Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано цифровой
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Дата: 2022.11.01
21:16:15 +03'00'
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с ограниченными возможностями
здоровья составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических
документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом
Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством
просвещения Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от 20.05.2020 №
254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим
советом по учебникам;
О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных
Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России
от 23.12.2020 № 766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных Федеральным Научнометодическим советом по учебникам;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые
допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования
образовательных учреждениях» (с изменениями);
Примерная программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11
кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2019
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования МБОУ
СОШ №3 г. Донецка
Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных
предметов (курсов) педагогов в муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования «город
Донецк»;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка на 2022 - 2023 учебный год.
Линия учебно-методического комплекса по русскому языку для 5-9 классов под редакцией
В.В. Бабайцевой, Л.Д.Чесноковой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитиной и др.
В обучении детей с ограниченными возможностями здоровья школа руководствуется
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ,
в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденным приказом
Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015, «Концепцией коррекционно-развивающего обучения в
образовательных учреждениях», разработанной Институтом коррекционной педагогики
РАО и рекомендованной коллегией Минобразования РФ для использования в системе
образования России, Уставом и учебным планом школы.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающейся
Фурсенко О. по предмету «Русский язык» разработана с учётом особых возможностей
здоровья обучающегося и на основании заключения ПМПК №149 от 02.06.2016г.
Данная программа определяет содержание и организацию воспитательнообразовательного процесса для ребёнка с ЗПР и направлена на создание в учреждении
специальных условий воспитания и обучения, позволяющие учитывать особые
образовательные потребности ребёнка посредством индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса. При воспитании и обучении ребёнка с ЗПР существует ряд
проблем, обусловленных психофизическими особенностями: нарушение познавательной
деятельности, неустойчивое внимание, снижение мыслительных операций, ослабленное
удержание запоминания информации, низкий уровень мотивации.
Возникает объективная потребность в специальной организации образовательного
пространства, которое позволяет обеспечить такому ребёнку все необходимые условия для
освоения адаптированной программы (наглядно-действенный характер содержания
образования; упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе
образования; активное использование информационных и игровых технологий)
Цели и задачи с учетом специфики учебного предмета:
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих
реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного
подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как
явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и
навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных
сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных
нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере
общения; умений работать с текстом
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития
следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической
(языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой
деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и
навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях
общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают
освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его
устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского
литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов;
необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться
различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы
выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национальнокультурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета,
культурой межнационального общения.
Задачи обучения русскому языку в общеобразовательных учебных заведениях
Российской Федерации предполагают:
1) изучение основ науки о языке, дающее определенный круг знаний из области
фонетики, графики, орфографии, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, стилистики,
а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, его развитии, о месте русского
языка среди языков мира, а также умение применять эти знания на практике;
2) развитие речи обучающихся: обогащение активного и пассивного запаса слов,
грамматического строя речи учащихся; овладение нормами литературного языка;
формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной формах;
3) формирование орфографических и пунктуационных навыков
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык», его
место и роль в достижении обучающимися планируемых результатов
Русский язык входит в общеобразовательную
область «Филология». Язык
является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и
развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных
отношениях, средствах
коммуникации (использование новых информационных
технологий) требуют повышения
коммуникативной
компетенции обучающихся,
совершенствования их филологической подготовки. Всё это повышает статус предмета «
Русский язык» как общеобразовательной дисциплины.
Русский язык как учебный предмет имеет первостепенное значение, так как является
не только предметом изучения системы знаний, на основе которых формируются
практические важные умения и навыки, но и важнейшим средством познания других наук,
средством развития мышления и воспитания учащихся.
Программа составлена с учетом принципов системности, научности и доступности, а
также преемственности между различными разделами курса. Уроки спланированы с учетом
знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у школьников в процессе
реализации принципов развивающего обучения. Соблюдая преемственность, авторы
выстраивают обучение русскому языку на высоком, но доступном уровне трудности,
быстрым темпом, отводя ведущую роль теоретическим знаниям. На первый план
выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей учащихся как
средства их развития и как основы для овладения учебным материалом. Повысить
интенсивность процесса обучения позволяет использование различных форм работы:
письменной и устной, под руководством учителя и самостоятельной и др. Сочетание
коллективной работы с индивидуальной и групповой снижает утомляемость учащихся от
однообразной деятельности, создает условия для контроля и анализа полученных знаний,
качества выполненных заданий.
Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в уроки
включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования
языковых явлений, их взаимосвязь.
Материал в программе подается с учетом возрастных возможностей учащихся.
В программе предусмотрены вводные уроки, раскрывающие роль и значение русского
языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение
материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и в
конце года выделяются специальные часы. Для организации систематического повторения,
проведения различных видов разбора подобраны примеры из художественной литературы.
Разделы курса содержат значительное количество упражнений разного уровня
сложности, к которым прилагаются интересные разнообразные задания, активизирующие
мыслительную деятельность учащихся. При изучении разделов решаются и другие задачи:
речевого развития учащихся, формирования общеучебных умений (слушать, выделять
главное, работать с книгой, планировать последовательность действий, контролировать и
др.).
