цифровой
Литвинова Подписано
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Ирина
Дата: 2022.01.03
Николаевна 14:13:00 +03'00'
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа для обучающихся 8 класса по предмету
«Информатика» разработана с учётом особых возможностей здоровья обучающихся.
Составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего
образования);
Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв.
приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
«Концепцией
учреждениях»,
коррекционно-развивающего
обучения
в
образовательных
разработанной Институтом коррекционной педагогики РАО и
рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе
образования России
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской
Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20».
«Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям
воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Федеральный
Министерством
перечень
учебников,
просвещения
рекомендованных
Российской
Федерации
и
допущенных
по
Приказу
Минпросвещения России от 20.05.2020 №254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО
одобренных Федеральным Научно-методическим советом по учебникам;
О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и
допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу
Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО
одобренных Федеральным Научно-методическим советом по учебникам;
Примерная авторская программа Босовой Л.Л. «Программа курса информатики
для 8 классов средней общеобразовательной школы». – М.:БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2017г.
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ
№3 г. Донецка
Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ
учебных предметов (курсов) педагогов в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 3
муниципального образования «город Донецк»;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка на 2021 – 2022 учебный год.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой наиболее
многочисленную категорию среди детей с ограниченными возможностями здоровья,
которые требуют создания для них особых образовательных условий.
Данная программа определяет содержание и организацию воспитательнообразовательного процесса для ребёнка с ЗПР и направлена на создание в учреждении
специальных условий воспитания и обучения, позволяющие учитывать особые
образовательные потребности
ребёнка посредством индивидуализации
и
дифференциации образовательного процесса. При воспитании и обучении ребёнка с
ЗПР существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями:
нарушение познавательной деятельности, неустойчивое внимание, снижение
мыслительных операций, ослабленное удержание запоминания информации, низкий
уровень мотивации, слабая эмоциональная устойчивость, расстройство самоконтроля,
агрессивное поведение.
Возникает объективная потребность в специальной организации образовательного
пространства, которое позволяет обеспечить такому ребёнку все необходимые условия
для освоения адаптированной программы
(наглядно-действенный характер содержания образования; упрощение системы
учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; активное
использование информационных и игровых технологий)
Цель реализации АРП обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований
ФГОС обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. Обучающиеся с
ЗПР получит образование в соответствии с планируемыми результатами
адаптированной программы.
Основная задача курса: усвоение учащимися правил работы и поведения при общении
с компьютером; приобретение учащимися навыков использования простейших
тренажёров в работе на клавиатуре; использование на занятиях упражнений с игровыми
программами с целью развития моторики пальцев; использование компьютерных знаний
на уроках.
Одним из важнейших принципов в обучении детей с ОВЗ является принцип
наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса с опорой на
конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.
Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития
сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как «информация», «алгоритм»,
«программа». Поэтому обучение должно проходить в форме игры, где на основе
ситуаций, близких и понятных школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно
дать ребёнку не название того или иного явления, а сформировать понимание
информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными
знаниями в повседневной деятельности.
Процесс обучения в школе детей с ОВЗ выполняет образовательную, воспитательную и
развивающую функции.
Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию.
Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к процессу формирования
всесторонне развитой личности.
Целью коррекционно – воспитательной работы с детьми и подростками с ОВЗ является
их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к условиям
жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду.
Введение в программу обучения детей с ОВЗ информатики в силу своих структурных
особенностей и общеразвивающего содержания открывает широкие возможности для
интеллектуального развития ребёнка. В целом можно сказать, что обучение «особых»
детей работе на персональном компьютере при правильной организации является
развивающим для всех компонентов мыслительной деятельности: мотивационного,
регуляционного и операционного.
В работе с подростками с ОВЗ особое внимание необходимо уделять не столько
теоретическому материалу курса, сколько развивающим возможностям компьютера. С
учётом этого рабочей программой предусмотрено обучение, которое целиком отводится
на освоение детьми способов работы с персональным компьютером, изучение
управляющих клавиш, изучение графического, азам текстового редакторов, знакомство с
алфавитно – цифровой клавиатурой, в небольшом объёме включаются творческие
задания, работа со словом, простейшие текстовые редакторы Блокнот и WordPad,
простейший графический редактор Paint, программа для простейших вычислений
Калькулятор
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта
(УМК) для 8 класса общеобразовательных учреждений «Информатика. 8 класс. ФГОС»,
который состоит из: учебника « Информатика» 2017г, авторы: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова,
рабочей тетради, методического пособия, набора цифровых образовательных ресурсов
«Информатика 8-9кл».
