Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано цифровой
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Дата: 2022.10.31
22:18:18 +03'00'
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
«Концепцией коррекционно-развивающего обучения в образовательных учреждениях», разработанной Институтом коррекционной педагогики
РАО и рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе образования России
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.364820». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу
Минпросвещения России от 20.05.2020 №254,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим советом по
учебникам;
О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской
Федерации по Приказу Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных Федеральным Научнометодическим советом по учебникам;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
Примерная программа по учебным предметам. ФГОС. Русский язык 5-9 классы. М.:Просвещение, 2019г;
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования «город Донецк»;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка;
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022 – 2023 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта (УМК) для 9 класса общеобразовательных
учреждений «Русский язык. 9 класс. ФГОС», который состоит из учебников:
1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5 – 9. – М.: Просвещение, 2019.
2.Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. – М.: Дрофа, 2019.
3.А.Ю.Купалова и др. Русский язык. Практика. 9 класс. – М.: Дрофа, 2019.
Учебники для общеобразовательных учреждений построены в соответствии с учебным планом и ориентированы на государственный образовательный
стандарт, применительно к учебному предмету «русский язык». Материал, предназначенный для усвоения, по глубине и объёму содержания
значительно выше требований образовательного стандарта. Во всех компонентах УМК содержится избыточный материал, который обеспечивает
возможность выбора в зависимости от интересов, способности и уровня обученности учащихся.
Характеристика детей с ОВЗ (ЗПР), обучающихся в данном классе.
Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития (повышенная утомляемость, быстрая истощаемость, несформированность
целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий) трудно усваивают программу по русскому
языку. Общая цель курса для ребенка с ОВЗ – создание в общеобразовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные
педагогические условия для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями,
состоянием здоровья. Система работы направлена на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего
обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности
учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности. Целенаправленная работа по формированию общих
способностей к учению, коррекции индивидуальных недостатков развития, а также лечебно-профилактическая работа должна обеспечить выполнение
детьми с трудностями в обучении Федерального образовательного стандарта требований к знаниям и умениям обучающихся. Дети с задержкой
психического развития (ЗПР) представляют собой наиболее многочисленную категорию среди детей с ограниченными возможностями здоровья,
которые требуют создания для них особых образовательных условий. Причинами выраженной задержки психического развития детей в большинстве
случаев являются минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, длительные
хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве, а также длительная социально — культурная депривация. Все эти условия,
нередко выступающие в разных сочетаниях, ведут к нарушениям психического развития. Основную часть детей с задержкой психического развития
составляют дети, характеризующиеся как имеющие церебрастенические состояния, а также осложненный (т.е. с признаками органической
недостаточности) психофизический и психический инфантилизм. Отставание проявляется во всех сферах психической деятельности. Наблюдается
замедленная по сравнению с нормой скорость приема и переработки сенсорной информации, недостаточная сформированность основных умственных
операций и действий, низкая познавательная активность, слабость познавательных процессов, ограниченность и фрагментарность знаний и
представлений об окружающем мире. Недостатки в развитии эмоционально-волевой сферы проявляются в эмоциональной неустойчивости и
возбудимости, несформированности произвольной регуляции поведения, слабости учебной мотивации. Характерны недостатки моторики, особенно
мелкой, затруднения в координации движений. Многим свойственна гиперактивность. Для детей с задержкой психического развития свойственны
неравномерность и мозаичность проявлений недостаточности развития. Перечисленные особенности детей этой категории требуют организации
специального коррекционно-развивающего обучения. При создании определенных условий учащиеся с задержкой психического развития овладевают
программой основной школы и оказываются подготовленными к самостоятельной жизни и (в большинстве своем) к завершению полного общего
среднего образования в школе общего назначения
В связи с этим в программу внесены некоторые изменения: обучение ведется с широкой опорой на наглядно-графические представления.
Особенности памяти, основных мыслительных процессов, деятельности школьников с задержкой психического развития требует больше времени для
осознания орфографических правил, а также значительного количества тренировочных упражнений для формирования правописных навыков.
В связи с этим считаю необходимым на каждом уроке осуществлять индивидуальный подход к обучаемому. Основное внимание уделять
развитию речи. На занятиях предполагается проводить различные упражнения, способствующие снятию напряжения, развитию внимания, развитию
навыка самоконтроля, развитию слуховой памяти. Проводить коррекцию логического мышления, слуховой памяти, анализа, внимания, общения.
При составлении программы учитывались следующие особенности детей: неустойчивое внимание, малый объём памяти, затруднения при
воспроизведении учебного материала, несформированные мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение), плохо развитые навыки устной и
письменной речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, направленный на коррекцию имеющихся у обучающихся
недостатков в развитии, пробелов в знаниях и опирается на субъективный опыт школьников и связь с реальной жизнью.
Уровень обучения – базовый.
Цели и задачи с учетом специфики учебного предмета:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах
русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной,
языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и
общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; необходимых
знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории
народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Задачи обучения русскому языку в общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации предполагают:
1) изучение основ науки о языке, дающее определенный круг знаний из области фонетики, графики, орфографии, лексики, морфемики,
морфологии, синтаксиса, стилистики, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте русского языка среди языков
мира, а также умение применять эти знания на практике;
2) развитие речи обучающихся: обогащение активного и пассивного запаса слов, грамматического строя речи учащихся; овладение нормами
литературного языка; формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной формах;
3) формирование орфографических и пунктуационных навыков
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык», его место и роль в достижении обучающимися планируемых результатов.
Русский язык входит в общеобразовательную
область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого
невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах
коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения
коммуникативной
компетенции обучающихся,
совершенствования их филологической подготовки. Всё это повышает статус предмета « Русский язык» как общеобразовательной дисциплины.
Русский язык как учебный предмет имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения системы знаний, на основе
которых формируются практические важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления и
воспитания учащихся.
Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами
курса. Уроки спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе реализации принципов
развивающего обучения. Соблюдая преемственность, авторы выстраивают обучение русскому языку на высоком, но доступном уровне трудности,
быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных
возможностей учащихся как средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить интенсивность процесса обучения
позволяет использование различных форм работы: письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание коллективной
работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа
полученных знаний, качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки включены сведения из истории русского языка, прослеживаются
процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа
рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в конце года выделяются
специальные часы. Для организации систематического повторения, проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной
литературы.
Разделы курса содержат значительное количество упражнений разного уровня сложности, к которым прилагаются интересные разнообразные
задания, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи: речевого развития учащихся,
формирования общеучебных умений (слушать, выделять главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи — речеведческие понятия и виды работы с
текстом — пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его
организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством
обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка,
развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и
влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Формы организации учебного процесса.
Учебный процесс в школе реализуется в конкретных формах организации обучения. Формы организации учебной работы определяются
составом учащихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со стороны
учителей. Процесс обучения осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих друг друга.
Основная форма обучения - урок. Это обстоятельство не исключает, а предполагает другие формы организации обучения. Все уроки можно
разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материала
можно использовать такие формы организации учебной работы: лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок.
