цифровой
Литвинова Подписано
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Ирина
Дата: 2022.11.02
Николаевна 14:41:07 +03'00'
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413(в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645, от 31.12.2015
№ 1578, от 29.06.2017 № 613) (далее – ФГОС среднего общего образования);
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №3 г.
Донецка
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных
предметов (курсов) педагогов в муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования «город
Донецк»;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022 - 2023 учебный
год.
1. Цели изучения предмета
Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности
обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством
учителя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов,
курсов в любой избранной области деятельности: познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой и др.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение двух учебных лет в
рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом. Он должен быть
представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта:
информационного,
творческого,
социального,
прикладного,
инновационного,
конструкторского, инженерного.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной
презентации обучающимися результатов исследования в форме индивидуального проекта,
направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
— реализация требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам
освоения основной образовательной программы;
— формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения
методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской
деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
— повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной
программы, а также усвоения знаний и учебных действий
2. Общая характеристика предмета
Содержание предмета «Индивидуальный проект» в основном сфокусировано на
процессах исследования и проектирования (в соответствии с ФГОС), но вместе с тем
содержит необходимые отсылки к другим типам деятельности. При этом программа
предполагает практические задания на освоение инструментария исследования и
проектирования в их нормативном виде и в их возможной взаимосвязи. Тематически
программа построена таким образом, чтобы дать представление о самых необходимых
аспектах, связанных с процессами исследования и проектирования, в соответствии с
существующими культурными нормами. С помощью данного предмета предполагается
адаптирование этих норм для понимания и активного использования обучающими в своих
проектах и исследованиях. Содержание предмета «Индивидуальный проект» представлено
современной модульной системой обучения, которая создается для наиболее благоприятных
условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения,
приспособления к индивидуальным потребностям обучающихся и уровню их базовой
подготовки.
Программный материал отражает современные запросы общества и государства к
построению образовательного процесса: деятельностный характер обучения, ориентир на
метапредметные результаты, развитие информационной грамотности, в том числе и навыков
владения ИКТ при освоении образовательных программ.
Программа предусматривает поэтапное сопровождение деятельности обучающихся по
реализации индивидуального проекта. Содержание курса направлено на решение задач по
реализации требований федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования в полном объеме
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане общеобразовательного
учреждения (организации).
Индивидуальный проект обязателен для выполнения обучающимися по выбранному
предмету/ направлению. В соответствии с учебным планом на выполнение
индивидуального проекта обучающимися 11 класса отводится 1 час в неделю ( 34 часа в
год). Программа скорректирована на ___ часов в соответствии с производственным
календарем
4. Информация о внесенных изменениях
Рабочая программа составлена на основе авторской программы без изменений с учетом
характеристики 11 класса.
Большинство учащихся группы внимательны на уроках, у многих хорошо развита
память, они умеют выстраивать логические закономерности, рассуждать и репродуктивно
воспроизводить тексты. Ряд обучающихся обладают ярко выраженными творческими
способностями, есть дети, которые умеют оригинально и независимо мыслить.
Работоспособность коллектива высокая.
6. Информация об используемом УМК
Учебно-методическое обеспечение предмета включает в себя учебное пособие
«Индивидуальный проект», в котором рассмотрены разные этапы проектирования
(выдвижение идеи, разработка замысла, реализация проекта, рефлексия) и различные виды
проектов (технический, социальный, экономический, управленческий, волонтёрский и др.).
Разбираются примеры проектов: современных и разработанных в прошлом, реализованных
профессионалами и школьниками, локальных, региональных, общенациональных и
глобальных. После прохождения курса школьники получат необходимые навыки проектной
деятельности, овладеют методами поиска, анализа и использования научной информации,
смогут публично излагать результаты своей работы.
Название учебной программы
Авторская программа
М.В. Половковой
«Индивидуальный проект»
(Сборник примерных рабочих
программ. Элективные курсы
для профильной школы, М.,
«Просвещение»,
2018 г.)