Учебник «Информатика» для общеобразовательных учреждений построен в соответствии
с учебным планом и ориентирован на государственный образовательный стандарт,
применительно к учебному предмету «информатика». Материал, предназначенный для
усвоения, по глубине и объёму содержания значительно выше требований
образовательного стандарта. Во всех компонентах УМК содержится избыточный
материал, который обеспечивает возможность выбора в зависимости от интересов,
способности и уровня обученности обучающихся.
Цели и задачи курса
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе
направлено на достижение следующих целей:
формирование
основ
научного
мировоззрения
в
процессе
систематизации,
теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
умений и способов деятельности в области информатики;
совершенствование
информацией,
общеучебных
навыков
и
общекультурных
информационного
навыков
моделирования,
работы
с
исследовательской
деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
школьников;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом
правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной
деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
Задачи:
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью
компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий,
организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее
результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и
этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной
информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при
выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности,
дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
В программу внесены изменения:
Темы «Общие сведения о языке программирования Паскаль» и «Организация
ввода/вывода данных» объединены в один урок, что позволяет увеличить время для
прохождения темы «Программирование линейных алгоритмов».
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных
процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях
автоматизации
информационных
процессов.
Она
способствует
формированию
современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и
познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке
информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном
процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Изучение данного предмета
содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический анализ информации,
поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и взглядов,
моделирование, прогнозирование, организация собственной и коллективной деятельности.
Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня
приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики.
Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является
развитие
содержания
и
методики
обучения
информатике,
информационным
и
коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях
информатизации и массовой коммуникации современного общества.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II
ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о
сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и
обработки
информации
в
деятельности
человека,
живой
природе
и
технике,
классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи,
сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть
окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного
мировоззрения.
Согласно
Федеральному
базисному
учебному
плану
для
образовательных
учреждений РФ на изучение информатики в 8 классе отводится 1 часа в неделю всего 35
часов (35 учебных недель).
Программа скорректирована на ___ часа в соответствии с производственным
календарем.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Личностные образовательные результаты
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность,
мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к
саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметнопродуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и
логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и
продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные
знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на
область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну
из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным
опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области
информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию
ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и
коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой
информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное
отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа
жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических
условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях
за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких
общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-
логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление
целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек
рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом
конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели
при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение
результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с
имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия
(обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и
корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание
учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного
характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение
строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом,
гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание
и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации
числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка
информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в
компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с
помощью составленных для них алгоритмов (программ);
владение базовыми навыками исследовательской деятельности,
проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами
освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества
со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно
сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в
коллективе совместную информационную деятельность, в частности при
выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей
результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование
коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Содержание учебного предмета
№
Наименование
п/п
разделов
Основное содержание программы
Формы организации
учебной деятельности
Кодирование информации. Исторические
примеры кодирования. Универсальность
дискретного (цифрового, в том числе
двоичного) кодирования. Двоичный
алфавит. Двоичный код. Разрядность
двоичного кода. Связь разрядности
двоичного кода и количества кодовых
комбинаций.
Математические
1
основы
информатики
Понятие о непозиционных и позиционных
Решение задач на кодирование
системах счисления. Знакомство с
информации
двоичной, восьмеричной и
Перевод из одной системы
шестнадцатеричной системами счисления,
счисления в другую
запись в них целых десятичных чисел от 0
Решение таблиц истинности
до 256. Перевод небольших целых чисел из
двоичной системы счисления в десятичную.
Двоичная арифметика.
Логика высказываний (элементы алгебры
логики). Логические значения, операции
(логическое отрицание, логическое
умножение, логическое сложение),
выражения, таблицы истинности.
Понятие исполнителя. Неформальные и
формальные исполнители. Учебные
исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха,
Кузнечик, Водолей) как примеры
2
Основы
алгоритмизации
формальных исполнителей. Их назначение,
среда, режим работы, система команд.
Понятие алгоритма как формального
описания последовательности действий
исполнителя при заданных начальных
данных. Свойства алгоритмов. Способы
Составление алгоритма
программы
Решение задач с помощью
алгоритмических схем
записи алгоритмов.
