта активизации (повышения
психофизиологической реактивности).
Познавательные универсальные учебные действия учащихся(аналитические,
критические, проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора,
обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации):
1. Умение определять
Обучающийся сможет:
понятия, создавать
строить рассуждение от общих закономерностей к
обобщения,
частным явлениям и от частных явлений к общим
устанавливать
закономерностям;
аналогии,
излагать полученную информацию, интерпретируя ее
классифицировать,
в контексте решаемой задачи;
самостоятельно
самостоятельно указывать на информацию,
выбирать основания и
нуждающуюся в проверке, предлагать и применять
критерии для
способ проверки достоверности информации;
классификации,
делать вывод на основе критического анализаразных
устанавливать
точек зрения, подтверждать вывод собственной
причинноаргументацией или самостоятельно полученными
следственные связи,
данными.
строить логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное, по
аналогии) и делать
выводы.
2. Умение создавать,
Обучающийся сможет:
применять и
обозначать символом и знаком предмет или явление;
преобразовывать
определять логические связи между предметами или
знаки и символы,
явлениями, обозначать данные логические связи с
модели и схемы для
помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или
решения учебных и
реальный образ предмета или явления;
познавательных задач.
строить модель или схему на основе условий задачи и
способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и
информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для
определения способа решения задачи в соответствии с
ситуацией;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или
восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на
основе имеющегося знания об объекте, к которому
применяется алгоритм;
анализировать опыт разработки и реализации
учебного проекта, исследования (теоретического,
эмпирического) на основе предложенной проблемной
ситуации, поставленной цели и заданных критериев
8
оценки продукта или результата
Коммуникативные универсальные учебные действия учащихся:
1. Умение
Обучающийся сможет:
организовывать
определять возможные роли или играть определенную
учебное
роль в совместной деятельности; принимать позицию
сотрудничество и
собеседника, понимая позицию другого, различать в
совместную
его речи: мнение (точку зрения), доказательство
деятельность с
(аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
учителем и
определять свои действия и действия партнера,
сверстниками;
которые способствовали или препятствовал
работать
продуктивной коммуникации;
индивидуально и в
троить позитивные отношения в процессе учебной и
группе: находить
познавательной деятельности;
общее решение и
корректно и аргументировано отстаивать свою точку
разрешать
зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы,
конфликты на основе
перефразировать свою мысль (владение механизмом
согласования позиций
эквивалентных замен);
и учета интересов;
критически относиться к собственному мнению, с
формулировать,
достоинством признавать ошибочность своего мнения
аргументировать и
(если оно таково) и корректировать его;
отстаивать свое
предлагать альтернативное решение в конфликтной
мнение.
ситуации;
2. Умение осознанно
использовать речевые
средства в
соответствии с
задачей коммуникации
для выражения своих
чувств, мыслей и
потребностей для
планирования и
регуляции своей
деятельности;
владение устной и
письменной речью,
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения
в соответствии с поставленной перед группой
задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе
(определять общие цели, распределять роли,
договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации,
обусловленные непониманием/неприятием со стороны
собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с
ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе
коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в
малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме
развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в
монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение)
запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
9
монологической
контекстной речью.
3. Формирование и
развитие
компетентности в
области
использования
информационнокоммуникационных
технологий (далее –
ИКТ).
принимать решение в ходе диалога и согласовывать
его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и
оригинальные тексты с использованием необходимых
речевых средств;
использовать вербальные средства (средства
логической связи) для выделения смысловых блоков
своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные
материалы, подготовленные или отобранные под
руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели
коммуникации непосредственно после завершения
коммуникативного контакта и обосновывать его.
Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать
информационные ресурсы, необходимые для решения
учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную
информационную модель для передачи своих мыслей
средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
использовать компьютерные технологии (включая
выбор адекватных задаче инструментальных
программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных
учебных задач, в том числе: написание докладов,
рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и
правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и
для разных аудиторий, соблюдать информационную
гигиену и правила информационной безопасности.
Предметными результатами освоения ОБЖ является овладение учащимися:
• Сформированность представлений об опасных и ЧС природного, техногенного и
социального характера, о причинах их возникновения и возможные последствия.
• Знание законодательства РФ и организационных основ по обеспечению защиты
населения страны от ЧС, о профилактике ЧС и ликвидации их последствий.
• Уяснение содержания рекомендаций населению по правилам безопасного поведения в
условиях чрезвычайных ситуаций для ликвидации их последствий.
• Сформированность общих понятий о терроризме и экстремизме как социальном
явлении, представляющем серьёзную угрозу безопасности личности, общества,
государства и национальной безопасности России.
• Уяснение основных положений законодательства РФ о противодействии терроризму
и экстремизму.
