цифровой
Литвинова Подписано
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Ирина
Дата: 2022.01.03
Николаевна 14:05:44 +03'00'
Пояснительная записка
В обучении детей с ограниченными возможностями здоровья Школа руководствуется Федеральным
законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ, в соответствии с Порядком
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования», утвержденным приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015, «Концепцией коррекционноразвивающего обучения в образовательных учреждениях»,
разработанной Институтом коррекционной
педагогики РАО и рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе
образования России, Уставом и учебным планом школы.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой наиболее многочисленную
категорию среди детей с ограниченными возможностями здоровья, которые требуют создания для них
особых образовательных условий.
Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа
по
предмету
Обществознание
разработана с учётом особых возможностей здоровья обучающихся.
Данная программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса
для ребёнка с ЗПР и направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания и обучения,
позволяющие учитывать особые образовательные потребности ребёнка посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса. При воспитании и обучении ребёнка с ЗПР существует ряд
проблем, обусловленных психофизическими особенностями: нарушение познавательной деятельности,
неустойчивое внимание, снижение мыслительных операций, ослабленное удержание запоминания
информации, низкий уровень мотивации. Возникает объективная потребность в специальной организации
образовательного пространства, которое позволяет обеспечить такому ребёнку все необходимые условия
для освоения адаптированной программы (наглядно-действенный характер содержания образования;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; активное
использование информационных и игровых технологий)
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
3. Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом
Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
5. Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
20.05.2020 г. № 254;
6. Приказ от 23.12.2020 г. № 766. О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
допущенных
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 г.
№ 254;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые
допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию
и
реализующих
образовательные
программы
общего
образования
образовательных учреждениях» (с изменениями);
8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования по
обществознанию, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15 в ред. протокола № 1/15 от 04.02.2020;
9. Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
10. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г.
Донецка;
11. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных
предметов
(курсов)
педагогов
в
муниципальном
бюджетном
общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования «город
Донецк»;
12. Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка;
13. Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2021 – 2022 учебный год.
Программа ориентирована на УМК: Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И.
Обществознание. 7 класс. М.: «Просвещение», 2017
Цель реализации АООП обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС
обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и
культурного опыта. Обучающиеся с ЗПР получит образование в соответствии с планируемыми
результатами адаптированной программы.
Цели и задачи
Преподавание
обществоведческого
курса
для
детей,
занимающихся
по
адаптированным
образовательным программам, носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики.
Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание
практикоориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит
элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям
обществоведческих знаний.
Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с
ОВЗ.
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся путем
повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в
современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться
своими правами. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов
гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.
Для достижения целей ставятся следующие задачи:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее
познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том
числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие
нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к
самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к
социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для
социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых
обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде;
сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений;
механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в
основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области
социальных
отношений;
экономической
и
гражданско-общественной
деятельности;
в
межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейнобытовых отношениях.
формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и
нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и
утверждение правового государства;
выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;
содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными
расовыми, национальными, этническими и социальными группами;
помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;
ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.
создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками
важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и
познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов
и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод,
осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании
рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия,
способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных
ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся
школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить
практическое владение способами
получения
адаптированной
социальной
информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе,
селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе
включенной в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через
включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть
освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния),
правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной
информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов
учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие
партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и
особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и
перспектив допрофессиональной подготовки.
Отбор содержания курса обществознания производится с учетом психологических и социальновозрастных потребностей детей с ОВЗ, обучающихся по адаптированным образовательным программам.
Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем изучаемого материала
в рамках
каждого урока, снижены требования к знаниям и умениям учащихся.
Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным
программам, прежде всего, недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это
обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на развитие познавательной
активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура
курса при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней,
переработано только их содержание.
Таким образом,
курс обществознания способствует формированию нравственных черт личности
учащихся с ОВЗ. Это приобретает особую актуальность в условиях нравственной деградации современного
российского общества при отсутствии государственной системы ценностей в воспитательном процессе.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень
возрастных и познавательных возможностей учащихся основного звена позволяет сформировать
целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.
Адаптированная
образовательная
программа направлена на всестороннее развитие личности
воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое,
нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое
внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности
обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Для достижения поставленных целей, успешного овладения учебным содержанием данного предмета
настоящей рабочей программой предусмотрено использование личностно-ориентированной технологии.
На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение
содержания
курса
по
обществознанию,
особое
значение
приобретают
методы
личностно
ориентированного обучения, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и
положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с
собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со
стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе.
Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому
поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и
права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует
использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на
изучение обществознания отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).
Настоящая программа рассчитана на 34 часа.
Последовательность изучения тем
курса «Обществознание» в данной рабочей программе
определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и
особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. С учетом
возрастных особенностей школьников выделяется два относительно самостоятельных этапов изучения
курса, связанных между собой: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.
Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9
классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейноконцентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоценрический. Одни
темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются
оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию,
которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное
воспитательное значение.
Исходя из возможностей обучающихся с ЗПР, в адаптированной программе в разделах Планируемые
результаты освоения учебного предмета и в Календарно-тематическом планировании содержатся единицы,
универсальные учебные действия, предполагаемые к обязательному усвоению «ученик научится» и
дидактические единицы, универсальные учебные действия, не являющиеся обязательными для
детей с ЗПР: «ученик получит возможность научиться».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения АООП ООО соответствуют ФГОС ООО:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в общественной
жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии жизни общества, в
благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия
народов.
Метапредметные результаты освоения АООП ООО соответствуют ФГОС
ООО:
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной
практике, на:
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу,
из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых
норм, экологических требований;
определение
собственного
отношения
формулирование своей точки зрения.