Алгоритмический язык – формальный язык
для записи алгоритмов. Программа – запись
алгоритма на алгоритмическом языке.
Непосредственное и программное
управление исполнителем.
Линейные алгоритмы. Алгоритмические
конструкции, связанные с проверкой
условий: ветвление и повторение.
Разработка алгоритмов: разбиение задачи
на подзадачи, понятие вспомогательного
алгоритма.
Понятие простой величины. Типы величин:
целые, вещественные, символьные,
строковые, логические. Переменные и
константы. Знакомство с табличными
величинами (массивами). Алгоритм работы
с величинами – план целенаправленных
действий по проведению вычислений при
заданных начальных данных с
использованием промежуточных
результатов.
Язык программирования. Основные
правила одного из процедурных языков
программирования (Паскаль, школьный
алгоритмический язык и др.): правила
представления данных; правила записи
основных операторов (ввод, вывод,
3
Начало
программирования
присваивание, ветвление, цикл) и вызова
вспомогательных алгоритмов; правила
записи программы.
Этапы решения задачи на компьютере:
моделирование – разработка алгоритма –
запись программы – компьютерный
эксперимент. Решение задач по разработке
и выполнению программ в выбранной среде
Решение задач на языке
прграммирования
программирования.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
Кол-во
часов
№
1
Тема
Цели изучения курса
информатики и ИКТ.
Техника безопасности и
организация рабочего
места.
Дата
план
1
07.09
Основные виды учебной
деятельности
факт
Виды
контроля
Требования к результату
Качества личности школьника:
- умения и навыки безопасного и
целесообразного
поведения при работе в компьютерном
классе;
- способность и
готовность к принятию ценностей
здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических,
эргономических и технических
условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ.
Уметь:
- представлять о роли ИКТ при
изучении школьных предметов и в
повседневной жизни;
- увязать учебное содержание с
собственным
жизненным опытом, понять значимость
подготовки в области
информатики и ИКТ в условиях
развития информационного
общества;
Знать/понимать:
- общие представления о целях
изучения курса
информатики и ИКТ;
Тема «Математические основы информатики» (18 ч)
Оборудование
Компьютерн
ый тест
- «Правильная
посадка за
компьютером»
(http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrs
tore/6b0a2030-1e064b67-9191a7de053a61e1/%5BI
NF_028%5D_%5BP
D_53%5D.swf)
«Информационные
ресурсы
современного
общества»
(http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrs
tore/9d8b4238-eb724edc-84d3a8e6806cd580/9_157
.swf)
- Видеоурок
«Техника
безопасности в
компьютерном
классе»
2
Общие сведения о
системах счисления.
1
14.09
Качества личности школьника:
- понимание роли фундаментальных знаний
как
основы современных информационных
технологий
Уметь:
- анализировать любую позиционную
систему счисления как знаковую систему;
Знать/понимать:
- общие представления о позиционных и
непозиционных системах счисления;
- определение
основания и алфавита системы счисления,
переход от свѐрнутой
формы записи числа к его развѐрнутой записи;
3
Двоичная система
счисления. Двоичная
арифметика
1
21.09
4
Восьмеричная и
шестнадцатеричные
системы счисления.
Компьютерные
системы счисления
1
28.09
Знать/понимать:
- перевод небольших десятичных чисел в
двоичную систему счисления и двоичных
чисел в десятичную
систему счисления; - выполнение операций
сложения и умножения над небольшими
двоичными числами;
Знать/понимать:
- перевод небольших десятичных чисел в
восьмеричную и шестнадцатеричную системы
счисления, и
восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в
десятичную систему
счисления;
Аналитическая
деятельность:
- выявлять
различие в
унарных,
позиционных и
непозиционных
системах
счисления;
- выявлять общее и
отличия в разных
позиционных
системах
счисления;
- анализировать
логическую
структуру
высказываний.
