Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано
цифровой подписью:
Литвинова Ирина
Николаевна
Дата: 2022.03.01
20:09:25 +03'00'
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка в физической культуре» для 5 класса
составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
• •Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего
образования);
• - Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря
2010 № 1897»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об
утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациямвоспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности Министерства образования и науки
Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672;
• Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
• - Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
• Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной деятельности педагогических работников МБОУ
СОШ №3 г. Донецка;
-
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3г.Донецка
• - Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка на 2021 - 2022 учебный год.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью основной общеобразовательной программы, целью которой
является достижение результатов, соответствующих программам основного образования, за счёт расширения
информационной, предметной и культурной среды
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной
деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению может рассматриваться как одна
из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса в
школе. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в
формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального
благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших школьников, в основу, которой
положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению носит образовательновоспитательный характер и направлена на осуществление следующих целей:
У.- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение
сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
У.- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
У.- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
У.- охрана и укрепление физического и психического здоровья школьников.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1. Формирование:
У. представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме;
полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах
возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье
и общее благополучие;
У.- навыков конструктивного общения;
У.- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с
особенностями роста и развития;
У.- пропаганда здорового образа жизни;
У.- формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
У.- отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных физических качеств:
а) повышение уровня выносливости
(беговые упражнения),
б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая координацию движений .
2.
Обучение:
У.- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
У.- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
У.- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
Актуальность и перспективность курса
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся
материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает проведение теоретических занятий по каждому
разделу, изучение и дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.
Программа общей физической подготовки составлена на основе материала, который обучающиеся изучают на уроках
физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом интересов детей (в зависимости от возраста,
пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
Для занимающихся по программе предусматриваются теоретические, практические занятия, выполнение контрольных
нормативов, участие в соревнованиях, инструкторская и судейская практика.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год. В 2021 – 2022 учебном году программа скорректирована
согласно производственному календарю на 35 часов
Формы занятий:
• групповые и индивидуальные формы занятий - теоретические, практические, комбинированные. Комбинированная
форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций - и практическую
части: ОФП и игры;
• занятия оздоровительной направленности;
• праздники;
• эстафеты, домашние задания.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
Эффективность реализации программы:
• информационно-познавательные (беседы, показ);
• творческие (развивающие игры);
• методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
• умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
• умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих
целей;
• умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со
сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками
на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и
условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и
имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и
толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и
оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность,
рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и
соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются следующие умения:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий,
доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их
объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам
проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить
ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять
отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной
деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся,
вариативных условиях.
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Группа ОФП
№
Тема
п/п
1.
Основы знаний и умений. Способы
Количество часов
Во время занятий
физкультурной деятельности
2.
Легкая атлетика
6
3.
Волейбол
12
4.
баскетбол
12
5
Гимнастика с элементами акробатики
5
Всего
35
Тема
урока
№
Кол-во
часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
Основные виды деятельности
5
план
Вводный инструктаж.
Физическая культура и
основы здорового
образа жизни.
Легкая атлетика.
.
1 Высокий и низкий старт до 40м.
Стартовый разгон. Бег по дистанции 70-80
м. Бег 300500м. Специальные беговые
упражнения. Эстафета 4*50м. Игра
«Русская лапта» Овладение техникой
бега. Техника
высокого старта.
Командные виды спорта. Правила
02.09
соревнований
2
Легкая атлетика. Техника выполнения бега с
ускорением.
Техника прыжка в длину с места.
1 Бег 500-800м. Строевые упражнения. Бег 09.09
по дистанции с ускорением.
Финиширование. Эстафетный бег
4*100м.Прыжок в длину с места. Основы
обучения двигательным действиям.
3
Легкая
атлетика.
Техника бега на
средние
дистанции.
Подтягивание.
1 Специальные беговые упражнения. Бег 16.09
в равномерном темпе 6 мин.
Составление плана и подбор
подводящих упражнений. Подтягивание
из виса на высокой, низкой
перекладине.
1
выполнения
факт
план
5
факт
4
Волейбол.
Техника
Безопасности на уроках подвижных и
спортивных игр.
1 Перемещение игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в парах.
Составление плана и подбор
подводящих упражнений. Челночный
бег 4*9м. прямая подача. Подвижные
игры.
23.09
5
Волейбол. Техника стойка и перемещений
игрока.
1 Перемещение игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в парах. Прием и
передача мяча снизу двумя руками
через сетку. Подвижные игры с
элементами волейбола.
30.09
6
Волейбол. Техника приема и передачи мяча
сверху и снизу.
1 Перемещение игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в парах. Прием и
передача мяча снизу двумя руками
через сетку. Подвижные игры с
элементами волейбола.
07.10
7
Волейбол. Подвижные игры с элементами
волейбола.
1 Перемещение игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в парах. Прием и
передача мяча снизу двумя руками
через сетку. Подвижные игры с
элементами волейбола.
14.10
8
Волейбол.
Техника нижней
Прямо подачи.
21.10
1 Перемещение игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в прыжке в парах.
Передача мяча сверху двумя руками
через сетку. Нижняя прямая подача.
Учебная игра
9
Волейбол.
