Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8а класс

цифровой
Литвинова Подписано
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Ирина
Дата: 2022.01.03
Николаевна 13:38:13 +03'00'

Пояснительная записка.















Адаптированная рабочая программа для обучающихся 8 класса по предмету «Русский язык» разработана с учётом особых возможностей здоровья
обучающихся. Составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
«Концепцией коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях», разработанной Институтом коррекционной педагогики РАО и
рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе образования России
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20».
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу
Минпросвещения России от 20.05.2020 №254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим советом по
учебникам;
О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по
Приказу Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим советом по
учебникам;
Примерной программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа»
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка
Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования «город Донецк»;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка на 2021- 2022 учебный год.
Линия учебно-методического комплекса по русскому языку для 5-9 классов под редакцией В.В. Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной и др.

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой наиболее многочисленную категорию среди детей с ограниченными
возможностями здоровья, которые требуют создания для них особых образовательных условий.
Данная программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для ребёнка с ЗПР и направлена на создание в
учреждении специальных условий воспитания и обучения, позволяющие учитывать особые образовательные потребности ребёнка посредством
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. При воспитании и обучении ребёнка с ЗПР существует ряд проблем, обусловленных
психофизическими особенностями: нарушение познавательной деятельности, неустойчивое внимание, снижение мыслительных операций, ослабленное
удержание запоминания информации, низкий уровень мотивации, слабая эмоциональная устойчивость, расстройство самоконтроля, агрессивное
поведение.
Возникает объективная потребность в специальной организации образовательного пространства, которое позволяет обеспечить такому ребёнку все
необходимые условия для освоения адаптированной программы (наглядно-действенный характер содержания образования; упрощение системы
учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; активное использование информационных и игровых технологий)

Цель реализации АРП обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного
опыта. Обучающиеся с ЗПР получит образование в соответствии с планируемыми результатами адаптированной программы.
Одним из важнейших принципов в обучении детей с ОВЗ является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса
с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.
Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как
«информация», «алгоритм», «программа». Поэтому обучение должно проходить в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных
школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребёнку не название того или иного явления, а сформировать понимание
информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.
Процесс обучения в школе детей с ОВЗ выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к
процессу формирования всесторонне развитой личности.
Целью коррекционно – воспитательной работы с детьми и подростками с ОВЗ является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее
приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду.
Цели и задачи с учетом специфики учебного предмета:
В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей, обеспечивающих
реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление
учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование
языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству; формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие
логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;
• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; обеспечение условий для
становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Программа составлена с упором на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической
деятельности и в повседневной жизни. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально
грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих практических задач:
 воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности,
средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
 развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом
самосовершенствовании;
 освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах
русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
 формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и
ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
 применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык», его место и роль в достижении обучающимися планируемых результатов.

Русский язык входит в общеобразовательную
область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно
существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование
новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подготовки.
Всё это повышает статус предмета « Русский язык» как общеобразовательной дисциплины.
Русский язык как учебный предмет имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, на основе которых
формируются практические важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.
Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса. Уроки
спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения.
Соблюдая преемственность, авторы выстраивают обучение русскому языку на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль
теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для
овладения учебным материалом. Повысить интенсивность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под
руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной
деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы
формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное
усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. Для организации
систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы курса содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные разнообразные задания,
активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования
общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы с текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе
способствует овладению будущей профессией.
Формы организации учебного процесса.
Учебный процесс в школе реализуется в конкретных формах организации обучения. Формы организации учебной работы определяются составом учащихся,
местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со стороны учителей. Процесс обучения
осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих друг друга.
Основная форма обучения - урок. Это обстоятельство не исключает, а предполагает другие формы организации обучения. Все уроки можно разделить на три
группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материала можно использовать такие
формы организации учебной работы: лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие
формы: семинар, практикум, консультация, лабораторная работа, конференция, урок ключевых задач, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках
проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседования, викторины, игры и т.д.. Выбор форм зависит и
от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности.
В рамках программы предполагается использование различных видов индивидуальной, парной, групповой работы, проведение ролевых игр, работа с
источниками, участие в творческих проектах. Для рациональной организации учебного времени на уроках большое значение имеет реализация диффе-

ренцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных интересов и склонностей при планировании учебных уроков и определении домашнего задания,
большинство уроков носят комбинированный характер.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 102 часа. В учебном плане на изучение русского языка
в 8 классе отводится 3 часа в неделю. Программа
скорректирована на 99 часов в соответствии с производственным календарем.
Основные содержательные линии.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных
компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение»,
«Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о
языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание:
орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей
народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только
получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные
коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания
языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными.
Планируемые результаты изучения предмета.
Личностные результаты:
На страницах УМК приводятся высказывания классиков русской литературы, общественных деятелей, учёных о выразительных возможностях русского языка,
богатстве русской лексики и фразеологии, фонетики и грамматики.
В параграфах учебника и текстах заданий в сборниках и рабочих тетрадях содержатся сведения о русском языке как национально-культурной ценности русского
народа, его эстетической значимости. На материале этих и других заданий воспитывается уважительное отношение к русскому языку, гордость за него, потребность
сохранить чистоту родного языка.
Велика роль русского языка в формировании интеллектуальных, познавательных, творческих способностей личности.
Основной задачей предмета является развитие жизненно важного умения свободно выражать свои мысли и чувства в процессе речевого общения, быть готовым к
успешной профессиональной, социальной деятельности.
Представленные в УМК образцы литературной речи побуждают школьников к постоянному речевому самосовершенствованию, учат адекватно оценивать свои
коммуникативные удачи и неудачи.
Метапредметные результаты:
Особенно органично предмет «Русский язык» связан с литературой и историей.
Закономерности русского языка иллюстрируются примерами из русской классической и современной литературы. Функционирование средств языка в речи
представлено не только словосочетаниями и предложениями, но и текстами разных стилей и жанров.

Центральное место в школьном курсе русского языка занимает литературный язык — лучшая часть общенародного языка, его ядро, для которого характерна система
норм. Систему норм держит статика, а динамика языка совершается в речи.
«Без грамматической ошибки я русской речи не люблю», — писал А. С. Пушкин. Грамматические ошибки отступления от литературных норм — подвергаются
оценке мастеров художественного слова. Выразительные речевые факты через литературу занимают определённые места в системе языка: в грамматиках, словарях и
справочниках.
Очевидна связь русского языка с жизнью общества, его историей.
Изменения в звуковой системе языка, развитие лексики и фразеологии находят объяснение в этимологических справочниках, в изложении, хотя и очень кратком,
исторических событий, взаимодействия русского народа с другими народами и т. д.
Самобытность русского языка, его исключительные жизненные потенции подчиняют заимствованные слова и выражения русским правилам функционирования,
нередко изменяя звуковой и морфемный состав заимствований, утрачивающих при этом своё чужеземное обличье.
Таким образом, данная рабочая программа ориентирована на следующие результаты изучения русского языка:
Предметные результаты:
К концу 8 класса учащиеся должны у м е т ь:
-различать самостоятельные части речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, слово категории состояния) по совокупности признаков и
аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;
-находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;
-различать лексические и функциональные омонимы с учётом значения и синтаксической функции слова;
-использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте;
-производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи;
-соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;
-строить тексты разных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи;
-анализировать и создавать тексты изученных стилей.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- самостоятельно и быстро находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
- при незначительной помощи со стороны учителя отличать новое от уже известного;
- при незначительной поддержке педагога сделать выводы по результатам работы;
- осуществлять логические действия сравнения и установления аналогий;
- быстро понимать инструкцию, выполнять действие кодирования вначале по образцу, а затем самостоятельно, с небольшим количеством ошибок;
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- осуществлять логические действия анализа и синтеза;
- пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- согласовать свой способ действия с другими; сравнивать способы действия и следить за реализацией принятого замысла;
- использовать в речи лексические единицы, обслуживающие ситуацию общения;
- запрашивать и давать необходимую информацию;
- знать и соблюдать нормы общения с детьми и взрослыми;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников,
взаимодействие и общие способы работы;
- работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;

- адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для отображения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- развивать коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.
ИКТ-компетентности
Ученик научится:
- формировать и развивать учебную и общую пользовательскую компетентность в области использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТкомпетентности);
- развивать исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация
информации;
- подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям;
- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику
работы с различными экранами;
- избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;
- проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки; - использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение
комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;
- взаимодействовать в социальных сетях;
- участвовать в форумах в социальных образовательных сетях
- взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие);
- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты
поиска;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг.
Основы учебно-исследовательской и проектной
Ученик научится:
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, объяснение,
использование статистических данных, интерпретация фактов;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство
общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
- переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
- использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, тематический словарь;
- прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по жестам и мимике собеседника;
- использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.