Практическая
деятельность:
- переводить
небольшие (от 0 до
1024) целые числа
из десятичной
системы счисления
в двоичную
(восьмеричную,
шестнадцатеричную) и обратно;
- выполнять
операции
сложения и
умножения над
небольшими
двоичными
числами;
- записывать
вещественные
числа в
естественной и
нормальной
форме;
- строить таблицы
Компьютерн
ые тесты,
лабораторные
и
практические
работы
- «Понятие о
системах
счисления»
(http://fcior.edu.ru/ca
rd/1610/ponyatie-osistemahschisleniya.html)
- «Развернутая
форма записи
числа»
(http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrs
tore/a96df437-5ae34cab-8c5f8d4cd78c5775/9_108
.swf)
- презентация
«Системы
счисления»;
- анимация
«Преобразование
десятичного числа в
другую систему
счисления»
(http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrs
tore/b6f80d82-fc7d49de-943b6082c2ab31f8/%5BI
NF_029%5D_%5BA
M_02%5D.swf)
- анимация
«Арифметические
операции в
позиционных
системах
счисления»
(http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrs
tore/58ada0e5-fc12-
истинности для
логических
выражений;
- вычислять
истинностное
значение
логического
выражения.
5
Правило перевода
целых десятичных
чисел в систему
счисления с
основанием q
1
05.10
6
Представление целых
чисел
1
12.10
Знать/понимать:
- перевод небольших десятичных чисел в
систему счисления с произвольным
основанием
Уметь:
- понимать ограничения на диапазон значений
величин при вычислениях;
Знать/понимать:
- представление о структуре памяти
компьютера: память – ячейка – бит (разряд)
Компьютерн
ый тест
Практические
работы,
компьютерны
й тест
42b1-99787a583b483569/9_11
1.swf)
- анимация
«Преобразование
чисел между
системами
счисления 2, 8, 16»
(http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrs
tore/21854672-a1554879-b433bae02a2d1bd8/%5BI
NF_030%5D_%5BA
M_01%5D.swf)
- презентация
«Системы
счисления»;
- анимация
«Перевод
десятичных чисел в
другие системы
счисления»
(http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrs
tore/78ba290c-0f7c4067-aaf4d72f40f49f3b/9_109.
swf)
- конструктор
тестов MytestХ
- информационный
модуль «Число и
его компьютерный
код»
(http://fcior.edu.ru/ca
rd/11501/chislo-iego-kompyuternyykod.html);
- практический
модуль «Число и
его компьютерный
код»
(http://fcior.edu.ru/ca
7
Представление
вещественных чисел.
Проверочная работа.
1
19.10
Уметь:
- понимать возможности представления
вещественных чисел в широком диапазоне,
важном для решения
научных и инженерных задач.
Знать/понимать:
представление о научной (экспоненциальной)
форме записи вещественных чисел;
представление о формате с
плавающей запятой.
rd/9581/chislo-i-egokompyuternyykod.html);
- анимация
«Представление
целых чисел в
памяти
компьютера»
(http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrs
tore/ecf4ab69-d8ac40a8-b26a2780aa70b33d/9_118
.swf);
- информационный
модуль
«Дополнительный
код числа.
Алгоритм
получения
дополнительного
кода
отрицательного
числа»
(http://fcior.edu.ru/ca
rd/14187/dopolniteln
yy-kod-chislaalgoritmpolucheniyadopolnitelnogo-kodaotricatelnogochisla.html)
- презентация
«Представление
информации в
компьютере»;
- информационный
модуль «Числа с
фиксированной и
плавающей
запятой»
(http://fcior.edu.ru/ca
rd/2107/chisla-sfiksirovannoy-i-
8
Высказывание.
Логические операции.
1
26.10
Уметь:
- выполнять анализ логической структуры
высказываний;
- понимать связи между логическими
операциями
и логическими связками, между логическими
операциями и
операциями над множествами
Знать/понимать:
- о разделе математики алгебре
логики, высказывании как еѐ объекте, об
операциях над
высказываниями
plavayusheyzapyatoy.html);
- - конструктор
тестов MytestХ
- презентация
«Элементы алгебры
логики»;
- тренировочный
тест «Двоичная
система счисления
и представление
чисел в памяти
компьютера»
(http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrs
tore/19d0fb95-871d4063-961de7dc5725e555/9_121
.swf);
- демонстрация
«Основные понятия
математической
логики»
(http://schoolcollection.edu.ru/cata
log/res/a969e5e4f2e2-43f0-963b65199b61416e/view/
)
- информационный
модуль
«Высказывание.
Простые и сложные
высказывания.
Основные
логические
операции»
(http://fcior.edu.ru/ca
rd/12468/vyskazyvan
ie-prostye-islozhnyevyskazyvaniyaosnovnyelogicheskie-
9
Построение таблиц
истинности для
логических
выражений
1
Теоретически
й диктант
09.11
Уметь:
- проводить формализацию и анализ
логической
структуры высказываний;
- видеть инвариантную
сущность во внешне различных объектах.
