Рабочая программа по литературе 8 класс.

цифровой
Литвинова Подписано
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Ирина
Дата: 2022.11.01
Николаевна 21:14:49 +03'00'

1

Пояснительная записка














Рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических
документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу
Минпросвещения России от 20.05.2020 №254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим
советом по учебникам;
О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской
Федерации по Приказу Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных Федеральным
Научно-методическим советом по учебникам;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с
изменениями);
Примерная программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы и авторской программы Г.С.Меркина – М.:
«Русское слово», 2019
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка
Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов в
муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального
образования «город Донецк»;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
УМК: Г.С.Меркин Литература 8 класс 1,2 часть
Принцип построения программы концентрический на хронологической основе. Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в
соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
2

Цели и задачи с учетом специфики учебного предмета:
Главными целями изучения предмета «Литература» в основной школе являются:
-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации
личности;
-постижение учащимися классических образцов отечественной и мировой словесной культуры, обладающих высокими
художественными достоинствами, выражающих жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающих высокие
нравственные чувства у человека читающего;
-поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный
текст;
-овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности,
планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных
источников, включая Интернет и др.);
-использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции;
-формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений;
-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и
теоретико-литературных понятий;
-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого
содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В содержании рабочей программы предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный, системнодеятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы;
3

-овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе наизусть;
свободного владения письменной речью;
-овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка,
главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
-обучение развернутому ответу на вопрос, составлению рассказа о литературном герое, характеристики героя, отзыва на
самостоятельно прочитанное произведение;
-освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный, личностно ориентированный, системно-деятельностный подходы к созданию рабочей
программы обеспечивают взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Общая характеристика учебного предмета «Литература», его место и роль в достижении обучающимися
планируемых результатов
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая
такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия,
метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию
разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям
культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и
интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с
подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и
зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям
бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как
художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и
многообразии
художественной
культуры,
духовного
и
нравственного
потенциала
многонациональной
России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается
нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не
случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением»,
«учебником жизни».

Образовательные технологии
Учебный процесс в школе реализуется в конкретных формах организации обучения. Формы организации учебной работы
определяются составом учащихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами
руководства ими со стороны учителей. Процесс обучения осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих
друг друга.
4

Основная форма обучения - урок. Это обстоятельство не исключает, а предполагает другие формы организации обучения.
уроки-практические работы;
уроки-«Погружения»;
уроки-деловые игры;
уроки-соревнования;
уроки-консультации;
компьютерные уроки
уроки с групповыми формами работы;
уроки взаимообучения учащихся;
уроки- мастерские;
уроки, которые ведут учащиеся;
уроки-зачеты;
уроки-конкурсы;
уроки-диспуты;
уроки-игры;
уроки-диалоги;
уроки-конференции;
уроки-семинары;
уроки-экскурсии;
уроки-путешествия.
Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны,
трудности.
В рамках программы предполагается использование различных видов индивидуальной, парной, групповой работы, проведение
ролевых игр, работа с источниками, участие в творческих проектах. Для рациональной организации учебного времени на уроках
большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных интересов и склонностей
при планировании учебных уроков и определении домашнего задания, большинство уроков носят комбинированный характер.

Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов. В учебном плане на изучение литературы в 8 классе отводится 2 часа в неделю.
Программа скорректирована на 70 часов в соответствии с производственным календарем.
Последовательность изучения тем соответствует примерной программе по предмету.

Планируемые результаты изучения предмета
Личностными результатами являются:
5

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству,
уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным
миром авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной
позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской
литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять
героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными
ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из
текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного
типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние
творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
6

4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
Важнейшими целями, которые должны быть реализованы в течение всех лет обучения, являются развитие устойчивого интереса к
самостоятельному чтению и формирование представлений о русской литературе как национальном достоянии. Именно поэтому и в
программе, и в учебнике предполагаются органическое единство учебной и внеурочной деятельности по литературе, системная работа
по литературному краеведению, достаточно широкое поле для введения информации о смежных искусствах, позволяющих, с одной
стороны, увидеть многофункциональные возможности литературы, а с другой — выявить интеграцию литературы с другими
искусствами и определить значение каждого из них, способы взаимовлияния.
Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе
и ценностям отечественной культуры происходят как через отбор литературных произведений в соответствии с возрастом и уровнем
читательских интересов учащихся, так и через предложенную систему вопросов по выявлению первичного восприятия текстов,
словесных и литературных игр, обращенных к языковому чутью школьников. Богатый методический и теоретический материал дан в
системе разнообразных рубрик, позволяющих подойти к процессу обучения дифференцированно, с учетом возможностей и интересов
конкретного ученика.