Общеучебные умения и универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Русский язык» шестиклассники:
- совершенствуют приемы работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту
рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.п.);
- овладевают более разнообразными приемами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы, контекст; совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая
вопросы и переспрашивая;
- учатся осуществлять самоконтроль, самооценку.
Общеучебные и специальные учебные умения, а также социокультурная осведомленность приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных
умений в основных видах речевой деятельности. Формируются и совершенствуются умения:
- работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнени е таблиц;
- работать с разными источниками : справочными материалами, словарями, интернет- ресурсами, литературой;
- планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами
(наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с
аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
- самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома
Специальные учебные умения
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий.
Уметь:
Речевая деятельность:
Аудирование:
• дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
• фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
• определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
• рецензировать устный ответ учащегося;
• задавать вопросы по прослушанному тексту;
• отвечать на вопросы по содержанию текста;
• слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
Чтение:
•прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами,
таблицами на основе текста;
• используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам
статей;
• при необходимости переходить на изучающее чтение;
• читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
Говорение:
• пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
• вести репортаж о школьной жизни;
• строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
• создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
• составлять инструкции по применению того или иного правила;
• принимать участие в диалогах различных видов;

• адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.
Письмо:
• пересказывать фрагмент прослушанного текста;
• пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
• создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного
характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
• писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис:
расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и
т.д.);
• составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
Текст:
• находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
• распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
Фонетика и орфоэпия:
• правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
Морфемика и словообразование:
• разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
• разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
• пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
Лексикология и фразеология:
• разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
• пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);
• оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
• находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
Морфология:
• распознавать части речи и их формы;
• соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
• опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
Орфография:
•применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую
характеристику слов;
Синтаксис и пунктуация:
• опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
• различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
• правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;
• правильно строить предложения с обособленными членами;
• проводить интонационный анализ простого предложения;
• выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
• проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
• использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

• владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций,
использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на
пунктуационные правила.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по каждому разделу программы
Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание. Простое предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.
- различать сочинительные и подчинительные словосочетания
- выделять словосочетания из предложения
- выделять грамматическую основу предложения
- разбирать предложения по членам
- выбирать из синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который подходит по смыслу и цели высказывания
- целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания
- соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера текста
Односоставные предложения
- различать односоставные и двусоставные предложения
- использовать различные виды двусоставных и односоставных предложений как синтаксические синонимы
- использовать назывные предложения как средство сжатого описания экспозиции рассказа
Полные и неполные предложения
- различать полные и неполные предложения
- различать неполные и односоставные предложения
- осмысливать роль и сферу использования неполных предложений в речи
Осложненное предложение
- видеть в предложении однородные члены
- распознавать обобщающие слова в предложения с однородными членами
- правильно строить предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи
- уместно использовать предложения с однородными членами в тексте
Предложения с обособленными членами
- соблюдать правильную интонацию при обособлении
- заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями
- уместно использовать предложения с обособленными членами предложения в речи
Календарно-тематическое планирование
№

Тема раздела

Количество
часов

Дата
План.

1

Вводный урок.
Русский язык – родной язык.

1

1.09

Средства
обучения

Формы
контроля

Основные виды
деятельности

Методические
рекомендации для
учителя. Русский язык 8
класс

Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,

Ознакомление учеников со
структурой учебника,
справочным аппаратом
Объяснительноиллюстративная работа с
учебником.

Факт.

комбинированная
работа
2

Повторение изученного в 5-7 классах.
Комплексное повторение (анализ текста, части
речи, члены предложения, состав слова).

