Подписано
Литвинова цифровой подписью:
Литвинова Ирина
Ирина
Николаевна
2022.11.02
Николаевна Дата:
14:40:04 +03'00'
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 11 класса составлена на основе следующих
нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413(в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от
31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613) (далее – ФГОС среднего общего образования);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г
№28
«Об
утверждении
СанПиН
2.4.3648-20».
«Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством
просвещения Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от 20.05.2020
№254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим
советом по учебникам;
- О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и
допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу
Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО
одобренных Федеральным Научно-методическим советом по учебникам;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729
«Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий,
которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего
образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
- Примерная программа Босовой Л.Л. «Программа курса информатики для 10-11 класса
средней общеобразовательной школы» М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №3 г.
Донецка
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных
предметов (курсов) педагогов в муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования
«город Донецк»;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022 - 2023 учебный
год.
Цели программы:
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне
среднего общего образования — обеспечение дальнейшего развития информационных
компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося
информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим
изучение информатики в 11 классах должно обеспечить:
сформированность представлений о роли информатики, информационных и
коммуникационных технологий в современном обществе;
сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные
выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с
определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать
информацию;
сформированность представлений о влиянии информационных технологий на
жизнь человека в обществе;
понимание социального, экономического, политического, культурного,
юридического,
природного,
эргономического,
медицинского
и
физиологического контекстов информационных технологий;
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий;
осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование
информационных систем, распространение информации.
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научноисследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к
саморазвитию.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА.
Информатика — это научная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их
автоматизации. Общеобразовательный предмет информатики отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания информационных процессов в различных средах (системах);
основные области применения информатики, прежде всего информационные и
коммуникационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Методы и средства информатики с каждым днём всё больше проникают во все
сферы жизни и области знания. Изучение информатики в школе важно не только для тех
учащихся, которые планирует стать специалистами, разрабатывающими новые
информационные технологии; не менее важно оно и для тех, кто планирует стать в
будущем физиком или медиком, историком или филологом, руководителем предприятия
или политиком, представителем любой другой области знаний или профессии.
Курс информатики средней школы является завершающим этапом непрерывной
подготовки школьников в области информатики и ИКТ; он опирается на содержание
курса информатики основной школы и опыт постоянного применения ИКТ, дает
теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Согласно ФГОС
среднего (полного) общего образования курс информатики в старшей школе может
изучаться на базовом или на углублённом уровне.
Место учебного предмета в учебном плане
Курсу информатики 10–11 классов предшествует
курс информатики
основной школы: 5–9 или 7–9 классов.
Согласно примерной основной образовательной программе среднего общего
образования на изучение информатики на базовом уровне в 10–11 классах отводится 70
часов учебного времени (1 час в неделю). Авторская программа может быть
использована как для реализации такой минимальной модели организации изучения
информатики, так и для реализации расширенной модели изучения информатики на
базовом уровне, при которой на предмет отводится 140 часов учебного времени (2 часа
в неделю).
Базовый уровень изучения информатики рекомендуется для следующих
профилей:
−
естественно-научный профиль, ориентирующий учащихся на такие сферы
деятельности, как медицина, биотехнологии, химия, физика и др.;
− социально-экономический профиль, ориентирующий учащихся на профессии,
связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, с обработкой
информации, с такими сферами деятельности, как управление,
предпринимательство, работа с финансами и др.;
− универсальный профиль, ориентированный, в первую очередь, на учащихся,
чей выбор «не вписывается» в рамки четко заданных профилей. Он позволяет
ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов,
однако ученик также может выбрать учебные предметы на углубленном уровне.
Кроме того, в учебном плане образовательной организации могут быть
предусмотрены курсы по выбору (элективные курсы, факультативные курсы), за счёт
которых ученики могут более глубоко изучить тот или иной раздел школьной
информатики («Математические основы информатики», «Объектно-ориентированное
программирование на Python», «Веб-технологии», «Компьютерная графика» и др.) или
подготовиться к сдаче ЕГЭ по информатике.
Рабочая программа по информатике для 11 класса рассчитана на 68 часов (2 ч. в неделю).
Программа скорректирована на 69 часов в соответствии с производственным календарем.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета
«Информатика»
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы:
− личностным, включающим готовность и способность учащихся к саморазвитию и
личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и
целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и
межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих
личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую
культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к
осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
− метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные
понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной
практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной
деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и
сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной
траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и
социальной деятельности;
− предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения, специфические для данной предметной области, виды
деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
К личностным результатам, на становление которых оказывает влияние
изучение курса информатики на ступени среднего общего образования, можно отнести:
– ориентация учащихся на реализацию позитивных жизненных перспектив,
инициативность, креативность, готовность и способность к личностному
самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм;
– готовность учащихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной
самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки,
понимание значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение
достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
– готовность учащихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД): регулятивной,
познавательной, коммуникативной.