Знать/понимать:
- о таблице истинности для
логического выражения.
operacii.html);
- практический
модуль
«Высказывание.
Простые и сложные
высказывания.
Основные
логические
операции»
(http://fcior.edu.ru/ca
rd/4453/vyskazyvani
e-prostye-i-slozhnyevyskazyvaniyaosnovnyelogicheskieoperacii.html)
- презентация
«Элементы алгебры
логики»;
- информационный,
практический и
контрольный
модули
«Построение
отрицания к
простым
высказываниям,
записанным на
русском языке»
(http://fcior.edu.ru/ca
rd/4059/postroenieotricaniya-kprostymvyskazyvaniyamzapisannym-narusskomyazyke.html);
(http://fcior.edu.ru/ca
rd/7120/postroenieotricaniya-kprostymvyskazyvaniyamzapisannym-narusskom-
10
11
Свойства логических
операций.
Решение логических
задач
1
1
16.11
23.11
Уметь:
- проводить анализ и преобразования
логических
выражений;
- видеть инвариантную сущность во
внешне различных объектах (законы алгебры
логики и законы
алгебры чисел);
Знать/понимать:
- о свойствах логических операций
(законах алгебры логики);
- преобразования логических
выражений в соответствии с логическими
законами;
Уметь:
- проводить формализацию высказываний,
анализ
и преобразования логических выражений;
- выбирать метод
для решения конкретной задачи.
Знать/понимать:
- составление и преобразование логических
выражений в соответствии с логическими
законами.
Уметь:
- представлять одну и ту же информацию в
разных формах (таблица истинности,
логическое
выражение, электронная схема).
Знать/понимать:
- о логических элементах
(конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и
электронных схемах;
Практические
работы
yazyke.html);
(http://fcior.edu.ru/ca
rd/7268/postroenieotricaniya-kprostymvyskazyvaniyamzapisannym-narusskomyazyke.html)
- презентация
«Элементы алгебры
логики»;
- информационный,
практический и
контрольный
модули
«Логические
законы и правила
преобразования
логических
выражений»
(http://fcior.edu.ru/ca
rd/2000/logicheskiezakony-i-pravilapreobrazovaniyalogicheskihvyrazheniy.html);
(http://fcior.edu.ru/ca
rd/3342/logicheskiezakony-i-pravilapreobrazovaniyalogicheskihvyrazheniy.html);
(http://fcior.edu.ru/ca
rd/5667/logicheskiezakony-i-pravilapreobrazovaniyalogicheskihvyrazheniy.html)
- презентация
«Элементы алгебры
логики»;
- информационный,
практический и
- анализ электронных схем.
12
Логические элементы
1
30.11
13
Обобщение и
1
систематизация
основных понятий
темы
«Математические
основы информатики».
07.12
Качества личности школьника:
- понимание роли фундаментальных знаний
как
основы современных информационных
технологий;
- способность
Компьютерно
е
тестирование
контрольный
модули «Решение
логических задач»
(http://fcior.edu.ru/ca
rd/9561/reshenielogicheskihzadach.html);
(http://fcior.edu.ru/ca
rd/29148/reshenielogicheskihzadach.html);
(http://fcior.edu.ru/ca
rd/8052/reshenielogicheskihzadach.html)
- презентация
«Элементы алгебры
логики»;
- тренажѐр
«Логика»
(http://kpolyakov.nar
od.ru/prog/logic.htm)
;
- информационный
модуль
«Достоинcтва и
недостатки
двоичной системы
счисле-ния при
использовании ее в
компьютере»
(http://fcior.edu.ru/ca
rd/23457/dostoinctva
-i-nedostatkidvoichnoy-sistemyschisleniya-priispolzovanii-ee-vkompyutere.html)
- Конструктор
тестов MytestX
увязать учебное содержание с собственным
жизненным опытом,
понять значимость фундаментальных аспектов
подготовки в области информатики и ИКТ в
условиях развития информаци-онного
общества.
Уметь:
- выполнять анализ различных объектов;
- видеть инвариантную сущность во внешне
различных
объектах;
Знать/понимать:
- основные понятия темы «Математические
основы информатики».
Тема «Основы алгоритмизации» (12 ч)
Проверочная работа.