10
• Знание организационных основ системы противодействия терроризму и экстремизму
в РФ.
• Сформированность гражданской нравственной позиции негативного отношения к
террористической и экстремистской деятельности, а также к асоциальному поведению
и другим видам противоправного характера.
• Уяснение последовательности действий для обеспечения личной безопасности при
угрозе террористического акта.
• Сформированность понятия о значении здорового образа жизни, современного уровня
культуры безопасности жизнедеятельности и экологической культуры для повышения
защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от
внешних и внутренних угроз, в том числе от отрицательного влияния человеческого
фактора.
• Сформированность негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и
наркотиков как факторов, оказывающих пагубное влияние на здоровье личности,
общества и демографическую ситуацию в государстве.
• Уяснение стратегических целей совершенствования национальной обороны и
обеспечения военной безопасности РФ путем развития и совершенствования военной
организации государства.
• Сформированность знаний об основах обороны государства, о военной обязанности
граждан, о Вооруженных Силах Российской Федерации, о видах и родах
Вооруженных Силах РФ, о боевых традициях и символах воинской чести
Вооруженных Сил РФ.
• Значение гражданской обороны как составной части обороноспособности страны, её
функций и задач по обеспечению защиты населения от ЧС мирного и военного
времени.
• Сформированность морально-психологических качеств и мотивации для успешного
прохождения военной службы в современных условиях
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
Выпускник получит
возможность научиться:
Основы безопасности личности, общества и государства. Основы комплексной
безопасностиличности, общества и государства.
• Распознавать и анализировать особенности
• Самостоятельно
жизнедеятельности человека при автономном
разрабатывать и
пребывании его в различных природных
осуществлять однодневный
условиях.
выход на природу для
отработки элементов
• Применять в реальных природных условиях
ориентирования по
различные способы ориентирования на
местности.
местности.
• Анализировать и обобщать
• Систематизировать знания в области
причины дорожнобезопасности дорожного движения.
транспортных
• Формировать личное убеждение в необходимости
происшествий в районе
осознанно соблюдать правила дорожного
проживания, подготовить
движения в повседневной жизни.
сообщение о влиянии
• Анализировать информацию о возникновении
11
пожара в жилом секторе и в общественных
человеческого фактора на
зданиях, о причинах их возникновения и
безопасность дорожного
последствия.
движения.
• Формировать модель своего поведения при
• Обобщать и обрабатывать
возникновении пожара в квартире.
статистку имевших место
ЧС природного характера в
• Выполнять правила безопасного поведения при
регионе проживания за
возникновении пожара в школе в соответствии с
несколько последних лет,
планом пожарной безопасности.
разработать прогноз,
• Обобщать знания по безопасному поведению
учитывающий вероятность
на водоемах в различное время года.
возникновения ЧС
• Соблюдать применять меры безопасного
природного характера в
поведения на воде в различное время года.
вашем регионе в текущем
• Анализировать различные опасные ситуации,
году.
которые могут возникнуть при пользовании
• Разрабатывать
бытовыми приборами в повседневной жизни.
рекомендации по
• Внимательно изучать инструкцию, в которой
профилактике и
определены правила эксплуатации конкретного
минимизации последствий
бытового прибора и соблюдать их при
ЧС природного характера,
пользовании прибором.
наиболее часто
• Анализировать информацию о состоянии
случающихся в регионе.
криминогенной ситуации в местах проживания и
вырабатывать правила личной безопасности в
повседневной жизни.
• Самостоятельно добывать информацию о ЧС
природного и техногенного характера, имевших
место в регионе проживания, о причинах их
возникновения и их последствиях.
• Формировать систему, личного безопасного
поведения в условиях различных ЧС, если ЧС
застала вас дома, на улице, в школе.
• Раскрывать содержание понятий о военной угрозе
национальной безопасности России и о
национальной обороне.
• Различать характер современных войн и
Вооруженных конфликтов.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
• Уяснить сущность терроризма и экстремизма
• Обосновывать и
как социального противоправного явления,
подтверждать примерами из
представляющего серьёзную угрозу национальной
официальных источников
безопасности России.
информации следующие
утверждения:
• Выявлять и анализировать причины вовлечения
молодежи в террористическую и экстремистскую
• Терроризм во всех его
деятельность.
формах проявления
представляет собой одну из
• Уяснить основное содержание и значение
самых серьёзных угроз
положений нормативно- правовых актов РФ по
национальной безопасности
противодействию терроризму и экстремизму.
России;
• Формировать гражданскую нравственную
12
позицию по негативному отношению к любым
• Любые акты терроризма
видам террористической и экстремистской
являются не имеющими
деятельности.
оправдания преступления,
• Обосновывать и объяснять ключевую роль
независимо от их
государства в противодействии терроризму и
мотивации;
экстремизму и осуществлении защиты населения
• Любая террористическая
РФ от последствий террористической и
деятельности неизбежно
экстремистской деятельности.