Используемые учебники
Учебно-методическое
обеспечение курса включает
в себя учебное пособие для
учащихся Половкова М. В.,
Носов А. В., Половкова Т. В.
и др. «Индивидуальный
проект 10-11 класс», М.,
Издательство
«Просвещение», 2018
Пособия для учителя
Половкова М. В., Носов А. В.,
Половкова Т. В. и др.
«Индивидуальный проект 10-11
класс»,
М.,
Издательство
«Просвещение», 2018
Содержание тем учебного курса.
1. Трудности реализации проекта
Переход от замысла к реализации проекта. Освоение понятий: жизненный цикл проекта,
жизненный цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.
Возможные риски проектов, способы их предвидения и преодоления.
Практическое занятие по анализу проектного замысла «Правовая приемная «Доверие».
Практическое занятие по анализу проектного замысла «Реки России – люди как реки».
Сравнение проектных замыслов.
Практическое занятие по анализу проектов гимназистов. Проект «Музей гимназии «Связь
поколений».
2. Предварительная защита и экспертная оценка проектных исследовательских работ
Позиция эксперта.
Предварительная защита проектов и исследовательских работ, подготовка к взаимодействию
с экспертами.
Оценка проекта сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Проектноконструкторское решение в рамках проекта и его экспертная оценка.
Начальный этап исследования и его экспертная оценка.
2. Дополнительные возможности улучшения проекта
Технология как мост от идеи к продукту. Освоение понятий: изобретение, технология,
технологическая долина.
Видим за проектом инфраструктуру.
Опросы как эффективный инструмент проектирования.
Освоение понятий: анкета, социологический опрос, интернет-опрос, генеральная
совокупность, выборка респондентов.
Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов.
Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама по бартеру и возможности
продвижения проектов в социальных сетях.
Алгоритм создания и использования видеоролика для продвижения проекта.
Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности.
3. Презентация и защита индивидуального проекта
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/исследований
старшеклассников
7. Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков
В программе применяются современные образовательные технологии и методики:
- информационно-коммуникационные технологии
- технология проблемного обучения
- проектно-исследовательские технологии
- технология дистанционного обучения
Формы:
- традиционное занятие;
- работы в парах и группах;
- индивидуальная работа;
- конференции.
8. Виды и формы контроля
Формами контроля над усвоением материала служат отчёты по работам, самостоятельные
творческие работы, тесты, итоговые учебно-исследовательские проекты. Итоговое занятие
проходит в виде научно-практической конференции или круглого стола, где заслушиваются
доклады учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть представлены в
форме реферата или отчёта по исследовательской работе с использованием иллюстративного
материала (плакаты, презентации, видеоролики и др.).
9.
Соответствие требованиям ЕГЭ
Планируемые результаты изучения учебного предмета полностью соответствуют требованиям
ГИА.
