Рабочая программа внеурочной деятельности Школа географа следопыта 5 класс

Литвинова
Ирина
Николаевна

Подписано цифровой
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Дата: 2022.03.03
22:24:55 +03'00'

I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20».
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу
Минпросвещения России от 20.05.2020 №254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим советом по
учебникам;
- О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской
Федерации по Приказу Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных Федеральным Научнометодическим советом по учебникам;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих
издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и
реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с изменениями);- Примерная программа по
учебному предмету «_география_» автора _ Летягин А.А
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования «город Донецк»;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2021__ - 2022__ учебный год

УМК:_ География. 5 класс. Начальный курс. Летягин А.А. Издательство «Вентана- Граф»
Концепция: программа внеурочной деятельности по географии формирует не только базовые знания и умения, необходимые ученику в
изучении основных разделов географии, но и помогает в становлении устойчивого, познавательного интереса к предмету, закладывает понимание
основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности ее социализации.
При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными
представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению
влияния человека на географические процессы, исследованию местности проживания, используемые для накопления знаний, которые будут
необходимы в дальнейшем освоении курса географии.
Данный курс представляется актуальным, т. к. использование топонимики, этого абстрактного адресного языка с его информационным
содержанием и практическими аспектами, в процессе обучения в школе, заметно способствует успешному освоению и закреплению в памяти
учебного материала и практических занятий.
Курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и рекомендуется учащимся разных профилей по
причине своей универсальности. Содержание курса может способствовать формированию всесторонне образованной личности, помочь овладеть
основами географической культуры.
Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление
практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоциональноценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.
Главная цель курса - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для
объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, экологических социально-экономических процессов и явлений. Вовлекать
обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов.
Ребенок самостоятельно или под руководством учителя определяет основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее
целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения нашей планеты.
Внеурочная деятельность по географии в 5-6 классах продолжает формировать различные виды учебной деятельности: наблюдение за
природными объектами и явлениями, смысловое чтение, выделение проблем, умение делать выводы, давать определения понятиям, доказывать и
защищать свои идеи. Самым доступным способом изучения географической науки является наблюдение. В повседневной жизни наблюдение
является важным источником получения сведений об окружающей природе. Научить учащихся наблюдать, моделировать - одно из важнейших
требований ФГОС. Курс - позволяет организовать наблюдение за небесными телами, а погодой, за растительным и животным миром, явлениями
природы. По результатам наблюдений учащиеся устанавливают существенные признаки изучаемых явлений и предметов, взаимосвязи между ними,
определяют возможность использования результатов в деятельности.
Одним из развивающих направлений в области организации курса является проведение экскурсий. Исследовательская педагогика
направлена на создание мотивации к изучению географии, прививает любовь к географии, к окружающей природе, и формирует позитивную

творческую личность. Реализуется активно-деятельностный подход: практический, поисково - исследовательский, самостоятельное изучение
материала, способствующие формированию УУД (личностных, регулятивных, коммуникативных).
Задачи обучения:
 знакомство с географией, формирование интереса к предмету;
 формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;
 активизировать познавательную деятельность школьников;
 повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов;
 формировать у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий физической
карты мира, политической карты мира и карты России;
 развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
 побудить обучающихся к исследовательской работе по темам курса;
 курс рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания по истории, этнографии, русскому языку
и литературе, краеведению.
сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях
природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи и взаимодействии геосистем; влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их
зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;
научить приемам ориентирования на местности, работы с картой
и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о
состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;
продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием
окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;
продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры,
бережного отношения к окружающей среде.
Новизна, актуальность, отличительные особенности данной программы определяются следующими факторами:
программа опирается на знания, полученные на уроках географии, биологии, а также расширяет и углубляет знания, получаемые на уроках
географии, и носит практико-ориентированный характер;
формируется географическая культура и обучение географическому языку
Общая характеристика внеурочной деятельности по географии
Курс внеурочной деятельности «Школа следопыта» рассматривается как универсальный, где кроме географических знаний представлены знания и
по биологии. Данный курс представляется актуальным, так как использование полученных знаний в процессе обучения в школе, заметно
способствует успешному освоению и закреплению в памяти учебного материала и практических занятий. Курс внеурочной деятельности имеет
существенное образовательное значение для дальнейшего изучения географии и биологии и рекомендуется обучающимся разных профилей по
причине своей универсальности. Содержание курса может способствовать формированию всесторонне образованной личности. Курс призван
восполнить знания обучающихся о чудесных уголках Земли и помочь в формировании неповторимого «образа» нашей страны и каждого