Урок закрепления может включать такие формы: семинар, практикум, консультация, лабораторная работа, конференция, урок ключевых задач, работа в
парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - зачёта, контрольной
работы, собеседования, викторины, игры и т.д. Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого
материала, его новизны, трудности.
В рамках программы предполагается использование различных видов индивидуальной, парной, групповой работы, проведение ролевых игр, работа с источниками, участие в творческих проектах. Для рациональной организации учебного времени на уроках большое значение имеет реализация
дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных интересов и склонностей при планировании учебных уроков и определении
домашнего задания, большинство уроков носят комбинированный характер.
Рабочая программа рассчитана на 102 часа. В учебном плане на изучение русского языка в 9 классе отводится 3 часа в неделю.
Программа скорректирована в соответствии с производственным календарем.
Специфика класса
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 9 класса и специфики классного коллектива. Переходный
период от подросткового к раннему юношескому возрасту (9 класс) – это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового
кризиса». Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в
этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным,
место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к
учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними
упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего
школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не
появились. Дети растут – падает интерес к учению, поэтому надо усилить работу, связанную с учебной мотивацией, с развитием познавательных
интересов, с созданием ситуации успеха в учебной работе для каждого ученика.
Состояние учебной деятельности в целом хорошее. Выделяется группа, у которой уровень работоспособности и сформированности учебных
навыков достаточно высок. Остальные стараются добиться хороших результатов, но нередки случаи низкой подготовки к урокам, возникают и
проблемы в прилежании у отдельных учащихся
В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления,
уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов
восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы.
Учебно-тематический план
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Раздел программы
Введение
Повторение изученного в 8 классе
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение.
Сложносочиненное предложение.
Сложноподчиненное предложение.
Сложное бессоюзное предложение.
Сложные предложения с разными видами связи.
Предложения с чужой речью.
Общие сведения о языке.
Повторение изученного в 9 классе.
Итоговая работа. Тестирование
Общее количество часов
Содержание учебного предмета
Введение. Богатство, образность, точность русского языка.
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.
Сложносочинённые предложения. Союзы и значения сложносочинённых предложений. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
Сложноподчинённые предложения. Строение сложноподчинённых предложений. Подчинительные союзы и союзные слова. Роль указательных слов в
подчинении предложений. Виды придаточных предложений: подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Запятая в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
Синонимия простых осложнённых и сложных союзных предложений.
Сложные бессоюзные предложения. Значения сложных бессоюзных предложений. Знаки препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Сложные предложения с различными видами связи. Понятие о сложных предложениях с различными видами связи. Запятая при стечении
сочинительных и подчинительных союзов.
Предложения с чужой речью Способы передачи чужой речи Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты. Способы
цитирования. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Знаки препинания при
цитатах.
Общие сведения о русском языке Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в
современном мире. Русский язык среди других славянских языков. Русский язык как первоэлемент великой русской литературы. Русский язык как
развивающееся явление.
Систематизация и обобщение изученного в 5 – 9 классах
Развитие речи Композиционные формы сочинений (описание по воображению и памяти, описание по картине, психологический портрет, рассказ,
воспоминание о книге, рецензия на книгу, аннотация, портретный очерк). Стили речи. Обобщение и углубление изученного.
Основные содержательные линии
Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии,
обеспечивающие формирование указанных компетенций:
• содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
• содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
• содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Первая содержательная линия представлена разделами, направленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и
речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».
Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие
сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология»,
«Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».
Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позволит раскрыть связь языка с
историей народа, его культурой, ценностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.
В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса
учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой
деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном
феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения
оказываются неразрывно связанными.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий.
Уметь:
Речевая деятельность:
Аудирование:
• дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
• фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
• определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
• рецензировать устный ответ учащегося;
• задавать вопросы по прослушанному тексту;
• отвечать на вопросы по содержанию текста;
• слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
Чтение:
•прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста схемами, таблицами на основе текста;
• используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и
заголовкам статей;
• при необходимости переходить на изучающее чтение;
• читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
Говорение:
• пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
• вести репортаж о школьной жизни;
• строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
• создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
• составлять инструкции по применению того или иного правила;
• принимать участие в диалогах различных видов;
• адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.
Письмо:
• пересказывать фрагмент прослушанного текста;
• пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
• создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение
повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
• писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный
синтаксис: расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответную форму изложения, ряды однородных
членов, многосоюзие и т.д.);
• составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
Текст:
• находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
• распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;
Фонетика и орфоэпия:
• правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
Морфемика и словообразование:
• разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели
слов;
• разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
• пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
Лексикология и фразеология:
• разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
• пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь лингвистических терминов и т.п.);
• оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
• находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
Морфология:
• распознавать части речи и их формы;
• соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
• опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;
Орфография:
•применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и
грамматическую характеристику слов;
Синтаксис и пунктуация:
• опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
• различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
• правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и однородными, обособленными членами;
• правильно строить предложения с обособленными членами;
• проводить интонационный анализ простого предложения;
• выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
• проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
• использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
• владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных
конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно
подбирать примеры на пунктуационные правила.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по каждому разделу программы
Синтаксис и пунктуация.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.
- различать основные группы сложносочинённых предложений по союзам и значениям; заменять бессоюзные предложения сложносочинёнными, а
сложносочинённые – простыми предложениями с однородными членами.
Сложноподчиненное предложение.
- различать главные и придаточные предложения, определяя их границы (с одним и несколькими придаточными); определять значение придаточных по
сумме признаков: вопросу, союзу или союзному слову; заменять сложные бессоюзные и сложносочинённые предложения синонимичными
сложноподчинёнными предложениями и выявлять различия в их строении и значении; заменять сложные предложения простыми осложнёнными.
Сложное бессоюзное предложение
- видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые отношения между ними (значения); различать и воспроизводить
интонацию перечисления, пояснения, противопоставления; производить замену бессоюзных предложений союзными и наоборот; объяснять различия в
их строении и значении.
Сложные предложения с разными видами связи
- разбирать сложные предложения с указанием количества частей и видов связи между ними; заменять сложные предложения с различными видами
связи более простыми конструкциями и наоборот.
Предложения с чужой речью
- опознавать различные способы передачи чужой речи; правильно интонировать предложения с прямой и косвенной речью; использовать в речи
предложения с прямой и косвенной речью с учетом содержания, стиля высказывания; пользоваться различными способами цитирования в тексте в
соответствии с задачами и характером высказывания.
Система оценки планируемых результатов.
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
устный опрос;
письменная самостоятельная работа;
диктант;
контрольное списывание;
тестирование;
графическая работа;
изложение;
сочинение;
доклад;
творческая работа;
зачет;
проверка осознанного чтения
словарный диктант
Форма промежуточной аттестации: тестирование, диктант
Календарно-тематическое планирование
№
Дата
проведения
урока
план факт
Тема урока
06.09
Содержание изучаемого материала в соответствии с ФГОС
ОО (компетенции)
языковая и
лингвистическая
Введение. Общие сведения о языке (3ч)
1
01.09
Роль языка в жизни
общества. Язык как
развивающееся явление.