На становление регулятивной группы универсальных учебных действий
традиционно более всего ориентирован
раздел курса информатики
«Алгоритмы и элементы программирования». А именно, при его освоении выпускник
научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Наформирование,развитиеисовершенствованиегруппы
познавательных универсальных учебных действий более всего ориентированы такие
тематические разделы курса как «Информация и информационные процессы»,
«Современные технологии создания и обработки информационных объектов»,
«Информационное моделирование», «Обработка информации в электронных
таблицах», а также «Сетевые информационные технологии» и «Основы социальной
информатики». При работе с соответствующими материалами курса выпускник
научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее –
ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
При изучении разделов «Информация и информационные процессы», «Сетевые
информационные технологии» и «Основы социальной
информатики» происходит становление ряда коммуникативных универсальных
учебных действий. А именно, выпускники могут научиться:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств.
Предметные результаты освоения учебного предмета
«Информатика»
На уровне среднего общего образования в соответствии с ФГОС СОО
представлены результаты базового и углубленного уровней изучения учебного
предмета «Информатика»; результаты каждого уровня изучения предмета
структурированы по группам «Выпускник научится» и «Выпускник получит
возможность научиться».
Как и в основном общем образовании, группа результатов «Выпускник
научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается
учителем в отношении всех учащихся, выбравших данный уровень обучения. Группа
результатов «Выпускник получит возможность научиться» обеспечивается учителем в
отношении части наиболее мотивированных и способных учащихся, выбравших
данный уровень обучения.
Принципиальным отличием результатов базового уровня от результатов
углубленного уровня является их целевая направленность. Результаты базового уровня
ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей
для повседневной жизни и общего развития. Результаты углубленного уровня
ориентированы на получение компетентностей для последующей профессиональной
деятельности как в рамках данной предметной области, так и в смежных с ней областях.
При этом примерные программы всех учебных предметов построены таким
образом, что предметные результаты базового уровня, относящиеся к разделу
«Выпускник получит возможность научиться», соответствуют предметным
результатам раздела «Выпускник научится» на углубленном уровне.
Эта логика сохранена в авторской программе. В целом, предлагаемое к изучению
содержание в полной мере ориентировано на формирование предметных результатов
группы «Выпускник научится» базового уровня, а также многих результатов группы
«Выпускник научится» углубленного уровня изучения информатики.
Ниже приведены предметные результаты освоения на базовом уровне учебного
предмета «Информатика» в соответствии с примерной основной образовательной
программой среднего общего образования (ПООП СОО).
Выпускник на базовом уровне научится:
– определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных
условиях дискретизации;
– строить логическое выражение по заданной таблице истинности; решать
несложные логические уравнения;
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей;
создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать
несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном
алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные
алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей с использованием основных
алгоритмических конструкций;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с
типом решаемых задач и по выбранной специализации;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений
(время работы, размер используемой памяти);
– использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих
объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых
объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе
моделирования реальных процессов; представлять результаты математического
моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ
для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах
построения персонального компьютера и классификации его программного
обеспечения;
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из
различных предметных областей;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять
запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и
поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять
разработанную базу данных;
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
материалы с использованием возможностей современных программных средств;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы
технических средств ИКТ;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным
компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
− выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
− переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и
шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и
вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления;
− использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных
объектов и процессов;
− строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование
сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют
обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах;
− понимать важность дискретизации данных; использовать знания о
постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
− использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать
основные управляющие конструкции последовательного программирования и
библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
− разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели;
оценивать
числовые
параметры
моделируемых
объектов
и
процессов;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных
процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному
объекту или процессу;
− применять базы данных и справочные системы при решении задач,
возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные
многотабличные базы данных;
o классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом
выполняемых задач;
o понимать основные принципы устройства современного компьютера
− мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной
работы с компьютерами и мобильными устройствами;
o понимать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения
информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного
функционирования средств ИКТ;
o критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Распределение планируемых предметных результатов, зафиксированных в примерной
основной образовательной программе среднего общего образования, в соответствии со
структурой авторских учебников информатики для 10–11 классов.
Выпускник на базовом уровне научится:
(примерной программой не предусмотрено)
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать знания о месте информатики в современной научной
картине мира;
– строить неравномерные коды, допускающие однозначное
декодирование сообщений, используя условие Фано.
– использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки
при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах.
Компьютер и его программное обеспечение
Выпускник на базовом уровне научится:
– аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ
для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах
построения персонального компьютера и классификации его программного
обеспечения;
– применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы
технических средств ИКТ;
– использовать готовые прикладные компьютерные программы в
соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
– соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за
персональным компьютером в соответствии с нормами действующих
СанПиН.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом
выполняемых задач;
– понимать основные принципы устройства современного компьютера
и мобильных электронных устройств;
– использовать правила безопасной и экономичной работы с
компьютерами и мобильными устройствами;
– понимать принцип управления робототехническим устройством;
– осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
– диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных
устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом;
– использовать сведения об истории и тенденциях развития
компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы
распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных;
– узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать,
какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера.