материка. Предполагается, что в ходе изучения курса качественно изменится работа с разными источниками информации, произойдет усиление
практической направленности материала, нацеленность школьников на овладение знаниями, навыками, опытом деятельности и эмоциональноценностных отношений, необходимых в повседневной жизни человека.
Формы обучения
Программой предусматривается групповая, индивидуальная, самостоятельная, интерактивная формы обучения.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Формы проведения занятий
\Игровые формы, электронные презентации, заочные путешествия, викторины, конкурсы, творческие проекты.
Курс рассчитан на 34 учебных часа (из расчёта 1 час в неделю). Программа скорректирована на 34 часа в соответствии с производственным
календарем. При активном внедрении проектного метода, вариативности использования ресурсной базы, активного вовлечения учащихся в
самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной
работы учащихся как индивидуально, так и в группах.
Организуя учебный процесс по географии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение
географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс
общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм,
эстетических ценностей.
Содержание данного курса предполагает разнообразные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, в том числе:
 чтение и анализ исторических, географических и политических карт;
 анализ и синтез статистических материалов;
 составление карт и комментариев к ним;
 создание простейших моделей географических приборов;
 определение расстояний, построение маршрутов на карте с использованием современных девайсов;
 составление таблиц;
 выдвижение гипотез, определение своего местонахождения по внешним признаком с использование яндекс-карт и google maps;
 участие в обсуждениях результатов исследований, участие в дискуссиях;
 интерпретация результатов исследований;
 подготовка устных сообщений и эссе с использованием различных источников информации, в том числе исторических и
географических карт, литературных источников, материалов периодической печати, информационных ресурсов интернет.
Формы подведения итогов и реализации программы
-занимательные упражнения (викторины, загадки, кроссворды, графические упражнения, составление карт, эссе);

-индивидуальное моделирование и конструирование;
-анализ источников информации
-подготовка и защита учащимися проектов, рефератов, стенгазет, презентаций и других творческих работ.
Результатом исследовательской деятельности является:
- участие в заседаниях научного общества НАУКОГРАД;
- участие в школьной научно-практической конференции;
- участие во всероссийских научно-исследовательских конкурсах: «Первые шаги в науку», «Шаг в будущее», муниципальных конференциях школы
«Эрудит», других конкусах, олимпиадах.
Планируемые результаты:
1. Развитие коммуникационных способностей обучающихся;
2. Рост самостоятельности обучающихся во время работы на уроке и выполнения домашней работы;
3. Повышение осведомленности по истории, русскому языку и литературе, этнографии, краеведению, географии;
4. Создание научно-исследовательских работ по теме курса;
5.Повышение уровня качества географических знаний и умений учащихся.
Учебно-познавательная деятельность учащихся предполагает индивидуальную, парную и групповую работу.
2. Результаты изучения предмета

(предметные, личностные, метапредметные)

В результате освоения программы факультатива «Школа географа-следопыта» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования:
- производить простейшую съемку местности;
- понимать принцип действия различных приборов: солнечных часов, гномона, теллурия, флюгера, анемометра и др;
- освоить метод моделирования космических тел: Солнца, Земли, Луны;
- вести простейшие наблюдения элементов погоды.
Регулятивные умения:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Познавательные учебные умения:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, сбор информации, ее преобразование.
Коммуникативные учебные умения:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, распределять роли, договариваться друг с другом.
3. Содержание курса
Земля как планета Солнечной системы

