Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано
цифровой подписью:
Литвинова Ирина
Николаевна
Дата: 2022.01.03
13:37:34 +03'00'
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа для обучающихся 7 класса по предмету «Русский язык» разработана с учётом особых возможностей здоровья
обучающихся. Составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
«Концепцией коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях», разработанной Институтом коррекционной педагогики РАО и
рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе образования России
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20».
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу
Минпросвещения России от 20.05.2020 №254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим советом по
учебникам;
О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по
Приказу Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим советом по
учебникам;
Примерной программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа»
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка
Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов в муниципальном бюджетном
общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования «город Донецк»;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка на 2021- 2022 учебный год.
УМК: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5 – 9. – М.: Просвещение, 2019.
2.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс. – М.: Дрофа, 2019.
3.С.Е.Пименова. Русский язык. Практика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2019.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой наиболее многочисленную категорию среди детей с ограниченными
возможностями здоровья, которые требуют создания для них особых образовательных условий.
Данная программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для ребёнка с ЗПР и направлена на создание в
учреждении специальных условий воспитания и обучения, позволяющие учитывать особые образовательные потребности ребёнка посредством
индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. При воспитании и обучении ребёнка с ЗПР существует ряд проблем, обусловленных
психофизическими особенностями: нарушение познавательной деятельности, неустойчивое внимание, снижение мыслительных операций, ослабленное
удержание запоминания информации, низкий уровень мотивации, слабая эмоциональная устойчивость, расстройство самоконтроля, агрессивное
поведение.
Возникает объективная потребность в специальной организации образовательного пространства, которое позволяет обеспечить такому ребёнку все
необходимые условия для освоения адаптированной программы (наглядно-действенный характер содержания образования; упрощение системы
учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования; активное использование информационных и игровых технологий)
Цель реализации АРП обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного
опыта. Обучающиеся с ЗПР получит образование в соответствии с планируемыми результатами адаптированной программы.
Одним из важнейших принципов в обучении детей с ОВЗ является принцип наглядности. Прежде всего, он предполагает построение учебного процесса
с опорой на конкретные предметы, образы и действия, непосредственно воспринимаемые ими.
Не менее важен и мотивационный момент в обучении. Детям с нарушениями развития сложно выучить и понять такие абстрактные понятия, как
«информация», «алгоритм», «программа». Поэтому обучение должно проходить в форме игры, где на основе ситуаций, близких и понятных
школьнику, рассматриваются основные понятия. Важно дать ребёнку не название того или иного явления, а сформировать понимание
информационных процессов и свойств информации и научить пользоваться полученными знаниями в повседневной деятельности.
Процесс обучения в школе детей с ОВЗ выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Наряду с этим следует выделить и специфическую – коррекционную функцию. Реализация этих функций обеспечивает комплексный подход к
процессу формирования всесторонне развитой личности.
Целью коррекционно – воспитательной работы с детьми и подростками с ОВЗ является их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее
приспособление к условиям жизни в тех случаях, когда они бывают включены в окружающую их социальную среду.
Цели и задачи с учетом специфики учебного предмета:
В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей, обеспечивающих
реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
• познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление
учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование
языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству; формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие
логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;
• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека; обеспечение условий для
становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
Программа составлена с упором на формирование универсальных учебных действий, на использование приобретенных знаний и умений в практической
деятельности и в повседневной жизни. Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально
грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка необходимо решение следующих практических задач:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности,
средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом
самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах
русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и
ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык», его место и роль в достижении обучающимися планируемых результатов.
Русский язык входит в общеобразовательную
область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно
существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование
новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся, совершенствования их филологической подготовки.
Всё это повышает статус предмета « Русский язык» как общеобразовательной дисциплины.
Русский язык как учебный предмет имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, на основе которых
формируются практические важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и воспитания учащихся.
Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса. Уроки
спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов развивающего обучения.
Соблюдая преемственность, авторы выстраивают обучение русскому языку на высоком, но доступном уровне трудности, быстрым темпом, отводя ведущую роль
теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как средства их развития и как основы для
овладения учебным материалом. Повысить интенсивность процесса обучения позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под
руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной
деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы
формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное
усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются специальные часы. Для организации
систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы курса содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные разнообразные задания,
активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся, формирования
общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы с текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное
мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой
хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе
способствует овладению будущей профессией.
Формы организации учебного процесса.
Учебный процесс в школе реализуется в конкретных формах организации обучения. Формы организации учебной работы определяются составом учащихся,
местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со стороны учителей. Процесс обучения
осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих друг друга.
Основная форма обучения - урок. Это обстоятельство не исключает, а предполагает другие формы организации обучения. Все уроки можно разделить на три
группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материала можно использовать такие
формы организации учебной работы: лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие
формы: семинар, практикум, консультация, лабораторная работа, конференция, урок ключевых задач, работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках
проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседования, викторины, игры и т.д.. Выбор форм зависит и
от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности.