Содержание учебного предмета
Введение Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в
культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девкаастраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической
памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика
в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Из древнерусской литературы «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в
произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость,
неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы
житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.
Из литературы ХVIII века
Г.Р. Державин Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник»,
«Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
7

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Н.М. Карамзин Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная
проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес
рациональному), жанр сентиментальной повести.
Из литературы ХIХ века
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образновыразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты
его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма,
романтизм.
А.С. Пушкин Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине».
«Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения
по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская
дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и
история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация,
историческая повесть.
М.Ю. Лермонтов «Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к
самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж,
образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение;
поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Н.В. Гоголь Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы,
русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания,
беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы
и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и
сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.
И.С. Тургенев Основные вехи биографии И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе». Тематика, художественное своеобразие.
Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь,
нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.
8

Н.А. Некрасов Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…»,
«Тройка». Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства
художественной речи: эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных форм.
Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века А.А.Фет, П.А.Вяземский, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков и др.
А.Н.Островский Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.
Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма
Л.Н. Толстой Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против
жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота,
неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания
художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Из литературы ХХ века
М. Горький Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра».
Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное
своеобразие ранней прозы М. Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
В. В. Маяковский Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям»,
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворений. Приемы создания
образов. Художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала ХХ века)
Н.А. Тэффи. «Сон и чужие», М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «О6езьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек
и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому
рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
В.П. Астафьев Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на
которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
А.Т. Твардовский Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского. А.Т.Твардовский: «За далью-даль». Россия на
страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
В.Г. Распутин Основные вехи биографии писателя. ХХ век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести
«Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования.
9

Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь,
способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир Краткие сведения о писателе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира.
«Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история
пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
Теория литературы: сонет, трагедия (основные признаки жанра).
М. Сервантес Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и
приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ дон Кихота. Позиция писателя. Тема дон Кихота в
русской литературе, донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.

Календарно-тематический план
№

Тема раздела

Колво
часов

Дата
План.
Факт.
6.09

Средства обучения

Формы контроля

Основные виды
деятельности

Учебник
Литературоведческие
словари и справочники

Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,

Работа со статьёй учебника

1

Введение.
Художественная литература и
история.

1

2
3

Из устного народного
творчества
1.Исторические песни.
2.Солдатские песни.

2

7.09
13.09

Иллюстрации
Видеозапись

4
5
6

Из Древнерусской
литературы
1.«Житие Сергия
Радонежского».

3

14.09
20.09
21.09

Иллюстрации
Видеозапись

Составление тезисного плана
вступительной статьи,
эвристическая беседа,
словарная работа, поиск
материала о песенном
фольклоре региона в
библиотеке
Пересказ вступительной
статьи, устные ответы на
проблемные вопросы,
развёрнутый рассказ о
10

7

2.«Сказание о Борисе и Глебе»
3.«Житие Александра
Невского».
Р.Р. Нравственный облик
человека в древнерусской
литературе.

Презентация

1

27.09

1

28.09

9
10

К. р. Устное народное
творчество, «Древнерусская
литература
Из русской литературы 18
века
1.Державин Г.Р.
Поэт и чиновник.
2. «Памятник»

2

4.10
5.10

Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

11
12

1.Карамзин Н.М.
«Бедная Лиза
2. Образ Лизы

2

11.10
12.10

Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

13

К. р. Русская литература 18
века

1

18.10

Тесты

14
15

Из русской литературы 19
века
1. Поэты круга А.С.Пушкина.
Романтизм.
2. В.А.Жуковский,К.Ф.Рылеев.

2

19.10
25.10

Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

8

тестирование,
индивидуальные
задания
Творческая
работа

литературном герое, устное
словесное рисование,
словарная работа
Чтение творческих
работ и защита своей точки
зрения, комментарии
собственныхиллюстраций и
обоснование выбор
иллюстрацийхудожников,
чьи
картины созвучныпо
тематике

Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Тестирование

Эвристическая беседа,
работа со статьёй писателя

Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,

Художественный пересказ,
сообщения учителя,
заполнение таблицы,беседа

Выполнение контрольной
работы
Художественный пересказ,
сообщения учителя,
заполнение таблицы, беседа

11

Темы, мотивы

индивидуальные
задания

16
17
18
19
20
21
22

1-2.Пушкин А.С.
Тематическое богатство поэзии
3. «Капитанская дочка».
Проблематика.
4.Система образов повести.
5. Формирование характера
Петра Гринева.
6.Образ Маши Мироновой.
7. Образ Пугачева.