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по
развитию речи — речеведческие понятия и виды работы с текстом — пропорционально
распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность
обучения речи, условия для его организации.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое
место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство
познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и
творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и
самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский
язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения,
а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Образовательные технологии
Учебный процесс в школе реализуется в конкретных формах организации обучения.
Формы организации учебной работы определяются составом учащихся, местом и временем
занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими
со стороны учителей. Процесс обучения осуществляется через множество форм организации,
взаимно дополняющих друг друга.
Основная форма обучения - урок. Это обстоятельство не исключает, а предполагает
другие формы организации обучения. Все уроки можно разделить на три группы: урок
ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке
ознакомления с новым материала можно использовать такие формы организации учебной
работы: лекция, экскурсия, беседа, лабораторная работа, конференция, традиционный урок.
Урок закрепления может включать такие формы: семинар, практикум, консультация,
лабораторная работа, конференция, урок ключевых задач, работа в парах постоянного и
смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной
работы, урока - зачёта, контрольной работы, собеседования, викторины, игры и т.д.. Выбор
форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема
изучаемого материала, его новизны, трудности.
В рамках программы предполагается использование различных видов
индивидуальной, парной, групповой работы, проведение ролевых игр, работа с источниками,
участие в творческих проектах. Для рациональной организации учебного времени на уроках
большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учет
индивидуальных интересов и склонностей при планировании учебных уроков и определении
домашнего задания, большинство уроков носят комбинированный характер.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 102 часа. В учебном плане на изучение
русского языка в 9 классе отводится 3 часа в неделю. Программа скорректирована на 101
час в соответствии с производственным календарем.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты:
На страницах УМК приводятся высказывания классиков русской литературы, общественных
деятелей, учёных о выразительных возможностях русского языка, богатстве русской лексики
и фразеологии, фонетики и грамматики.
В параграфах учебника и текстах заданий в сборниках и рабочих тетрадях содержатся
сведения о русском языке как национально-культурной ценности русского народа, его
эстетической значимости. На материале этих и других заданий воспитывается уважительное
отношение к русскому языку, гордость за него, потребность сохранить чистоту родного
языка.
Велика роль русского языка в формировании интеллектуальных, познавательных,
творческих способностей личности.
Основной задачей предмета является развитие жизненно важного умения свободно выражать
свои мысли и чувства в процессе речевого общения, быть готовым к успешной
профессиональной, социальной деятельности.
Представленные в УМК образцы литературной речи побуждают школьников к постоянному
речевому самосовершенствованию, учат адекватно оценивать свои коммуникативные удачи
и неудачи.
Метапредметные результаты:
Особенно органично предмет «Русский язык» связан с литературой и историей.
Закономерности русского языка иллюстрируются примерами из русской классической и
современной литературы. Функционирование средств языка в речи представлено не только
словосочетаниями и предложениями, но и текстами разных стилей и жанров.
Центральное место в школьном курсе русского языка занимает литературный язык —
лучшая часть общенародного языка, его ядро, для которого характерна система норм.
Систему норм держит статика, а динамика языка совершается в речи.
«Без грамматической ошибки я русской речи не люблю», — писал А. С. Пушкин.
Грамматические ошибки отступления от литературных норм — подвергаются оценке
мастеров художественного слова. Выразительные речевые факты через литературу занимают
определённые места в системе языка: в грамматиках, словарях и справочниках.
Очевидна связь русского языка с жизнью общества, его историей.
Изменения в звуковой системе языка, развитие лексики и фразеологии находят объяснение в
этимологических справочниках, в изложении, хотя и очень кратком, исторических событий,
взаимодействия русского народа с другими народами и т. д.
Самобытность русского языка, его исключительные жизненные потенции подчиняют
заимствованные слова и выражения русским правилам функционирования, нередко изменяя
звуковой и морфемный состав заимствований, утрачивающих при этом своё чужеземное
обличье.
Таким образом, данная рабочая программа ориентирована на следующие результаты
изучения русского языка:
Предметные результаты:
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Учащиеся должны знать, понимать определения основных изученных в 9 классе
языковых явлений, речеведческих понятий.
Уметь:
Речевая деятельность:
Аудирование:
• дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную
информацию прослушанного текста;
• фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и
сжатого пересказа;
• определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной
разновидности языка;
• рецензировать устный ответ учащегося;
• задавать вопросы по прослушанному тексту;
• отвечать на вопросы по содержанию текста;
• слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной
мысли сообщения;
Чтение:
•прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на
основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе
текста;
• используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым
словам, а в содержании книги, журнала, газеты по оглавлению и заголовкам статей;
• при необходимости переходить на изучающее чтение;
• читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных
лингвистах;
Говорение:
• пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного
текста;
• вести репортаж о школьной жизни;
• строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других
наглядных материалов;
• создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текстарассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
• составлять инструкции по применению того или иного правила;
• принимать участие в диалогах различных видов;
• адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое
общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.