к
явлениям
жизни
человека,
Предметные результаты освоения АООП ООО соответствуют ФГОС ООО:
и в 7 классе являются в сфере:
- познавательной
знание понятий общество и человек; механизмов и регуляторов деятельности людей;
социальных свойств человека, его взаимодействие с другими людьми;
понимание сущности общества как формы совместной деятельности людей;
умение описывать человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
объяснять взаимодействия человека и общества, общества и природы;
приводить примеры социальных отношений; деятельности людей;
оценивать поведение людей;
взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать
в
соответствии
с
решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в
современном российском обществе социальных ценностей;
- ценностно-мотивационной
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих
регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться
этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
- трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- эстетической
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
- коммуникативной
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Требования к предметным результатам по разделам
№
п/п
Наименование
разделов
Научатся
(обязательны для детей с ЗПР)
Получат возможность
научиться
(необязательны для детей с ЗПР)
I
II
Регулирование называть различные виды правил;
поведения людей в приводить примеры индивидуальных
обществе
и групповых привычек; определять,
как права человека связаны с его
потребностями; какие группы прав
существуют; что означает выражение
«права человека закреплены в
законе»; почему человеческому
обществу нужен порядок; каковы
способы установления порядка в
обществе; в чём смысл
справедливости; почему свобода не
может быть безграничной;, почему
нужна регулярная армия; что такое
дисциплина, каковы последствия
нарушения дисциплины; признаки
противоправного поведения,
особенности наказания
несовершеннолетних; какие органы
называются правоохранительными и
какие задачи оно решают.
Человек в
экономических
отношениях
характеризовать роль потребителя и
производителя в экономике;
описывать различные формы
организации хозяйственной жизни,
составляющие квалификации
работника; характеризовать факторы,
влияющие на размер зарплаты
работника; раскрывать роль
производства в удовлетворении
потребностей общества; объяснять
значение разделения труда в развитии
производства; различать общие,
постоянные и переменные затраты
производства; объяснять значение
бизнеса в экономическом развитии
страны; характеризовать особенности
предпринимательской деятельности;
объяснять условия осуществления
обмена в экономике; характеризовать
торговлю и её формы; раскрывать
роль рекламы в развитии торговли;
описывать виды денег; описывать
закономерность изменения
потребительских расходов семьи в
работать с текстом учебника;
анализировать таблицы; решать
логические задачи; высказывать
собственное мнение, суждения;
осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
исследовать несложные
практические ситуации,
связанные с выполнением
социальных ролей потребителя
и производителя, связанные с
достижением успеха в бизнесе;
объяснять взаимосвязь
квалификации, количества и
качества труда; выражать
собственное отношение к
бизнесу с морально – этических
позиций; оценивать своё
поведение с точки зрения
рационального покупателя.
зависимости от доходов;
характеризовать виды страховых
услуг.
III
Человек и природа объяснять значение природных
ресурсов в жизни общества;
характеризовать отношение людей к
исчерпаемым ресурсам; описывать
состояние неисчерпаемых богатств
Земли; объяснять опасность
загрязнения воды, почвы, атмосферы;
объяснять необходимость активной
деятельности по охране природы;
характеризовать деятельность
государства по охране природы;
называть наказания, установленные
законом для тех, кто наносит вред
природе.
различать ответственное и
безответственное отношение к
природе; определять
собственное отношение к
природе; характеризовать смысл
экологической морали;
иллюстрировать примерами
возможности граждан в
сбережении природы.
Система условий реализации основной образовательной Программы образования и
Программы коррекционной работы для обучающихся с ЗПР
В целях обеспечения реализации основной образовательной Программы образования и
Программы коррекционной работы для обучающихся с ЗПР в образовательной организации
должны создаваться условия, гарантирующие возможность:
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной Программы
общего образования обучающимися с ЗПР;
использования обычных и специфических шкал оценки «академических» достижений
обучающегося с ЗПР, соответствующих его особым образовательным потребностям;
адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции обучающегося с ЗПР
совместно всеми участниками образовательного процесса, включая и работников школы, и
родителей (законных представителей);
целенаправленного развития способности обучающихся с ЗПР к коммуникации и
взаимодействию со сверстниками;
выявления и развития способностей и одарённостей обучающихся с ЗПР через систему
клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том
числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных организаций
дополнительного образования;
включения
педагогических
работников,
родителей
(законных
представителей)
обучающихся с ЗПР и общественности в разработку основной образовательной программы
начального общего образования, проектирование и развитие внутришкольной социальной
среды;
использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и
апробированных
коррекционных
потребностям обучающихся с ЗПР.
технологий,
адекватных
особым
образовательным
Содержание учебного предмета
№
п/п
Наименование
разделов
I
Регулирование
поведения
людей в
обществе
II
III
Основное содержание программы
Социальные нормы.
Виды
социальных норм. Правила этикета.
Права человека и гражданина.
Гарантии и реализация прав человека
и
гражданина.
Границы
осуществления прав. Обязанности
человека и гражданина
Права человека и гражданина.
Гарантии и реализация прав человека
и
гражданина.
Границы
осуществления прав. Обязанности
человека и гражданина
Закон. Роль закона в жизни
общества.
Долг и обязанность. Регулярная
армия. Военная служба. Исполнение
воинского долга.
Общеобязательная
и
специальная дисциплина. Внешняя и
внутренняя дисциплина.
Воля и
самовоспитание.
Законопослушный
человек.
Противозаконное поведение. Виды
правонарушений. Ответственность
Правоохранительные органы РФ.
Правосудие. Полиция.
Понятие
экономики.
Роль
Человек в
экономики
в
жизни
общества.
экономических
Мастерство
работника.
отношениях
Квалификация. Заработная плата.
Количество и качество труда.
Производство.
Затраты
производства. Прибыль.
Бизнес. Виды бизнеса. Формы
бизнеса.
Обмен. Торговля и ее формы.
Реклама.
Деньги.
Функции
денег.
История возникновения денег.
Ресурсы семьи. Источники дохода
семьи. Семейный бюджет. Расходы
семьи.
Гуманизм —
уважение
и
Человек и
любовь к людям. Прояви внимание
природа
к старикам.
Что такое страх. Смелость
города берет. Имей смелость сказать
злу «нет».
Что такое добро. Кого называют
добрым. Доброе — значит хорошее.
Главное правило доброго человека.
Формы организации
учебной деятельности
I. Индивидуальная форма работы:
- решение познавательных заданий
- решение тестовых заданий.