Представление информации в компьютере
Выпускник на базовом уровне научится:
– переводить заданное натуральное число из двоичной записи в
восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные
в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– определять информационный объём графических и звуковых данных при
заданных условиях дискретизации
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной,
восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях
и технике.
Элементы теории множеств и алгебры логики
Выпускник на базовом уровне научится:
– строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать
несложные логические уравнения.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя
законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.
Современные технологии создания и обработки информационных
объектов выпускник на базовом уровне научится:
– создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные
материалы с использованием возможностей современных
программных средств.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
(не предусмотрено примерной программой)
Обработка информации в электронных таблицах
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из
различных предметных областей;
– представлять результаты математического моделирования в наглядном виде,
готовить полученные данные для публикации.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью
компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки
результатов экспериментов;
– разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели;
оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов;
интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных
процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия
реальному объекту или процессу.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник на базовом уровне научится:
– определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
– узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей;
создавать на их основе несложные программы анализа данных;
– читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для
изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
– выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную)
несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и
текстовых данных;
– создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач
базового уровня из различных предметных областей с использованием основных
алгоритмических конструкций;
– понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью
вычислений (время работы, размер используемой памяти).
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли
при решении задач анализа данных;
– получать представление о существовании различных алгоритмов для решения
одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и
используемой памяти;
– применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде
программирования, включая тестирование и отладку программ;
– использовать основные управляющие конструкции последовательного
программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные
программы.
Информационное моделирование
Выпускник на базовом уровне научится:
– находить оптимальный путь во взвешенном графе;
– использовать компьютерно-математические модели для анализа
соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры
моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты,
получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
– использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности,
составлять запросы в базах данных (в том числе, вычисляемые запросы),
выполнять сортировку и поиск записей в БД;
– описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять
разработанную базу данных.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать знания о графах, деревьях и списках при описании
реальных объектов и процессов;
– применять базы данных и справочные системы при решении задач,
возникающих в ходе учебной деятельности и вне её;
– создавать учебные многотабличные базы данных.
Сетевые информационные технологии
Выпускник на базовом уровне научится:
– использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы
в Интернете; вести поиск в информационных системах;
– использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
– использовать в повседневной практической деятельности (в том числе
- размещать данные) информационные ресурсы интернет-сервисов и
виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая
авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать компьютерные сети и определять их роли в современном
мире; узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных
сетей, нормы информационной этики и права;
– анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в
Интернете;
– понимать общие принципы разработки и функционирования
интернет-приложений;
– создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки,
таблицы, формы; организовывать личное информационное пространство;
– критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Основы социальной информатики
Выпускник на базовом уровне научится:
(примерной программой не предусмотрено)
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– использовать принципы обеспечения информационной безопасности,
способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Информатика», предлагаемое в авторском УМК,
полностью перекрывает содержание, представленное в примерной основной
образовательной программе среднего общего образования.
Кроме того, по ряду тем материал представлен даже несколько шире, что
обеспечивает возможность наиболее мотивированным школьникам сформировать более
полные представления о сфере информатики и информационных технологий. Основные
виды учебной деятельности по освоению содержания и формы организации учебных
занятий указаны в разделе Тематическое планирование.
Содержание учебного предмета
Обработка информации в электронных таблицах
Примеры использования динамических
Обработка информации в электронных таблицах
(электронных) таблиц на практике (в том числе — в
§ 1. Табличный процессор. Основные сведения
задачах математического моделирования)
1. Объекты табличного процессора и их свойства
2. Некоторые приёмы ввода и редактирования
данных
3. Копирование и перемещение данных
§ 2. Редактирование и форматирование в
табличном процессоре
1. Редактирование книги и электронной таблицы
2. Форматирование объектов электронной таблицы
§ 3. Встроенные функции и их использование
1. Общие сведения о функциях
2. Математические и статистические функции
3. Логические функции
4. Финансовые функции
5. Текстовые функции
§ 4. Инструменты анализа данных
1. Диаграммы
2. Сортировка данных
3. Фильтрация данных
4. Условное форматирование
5. Подбор параметра
Алгоритмы и элементы программирования
Определение возможных результатов работы
Алгоритмы и элементы программирования
простейших алгоритмов управления исполнителями
§ 5 Основные сведения об алгоритмах
и вычислительных алгоритмов. Определение
§ 6 Алгоритмические структуры
исходных
§ 7(1, 2) Запись алгоритмов на языке
данных, при которых алгоритм может дать
программирования Паскаль
требуемый результат. Сложность вычисления:
§ 7 (3) Анализ программ с помощью
количество выполненных операций, размер
трассировочных таблиц
используемой памяти;
§ 7 (4) Функциональный подход к анализу программ
зависимость вычислений от размера исходных
§ 8 Структурированные типы данных. Массивы
данных
§ 9 (1, 2) Структурное программирование
§ 9 (3, 4) Рекурсивные алгоритмы
Информационное моделирование
Представление результатов моделирования в виде,
Информационное моделирование
удобном для восприятия человеком. Графическое
§ 10 Модели и моделирование
представление данных (схемы, таблицы, графики).