10. Планируемые результаты изучения курса
Выпускник научится:
1. формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы;
2. выделять основные задачи по реализации поставленной цели в проекте и
исследовательской работе;
3. распознавать проблемы и ставить вопросы, формулировать на основании
полученных результатов;
4. отличать факты от суждений, мнений и оценок;
5. подбирать методы и способы решения поставленных задач; использовать
основные методы и приемы, характерные для естественных и
гуманитарных наук;
6. оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные(такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели, определять допустимые
сроки выполнения проекта или работы;
Метапредметные 1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
результаты
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных
задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для
достижения поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной
заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые (учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
Личностные
результаты
Предметные
результаты
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим
замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как
ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее
пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из
соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель,
выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального
и комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с
использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную
коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Обучающиеся получат представление:
– о философских и методологических основаниях научной деятельности и
научных методах, применяемых в исследовательской и проектной
деятельности;
– о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент,
надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
– о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от
исследований в естественных науках;
– об истории науки;
– о новейших разработках в области науки и технологий;
– о правилах и законах, регулирующих отношения в научной,
изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное
право, защита авторского права и др.);
– о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в
результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения
исследований и реализации проектов
Обучающиеся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебнопознавательных задач;
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении
своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и
социальной жизни;
– использовать элементы математического моделирования при решении
исследовательских задач;
– использовать элементы математического анализа для интерпретации
результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
обучающиеся научатся:
– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и
проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с
представлениями об общем благе;
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной
деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем
культурном пространстве;
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития
различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при
постановке собственных целей;
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время),
необходимые для достижения поставленной цели;
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации
проектов в различных областях деятельности человека;
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно
и объективно презентуя свой проект или возможные результаты
исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного
сотрудничества;
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему
параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации
проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении
работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования
и предусматривать пути минимизации этих рисков;
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения,
которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или
исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
11. Тематическое планирование
№
раздела
Наименование разделов и тем
Всего часов
1 полугодие
5
6
Модуль 5. Трудности реализации проекта
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ
10
6
2 полугодие
7
8
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и
исследовательских работ
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (4 ч)
Итого:
1
13
4
34
кол№
во
п/п
час
1-2
2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ»
Дата
Планируемые результаты освоения материала
Основные
Форма
ИКТ–
план
Предметные
Метапредметные
Личностные
Тема урока
элементы
контро поддер
(познавательные,
факт
содержания
ля
жка
регулятивные,
коммуникативные УУД)
Трудности реализации проекта (10 ч)
05.09
12.09
Переход
от
замысла
к
реализации
проекта.
Освоение
понятий:
жизненный
цикл проекта,
жизненный
цикл продукта
(изделия),
эксплуатация,
утилизация.
Замысел проекта.
Реализация проекта.
Основные
видимые признаки
проекта. Сложности
понимания и
осуществления
проектных идей
Презен - давать определения
тация понятиям
– формулировать
цели и задачи
проектной
(исследовательской)
деятельности;
– планировать
работу по
реализации
проектной
(исследовательской)
деятельности;
Формирование
Регулятивные:
целеполагание как
"стартовой"
постановка учебной задачи мотивации на
на основе соотнесения
изучение
того, что уже известно и
нового
усвоено учащимся, и того,
материала,
что еще неизвестно;
саморазвитию
в
Познавательные:
исследователь
самостоятельное
ской и
выделение и
творческой
формулирование
деятельности
познавательной цели;
поиск и выделение
необходимой информации;
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками;
–определение целей,
функций участников,
способов взаимодействия;
– инициативное
сотрудничество в поиске и
сборе информации;
3-4
5-6
2
2
19.09
26.09
03.10
10.10
Возможные
риски
проектов,
способы их
предвидения и
преодоления
1. Практическое
занятие
по
анализу
проектного
замысла
«Правовая
приемная
«Доверие».
Рассматривают и
изучают возможные
риски проектов,
способы их
предвидения и
преодоления
Учатся
анализировать
проектный замысел
«Правовая приемная
«Доверие».
Беседа
Презен
тация
Презен
тация
Уметь отличать
проектирование от
занятий
искусством,
математикой и
других
профессиональных
занятий
Регулятивные: определять
цель учебной деятельности;
выбирать средства
достижения
цели;планировать (в
сотрудничестве с
одноклассниками,
учителем или
самостоятельно)
учебную деятельность;
оценивать способы
достижения цели;
сохранять познавательную
задачу в течение урока,
оценивать учебные
достижения.
Познавательные УУД:
анализировать языковой
материал, сравнивать
варианты, осуществлять
выбор правильного
варианта; перерабатывать
информацию.
Коммуникативные УУД:
выдвигать и обосновывать
точку зрения, использовать
речевые средства в
соответствии с речевой
ситуацией
Учебнопознавательн
ый интерес к
новому
учебному
материалу и
способам
решения
новой задачи.