Письмо:
• пересказывать фрагмент прослушанного текста;
• пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя
структуру и языковые особенности исходного текста;
• создавать сочинение-описание архитектурного памятника, сравнительную характеристику,
рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами
повествования или рассуждения, репортаж о событии;
• писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для
публицистики средства языка (выразительную лексику, экспрессивный синтаксис:
расчлененные предложения (парцелляцию), риторические вопросы и восклицания, вопросноответную форму изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);
• составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;
Текст:
• находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки,
определять их тему, основную мысль, заголовок;
• распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и
речевые средства воздействия на читателя;
Фонетика и орфоэпия:
• правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
Морфемика и словообразование:
• разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на
словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
• разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
• пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;
Лексикология и фразеология:
• разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
• пользоваться разными видами толковых словарей (словарь иностранных слов, словарь
лингвистических терминов и т.п.);
• оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач
высказывания;
• находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на
лексических возможностях русского языка;
Морфология:
• распознавать части речи и их формы;
• соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться
словарем грамматических трудностей;
• опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического,
пунктуационного и синтаксического анализа;
Орфография:
•применять орфографические правила, объяснять правописания труднопроверяемых
орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику
слов;
Синтаксис и пунктуация:
• опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
• различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в
речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
• правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями и
однородными, обособленными членами;
• правильно строить предложения с обособленными членами;
• проводить интонационный анализ простого предложения;
• выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
• проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении
синтаксического и пунктуационного разбора;
• использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления
выразительности речи;
• владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации,
устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме
специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых
предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по каждому разделу
программы
Синтаксис и пунктуация.
Сложное предложение. Сложносочиненное предложение.
- различать основные группы сложносочинённых предложений по союзам и значениям;
заменять бессоюзные предложения сложносочинёнными, а сложносочинённые – простыми
предложениями с однородными членами.
Сложноподчиненное предложение.
- различать главные и придаточные предложения, определяя их границы (с одним и
несколькими придаточными); определять значение придаточных по сумме признаков:
вопросу, союзу или союзному слову; заменять сложные бессоюзные и сложносочинённые
предложения синонимичными сложноподчинёнными предложениями и выявлять различия в
их строении и значении; заменять сложные предложения простыми осложнёнными.
Сложное бессоюзное предложение
- видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые
отношения между ними (значения); различать и воспроизводить интонацию перечисления,
пояснения, противопоставления; производить замену бессоюзных предложений союзными и
наоборот; объяснять различия в их строении и значении.
Сложные предложения с разными видами связи
- разбирать сложные предложения с указанием количества частей и видов связи между ними;
заменять сложные предложения с различными видами связи более простыми конструкциями
и наоборот.
Предложения с чужой речью
- опознавать различные способы передачи чужой речи; правильно интонировать
предложения с прямой и косвенной речью; использовать в речи предложения с прямой и
косвенной речью с учетом содержания, стиля высказывания; пользоваться различными
способами цитирования в тексте в соответствии с задачами и характером высказывания.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- самостоятельно и быстро находить необходимую информацию для выполнения учебных
заданий;
- при незначительной помощи со стороны учителя отличать новое от уже известного;
- при незначительной поддержке педагога сделать выводы по результатам работы;
- осуществлять логические действия сравнения и установления аналогий;
- быстро понимать инструкцию, выполнять действие кодирования вначале по образцу, а
затем самостоятельно, с небольшим количеством ошибок;
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач
- осуществлять логические действия анализа и синтеза;
- пользоваться наглядными средствами предъявления языкового материала.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
- согласовать свой способ действия с другими; сравнивать способы действия и следить за
реализацией принятого замысла;
- использовать в речи лексические единицы, обслуживающие ситуацию общения;
- запрашивать и давать необходимую информацию;
- знать и соблюдать нормы общения с детьми и взрослыми;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников,
взаимодействие и общие способы работы;
- работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; слушать партнера; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
- адекватно и осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для отображения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
- развивать коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с
окружающими, выполняя разные социальные роли.
ИКТ-компетентности
Ученик научится:
- формировать и развивать учебную и общую пользовательскую компетентность в области
использования информационно - коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
- развивать исследовательские учебные действия, включая навыки работы с информацией:
поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
- подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям;
- выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
- соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения
при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными
экранами;
- избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве,
отказываться от потребления ненужной информации;
- проектировать дизайн сообщений в соответствии с задачами и средствами доставки; использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
- осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве
образовательного учреждения (получение и выполнение заданий, получение комментариев,
совершенствование своей работы, формирование портфолио);
- соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к
частной информации и информационным правам других людей;
- взаимодействовать в социальных сетях;
- участвовать в форумах в социальных образовательных сетях
- взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и
театральное взаимодействие);
- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, поисковые сервисы,
строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
- использовать различные библиотечные, в том числе электронные, каталоги для поиска
необходимых книг.