2
02.09
Основные формы существования национального
русского языка
3
Колво часов
Понятие о литературном
языке
1
1
1
Роль языка в жизни общества.
Язык как развивающееся
явление.
Основные формы
существования национального
русского языка: русский
литературный язык, территориальные диалекты
(народные говоры),
социальные диалекты
(жаргоны) и просторечия.
Национальный язык и
единство его различных форм
(разновидностей)
Русский литературный язык основа национального
русского языка. Литературный
язык как основа русской
художественной литературы.
коммуникативная и
культуроведческая
Планируемые результаты
Виды самостоятельной
обучения (личностные,
работы, направленные
предметные, метапредметные) на формирование УУД.
Виды контроля достижений метапредметных
и предметных результатов обучения
Р/Р Составление тезисного
плана лекции.
Объяснить разницу между
понятиями «русский язык» и
«русский литературный
язык». Выскажите ваше
отношение к современному
молодежному сленгу
Знать формы существования
национального русского языка,
понимать его неоднородность,
сферу функционирования,
общенародного разговорного
языка, знать группы просторечной
лексики, источники обогащения
лексики литературного языка
(территориальные и
социальные диалекты)
Устное сообщение «Какое
место занимает литературный
язык в общей системе
русского языка». С какого
времени по вашему мнению,
Понимать, что ядром
современного русского языка
является литературный язык,
уметь объяснять разнообразие
лексического состава русского
Анализ текстов Д.С.Лихачева
о языке: определить тему,
найти ключевые слова, к
каким тематическим
группам они относятся.
Обоснуйте ответ своего
отношения к выводу
Д.Лихачева: «Есть язык
народа как показатель
его культуры и язык
отдельного человека как
показатель его личных
качеств, качеств
человека, который
пользуется языком
народа»
Составить таблицу «Разнообразие лексического
состава русского языка».
Написать сочинение- миниатюру по 1 из тем:
Основные отличия литературного языка от языка
художественной литературы.
Нормированность - отличительная особенность
современного литературного
языка
Повторение изученного в 5-8 классах (11ч + 4ч)
4
08.09
Комплексное повторение
орфографии.
5
09.09
Р/Р Стили речи
1
Синтаксис словосочетания.
Синтаксис простого
осложненного предложения.
1
1
Синтаксис словосочетания.
Синтаксис и пунктуация
простого предложения.
Способы выражения главных
членов предложения; виды
предложений по наличию
главных членов; виды
односоставных предложений,
предложения с однородными
членами и знаки препинания
при них
2
Предложения с
обособленными
второстепенными членами
6
7
13.09
15.09
1
Предложения с
однородными членами
8-9
16.09
–
20.09
Предложения с
обособленными членами
Комплексное повторение
орфографии.
Стили речи. Сфера
употребления, задачи речи,
языковые средства,
характерные для каждого
стиля. Основные жанры
стилей
литературный язык можно
считать современным?
языка. Применять общие
правила произношения и
написания слов, их изменения
и соединения друг с другом,
находить нарушения в устной и
письменной речи, исправлять
их.
«Русский язык богат,
образен и точен» (К. Паустовский), «Люблю
обычные слова, как
неизведанные страны»
(Д.Самойлов)
Привести примеры речевых
ситуаций, когда используется
стиль речи: разговорный,
научный, деловой,
публицистический,
художественный. Каким
стилем речи вы пользуетесь
чаще?
Уметь различать разговорную
речь, научный,
публицистический,
официально-деловой стили, язык
художественной литературы,
определять их жанры, тему,
основную мысль текста,
функционально-смысловой тип,
характерный для стиля речи,
создавать собственное
высказывание, учитывая
ситуацию общения, адресата,
используя характерные для
каждого стиля речи
выразительные средства языка
Уметь производить анализ с/ч.,
Уметь производить структурносмысловой анализ предложений,
различать изученные виды
простых предложений,
интонационно выразительно
читать, составлять схемы,
расставлять знаки препинания,
умело пользоваться
синтаксическими синонимами,
различать предложения с
однородными членами и ССП
Уметь опознавать предложения
с обособленными членами,
интонационно выразительно
их читать, конструировать
предложения по схемам,
устанавливать взаимосвязь
смысловой, интонационной,
грамматической и
пунктуационной особенностей
Составить план учебной
статьи. Проанализировать
речевое высказывание с
т. зр. его соотнесенности
с функциональными
разновидностями языка,
сферами общения и
задачами речи. Анализ
статьи журнала (газеты):
выявить языковые
средства
публицистического стиля
Поразмышляйте над
высказыванием
Я.Коменского:«Читать и не
понимать – то же, что
совсем не читать».
Прочитать текст, определить
его стиль, записать, расставить
недостающие знаки
препинания, подчеркнуть
обособленные
обстоятельства.
Объяснительный диктант
Объяснительный диктант
Комментированное
письмо
10
22.09
Предложения с
обращениями, вводными
словами и вставными
конструкциями
1
11
23.09
1
12-
27.09
Диагностирующая работа.
Диктант
Р/Р Обучение написанию
сжатого изложения.
1314
29.09
–
30.09
Р/Р Сжатое изложение
2
1
предложений с обособленными
членами, использовать их в речи
Уметь интонационно
выразительно читать
предложения с обращениями,
вводными словами и вставными
конструкциями, объяснять
постановку знаков препинания,
уместно использовать в своей
речи синтаксические конструкции
как средство усиления
выразительности речи
Знаки препинания в
предложениях с
обращениями, вводными
словами и вставными
конструкциями
Тема, основная мысль
текста. Приемы сжатия
текста. Использование
изученных синтаксических
конструкций
Диктант «Проверяю
себя»
Понимать содержание
прочитанного текста
публицистического характера,
его тему и коммуникативную
цель, определять главную
мысль, понимать отношение
автора к поставленной проблеме,
извлекать основную и
второстепенную информацию;
сжато излагать прочитанный
текст, используя приемы сжатия
текста.
Выполнение
тренировочных
упражнений.
Сжатое изложение
Сложное предложение (2ч)
15
04.10
Сложное предложение как
единица синтаксиса.
Основные виды.
1
Понятие о сложном
предложении. Сложное
предложение как единица
синтаксиса. Основные виды
сложных предложений.
Смысловое, структурное и
интонационное единство частей
сложного предложения.
Основные средства связи
между частями сложного
предложения
Поразмышляйте над словами
Д.И.Писарева (стр.132)
Знать классификацию сложных
предложений в зависимости от
средств связи, уметь отличать
простое предложение от
сложного, различать ССП,
СПП, БСП, определять способы
и средства связи частей сложного
предложения, строить схемы
сложных предложений, соблюдать
пунктуационные нормы на
письме
Составить таблицу «Основные виды сложных
предложений», заполнить
ее своими примерами
Сложносочиненное предложение (8ч + 4ч)
1606.10
Понятие о
17
–
сложносочиненном
07.10
предложении.
2
Понятие о сложносочиненном
предложении. Строение ССП,
средства связи частей ССП,
смысловые отношения
между частями ССП
Выписать из любого
произведения художественной
литературы отрывок - описание природы. Ответить
на
вопрос: какие художественные
средства использованы
автором?