Регулятивные УУД:
определять цель учебной
деятельности; выбирать
средства достижения
цели; планировать учебную
деятельность; оценивать
способы достижения цели;
сохранять познавательную
задачу в течение урока,
Желание
иметь
учебнопознавательны
е
мотивы.
Я
7-8
2
17.10
24.10
1. Практическое
занятие
по
анализу
проектного
замысла «Реки
России – люди
как
реки».
Сравнение
проектных
замыслов.
Необходимость
аргументации своей
позиции при
проектировании.
Сопоставление
различных
аргументов
Самост Презен Уметь
оятельн тация
аргументировать
ая
свою позицию при
работа
проектировании.
Сопоставлять
различные
аргументы
самостоятельно
анализировать и исправлять
свои ошибки;
Познавательные УУД:
анализировать учебный
материал
Коммуникативные УУД:
выдвигать и обосновывать
точку зрения,
аргументировать свой ответ,
продуктивно общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности; осознанно
использовать речевые
средства в соответствии с
ситуацией общения и
коммуникативной задачей;
создавать устные
и письменные тексты для
решения разных задач
общения
Регулятивные
УУД:
обнаруживать
и
формулировать учебную
проблему,
планировать
пути достижения целей,
отбирать методы.
Познавательные
УУД:
употреблять
различные
обороты
речи,
самостоятельно проводить
исследование на основе
применения
методов наблюдения и
эксперимента.
Коммуникативные УУД:
владеть монологической и
диалогической
речью,
Поиск и
извлечение
нужной
информации по
заданной теме
в различных
источниках.
Умение
работать с
иллюстрационн
ым материалом
грамматическими
и
синтаксическими нормами
языка,адекватно
использовать
выразительные
средства
языка.
9-10 2
07.11
14.11
Практическое
занятие
по
анализу
проектов
гимназистов.
Проект «Музей
гимназии
«Связь
поколений».
Учатся
анализировать
проектный замысел
«Музей
гимназии
«Связь поколений».
Презен Уметь
тация
аргументировать
свою позицию при
проектировании.
Сопоставлять
различные
аргументы
Желание и
Регулятивные УУД:
определять цель учебной
умение
деятельности; выбирать
выразить
средства достижения
личную точку
цели; планировать учебную зрения,
деятельность; оценивать
аргументиров
способы достижения цели; ать ее. Поиск
сохранять познавательную и извлечение
задачу в течение урока,
нужной
самостоятельно
информации
анализировать и
по заданной
исправлять свои ошибки;
теме в
оценивать учебные
различных
достижения.
источниках.
Познавательные УУД:
анализировать учебный
материал
Коммуникативные УУД:
выдвигать и
обосновывать точку зрения,
аргументировать свой
ответ, продуктивно
общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности; осознанно
использовать речевые
средства в соответствии с
ситуацией общения;
создавать устные и
письменные тексты для
решения разных задач
общения
Предварительная защита и экспертная оценка проектных исследовательских работ (7 ч)
1
21.11
Позиция
эксперта.
Отличие проекта от
дела. Социальное
проектирование.
Старт социального
проекта.
Отношения,
ценности и нормы
в социальном
проекте.
Проектирование
ценности.
Проектирование
способов
деятельности.
Мероприятия
проекта
Презен Знать отличие
тация
проекта от дела.
Социальное
проектирование.
Старт социального
проекта.
12,13, 3
14
28.11
05.12
12.12
Предваритель
ная
защита
проектов
и
исследовател
ьских работ,
Защищают
проектов и
исследовательских
работ
Презен Осознают личную
тация
ответственность за
свою работу
11
Самостоятельн
Регулятивные УУД:
определять необходимые
о использовать
действия в соответствии
справочную
с учебной и
литературу,
познавательной задачей и
каталоги для
составлять алгоритм их
сбора нужной
выполнения;
информации. В
обосновывать и
том числе с
осуществлять выбор
электронными.