будет раскрыта, а её
• Формировать личные убеждения, качества и
участники понесут
привычки, которые способствуют
заслуженное наказание;
противодействию идеологии терроризма и
• Любая террористическая
экстремизма.
деятельности бесцельна, т.к.
• Характеризовать предназначение Национального
ни при каких условиях не
антитеррористического комитета (НАК), его
обеспечит достижение
структуру и задачи по противодействию
поставленных целей и не
терроризму и экстремизму.
способствует созданию
благополучной жизни её
• Формировать последовательность своих действий
участников.
при угрозе террористического акта для
минимизации его последствий.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
• Самостоятельно прорабатывать нормативно• Самостоятельно подбирать
правовые акты РФ в области безопасности и
материал и готовить
формировать основные права и обязанности
занятие по теме:
граждан по обеспечению национальной
«Организационные основы
безопасности России в современном мире.
по защите населения РФ от
чрезвычайных ситуаций».
• Анализировать и уяснять основные направления
организации защиты населения Российской
• Оформлять схему,
Федерации от ЧС.
отображающую структуру
РСЧС, её функциональные
• Обосновывать основное предназначение и
и территориальные
решаемые задачи Единой государственной
подсистемы.
системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций (РСЧС) по защите
населения страны от ЧС природного и
техногенного характера.
• Объяснить предназначение функциональных и
территориальных подсистем РСЧС.
Военная безопасность государства
• Уяснять сущность гражданской обороны как
• Самостоятельно
системы мероприятий по подготовке к защите и
прорабатывать материал в
по защите населения, материальных и
различных источниках
культурных ценностей на территории Российской
информации, в том числе в
Федерации от опасностей, возникающих при
Интернете о реорганизации
ведении военных действий или вследствие этих
войск гражданской обороны
действий, а также при возникновении ЧС
в Спасательные воинские
природного и техногенного характера.
формирования постоянной
готовности.
• Систематизировать основные задачи гражданской
обороны в мирное и военное время .
• Формировать свое мнение
13
• Осваивать систему оповещения населения
чрезвычайных ситуациях мирного и военного
времени.
• Классифицировать виды инженерных защитных
сооружений по их предназначению.
• Формировать умения в использовании защитных
сооружений гражданской обороны в условиях ЧС.
• Использовать средства индивидуальной защиты
(СИЗ) в условиях чрезвычайных ситуаций
мирного и военного времени.
• Осознанно выполнять план гражданской обороны
образовательного учреждения, выполняя свои
обязанности, предусмотренные в нём.
• Характеризовать современные Вооруженные
Силы Российской Федерации как основу военной
организации государства, пути их реорганизации
и повышения боевых возможностей.
• Формировать чувство гордости за свою Родину и
уважение к подвигам наших воинов – защитников
Отечества.
• Формировать духовные и физические качества,
необходимые для успешного выполнения
воинского долга по вооруженной защите
Отечества.
• Воспитывать убеждения в том, что
взаимоотношения военнослужащих, основанные
на дружбе и воинском товариществе. Являются
основой высокого уровня боеготовности частей и
подразделений Вооруженных Сил Российской
Федерации.
• Формировать понимание о значении символов
воинской чести Вооружённых Сил РФ и их роли в
военно-патриотическом воспитании
военнослужащих, выработке у них чувства
достоинства, преданности своей Родине и
готовности самоотверженно с оружием в руках
защищать суверенитет, территориальную
целостность и устойчивое развитие Российской
Федерации.
• Формировать и объяснять общие понятия о
воинской обязанности граждан РФ и о её
предназначении.
• Классифицировать составляющие воинской
обязанности и раскрывать их содержание.
• Уяснять свои права и обязанности в области
воинского учёта и обязательной подготовке к
военной службе.
об этом мероприятия,
обосновывать его и
подкреплять примерами из
опыта по защите населения
страны от ЧС.
• Расширять кругозор в
области развития военной
организации государства в
современных условиях.
• Использовать положения
Военной доктрины РФ для
уяснения основных задач
Вооружённых Сил и других
войск в мирное время, в
период непосредственной
угрозы агрессии и военное
время.
• Готовить сообщения на
данную тему.
14
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни
• Формировать убеждения в необходимости
• Анализировать и оценивать
соблюдать нормы здорового образа жизни как
состояние личного здоровья
надежной гарантии а подготовке к
в повседневной жизни,
профессиональной деятельности, в том числе и к
определять в какой мере
военной службе.
оно обеспечивает
эффективность
• Определять основные инфекционные заболевания
жизнедеятельности и
по их признакам и проявлениям, анализировать
вносить определённые
причины их возникновения, соблюдать меры
коррективы в образ жизни
профилактики.