Знать грамматические признаки
ССП, его строение, уметь
интонационно оформлять ССП
с разными типами смысловых
отношений между частями,
выявлять эти отношения,
правильно ставить знаки
Составить таблицу «Группы
ССП». Диктант
«Проверяю себя»
Средства связи частей
ССП. Основные группы по
значению и союзам.
18
11.10
Смысловые отношения
между частями ССП и
способы их выражения.
1
Смысловые отношения между
частями. ССП и способы их
выражения
Анализ художественного
текста (миниатюра
М.Пришвина «Лесной
ручей»)
19
13.10
Сложносочиненное
предложение. Знаки
препинания в ССП.
1
Сложносочиненное
предложение. Знаки
препинания в нем
Как вы понимаете
высказывание
А.В.Луначарского? (стр.134)
20
14.10
Знаки препинания в ССП с
общим второстепенным
членом
1
Знаки препинания в ССП
с общим второстепенным
членом
Анализ художественного
текста В.Бианки
21
18.10
Синтаксический и
пунктуационный разбор
ССП.
1
Синтаксический и
пунктуационный разбор
ССП. Знаки препинания в
ССП
Анализ художественного
текста (стих. И.А.Бунина)
препинания, составлять схемы
предложений и конструировать
предложения по схеме
Уметь определять смысловые
отношения между частями
ССП, способы их выражения,
составлять ССП с разными
средствами связи частей,
интонационно и пунктуационно
оформлять, опознавать в текстах,
употреблять в речи, различать
ССП с союзом И и простые
предложения с однородными
членами, связанными союзом И
Знать основные группы ССП
по значению и союзам, уметь
определять смысловые
отношения между частями ССП
и способы их выражения:
соединительные отношения
(однородность, перечисление,
одновременность,
последовательность - соединительные союзы);
противительные
(противоположность,
несовместимость противительные союзы);
разделительные (выбор,
несовместимость, чередование,
взаимоисключение разделительные союзы)
Уметь опознавать ССП с
общим второстепенным членом,
производить синтаксический
и пунктуационный разбор
предложений, обосновывать
отсутствие запятой,
конструировать предложения
Уметь производить синтаксический
и пунктуационный разбор ССП,
конструировать ССП разных
видов, интонационно правильно
читать, пунктуационно оформлять, производить
синонимичную замену ССП и
Взаимодиктант
Творческий диктант.
Ответить на вопрос что
общего и в чем различие
в постановке запятых
между однородными
членами и частями ССП?
Синтаксический, пунктуационный разбор предложений. Конструирование
предложений
Написать сочинениеминиатюру
«Наступление зимнего
вечера», используя в
нем ССП. Диктант
«Проверяю себя»
22
20.10
Контрольная работа по
теме «Сложносочиненное
предложение».
1
Синтаксический и
пунктуационный разбор
ССП. Знаки препинания в
ССП
232425
21.10
25.10
–
27.10
Р/Р Обучение сочинению в
формате ОГЭ на моральноэтическую тему ( 9.3.)
3
Тема, основная мысль
текста.
26
08.11
Р/Р Устная и письменная
речь. Монолог и диалог.
1
Разновидности речевого
общения: неопосредованное
и опосредованное, устное и
письменное, диалогическое и
монологическое; их
особенности.
27
10.11
Р/Р Подготовка к
итоговому собеседованию.
1
Композиция рассказа.
Последовательность
микротекстов
Р/Р Сочинение в формате
ОГЭ на моральноэтическую тему (9.3.)
Выразительные средства
языка; нормы литературного
языка
СПП, различать ССП и простые
предложения с однородными
членами
Уметь производить синтаксический
и пунктуационный разбор ССП,
конструировать ССП разных
видов, интонационно правильно
читать, пунктуационно оформлять, производить
синонимичную замену ССП и
СПП, различать ССП и простые
предложения с однородными
членами, воспроизводить текст,
воспринимаемый на слух под
диктовку, соблюдая
орфографические и
пунктуационные нормы,
выполняя различные виды
разбора
Понимать содержание
прочитанного текста его тему и
коммуникативную цель,
определять главную мысль,
понимать отношение автора к
поставленной проблеме,
извлекать основную и
второстепенную информацию;
комментировать отношение
автора к поставленной проблеме,
выражать собственное мнение,
аргументируя его, привлекая
информацию из жизненного и
читательского опыта.
Уметь создавать устное
монологическое высказывание
на учебные, социально-бытовые
темы, вести диалог, владеть основными нормами построения
устного и письменного
высказывания, правильной и
выразительной интонацией
Уметь определять
композиционные элементы
рассказа, его основную мысль,
создавать сочинение в жанре
рассказа (определять замысел,
Диктант с
грамматическим заданием
Сочинение на тему 9.3.
Устное монологическое
высказывание на разные
темы
Выполнение вариантов по
итоговому собеседованию.
сюжет), передавать последовательность микротекстов,
обращая внимание на место, время
действия, их причинноследственную связь, используя
выразительные средства языка,
соблюдая нормы литературного
языка.
Сложноподчиненное предложение (26ч. + 10ч.)
2811.11
Понятие о
29
–
сложноподчиненном
15.11
предложении.
2
Понятие о
сложноподчиненном
предложении. Строение
СПП, средства связи его
частей: союзы, союзные
слова, союзные частицы.
Строение
сложноподчиненного
предложения. Основные
группы СПП по их
значению.
30
17.11
Подчинительные союзы
и союзные слова в СПП
1
Подчинительные союзы и
союзные слова в СПП.
31
18.11
Роль указательных
слов.
Особенности
присоединения
придаточных
предложений к главному
1
Роль указательных слов.
Особенности присоединения
придаточных предложений к
главному
Составление плана параграфа.
Подберите примеры пословиц
по теме урока. Написать небольшой рассказ, названием
которому послужила бы одна
из пословиц.
Знать структуру СПП, средства
связи его частей, уметь
определять место придаточного
по отношению к главному,
производить синонимичную
замену простых предложений с
обособленными членами и
СПП, правильно ставить знаки
препинания, составлять схемы,
объяснять их с помощью знаков
препинания
Понимать различия союзов и
союзных слов, уметь их
различать, определять границы
придаточных предложений,
использовать союзы и союзные
слова при конструировании СПП,
правильно ставить знаки
препинания
Понимать соответствие
синтаксической роли
указательных слов виду
придаточных предложений,
пунктуационное правило «Запятая
при составном подчинительном
союзе», особенности
присоединения придаточных
предложений к главному; уметь
опознавать указательные слова
главной части СПП, выяснять
характер отношений между
указательными словами в
главной и придаточной части, их
синтаксическую функцию в
главном предложении и роль в
Составить план §,
проиллюстрировать
пункты плана своими
примерами.
Составление схем СПП,
комментированное письмо. Рассмотреть таблицу
и ответить на вопросы:
какие подчинительные
союзы имеют омонимы
среди относительных
местоимений и как их
различить в
предложении?
Взаимодиктант
Изложение с элементами
сочинения. Текст, заголовок,
тема, основная мысль.
Сложный план. Средства
выразительности текста
Виды придаточных
предложений, способы их
различения. Однозначные и
многозначные придаточные
СПП; отличать СПП с
указательными словами от
СПП с двойными союзами, правильно ставить знаки
препинания
Изложение с элементами
сочинения
3233
22.11
–
24.11
Р/Р Изложение с
элементами сочинения
2
34
25.11
Виды придаточных предложений
1
35
29.11
Придаточные
подлежащные.