Зарождение древней географии. Построение модели, с помощью которой можно увидеть как в один и тот же момент времени территория Древнего
Египта освещалась Солнцем. (из наблюдений Эратосфена)
Работа с виртуальным атласом мира Наблюдения – метод географической науки.
Наблюдение – способ изучения географических объектов и процессов. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования.
Работа с виртуальным атласом мира
Готовить календарь природы Годовое движение Земли вокруг солнца и вращение вокруг своей оси
Геосферы Земли.
Литосфера.
Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера – твёрдая оболочка Земли.
Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы Горные породы своей местности Сила землетрясения
Рельеф. Формы рельефа. Определение высоты холма Человек и литосфера
Игра GeoGuessr - Let's explore the world!
Работа с виртуальным атласом мира
Атмосфера
Воздушная оболочка Земли. Атмосфера. Экскурсия «Метеорологичес-кая станция»
Водная оболочка Земли
Составление рассказа (видеофильма) о круговороте воды в природе Мировой океан
Разнообразие вод суши. Реки«Земные кладовые»
Использование человеком воды
Игра GeoGuessr - Let's explore the world!
Биосфера
Представление о возникновении и развитии жизни на Земле.
Заочная экскурсия в музей
Тропические растения
Растительный и животный мир
умеренных поясов.
Жизнь в океане
Охрана природы.
Заочное знакомство с Лапландским заповедником.

Игра GeoGuessr - Let's explore the world!

Календарно-тематическое планирование школы географа - исследователя
5 класс
№

Дата
Темы занятия

Содержание

Основные виды деятельности ученика
(на уровне учебных действий)

1-2

Введение. Школа
географа-следопыта
Географ-следопыт
Построение модели и
проведение опыта,
показывающего
шарообразность
Земли

Зарождение древней географии.
Построение модели, с помощью
которой можно увидеть как в
один и тот же момент времени
территория Древнего Египта
освещалась Солнцем. (из
наблюдений Эратосфена)
Работа с виртуальным атласом
мира

Предметные Сборка модели и проведение опыта,
показывающего шарообразность Земли.
Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, выдвигать решения
проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные Устанавливать аналогии , причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации , анализировать и
оценивать ее достоверность.
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы и подтверждать их фактами.
Личностные будут сформирован: осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку и его мнению.

3

Предметные Изготовление модели гномона. Проведение
наблюдения за изменением тени гномона Изготовление
солнечных часов.

Географ-следопыт
Изготовление гномона
и знакомство с
принципом его работы

Наблюдения – метод
географической науки.
Наблюдение – способ изучения
географических объектов и
процессов.

Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, выдвигать решения
проблемы, осознавать конечный . результат.
Познавательные устанавливать аналогии , причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации ,анализировать и
оценивать ее достоверность.
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы и подтверждать их фактами.
Личностные будут сформированы: осознанное, умение
вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважения.

Земля как планета Солнечной системы
Планета Земля

4

Географ конструктор
Определение формы
глобуса и сравнение ее
с формой Земли

Форма и размеры Земли. Метод
географического моделирования.
Работа с виртуальным атласом
мира

Географ - следопыт
Определение причины
сплюснутости Земли.

Предметные Измерение «земных окружностей»
(экватора, двух противоположных меридианов) по
глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус – наиболее
точная модель Земли.
сравнение ее с формой Земли. Определение причин
сплюснутости земли
Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, выдвигать решения
проблемы, осознавать конечный результат; сверять свои
действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии , причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации ,анализировать и
оценивать ее достоверность

Рождение Земли

Коммуникативные отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение
вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважения; ответственное отношение к учебе

5

Фенолог наблюдатель
Составление календаря
природы. Рождение
Земли

Готовить календарь природы

ПредметныеОрганизация проведения осенних
фенологических наблюдений, подготовка «Календаря
природы».
Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности;

планировать пути достижения целей, выдвигать решения
проблемы, осознавать конечный результат; сверять свои
действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации ,анализировать и
оценивать ее достоверность; создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение
вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважения; ответственное отношение к учебе
6