В рамках программы предполагается использование различных видов индивидуальной, парной, групповой работы, проведение ролевых игр, работа с
источниками, участие в творческих проектах. Для рациональной организации учебного времени на уроках большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных интересов и склонностей при планировании учебных уроков и определении домашнего задания,
большинство уроков носят комбинированный характер.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 136 часов. В учебном плане на изучение русского языка в 7 классе отводится 4 часа в неделю. Программа
скорректирована на 134 часа в соответствии с производственным календарем.
Основные содержательные линии.
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой
компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных
компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение»,
«Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о
языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание:
орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с историей
народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только
получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные
коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания
языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными .
Планируемые результаты изучения предмета.
Личностные результаты:
На страницах УМК приводятся высказывания классиков русской литературы, общественных деятелей, учёных о выразительных возможностях русского языка,
богатстве русской лексики и фразеологии, фонетики и грамматики.
В параграфах учебника и текстах заданий в сборниках и рабочих тетрадях содержатся сведения о русском языке как национально-культурной ценности русского
народа, его эстетической значимости. На материале этих и других заданий воспитывается уважительное отношение к русскому языку, гордость за него, потребность
сохранить чистоту родного языка.
Велика роль русского языка в формировании интеллектуальных, познавательных, творческих способностей личности.
Основной задачей предмета является развитие жизненно важного умения свободно выражать свои мысли и чувства в процессе речевог о общения, быть готовым к
успешной профессиональной, социальной деятельности.
Представленные в УМК образцы литературной речи побуждают школьников к постоянному речевому самосовершенствованию, учат адекватно оценивать свои
коммуникативные удачи и неудачи.
Метапредметные результаты:
Особенно органично предмет «Русский язык» связан с литературой и историей.
Закономерности русского языка иллюстрируются примерами из русской классической и современной литературы. Функционирование средств языка в речи
представлено не только словосочетаниями и предложениями, но и текстами разных стилей и жанров.
Центральное место в школьном курсе русского языка занимает литературный язык — лучшая часть общенародного языка, его ядро, для которого характерна система
норм. Систему норм держит статика, а динамика языка совершается в речи.
«Без грамматической ошибки я русской речи не люблю», — писал А. С. Пушкин. Грамматические ошибки отступления от литературных норм — подвергаются
оценке мастеров художественного слова. Выразительные речевые факты через литературу занимают определённые места в системе языка: в грамматиках, словарях и
справочниках.
Очевидна связь русского языка с жизнью общества, его историей.
Изменения в звуковой системе языка, развитие лексики и фразеологии находят объяснение в этимологических справочниках, в изложении, хотя и очень кратком,
исторических событий, взаимодействия русского народа с другими народами и т. д.
Самобытность русского языка, его исключительные жизненные потенции подчиняют заимствованные слова и выражения русским правилам функционирования,
нередко изменяя звуковой и морфемный состав заимствований, утрачивающих при этом своё чужеземное обличье.
Таким образом, данная рабочая программа ориентирована на следующие результаты изучения русского языка:
Предметные результаты:
К концу 7 класса учащиеся должны у м е т ь:
-различать самостоятельные части речи (существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, слово категории состояния) по совокупности признаков и
аргументированно доказывать принадлежность слова к той или иной части речи;
-находить орфограммы в соответствии с изученными правилами;
-различать лексические и функциональные омонимы с учётом значения и синтаксической функции слова;
-использовать языковые средства, устраняя разнообразное повторение слов в тексте;
-производить морфемный и морфологический разбор изученных частей речи;
-соблюдать литературные нормы употребления различных частей речи в устной и письменной формах речи;
-строить тексты разных типов речи, учитывая при их создании роль изученных частей речи;
-анализировать и создавать тексты изученных стилей.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- самостоятельно и быстро находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий;
- при незначительной помощи со стороны учителя отличать новое от уже известного;
- при незначительной поддержке педагога сделать выводы по результатам работы;
- осуществлять логические действия сравнения и установления аналогий;
- быстро понимать инструкцию, выполнять действие кодирования вначале по образцу, а затем самостоятельно, с небольшим количеством ошибок;
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- осуществлять логические действия анализа и синтеза;
- пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- согласовать свой способ действия с другими; сравнивать способы действия и следить за реализацией принятого замысла;
- использовать в речи лексические единицы, обслуживающие ситуацию общения;
- запрашивать и давать необходимую информацию;
- знать и соблюдать нормы общения с детьми и взрослыми;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников,
взаимодействие и общие способы работы;
- работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
- адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для отображения своих чувств, мыслей и потребностей,
планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- развивать коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли.
ИКТ-компетентности
Ученик научится:
- формировать и развивать учебную и общую пользовательскую компетентность в области использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТкомпетентности);
- развивать исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщ ение и фиксация
информации;
- подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям;
- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику
работы с различными экранами;
- избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации;
- проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки; - использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение
комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей;
- взаимодействовать в социальных сетях;
- участвовать в форумах в социальных образовательных сетях
- взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие);
- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты
поиска;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска необходимых книг.
Основы учебно-исследовательской и проектной
Ученик научится:
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, объяснение,
использование статистических данных, интерпретация фактов;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство
общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
- переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
- использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, тематический словарь;
- прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по жестам и мимике собеседника;
- использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Русский язык» шестиклассники:
- совершенствуют приемы работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту
рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.п.);
- овладевают более разнообразными приемами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы, контекст; совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая
вопросы и переспрашивая;
- учатся осуществлять самоконтроль, самооценку.