1
Придаточные подлежащные.
Придаточные сказуемные
Поразмышляем над
высказыванием
Д.И.Писарева (стр.156)
Синтаксическая
синонимия
Придаточные сказуемные
36
1.12
Придаточные
определительные
1
Придаточные
определительные
Как вы понимаете слова
А.Эйнштейна «Образование
есть то, что остаѐтся после
того, когда забывается всѐ,
чему нас учили»?
37
2.12
Придаточные
определительные
1
Придаточные
определительные
Редактирование
текстов
Знать виды придаточных
предложений, способы их
различения, уметь определять
вид придаточного по вопросу,
союзу или союзному слову,
синтаксической роли
указательного слова,
разграничивать однозначные и
многозначные придаточные
Знать особенности СПП с
придаточными подлежащными и
придаточными сказуемными,
уметь определять границы
главного и придаточного
предложений, вид придаточного по способу и характеру
смысловой связи главного
предложения с придаточным
Понимать отличия СПП с
придаточным определительным,
уметь находить определительные придаточные по
характеру смысловой связи
между частями, значению
союзных слов, определять
синтаксическую функцию
союзного слова, производить
синонимичную замену СПП с
придаточными
определительными на простые
с разными видами определений
Уметь находить
определительные придаточные
по характеру смысловой связи
между частями, значению
союзных слов, определять
Синонимичная замена СПП
на простые, составление
схем. Конструирование
по схемам
Диктант «Проверяю
себя»
Составить описательную
миниатюру с СПП с придаточным
определительным
Выписать из комедии
А.С.Грибоедова «Горе
от ума» афоризмы СПП с придаточными
определительными.
38
8.12
Придаточные
дополнительные
1
Придаточные
дополнительные
Анализ публицистического
текста А.Яшина
39
9.12
Придаточные
обстоятельственные, их
типы.
1
Придаточные
обстоятельственные
Как вы понимаете слова
Н.А.Добролюбова «Народная
мудрость высказывается
обыкновенно афористически»? Аргументируйте
свою точку зрения.
40
13.12
1
41
15.12
Пробная контрольная
работа в формате ОГЭ.
СПП с придаточными
места
Придаточные места.
Стилистические особенности
союзов, связывающих
придаточные места с
главным
Анализ публицистического
текста М.Пришвина. Анализ
художественного
текста В.Солоухина. Анализ
публицистического
текста В.И.Мурадели.
1
синтаксическую функцию союзного слова, производить
синонимичную замену СПП с
придаточными определительными
на простые с разными видами
определений, пользоваться
синтаксическими синонимами
в своей речи, интонационно и
пунктуационно грамотно
оформлять их
Знать место придаточного
дополнительного по отношению
к главному, средства связи
придаточного с главным; уметь
различать подчинительные
союзы и союзные слова,
опознавать СПП с придаточным
дополнительным по характеру,
смысловой связи между
частями, значению
подчинительных союзов и
союзных слов; конструировать
СПП с придаточным
дополнительным, заменять их на
предложения с прямой речью
Знать виды придаточных
обстоятельственных, уметь
находить придаточные обстоятельственные по характеру
смысловой связи между
частями, значению подчинительных союзов и союзных слов,
определять средства связи
придаточных с главными,
правильно расставлять знаки
препинания
Составить их схемы
Уметь находить придаточные
обстоятельственные по характеру
смысловой связи между
частями, значению
подчинительных союзов и
союзных слов, определять средства связи придаточных с
главными, правильно
Используя таблицу и
опорный материал,
подготовить устное
высказывание о
придаточных обстоятельственных.
Ответить на вопросы:
почему в художественной
Составить
повествовательную
миниатюру, включающую
СПП с дополнительными
придаточными
Подготовить устное сообщение «Специфика
придаточных места и
времени и их отличие от
придаточных
определительных».
Конструирование
предложений по схемам
расставлять знаки препинания,
конструировать предложения,
выразительно читать, употреблять
в речи, производить
синонимичную замену,
сравнивать модели СПП с
разными видами придаточных,
выявлять общее и различное
речи, особенно в поэзии,
уступительные
придаточные часто
прикрепляются к
главному словами
«сколько», «как» и др. с
усилительной частицей
НИ; какой оттенок
значения имеютэти
придаточные; выражением
какой стилевой черты
служат?
Конструирование предложений по схемам. Осложненное
списывание, схематический
диктант.
42
16.12
СПП с придаточными
времени
1
Придаточные времени.
Стилистические особенности
союзов, связывающих
придаточные времени с
главным
Синтаксическая
синонимия
Уметь находить придаточные
времени, определять средства
связи придаточных с
главными, правильно
расставлять знаки препинания,
конструировать предложения,
выразительно читать, употреблять
в речи, производить
синонимичную замену.
43
20.12
СПП с придаточными
причины
1
Придаточные причины .
Стилистические особенности
союзов, связывающих
придаточные причины с
главным
Синтаксическая
синонимия
Уметь находить придаточные
времени, определять средства
связи придаточных с
главными, правильно
расставлять знаки препинания,
конструировать предложения,
выразительно читать, употреблять
в речи, производить
синонимичную замену.
Осложненное списывание,
схематический диктант.
44
22.12
СПП с придаточными
следствия
1
Придаточные следствия.
Стилистические особенности
союзов, связывающих
придаточные следствия с
главным
Синтаксическая
синонимия
Уметь находить придаточные
времени, определять средства
связи придаточных с
главными, правильно
расставлять знаки препинания,
конструировать предложения,
выразительно читать, употреблять
в речи, производить
синонимичную замену.
Конструирование предложений по схемам. Осложненное
списывание.
45
23.12
СПП с придаточными
образа действия и меры и
степени.
1
Придаточные образа
действия и меры и степени.
Стилистические особенности
союзов, связывающих
Синтаксическая
синонимия
Уметь находить придаточные
времени, определять средства
связи придаточных с
главными, правильно
Конструирование предложений по схемам. Осложненное
списывание, схематический
диктант. Объяснительный
придаточные образа
действия и меры и степени с
главным
расставлять знаки препинания,
конструировать предложения,
выразительно читать, употреблять
в речи, производить
синонимичную замену.
диктант. Работа с текстом.
46
27.12
СПП с придаточными
сравнительными.
1
Придаточные
сравнительными.
Стилистические особенности
союзов, связывающих
придаточные
сравнительными с главным
Синтаксическая
синонимия
Уметь находить придаточные
времени, определять средства
связи придаточных с
главными, правильно
расставлять знаки препинания,
конструировать предложения,
выразительно читать, употреблять
в речи, производить
синонимичную замену.
Конструирование предложений по схемам. Осложненное
списывание.
47
10.01
Р/Р Различные способы
выражения сравнения
1
Отличие СПП с придаточным
сравнительным от простого
предложения со сравнительным оборотом.
Значение сравнительных
конструкций в речи
Найти в текстах художественных произведений
различные способы выражения
сравнения
Творческое списывание
4849
12.01
–
13.01
Р/Р Сочинение в формате
ОГЭ на тему 9.3.