Географ конструктор
Работа с теллурием
Географ - следопыт
Определение
последствий вращения
Земли

Годовое движение Земли вокруг
солнца и вращение вокруг своей
оси

Предметные Изучение модели «Земля-Луна-Солнце».
Демонстрация движения Земли по околосолнечной
орбите и вращения вокруг земной оси.Работа с
теллурием. Определение последствий вращения Земли.
Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, выдвигать решения
проблемы, осознавать конечный результат; сверять свои
действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации ,анализировать и
оценивать ее достоверность; создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для

решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение
вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважении; коммуникативная компетентность в
общении и сотрудничестве со сверстниками
Геосферы Земли
Литосфера
Предметные Построение модели «твёрдой Земли».

7

Географ конструктор
Построение модели
Земли

Недра Земли. Внутреннее
строение Земли: ядро, мантия,
земная кора. Литосфера –
твёрдая оболочка Земли.

Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, выдвигать решения
проблемы, осознавать конечный результат; сверять свои
действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации ,анализировать и
оценивать ее достоверность; создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение
вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважении; коммуникативная компетентность в

общении и сотрудничестве со сверстниками
8

Географ –
конструктор

Предметные Создание модели литосферных плит. Работа
с конструктором литосферных плит.

Создание конструктора
литосферных плит

Создание модели вулкана
Проявления внутренних
процессов на земной
поверхности. Вулканы

9

Географ –
конструктор
Вулканы Земли.

Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, выдвигать решения
проблемы, осознавать конечный результат; сверять свои
действия с целью и при необходимости исправлять
ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации ,анализировать и
оценивать ее достоверность; создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение
вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважении; коммуникативная компетентность в
общении и сотрудничестве со сверстниками

10

Географ – геолог
Сбор собственной
коллекции пород и
минералов

Горные породы своей местности

Предметные Начало создания коллекции горных пород
своей местности. Изучение горных пород своей
местности и проведение сбора образцов (коллекция)
Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности; осознавать
конечный результат; сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и
оценивать ее достоверность; создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные организовывать и планировать
учебные действия с учителем и одноклассниками

11

Географ - сейсмограф
Землетрясения

Сила землетрясения

Личностные будут сформированы: осознанное, умение
вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважении; коммуникативная компетентность в
общении и сотрудничестве со сверстниками, патриотизм,
любовь к Родине
Предметные Определение силы землетрясений по
описаниям и таблице 12-балльной шкалы.
Изучение и оценка землетрясений с использованием
шкалы по представленным описаниям
Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности; осознавать
конечный результат; сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации ,анализировать и

оценивать ее достоверность; создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение
вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважении; коммуникативная компетентность в
общении и сотрудничестве
Предметные Изготовление самодельного нивелира.
Определение относительной высоты холма с
использованием самодельного нивелира на местности.

12
Географ - геодезист
Изготовление
простейшего нивелира

Рельеф. Формы рельефа.
Определение высоты холма

Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности; осознавать
конечный результат; сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации ,анализировать и
оценивать ее достоверность; создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение
вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважении; коммуникативная компетентность в
общении и сотрудничестве

13

Географ – топонимист

Человек и литосфера

Определение
происхождения
названий
географических
объектов

Игра GeoGuessr - Let's explore the
world!
Работа с виртуальным атласом
мира

Предметные Работа с топонимическим словарём.
Определение происхождения названий географических
объектов. Изучение и использование способов
запоминания названий географических объектов.
Создание картотеки географических названий
Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности; осознавать
конечный результат; сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации ,анализировать и
оценивать ее достоверность; создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное, умение
вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважении; коммуникативная компетентность в
общении и сотрудничестве

Атмосфера

14
Географ - метеоролог

Предметные Проведение опыта, доказывающего
существование атмосферного давления.

Атмосферного давления
(изготовление прибора)

Изготовление самодельного барометра и измерение
атмосферного давления самодельным барометром.