для сохранения и
• Формировать индивидуальную систему здорового
укрепления личного
образа жизни и своевременно вносить в неё
здоровья.
необходимые коррективы с учётом реальных
• Формировать умения в
жизненных обстоятельств.
системе самоконтроля за
• Вырабатывать привычку в ежедневном
своим здоровьем, умения
соблюдении правил личной гигиены.
планировать
• Анализировать основные факторы риска, пагубно
индивидуальную нагрузку
влияющие на здоровье, соблюдать меры по их
на день и неделю с учётом
профилактике.
биологических режимов и
• Формировать негативное отношение к курению,
индивидуальных
употреблению алкоголя и наркотиков как к
возможностей.
факторам, оказывающим наиболее пагубное
• Самостоятельно
влияние на здоровье.
анализировать
• Анализировать причины заражения инфекциями,
информационные
передаваемыми половым путём и их возможные
источники в области
последствия.
здорового образа жизни,
• Формировать личный стиль поведения.
подбирать и реализовывать
Снижающий риск раннего и случайного
рекомендации по
вступления в половую связь и способствующий
обеспечению духовного,
профилактике заражения ИППП.
физического и социального
• Формировать убеждение в ключевой роли
благополучия.
благополучной семьи в обеспечения здоровья
• Самостоятельно расширять
личности и общества, а также демографической
познания об острой
безопасности государства.
сердечной недостаточности,
• Уяснить и разбираться в основах семейноиспользуя
брачных отношений, принятых в Российской
соответствующую
Федерации в настоящее время
медицинскую литературу
• Формировать умения в оказании первой помощи
(справочники,
при различных повреждениях, травмах и
медицинскую
неотложных состояниях.
энциклопедию).
• Последовательно выполнять приёмы оказания
• Прогнозировать по
первой помощи в различных неотложных
характерным признакам
состояниях.
возникновения инсульта и
• Формировать умения в выполнении приёмов
оказывать первую помощь
иммобилизации поврежденных частей тела и
пострадавшему до
транспортировки пострадавшего.
прибытия скорой помощи.
• Усваивать основные рекомендации по
15
профилактике травм опорно-двигательного
аппарата и способы оказания само- и
взаимопомощи при травмах опорно-двигательного
аппарата.
• Формировать умение в выполнении приёмов по
остановке артериального кровотечения.
• Усваивать порядок проведения сердечно-легочной
реанимации (непрямого массажа сердца и
искусственной вентиляции легких).
Основы военной службы (Раздел обязателен для изучения с юношами, а с девушками по их
выбору) – 10 класс
• Уяснять и обосновывать положение о том, что
• Анализировать
военная служба – это особый вид федеральной
федеральные законы и
государственной службы, которая требует от
другие нормативновоеннослужащего высокой профессиональной
правовые акты, в которых
подготовки и особой ответственности за
определены правовые
исполнение обязанностей по вооруженной защите
основы прохождения
Отечества.
военной службы и
характеризовать
• Усваивать существующий порядок размещения
федеральную систему
военнослужащих, проходящих военную службу
подготовки граждан
по призыву, их быт и мероприятия, проводимые в
Российской Федерации к
войсках по сохранению и укреплению здоровья.
военной службе.
• Формировать знания о предназначении суточного
• Подбирать и анализировать
наряда, об обязанностях дежурного и дневального
информацию о правах и
по роте.
свободах военнослужащих,
• Уяснить цели и предназначения караульной
проходящих военную
службы в войсках.
службу по призыву в
• Понимать и обосновывать положения о том, что
Вооруженных Силах
несение караульной службы является
Российской Федерации.
выполнением боевой задачи.
• Подбирать и анализировать
• Характеризовать часового как караульного,
информацию о
выполняющего боевую задачу по охране и
существующих в
обороне порученного ему поста.
современном мире военных
• Последовательно излагать основные обязанности
угрозах и военных
часового и обосновывать факторы, определяющие
опасностях РФ и
его неприкосновенность.
характеризовать основные
• Уяснять и обосновывать значение строевой
внешние военные угрозы и
подготовки в деле обучения и воспитания
основные внутренние
военнослужащих.
военные угрозы РФ.
• Самостоятельно отрабатывать выполнение
• Анализировать
строевых приемов на месте и в движении.
соответствующие
• Выполнять движения в строю, выполнять
источники информации и
воинское приветствие одиночно и в строю.
характеризовать основные
• Понимать и объяснять назначение и боевые
пути совершенствования
свойства автомата Калашникова.
допризывной подготовки и
• Формировать умения в выполнении неполной
военно-патриотического
разборки и сборки автомата.
16
• Формировать общее представление о
современном бое и характеризовать основные
элементы подготовки солдата к современному
бою.
• Анализировать и уяснять смысл нормативноправовых актов РФ в области подготовки граждан
к военной службе.