Общеучебные и специальные учебные умения, а также социокультурная осведомленность приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных
умений в основных видах речевой деятельности. Формируются и совершенствуются умения:
- работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
- работать с разными источниками : справочными материалами, словарями, интернет- ресурсами, литературой;
- планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами
(наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с
аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
- самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома
Специальные учебные умения
К концу 7 класса учащиеся должны уметь:
Речевая деятельность:
Аудирование:
● Адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста воспринимаемого на слух;
● Выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;
● Составлять план текста, полный сжатый пересказ (устный и письменный);
● Обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;
Чтение:
● Дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста, выделять информацию иллюстрирующую и аргументирующую;
● Находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;
● Проводить маркировку текста (подчеркивать основную информацию, выделять непонятные слова и фрагменты текста, делить текст на части и т.п.)
● Составлять тезисный план исходного текста;
● Владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения, прогнозировать содержание текста по данному началу;
● С помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;
Говорение
● Сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру текста и выразительные языковые речевые средства;
● Создавать собственные высказывания, соответствующие требования точности, логичности, выразительности речи; строить небольшое по объему устное
высказывание на основе данного плана;
● Формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и т.п.;
● Размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные грамматические и лексические
нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические и инонациональные);
● Уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации;
Письмо:
● Сохранять при письменном изложении типологическому структуру исходного текста и его выразительные и речевые средства;
● Создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;
● Писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера;
● Соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского языка литературного языка, а также нормы письменной речи
(орфографические, пунктуационные);
● Уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражение, фразеологизмы в связанном тексте;
● Использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению при редактировании текста, редактировать текст с использованием богатых
возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;
● Анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованиям точности и логичности речи;
● Рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связанного текста;
● Устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нем фрагменты с иным типовым значением;
● Определять стиль речи, прямой и обратной порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;
Фонетика орфоэпия
● Проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;
● Правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;
● Анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
Морфемика и словообразование:
● по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;
● объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов частей речи;
● определять способы образования слов разных частей речи;
● анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;
● составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи);
● с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;
Лексика и фразеология:
● соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
● толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;
● пользоваться различными видами лексических словарей;
● находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;
● использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
● проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем примеры употребления слова в переносном значении;
Морфология:
● различать постоянные и непостоянные морфологические признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;
● правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
● использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;
Орфография:
● владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;
● учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;
● аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;
Синтаксис и пунктуация:
● составлять схемы именных, глагольных словосочетаний и конструировать словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
● определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;
● различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;
● Использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;
● Соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
● Устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить
пунктуационные схемы предложений;
● Самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила
Календарно-тематический план
№
Тема раздела
Количе
ство
часов
Дата
План.
Средства
обучения
Формы
контроля
Основные виды
деятельности
Планируемые
результаты
Научиться
осознавать роль
языка в жизни
человека; понять
важность умений
общаться.
Получить
представление о
языке как знаковой
системе, о
лингвистике как
науке. Понимать
связь развития
языка с развитием
культуры русского
народа.
Находить
информацию
(текстовую,
графическую,
изобразительную)
в учебнике,
анализировать ее
содержание.
Сотрудничать с
одноклассниками
при выполнении
учебной задачи.
Факт.
1
Вводный урок.
«Русский язык как
развивающееся явление».
1
2.09
Методические
рекомендации для
учителя. Русский язык 7
класс
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Ознакомление учеников со
структурой учебника,
справочным аппаратом
Объяснительноиллюстративная работа с
учебником.
2
Повторение изученного в 5-6
классах.
Комплексное повторение
(анализ текста, части речи,
члены предложения, состав
слова).
1
3.09
Табл.№ 4,5
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Беседа.
Решение проблемного
вопроса.
Задача-игра: «Поиски
орфограмм».
Словарная работа
3
Комплексное повторение
1
6.09
Табл.№ 8
Синтаксическая
Беседа по вопросам,
Понять
(фонетика, графика, состав
слова, орфография, члены
предложения).
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
работа в группах.
Выполнение упражнений,
отрабатывающих данное
правило, работа со
словарём.
4
Комплексное повторение
(орфография, морфология,
лексика).
1
7.09
Табл.№ 10
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Беседа по вопросам.
Практикум.
5
Комплексное повторение
(состав слова, орфография).
1
9.09
http://www. school. edu. ru
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Беседа.
Решение проблемного
вопроса.
Задача-игра: «Поиски
орфограмм».
Словарная работа
6
7
Диагностическая работа.
Анализ контрольной работы.
2
10.09
13.09
Сборник диктантов по
орфографии и
пунктуации
Диктант
Выполнение контрольной
работы
необходимость
орфографической
грамотности,
находить
изученные
орфограммы в
словах. Проявлять
интерес к
изучению курса
русского языка.
Научиться
применять
алгоритмы;
добывать
недостающую
информацию с
помощью
вопросов;
объяснять
языковые явления,
процессы, связи и
отношения,
выявляемые в ходе
исследования
Уметь находить
изученные
орфограммы в
словах; создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Проявлять чувство
личной
ответственности за
своё поведение на
основе содержания
текстов учебника.