§ 11.1 Моделирование на графах
Практическая работа с компьютерной моделью по
§ 11.2 Знакомство с теорией игр
выбранной теме. Анализ достоверности
§ 12 (1, 2, 3) База данных как модель предметной
(правдоподобия) результатов экспериментов.
области
Использование сред имитационного моделирования
§ 12.4 Реляционные базы данных
(виртуальных лабораторий) для проведения
§ 13 Системы управления базами данных
компьютерного эксперимента в учебной
§ 13 Проектирование и разработка базы данных
деятельности
Сетевые информационные технологии
Принципы построения компьютерных сетей.
Сетевые информационные технологии
Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети
§ 14.1–14.3 Основы построения компьютерных сетей
Интернет. Система доменных имен. Браузеры.
§ 14.4 Как устроен Интернет
Аппаратные компоненты компьютерных сетей.
§ 15 Службы Интернета
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб- страницы
§ 16 Интернет как глобальная информационная
с сервером.
система
Динамические страницы. Разработка интернетприложений (сайты).
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет Расширенный поиск
информации в сети Интернет. Использование языков
построения запросов. Другие виды деятельности в
сети Интернет. Геолокационные сервисы реального
времени (локация мобильных телефонов,
определение загруженности автомагистралей и т. п.);
интернетторговля; бронирование билетов и гостиниц и т. п.
Основы социальной информатики
Социальные сети — организация коллективного
Основы социальной информатики
взаимодействия и обмена данными. Сетевой
§ 17 Информационное общество
этикет: правила поведения в киберпространстве.
§ 18.1–18.3 Информационное право
Проблема подлинности полученной информации.
§ 18.4 Информационная безопасность
Информационная культура. Государственные
электронные сервисы и услуги. Мобильные
приложения. Открытые образовательные ресурсы
Средства защиты информации в
автоматизированных информационных системах
(АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие
проблемы защиты информации и информационной
безопасности АИС. Электронная подпись,
сертифицированные сайты и документы.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с
использованием ИКТ. Правовое обеспечение
информационной безопасности
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Информатика и ИКТ» 11 класс
КолДата
Тема урока
во
план
факт
часов
Обработка информации в электронных таблицах – 12 часов
1.
Табличный
процессор. 1
05.09
Некоторые приемы ввода
и редактирования данных.
2.
Редактирование
и 1
06.09
форматирование
в
табличном
процессоре
Практическая
работа
«Некоторые
приемы
ввода, редактирования и
форматирования
в
электронных таблицах»
3.
Встроенные функции и 1
12.09
их использование.
Практическая
работа
«Математические,
статистические
и
логические
функции.
Обработка
большого
массива данных»
4.
Умение
обрабатывать 1
13.09
числовую информацию в
электронных таблицах.
5.
Логические функции.
1
19.09
Номер
урока
6.
Финансовые
функции. 1
Практическая
работа
«Финансовые функции».
20.09
Требования к
результату
Выпускник на
базовом уровне
научится:
– использовать
электронные
таблицы для
выполнения учебных
заданий из
различных
предметных
областей;
– представлять
результаты
математического
моделирования в
наглядном виде,
готовить полученные
данные для
публикации.
Выпускник на
базовом уровне
получит возможность
научиться:
– планировать и
выполнять
небольшие
исследовательские
Оборудование
Табличный
процессор.
Основные сведения
Редактировани
еи
форматирование в
табличном
процессоре
Встроенные
функции и их
использование
Встроенные
функции и их
использование
Инструменты
анализа данных
Тест 1
Обработка
информации в
Виды
контроля
Промежуточны
й
промежуточны
й
промежуточны
й
промежуточны
й
промежуточны
й
практическая
работа
Основные виды
учебной деятельности
Аналитическая
деятельность
Исследовать
математические
модели.
Практическая
деятельность
Решать расчётные и
оптимизационные
задачи с помощью
электронных таблиц.
Использовать средства
деловой графики для
наглядного
представления данных.
Использовать
сортировку и фильтры.
7.
8.
9.
Текстовые
функции. 1
Практическая
работа
«Текстовые функции»
Инструменты
анализа 1
данных. Диаграммы.
Практическая
работа
«Построение
диаграмм
для
иллюстрации
статистических данных».
26.09
Сортировка
данных. 1
Фильтрация данных.
03.10
27.09
Условное
1
04.10
форматирование. Подбор
параметра.
Практическая
работа
«Подбор параметра»
11.
Обобщение и
1
10.10
систематизация
изученного материала по
теме «Обработка
информации в
электронных таблицах»
(урок-практикум)
12.
Контрольная работа №1
1
11.10
«Обработка информации
в электронных таблицах
Алгоритмы и элементы программирования – 20 часов
10.
13.