• Формировать умения самостоятельно подбирать
информацию, способствующую воспитанию
убеждений, качества привычек для успешного
прохождения военной службы по призыву.
• Анализировать содержание общевоинских
уставов Вооруженных Сил РФ и характеризовать
их как основные нормативно-правовые акты,
регламентирующие жизнь и деятельность
военнослужащего.
• Обосновывать значение и методы осуществления
военно-патриотического воспитания
военнослужащих для обеспечения высокого
уровня боеготовности частей и подразделений
Вооружённых Сил РФ.
• Уяснять и характеризовать общие, должностные и
специальные обязанности военнослужащих и
значение воинской дисциплины для их успешного
выполнения.
• Уяснять и осознанно выполнять все мероприятия,
связанные с призывом на военную службу.
• Характеризовать особенности военной службы по
контракту и порядок отбора кандидатов для
прохождения военной службы по контракту.
• Уяснять и обоснованно излагать нормативноправовые основы и порядок прохождения
альтернативной гражданской службы.
• Уяснять порядок подачи заявления на
прохождение альтернативной гражданской
службы.
воспитания граждан РФ в
целях развития военной
организации государства.
• Формулировать основные
требования воинской
деятельности,
предъявляемые к
моральным
и индивидуальным
качествам.
5. Содержание программы
Особенности содержания учебного предмета
В содержании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» учтены положения
федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области
безопасности личности, общества и государства. За основу проектирования структуры и
содержания программы курса принят модульный принцип ее построения и принцип
«минимакса» к отбору и наполнению учебно-познавательной информацией.
Программа реализует роль навигации индивидуального образовательного маршрута
старшеклассника в образовательном пространстве реальной и виртуальной информации по
вопросам безопасности жизнедеятельности. Интеллект личности, экологическое
17
мировоззрение и мотивация, научно-практические знания и умения — основные ресурсы
культуры безопасности.
Модульный принцип определяет выделение трех учебных разделов, охватывающих
весь объем содержания курса ОБЖ, принцип «минимакса» положен в основу
структурирования учебной информации каждого раздела. Модульный принцип позволяет:
• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс по формированию
культуры безопасности жизнедеятельности старшеклассников с учетом ресурсных
возможностей разных типов организаций основного образования и особенностей
среды жизнедеятельности населения разных регионов России;
• обеспечить межпредметные связи при изучении содержания ОБЖ и преемственность
содержания учебных модулей (тематики ОБЖ) в средних и старших классах школы, в
учреждениях основного и дополнительного образования;
Учебная информация структурирована по принципу «минимакса»:
• в каждом параграфе приводятся общие термины и понятия, определяющие условные
границы компетентности школьника по изучаемой теме (максимум);
• в начале параграфа выделены ключевые термины и понятия, определяющие
обязательный для школьника минимум теоретико-практических знаний, требуемый
для прохождения итогового контроля по изучаемой теме в форме тестирования,
собеседования, презентации учебно-исследовательской работы, экзамена.
Принцип «минимакса» предполагает формирование компетентности и культуры
безопасности жизнедеятельности личности не за счет роста объема учебно-познавательной
информации, а за счет ее повторения, обобщения и систематизации знаний всех школьных
предметов. Структурные компоненты программы ОБЖ — три содержательных модуля:
1. Основы безопасности личности, общества, государства в современной среде
обитания.
2. Основы обороны государства и военная безопасность.
3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Каждый модуль программы — это раздел содержания курса ОБЖ, который состоит из
нескольких частей (глав). Каждая глава включает пять тем (параграфов). Содержание
учебного материала в каждом классе представлено в форме опорного конспекта (всего 35 тем),
в котором кратко изложены ключевые понятия, основные характеристики опасных и
чрезвычайных ситуаций, научные подходы к теории безопасности жизнедеятельности,
вопросы, задания, примерная тематика учебно-исследовательской работы школьников,
рекомендации специалистов по предупреждению опасных ситуаций и безопасному поведению
населения. Раздел завершается самопроверкой теоретической готовности ученика по
ключевым вопросам.
Содержание курса. 11 класс
Раздел 1. Основы комплексной безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности
человека в современной среде обитания. Проблемы формирования культуры безопасности
жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Этические и экологические
критерии безопасности современной науки и технологий. Общенаучные методологические
подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Основные подходы и принципы обеспечения безопасности объектов в среде
жизнедеятельности. Основы управления безопасностью в системе «человек — среда
обитания».
18
Глава 2. Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества, государства по
обеспечению безопасности. Обеспечение национальной безопасности России. Обеспечение
социальной, экономической и государственной безопасности. Меры государства по
противодействию военным угрозам, экстремизму, терроризму. Защита населения и
территорий в чрезвычайных ситуациях. Поисково-спасательная служба МЧС России.