Основы учебно-исследовательской и проектной
Ученик научится:
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и
исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, объяснение, использование
статистических данных, интерпретация фактов;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства,
адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям,
мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
- использовать догадку, озарение, интуицию;
- использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение
мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного
(типичного) и единичного, оригинальность;
- целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать
новые языковые средства;
- осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество
выполненного проекта
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
- переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
- использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые
слова, тематический словарь;
- прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных
вопросов;
- догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по жестам и мимике собеседника;
- использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные учебные действия
В процессе изучения курса «Русский язык» шестиклассники:
- совершенствуют приемы работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках
(прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать
текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.п.);
- овладевают более разнообразными приемами раскрытия значения слова, используя
словообразовательные элементы; синонимы, антонимы, контекст; - совершенствуют
общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор,
используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
- учатся осуществлять самоконтроль, самооценку.
Общеучебные и специальные учебные умения, а также социокультурная осведомленность
приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных
видах речевой деятельности. Формируются и совершенствуются умения:
- работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации,
создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
- работать с разными источниками : справочными материалами, словарями, интернетресурсами, литературой;
- планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования,
составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение,
анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация,
разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на
вопросы по проекту; участвовать в работе над проектом; взаимодействовать в группе с
другими участниками проектной деятельности;
- самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома
Содержание учебного предмета
Введение. Богатство, образность, точность русского языка.
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. Основные виды сложных предложений.
Сложносочинённые предложения. Союзы и значения сложносочинённых предложений.
Знаки препинания в сложносочинённых предложениях.
Сложноподчинённые предложения. Строение сложноподчинённых предложений.
Подчинительные союзы и союзные слова. Роль указательных слов в подчинении
предложений.
Виды
придаточных
предложений:
подлежащные,
сказуемные,
определительные, дополнительные, обстоятельственные. Сложноподчинённые предложения
с несколькими придаточными. Запятая в сложноподчинённых предложениях с несколькими
придаточными. Синонимия простых осложнённых и сложных союзных предложений.
Сложные бессоюзные предложения. Значения сложных бессоюзных предложений. Знаки
препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Сложные предложения с различными видами связи. Понятие о сложных предложениях с
различными видами связи. Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов.
Предложения с чужой речью Способы передачи чужой речи Предложения с прямой речью.
Предложения с косвенной речью. Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания в
предложениях с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с косвенной речью. Знаки
препинания при цитатах.
Общие сведения о русском языке Русский язык – государственный язык Российской
Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире. Русский
язык среди других славянских языков. Русский язык как первоэлемент великой русской
литературы. Русский язык как развивающееся явление.
Систематизация и обобщение изученного в 5 – 9 классах
Развитие речи Композиционные формы сочинений (описание по воображению и памяти,
описание по картине, психологический портрет, рассказ, воспоминание о книге, рецензия на
книгу, аннотация, портретный очерк). Стили речи. Обобщение и углубление изученного.
Календарно-тематический план
№
Тема раздела
Количест
во
часов
Дата
Пла
н.
1.09
Средства
обучения
Формы
контроля
Основные виды
деятельности
Методические
рекомендации
для учителя.
Русский язык 9
класс
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
Иметь
представление об
особенностях
национального
языка, о его
назначении,
появлении и
развитии.
Вдумчиво читать
и анализировать
лингвистические
тексты и создавать
собственные
высказывания на
лингвистические
темы
Закрепить навыки
фонетического и
орфоэпического
разбора, навыки
работы с
орфоэпическим
словариком
учебника и
словарём.
Осознавать роль
письма в истории
развития России.
Различать звуки и
буквы. Знать
русский алфавит,
правильно
произносить
названия букв.
Иметь
представление о
литературной
норме и её
разновидностях
Закрепить знания
о частях речи: о
критериях
распределения
слов по частям
речи; о
специфических
(постоянных)
признаках частей
речи; об
особенностях
изменения
самостоятельных
частей речи
(изменяемых)
Выполнение
контрольной
Фак
т.
1
Вводный урок.
Русский язык —
национальный
язык
русского
народа
1
2
3
Повторение
изученного в 8
классе.
Комплексное
повторение
(анализ текста,
части речи, члены
предложения,
состав слова).
2
5.09
6.09
Табл.№ 4,5
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
4
5
Комплексное
повторение
(фонетика,
графика, состав
слова, орфография,
части речи, члены
предложения).
2
8.09
12.09
Табл.№ 8
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
6
7
Диагностическая
работа.
2
13.09
15.09
Сборник
диктантов по
Диктант
Анализ
диагностической
работы
орфографии и
пунктуации
8
Р.Р.
Композиционные
формы сочинений.
Описание по
воображению и
памяти.
1
19.09
http://repetitor.1
c. ru
9
10
Синтаксис и
пунктуация.
Сложное
предложение.
Основные виды
сложных
предложений.
2
20.09
22.09
Табл.№ 11
11
Р.Р.
Композиционные
формы сочинений.
Описание по
картине.
Психологический
портрет.
1
26.09
Табл.№ 12
12
13
Сложносочиненн
ое предложение.
Союзы и значения
с/с предложений.
2
27.09
29.09
Табл.№ 16
14
15
Тире в с/с
предложении.
2
3.10
4.10
Никитина Е.И.
Русская речь.
Развитие речи.
работы
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
Различать типы
речи и их
разновидности.
Проводить
типологический
анализ текста.
Иметь
представление о
сжатии текста
Иметь
представление о
сложном
предложении.