7

26.10
8.11
9.11
15.11
16.11
22.11
23.11

Портрет
Демонстрационный
материал о жизни и
творчестве А.С.Пушкина
План
- характеристика
литературного героя

Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания

23
24

Р.Р. Сочинение по повести
А.С.Пушкина «Капитанская
дочка»
1.Лермонтов М.Ю.
Кавказ в жизни и в творчестве.
2.«Мцыри»
3.«Мцыри – любимый идеал
поэта»

2

29.11
30.11

Сочинение

3

6.12
7.12
13.12

План
- характеристика
литературного героя
Портрет
Демонстрационный
материал о жизни и
творчестве Лермонтова
М.Ю.

1. Гоголь Н.В.
Творческая история «Ревизор»
2.Хлестаков и «миражная»
интрига.
3.Русское чиновничество
4.Хлестаковщина как
общественное явление.
Р.Р. Сочинение по комедии
Н.В.Гоголя «Ревизор»

4

14.12
20.12
21.12
27.12

План
- характеристика
литературного героя

2

28.12
10.01

Портрет
Презентация
Иллюстрации к
произведению

25
26
27

28
29
30
31

32
33

Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Сочинение

Сообщения «искусствоведа»,
«литературоведа» и учителя,
составление плана статьи
учебника, беседа, слайдовая
презентация, прослушивание
музыкальногофрагмента,
выразительное чтение
учителем,
работас терминами и
иллюстрациями,
продолжение предложений
по данному началу
Выразительное чтение,
эвристическая беседа
Составление планов статей
учебника, работа с
таблицами, сообщения
учителя и учащегося, беседа

Анализ эпизода
художественного текста по
тезисному плану

Выразительноечтение,
сообщения учащихся и
учителя, экскурсия,
обращение кстенду,
прослушивание
12

34
35

1.Тургенев И.С.
Повесть «Ася».
2.Образ Аси: любовь, нежность,
верность

2

11.01
17.01

Портрет
Презентация
Иллюстрации к
произведению

36
37

1.Некрасов Н.А.
Судьба и жизнь народная
2.Человек и природа в
стихотворениях Некрасова.

2

18.01
24.01

Портрет
Презентация
Иллюстрации к
произведению

38
39

1.Фет А.А.
Мир природы и духовности
2. Основные мотивы лирики
Фета.

2

25.01
31.01

Портрет
Презентация
Иллюстрации к
произведению

40
41

1.Островский А.Н.
«Снегурочка».
2.Народные обряды
Образ Снегурочки

2

1.02
7.02

Портрет
Видеозапись
художественнодокументального фильма о
писателе.

42
43
44

1.Толстой Л.Н.
«Отрочество».
2.«После бала».
3.Приёмы создания образов.

3

8.02
14.02
15.02

Выставка книг

Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,

музыкальных
коллекций,заполнение
таблиц
Сообщения учащихся и
учителя,
выразительноечтение
наизусть, работа с
иллюстрациями, заполнение
хронологической таблицыпо
ходу урока.
Подбор цитат для
характеристики персонажа

Рассказ о писателе,
эвристическая беседа,
ответы на проблемные
вопросы

Составление тезисного
плана статьи учебника,
работа с учебником,
сообщения учителя и
учащихся, выразительное
чтение стихотворений,
работа с иллюстрациями,
беседа, лексическая работа,
работа с терминами
Выразительное чтение,
работа с иллюстрациями,
беседа, лексическая работа,
работа с терминами
13

К. р. «Из русской литературы
19 века»
Из русской литературы 20
века.
1.Горький М.
Рассказ «Макар Чудра».
2.Художественное своеобразие
ранней прозы Горького.

1

21.02

Тесты

2

22.02
28.02

Портрет
Видеозапись
художественнодокументального фильма о
писателе

48

Маяковский В.В.
«Хорошее отношение к
лошадям»

1

1.03

Портрет

49

Тэффи Н.А.
«Свои и чужие».

1

7.03

Портрет
Презентация

50

Зощенко М.М.
«Обезьяний язык».

1

14.03

Портрет
Презентация

45
46
47

тестирование,
индивидуальные
задания
Тестирование
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания

Выполнение контрольной
работы
Выполнение
коллективных творческих
заданий, создание
иллюстраций, текстов по
предложенному началу,
работа с термином, беседа
Подробный пересказ, анализ
текста, участие в дискуссии,
определение жанра
произведения.