наиболее эффективных
Уметь
способов решения учебных устранять
и
ошибки,
познавательных задач
допущенные
при
Познавательные УУД:
строить рассуждение от
поиске
общих закономерностей к
информации.
частным явлениям и от
частных явлений к общим
закономерностям;
излагать полученную
информацию,
интерпретируя
ее в контексте решаемой
задачи;
Коммуникативные УУД:
формулировать,
аргументировать и
отстаивать
свое мнение
Формирование
Регулятивные УУД:
определять цель учебной
познавательног
деятельности; выбирать
о интереса,
средства достижения цели; устойчивой
планировать учебную
мотивации к
подготовка к
взаимодейств
ию
с
экспертами.
деятельность; оценивать
способы достижения цели;
сохранять познавательную
задачу в течение урока,
самостоятельно
анализировать и
исправлять свои ошибки;
оценивать учебные
достижения.
Познавательные УУД:
самостоятельно указывать
на информацию,
нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять
способ проверки
достоверности информации
Коммуникативные УУД:
выдвигать и обосновывать
точку зрения,
аргументировать свой ответ,
продуктивно общаться и
взаимодействовать в
процессе совместной
деятельности; осознанно
использовать речевые
средства в соответствии с
речевой ситуацией;
создавать устные и
письменные тексты для
решения разных
коммуникативных задач
самостоятельно
му и
коллективному
исследованию
15
1
19.12
Оценка
проекта
сверстников:
проект
«Разработка
портативного
металлоискат
еля».
Оценивают проект
сверстников
16
1
26.12
Проектноконструкторс
кое решение
в
рамках
проекта и его
экспертная
оценка.
Ресурс для
реализации
проекта. Средства
достижения цели
проекта. Участники
проекта
Самостоят Презен Уметь
ельная
тация
аргументировать
работа
свою позицию при
проектировании.
Сопоставлять
различные
аргументы
Регулятивные УУД:
описывать свой опыт,
оформляя его для передачи
другим людям в виде
технологии решения
практических задач
определенного класса
Познавательные УУД:
самостоятельно указывать
на информацию,
нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять
способ проверки
достоверности информации
Коммуникативные УУД:
принимать позицию
собеседника, понимая
позицию другого,
различать в его речи:
мнение (точку зрения),
доказательство
(аргументы), факты;
гипотезы, аксиомы, теории
Желание и
умение
выразить
личную точку
зрения,
аргументиров
ать ее.
Презен Уметь
тация аргументировать
свою позицию при
проектировании.
Сопоставлять
различные
аргументы
Регулятивные УУД:
определять совместно с
педагогом и сверстниками
критерии планируемых
результатов и критерии
оценки своей учебной
деятельности
Познавательные УУД:
анализировать/рефлексиро
вать опыт разработки и
реализации учебного
проекта, исследования
(теоретического,
эмпирического) на основе
предложенной проблемной
Поиск и
извлечение
нужной
информации по
заданной теме в
различных
источниках.
ситуации, поставленной
цели или заданных
критериев оценки
продукта/результата
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог,
участвовать в
коллективном обсуждении
проблем, в дискуссии и
аргументировать свою
позицию
17
1
09.01
Начальный
этап
исследования
и его
экспертная
оценка
Рассматривают
начальный этап
исследования и его
экспертную оценку
2 полугодие
Презен Иметь представление
тация о том, что такое
исследование,
правила написания
исследования,
особенности
исследовательских
работ, чем
отличаются проект
от
исследования.