Понимать, что
язык –
универсальное
средство общения,
составлять устное
связное
высказывание на
8
9
Грамматика. Морфология.
Причастие.
Понятие о причастии
2
10
Признаки прилагательного у
причастия.
1
11
Признаки глагола у причастия.
1
http://repetitor.1c. ru
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Наблюдение, анализ
текстов, работа со
словарем, таблицами,
текстами, заданиями
мультимедийной
презентации
20.09
Табл.№ 11
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Аналитическое чтение
параграфа
21.09
Табл.№ 12
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Анализ текста:
нахождение причастий в
тексте, употребление их в
речи. Составление
таблицы.
14.09
16.09
заданную тему.
Проявлять
познавательный
интерес к новому
учебному
содержанию.
Проявлять чувство
личной
ответственности за
своё поведение на
основе содержания
текстов учебника.
Понимать, что
язык –
универсальное
средство общения,
составлять устное
связное
высказывание на
заданную тему.
Проявлять
познавательный
интерес к новому
учебному
содержанию.
Находить
информацию
(текстовую,
графическую,
изобразительную)
в учебнике,
анализировать ее
содержание.
Сотрудничать с
одноклассниками
при выполнении
учебной задачи.
Научиться
осознавать роль
языка в жизни
человека; понять
важность умений
общаться.
Получить
представление о
12
13
14
1. Причастный оборот.
2-3. Знаки препинания при
причастном обороте.
3
23.09
24.09
25.09
Табл.№ 16
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Наблюдение, анализ
текстов, работа со
словарем, таблицами,
текстами, заданиями
мультимедийной
презентации
15
Р.Р. Что такое текст?
1
27.09
Никитина Е.И. Русская
речь. Развитие речи.
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Урок развития речи.
Комментированное чтение
лингвистических текстов
16
17
18
Правописание не с
причастиями.
3
28.09
30.09
1.10
http://repetitor.1c. ru
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Беседа по вопросам,
работа в группах.
Выполнение упражнений,
отрабатывающих данное
правило, работа со
словарём.
языке как знаковой
системе, о
лингвистике как
науке. Понимать
связь развития
языка с развитием
культуры русского
народа.
Научиться
воспринимать
слово как часть
речи, различать
части речи по
наличию у слова
определенных
морфологических
признаков.
Создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Уметь находить
изученные
орфограммы в
словах; создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Научиться
применять
алгоритмы;
добывать
недостающую
информацию с
помощью
вопросов;
объяснять
языковые явления,
процессы, связи и
отношения,
выявляемые в ходе
исследования
19
Р.Р. Типы речи.
Повторение.
1
4.10
Никитина Е.И. Русская
речь. Развитие речи.
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Урок развития речи.
Комментированное чтение
лингвистических текстов
20
21
Действительные и
страдательные причастия.
2
5.10
7.10
Программа-тренажер по
правилам орфографии и
пунктуации
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Анализ текста.
Составление собственных
текстов
22
23
Словообразование
действительных причастий
настоящего времени.
2
8.10
11.10
Табл.№ 18
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Практикум. Закрепление
орфографических и
пунктуационных знаний
учащихся
24
25
Словообразование
страдательных причастий
настоящего времени.
2
12.10
14.10
Табл.№ 21
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Составление и анализ
обобщающей таблицы.
Работа с текстами
упражнений.
Понять
необходимость
орфографической
грамотности,
находить
изученные
орфограммы в
словах. Проявлять
интерес к
изучению курса
русского языка.
Научиться
осознавать роль
языка в жизни
человека; понять
важность умений
общаться.
Получить
представление о
языке как знаковой
системе, о
лингвистике как
науке. Понимать
связь развития
языка с развитием
культуры русского
народа.
Уметь находить
изученные
орфограммы в
словах; создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Находить
информацию
(текстовую,
графическую,
изобразительную)
в учебнике,
анализировать ее
содержание.
Сотрудничать с
одноклассниками
при выполнении
учебной задачи.
26
27
Словообразование
действительных причастий
прошедшего времени.
2
15.10
18.10
32 урока с интермедиями
«Радионяня. Весёлая
грамматика»
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Работа с текстами
упражнений.
28
29
Словообразование
страдательных причастий
прошедшего времени.
2
19.10
21.10
Табл.№ 16
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Работа с текстами
упражнений.
30
Р.Р. Типы речи.
Описание.
1
22.10
Никитина Е.И. Русская
речь. Развитие речи.
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Урок развития речи.
Комментированное чтение
лингвистических текстов
Проявлять чувство
личной
ответственности за
своё поведение на
основе содержания
текстов учебника.
Понимать, что
язык –
универсальное
средство общения,
составлять устное
связное
высказывание на
заданную тему.
Проявлять
познавательный
интерес к новому
учебному
содержанию.
Осознавать самого
себя как
движущую силу
своего научения,
свою способность к
преодолению
препятствий и
самокоррекции.
Научиться
осознавать роль
языка в жизни
человека; понять
важность умений
общаться.
Получить
представление о
языке как знаковой
системе, о
лингвистике как
науке. Понимать
связь развития
языка с развитием
культуры русского
народа.
31
32
Гласные в причастиях перед нн
и н.