Разграничивать и
сопоставлять
простые и
сложные
предложения.
Различать типы
речи и их
разновидности.
Проводить
типологический
анализ текста.
Иметь
представление о
сжатии текста
Иметь
представление о
сложносочинённо
м предложении
как таком
единстве
предикативных
частей, которое
образуется на
основе
сочинительной
связи. Знать, какие
знаки препинания
употребляются в
составе
сложносочинённо
го предложения, и
владеть навыками
расстановки этих
знаков при письме
Оценивать
правильность
построения
сложносочинённы
х
предложений,
исправлять
соответствующие
синтаксические
16
17
Отсутствие
запятой в с/с
предложении с
общим
второстепенным
членом.
2
6.10
10.10
http://repetitor.1
c. ru
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
18
19
Повторение.
«Сложносочиненн
ые предложения».
2
11.10
13.10
Никитина Е.И.
Русская речь.
Развитие речи.
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
20
21
Контрольная
работа по теме
«Сложносочиненн
ое предложение»
Анализ
контрольной
работы
Р.Р.
Композиционные
формы сочинений.
Рассказ.
2
17.10
18.10
Программатренажер по
правилам
орфографии и
пунктуации
Диктант
1
20.10
Никитина Е.И.
Русская речь.
Развитие речи.
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
22
ошибки. Знать,
какие знаки
препинания
употребляются в
составе
сложносочинённо
го предложения, и
владеть навыками
расстановки этих
знаков при письме
Оценивать
правильность
построения
сложносочинённы
х
предложений,
исправлять
соответствующие
синтаксические
ошибки. Знать,
какие знаки
препинания
употребляются в
составе
сложносочинённо
го предложения, и
владеть навыками
расстановки этих
знаков при письме
Наблюдать за
особенностями
использования
сложносочинённы
х предложений в
текстах разных
стилей, в том
числе в
художественном.
Тренироваться в
синтаксическом
разборе
сложносочинённы
х предложений;
употреблении
в речи этих
предложений
Выполнение
контрольной
работы
Различать типы
речи и их
разновидности.
Проводить
типологический
анализ текста.
Иметь
23
Р.Р. Обучение
написанию
сжатого
изложения.
1
24.10
Никитина Е.И.
Русская речь.
Развитие речи.
24
25
Р.Р. Изложение
2
25.10
27.10
Никитина Е.И.
Русская речь.
Развитие речи.
комбинирован
ная работа
Тема, основная
мысль текста.
Приемы
сжатия текста.
Использование
изученных
синтаксических
конструкций
Изложение
представление о
сжатии текста
Понимать
содержание
прочитанного
текста
публицистического
характера, его
тему и
коммуникативную
цель, определять
главную мысль,
понимать
отношение автора
к поставленной
проблеме,
извлекать основную и
второстепенную
информацию;
сжато излагать
прочитанный
текст, используя
приемы сжатия
текста.
Уметь писать
изложение на
основе
комплексного
анализа исходного
текста
Умения и навыки:
различать основные группы сложносочинённых предложений по союзам и значениям; заменять бессоюзные
предложения сложносочинёнными, а сложносочинённые – простыми предложениями с однородными членами.
26 Сложноподчинен
2
7.11
Табл.№ 21
Синтаксическа
Повторить
27 ное предложение.
8.11
я пятиминутка,
сведения о видах
Строение с/п
тренировочные
сложного
предложений.
упражнения,
предложения.
словарная
Знать, чем
работа, работа
различаются
с таблицей,
подчинительные
комбинирован
союзы и союзные
ная работа
слова; уметь
различать их в
процессе
проведения
синтаксического
анализа
сложноподчинённ
ого предложения.
28
Подчинительные
2
10.11
32 урока с
Синтаксическа
Иметь
29
союзы и союзные
14.11
интермедиями я пятиминутка,
представление о
слова в с/п
«Радионяня.
тренировочные
классификации
предложениях.
Весёлая
упражнения,
сложноподчинённ
грамматика»
словарная
ых предложений.
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
30 Роль указательных
1
15.11
Табл.№ 16
Синтаксическа
Знать, чем
слов в подчинении
предложений.
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
31
Запятая при
составном
подчинительном
союзе.
1
17.11
Никитина Е.И.
Русская речь.
Развитие речи.
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
32
Особенности
присоединения
придаточных
предложений к
главному.
1
21.11
Мультимедийн
ые пособия
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
33
34
С/п предложения с
несколькими
придаточными.
2
22.11
24.11
Табл.№ 23
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
35
Отсутствие
запятой между
однородными
придаточными
предложениями,
соединенными
неповторяющимис
я союзами.
1
28.11
Сборник
диктантов по
орфографии и
пунктуации
36
37
Виды
придаточных
предложений.
Придаточные
подлежащные и
сказуемные.
2
29.11
1.12
32 урока с
интермедиями
«Радионяня.
Весёлая
грамматика»
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
различаются
подчинительные
союзы и союзные
слова; уметь
различать их в
процессе
проведения
синтаксического
анализа
сложноподчинённ
ого предложения.
Моделировать
сложноподчинённ
ые предложения
по
заданным схемам.