2
Тема, основная мысль
текста.
50
17.01
СПП с придаточными
цели.
1
Придаточные цели.
Стилистические особенности
союзов, связывающих
придаточные цели с
Уметь определять значения
сравнений, выраженные разными
способами (словосочетание,
фразеологизм,
сравнительныйоборот, составное
именное сказуемое, СПП с
придаточным сравнения),
ставить знаки препинания
перед союзом КАК, употреблять эти конструкции в речи,
определять их значение в тексте
Понимать содержание
прочитанного текста его тему и
коммуникативную цель,
определять главную мысль,
понимать отношение автора к
поставленной проблеме,
извлекать основную и
второстепенную информацию;
комментировать отношение
автора к поставленной проблеме,
выражать собственное мнение,
аргументируя его, привлекая
информацию из жизненного и
читательского опыта.
Уметь находить придаточные
времени, определять средства
связи придаточных с
главными, правильно
расставлять знаки препинания,
Сочинение на тему 9.3.
Конструирование предложений по схемам. Осложненное
списывание.
главным
конструировать предложения,
выразительно читать, употреблять
в речи, производить
синонимичную замену.
51
19.01
СПП с придаточными
условия
1
Придаточные условия.
Стилистические особенности
союзов, связывающих
придаточные условия с
главным
Синтаксическая
синонимия
Уметь находить придаточные
времени, определять средства
связи придаточных с
главными, правильно
расставлять знаки препинания,
конструировать предложения,
выразительно читать, употреблять
в речи, производить
синонимичную замену.
Осложненное списывание,
схематический диктант.
52
20.01
СПП с придаточными
уступки.
1
Придаточные уступки .
Стилистические особенности
союзов, связывающих
придаточные уступки с
главным
Синтаксическая
синонимия
Уметь находить придаточные
времени, определять средства
связи придаточных с
главными, правильно
расставлять знаки препинания,
конструировать предложения,
выразительно читать, употреблять
в речи, производить
синонимичную замену.
Конструирование предложений по схемам. Осложненное
списывание.
53
24.01
СПП с придаточными
присоединительными.
1
Придаточные
присоединительными .
Стилистические особенности
союзов, связывающих
придаточные
присоединительными с
главным
Уметь находить придаточные
времени, определять средства
связи придаточных с
главными, правильно
расставлять знаки препинания,
конструировать предложения,
выразительно читать, употреблять
в речи, производить
синонимичную замену.
Осложненное списывание,
схематический диктант.
54
26.01
Р/Р Рецензия на книгу
1
Воспоминание о книге.
Рецензия на книгу.
Особенности жанра рецензи
5556
27.01
–
31.01
СПП с несколькими
придаточными. Знаки
препинания в них
2
СПП с несколькими
придаточными. Знаки
препинания в них
Написать рецензию на одно
из произведений художественной литературы «Алые паруса»
А.Грина, «Не стреляйте в
белых лебедей» Б.Васильева
или научно-популярную
книгу
Ответить на вопрос,
поставленный
К.Г.Паустовским: «Неужели
мы должны любить свою
землю только за то, что она
Знать классификацию СПП с
несколькими придаточными,
пунктограммы «Отсутствие
запятой между однородными
придаточными», уметь
Работа с памяткой «Как
работать над рецензией
на книгу» или «Как
работать над отзывом на
научно- популярные
книги». Составление
плана рецензии
Осложненное списывание
богата?...»
57
2.02
Обобщение и
систематизация изученного
по теме «СПП»
1
Строение СПП. Средства
связи, виды придаточных.
Знаки препинания в СПП
58
3.02
Контрольная работа по
теме «Сложноподчиненное
предложение».
1
Строение СПП. Средства
связи, виды придаточных.
Знаки препинания в СПП
2
Понятие о бессоюзном
сложном предложении.
Интонация в БСП. Запятая и
точка с запятой в них
Бессоюзное сложное предложение (9ч + 2ч)
597.02
Понятие о бессоюзном
60
–
сложном предложении.
9.02
Интонация в БСП.
Запятая и точка с запятой в
БСП.
Анализ научного текста
Понаблюдать, как в отрывке
из романа А.С.Пушкина
«Евгений Онегин» БСП
позволяют лаконично и
емко выразить глубокое
содержание.
производить структурно- семантический анализ СПП с
несколькими придаточными,
составлять их схемы и конструировать по схемам,
интонационно и пунктуационно
оформлять, наблюдать за
использованием сложных
синтаксических конструкций в
текстах разных стилей и типов
Уметь различать ССП, СПП и
простые осложненные
предложения, производить синонимичную замену
подчинительных союзов и
синтаксических конструкций,
определять значения
придаточных, конструировать
СПП с различными видами
придаточных, правильно
расставлять знаки препинания
Уметь различать ССП, СПП и
простые осложненные
предложения, производить синонимичную замену
подчинительных союзов и
синтаксических конструкций,
определять значения
придаточных, конструировать
СПП с различными видами
придаточных, правильно
расставлять знаки препинания,
производить композиционносодержательный,
типологический, стилистический, языковой анализ
текста, анализ правописания
отдельных слов и пунктуации в
ССП и СПП
Знать грамматические признаки
БСП, пунктограмму «Запятая и
точка с запятой в БСП», уметь
опознавать их в тексте,
выявлять смысловые
отношения между частями,
Работа с текстом:
определение темы,
основной мысли, стиля и
типа речи, составление
плана, схем сложных
предложений
Комплексный
анализ текста
Составление
предложений по схемам.
Комментированное
письмо
6162
10.02
–
14.02
Тире в бессоюзном сложном предложении
2
Тире в бессоюзном сложном
предложении
Анализ художественного
текста М.Ю.Лермонтова.
Выразительное чтение,
интонационная гимнастика
63
16.02
Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении
1
Двоеточие в бессоюзном
сложном предложении
Выразительное чтение,
интонационная гимнастика
64
17.02
Р/Р Подготовка к
итоговому собеседованию.
1
Композиция рассказа.
Последовательность
микротекстов
Выразительные средства
языка; нормы литературного
языка
расставлять знаки препинания,
обосновывая их выбор, читать
БСП, передавая голосом
отношения перечисления,
конструировать БСП
Знать условия постановки тире
между частями сложного
бессоюзного предложения,
выявлять смысловые отношения
между частями, конструировать
предложения с данными
значениями
противопоставления, времени,
условия и следствия, интонационно и пунктуационно
оформлять, выразительно читать,
передавая голосом смысловые
отношения между частями
БСП, сопоставлять сложные
союзные и БСП как
синтаксические синонимы
Знать условия постановки
двоеточия между частями
сложного бессоюзного
предложения; выявлять
смысловые отношения между
частями, конструировать
предложения с данными
значениями причины, пояснения, дополнения;
интонационно и пунктуационно
оформлять, выразительно читать,
передавая голосом смысловые
отношения между частями
БСП, сопоставлять сложные
союзные и БСП как
синтаксические синонимы
Уметь определять
композиционные элементы
рассказа, его основную мысль,
создавать сочинение в жанре
рассказа (определять замысел,
сюжет), передавать последовательность микротекстов,
обращая внимание на место, время
действия, их причинно-
Составить тезисный план
§, проиллюстрировать
примерами.