Познавательные: уметь
синтезировать полученную
информацию для
составления
аргументированного ответа
на проблемный вопрос
Регулятивные: уметь
определять меры усвоения
изученного материала
Коммуникативные: уметь
делать анализ текста,
используя изученную
терминологию и
полученные знания
Формирование
навыков
взаимодействи
я в группе по
алгоритму
выполнения
задания пи
консультативн
ой помощи
учителя
Познавательные: уметь
устанавливать аналогии,
ориентироваться в
разнообразии способов
решения задач
Регулятивные:
формулировать и
удерживать учебную
задачу
Формирование
навыков
индивидуально
го выполнения
диагностическ
их заданий по
алгоритму
решения
литературовед
Дополнительные возможности улучшения проекта (13 ч)
18
1
16.01
Технология как
мост от идеи к
продукту.
Освоение
понятий:
изобретение,
технология,
технологическая
долина.
Освоение понятий:
изобретение,
технология,
технологическая
долина.
Презен Применяют знания на
-тация практике
19
20
1
23.01
Видим за
проектом
инфраструктуру
Позитивный образ
будущего для себя
и для других.
Понятие
инфраструктуры
1
30.01
Опрос как
эффективный
инструмент
проектирования
Рассматривают
опрос как
эффективный
инструмент
проектирования
Обозначить
проблему,
сформулировать
цель на основании
проблемы
Презен
-тация
Уметь
аргументировать
свою позицию при
проектировании.
Сопоставлять
различные
аргументы.
Коммуникативные:
уметь формулировать
собственное мнение и
свою позицию
ческой задачи
Познавательные: уметь
искать и выделять
необходимую
информацию из
прослушанного или
прочитанного текста,
создавать обобщения,
устанавливать аналогии
Регулятивные:
выбирать действия в
соответствии с
поставленной задачей,
классифицировать,
самостоятельно выбирать
основания и критерии для
классификации
Коммуникативные:
уметь делать анализ
текста, используя
изученную терминологию
и полученные знания
Познавательные: уметь
искать и выделять
необходимую
информацию из
прослушанного или
прочитанного текста,
создавать обобщения,
устанавливать аналогии
Регулятивные:
выбирать действия в
Формирование
мотивации к
индивидуальн
ой и
коллективной
творческой
деятельности
Развивать
познавательн
ые интересы,
интеллектуаль
ные и
творческие
способности.
21-22 2
06.02
13.02
Освоение
понятий: анкета,
социологически
й опрос,
интернет-опрос,
генеральная
совокупность,
выборка
респондентов.
Рассматривают и
изучают понятия:
анкета,
социологический
опрос, интернетопрос, генеральная
совокупность,
выборка
респондентов
Презен Уметь
-тация аргументировать
свою позицию при
проектировании.
Сопоставлять
различные
аргументы
соответствии с
поставленной задачей,
классифицировать,
самостоятельно выбирать
основания и критерии для
классификации
Коммуникативные:
уметь делать анализ
текста, используя
изученную терминологию
и полученные знания
Познавательные: уметь
синтезировать
полученную информацию
для составления
аргументированного
ответа
Регулятивные: уметь
выполнять учебные
действия (отвечать на
вопросы), планировать
алгоритм ответа, работать
самостоятельно
Коммуникативные:
уметь строить
монологическое
высказывание,
формулировать свою
точку зрения, адекватно
использовать различные
речевые средства для
решения
коммуникативных задач
Формирование
мотивации к
самосовершенс
твованию
23-24 2
20.02
27.02
Возможности
Рассматривают и
социальных
изучают сетевые
сетей. Сетевые
формы проектов
формы проектов
Уметь
аргументировать
свою позицию при
проектировании.
Сопоставлять
различные
аргументы
Познавательные: уметь
синтезировать
полученную информацию
для составления
аргументированного
ответа
Регулятивные: уметь
выполнять учебные
действия (отвечать на
вопросы), планировать
алгоритм ответа, работать
самостоятельно
Коммуникативные:
уметь строить
монологическое
высказывание,
формулировать свою
точку зрения, адекватно
использовать различные
речевые средства для
решения
коммуникативных задач
Развивать
познавательны
е интересы,
интеллектуаль
ные и
творческие
способности.