- устные ответы на вопросы
карточкам
по
I. Индивидуальная форма работы:
- решение познавательных заданий
- решение тестовых заданий.
- устные ответы на вопросы
карточкам
по
I. Индивидуальная форма работы:
- решение познавательных заданий
- решение тестовых заданий.
- устные ответы на вопросы
карточкам
по
Календарно-тематическое планирование
№
урок
а
Тема урока
Кол
-во
часо
в
Дата урока
план
факт
Средства
обучения
Основные виды
деятельности
Требования к результату
Виды контроля
предметные
метапредметные
личностные
Познавательные: выявляют
особенности и признаки
объектов, приводят примеры
в качестве доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе
групповой работы, ведут
диалог, участвуют в
дискуссии,
Регулятивные:
прогнозируют результаты
уровня усвоения изучаемого
материала, принимают и
сохраняют учебную задачу.
Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности,
проявляют интерес
к новому учебному
материалу,
выражают
положительное
отношение к
процессу познания,
адекватно
понимают причины
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности.
Тема 1.
Регулировани
е поведения
людей в
обществе
( 12 час)
1-2
Что значит жить
по правилам
2
06.09
13.09
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Характеризова
ть на
примерах
социальные
нормы и их
роль в
общественной
жизни
Научатся: называть
различные виды правил,
приводить примеры
индивидуальных и
групповых привычек,
объяснять, зачем в обществе
приняты различные правила
этикета
Получат возможность
научиться:
использовать элементы
причинно-следственного
анализа для понимания
влияния моральных устоев на
развитие общества и
человека
Фронтальный опрос
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
3-4
5-6
Права и
обязанности
граждан
Почему важно
соблюдать законы
2
2
20.09
27.09
04.10
11.10
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал,
Конститу
ция РФ
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал,
Конститу
ция РФ
Характеризова
ть
конституционн
ые права и
обязанности
граждан РФ.
Называть
права ребёнка и
характеризоват
ь способы их
защиты.
Приводить
примеры
защиты прав и
интересов
детей, оставшихся без
попечения
родителей.
Раскрывать
особенности
правового
статуса
несовершеннолетних
Раскрывать
значение
соблюдения
законов для
обеспечения
правопорядка.
Объяснять и
конкретизиров
ать фактами
социальной
жизни связь
закона и
правопорядка,
закона и
справедливости
Научатся: определять, как
права человека связаны с его
потребностями, какие группы
прав существуют, что
означает выражение «права
человека закреплены в
законе»
Получат возможность
научиться:
моделировать несложные
ситуации нарушения прав
человека, конституционных
прав и обязанностей граждан
Российской Федерации и
давать им моральную и
правовую оценку
Научатся: определять,
почему человеческому
обществу нужен порядок,
каковы способы
установления порядка в
обществе, в чем смысл
справедливости, почему
свобода не может быть
безграничной.
Получат возможность
научиться:
оценивать сущность и
значение правопорядка и
законности, собственный
вклад в их становление и
развитие.
Познавательные:
устанавливают причинноследственные связи и
зависимости между
объектами.
Коммуникативные:
планируют цели и способы
взаимодействия,
обмениваются мнениями,
слушают друг друга,
понимают позицию партнера,
в т.ч и отличную от своей,
согласовывают действия с
партнером.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные
учителем ориентиры
действия.
Проявляют
заинтересованность
не только в личном
успехе, но и в
решении
проблемных
заданий всей
группой, выражают
положительное
отношение к
процессу познания.
Познавательные:
самостоятельно выделяют и
формулируют цели,
анализируют вопросы,
формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном
обсуждении проблем,
обмениваются мнениями,
понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу,
самостоятельно выделяют и
формулируют цель,
составляют план и
последовательность
действий.
Применяют правила
делового
сотрудничества,
сравнивают разные
точки зрения,
оценивают
собственную
учебную
деятельность,
выражают
положительное
отношение к
процессу познания.
Фронтальный опрос
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
Фронтальный опрос
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
7
8
Защита Отечества
Для чего нужна
дисциплина
1
1
18.10
25.10
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Характеризова
ть защиту
Отечества как
долг и
обязанность
гражданина
РФ.
Приводить
примеры
важности
подготовки к
исполнению
воинского
долга
Раскрывать
значение
дисциплины
как
необходимого
условия
существования
общества и
человека.
Характеризова
ть различные
виды
дисциплины.
Моделировать
несложные
практические
ситуации,
связанные с
последствиями
нарушения
общеобязатель
ной и специальной
дисциплины
Научатся: определять,
почему нужна регулярная
армия, в чем состоит
обязательная подготовка к
военной службе, отличия
военной службы по призыву
от службы по контракту,
основные обязанности
военнослужащих, как
готовить себя к выполнению
воинского долга.
Получат возможность
научиться:
осознавать значение
гражданской активности и
патриотической позиции в
укреплении нашего
государства
Научатся: определять, что
такое дисциплина, ее виды и
ответственность за
несоблюдение.
Получат возможность
научиться:
моделировать несложные
ситуации нарушения прав
человека, конституционных
прав и обязанностей граждан
Российской Федерации и
давать им моральную и
правовую оценку;
оценивать сущность и
значение правопорядка и
законности, собственный
вклад в их становление и
развитие.
Познавательные:
анализируют вопросы,
формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном
обсуждении проблем,
обмениваются мнениями,
понимают позицию партнера.
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют цели, ставят
учебную задачу на основе
того, что уже известно и
усвоено, и того, что еще не
известно.
Оценивают
собственную
учебную
деятельность, свои
достижения,
анализируют и
характеризуют
эмоциональное
состояние и чувства
окружающих,
строят свои
взаимоотношения с
их учетом.
Познавательные:
принимают и сохраняют
учебную задачу, учитывают
выделенные учителем
ориентиры действия в новом
учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные:
проявляют активность во
взаимодействии для решения
коммуникативных и
познавательных задач
(задают вопросы,
формулируют свои
затруднения, предлагают
помощь и сотрудничество).
Регулятивные: ставят и
формулируют проблему
урока, самостоятельно
создают алгоритм
деятельности при решении
проблемы.
Определяют
целостный
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве и
разнообразии
народов, культур и
религий.