Международное сотрудничество России по противодействию военным угрозам, экстремизму,
терроризму.
Глава 3. Экстремальные ситуации и безопасность человека. Экстремальные ситуации
криминогенного характера. Экстремизм, терроризм и безопасность человека. Наркотизм и
безопасность человека. Дорожно-транспортная безопасность. Вынужденное автономное
существование в природных условиях.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных
угроз. Основные задачи Вооруженных Сил. Правовые основы воинской обязанности.
Правовые основы военной службы. Подготовка граждан к военной службе: обязательная и
добровольная. Требования воинской деятельности к личности военнослужащего.
Глава 5. Особенности военной службы в современной Российской армии. Особенности
военной службы по призыву и альтернативной гражданской службы. Военные гуманитарные
миссии России в «горячих точках» мира. Военные операции на территории России: борьба с
терроризмом. Военные учения Вооруженных Сил Российской Федерации. Боевая слава
российских воинов.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Основы здорового образа жизни Демографическая ситуация в России. Культура
здорового образа жизни. Культура питания. Культура здорового образа жизни и
репродуктивное здоровье. Вредные привычки. Культура движения.
Глава 7. Первая помощь при неотложных состояниях Медико-психологическая помощь.
Первая помощь при ранениях. Первая помощь при поражении радиацией, отравляющими
веществами, при химических и термических ожогах, обморожении. Первая помощь при
дорожно-транспортном происшествии. Первая помощь при отравлении никотином, алкоголем,
лекарствами, ядами, наркотическими веществами.
6. Учебно-тематический план
и распределение учебного времени прохождения программного материала по основам
безопасности жизнедеятельности в 11 классе по четвертям
№
п/п
1
2
3
Вид пропрограммного
программного
материала материала
Материала
Научные основы формирования культуры безопасности
жизнедеятельности человека в современной среде обитания.
Количество Четверть
часов
12 3 4
4
4
Комплекс мер взаимной ответственности личности, общества,
государства по обеспечению безопасности.
Экстремальные ситуации и безопасность человека.
5
5
5
Вооружённые силы Российской Федерации на защите государства 5
от военных угроз.
Особенности военной службы в современной Российской армии. 5
6
Основы здорового образа жизни.
4
5
5
5
2 3
5
2 3
19
7
Первая помощь при неотложных состояниях.
Итого
5
34
5
9 7 10 8
.
20
Поурочно-тематическое планирование
уроков ОБЖ в 11 классе
2022-2023 учебный год
№№
уроков
1-12
1-5
Изучаемый раздел,
тема, урок
Раздел 1. Основы
комплексной
безопасности личности,
общества,
государства.
Глава
1.
Научные
основы формирования
культуры безопасности
жизнедеятельности
человека в
современной среде
обитания.
Колво
часов
Дата
план
дата
факт
личностные
Планируемые
результаты
предметные
Виды
контроля
метапредметные
15
5
Воспитание
патриотизма,
чувства
ответственнос
ти перед
Родиной,
готовность
служить ей
и защищать ее.
Знание основ
обороны
государства и
воинской
службы:
законодательства
об обороне,
и воинской
обязанности.
Опрос
Формирование
мотивации
изучения истории,
создания ВС,
России
Тест
традиций
ритуалов, их
реформировани
я,
и развития, на
основе
совершенство
вания
вооружения,
военной
техники и военной
науки.
21
1
2
3
4
5
Проблемы
формирования
культуры безопасности
жизнедеятельности
человека в современной
среде
обитания.
Этические и
экологические критерии
безопасности
современной науки и
технологий.
Общенаучные
методологические
подходы к
изучению проблем
безопасности
жизнедеятельности
человека в среде
обитания.
Основные подходы и
принципы
обеспечения
безопасности
объектов
в среде жизнедеятельности.
Основы управления
безопасностью в системе
«человек – среда обитания».
Зачет
1
Опрос
01.09
1
08.09
1
Тест
15.09
1
22.09
1
29.09
Воспитание
патриотизма,
чувства
ответственнос
ти перед
Родиной,
готовность
служить ей
и защищать ее.
Знание основ
обороны
государства и
воинской
службы:
законодательства
об обороне,
и воинской
обязанности.
Формирование
мотивации
изучения истории,
создания ВС,
России
традиций
ритуалов, их
реформировани
я,
и развития, на
основе
Тест
22
6-10
6
7
8
9
10
Глава 2. Комплекс мер
взаимной
ответственности
личности, общества,
государства по
обеспечению
безопасности.
Обеспечение национальной
безопасности России.
Обеспечение
социальной,
экономической и
государственной
безопасности.
Меры государства по
противодействию
военным угрозам,
экстремизму,
терроризму.
Защита населения и
территорий в
чрезвычайных ситуациях.