Взаимодиктант
Конструирование предложений по схемам. Диктант «Проверяю себя»
Выполнение вариантов по
итоговому собеседованию.
65
21.02
Систематизация и обобщение изученного по теме
«Бессоюзное сложное
предложение»
1
БСП, знаки препинания в
нем. Синтаксический и
пунктуационный разбор
66
28.02
Контрольная работа по
теме «Бессоюзное
сложное предложение»
1
БСП, знаки препинания в
нем. Синтаксический и
пунктуационный разбор
6768
2.03
–
3.03
Р/Р Сжатое изложение
2
Тема, основная мысль
текста. Приемы сжатия
текста. Использование
изученных синтаксических
конструкций
Сложные многокомпонентные предложения. (7ч.+8ч.)
697.03
Сложные
2
Структурные особенности
70
–
многокомпонентные
сложных предложений с
9.03
предложения.
разными видами связей.
Составить рассказ «Случай в
лесу (на рыбалке)»,
передавая чувства человека
(страх, удивление, волнение и
др.) используя
по
возможности БСП
Средства
художественной
выразительности в тексте.
Работа со схемами.
следственную связь, используя
выразительные средства языка,
соблюдая нормы литературного
языка.
Уметь опознавать БСП в тексте,
воспринимать их на слух,
правильно выбирать знаки
препинания, определяя
смысловые отношения между
частями, составлять схемы,
конструировать БСП по схемам,
выразительно читать,
употреблять БСП в собственной речи, производить
синонимичную замену сложных
предложений с союзной и
бессоюзной связью
Уметь опознавать БСП в тексте,
воспринимать их на слух,
правильно выбирать знаки
препинания, определяя
смысловые отношения между
частями, составлять схемы,
конструироватьБСП по схемам,
выразительно читать,
употреблять БСП в собственной речи, производить
синонимичную замену сложных
предложений с союзной и
бессоюзной связью
Понимать содержание
прочитанного текста
публицистического характера,
его тему и коммуникативную
цель, определять главную
мысль, понимать отношение
автора к поставленной проблеме,
извлекать основную и
второстепенную информацию;
сжато излагать прочитанный
текст, используя приемы сжатия
текста.
Знать структурные особенности
сложных предложений с разными
видами связей, уметь опознавать
Взаимодиктант.
Тест
Сжатое изложение
Составление схем,
составление предложений
по схемам
Понятие о периоде.
Период.
71
10.03
Знаки препинания в сложных
предложениях с различными
видами связи
1
Знаки препинания в сложных
предложениях с различными
видами связи
Синтаксические нормы.
Творческое списывание.
72
14.03
Знаки препинания в сложных
предложениях с различными
видами связи
1
Знаки препинания в
сложных предложениях с
различными видами связи
Анализ текста
художественного стиля
73
16.03
Контрольная работа по
теме «Сложные
многокомпонентные
предложения».
1
Комплексный анализ текста.
Сложные предложения и
знаки препинания в них
сложные синтаксические
конструкции в тексте в
зависимости от сочетания
видов связи
Уметь разделять запятой
рядом стоящие союзы и
союзные слова: И (НО), ЕСЛИ;
И (НО), КОГДА; ЧТО, ЕСЛИ;
ЧТО, КОГДА и др.;
редактировать текст с учетом
синтаксических норм языка,
строить схемы
Уметь конструировать
предложения, выявлять
смысловые отношения,
средства связи частей,
выразительно читать,
интонационно и пунктуационно
оформлять, находить заданные
конструкции в тексте,
объяснять в них пунктуацию,
понимать роль разнообразия
синтаксического строя как
проявления богатства,
выразительности языка и речи
Уметь производить
композиционносодержательный,
типологический,
стилистический, языковой
анализ текста, анализ
правописания отдельных слов
и пунктуации; создавать свой
текст на основе исходного в
соответствии с заданной
темой и функциональносмысловым типом речи,
комментируя отношение автора
к поставленной проблеме в
прочитанном тексте; выражать
собственное мнение с
привлечением примеров и
фактов из жизненного или
читательского опыта; выбирать
и организовывать языковые
средства в соответствии с
Творческое списывание
Ответить на вопросы:
какую роль выполняет
пейзажная зарисовка в
приведенном отрывке из
повести Л.Н.Толстого
«Отрочество», благодаря
каким синтаксическим
особенностям текста
писателю удалось избежать
монотонности в описании
природы и собственного
состояния?
Комплексный анализ
текста
7475-
17.03
–
21.03
Р/Р Обучение сочинению
в формате ОГЭ на тему
9.2.
темой, целью, стилем и типом
речи; соблюдать языковые и
речевые нормы в продуктивной речи
Понимать содержание
прочитанного текста его тему и
коммуникативную цель,
определять главную мысль,
понимать отношение автора к
поставленной проблеме,
извлекать основную и
второстепенную информацию;
комментировать отношение
автора к поставленной проблеме,
выражать собственное мнение,
аргументируя его, привлекая
информацию из жизненного и
читательского опыта.
Понимать содержание
прочитанного текста его тему и
коммуникативную цель,
определять главную мысль,
понимать отношение автора к
поставленной проблеме,
извлекать основную и
второстепенную информацию;
комментировать отношение
автора к поставленной проблеме,
выражать собственное мнение,
аргументируя его, привлекая
информацию из жизненного и
читательского опыта.
2
Тема, основная мысль
текста.
2
Тема, основная мысль
текста.
2
Способы передачи чужой
речи. Разделительные и
выделительные знаки препинания в предложениях с
прямой речью.
Стилистические возможности
разных способов передачи
чужой речи.
2
Строение предложений с
прямой речью.
Анализ миниатюры
Ф.Кривина
Сочинение в формате ОГЭ
на тему 9.2.
7778
23.03
–
24.03
Р/Р Обучение сочинению
на в формате ОГЭ на
лингвистическую тему
(9.1.)
Р/Р Сочинение в формате
ОГЭ на лингвистическую
тему (9.1.)
Предложения с чужой речью (14ч + 4ч)
794.04
Способы передачи чужой
80
–
речи.
6.04
Разделительные и выделительные знаки
препинания в предложениях
с прямой речью
8182
7.04
–
Предложения с прямой
речью.
Знать основные способы
передачи чужой речи, уметь
правильно интонировать в
предложениях с прямой и
косвенной речью, использовать
предложения с прямой речью
с учетом содержания и стиля
высказывания, правильно
ставить знаки препинания в
предложениях с прямой речью
и обосновывать их постановку
Уметь пунктуационно
оформлять предложения с
Сочинение на тему 9.2.
Сочинение на тему 9.1.
Составление диалогов,
схем предложений.
Конструирование
предложений по схемам
Осложненное списывание
Разделительные и
выделительные знаки
препинания в предложениях
с прямой речью. Стилистические возможности разных
способов передачи чужой
речи
11.04
8384
13.04
–
14.04
Предложения с косвенной
речью. Замена прямой
речи косвенной
2
Предложения с косвенной
речью. Замена прямой речи
косвенной
8586
18.04
–
20.04
Промежуточная
аттестация
Цитаты. Способы
цитирования. Знаки
препинания при цитировании
2
Цитаты. Способы
цитирования. Знаки
препинания при
цитировании
Передать в письменной форме
небольшую сцену с диалогом
или монологом из любимого
вами фильма. Использовать
по возможности все
известные вам способы передачи чужой речи.