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
9
10
Виновен - отвечай
Кто стоит на
страже закона
1
1
08.11
15.11
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Характеризова
ть
ответственност
ь за нарушение
законов.
Определять
черты
законопослушн
ого поведения.
Моделировать
несложные
практические
ситуации,
связанные с
последствиями
противозаконн
ого поведения.
Описывать и
иллюстрирова
ть примерами
проявления ответственности
несовершеннол
етних
Называть
правоохраните
льные органы
Российского
государства.
Различать
сферу
деятельности
правоохраните
льных органов,
в том числе
судебной
системы.
Приводить
примеры
деятельности
правоохраните
льных органов.
Исследовать
несложные
практические
ситуации,
связанные с
деятельностью
правоохраните
льных органов
Научатся: определять, кого
называют законопослушным
человеком, признаки
противоправного поведения,
особенности наказания
несовершеннолетних
Получат возможность
научиться:
оценивать сущность и
значение правопорядка и
законности, собственный
возможный вклад в их
становление и развитие;
осознанно содействовать
защите правопорядка в
обществе правовыми
способами и средствами;
использовать знания и
умения для формирования
способности к личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю.
Научатся: определять,
какие задачи стоят перед
сотрудниками
правоохранительных
органов, какие органы
называют
правоохранительными,
функции
правоохранительных органов
Получат возможность
научиться:
оценивать сущность и
значение правопорядка и
законности, собственный
возможный вклад в их
становление и развитие;
осознанно содействовать
защите правопорядка в
обществе правовыми
способами и средствами;
использовать знания и
умения для формирования
способности к личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю.
Познавательные:
овладевают целостными
представлениями о качествах
личности человека,
привлекают информацию,
полученную ранее, для
решения учебной задачи.
Коммуникативные:
планируют цели и способы
взаимодействия,
обмениваются мнениями,
участвуют в коллективном
решении проблем,
распределяют обязанности,
проявляют способность к
взаимодействию.
Регулятивные: учитывают
ориентиры, данные учителем
при изучении материала.
Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности.
Познавательные: выявляют
особенности и признаки
объектов, приводят примеры
в качестве доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе
групповой работы, ведут
диалог, участвуют в
дискуссии, допускают
существование различных
точек зрения.
Регулятивные:
формулируют цель,
планируют действия по ее
достижению, принимают и
сохраняют учебную задачу.
Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности,
проявляют интерес
к новому учебному
материалу,
выражают
положительное
отношение к
процессу познания.
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
Научатся: работать с
тестовыми контрольноизмерительными
материалами
11
Повторительное
обобщение по
теме:
«Регулирование
поведения людей в
обществе»
1
22.11
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Получат возможность
научиться:
Решение
проблемных
задач
работать с текстом учебника;
анализировать таблицы;
решать
логические задачи; высказывать собственное мнение,
суждения
Научатся: выполнять
контрольные задания по
обществознанию.
Получат возможность
научиться: преобразовы-
12
Контрольная
работа по теме:
«Регулирование
поведения людей в
обществе»
Тема 2.
Человек и
экономика (14
час.)
1
29.11
Контроль
ноизмерител
ьные
материал
ы
Самостоятельн
ое выполнение
письменных
заданий
вать извлечённую информацию в соответствии с
заданием (выделять главное,
сравнивать, выражать свое
отношение) и представлять
её в виде письменного текста
Познавательные:
овладевают целостными
представлениями о качествах
личности человека,
привлекают информацию,
полученную ранее, для
решения проблемной задачи.
Коммуникативные:
планируют цели и способы
взаимодействия,
обмениваются мнениями,
участвуют в коллективном
обсуждении проблем,
распределяют обязанности,
проявляют способность к
взаимодействию.
Регулятивные: учитывают
ориентиры, данные учителем,
при освоении нового
учебного материала.
Познавательные: ставят и
формулируют цели и
проблему урока; осознанно и
произвольно строят
сообщения в устной и
письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского
характера.
Коммуникативные:
адекватно используют
речевые средства для
эффективного решения
разнообразных
коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют
свои действия в соответствии
с поставленной задачей и
условиями её реализации, в
том числе во внутреннем
плане
Сравнивают разные
точки зрения,
оценивают
собственную
учебную
деятельность,
сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности.
Устный опрос
Выражают адекватное понимание
причин успешности/неуспешности учебной
деятельности,
устойчивую учебнопознавательную
мотивацию учения
Контрольная работа
1314
15
Экономика и ее
основные
участники
Мастерство
работника
2
1
06.12
13.12
20.12
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Характеризова
ть роль
потребителя и
производителя
в экономике,
приводить
примеры их
деятельности.
Описывать
различные
формы
организации
хозяйственной
жизни.
Исследовать
несложные
практические
ситуации,
связанные с
выполнением
социальных
ролей
потребителя и
производителя
Описывать
составляющие
квалификации
работника.
Характеризова
ть факторы,
влияющие на
размер
заработной
платы.
Объяснять
взаимосвязь
квалификации,
количества и
качества труда
Научатся: определять, как
экономика служит людям,
какая форма хозяйствования
наиболее успешно решает
цели экономики, как
взаимодействуют основные
участники экономики.
Получат возможность
научиться:
оценивать тенденции
экономических изменений в
нашем обществе;
анализировать с опорой на
полученные знания
несложную экономическую
информацию, получаемую из
неадаптированных
источников;.
Научатся: определять, из
чего складывается
мастерство работника, чем
определяется размер
заработной платы.
Получат возможность
научиться:
решать познавательные
задачи в рамках изученного
материала, отражающие
типичные ситуации в
экономической сфере
деятельности человека;
выполнять несложные
практические задания,
основанные на ситуациях,
связанных с описанием
состояния российской
экономики.
Познавательные:
устанавливают причинноследственные связи и
зависимости между
объектами.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями,
слушают друг друга,
понимают позицию партнера.
Регулятивные:
формулируют цель,
планируют деятельность по
ее достижению, принимают и
сохраняют учебную задачу.
Проявляют
заинтересованность
не только в личном
успехе, но и в
решении
проблемных
заданий всей
группой, выражают
положительное
отношение к
процессу познания,
адекватно
понимают причины
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности.