Понятие
алгоритма. 1
17.10
проекты с помощью
компьютеров;
использовать
средства ИКТ для
статистической
обработки
результатов
экспериментов;
– разрабатывать и
использовать
компьютерноматематические
модели; оценивать
числовые параметры
моделируемых
объектов и
процессов;
интерпретировать
результаты,
получаемые в ходе
моделирования
реальных процессов;
анализировать
готовые модели на
предмет соответствия
реальному объекту
или процессу.
электронных
таблицах
практическа
я работа
практическа
я работа
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
практическа
я работа
практикум
итоговый
Выпускник на
Основные
Индивидуальн
Аналитическая
14.
Свойства
алгоритма.
Способы
записи
алгоритма.
Понятие
сложности алгоритма.
Алгоритмические
1
структуры. Следование.
Ветвление.
18.10
15.
Циклическая
алгоритмическая
конструкция
1
24.10
16.
Самостоятельная работа
№1
«Алгоритмы
и
исполнители».
Понятие
структуры
данных.
Основные
сведения
о
языке
программирования
Паскаль.
Примеры
записи
алгоритмов
на
языке
программирования
Паскаль.
Программа
нахождения
простых
чисел.
Самостоятельная работа
№2 «Запись алгоритмов
на
языке
программирования
Паскаль»
Анализ
программ
с
помощью трассировочных
таблиц. Функциональный
1
25.10
1
07.11
1
08.11
1
14.11
1
15.11
17.
18.
19.
20.
базовом уровне
научится:
– определять
результат
выполнения
алгоритма при
заданных исходных
данных;
– узнавать изученные
алгоритмы обработки
чисел и числовых
последовательностей;
создавать на их
основе несложные
программы анализа
данных;
– читать и понимать
несложные
программы,
написанные на
выбранном для
изучения
универсальном
алгоритмическом
языке высокого
уровня;
– выполнять
пошагово (с
использованием
компьютера или
вручную) несложные
алгоритмы
управления
сведения об
алгоритмах
Алгоритмическ
ие структуры
ый,
фронтальный
опрос
промежуточ
ный
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
промежуточ
ный
Запись
алгоритмов на
языках
программирования
Запись
алгоритмов на
языках
программирова
ния
Запись
алгоритмов на
языках
программирования
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
промежуточ
ный
Индивидуальн
ый,
фронтальный
деятельность
Выделять этапы
решения задачи на
компьютере. Пояснять
сущность выделенных
этапов.
Определять понятия
«алгоритм» и
«исполнитель
алгоритма».
Называть свойства
алгоритма и пояснять
на примерах их
сущность.
Выбирать способ
записи алгоритма в
зависимости от
решаемой задачи.
Пояснять понятия
«вычислительный
процесс», «сложность
алгоритма» ,
«эффективность
алгоритма».
Давать оценку
сложности известных
алгоритмов.
Приводить примеры
эффективных
алгоритмов.
Выяснять результат
работы алгоритма для
исполнителя при
21.
22.
подход
к
анализу
программ
Самостоятельная работа 1
№3 «Анализ алгоритмов».
Отработка
умения
анализировать алгоритм,
содержащий ветвление и
цикл.
Структурированные типы 1
данных. Массивы
21.11
22.11
Поиск
элементов
с 1
заданными свойствами в
одномерном
массиве.
Самостоятельная работа
№4 «Способы заполнения
и
типовые
приёмы
обработки
одномерных
массивов»
Задачи
на
удаление. 1
Вставку и перестановку
элементов массива
28.11
25.
Сортировка массива.
1
05.12
26.
Самостоятельная работа 1
№5 «Решение задач по
обработке массивов»
Отработка
умения 1
создавать
собственные
программы (10–20 строк)
для
обработки
символьной информации.
06.12
23.
24.
27.
29.11
12.12
исполнителями и
анализа числовых и
текстовых данных;
– создавать на
алгоритмическом
языке программы для
решения типовых
задач базового
уровня из различных
предметных областей
с использованием
основных
алгоритмических
конструкций;
– понимать и
использовать
основные понятия,
связанные со
сложностью
вычислений (время
работы, размер
используемой
памяти).
Выпускник на
базовом уровне
получит возможность
научиться:
– использовать
знания о постановках
задач поиска и
сортировки, их роли
при решении задач
опрос
Запись
алгоритмов на
языках
программирования
Структурное
программирование
Структурное
программирование
промежуточ
ный
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
промежуточ
ный
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
промежуточ
ный
промежуточ
ный
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
заданных исходных
данных и исходные
данные для известного
результата.
Определять результат
выполнения алгоритма
по его блок-схеме.
Приводить примеры
алгоритмов,
содержащих
последовательные,
ветвящиеся и
циклические
структуры.
Анализировать
циклические
алгоритмы для
исполнителя.
Анализировать
интерфейс
интегрированной среды
разработки программ
на выбранном языке
программирования.
Разбивать задачу на
подзадачи.
Пояснять сущность
рекурсивного
алгоритма.
Находить рекурсивные
объекты в окружающем
мире.
28.
29.
30.
31.
32.
Отработка
умения
создавать
собственные
программы (10–20 строк)
для
обработки
целочисленной
информации.