25-26 2
06.03
13.03
Освоение
Понятия
Самосто
понятий:
таргетированная
ятельная
таргетированная реклама, реклама по работа
реклама, реклама бартеру и
по бартеру и
возможности
возможности
продвижения
продвижения
проектов в
проектов в
социальных сетях
социальных сетях при осуществлении
проектирования
Уметь
аргументировать
свою позицию при
проектировании.
Сопоставлять
различные
аргументы
Познавательные: уметь
Формирование
искать и выделять
навыков
необходимую
взаимодейств
информацию в
ия в группе по
предложенных текстах
алгоритму
Регулятивные: уметь
выполнения
осознавать усвоенный
задачи при
материал, осознавать
консультатив
качество и уровень
ной помощи
усвоения
учителя
Коммуникативные:
уметь ставить вопросы и
обращаться за помощью к
учебной литературе,
формулировать свои
затруднения
27
28-30
1
3
20.03
Алгоритм
создания и
использования
видеоролика
для
продвижения
проекта
Изучают алгоритм
создания и
использования
видеоролика для
продвижения
проекта
03.04
10.04
17.04
Оформление и
предъявление
результатов
проектной и
исследовательск
ой деятельности
Учатся оформлять
и предъявлять
результаты
проектной и
исследовательской
деятельности
Презен Создают видеоролик
-тация для продвижения
проекта
Уметь оформлять и
предъявлять
результаты проектной
и исследовательской
деятельности
Презентация и защита индивидуального проекта (4 ч.)
Познавательные: уметь
выделять и формулировать
познавательную цель
Регулятивные: применять
метод информационного
поиска, в том числе с
помощью компьютерных
средств
Коммуникативные:
устанавливать
рабочие
отношения,
эффективно
сотрудничать
и
способствовать
продуктивной кооперации
Познавательные: уметь
искать и выделять
необходимую
информацию в
предложенных текстах
Регулятивные: уметь
выполнять учебные
действия (отвечать на
вопросы), планировать
алгоритм ответа, работать
самостоятельно
Коммуникативные:
уметь определять общую
цель и пути ее
достижения
Планирование
и
управление
своей
познавательн
ой
деятельностью
во времени,
использовать
ресурсные
возможности
для
достижения
целей,
осуществлять
выбор
конструктивн
ых стратегий
в
трудных
ситуациях
Формирование
мотивации к
индивидуальн
ой и
коллективной
творческой
деятельности
31-34 4
24.04
15.05
22.05
29.05
Итоговая
презентация,
публичная
защита
индивидуальных
проектов/исслед
ований
старшеклассник
ов
Публичная защита
индивидуальных
проектов/исследова
ний
старшеклассников
Презен Уметь публично
-тация защищать
индивидуальный
проект/исследование
Познавательные: уметь Формирование
синтезировать
навыков
полученную информацию исследователь
для составления
ской
аргументированного
деятельности,
ответа
готовности и
Регулятивные: уметь
способности
выполнять учебные
вести диалог с
действия (отвечать на
другими
вопросы), планировать
людьми и
алгоритм ответа, работать достигать в
самостоятельно
нем
взаимопонима
Коммуникативные:
уметь строить
ния
монологическое
высказывание,
формулировать свою
точку зрения, адекватно
использовать различные
речевые средства для
решения
коммуникативных задач
Дополнительная литература для учителя
Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н. Г. Алексеев // Развитие личности. — 2002. — № 2. — С. 92—115.
Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М., 1989.
Битянова, М.Р. Учимся решать проблемы : учебно-методическое пособие для психологов и педагогов / М.Р. Битянова, Т.В. Беглова. – М. :
Генезис, 2005.
Битянова, М.Р. Развитие универсальных учебных действий в школе (теория и практика) / М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, Т.В. Беглова, А.Г.
Теплицкая. – М. : Сентябрь, 2015. – 208 с.
Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – N 10. –
С. 130–139.