14
Алгоритмы и
исполнители
1
14.12
Качества личности школьника:
алгоритмическое мышление, необходимое для
профессиональной деятельности в
современном обществе.
Уметь:
- понимать смысл понятия «алгоритм» и
широты сферы его применения;
- понимать ограничения,
накладываемые средой исполнителя и
системой команд на круг задач, решаемых
исполнителем.
Знать/понимать:
- смысл понятия «алгоритм»;
- умение
анализировать предлагаемые
последовательности команд на
предмет наличия у них таких свойств
алгоритма как дискретность,
детерминированность, понятность,
результативность, массовость;
- термины «исполнитель», «формальный
исполнитель»,
«среда исполнителя», «система команд
исполнителя» и др.;
- умение исполнять алгоритм для формального
исполнителя с
заданной системой команд.
Аналитическая
деятельность:
- определять по
блок-схеме, для
решения какой
задачи
предназначен
данный алгоритм;
- анализировать
изменение
значений величин
при пошаговом
выполнении
алгоритма;
- определять по
выбранному
методу решения
задачи, какие
алгоритмические
конструкции могут
войти в алгоритм;
- сравнивать
различные
алгоритмы
решения одной задачи.
Практическая
деятельность:
Практические
работы
- презентация
«Алгоритмы и
исполнители»;
- демонстрация
«Происхож-дение и
определение
понятия
алгоритма»
(http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrs
tore/88093ab9-6a3e4bc6-8d5d9b7434d8416b/9_31
.swf);
- демонстрация
«Свойства
алгоритма»
(http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrs
tore/ef6533fd-06d14b38-9498ac58430f845e/9_33.
swf);
- анимация «Работа
с алгоритмом»
(http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrs
tore/7aa26e2d-966b-
15
Способы записи
алгоритмов.
1
21.12
16
Объекты алгоритмов.
1
28.12
17
Алгоритмическая
конструкция ветвление.
1
11.01
Полная форма ветвления.
Уметь:
- анализировать предлагаемые
последовательности команд на предмет
наличия у них таких
свойств алгоритма как дискретность,
детерминированность, понятность,
результативность, массовость;
- понимание
преимущества и недостатков той или иной
формы записи
алгоритмов;
- умение переходить от одной формы записи
алгоритмов к другой;
- умение выбирать форму записи алгоритма,
соответствующую решаемой задаче.
Знать/понимать:
- различные способов записи алгоритмов.
Уметь:
- понимать сущность понятия «величина»;
- понимать границы применимости величин
того или иного типа.
Знать/понимать:
- представление о величинах, с которыми
работают
алгоритмы;
- правила записи выражений на
алгоритмическом
языке;
- сущность операции присваивания.
Уметь:
- выделять алгоритмы с ветвлением в
различных процессах;
- исполнять
готовые
алгоритмы для
конкретных
исходных данных;
- преобразовывать
запись алгоритма с
одной формы
в другую;
- строить цепочки
команд, дающих
нужный результат
при конкретных
исходных данных
для исполнителя
арифметических
действий;
- строить цепочки
команд, дающих
нужный результат
при конкретных
исходных данных
для исполнителя,
преобразующего
строки символов;
- строить
арифметические,
строковые,
логические выражения и вычислять
их значения.
Теоретически
й диктант,
практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
480e-ae915be71f5fe682/%5B
NS-RUS_215%5D_%5BIG_04
3%5D.swf);
- презентация
«Способы записи
алгоритмов»
- система КуМир
- презентация
«Объекты
алгоритмов»;
- демонстрация
«Понятие
величины, типы
величин»
(http://files.schoolcollection.edu.ru/dlrs
tore/f38ea1b0-69c8485b-aac2e5bc1bced661/9_75.
swf);
- система КуМир
- презентация
«Основные
алгоритмические
конструкции.
Сокращённая форма
ветвления.
18
Алгоритмическая
конструкция повторение.
Цикл с заданным
условием продолжения
работы.
1
18.01
19
Алгоритмическая
конструкция повторение.
1
25.01
Цикл с заданным
условием окончания
работы.
- понимать ограниченность возможностей
линейных алгоритмов.
Знать/понимать:
- представление об алгоритмической
конструкции
«ветвление»;
- исполнение алгоритма с ветвлением для
формального исполнителя с заданной
системой команд;
- составление простых (коротких) алгоритмов
с ветвлением для
формального исполнителя с заданной
системой команд.