Воздушная оболочка Земли.
Атмосфера.

Элементарные практические умения использования
приборов
Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, выдвигать решения
проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные устанавливать аналогии , причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации ,анализировать и
оценивать ее достоверность
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку и его мнению

15 17

Географ - метеоролог
Изготовление
простейших приборов
для метеостанции

Экскурсия «Метеорологическая станция»

Предметные Изготовление самодельных измерителей
направления и скорости ветра (флюгер), количества
осадков (дождемер), изменения температуры воздуха
(термометр).
Измерение направления и скорости ветра, количества
осадков и температуры воздуха самодельными
приборами.

Создание простейшего барометра, флюгера, дождемера,
термометра
Элементарные практические умения использования
приборов
Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, выдвигать решения
проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные устанавливать аналогии , причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации ,анализировать и
оценивать ее достоверность
Коммуникативные тстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформированы: осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку и его мнению

Водная оболочка Земли
18 19

Гидросфера
Географ – гидролог
Изучение свойств воды:
вкус, цвет, запах; три

Предметные Изучение и описание свойств воды, и
круговорота воды в природе.Проведение опытов по
изучению свойств воды.

состояния воды;
плотность пресной
воды; растворять соли
и газы.

Составление рассказа
(видеофильма) о круговороте
воды в природе

Географ – гидролог
Путешествие капельки

Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, выдвигать решения
проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные устанавливать аналогии , причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации ,анализировать и
оценивать ее достоверность
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформирован: осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку и его мнению

20

Географ - мореход
Знатоки морских
названий

Мировой океан

Предметные Определение происхождения названий
географических объектов. Создание игры «Знатоки
морских названий».
Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, выдвигать решения
проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные устанавливать аналогии , причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации ,анализировать и
оценивать ее достоверность

Коммуникативные отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформирован: осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку и его мнению
21 -22 Географ - гидролог
Разнообразие вод суши. Реки
Воображаемое
путешествие по рекам
России

Предметные Проведение воображаемых путешествий
(по Волге и Тереку, Амуру и Горину) Выявление
основных различий горных и равнинных рек. Первичные
навыки территориального подхода
Составление и описание путешествий по рекам
Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности; осознавать
конечный результат; сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и
оценивать ее достоверность; создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные организовывать и планировать
учебные действия с учителем и одноклассниками
Личностные будут сформированы: осознанное, умение
вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважении; коммуникативная компетентность в
общении и сотрудничестве со сверстниками, патриотизм,
любовь к Родине

Предметные проведение опыта, показывающего, что
вода просачивается в различных горных породах с разной
скоростью.

23 -25

Географ - гидролог
Знакомство с
принципом «работы»
родника.
Создание и работа с
самодельной моделью
родника.
Определение скорости
и направления течения
реки

«Земные кладовые»

Проведение опыта для определения скорости
просачивания воды через образцы пород (глина, песок,
суглинок).Определение скорости течения реки и
направления. Первичные навыки территориального
подхода
Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности; осознавать
конечный результат; сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и
оценивать ее достоверность; создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные организовывать и планировать
учебные действия с учителем и одноклассниками
Личностные будут сформированы: осознанное, умение
вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважении; коммуникативная компетентность в
общении и сотрудничестве со сверстниками, патриотизм,
любовь к Родине

26

Географ фольклорист
Знакомство и работа с
легендой о реке Дон…

Использование человеком воды
Игра GeoGuessr - Let's explore the
world!