Отработка
умения
обрабатывать
целочисленную
информацию
с
использованием
сортировки.
Структурное
программирование.
Вспомогательные
алгоритмы.
Рекурсивные алгоритмы.
Самостоятельная работа
№6
«Рекурсивные
алгоритмы».
Контрольная работа №2
теме «Алгоритмы и
элементы
программирования»
1
13.12
1
19.12
1
20.12
1
26.12
1
27.12
анализа данных;
– получать
представление о
существовании
различных
алгоритмов для
решения одной
задачи, сравнивать
эти алгоритмы с
точки зрения
времени их работы и
используемой
памяти;
– применять навыки
и опыт разработки
программ в
выбранной среде
программирования,
включая
тестирование и
отладку программ;
– использовать
основные
управляющие
конструкции
последовательного
программирования и
библиотеки
прикладных
программ; выполнять
созданные
программы.
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
промежуточ
ный
промежуточ
ный
Тест 2
Алгоритмы и
элементы
программирован
ия
итоговый
Давать определение
понятия «массив».
Приводить примеры
одномерных,
двумерных и
трёхмерных массивов.
Приводить примеры
задач из повседневной
жизни,
предполагающих
использование
массивов.
Осуществлять
постановку задачи
сортировки массивов.
Практическая
деятельность
Управлять работой
формального
исполнителя с
помощью алгоритма.
Строить блок-схемы
последовательных
алгоритмов по
описанию.
Строить блок-схемы
ветвящихся алгоритмов
по описанию.
Строить блок-схемы
циклических
алгоритмов по
описанию.
Записывать
алгоритмические
конструкции на
выбранном языке
программирования.
Записывать и
отлаживать программы
в интегрированной
среде разработки
программ на
выбранном языке
программирования.
Разрабатывать и
осуществлять
программную
реализацию алгоритмов
решения типовых
задач:
• нахождения
наибольшего (или
наименьшего) из двух,
трёх, четырёх заданных
чисел без
использования
массивов и циклов, а
также сумм (или
произведений)
элементов конечной
числовой
последовательности
(или массива);
• анализа записей чисел
в позиционной системе
счисления;
• с использованием
метода перебора (поиск
НОД данного
натурального числа,
проверка числа на
простоту и т. д.);
• работы с элементами
массива с однократным
просмотром массива:
линейный поиск
элемента, вставка и
удаление элементов в
массиве, перестановка
элементов данного
массива в обратном
порядке, суммирование
элементов массива,
проверка соответствия
элементов массива
некоторому условию,
нахождение второго по
величине наибольшего
(или наименьшего)
значения и др.
Проверять
работоспособность
программ с
использованием
трассировочных
таблиц.
Оформлять логически
целостные или
повторяющиеся
фрагменты программы
в виде подпрограмм.
Программировать
рекурсивные
алгоритмы.
Определять значение
рекурсивного
алгоритма
Информационное моделирование – 16 часов
33.
34.
35.
36.
Модели
и 1
моделирование.
Компьютерное
моделирование
Списки, графы, деревья и 1
таблицы.
Отработка
умения
представлять и считывать
данные в разных типах
информационных
моделей.
Моделирование
на 1
графах.
09.01
Самостоятельная работа 1
№7 «Пути в графе»
Отработка
умения
представлять и считывать
данные в разных типах
17.01
10.01
16.01
Выпускник на
базовом уровне
научится:
– находить
оптимальный путь во
взвешенном графе;
– использовать
компьютерноматематические
модели для анализа
соответствующих
объектов и
процессов, в том
числе оценивать
числовые параметры
моделируемых
объектов и
процессов, а также
интерпретировать
Модели и
моделирование
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
Моделировани
е на графах
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
Моделировани
е на графах
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
Моделировани
е на графах
промежуточ
ный
Аналитическая
деятельность
Определять понятия
«модель»,
«моделирование».
Классифицировать
модели по заданному
основанию.
Приводить примеры
моделей,
встречающихся в
повседневной жизни.
Определять цель
моделирования в
конкретном случае.
Определять
адекватность модели
цели моделирования в
конкретном случае.
37.
38.
39.
информационных
моделей.
Знакомство с теорией игр. 1
Самостоятельная работа
№8 «Дерево игры»
Решение
задач
в 1
электронных таблицах.
Общие представления об 1
информационных
системах
23.01
24.01
30.01
40.
База данных как модель 1
предметной области
31.01
41.
Реляционные
базы 1
данных.
Технологии
хранения,
поиска
и
сортировки информации в
реляционных
базах
данных.
06.02
42.
Самостоятельная работа 1
№9
«Информация
в
таблицах»
Системы
управления 1
базами данных
07.02
Работа в программной 1
среде СУБД
Проектирование
базы 1
данных
14.02
43.
44.
45.
13.02
20.02
результаты,
получаемые в ходе
моделирования
реальных процессов;
– использовать
табличные
(реляционные) базы
данных, в частности,
составлять запросы в
базах данных (в том
числе, вычисляемые
запросы), выполнять
сортировку и поиск
записей в БД;
– описывать базы
данных и средства
доступа к ним;
наполнять
разработанную базу
данных.