2
22.10
11.11
Мультимедийные
пособия
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Работа с текстами
упражнений.
33
34
Краткие причастия.
2
12.11
15.11
Табл.№ 23
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Составление и анализ
обобщающей таблицы.
Работа с текстами
упражнений.
35
36
37
Правописание нн в причастиях
3
16.11
18.11
19.11
Программнометодический комплекс
«Русский язык в средней
школе»
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Практикум. Закрепление
орфографических и
пунктуационных знаний
учащихся
38
39
Повторим изученное в разделе
«Причастие».
2
22.11
23.11
32 урока с интермедиями
«Радионяня. Весёлая
грамматика»
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
Беседа по вопросам.
Практикум.
Уметь находить
изученные
орфограммы в
словах; создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Проявлять чувство
личной
ответственности за
своё поведение на
основе содержания
текстов учебника.
Понимать, что
язык –
универсальное
средство общения,
составлять устное
связное
высказывание на
заданную тему.
Проявлять
познавательный
интерес к новому
учебному
содержанию.
Научиться
воспринимать
слово как часть
речи, различать
части речи по
наличию у слова
определенных
морфологических
признаков.
Создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Научиться
применять
алгоритмы;
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
40
41
Контрольная работа по теме
«Причастие».
Анализ контрольной работы.
2
25.11
26.11
Сборник диктантов по
орфографии и
пунктуации
Диктант
Выполнение контрольной
работы
42
43
Понятие о деепричастии.
2
29.11
30.11
Орфографический
практикум.
Интерактивное учебное
пособие.
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Наблюдение, анализ
текстов, работа со
словарем, таблицами,
текстами, заданиями
мультимедийной
презентации
44
Признаки глагола и наречия у
деепричастия.
1
2.12
Табл.№ 31
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Составление предложений
по рисунку; нахождение
деепричастий
добывать
недостающую
информацию с
помощью
вопросов;
объяснять
языковые явления,
процессы, связи и
отношения,
выявляемые в ходе
исследования
Находить
информацию
(текстовую,
графическую,
изобразительную)
в учебнике,
анализировать ее
содержание.
Сотрудничать с
одноклассниками
при выполнении
учебной задачи.
Уметь находить
изученные
орфограммы в
словах; создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Научиться
осознавать роль
языка в жизни
человека; понять
важность умений
общаться.
Получить
представление о
языке как знаковой
системе, о
лингвистике как
науке. Понимать
связь развития
45
Правописание не с
деепричастиями.
1
3.12
Табл.№ 28
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Анализ текста.
Составление собственных
текстов
46
47
Деепричастный оборот.
2
6.12
7.12
Программа-тренажер по
правилам орфографии и
пунктуации
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Составление и анализ
обобщающей таблицы.
Работа с текстами
упражнений.
48
Словообразование
деепричастий.
1
9.12
http://www. school. edu. ru
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Практикум. Закрепление
орфографических и
пунктуационных знаний
учащихся
49
50
Повторим изученное в разделе
«Деепричастие».
2
10.12
13.12
Мультимедийные
пособия
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
Беседа по вопросам.
Практикум.
языка с развитием
культуры русского
народа.
Понять
необходимость
орфографической
грамотности,
находить
изученные
орфограммы в
словах. Проявлять
интерес к
изучению курса
русского языка.
Научиться
воспринимать
слово как часть
речи, различать
части речи по
наличию у слова
определенных
морфологических
признаков.
Создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Находить
информацию
(текстовую,
графическую,
изобразительную)
в учебнике,
анализировать ее
содержание.
Сотрудничать с
одноклассниками
при выполнении
учебной задачи.
Проявлять чувство
личной
ответственности за
своё поведение на
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
51
52
Контрольная работа по теме
«Деепричастие».
Анализ контрольной работы.
2
14.12
16.12
Сборник диктантов по
орфографии и
пунктуации
Диктант
Выполнение контрольной
работы
53
Переход слов из одних
самостоятельных частей речи в
другие.
1
17.12
http://www. gramma. ru
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Работа с текстами
упражнений.
54
55
56
Повторим орфографию.
3
20.12
21.12
23.12
Программнометодический комплекс
«Русский язык в средней
школе»
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Опрос и выполнение
заданий по теме раздела.
основе содержания
текстов учебника.
Понимать, что
язык –
универсальное
средство общения,
составлять устное
связное
высказывание на
заданную тему.
Проявлять
познавательный
интерес к новому
учебному
содержанию.
Осознавать самого
себя как
движущую силу
своего научения,
свою способность к
преодолению
препятствий и
самокоррекции.
Научиться
осознавать роль
языка в жизни
человека; понять
важность умений
общаться.
Получить
представление о
языке как знаковой
системе, о
лингвистике как
науке. Понимать
связь развития
языка с развитием
культуры русского
народа.
Уметь находить
изученные
орфограммы в
словах; создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
57
58
59
Повторим пунктуацию.
3
24.12
27.12
28.12
http://www. school. edu. ru
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Опрос и выполнение
заданий по теме раздела.
60
61
Р.Р. Изложение.
2
10.01
11.01
Никитина Е.И. Русская
речь. Развитие речи.
Изложение
Определение ведущего
типа речи; составление
плана текста; пересказ
62
63
Р.Р.Типы речи.