Поисковоспасательная служба МЧС
России.
Международное
сотрудничество России по
противодействию военным
угрозам, экстремизму,
терроризму.
совершенство
Опрос
вания
вооружения,
военной
Тест
техники и военной
науки.
5
Зачет
1
06.10
1
13.10
1
20.10
1
27.10
1
10.11
23
Глава 3. Экстремальные
ситуации и безопасность
человека.
Экстремальные ситуации
криминогенного характера.
5
Экстремизм, терроризм и
безопасность человека.
1
Наркотизм и безопасность
человека.
1
14
Дорожно-транспортная
безопасность.
15
Вынужденное автономное
существование в природных
условиях.
Раздел 2. Военная
безопасность государства.
Глава 4. Вооруженные
Силы Российской
Федерации на защите
государства от военных
угроз.
11-15
11
12
13
16-25
16-20
16
17
Основные задачи
Вооруженных Сил.
Правовые основы воинской
обязанности.
1
17.11
24.11
Зачет
01.12
Тест
1
08.12
Самостоятельная
работа
1
15.12
10
5
1
1
22.12
12.01
Воспитание
патриотизма,
Знание основ
обороны
Формирование
мотивации
Ведение
24
18
19
20
21-25
21
22
23
24
Правовые основы военной
службы.
1
Подготовка граждан
к военной службе:
обязательная и
добровольная.
1
Требования воинской
деятельности к личности
военнослужащего.
Глава 5. Особенности
военной службы в
современной Российской
армии.
Особенности военной
службы по призыву
и альтернативной
гражданской службы.
Военные гуманитарные
миссии России в «горячих
точках» мира.
Военные операции на
территории России: борьба
с терроризмом.
Военные учения
Вооруженных Сил
Российской Федерации.
1
19.01
26.01
02.02
5
чувства
ответственнос
ти перед
Родиной,
готовность
служить ей
и защищать ее.
государства и
воинской
службы:
законодательства
об обороне,
и воинской
обязанности.
тетради
изучения истории,
создания ВС,
России
традиций
Тест
ритуалов, их
реформировани
я,
и развития, на
основе
совершенство
вания
вооружения,
Тест
военной
техники и военной
Опрс
науки.
Зачет
1
09.02
1
16.02
1
02.03
1
09.03
25
25
26-33
26-28
26
27
28
29-31
29
Боевая слава российских
воинов.
Раздел 3. Основы
медицинских знаний и
здорового образа жизни.
Глава 6. Основы здорового
образа жизни.
Демографическая ситуация
в России.
Культура здорового образа
жизни. Культура питания.
1
Культура здорового образа
жизни и репродуктивное
здоровье. Вредные
привычки. Культура
движения.
Глава 7. Первая помощь
при неотложных
состояниях.
Медико-психологическая
помощь.
16.03
6
3
1
23.03
1
06.04
1
13.04
3
1
20.04
Готовность к
реализация
ценностей
здорового
и разумного
образа жизни, к
бережному и
компетент- ному
отношению
к своему
здоровью и
здоровью
других людей,
умению
оказывать
первую
помощь и
самопомощь.
Потребность
к физическому
самосовершен
Сформировать
представление
о здоровом
и разумном образе
жизни,
как средстве
обеспечения
духовного,
физического
и социального
благополучия
личности, знание
факторов
отрицательно
влияющих
на здоровье
человека.
Формирование
установки на
совершенствование
своих физических
возможностей,
мотивацию основ
медицинских
знаний. умение
сопоставлять свои
действия
с
планируем
ыми и
результата
ми.
Тест
Опрос
26
ствованию,
неприятие
вредных
привычек.
30
31
32
33
34
Первая помощь при
ранениях. Первая помощь
при поражении радиацией,
отравляющими веществами,
при химических и
термических ожогах,
обморожении.
Первая помощь при
дорожно-транспортном
происшествии. Первая
помощь при остром
отравлении никотином,
алкоголем, лекарствами,
ядами, наркотическими
веществами.
Повторительнообобщающий урок
по всему курсу.
Повторительнообобщающий урок
по всему курсу.
Повторительнообобщающий урок
по всему курсу.
1
27.04
Опрос
1
04.05
1
11.05
1
18.05
1
25.05
Готовность к
Сформировать
реализация
представление о
ценностей
здоровом
здорового
и разумном образе
и разумного
жизни,
образа жизни,
как средстве
к бережному и обеспечения
компетентдуховного,
ному
физического
отношению
и социального
к своему
благополучия
здоровью и
личности, знание
здоровью
факторов
других людей, отрицательно
умению
влияющих
оказывать
на здоровье
первую
человека.
помощь и
самопомощь.