Выпускник на
базовом уровне
получит возможность
научиться:
– использовать
знания о графах,
деревьях и списках
при описании
реальных объектов и
процессов;
– применять базы
данных и справочные
промежуточ
ный
практикум
База данных
как модель
предметной
области
База данных
как модель
предметной
области
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
промежуточ
ный
Системы
управления базами
данных
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
практикум
Системы
управления базами
данных
практикум
Приводить примеры
использования графов,
деревьев, списков при
описании
объектов и процессов
окружающего мира.
Характеризовать игру
как модель некоторой
ситуации.
Приводить примеры
жизненных ситуаций,
моделью которых
может быть игра.
Давать определение
выигрышной стратегии.
Исследовать
математические
модели.
Приводить примеры
использования баз
данных.
Характеризовать базу
данных как модель
предметной области.
Практическая
деятельность
Использовать графы,
деревья, списки при
описании объектов и
процессов
окружающего мира.
Применять алгоритмы
46.
47.
48.
Разработка базы данных. 1
Практическая
работа
«Система
управления
базами данных»
Обобщение
и 1
систематизация
изученного материала по
теме «Информационное
моделирование»
(уроксеминар)
Контрольная работа №3 1
«Информационное
моделирование»
21.02
27.02
28.02
Сетевые информационные технологии – 9 часов
49.
Компьютерные сети, их 1
06.03
аппаратное
и
программное обеспечение
50.
51.
52.
Как устроен Интернет. 1
Самостоятельная работа
№ 10 «Основы построения
компьютерных сетей»
Информационные службы 1
Интернета.
07.03
Коммуникационные
14.03
1
системы при
решении задач,
возникающих в ходе
учебной
деятельности и вне
её;
– создавать учебные
многотабличные
базы данных.
13.03
Системы
управления базами
данных
семинар
Тест 3
Информационное
моделирование
Выпускник на
базовом уровне
научится:
– использовать
компьютерные
энциклопедии,
словари,
информационные
системы в Интернете;
вести поиск в
информационных
системах;
практикум
Основы
построения
компьютерных
сетей
Основы
построения
компьютерных
сетей
Службы
Интернета
итоговый
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
промежуточ
ный
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
Индивидуальн
нахождения
кратчайших путей
между вершинами
ориентированного
графа.
Проектировать
многотабличную базу
данных.
Осуществлять ввод и
редактирования
данных.
Осуществлять
сортировку, поиск и
выбор данных в
готовой базе данных.
Формировать запросы
на поиск данных в
среде системы
управления базами
данных
Выявлять общее и
различия в организации
локальных и
глобальных
компьютерных сетей.
Пояснять принципы
построения
компьютерных сетей.
Приводить примеры
сетевых протоколов с
определёнными
функциями.
службы
Интернета.
Сетевой этикет
53.
Интернет как глобальная 1
информационная
система.
20.03
54.
Практическая
работа
«Создание веб-сайта»
Самостоятельная работа
№ 9 «Поисковые запросы
в
сети
Интернет».
Достоверность
информации,
представленной в сети.
Обобщение и
систематизация
изученного материала по
теме «Сетевые
информационные
технологии» (уроксеминар)
Контрольная работа №4
«Сетевые
информационные
технологии»
1
21.03
1
03.04
1
04.04
1
10.04
55.
56.
57.
– использовать
сетевые хранилища
данных и облачные
сервисы;
– использовать в
повседневной
практической
деятельности (в том
числе
размещать данные)
информационные
ресурсы интернетсервисов и
виртуальных
пространств
коллективного
взаимодействия,
соблюдая авторские
права и
руководствуясь
правилами сетевого
этикета.
Выпускник на
базовом уровне
получит возможность
научиться:
– использовать
компьютерные сети и
определять их роли в
современном мире;
узнать базовые
принципы
организации и
Интернет как
глобальная
информационная
система
ый,
фронтальный
опрос
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
практикум
промежуточ
ный
семинар
Тест 4
Сетевые
информационные
технологии
итоговый
Анализировать адреса в
сети Интернет.
Характеризовать
систему доменных
имён.
Характеризовать
структуру URL.
Характеризовать
структуру вебстраницы.
Описывать
взаимодействие вебстраницы с сервером.
Приводить примеры
различных видов
деятельности в сети
Интернет.
Практическая
деятельность
Работать с электронной
почтой.
Настраивать браузер.
Работать с файловыми
архивами.
Осуществлять поиск
информации на
заданную тему в
основных хранилищах
информации.
Применять несколько
способов проверки
достоверности
информации,
функционирования
компьютерных сетей,
нормы
информационной
этики и права;
– анализировать
доменные имена
компьютеров и
адреса документов в
Интернете;
– понимать общие
принципы
разработки и
функционирования
интернетприложений;
– создавать вебстраницы,
содержащие списки,
рисунки,
гиперссылки,
таблицы, формы;
организовывать
личное
информационное
пространство;
– критически
оценивать
информацию,
полученную из сети
Интернет.