Повествование
2
13.01
14.01
Никитина Е.И. Русская
речь. Развитие речи.
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Урок развития речи.
Комментированное чтение
лингвистических текстов
64
65
Служебные части речи.
Понятие о служебных частях
речи.
2
17.01
18.01
Обучающая программа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Аналитическое чтение
параграфа
различного
характера.
Научиться
применять
алгоритмы;
добывать
недостающую
информацию с
помощью
вопросов;
объяснять
языковые явления,
процессы, связи и
отношения,
выявляемые в ходе
исследования
Научиться
воспринимать
слово как часть
речи, различать
части речи по
наличию у слова
определенных
морфологических
признаков.
Создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Осознавать самого
себя как
движущую силу
своего научения,
свою способность к
преодолению
препятствий и
самокоррекции.
Находить
информацию
(текстовую,
графическую,
изобразительную)
в учебнике,
анализировать ее
содержание.
Сотрудничать с
одноклассниками
при выполнении
учебной задачи.
66
Понятие о предлоге.
1
20.01
Табл.№ 27
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Работа над правильностью
и беглостью чтения
67
68
69
Правописание предлогов.
3
21.01
24.01
25.01
Табл.№ 17
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Беседа по вопросам,
работа в группах.
Выполнение упражнений,
отрабатывающих данное
правило, работа со
словарём.
70
71
Повторим изученное в разделе
«Предлог».
2
27.01
28.01
Табл.№ 23
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Работа с учебником,
беседа, наблюдение,
упражнения,
лингвистическая игра,
работа в группах
72
73
Контрольная работа по теме
«Предлог».
Анализ контрольной работы.
2
31.01
1.02
Сборник диктантов по
орфографии и
пунктуации
Тест
Выполнение контрольной
работы
Понять
необходимость
орфографической
грамотности,
находить
изученные
орфограммы в
словах. Проявлять
интерес к
изучению курса
русского языка.
Уметь находить
изученные
орфограммы в
словах; создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Научиться
осознавать роль
языка в жизни
человека; понять
важность умений
общаться.
Получить
представление о
языке как знаковой
системе, о
лингвистике как
науке. Понимать
связь развития
языка с развитием
культуры русского
народа.
Проявлять чувство
личной
ответственности за
своё поведение на
74
Р.Р. Типы речи.
Сочетание разных типов речи в
одном тексте.
1
3.02
Никитина Е.И. Русская
речь. Развитие речи.
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Урок развития речи.
Комментированное чтение
лингвистических текстов
75
76
Р.Р. Изложение.
2
4.02
7.02
Никитина Е.И. Русская
речь. Развитие речи.
Изложение
Определение ведущего
типа речи; составление
плана текста; пересказ
77
Понятие о союзе.
1
8.02
Табл.№ 24
Синтаксическая
пятиминутка,
Работа с текстами
упражнений.
основе содержания
текстов учебника.
Понимать, что
язык –
универсальное
средство общения,
составлять устное
связное
высказывание на
заданную тему.
Проявлять
познавательный
интерес к новому
учебному
содержанию.
Научиться
применять
алгоритмы;
добывать
недостающую
информацию с
помощью
вопросов;
объяснять
языковые явления,
процессы, связи и
отношения,
выявляемые в ходе
исследования
Научиться
воспринимать
слово как часть
речи, различать
части речи по
наличию у слова
определенных
морфологических
признаков.
Создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Находить
информацию
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
(текстовую,
графическую,
изобразительную)
в учебнике,
анализировать ее
содержание.
Сотрудничать с
одноклассниками
при выполнении
учебной задачи.
78
79
Сочинительные союзы.
2
10.02
11.02
Табл.№ 27
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Составление и анализ
обобщающей таблицы.
Работа с текстами
упражнений.
80
81
Подчинительные союзы.
2
14.02
15.02
Табл.№ 25
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Работа с текстами
упражнений.
82
83
Правописание союзов тоже,
также, зато и др.
2
17.02
18.02
Грамотей. Школьный
комплект:
Орфографический
тренажер русского
языка.
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Словарная работа.
Выполнение упражнений,
руководствуясь правилом.
84
85
Повторим изученное в разделе
«Союз».
2
21.02
22.02
http://www. gramma. ru
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
Анализ текста:
нахождение союзов в
тексте, употребление их в
речи. Составление
Осознавать самого
себя как
движущую силу
своего научения,
свою способность к
преодолению
препятствий и
самокоррекции.
Уметь находить
изученные
орфограммы в
словах; создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Научиться
применять
алгоритмы;
добывать
недостающую
информацию с
помощью
вопросов;
объяснять
языковые явления,
процессы, связи и
отношения,
выявляемые в ходе
исследования
Проявлять чувство
личной
ответственности за
своё поведение на
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
таблицы.
86
87
Контрольная работа по теме
«Союз».
Анализ контрольной работы.
2
24.02
25.02
Сборник диктантов по
орфографии и
пунктуации
Тест
Выполнение контрольной
работы
88
Р.Р. Морфологические
средства связи предложений и
смысловых частей.
1
28.02
Никитина Е.И. Русская
речь. Развитие речи.
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Урок развития речи.
Комментированное чтение
лингвистических текстов
89
90
91
Повторим орфографию.