Голуб, Г.Б. Метод проектов – технология компетентностноориентированного образования : методическое пособие для педагогов /Г.Б. Голуб,
Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова ; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара : Учебная литература, 2009. – 176 с.
Голуб, Г.Б. Основы проектной деятельности школьника / Г.Б. Голуб, Е.А. Перелыгина, О.В. Чуракова ; под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара
: Учебная литература, 2009. – 224 с. 7. Заир-Бек, С.И. Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей
общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М. : Просвещение, 2011.
Касицина, Н.В. Педагогическая поддержка в школе и система работы индивидуальных кураторов / Н.В. Касицина, Н.С. Крупская, Ю.Л.
Минутина, М.М. Эпштейн и др. – СПб. : Школьная лига, 2015. – 128 с.
Лебединцев, В.Б. Обучение на основе индивидуальных маршрутов и программ в общеобразовательной школе / В.Б. Лебединцев, Н.М.
Горленко, О.В. Запятая, Г.В. Клепец. – М. : Сентябрь, 2013. – 240 с.
Новожилова, М.М. Как корректно провести учебное исследование: от замысла к открытию / М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В.
Таврель. – 3-е изд. – М.: 2008. – 160 с.
Пузыревский, В.Ю. Межпредметные интегративные погружения. Из опыта работы «Эпишколы» Образовательного центра «Участие» / В.Ю.
Пузыревский, М.М. Эпштейн и др. – СПб. : Школьная лига : Лема, 2012. – 232 с.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 256 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных
учреждений. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с
Сизикова, С.Ф. Основы делового общения. 10–11 кл. : методическое пособие / С.Ф. Сизикова. – М. : Дрофа, 2006.
Соколова, Н.В. Проблема освоения школьниками метода научного познания / Н.В. Соколова // Физика в школе. – 2007. – N 6. – С. 7–17.
Интернет-ресурсы
1. Официальный информационный сайт строительства Крымского моста (http://www.most.life/).
2. Проект «Старость в радость» (https://starikam.org/
3. Просветительский проект «Арзамас» (https://arzamas.academy
4. Проект «Экологическая тропа» (https://komiinform.ru/news/164370/
5. Сайт организации «Добровольцы России» https://добровольцыроссии.рф/organizations/55619/info
6. Волонтёрский педагогический отряд http://www.ruy.ru/organization/activitie
7. Проект Smart-теплицы http://mgk.olimpiada.ru/work/12513/request/20370
8. IT-проекты со школьниками (https://habr.com/post/329758
9. Объект и предмет исследования — в чём разница?
(https://nauchniestati.ru/blog/obekt-i-predmet-issledovaniya/
10.Всероссийский конкурс научно-технологических проектов
(https://konkurs.sochisirius.ru/custom/about
11.Школьный кубок Преактум (http://preactum.ru/
12.Большой энциклопедический словарь (http://slovari.299.ru
13.Понятие «цель» (http://vslovare.info/slovo/filosofskiij-slovar/tzel/47217
14.Лучшие стартапы и инвестиционные проекты в Интернете
(https://startupnetwork.ru/startups
15.Переработка пластиковых бутылок (http://promtu.ru/mini-zavodyi/minipererabotka-plastika
16.Робот, который ищет мусор
(https://deti.mail.ru/news/12letnyayadevochka-postroila-robota-kotoryy/
17.Кто такой эксперт и каким он должен быть.(http://www.liveexpert.ru/forum/view/1257990
19.Как спорить с помощью метода Сократа
(https://mensby.com/career/psychology/9209-how-to-argue-with-socratesmethod
20.Проведение опросов (http://anketolog.ru
21.Федеральная служба государственной статистики (http://www.gks.ru/
22.Как создать анкету и провести опрос (www.testograf.ru
23.Программы для монтажа (https://lifehacker.ru/programmy-dlya-montazhavideo
25. «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» (http://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-11081995-n-135-fz-o/