Фронтальный опрос
Познавательные:
самостоятельно выделяют и
формулируют цели;
анализируют вопросы,
формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном
решении проблем;
обмениваются мнениями,
понимают позицию партнёра.
Регулятивные: ставят
учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того,
что ещё не известно.
Оценивают
способную учебную
деятельность, свои
достижения;
анализируют и
характеризуют
эмоциональное
состояние и чувства
окружающих,
строят свои
взаимоотношения с
их учётом.
Фронтальный опрос
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
1617
Производство:
затраты, выручка,
прибыль
2
27.12
10.01
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Раскрывать
роль
производства в
удовлетворени
и потребностей
общества.
Характеризова
ть факторы,
влияющие на
производительность труда.
Объяснять
значение
разделения
труда в
развитии
производства.
Различать
общие,
постоянные и
переменные
затраты производства
Научатся: определять,
какова роль разделения труда
в развитии производства, что
такое прибыль, виды затрат.
Получат возможность
научиться:
анализировать с опорой на
полученные знания
несложную экономическую
информацию, получаемую из
неадаптированных
источников;
выполнять несложные
практические задания,
основанные на ситуациях,
связанных с описанием
состояния российской
экономики.
Познавательные:
привлекают информацию,
полученную ранее, для
решения учебных задач.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями,
участвуют в коллективном
обсуждении проблем,
распределяют обязанности в
группе, проявляют
способность к
взаимодействию.
Регулятивные: планируют
цели и способы
взаимодействия.
Сравнивают разные
точки зрения,
оценивают
собственную
учебную
деятельность,
сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности.
Фронтальный опрос
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
1819
Виды и формы
бизнеса
2
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Объяснять
значение
бизнеса в
экономическом
развитии
страны.
Характеризова
ть
особенности
предпринимате
льской деятельности.
Сравнивать
формы
организации
бизнеса.
Исследовать
несложные
практические
ситуации,
связанные с
достижением
успеха в
бизнесе.
Выражать
собственное
отношение к
бизнесу с
моральноэтических
позиций
Научатся: определять, в
каких формах можно
организовать бизнес, каковы
виды бизнеса, роль бизнеса в
экономике
Получат возможность
научиться:
характеризовать тенденции
экономических изменений в
нашем обществе;
решать познавательные
задачи в рамках изученного
материала, отражающие
типичные ситуации в
экономической сфере
деятельности человека;
Познавательные:
ориентируются в
разнообразии способов
решения познавательных
задач, выбирают наиболее
эффективные способы их
решения.
Коммуникативные:
распределяют функции и
роли в совместной
деятельности, задают
вопросы, необходимые для
организации собственной
деятельности и
сотрудничества с партнером.
Регулятивные: определяют
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного результата,
составляют план и
последовательность
действий.
Проявляют
заинтересованность
не только в личном
успехе, но и в
решении
проблемных
заданий всей
группой, выражают
положительное
отношение к
процессу познания,
адекватно
понимают причины
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности.
Фронтальный опрос
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
2021
22
Обмен, торговля,
реклама
Деньги, их
функция.
2
1
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
;
дидактиче
ский
материал
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
;
дидактиче
ский
материал
Объяснять
условия
осуществления
обмена в
экономике.
Характеризова
ть торговлю и
её формы как
особый вид
экономической
деятельности.
Раскрывать
роль рекламы в
развитии
торговли.
Выражать
собственное
отношение к
рекламной
информации.
Оценивать
своё поведение
с точки зрения
рационального
покупателя
Описывать
виды денег.
Раскрывать на
примерах
функции денег
Научатся: определять, как
обмен решает задачи
экономики, что необходимо
для выгодного обмена, зачем
люди и страны ведут
торговлю, для чего нужна
реклама товаров и услуг
Получат возможность
научиться:
анализировать с позиций
обществознания
сложившиеся практики и
модели поведения
потребителя;
выполнять несложные
практические задания,
основанные на ситуациях,
связанных с описанием
состояния российской
экономики.
Научатся: давать
определение понятию
«деньги», определять их
функции
Получат возможность
научиться:
характеризовать тенденции
экономических изменений в
нашем обществе;
выполнять несложные
практические задания,
основанные на ситуациях,
связанных с описанием
состояния российской
экономики.
Познавательные: выявляют
особенности и признаки
объектов, приводят примеры
в качестве доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе
совместной работы, ведут
диалог, участвуют в
дискуссии, принимают
другое мнение и позицию,
допускают существование
других точек зрения.
Регулятивные:
прогнозируют результаты
уровня усвоения изучаемого
материала, принимают и
сохраняют учебную задачу.
Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности,
проявляют интерес
к новому учебному
материалу,
выражают
положительное
отношение к
процессу познания.
Познавательные: адекватно
воспринимают предложения
и оценку учителей,
родителей, товарищей.
Коммуникативные:
договариваются о
распределении функций и
ролей в совместной
деятельности.
Регулятивные: выбирают
наиболее эффективные
способы решения задач,
контролируют и оценивают
процесс и результат
деятельности.
Проявляют
способность к
решению
моральных дилемм
на основе учета
позиций партнеров
в общении,
ориентируются на
их мотивы и
чувства, устойчивое
следование в
поведении
моральным нормам
и этическим
требованиям.
Фронтальный опрос
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
23
24
Карманные
деньги: за и
против
Экономика семьи.
Семейный
бюджет
1
1
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
;
дидактиче
ский
материал
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
;
дидактиче
ский
материал
Описывать
виды
карманных
денег.
Раскрывать на
примерах
функции
карманных
денег
Научатся: давать
Описывать
закономерност
ь изменения
потребительски
х расходов
семьи в
зависимости от
доходов.
Характеризова
ть виды
страховых
услуг,
предоставляем
ых гражданам
Научатся: определять, что
определение понятию
«карманные деньги»,
определять их функции
Получат возможность
научиться:
Выявлять положительные и
отрицательные стороны
экономических оъектов
такое ресурсы семьи,
составлять бюджет семьи.