3
1.03
3.03
4.03
Обучающая программа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
Опрос и выполнение
заданий по теме раздела.
основе содержания
текстов учебника.
Понимать, что
язык –
универсальное
средство общения,
составлять устное
связное
высказывание на
заданную тему.
Проявлять
познавательный
интерес к новому
учебному
содержанию.
Понять
необходимость
орфографической
грамотности,
находить
изученные
орфограммы в
словах. Проявлять
интерес к
изучению курса
русского языка.
Научиться
воспринимать
слово как часть
речи, различать
части речи по
наличию у слова
определенных
морфологических
признаков.
Создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Уметь находить
изученные
орфограммы в
словах; создавать
алгоритмы
комбинированная работа
92
93
94
Повторим пунктуацию.
3
7.03
10.03
11.03
Мультимедийные
пособия
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Опрос и выполнение
заданий по теме раздела.
95
Р.Р. Отзыв о книге.
1
14.03
Никитина Е.И. Русская
речь. Развитие речи.
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Урок развития речи.
Комментированное чтение
лингвистических текстов
96
97
Понятие о частице.
2
15.03
17.03
Обучающая программа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа.
Составление и анализ
обобщающей таблицы.
Работа с текстами
упражнений.
98
99
Правописание частиц.
2
18.03
21.03
Грамотей. Школьный
комплект:
Орфографический
тренажер русского
языка.
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
Словарная работа.
Выполнение упражнений,
руководствуясь правилом.
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Научиться
осознавать роль
языка в жизни
человека; понять
важность умений
общаться.
Получить
представление о
языке как знаковой
системе, о
лингвистике как
науке. Понимать
связь развития
языка с развитием
культуры русского
народа.
Осознавать самого
себя как
движущую силу
своего научения,
свою способность к
преодолению
препятствий и
самокоррекции.
Находить
информацию
(текстовую,
графическую,
изобразительную)
в учебнике,
анализировать ее
содержание.
Сотрудничать с
одноклассниками
при выполнении
учебной задачи.
Научиться
применять
алгоритмы;
добывать
недостающую
комбинированная работа
100
101
Значения частиц.
2
22.03
24.03
Табл.№ 18
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Работа над правильностью
и беглостью чтения
102
103
Слитное и раздельное
написание не и ни.
2
25.03
4.04
Орфографический
практикум.
Интерактивное учебное
пособие.
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Работа с учебником,
беседа, наблюдение,
упражнения,
лингвистическая игра,
работа в группах
104
105
Повторим изученное в разделе
«Частица».
2
5.04
7.04
Обучающая программа
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Работа с текстами
упражнений.
106
Р.Р. Характеристика
литературного героя.
1
8.04
Никитина Е.И. Русская
речь. Развитие речи.
Синтаксическая
пятиминутка,
Урок развития речи.
Комментированное чтение
информацию с
помощью
вопросов;
объяснять
языковые явления,
процессы, связи и
отношения,
выявляемые в ходе
исследования
Научиться
воспринимать
слово как часть
речи, различать
части речи по
наличию у слова
определенных
морфологических
признаков.
Создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Понять
необходимость
орфографической
грамотности,
находить
изученные
орфограммы в
словах. Проявлять
интерес к
изучению курса
русского языка.
Уметь находить
изученные
орфограммы в
словах; создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Научиться
воспринимать
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
лингвистических текстов
107
108
Р.Р. Стили речи.
Публицистический стиль.
2
11.04
12.04
Никитина Е.И. Русская
речь. Развитие речи.
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Урок развития речи.
Комментированное чтение
лингвистических текстов
109
110
111
Повторим орфографию.
3
14.04
15.04
18.04
Табл.№ 12,17
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Опрос и выполнение
заданий по теме раздела.
112
113
. Повторим пунктуацию.
3
19.04
21.04
Сборник диктантов по
орфографии и
Синтаксическая
пятиминутка,
Выполнение контрольной
работы
слово как часть
речи, различать
части речи по
наличию у слова
определенных
морфологических
признаков.
Создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Научиться
осознавать роль
языка в жизни
человека; понять
важность умений
общаться.
Получить
представление о
языке как знаковой
системе, о
лингвистике как
науке. Понимать
связь развития
языка с развитием
культуры русского
народа.
Научиться
воспринимать
слово как часть
речи, различать
части речи по
наличию у слова
определенных
морфологических
признаков.
Создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Научиться
применять
114
115
116
117
118
Контрольная работа по теме
«Частица».
Анализ контрольной работы
2
22.04
пунктуации
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
25.04
26.04
Табл.№ 27
Диктант
Планируемые результаты
- отличать частицы от других частей речи
- определять, какому слову или какой части речи текста частицы придают смысловые оттенки
- употреблять частицы для выражения смысловых оттенков
- использовать частицы для связи частей текста
Понятие о междометии.
1
28.04
Табл.№ 14
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Итоговая работа. Диктант.
1
29.04
Сборник диктантов по
Работа с текстами
упражнений.
алгоритмы;
добывать
недостающую
информацию с
помощью
вопросов;
объяснять
языковые явления,
процессы, связи и
отношения,
выявляемые в ходе
исследования
Научиться
воспринимать
слово как часть
речи, различать
части речи по
наличию у слова
определенных
морфологических
признаков.
Создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Составление предложений
по рисунку; нахождение
междометий
Находить
информацию
(текстовую,
графическую,
изобразительную)
в учебнике,
анализировать ее
содержание.
Сотрудничать с
одноклассниками
при выполнении
учебной задачи.
Выполнение контрольной
Понять
орфографии и
пунктуации
работы
119
120
121
122
123
Повторим изученное в 5 – 7
классах.
Систематизация и обобщение
знаний по орфографии.
Итоговая работа. Диктант.
5
3
5
6
10
12
Табл.№ 24
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Опрос и выполнение
заданий по теме раздела.
124
125
126
127
128
Систематизация и обобщение
знаний по пунктуации.
5
13
16
17
19
20
Грамотей. Школьный
комплект:
Орфографический
тренажер русского
языка.
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Опрос и выполнение
заданий по теме раздела.
129
130
131
132
133
134
Систематизация и обобщение
знаний по развитию речи.
6
23
24
26
27
30
31
Грамотей. Школьный
комплект:
Орфографический
тренажер русского
языка.
Синтаксическая
пятиминутка,
тренировочные
упражнения, словарная
работа, работа с таблицей,
комбинированная работа
Опрос и выполнение
заданий по теме раздела.
необходимость
орфографической
грамотности,
находить
изученные
орфограммы в
словах. Проявлять
интерес к
изучению курса
русского языка.
Уметь находить
изученные
орфограммы в
словах; создавать
алгоритмы
деятельности при
решении проблем
различного
характера.
Научиться
осознавать роль
языка в жизни
человека; понять
важность умений
общаться.
Получить
представление о
языке как знаковой
системе, о
лингвистике как
науке. Понимать
связь развития
языка с развитием
культуры русского
народа.
Научиться
применять
алгоритмы;
добывать
недостающую
информацию с
помощью
вопросов;
объяснять
языковые явления,
процессы, связи и
отношения,
выявляемые в ходе
исследования
График контрольных работ
№
1
2
3
4
5
6
17
Контрольная работа
Диагностирующая работа. Диктант
Контрольная работа по теме «Причастие». Диктант
Контрольная работа по теме «Деепричастие». Диктант
Контрольная работа по теме «Предлог». Тест
Контрольная работа по теме «Союз». Тест
Контрольная работа по теме «Частица». Тест
Итоговая работа. Диктант
Дата
Система оценки планируемых результатов.
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
устный опрос;
письменная самостоятельная работа;
диктант;
контрольное списывание;
тестирование;
графическая работа;
изложение;
сочинение;
доклад;
творческая работа;
зачет;
проверка осознанного чтения
словарный диктант
Форма промежуточной аттестации: тестирование, диктант
Информационно-методическое обеспечение
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5 – 9. – М.: Просвещение, 2019.
2.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 7 класс. – М.: Дрофа, 2019.
3.ПименоваС.Н. и др. Русский язык. Практика. 7 класс. – М.: Дрофа, 2019.
4.Русский язык. 7 класс. Поурочные планы по учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой / Авт.-сост. Н.О.Крамаренко – Волгоград: Учитель, 2019.
5.Дидактические материалы по русскому языку: 7 кл. / Т.М.Пахнова, Т.А.Костяева, А.Ю.Купалова и др.; Сост. Т.М.Пахнова. – М.: Просвещение, 2016.
6.Бабайцева В.В. Русский язык. 7 класс: Рабочая тетрадь для школ и классов с углубл. изучением русского языка. / В.В.Бабайцева, М.И.Сергиенко. – М.: Дрофа, 2020.
7.Орфографический практикум. Интерактивное учебное пособие.
8.Программно-методический комплекс «Русский язык в средней школе».
9. «Семейный наставник»
10. Интерактивное учебное пособие «Русский язык. Орфография»
11. Таблицы и раздаточный материал для 5-9 классов
12.Мультимедийные пособия.«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
13.1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
14.Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
15.Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
16.Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
17.Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс.
18.Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий.
19.Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
20.Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.
21. Ганжина Н.Ю., Назарова Н.Ф. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5-7 классы. – Саратов: Лицей, 2017
22. Хлебникова А.В. и Плотникова Е.Ф. Сборник текстов для закрепления навыков правописания. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2018
23. Диктанты и изложения (для учащихся 5-8 классов) / сост. В.О Зюба. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2021
24. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 2019
25. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 7 класс. – М.: Творческий центр, 2021
26. Книгина М.П. Тесты по русскому языку. 7 класс. – Саратов: Лицей, 2018
27. Г.А.Богданова Уроки русского языка в 7 классе. М. «Просвещение», 2000 год.
28. А.Б.Малюшкин Тестовые задания по русскому языку 7 класс. М. «Сфера», 2021 год.
29. М.П.Книгина Русский язык/Тесты. Саратов «Лицей», 2005 год.
30. С.К.Каменова Грамматика русского языка (в таблицах и схемах). М. «Лист», 2019 год.
31. www.nayrok.ru
32. www.numi.ru
33. www.pedgazeta.ru
34. www.pedmir.ru
35. www.metodsovet.su
36. www.uchportal.ru
37. www.metodisty.ru
38. www.hi_edu.ru
39. www.spravka.gramota.ru
40. www.ruslang.ru и www.slovari.ru