Уметь:
- выделять циклические алгоритмы в
различных процессах.
Знать/понимать:
- представления об алгоритмической
конструкции
«цикл», о цикле с заданным условием
продолжения работы;
- исполнение циклического алгоритма для
формального исполнителя с
заданной системой команд;
- составление простых
циклических алгоритмов для формального
исполнителя с заданной
системой команд.
Уметь:
- выделять циклические алгоритмы в
различных процессах.
Знать/понимать:
- представления об алгоритмической
конструкции
«цикл», о цикле с заданным условием
окончания работы;
- исполнение циклического алгоритма для
формального исполнителя с
заданной системой команд;
- составление простых
циклических алгоритмов для формального
Ветвление»
- программа
"Конструктор
алгоритмов"
- Система КуМир
Практическая
работа
- презентация
«Основные
алгоритмические
конструкции.
Повторение»;
- программа
"Конструктор
алгоритмов"
- Система КуМир
Практическая
работа
- презентация
«Основные
алгоритмические
конструкции.
Повторение»;
- программа
"Конструктор
алгоритмов"
- Система КуМир
исполнителя с заданной
системой команд.
20
Алгоритмическая
конструкция повторение.
1
01.02
1
08.02
Цикл с заданным числом
повторений.
21
Обобщение и
систематизация
основных понятий темы
Основы алгоритмизации.
Проверочная работа
Уметь:
- выделять циклические алгоритмы в
различных процессах.
Знать/понимать:
- представления об алгоритмической
конструкции
«цикл», о цикле с заданным числом
повторений;
- исполнение циклического алгоритма для
формального исполнителя с
заданной системой команд;
- составление простых
циклических алгоритмов для формального
исполнителя с заданной
системой команд.
Уметь:
- самостоятельно планировать пути
достижения целей;
- соотносить свои действия с
планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей
деятельности, определять способы действий в
рамках
предложенных условий, корректировать свои
действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
- оценивать
правильность выполнения учебной задачи;
- владеть основами
самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления
осознанного выбора в учебной и
познавательной деятельности.
Практическая
работа
- презентация
«Основные
алгоритмические
конструкции.
Повторение»;
- программа
"Конструктор
алгоритмов"
- Система КуМир
Компьютерно
е
тестирование
- Конструктор
тестов MyTestX
- Система КуМир
Знать/понимать:
- основные понятия темы «Основы
алгоритмизации».
Тема «Начала программирования» (21 ч)
22
Общие сведения о языке
программирования
Паскаль.
Организация ввода и
вывода данных.
1
15.02
Качества личности школьника:
- представление о программировании как
сфере
возможной профессиональной деятельности.
Уметь:
- проводить анализ языка Паскаль как
формального языка;
- выполнять запись простых
последовательностей
действий на формальном языке.
Знать/понимать:
- общие сведения о языке программирования
Паскаль (история возникновения, алфавит и
словарь,
используемые типы данных, структура
программы);
- применение операторов ввода-вывода
данных.
Аналитическая
деятельность:
- анализировать
готовые
программы;
- определять по
программе, для
решения какой
задачи она
предназначена;
- выделять этапы
решения задачи на
компьютере.
Практическая
деятельность:
- программировать линейные
алгоритмы,
предполагающие
вычисление
арифметических,
строковых и логических
выражений;
- разрабатывать
программы,
содержащие
оператор/операторы ветвления
(решение
линейного
неравенства,
решение
квадратного
Практические
и лабораторные работы
- презентация
«Общие сведения о
языке
программирования
Паскаль»;
- презентация
«Организация ввода
и вывода данных»;
- среда
программирования
PascalABC
уравнения и пр.), в
том числе
с использованием
логических
операций;
- разрабатывать
программы,
содержащие
оператор
(операторы) цикла
23
Общие сведения о языке
программирования
Паскаль.
1
22.02
Организация ввода и
вывода данных.
24
Программирование
линейных алгоритмов
1
01.03
25
Программирование
разветвляющихся
алгоритмов. Проверочная
работа.
Программирование
циклов с заданным
условием продолжения
работы.
Программирование
циклов с заданным
условием окончания
работы.
Программирование
циклов с заданным
числом повторений.
1
15.03
1
22.03
1
05.03
1
12.04
1
19.04
26
27
28
29
Итоговая работа.
Практические
работы
- презентация
«Программировани
е циклических
алгоритмов»
- среда
программирования
PascalABC
Тест.