1

2.09

Табл.№ 4,5

3

Комплексное повторение (фонетика, графика,
состав слова, орфография, части речи).

1

6.09

Табл.№ 8

4

Комплексное повторение (состав слова,
орфография, морфология, лексика).

1

8.09

Табл.№ 10

5

Комплексное повторение (состав слова,
орфография).

1

9.09

http://www. school. edu. ru

6
7

Диагностическая работа.
Анализ контрольной работы.

2

13.09
15.09

8

Введение.
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Виды связи.

1

16.09

Сборник диктантов по
орфографии и
пунктуации
http://repetitor.1c. ru

9

Способы подчинительной связи.

2

20.09

Табл.№ 11

Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Диктант
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая

Беседа.
Решение проблемного
вопроса.
Задача-игра: «Поиски
орфограмм».
Словарная работа
Беседа по вопросам,
работа в группах.
Выполнение упражнений,
отрабатывающих данное
правило, работа со
словарём.
Беседа по вопросам.
Практикум.

Беседа.
Решение проблемного
вопроса.
Задача-игра: «Поиски
орфограмм».
Словарная работа
Выполнение контрольной
работы
Наблюдение, анализ
текстов, работа со
словарем, таблицами,
текстами, заданиями
мультимедийной
презентации
Аналитическое чтение

10

22.09

11

Словосочетание.
Основные виды словосочетаний.

1

23.09

Табл.№ 12

12

Цельные словосочетания.

1

27.09

Табл.№ 16

13

Р.Р. Пишут всегда для кого-то.

1

29.09

Никитина Е.И. Русская
речь. Развитие речи.

14

Предложение.
Строение предложения.

1

30.09

http://repetitor.1c. ru

15

Простое предложение.
Основные виды простого предложения.

1

4.10

Никитина Е.И. Русская
речь. Развитие речи.

пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная

параграфа

Анализ текста:
нахождение причастий в
тексте, употребление их в
речи. Составление
таблицы.

Наблюдение, анализ
текстов, работа со
словарем, таблицами,
текстами, заданиями
мультимедийной
презентации
Урок развития речи.
Комментированное чтение
лингвистических текстов

Беседа по вопросам,
работа в группах.
Выполнение упражнений,
отрабатывающих данное
правило, работа со
словарём.
Урок развития речи.
Комментированное чтение
лингвистических текстов

16

Порядок слов в предложении.
Логическое ударение.

1

6.10

Программа-тренажер по
правилам орфографии и
пунктуации

17

Р.Р. Что значит талантливый читатель?

1

7.10

Никитина Е.И. Русская
речь. Развитие речи.

18

Повторим орфографию.

1

11.10

Табл.№ 21

19
20

Р.Р. Изложение

2

13.10
14.10

21

Главные члены предложения.
Подлежащее и способы его выражения.

1

18.10

32 урока с интермедиями
«Радионяня. Весёлая
грамматика»
Табл.№ 16

22
23

Сказуемое и его основные типы

2

20.10
21.10

Никитина Е.И. Русская
речь. Развитие речи.

24
25

Тире между подлежащим и сказуемым

2

11.11
15.11

Мультимедийные
пособия

работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Изложение
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,

Анализ текста.
Составление собственных
текстов

Урок развития речи.
Комментированное чтение
лингвистических текстов

Составление и анализ
обобщающей таблицы.
Работа с текстами
упражнений.

Работа с текстами
упражнений.
Работа с текстами
упражнений.

Урок развития речи.
Комментированное чтение
лингвистических текстов

Работа с текстами
упражнений.

26

Р.Р. Словесное рисование.

1

17.11

32 урока с интермедиями
«Радионяня. Весёлая
грамматика»

27

Повторим изученное в разделе «Главные члены
предложения».

1

18.11

Табл.№ 23

28
29

Контрольная работа по теме «Главные члены
предложения».
Анализ контрольной работы.
Второстепенные члены предложения.
Определение.

2

22.11
24.11

1

25.11

Сборник диктантов по
орфографии и
пунктуации
Сборник диктантов по
орфографии и
пунктуации

31
32

Приложение.

2

29.11
1.12

Орфографический
практикум.
Интерактивное учебное
пособие.

33

Дополнение.