87
21.04
Систематизация и обобщение изученного по теме
«Способы передачи чужой
речи»
1
Способы передачи чужой
речи. Прямая и косвенная
речь. Синонимия
предложений.
Предложения с прямой и
косвенной речью.
Использованиеразличных
способов цитирования в
собственных речевых
высказываниях.
88
25.04
1
89
27.04
9091
28.04
–
2.05
Контрольная работа по теме
«Способы передачи чужой
речи»
Р/Р Официально-деловой
стиль речи. Деловые бумаги
(заявление, расписка,
характеристика,
автобиография, резюме)
Р/Р Изложение с элементом
сочинения
1
2
Официально-деловой стиль
речи. Деловые бумаги
(заявление, расписка,
характеристика,
автобиография, резюме)
Способы передачи чужой
речи. Прямая и косвенная
речь. Синонимия
предложений с прямой и
косвенной речью.
прямой речью, выразительно
читать, производить
синонимичную замену
предложений с прямой речью и
косвенной, определять
стилистические возможности
разных способов передачи
чужой речи
Понимать отличия косвенной
речи от прямой, уметь заменять
прямую речь косвенной и
наоборот, правильно расставлять знаки препинания
Знать различные способы
цитирования, уметь ими
пользоваться в тексте в соответствии с задачами и
характером высказывания,
выделять цитаты знаками
препинания
Уметь производить
синтаксический разбор
предложений и моделировать
предложения с прямой речью,
производить синонимичную
замену предложений с прямой
и косвенной речью,
пунктуационно правильно
оформлять, выразительно
читать, использовать
изобразительные средства
синтаксиса в собственной речи
Конструирование
предложений с разными
способами передачи
чужой речи
Записать текст под
диктовку, оформить
цитаты, определить их
функцию в тексте.
Рассказать о случаях,
когда цитаты не
заключаются в кавычки,
привести свои примеры
Пунктуационный
разбор. Взаимодиктант
Составление деловых бумаг
(заявление, расписка,
характеристика,
автобиография, резюме)
Прочитать высказывание
выдающегося русского
филолога и педагога
В.В.Виноградова,
подготовить краткое
Уметь производить
синонимичную замену
предложений с прямой и
косвенной речью;
пунктуационно правильно
Подробное
изложение прочитанного
текста с элементом
сочинения
Использование различных
способов цитирования в
собственных речевых высказываниях. Текст. Тема,
основная мысль,
изобразительные средства
языка
4.05
Комплексная работа с текстом.
2
–
5.05
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (10ч)
9411.05
Повторение орфографии.
2
Звуки русского языка, их
95
–
классификация.
12.05
Орфографические нормы
Смыслоразличительная роль
звука. Орфоэпические и
Орфографический анализ
Орфографические нормы
слов
сообщение о нем, используя
высказывание ученого и тексты в учебнике
оформлять, выразительно
читать, использовать
изобразительные средства
синтаксиса в собственной
речи; понимать основное
содержание прочитанного
текста художественного стиля,
его тему, коммуникативную
цель, основную мысль ;подробно
пересказывать исходный текст,
соблюдая логику, сохраняя
тип, стиль речи, языковые
средства; выполнять тестовые
задания с выбором ответа на
основе прочитанного текста;
извлекать основную информацию
из текста при чтении,
анализировать языковые
единицы, представленные в
тексте; создавать собственный
текст на основе исходного,
выражать собственное мнение
по проблеме, затронутой в
нем, аргументировать его с
привлечением информации,
извлеченной из этого текста,
знаний, жизненного и читательского опыта, оформлять речь
в соответствии с нормами
письма, использовать в ней
разнообразные грамматические
конструкции и лексическое
богатство языка
Комплексная работа с
текстом.
9293
Уметь делать сообщение о
звуках речи, особенностях
произношения гласных и
согласных звуков по плану;
из вариантов ударений
выбирать правильный,
соотносить звук и букву на
письме, выразительно читать
текст; оценивать свою и чужую
Тест
речь с точки зрения
соблюдения орфоэпических
норм, производить
элементарный звуковой анализ
текста; использовать алфавит
в практической деятельности;
опознавать орфограммы,
выбор которых зависит от
фонетических условий
9697
16.05
–
18.05
Повторение синтаксиса и
пунктуации.
2
Пунктуационные нормы
98
99100
101
102
19.05
23.05
25.05
26.05
Подготовка к ОГЭ.
Подготовка к ОГЭ.
1
2
Р/Р Пробная контрольная
работа в форме ОГЭ
2
Уметь передать основное
содержание прослушанного
текста, отразив все важные
для его восприятия микротемы;
правильно применить
приемы сжатия текста
(исключение, обобщение,
упрощение); связно и
последовательно излагать
текст; создавать собственный
текст на основе исходного,
выражать собственное мнение
по проблеме, затронутой в
нем, аргументировать его с
привлечением информации,
извлеченной из этого текста,
знаний, жизненного и
читательского опыта,
оформлять речь в соответствии с нормами письма,
использовать в ней
разнообразные грамматические
конструкции и лексическое
богатство языка.
30.05
График контрольных работ
№
Контрольная работа
Дата
Контрольная
в форме ГИА
работа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Диагностирующая работа. Диктант
Контрольная работа по теме «Сложносочиненное предложение»
Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»
Изложение
Контрольная работа по теме «Сложное бессоюзное предложение»
Изложение
Контрольная работа по теме «Предложения с прямой речью»
Изложение
Итоговая работа. Тест
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательной школы. Авторы-составители: В.В. Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина.
М.:, Дрофа, 2008.
2. В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2012.
3. Ю. С. Пичугов, А. П. Еремеева, А. Ю. Купалова и др. Русский язык. Практика. 9 класс. Учебник.М: Дрофа, 2012
4. Е. И. Никитина. Русский язык. Русская речь. 9 класс. Учебник.М.: Дрофа, 2011.
5. Русский язык: Сборник текстов для письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л.
Склярова. – М.: Дрофа, 2014.
6. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ОГЭ: учебно-методическое пособие / Под ред. Н. А. Сениной. Ростов н/ Д: Легион, 2015.
7. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011
8. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.: ВАКО, 2014
9. Русский язык: Сборник текстов для письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л.
Склярова. – М.: Дрофа, 2014.
10. ОГЭ. Русский язык: Сборник заданий: 9 класс / Львова С.И. – М.: Эксмо, 2015. – (Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс).
11. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Т.М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2013
12. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2015
13. Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи / сост. О.А. Хорт, Г.С. Шамшина. – Волгогррад: Учитель,
2012
14. Диктанты по русскому языку для средней и старшей школы (5-11 классы): Учебное пособие. – М.: «Издательство Астрель», «Издательство АСТ»,
2012
15. Изложения с элементами сочинения: 5-9 кл..: Кн для учителя / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 2013
16. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-11 кл.: Кн. Для учителя / В.И. Капмнос. Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. Л.Л.
Новоселова. – М.: Просвещение, 2011