Получат возможность
научиться:
анализировать с позиций
обществознания
сложившиеся практики и
модели поведения
потребителя;
решать познавательные
задачи в рамках изученного
материала, отражающие
типичные ситуации в
экономической сфере
деятельности человека;
Научатся: определять все
25
Повторительно
е обобщение по
теме: «Человек
и экономика»
1
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
термины и понятия раздела
Получат возможность
научиться:
Решение
проблемных
задач
работать с текстом учебника;
анализировать таблицы;
решать
логические задачи; высказывать собственное мнение,
суждения
Познавательные: адекватно
воспринимают предложения
и оценку учителей,
родителей, товарищей.
Коммуникативные:
договариваются о
распределении функций и
ролей в совместной
деятельности.
Регулятивные: выбирают
наиболее эффективные
способы решения задач,
контролируют и оценивают
процесс и результат
деятельности.
Познавательные: находят
нужную социальную
информацию в различных
источниках; адекватно ее
воспринимают, применяют
основные обществоведческие
термины и понятия;
преобразовывают в
соответствии с решаемой
задачей.
Коммуникативные:
адекватно используют
речевые средства для
эффективного решения
коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют
свои действия в соответствии
с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в
т.ч. во внутреннем плане.
Познавательные:
самостоятельно создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем различного
характера.
Коммуникативные:
формулируют собственное
мнение и позицию, адекватно
используют речевые
средства.
Регулятивные:
осуществляют пошаговый и
итоговый контроль.
Проявляют
способность к
решению
моральных дилемм
на основе учета
позиций партнеров
в общении,
ориентируются на
их мотивы и
чувства, устойчивое
следование в
поведении
моральным нормам
и этическим
требованиям.
Определяют свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцированн
ую оценку своей
успешности.
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
Фронтальный опрос
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
выражают
адекватное
понимание причин
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности,
устойчивую учебнопознава-тельную
мотивацию учения.
Устный опрос
Тема 3.
Человек и
природа (3
час.)
26
27
Воздействие
человека на
природу
Охранять природу
– значит охранять
жизнь
1
1
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Объяснять
значение
природных
ресурсов в
жизни
общества.
Характеризова
ть отношение
людей к
исчерпаемым
ресурсам.
Описывать
состояние
неисчерпаемых
богатств Земли.
.
Объяснять
необходимость
активной
деятельности
по охране
природы.
Характеризова
ть смысл
экологической
морали
Научатся: определять, что
такое экологическая угроза,
характеризовать воздействие
человека на природу.
Получат возможность
научиться:
формировать положительное
отношение к необходимости
бережного отношения к
природе
Научатся: давать
определение понятия
«экологическая мораль»,
характеризовать правила
экологической морали
Получат возможность
научиться:
формировать положительное
отношение к необходимости
бережного отношения к
природе; корректировать
собственное поведение в
соответствии с требованиями
безопасности
жизнедеятельности и
бережного отношения к
природе
Познавательные:
самостоятельно выделяют и
формулируют
познавательную цель;
используют общие приёмы
решения поставленных задач.
Коммуникативные:
участвуют в коллективом
обсуждении проблем;
проявляют активность во
взаимодействии для решения
коммуникативных и
познавательных задач.
Регулятивные: планируют
свои действия в соответствии
с поставленной задачей
Коммуникативные:
адекватно используют
речевые средства для
эффективного решения
разнообразных
коммуникативных задач,
осознанно и произвольно
строят сообщения в устной и
письменной форме, в т.ч.
творческого и
исследовательского
характера.
Регулятивные: планируют
свои действия в соответствии
с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Проявляют
доброжелательност
ь и эмоциональнонравственную
отзывчивость,
эмпатию как
понимание чувств
других людей и
сопереживают им.
Выражают
адекватное
понимание причин
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности,
устойчивую учебнопознава-тельную
мотивацию учения.
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
28
Закон на страже
природы
1
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Характеризова
ть
деятельность
государства по
охране
природы.
Называть
наказания,
установленные
законом для
тех, кто
наносит вред
природе.
Иллюстрирова
ть примерами
возможности
общественных
организаций и
граждан в
сбережении
природы
Научатся: определять,
какие законы стоят на страже
охраны природы
Получат возможность
научиться:
описывать реальные связи и
зависимости между
воспитанием и отношением к
природе,
корректировать собственное
поведение в соответствии с
требованиями безопасности
жизнедеятельности и
бережного отношения к
природе
Коммуникативные:
адекватно используют
речевые средства для
эффективного решения
разнообразных
коммуникативных задач,
осознанно и произвольно
строят сообщения в устной и
письменной форме, в т.ч.
творческого и
исследовательского
характера.
Регулятивные: планируют
свои действия в соответствии
с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
выражают
адекватное
понимание причин
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности,
устойчивую учебнопознава-тельную
мотивацию учения.
Познавательные: находят
нужную социальную
информацию в различных
источниках; адекватно ее
воспринимают, применяют
основные обществоведческие
термины и понятия
Коммуникативные:
адекватно используют
речевые средства для
эффективного решения
коммуникативных задач.
Определяют свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцированн
ую оценку своей
успешности.
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
Тема 4.
Повторение
(5 час.)
Научатся: анализировать
29
Повторительно
е обобщение по
теме: «Человек
и общество»
1
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
свое отношение к
окружающей среде
Решение
проблемных
задач
Получат возможность
научиться:
работать с текстом учебника;
анализировать таблицы;
решать
логические задачи; высказывать собственное мнение,
суждения
Устный опрос
Научатся: выполнять
контрольные задания по
обществознанию.
30
Итоговая
работа
1
Контроль
ноизмерител
ьные
материал
ы
Получат возможность
научиться: преобразовыСамостоятельн
ое выполнение
письменных
заданий
вать извлечённую информацию в соответствии с
заданием (выделять главное,
сравнивать, выражать свое
отношение) и представлять
её в виде письменного текста
Научатся: анализировать
3134
Повторительно
е обобщение по
теме: «Человек
и общество»
4
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
свое отношение к
окружающей среде
Решение
проблемных
задач
Получат возможность
научиться:
работать с текстом учебника;
анализировать таблицы;
решать
логические задачи; высказывать собственное мнение,
суждения
Познавательные: ставят и
формулируют цели и
проблему урока; осознанно и
произвольно строят
сообщения в устной и
письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского
характера.