1

2.12

Табл.№ 31

30

тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Тест
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с

Урок развития речи.
Комментированное чтение
лингвистических текстов

Составление и анализ
обобщающей таблицы.
Работа с текстами
упражнений.

Выполнение контрольной
работы
Составление и анализ
обобщающей таблицы.
Работа с текстами
упражнений.

Наблюдение, анализ
текстов, работа со
словарем, таблицами,
текстами, заданиями
мультимедийной
презентации
Составление предложений
по рисунку; нахождение
деепричастий

34

Основные виды обстоятельств.

1

6.12

Табл.№ 28

35

Выделение запятыми обстоятельств,
выраженных деепричастными и
сравнительными оборотами, обстоятельств с
предлогом несмотря на

1

8.12

Программа-тренажер по
правилам орфографии и
пунктуации

36

Повторим изученное в разделе
«Второстепенные члены предложения».

1

9.12

Программа-тренажер по
правилам орфографии и
пунктуации

37

Р.Р. Определение понятия.

1

13.12

http://www. school. edu. ru

38
39

Повторим орфографию

2

15.12
16.12

Мультимедийные
пособия

40
41

Контрольная работа по теме «Второстепенные
члены предложения».
Анализ контрольной работы.

2

20.12
22.12

Сборник диктантов по
орфографии и
пунктуации

таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Диктант

Анализ текста.
Составление собственных
текстов

Составление и анализ
обобщающей таблицы.
Работа с текстами
упражнений.

Работа с текстами
упражнений.

Урок развития речи.
Комментированное чтение
лингвистических текстов

Беседа по вопросам.
Практикум.

Выполнение контрольной
работы

42

43

44

45

46

Умения и навыки
- различать сочинительные и подчинительные словосочетания
- выделять словосочетания из предложения
- выделять грамматическую основу предложения
- разбирать предложения по членам
- выбирать из синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который подходит по смыслу и цели высказывания
- целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания
- соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера текста
1
23.12
Мультимедийные
Синтаксическая
Определение ведущего
Односоставные предложения.
Понятие об односоставных предложениях.
пособия
пятиминутка,
типа речи; составление
Определенно-личные предложения
тренировочные
плана текста; пересказ
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Неопределенно-личные предложения.
1
27.12
http://www. gramma. ru
Синтаксическая
Работа с текстами
пятиминутка,
упражнений.
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Безличные предложения
1
29.12
ПрограммноСинтаксическая
Опрос и выполнение
методический комплекс
пятиминутка,
заданий по теме раздела.
«Русский язык в средней
тренировочные
школе»
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Назывные предложения
1
10.01
http://www. school. edu. ru
Синтаксическая
Опрос и выполнение
пятиминутка,
заданий по теме раздела.
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Р.Р. Микротема. Микротекст.
1
12.01
Никитина Е.И. Русская
Синтаксическая
Урок развития речи.
речь. Развитие речи.
пятиминутка,
Комментированное чтение
тренировочные
лингвистических текстов
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,

47

Повторим изученное в разделе «Односоставные
предложения».

1

13.01

Обучающая программа

48
49

Повторим орфографию

2

17.01
19.01

Табл.№ 27

50
51

Контрольная работа по теме «Односоставные
предложения».
Анализ контрольной работы.

2

20.01
24.01

Табл.№ 17

52
53

54
55

56

комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Тест

Умения и навыки
- различать односоставные и двусоставные предложения
- использовать различные виды двусоставных и односоставных предложений как синтаксические синонимы
- использовать назывные предложения как средство сжатого описания экспозиции рассказа
2
26.01
Табл.№ 23
Синтаксическая
Полные и неполные предложения.
Особенности строения полных и неполных
27.01
пятиминутка,
предложений.
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Р.Р.Изложение
2
31.01
Никитина Е.И. Русская
Изложение
2.02
речь. Развитие речи.

Осложненное предложение.
Предложения с однородными членами

Умения и навыки
- различать полные и неполные предложения
- различать неполные и односоставные предложения
- осмысливать роль и сферу использования неполных предложений в речи
1
3.02
Табл.№ 26

Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,

Аналитическое чтение
параграфа

Работа над правильностью
и беглостью чтения

Выполнение контрольной
работы

Работа с учебником,
беседа, наблюдение,
упражнения,
лингвистическая игра,
работа в группах

Урок развития речи.
Комментированное чтение
лингвистических текстов

Работа с текстами
упражнений.