Овладевать
навыками
синтаксического
разбора
сложноподчинённ
ого предложения
Моделировать
сложноподчинённ
ые предложения
по
заданным схемам.
Овладевать
навыка_
ми
синтаксического
разбора
сложноподчинённ
ого предложения
Моделировать
сложноподчинённ
ые предложения
по
заданным схемам.
Овладевать
навыками
синтаксического
разбора
сложноподчинённ
ого предложения
Овладевать
навыками
синтаксического
разбора
сложноподчинённ
ого предложения
Иметь
представление о
классификации
сложноподчинённ
ых предложений.
Определять вид
с таблицей,
комбинирован
ная работа
38
39
Придаточные
определительные.
2
5.12
6.12
Сборник
диктантов по
орфографии и
пунктуации
40
41
Придаточные
дополнительные.
2
8.12
12.12
Орфографическ
ий практикум.
Интерактивное
учебное
пособие.
42
43
Придаточные
обстоятельственны
е.
2
13.12
15.12
Табл.№ 31
44
45
Повторение
«Сложноподчинен
ное предложение».
2
19.12
20.12
Табл.№ 28
46
47
Контрольная
работа по теме
«Сложноподчинен
ное предложение»
Анализ
контрольной
работы
2
22.12
26.12
Программатренажер по
правилам
орфографии и
пунктуации
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
Тестирование
придаточного на
основе структурно
семантического
анализа
сложноподчинённ
ого предложения:
выделение
главной и
придаточной
части; постановка
вопроса;
определение
союза или
союзного слова, а
также
указательных
слов.
Определять вид
придаточного на
основе структурно
семантического
анализа
сложноподчинённ
ого предложения
Определять вид
придаточного на
основе структурно
семантического
анализа
сложноподчинённ
ого предложения
Определять вид
придаточного на
основе структурно
семантического
анализа
сложноподчинённ
ого предложения
Определять вид
придаточного на
основе структурно
семантического
анализа
сложноподчинённ
ого предложения
Выполнение
контрольной
работы
48
49
Р.Р. Обучение
сочинению в
формате ОГЭ
2
27.12
9.01
Программатренажер по
правилам
орфографии и
пунктуации
Изложение
50
Р.Р.
Композиционные
формы сочинений.
Рецензия на книгу.
Аннотация.
1
10.01
http://www.
school. edu. ru
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
Уметь писать
изложение,
близкое к тексту,
на основе
комплексного
анализа исходного
текста
Комментированно
е чтение
лингвистических
текстов
Умения и навыки:
различать главные и придаточные предложения, определяя их границы (с одним и несколькими
придаточными); определять значение придаточных по сумме признаков: вопросу, союзу или союзному слову;
заменять сложные бессоюзные и сложносочинённые предложения синонимичными сложноподчинёнными
предложениями и выявлять различия в их строении и значении; заменять сложные предложения простыми
осложнёнными.
51
1
12.01
Мультимедийн Синтаксическа
Иметь
Сложное
ые пособия
я пятиминутка,
представление о
бессоюзное
тренировочные
бессоюзном
предложение.
Значения с/б
упражнения,
сложном
предложений.
словарная
предложении как
работа, работа
таком единстве
с таблицей,
предикативных
комбинирован
частей, которое
ная работа
образуется только
на интонационносмысловой основе
без участия
союзов. Понимать
особенности
бессоюзного
предложения (по
сравнению с
предложениями с
союзной связью)
52
Знаки препинания
2
16.01
Сборник
Синтаксическа
Правильно
53 в с/б предложении.
17.01
диктантов по
я пятиминутка, употреблять знаки
Запятая и точка с
орфографии и
тренировочные
препинания в
запятой в с/б
пунктуации
упражнения,
зависимости от
предложении.
словарная
этих
работа, работа
значений и
с таблицей,
соответствующей
комбинирован
интонации.
ная работа
54
Тире в с/б
2
19.01
Мультимедийн Синтаксическа
Правильно
55
предложении.
23.01
ые пособия
я пятиминутка, употреблять знаки
тренировочные
препинания в
упражнения,
зависимости от
словарная
этих
работа, работа
значений и
с таблицей,
соответствующей
комбинирован
интонации.
ная работа
56
57
Двоеточие в с/б
предложении.
2
24.01
26.01
http://www.
gramma. ru
58
59
Повторение
«Сложное
бессоюзное
предложение».
2
30.01
31.01
Программнометодический
комплекс
«Русский язык
в средней
школе»
60
61
Контрольная
работа по теме
«Сложное
бессоюзное
предложение»
Анализ
контрольной
работы
Р.Р. Изложение
2
2.02
6.02
http://www.
school. edu. ru
2
7.02
9.02
Р.Р.
Композиционные
формы сочинений.
Портретный очерк.
1
13.02
14.02
62
63
64
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
Диктант
Правильно
употреблять знаки
препинания в
зависимости от
этих
значений и
соответствующей
интонации.
Никитина Е.И.
Русская речь.
Развитие речи.
Изложение
Обучающая
программа
Синтаксическа
я пятиминутка,
тренировочные
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
Уметь писать
сжатое изложение
на основе
комплексного
анализа исходного
текста
Аналитическое
чтение параграфа
Опрос и
выполнение
заданий по теме
раздела.