Коммуникативные:
адекватно используют
речевые средства для
эффективного решения
разнообразных
коммуникативных задач.
Познавательные: находят
нужную социальную
информацию в различных
источниках; адекватно ее
воспринимают, применяют
основные обществоведческие
термины и понятия
Коммуникативные:
адекватно используют
речевые средства для
эффективного решения
коммуникативных задач.
Выражают адекватное понимание
причин успешности/неуспешности учебной
деятельности,
устойчивую учебнопознавательную
мотивацию учения
Определяют свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцированн
ую оценку своей
успешности.
Контрольная работа
Устный опрос
График контрольных работ
на 2021 – 2022 уч. год
№
п/п
Четверть
1
II
Регулирование поведения
людей в обществе
Контрольная
работа
2
IV
Человек в экономических
отношениях
Контрольная
работа
3
IV
Итоговая работа
Контрольная
работа
Тема
Форма
проведения
Дата
план
29.11
факт
Приложение 1
Система оценки планируемых результатов
Для оценивания индивидуальных достижений обучающихся
настоящей
программой предусмотрены письменные и устные формы контроля; запланированы текущий, тематический и
промежуточный виды контроля.
Показатели уровня успешности обучающихся
выражаются в оценках
(отлично «5»/хорошо «4»/удовлетворительно «3»/неудовлетворительно «2»)
Критерии оценивания
Критерии оценки устного ответа на уроке
Критерии
оценивания
1. Организация
ответа
(введение,
основная часть,
заключение)
2. Умение
анализировать и
делать выводы
3. Иллюстрация
своих мыслей
4. Научная
корректность
(точность в
использовании
фактического
материала)
5.Работа с
ключевыми
понятиями
5 (отл.)
4 (хор.)
3 (уд.)
Удачное исполнение правильной
структуры ответа (введение – основная
часть – заключение); определение темы;
ораторское искусство (умение говорить)
Исполнение структуры ответа, но
не всегда удачное; определение
темы; в ходе изложения
встречаются паузы, неудачно
построенные предложения,
повторы слов
Выводы опираются на основные факты и
являются обоснованными; грамотное
сопоставление фактов, понимание
ключевой проблемы и ее элементов;
способность задавать разъясняющие
вопросы; понимание противоречий между
идеями
Некоторые важные факты
Упускаются важные факты и многие
упускаются, но выводы правильны; выводы неправильны; факты
не всегда факты сопоставляются и сопоставляются редко, многие из них
часть не относится к проблеме;
не относятся к проблеме; ошибки в
ключевая проблема выделяется, но выделении ключевой проблемы;
не всегда понимается глубоко; не вопросы неудачны или задаются
все вопросы удачны; не все
только с помощью учителя;
противоречия выделяются
противоречия не выделяются
Теоретические положения подкрепляются Теоретические положения не
соответствующими фактами
всегда подкрепляются
соответствующими фактами
Отсутствие некоторых элементов
ответа; неудачное определение темы
или ее определение после наводящих
вопросов; сбивчивый рассказ,
незаконченные предложения и фразы,
постоянная необходимость в помощи
учителя
Теоретические положения и их
фактическое подкрепление не
соответствуют друг другу
2 (неуд.)
Неумение сформулировать вводную
часть и выводы; не может определить
даже с помощью учителя, рассказ
распадается на отдельные фрагменты
или фразы
Большинство важных фактов
отсутствует, выводы не делаются;
факты не соответствуют
рассматриваемой проблеме, нет их
сопоставления; неумение выделить
ключевую проблему (даже
ошибочно); неумение задать вопрос
даже с помощью учителя; нет
понимания противоречий
Смешивается теоретический и
фактический материал, между ними
нет соответствия
Отсутствуют фактические ошибки; детали
подразделяются на значительные и
незначительные, идентифицируются как
правдоподобные, вымышленные, спорные,
сомнительные; факты отделяются от
мнений
Встречаются ошибки в деталях или Ошибки в ряде ключевых фактов и
Незнание фактов и деталей, неумение
некоторых фактах; детали не всегда почти во всех деталях; детали
анализировать детали, даже если они
анализируется; факты отделяются приводятся, но не анализируются;
подсказываются учителем; факты и
от мнений
факты не всегда отделяются от мнений, мнения смешиваются и нет
но учащийся понимает разницу между понимания их разницы
ними
Выделяются все понятия и определяются
наиболее важные; четко и полно
определяются, правильное и понятное
описание
Выделяются важные понятия, но
некоторые другие упускаются;
определяются четко, но не всегда
полно; правильное и доступное
описание
Нет разделения на важные и
второстепенные понятия;
определяются, но не всегда четко и
правильно; описываются часто
неправильно или непонятно
Неумение выделить понятия, нет
определений понятий; не могут
описать или не понимают
собственного описания
Критерии оценивания письменной работы (тестов, учебных заданий)
В рамках выполнения любой письменной работы по обществознанию (тесты, учебные задачи)
отрабатываются и проверяются следующие умения обучающихся:
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие
типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты
и различия;
анализировать и обрабатывать статистическую информацию и данные социологических
опросов;
извлекать из текста нужную информацию, преобразовывать ее, критически оценивать.
Каждое письменное задание имеет свои индивидуальные критерии оценивания в баллах.
Количество первичных баллов за письменную работу определяется путем суммирования полученных
баллов за каждое задание. Полученные первичные баллы пересчитываются в процент выполнения
работы (максимальное количество баллов, которые можно получить за работу считаются за 100%)
Отметка выставляется по шкале пересчета процента выполнения в отметку по пятибалльной шкале.
0%—36 % — отметка «2»
37%—62% — отметка «3»
63%—85% — отметка «4»
86%—100 % — отметка «5»
Критерии оценки творческих работ:
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося,
является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли,
привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую
подготовку учащегося.
Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и
оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С
помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства,
предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение
языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного
материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика
теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и
грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и
стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное
оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и
ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта
временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или
иных источников.
Отметка "5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки
отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью
словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала.