57

Союзы при однородных членах предложения

1

7.02

Никитина Е.И. Русская
речь. Развитие речи.

58

Обобщающие слова при однородных членах

1

9.02

Табл.№ 24

59

Однородные и неоднородные определения.

1

10.02

Табл.№ 27

60

Повторим изученное в разделе «Осложненное
предложение».

1

14.02

Табл.№ 25

61
62

Повторим орфографию

2

16.02
17.02

Грамотей. Школьный
комплект:
Орфографический
тренажер русского языка.

63
64

Контрольная работа по теме «Однородные
члены предложения».
Анализ контрольной работы.
Р.Р. Цепная и параллельная связь предложений

2

21.02
24.02

http://www. gramma. ru

комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Диктант

1

28.02

Никитина Е.И. Русская

Синтаксическая

65

Определение ведущего
типа речи; составление
плана текста; пересказ

Работа с текстами
упражнений.

Составление и анализ
обобщающей таблицы.
Работа с текстами
упражнений.

Работа с текстами
упражнений.

Словарная работа.
Выполнение упражнений,
руководствуясь правилом.

Выполнение контрольной
работы
Урок развития речи.

в тексте.

66

67
68

69
70

71
72

73
74

речь. Развитие речи.

пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа

Комментированное чтение
лингвистических текстов

Умения и навыки
- видеть в предложении однородные члены
- распознавать обобщающие слова в предложения с однородными членами
- правильно строить предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи
- уместно использовать предложения с однородными членами в тексте
1
2.03
Табл.№ 18
Синтаксическая
Словарная работа.
Предложения с обособленными членами.
Понятие об обособлении
пятиминутка,
Выполнение упражнений,
тренировочные
руководствуясь правилом.
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Обособление определений
2
3.03
Обучающая программа
Синтаксическая
Опрос и выполнение
7.03
пятиминутка,
заданий по теме раздела.
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Обособление приложений
2
9.03
Мультимедийные
Синтаксическая
Опрос и выполнение
10.03
пособия
пятиминутка,
заданий по теме раздела.
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Обособление дополнений
2
14.03
Табл.№ 19
Синтаксическая
Работа с учебником,
16.03
пятиминутка,
беседа, наблюдение,
тренировочные
упражнения,
упражнения, словарная
лингвистическая игра,
работа, работа с
работа в группах
таблицей,
комбинированная
работа
Обособление деепричастных оборотов
2
17.03
Обучающая программа
Синтаксическая
Составление и анализ
21.03
пятиминутка,
обобщающей таблицы.

75
76

Обособление обстоятельств, выраженных
существительными с предлогами

2

23.03
24.03

Грамотей. Школьный
комплект:
Орфографический
тренажер русского языка.

77
78

Обособление уточняющих членов предложения

2

4.04
6.04

Табл.№ 18

79

Повторим изученное в разделе «Предложения с
обособленными членами»

1

7.04

Орфографический
практикум.
Интерактивное учебное
пособие.

80

Р.Р. Выразительная роль попарного соединения
однородных членов предложения.
Бессоюзие и многосоюзие.

1

11.04

Обучающая программа

81
82

Повторим орфографию

2

13.04
14.04

Обучающая программа

тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа

Работа с текстами
упражнений.

Словарная работа.
Выполнение упражнений,
руководствуясь правилом.

Работа над правильностью
и беглостью чтения

Работа с учебником,
беседа, наблюдение,
упражнения,
лингвистическая игра,
работа в группах

Урок развития речи.
Комментированное чтение
лингвистических текстов

Работа с учебником,
беседа, наблюдение,
упражнения,
лингвистическая игра,
работа в группах

83
84

85
86

87

88

89

90
91
92
93

Контрольная работа по теме «Предложения с
обособленными членами».
Анализ контрольной работы.