30
31
32
33
34
35
Анализ контрольной
работы
Программирование
циклов с заданным
числом повторений.
Решение задач с
использованием циклов
Составление программ с
использованием
различных видов
алгоритмических
структур.».
1
26.04
1
03.05
3
10.05
17.05
24.05
Обобщение и
систематизация основных
понятий темы «Начала
программирования».
1
31.05
Знать/понимать:
- владеть начальными умениями
программирования
на языке Паскаль.
Проверочная
работа
- среда
программирования
PascalABC
График контрольных работ по информатике в 8 классе
на 2021– 2022 учебный год
№
Тема
п/п
1
2
Представление вещественных
чисел. Проверочная работа.
Математические основы
информатики
3
Основы алгоритмизации.
Проверочная работа
4
Итоговая работа
Дата
Форма
проведения
план
Тестирование
19.10
Тестирование
07.12
Тестирование
08.02
Тестирование
19.04
факт
Система оценки планируемых результатов
Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Для достижения выше перечисленных результатов используются следующие средства проверки и
оценки: устный ответ, практическая работа, проверочная работа, тест.
Критерии и нормы оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в
определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в
определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки,
исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный,
несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного
материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих
вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерии и нормы оценки письменных контрольных работ
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочѐтов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной
негрубой ошибки и одного недочѐта, не более трѐх недочѐтов.
Оценка 3 ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не
более одной грубой ошибки и двух недочѐтов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не
более трѐх негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трѐх недочѐтов, при наличии четырѐх-пяти
недочѐтов.
Оценка 2 ставится, если число ошибок и недочѐтов превысило норму для оценки 3 или правильно
выполнено не менее 2/3 всей работы.
Оценка 1 ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Перечень ошибок
Грубые ошибки
1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приѐмов
составления алгоритмов.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов,
неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода еѐ решения, незнание
приѐмов решения задач, аналогичных ранее решѐнных в классе; ошибки, показывающие неправильное
понимание условия задачи или неправильное истолкование решения, не верное применение операторов в
программах, их незнание.
4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.
5. Неумение подготовить к работе ЭВМ, запустить программу, отладить еѐ, получить результаты
и объяснить их.
6. Небрежное отношение к ЭВМ.
7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на ЭВМ.
Негрубые ошибки
1.
Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных
признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.
2. Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.
3. Нерациональный выбор решения задачи.
Недочёты
1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность
полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки
Материально-техническое оборудование кабинета информатики:
Аппаратные средства
1. Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
2. Мультимедиапроектор
3. Принтер (лазерный)
4. Источник бесперебойного питания
5. Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами
(клавиатура и мышь)
7. Сканер
8. Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Программные средства
1. Операционная система.
2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
3. Антивирусная программа.
4. Программа-архиватор.
5. Клавиатурный тренажер.
6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный
графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
7. Простая система управления базами данных.
8. Система автоматизированного проектирования.
10. Система оптического распознавания текста.
11. Программы разработки анимации
12. Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др).
14. Звуковой редактор.
15. Система программирования.
16. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
17. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
18. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
19. Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов
Печатные пособия
Плакаты:
1. Организация рабочего места и техники безопасности.
Схемы:
1. Моделирование, формализация, алгоритмизация.
2. Основные этапы разработки программ
3. Системы счисления
4. Логические операции
5. Блок-схемы
6. Алгоритмические конструкции.
Учебно-методический комплект
1. Информатика: Учебник для 8 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова -2-е изд., испр. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2017. – 160 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1776-9
2. Информатика: Рабочая тетрадь для 8 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2017. – 160 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1561-1
3. Занимательные задачи по информатике./Босова Л.Л., Босова А.Ю. , Коломенская Ю.Г. - М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний , 2017.
4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)
5. Материалы авторской мастерской Л.Л.Босовой (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Список литературы для учителя
1. Занимательные задачи по информатике./Босова Л.Л., Босова А.Ю. , Коломенская Ю.Г. - М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний , 2017
2. Материалы авторской мастерской Л.Л.Босовой (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Список литературы для обучающихся
1. Информатика: Учебник для 8 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова -2-е изд., испр. М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2017. – 160 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1776-9
2. Информатика: Рабочая тетрадь для 8 класса./ Л.Л.Босова, А.Ю. Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2017. – 160 с.: ил. ISBN 978-5-9963-1561-1