Предметные Работа с текстами легенд и народных
сказаний, посвящённым объектам гидросферы. Донские
бусы
Создание в «Дневнике географа-следопыта»

топонимических страниц.
Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности; осознавать
конечный результат; сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и
оценивать ее достоверность; создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные организовывать и планировать
учебные действия с учителем и одноклассниками
Личностные будут сформированы: осознанное, умение
вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважении; коммуникативная компетентность в
общении и сотрудничестве со сверстниками, патриотизм,
любовь к Родине
Биосфера
27

Географ - палеонтолог
Работа с
изображениями и
описаниями

Представление о возникновении
и развитии жизни на Земле.
Заочная экскурсия в музей

Предметные Работа с изображениями и описаниями
ископаемых остатков организмов.
Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности; осознавать
конечный результат; сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и
оценивать ее достоверность; создавать, применять и

преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные организовывать и планировать
учебные действия с учителем и одноклассниками
Личностные будут сформированы: осознанное, умение
вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважении; коммуникативная компетентность в
общении и сотрудничестве со сверстниками, любовь к
Родине
28
Тропические растения
Биогеограф
Создание коллекции
комнатных растений
разных природных зон

Предметные Составление и описание коллекции
комнатных растений по географическому принципу.
Определение правил ухода за комнатными растениями с
учётом природных условий их произрастания.
Создание коллекции комнатных растений разных
природных зон
Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, выдвигать решения
проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные устанавливать аналогии , причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации ,анализировать и
оценивать ее достоверность
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформирован: осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку и его мнению

29
Географ - затейник

Растительный и животный мир
умеренных поясов.

Предметные Создание игр биогеографического
содержания.
Создание географической игротеки
«Узнай по контуру дерево», «Найди на рисунке контуры
животных»
Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности; осознавать
конечный результат; сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и
оценивать ее достоверность; создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные организовывать и планировать
учебные действия с учителем и одноклассниками
Личностные будут сформированы: осознанное, умение
вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважении; коммуникативная компетентность в
общении и сотрудничестве со сверстниками, патриотизм,
любовь к Родине

30

Географ исследователь

Жизнь в океане

Предметные «Виртуальное» изучение морских
животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».

Исследователь глубин
океана

Создание шкалы «Глубины океана» » и определение с
помощью нее морских обитателей

Создание шкалы
«Глубины

Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности;
планировать пути достижения целей, выдвигать решения

Океана

проблемы, осознавать конечный результат.
Познавательные устанавливать аналогии , причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации ,анализировать и
оценивать ее достоверность
Коммуникативные отстаивать свою точку зрения,
приводить аргументы и подтверждать их фактами
Личностные будут сформирован: осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку и его мнение

31-32

Экотуристы

Охрана природы.
Заочное знакомство с
Лапландским заповедником.

Игра GeoGuessr - Let's explore the
world!

Предметные Познавательная игра-путешествие по
экологической тропе Лапландского заповедника.
Составление своей экологической тропы.
Создание агитационного листка (плаката) по
природоохранной теме
Регулятивные Самостоятельно для себя определять
новые задачи в познавательной деятельности; осознавать
конечный результат; сверять свои действия с целью и при
необходимости исправлять ошибки самостоятельно
Познавательные устанавливать аналогии, причинноследственные связи; определять необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и
оценивать ее достоверность; создавать, применять и
преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач
Коммуникативные организовывать и планировать

учебные действия с учителем и одноклассниками
Личностные будут сформированы: осознанное, умение
вести диалог на основе равноправных отношений и
взаимного уважении; коммуникативная компетентность в
общении и сотрудничестве со сверстниками, патриотизм,
любовь к Родине
33

Защита модели,
проекта

23.0

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Примерная программа основного общего образования по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
3. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений /
под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2014.
4. Николина В.В. География: 5-6 кл.: Методические рекомендации: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014.
5. Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.
6. Географический атлас. 5 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2014.
7. Контурные карты, 5 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2014.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
9. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
10. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
12. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

http://fcior.edu.ru/

13. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные
мультимедийные издания.
14. Комплект мультимедийных презентаций по темам изучаемого курса.
15. Электронное приложение к учебнику. География. 5-6 классы. «Полярная звезда».
16. География. Начальный курс. 5–6 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
Автор А.А. Летягин. М.: Вентана - Граф, 2014
17. География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.
18. Автор А.А. Летягин. М.: Вентана - Граф, 2014
География. Начальный курс. 5 класс. Географический атлас.
19. Автор А.А. Летягин. М.: Вентана - Граф, 2014


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».