Выполнение
контрольной
работы
Умения и навыки:
видеть границы частей сложного бессоюзного предложения, определять смысловые отношения между ними
(значения); различать и воспроизводить интонацию перечисления, пояснения, противопоставления;
производить замену бессоюзных предложений союзными и наоборот; объяснять различия в их строении и
значении.
65
2
16.02
Табл.№ 27
Синтаксическа
Иметь
Сложные
66
20.02
я пятиминутка,
представление о
предложения с
тренировочные
разных видах
разными видами
упражнения,
сочетаний
связи.
словарная
союзной и
работа, работа
бессоюзной связи
с таблицей,
в сложных
комбинирован
предложениях.
ная работа
67
Р.Р. Стили речи.
2
21.02
Табл.№ 17
Синтаксическа
Иметь
68
27.02
я пятиминутка,
представление о
тренировочные
стилях речи
упражнения,
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная
Умения и навыки:
разбирать сложные предложения с указанием количества частей и видов связи между ними; заменять сложные
предложения с различными видами связи более простыми конструкциями и наоборот.
69
2
28.02
Табл.№ 23
Синтаксическа
Слушать и
Предложения с
70
2.03
я пятиминутка,
воспроизводить
чужой речью.
Предложения с
тренировочные
интонацию
прямой речью.
упражнения,
предложений с
словарная
прямой речью.
работа, работа
Отрабатывать
с таблицей,
алгоритм
комбинирован
расстановки
ная работа
знаков
препинания
в предложениях с
прямой речью.
71
Предложения с
2
6.03
Никитина Е.И. Синтаксическа
Слушать и
72
косвенной речью.
7.03
Русская речь.
я пятиминутка,
воспроизводить
Развитие речи. тренировочные
интонацию
упражнения,
предложений с
словарная
прямой речью.
работа, работа
Отрабатывать
с таблицей,
алгоритм
комбинирован
расстановки
ная работа
знаков
препинания
в предложениях с
прямой речью.
73 Цитаты и способы
2
9.03
Табл.№ 26
Синтаксическа
Конструировать
74
цитирования.
13.03
я пятиминутка, речевые ситуации.
тренировочные Совершенствовать
упражнения,
учебные действия
словарная
по применению
работа, работа
знаний в ходе
с таблицей,
практической
комбинирован
работы
ная работа
73
Повторение
2
14.03
Никитина Е.И. Синтаксическа
Конструировать
76
«Предложения с
16.03
Русская речь.
я пятиминутка, речевые ситуации.
чужой речью».
Развитие речи. тренировочные Совершенствовать
упражнения,
учебные действия
словарная
по применению
работа, работа
знаний в ходе
с таблицей,
практической
комбинирован
работы
ная работа
77
Контрольная
2
20.03
Табл.№ 24
Диктант
Выполнение
78
работа по теме
21.03
контрольной
«Предложения с
работы
прямой речью»
Анализ
контрольной
работы
79
80
Р.Р. Изложение
2
23.03
3.04
Табл.№ 27
Изложение
Уметь писать
изложение на
основе
комплексного
анализа исходного
текста
Умения и навыки:
опознавать различные способы передачи чужой речи; правильно интонировать предложения с прямой и
косвенной речью; использовать в речи предложения с прямой и косвенной речью с учетом содержания, стиля
высказывания; пользоваться различными способами цитирования в тексте в соответствии с задачами и
характером высказывания.
81 Общие сведения о
1
4.04
Табл.№ 25
Синтаксическа
Усваивать нормы
я пятиминутка,
литературного
языке.
Роль языка в
тренировочные
языка.
жизни общества.
упражнения,
Совершенствовать
Русский язык в
словарная
устную речь.
современном мире.
работа, работа
Редактировать
с таблицей,
тексты с
комбинирован
нарушением
ная работа
речевой нормы
82
4
6.04
Грамотей.
Синтаксическа
Опрос и
Повторение
83
10.04
Школьный
я пятиминутка,
выполнение
изученного в 9
84
11.04
комплект:
тренировочные
заданий по теме
классе
85
Систематизация и
13.04
Орфографическ
упражнения,
раздела.
обобщение знаний
ий тренажер
словарная
по орфографии.
русского языка. работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
86
Систематизация и
5
17.04
Табл.№ 24
Синтаксическа
Опрос и
87 обобщение знаний
18.04
я пятиминутка,
выполнение
88
по пунктуации.
20.04
тренировочные
заданий по теме
89 Итоговая работа.
24.04
упражнения,
раздела.
90
словарная
Тест
25.04
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
91
Систематизация и
3
27.04
Никитина Е.И. Синтаксическа
Опрос и
92 обобщение знаний
4.05
Русская речь.
я пятиминутка,
выполнение
93 по развитию речи.
11.05
Развитие речи. тренировочные
заданий по теме
упражнения,
раздела.