Подробный пересказ, анализ
текста, участие в дискуссии,
определение жанра
произведения.

Работа с учебником,
выразительное чтение,
прослушивание сообщений
учителя и учащихся, беседа,
самостоятельная
исследовательская работа с
текстом

14

51

Заболоцкий Н.А.
Тема творчества и красоты

1

15.03

Презентация

Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания

Работа с учебником,
выразительное чтение,
прослушивание сообщений
учителя и учащихся, беседа,
самостоятельная
исследовательская работа с
текстом

52

Р.Р. «Что есть красота?»

1

21.03

Презентация

Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания

53

Поэзия М.В.Исаковского.

1

22.03

Презентация

Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания

54
55

1.Твардовский А.Т.
Судьба страны в поэзии поэта.
2. Основная мысль поэмы «За
далью – даль».

2

4.04
5.04

Портрет
Презентация

56
57

1.Астафьев В.П.
Человек и война в творчестве
писателя.
2. «Фотография, на которой

2

11.04
12.04

Портрет
Выставка книг

Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,

Лексическая работа,
выразительное чтение,
чтение по ролям,
самостоятельная
исследовательская работа с
текстом, работа с
иллюстрацией, беседа,
сообщения учителя,
работа с учебником,
заполнение таблицы
Сообщения учителя и
учащихся, лексическая
работа, экскурсия по
выставке репродукций
русских художников, беседа,
конкурс заглавий частей
рассказа, выразительное
чтение,
работа с учебником
Чтение наизусть,
выразительное чтение,
беседа, сообщения учителя и
учащихся, работа с
терминами и учебником
Участие в дискуссии,
определение жанра,
выявление авторской
позиции
15

меня нет».

58

Р.Р.«Музы не молчали»
(стихи поэтов 20 века о войне)

1

18.04

Презентация

59
60

1.Распутин В.Г.
Повесть «Уроки французского».
2. Нравственная проблематика
повести

2

19.04
25.04

Портрет
Видеозапись
художественнодокументального фильма о
писателе

61
62

Из зарубежной литературы
1.Шекспир У.
«Ромео и Джульетта».
2.Основной конфликт пьесы.

2

26.04
2.05

Презентация

63
64

1.Сервантес М.
«Дон Кихот»
2. Позиция писателя.

2

3.05
10.05

Выставка книг

65
66
67

Р.Р Литературные чтения

6

16.05
17.05
23.05

Выставка книг

тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания

Анализ
произведения,
устный опрос,
пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания
Анализ
произведения,
устный опрос,

Анализ текста, выявляющий
авторский замысел и
различные средства его
воплощения, подготовка
докладов
Сообщение учителя и
учащихся, заполнение
таблицы, художественный
пересказ, выразительное
чтение, слайдовая
презентация или выставка,
беседа
Отбор наиболее важных для
понимания произведения
вопросов, лексическая
самостоятельная работа,
сообщения учителя и
учащихся, работа с текстом,
выразительное чтение,
чтение по ролям, работа с
иллюстрациями, беседа,
работа с учебником
Творческое чтение
лирических произведений

Творческое чтение
произведений
16

68
69
70

пересказ,
тестирование,
индивидуальные
задания

24.05
30.05
31.05

График контрольных работ
№
1
2

Контрольная работа
К. р. по разделам «Из устного народного творчества», «Из древнерусской литературы»
К. р. по разделам «Из русской литературы 18 века»

Дата
28.09
18.10

3

К. р. по разделам «Из русской литературы 19 века»

21.02

Система оценки планируемых результатов
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:












устный опрос;
письменная самостоятельная работа;
литературная игра;
тестирование;
графическая работа;
литературный диктант;
сочинение;
доклад;
творческая работа;
зачет;
проверка осознанного чтения

Критерии оценивания достижений обучающихся
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных
проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют
важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—
2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
17

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя
отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь
относится к литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного
класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и
прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и
выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе
художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов,
свободное владение монологической
литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого
произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в
раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и
навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее
владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;
умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении
пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст
произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков
в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
18

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение
объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной
речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных
вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы
данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и
поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение
материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать
их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между
ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по
русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других
материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других
источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых
недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему,
допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение
делать выводы и обобщения;
19

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного
пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря,
наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои
мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.
Форма промежуточной аттестации: тестирование

20

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».