Отметка "4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные
нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в
оформлении работы.
Отметка "3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в
главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не
аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного
оформления.
Отметка "2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок;
нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не
соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные
претензии к качеству оформления работы.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы,
уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не
влияет на повышение оценки.
Критерии оценивания
исследовательских и информационно-творческих проектов,
представленных в форме презентации
Отметка «3»
Представление информации
1. Содержание.
содержание работы лишь частично соответствует теме проекта;
в работе допущены существенные фактические ошибки;
не
использованы
дополнительные
материалы,
Интернет-ресурсы,
материалы
первоисточников.
2. Объем информации на слайдах
слайды перегружены лишней информацией и длинным текстом либо слайды недостаточно
информативны.
Оформление слайдов
слайды не иллюстрированы;
размер шрифта подобран неудачно, трудно читаем с дальнего расстояния
Защита презентации
непоследовательное, неуверенное, несвязное, со значительными ошибками изложение
материала:
отсутствует знание и понимание изложенного в презентации материала
Отметка «4»
Представление информации
1.Содержание.
содержание работы соответствует теме проекта;
в работе допущены незначительные фактические ошибки;
в недостаточной степени использованы дополнительные материалы, Интернет-ресурсы,
материалы первоисточников.
2. Объем информации на слайдах
слайды перегружены лишней информацией и длинным текстом либо слайды недостаточно
информативны.
Оформление слайдов
слайды иллюстрированы, но размер шрифта подобран неудачно, трудно читаем с дальнего
расстояния
Защита презентации
при ответе присутствуют попытки дословно читать текст слайдов;
затруднительные ответы на дополнительные вопросы учителя;
недостаточно глубокое и полное знание и понимание излагаемого материала
презентации.
Отметка «5»
Представление информации
1. Содержание
содержание работы полностью соответствует теме проекта;
фактические ошибки отсутствуют;
использованы
дополнительные
материалы,
Интернет-ресурсы,
материалы
первоисточников.
2. Объем информации на слайдах
слайды не перегружены лишней информацией и длинным текстом.
Оформление слайдов
слайды иллюстрированы;
размер шрифта подобран таким образом, чтобы хорошо читался с экрана на расстоянии.
Защита презентации
последовательное, четкое, связное, обоснованное и безошибочное изложение материала;
при ответе не повторяется дословно текст слайдов;
изложение материала литературным языком; правильные и обстоятельные ответы на
дополнительные вопросы учителя;
глубокое, полное знание и понимание излагаемого материала презентации.
Критерии оценивания исследовательских проектов
Индивидуальный исследовательский проект оценивается по следующим критериям:
1. Способность
к
самостоятельному
приобретению
знаний
и
решению
проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая
поиск и обработку информации, самостоятельную формулировку выводов.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные
возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных
ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить
и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
При
этом
в
соответствии
с
принятой
системой
оценки
выделяется
два
уровня
сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие
выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения
проекта.
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Самостоятельное Работа в целом свидетельствует о способности
приобретение
самостоятельно с опорой на помощь руководителя
знаний и
ставить проблему и находить пути её решения;
решение
продемонстрирована способность приобретать
проблем
новые знания и/или осваивать новые способы
действий, достигать более глубокого понимания
изученного
Повышенный
Работа в целом свидетельствует о способности
самостоятельно ставить проблему и находить пути
её решения; продемонстрировано свободное
владение логическими операциями, навыками
критического мышления, умение самостоятельно
мыслить; продемонстрирована способность на этой
основе приобретать новые знания и/или осваивать
новые способы действий, достигать более глубокого
понимания проблемы
Продемонстрировано свободное владение
предметом проектной деятельности. Ошибки
отсутствуют.
Знание предмета Продемонстрировано понимание содержания
выполненной работы. В работе и в ответах на
вопросы по содержанию работы отсутствуют
грубые ошибки
Регулятивные
Продемонстрированы навыки определения темы и Работа тщательно спланирована и последовательно
действия
планирования работы.
реализована, своевременно пройдены все
необходимые этапы обсуждения и представления.
Работа доведена до конца и представлена
Контроль и коррекция осуществлялись
комиссии.
самостоятельно
Некоторые этапы выполнялись под контролем и
при поддержке руководителя. При этом
проявляются отдельные элементы самооценки и
самоконтроля обучающегося
Коммуникация
Продемонстрированы навыки оформления
проектной работы и пояснительной записки, а
также подготовки простой презентации. Автор
Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение
хорошо структурированы. Все мысли выражены
ясно, логично, последовательно, аргументированно.
отвечает на вопросы.
Работа/сообщение вызывает интерес. Автор
свободно отвечает на вопросы.
Приложение 2
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебники и учебные пособия
Обществознание. 7 класс. / Боголюбов Л.Н., Городецкая Н. И.. – М.: Просвещение, 2017
Печатные пособия
Обществознание. Поурочные разработки 7 класс. Пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И.Городецкая под. ред. Л. Ф.
Ивановой –М. Просвещение, 2010
Экранно-звуковые пособия
1) Электронное приложение к учебнику
2) Государственная символика России
3) Мир демократии: путешествие во времени
4) Обществознание: уроки, практикум, справочные материалы.
5) Презентации к урокам
Технические средства обучения
Ноутбук
Цифровой проектор
Цифровые колонки
Цифровые образовательные ресурсы
www.gov.ru – Официальная Россия: сервер органов государственной власти РФ
www.uznay-prezidenta.ru - Президент России – гражданам школьного возраста
www.duma.gov.ru – Государственная Дума Федерального Собрания РФ
www.krugosvet.ru – Энциклопедия «Кругосвет»
www.megabook.ru – Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»
www.vidahl.agava.ru – Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля
www.rubricon.com – Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники
www.rulex.ru – Русский биографический словарь
www.planetashkol.ru – Социальный портал в области образования для подростков
www.rulers.narod.ru – Всемирная история в лицах
www.kinder.ru – Каталог детских ресурсов
www.fom.ru – Фонд общественного мнения
www.shool-sektor.relarn.ru/prava - Права и дети в Интернете
Демонстрационные пособия
Таблицы
1) Конституционные права и свободы граждан РФ
2) Социализация человека