словарная
работа, работа
с таблицей,
комбинирован
ная работа
94
Разбор заданий
8
15.05
95
ОГЭ
16.05
96
18.05
97
22.05
98
23.05
99
25.05
10
29.05
0
30.05
10
1
График контрольных работ
№
Контрольная работа
Дата
1
2
3
4
5
6
Диагностирующая работа. Тест
Контрольная работа по теме «Сложносочиненное
предложение»
Контрольная работа по теме «Сложноподчиненное
предложение»
Контрольная работа по теме «Сложное бессоюзное
предложение»
Контрольная работа по теме «Предложения с
прямой речью»
Итоговая работа. Тест
13.09
17.10
22.12
2.02
20.03
25.04
Система оценки планируемых результатов
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
устный опрос;
письменная самостоятельная работа;
диктант;
контрольное списывание;
тестирование;
графическая работа;
изложение;
сочинение;
доклад;
творческая работа;
зачет;
проверка осознанного чтения
словарный диктант
Форма промежуточной аттестации: тестирование, диктант
Критерии оценивания достижений обучающимися
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и
навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки
различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии
оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного
высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и
навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные
виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они
работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1)
знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3)
речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по
русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически
последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять
определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и
правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое
оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное
определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать
свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по
учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и
правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и
для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в
последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений
данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении
понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно
обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал
непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего
раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил,
искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает
такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к
успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание
материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на
проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во
времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится
поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы
учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной
грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать
нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся
данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 –
110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как
самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и
труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35,
для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен
включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать
выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в
конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным
темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной
теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из
изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть
представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно
превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16
различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5
пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24
различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы,
которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9
классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми
написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем
текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и
пунктуационные ошибки:
1. В переносе слов;
2. На правила, которые не включены в школьную программу;
3. На еще не изученные правила;
4. В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная
работа;
5. В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой
облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля»
(вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует
выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики
грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся
ошибки:
1. В исключениях из правил;
2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от
существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями,
выступающими в роли сказуемого;
5. В написании ы и и после приставок;
6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни
обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто
иное не…; не что иное как и др.);
7. В собственных именах нерусского происхождения;
8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их
последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка
повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за
одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного
написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в
фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения
правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его
форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная
ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все
они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного
написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при
наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной
негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух
пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может
выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4
пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7
пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе
допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х
пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6
орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются
однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7
пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5
орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6
пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении
оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не
позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2
орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5
орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного
(фонетического,
лексического, орфографического,
грамматического)
задания,
выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться
следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины
заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении
дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться
следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем
количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно
излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела
программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе –
150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть
увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная
работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0
страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 –
4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как
объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и
жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение
использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3)
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за
содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение
орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по
русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания
учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается
оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических,
пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых
синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1
грамматическая ошибка.
Оценка «4»
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения
от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых
недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1
орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при
отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3
орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии
орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а
также 4 грамматичсеские ошибки.
Оценка «2»
1. Работа не соответствует теме.
2. Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует
связь между ними, работа не соответствует плану.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6
орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных
ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических
ошибок.
Оценка «1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических
ошибок.
Примечания
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла
ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие
оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за
сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при
оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для
отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3
орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2
– 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При
выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
1. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не
раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано
удовлетворительно.
2. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных
и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в
разделе «Оценка диктантов».
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел
полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с
фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы
раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.
Фактические ошибки:
в изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности
действий, причинно-следственных связей.
В сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен
собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование
ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста.
Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
1. употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами
он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик
опрокинул подбородок на стол;
2. неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как
плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
3. нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает
город; пули не свистели над ушами;
4. употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился
с Таней случайно;
5. пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле,
закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
6. стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например:
характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с
требованиями к выразительности речи:
7. неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов,
например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
8. неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в
авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
9. смешение лексики разных исторических эпох;
10. употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
11. бедность и однообразие синтаксических конструкций;
12. нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда
Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
13. стилистически неоправданное повторение слов;
14. неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста,
приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и
она клюнула;
15. неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых
единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка
(словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок
16. Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или
видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться,
спинжак,
беспощадство,
публицизм
и
т.п.).
Такие
ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
17. Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и
употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в
полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий
ребенок; ложит и т.д.)
18. Синтаксические
а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например:
браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни
юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять
его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и
никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а
еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например;
причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив
ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например:
Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
В) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и
кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли
с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например:
терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка
может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не
только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам
помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в
окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так
как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании
умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо «юю» по правилу написано
другое.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера)
оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая
правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4»
ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил
ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания
определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей
оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по
количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2
исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного
умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных
ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого
вида.
Оценивание тестов
При выставлении оценки учитывается количество процентов выполненных правильно
заданий:
90% -100% - оценка "5"
75% - 89 % - оценка "4"
60% - 74 % - оценка "3"
45% - 59 % - оценка "2"
В тематических тестах или комплексных тестах небольшого объема соотношение
следующее:
100% - оценка "5"
75% - 99 % - оценка "4"
60% - 74 % - оценка "3"
45% - 59 % - оценка "2"