Основы социальной информатики – 10 часов
найденной в сети
Интернет.
Разрабатывать вебстраницу на заданную
тему.
Осуществлять
публикацию готового
материала в сети
58.
59.
Информационное
общество
2
11.04
17.04
60.
61.
Информационное право
2
18.04
24.04
62.
Итоговая
работа. 1
Тестирование
Информационная
3
безопасность
25.04
63.
64.
65.
66.
67.
Обобщение и
систематизация
изученного материала по
теме «Основы
социальной
информатики» (уроксеминар)
Тест по теме «Основы
социальной
информатики»
02.05
15.05
16.05
1
22.05
1
23.05
Выпускник на
базовом уровне
научится:
(примерной
программой не
предусмотрено)
Выпускник на
базовом уровне
получит возможность
научиться:
– использовать
принципы
обеспечения
информационной
безопасности,
способы и средства
обеспечения
надежного
функционирования
средств ИКТ.
Информационн
ое общество
Информационн
ое право и
информационная
безопасность
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
промежуточ
ный
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
семинар
Тест 5 Основы
социальной
информатики
итоговый
Аналитическая
деятельность
Описывать социальноэкономические стадии
развития общества.
Характеризовать
информационное
общество, выделять его
основные черты.
Анализировать
Декларацию принципов
построения
информационного
общества, раскрывать
суть изложенных в ней
принципов.
Давать определения
понятиям
«информационный
ресурс»,
«информационный
продукт»,
«информационная
услуга».
Приводить примеры
государственных
информационных
ресурсов.
Выявлять отличия
информационных
продуктов от продуктов
материальных.
Соотносить
информационные
ресурсы и услуги с
секторами
информационного
рынка.
Характеризовать
информационнообразовательную среду
своей школы, описывая
имеющееся
техническое
оснащение,
программное
обеспечение и их
использование
учителями и
школьниками.
Выделять основные
этапы развития
информационного
общества в России.
Характеризовать
возможности
социальных сетей.
Формулировать
правила поведения в
социальных сетях.
Анализировать
законодательную базу,
касающуюся
информационных
ресурсов.
Отвечать на
конкретные вопросы,
используя тексты
нормативных
документов.
Соотносить виды
лицензий на
использование
программного
обеспечения и порядок
его использования и
распространения.
Характеризовать
сущность понятий
«информационная
безопасность», «защита
информации».
Формулировать
основные правила
информационной
безопасности.
Участвовать в
дискуссии по
изучаемому материалу.
Практическая
деятельность
Осуществлять
подготовку сообщений
и презентаций по
заданной теме.
Итоговое повторение
68.
Основные идеи и
69.
понятия курса
2
29.05
30.05
Индивидуальн
ый,
фронтальный
опрос
§1–18
График контрольных работ по информатике 11 класс 2022-2023 уч. год
Тема контрольной работы
Контрольная работа №1 «Обработка информации в
электронных таблицах»
Контрольная работа №2 «Алгоритмы и элементы
программирования»
Контрольная работа №3 «Информационное
моделирование»
Итоговая работа. Тест
Дата проведения
контрольной работы
11.10
27.12
28.12
25.04
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
При выполнении контрольной работы в виде тестирования.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или при допуску незначительных 85-100%
Оценка «4» ставится, если выполнено 70-84% всей работы.
Оценка «3» ставится, если выполнено 56-69% всей работы.
Оценка «2» ставится, если выполнено менее 55% всей работы.
Оценка «1» ставится, если выполнено менее 15% всей работы, или
если учащийся не приступал к работе.
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке
усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и
незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
•
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
•
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
•
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
•
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные
описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и
информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит,
навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной
теме в полной мере (незнание основного программного материала):
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько
оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на
сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики
как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при
ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по
замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один
из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по
замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы
умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые
не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
VIII. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ ДЛЯ 10 КЛАССА.
Авторский учебно-методический комплект по курсу информатики 11 класса
1. Информатика. 11 класс: самостоятельные и контрольные работы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, А.А. Лобанов, Т.Ю. Лобанова
2. Информатика. 11 класс. Базовый уровень: учебник / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
3. Информатика. 10–11 классы. Базовый уровень: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова
Перечень цифровых образовательных ресурсов
1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).
2. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
-
Технические средства обучения:
классная маркерная доска с набором магнитов для крепления таблиц, постеров и картинок;
мультимедийный проектор;
интерактивная доска;
персональный компьютер для учителя;
персональный компьютер для учащихся (10 шт.)
МФУ.
Программные средства обучения:
обучающие компьютерные программы;
программами по обработке информации различного вида (текстовый процессор, графический редактор, редактор презентаций,
калькулятор)
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по информатике.
операционными система Windows 7
Оборудование класса:
ученические двухместные столы с комплектом стульев;
стол учительский;
шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
стол компьютерный (10 шт.);
компьютерные кресла (10 шт.);
Сокращения, используемые в рабочей программе:
У – учебник.
РТ – рабочая тетрадь