2

18.04
20.04

Сборник диктантов по
орфографии и
пунктуации

Диктант

Умения и навыки
- соблюдать правильную интонацию при обособлении
- заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями
- уместно использовать предложения с обособленными членами предложения в речи
Предложения с вводными словами,
2
21.04
Табл.№ 12,17
Синтаксическая
словосочетаниями и предложениями.
25.04
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Предложения с обращениями
1
27.04
Орфографический
Синтаксическая
практикум.
пятиминутка,
Интерактивное учебное
тренировочные
пособие.
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Р.Р. Обращение как средство связи
1
28.04
Никитина Е.И. Русская
Синтаксическая
предложений в тексте.
речь. Развитие речи.
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Слова-предложения
1
4.05
Табл.№ 14
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Умения и навыки
- соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, вводными словами, вводными предложениями
- использовать в речи обращения, вводные слова с учетом содержания и стиля высказывания
4
5.05
Грамотей. Школьный
Синтаксическая
Повторение изученного в 8 классе
Систематизация и обобщение знаний по
11.05
комплект:
пятиминутка,
орфографии.
12.05
Орфографический
тренировочные
Итоговая работа.
16.05
тренажер русского языка. упражнения, словарная

Выполнение контрольной
работы

Опрос и выполнение
заданий по теме раздела.

Опрос и выполнение
заданий по теме раздела.

Урок развития речи.
Комментированное чтение
лингвистических текстов

Составление предложений
по рисунку; нахождение
междометий

Определение ведущего
типа речи; составление
плана текста; пересказ

94
95
96

Систематизация и обобщение знаний по
пунктуации.

3

18.05
19.05
23.05

Табл.№ 24

97
98
99

Систематизация и обобщение знаний по
развитию речи.

3

25.05
26.05
30.05

Никитина Е.И. Русская
речь. Развитие речи.

№
1
3
4
5
7
8
9

работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с
таблицей,
комбинированная
работа

График контрольных работ
Контрольная работа
Диагностирующая работа. Диктант
Контрольная работа по теме «Главные члены предложения». Тест
Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения». Диктант
Контрольная работа по теме «Односоставные предложения». Тест
Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения». Диктант
Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными членами». Диктант
Итоговая работа. Диктант
Система оценки планируемых результатов.
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:

устный опрос;
письменная самостоятельная работа;
диктант;
контрольное списывание;
тестирование;
графическая работа;
изложение;
сочинение;
доклад;
творческая работа;
зачет;

Дата

Опрос и выполнение
заданий по теме раздела.

Опрос и выполнение
заданий по теме раздела.

проверка осознанного чтения
словарный диктант
Форма промежуточной аттестации: тестирование, диктант
Информационно-методическое обеспечение

1. В.В. Бабайцева: Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 классов, - М.: Дрофа, 2019
2.Русский язык: Практика. 8кл.: Пособие для общеобразовательных учреждений. Под. ред. Ю.С. Пичугова.- М.; Дрофа, 2019.
3. Русская речь: Развитие речи. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.; Дрофа, 2019.
4. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 8 класс. / Под редакцией Ю.С. Пичугова, М: Дрофа, 2018
5.В.В. Леденева. Н.В. Халикова. Тесты. Русский язык. 5-8 классы. Учебно-методическое пособие. М.: Дрофа. 2020
6.О.А. Кудинова. Контрольные работы по русскому языку. 8 класс. М.: ЭКСМО. 2019
7.Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 8 классе. М.: Просвещение. 2017
8.Г.А. Богданова. Опрос на уроках русского языка. М.: Просвещение 2018
9.Е.Н. Колокольцев, Л.М. Зельманова. Развитие речи: Русский язык и литература. (Произведения изобразительного искусства). 8 - 9 классы. М.: Дрофа . 2020
10.Т.М. Пахнова. Русский язык. Раздаточные материалы. 8 класс. М.: Дрофа. 2017
11.С.И. Львова. Уроки словесности. 5-9 классы. М.: Дрофа. 2017
12.С.И. Львова. Сборник диктантов с языковым анализом для 5-9 классов. М.: Мнемозина. 2019
13.А.Ю. Купалова. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М.: Дрофа. 2018
31. www.nayrok.ru
32. www.numi.ru
33. www.pedgazeta.ru
34. www.pedmir.ru
35. www.metodsovet.su
36. www.uchportal.ru
37. www.metodisty.ru
38. www.hi_edu.ru
39. www.spravka.gramota.ru
40. www.ruslang.ru и www.slovari.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».