Потребность
к физическому
самосовершен
Формирование
Самостоятельн
установки на
совершенствование ая работа
своих физических
возможностей,
мотивацию основ
медицинских
знаний. умение
сопоставлять свои
действия
с
планируе
мыми и
результа
тами.
Зачет
Опрос
27
График контрольных работ по ОБЖ 11 класс на 2022-2023 учебный год.
№п/п
Тема
1
Основы комплексной безопасности личности, общества, государства
2
Экстремальные ситуации и безопасность человека.
3
Особенности военной службы в современной Российской армии
4
Промежуточная аттестация
Вид контроля
Тестирование.
Тестирование.
Тестирование.
Тестирование.
Сроки
13.10.22
15.12.22
02.03.23
.
13.04.23
Критерии оценивания достижений обучающихся
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и
истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой
ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а
также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного
плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом,
усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить
самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении
вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении
простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке
явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двухтрех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше
ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к
основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно
считать обязательными результатами обучения.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более
трех недочетов.
28
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов,
не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии
четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих
получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного
недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и
вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если
приемы выполнялись неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности
учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.
Учебно-методическое обеспечение предмета
1. Конституция РФ.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
3.
Приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования». (в ред. Приказов Минобрнауки России от
23.06.2015г. №609.
4.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. от 12.05.2009г.
5. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)
образования
6. Латчук В.Н. Тетрадь для оценки качества знаний по основам безопасности жизнедеятельности. 8 кл. / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. – 7-е
изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009
7. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по основам безопасности жизнедеятельности./ Авт.-сост. Г.А. Колодницкий,
В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, Б.И. Мишин, М.И. Хабнер. – М.: Дрофа,2001
8. Латчук В.Н, Марков В.В., Фролов М.П. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 – 9 кл.: Дидактические материалы. – 2-е изд.,
стереотип. – М.: Дрофа, 2001
29
9. Рабочая тетрадь по ОБЖ: 8-й кл.: к учебнику М.П. Фролова, Е.Н. Литвинова и др. « Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс»
под ред. Ю.Л. Воробьева / А.Г. Малов-Гра.-М.:АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011.
10. Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирно и
др., под ред. Ю.Л. Воробьева, - М.: АСТ, Астрель; Владимир: ВКТ, 2011
11.
Интернет – ресурсы.Электронные ресурсы:
Название сайта
Электронный адрес
Совет безопасности РФ
Министерство внутренних дел РФ
МЧС России
Министерство здравоохранения и соцразвития РФ
Министерство обороны РФ
Министерство образования и науки РФ
Министерство природных ресурсов РФ
Федеральная служба железнодорожных войск РФ
Федеральная служба России по гидрометеорологии и
мониторингу окружающей среды
Федеральная пограничная служба
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной
безопасности
Русский образовательный портал
Академия повышения квалификации работников
образования
Федеральный российский общеобразовательный портал
Федеральный портал «Российское образование»
Портал компании «Кирилл и Мефодий»
Образовательный портал «Учеба»
Журнал «Курьер образования»
Журнал «Вестник образования»
Издательский дом «Профкнига»
Издательский дом «1 сентября»
Издательский дом «Армпресс»
http://www.scrf.gov.ru
http://www.mvd.ru
http://www.emercom.gov.ru
http://www.minzdrav-rf.ru
http://www.mil.ru
http://mon.gov.ru/
http://www.mnr.gov.ru
http://www.fsgv.ru
http://www.mecom.ru/roshydro/p
ub/rus/index.htm
http://www.fps.gov.ru
http://www.gan.ru
http://www.gov.ed.ru
http://www.apkro.ru
http://www.school.edu.ru
http://www.edu.ru
http://www.km.ru
http://www.uroki.ru
http://www.courier.com.ru
http://www.vestnik.edu.ru
http://www.profkniga.ru
http://www.1september.ru
http://www.armpress.info
30
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок»
(издательский дом «1 сентября»)
Энциклопедия безопасности
Личная безопасность
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность
жизнедеятельности
«Мой компас» (безопасность ребёнка)
Информационно-методическое издание для
преподавателей ОБЖ-МЧС России
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет
ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного
движения, Безопасности жизнедеятельности)
Портал Всероссийской олимпиады школьников
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность
жизнедеятельности
Безопасность. Образование. Человек. Информационный
портал ОБЖ и БЖД: Всё о безопасности
жизнедеятельности
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях
http://festival.1september.ru
http://www.opasno.net
http://personal-safety.redut-7.ru
http://www.alleng.ru
http://moikompas.ru/compas/bezo
pasnost_det
http://www.schoolobz.org/topics/bzd/bzd.html
http://www.econavt-catalog.ru
http://rusolymp.ru/
http://www.alleng.ru/edu/saf.htm
http://www.bezopasnost.edu66.ru
http:// www.hardtime.ru
31
32
33