Техника передач
мяча сверху
1 Спец. беговые упражнения, ОРУ на
месте. Передача мяча сверху двумя
руками через сетку. Нижняя прямая
подача.
Боковая подача.
28.10
10
Техника
нижней прямой,
боковой подачи.
1 Спец. беговые упражнения, ОРУ на
месте. Передача мяча сверху двумя
руками через сетку. Нижняя прямая
подача.
Боковая подача.
11
Волейбол. Нижняя
прямая, боковая подача.
18.11
1 Перемещение игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в прыжке в парах.
Передача мяча снизу двумя руками
через сетку.
Нападающий удар при встречных
передачах. Нижняя прямая подача.
Учебная игра.
12
Волейбол.
Передачи мяча сверху.
25.11
1 Перемещение игрока. Передача мяча
сверху двумя руками, стоя спиной к
цели. Нападающий удар при встречных
передачах. Нижняя прямая подача,
прием мяча, отраженного сеткой. Прием
мяча снизу в группе. Учебная игра.
13
Волейбол.
Передача мяча сверху.
Нижняя прямая, боковая
подача.
02.12
1 Перемещение игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в прыжке в парах.
Передача мяча снизу двумя руками
через сетку. Нападающий удар при
встречных передачах. Нижняя прямая
подача. Учебная игра.
14
Волейбол.
Передача мяча сверху. Нижняя прямая,
боковая
подача.
09.12
1 Перемещение игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в прыжке в парах.
Передача мяча снизу двумя руками
через сетку. Нападающий удар при
встречных передачах. Нижняя прямая
подача. Учебная игра.
11.11
15
Баскетбол. Техника передвижения и
остановки прыжком. Эстафеты с
баскетбольными
мячами.
1 Стойка и передвижение игрока. Ведение 16.12
мяча с изменением направления и
высоты отскока. Передачи мяча
различными способами: в движении, в
парах и тройках. Бросок двумя руками
от головы со средней дистанции.
Позиционное нападение со сменой мест.
16
Баскетбол.
Ведение мяча змейкой,
передачи.
Техника остановки
1 Стойка и передвижение игрока. Ведение 23.12
мяча с изменением направления и
высоты отскока. Передачи мяча
различными способами: в движении, в
парах и тройках. Бросок двумя руками
от головы со средней дистанции.
Позиционное нападение со сменой мест.
17
Баскетбол.
Эстафеты баскетболистов с
ведением мяча
змейкой
1 Стойка и передвижение игрока. Ведение 13.01
мяча с изменением направления и
высоты отскока. Передачи мяча
различными способами в движении в
парах и тройках. Броски двумя руками
от головы со средней дистанции.
Позиционное нападение со сменой мест.
18
Баскетбол. Бросок мяча одной рукой от
плеча. Передачи: от груди, головы, от плеча.
1 Ведение мяча с изменением
направления и высоты отскока с
сопротивлением. Передачи мяча
различными способами: в движении, в
парах и тройках, с сопротивлением.
Бросок двумя руками от головы со
средней дистанции с сопротивлением.
Варианты ловли и передачи мяча без
сопротивления и с сопротивлением
защитника.
20.01
19
Баскетбол.
Передачи мяча. Игра в
Баскетбол 2*2.
1 Стойка и передвижение игрока. Ведение 27.01
мяча с изменением направления и
высоты отскока с сопротивлением.
Передачи мяча различными способами в
движении в парах и тройках с
сопротивлением. Броски двумя руками
от головы со средней дистанции с
сопротивлением. Нападение быстрым
прорывом.
20
Баскетбол.
Совершенствовать
Передачи мяча. Игра в
Баскетбол 2*2.
1 Стойка и передвижение игрока. Ведение 03.02
мяча с изменением направления и
высоты отскока, с сопротивлением.
Передачи мяча различными способами:
в движении, в парах и тройках, с
сопротивлением. Броски двумя руками
от головы со средней дистанции с
сопротивлением. Нападение быстрым
прорывом.
21
Баскетбол. Ведение мяча с изменением
направления Совершенствовать передачи
мяча. Игра в мини-баскетбол 3*3
1 Стойка и передвижение игрока. Ведение 10.02
мяча с изменением направления и
высоты отскока. Передачи мяча
различными способами в движении в
парах и тройках. Броски двумя руками
от головы со средней дистанции.
Позиционное нападение со сменой мест.
22
Баскетбол. Ведение мяча с изменением
направления Совершенствовать передачи
мяча. Игра в мини-баскетбол 3*3
1 Стойка и передвижение игрока. Ведение 17.02
мяча с изменением направления и
высоты отскока. Передачи мяча
различными способами в движении в
парах и тройках. Бросок двумя руками
от головы со средней дистанции. Броски
мяча без сопротивления и с
сопротивлением защитника.
23
Баскетбол. Техника передвижения и
остановки прыжком. Игра в мини баскетбол.
1 Ведение мяча с изменением
направления и высоты отскока с
сопротивлением. Передачи мяча
различными способами: в движении, в
парах и тройках, с сопротивлением.
Бросок двумя руками от головы со
средней дистанции с сопротивлением.
Варианты ловли и передачи мяча без
сопротивления и с сопротивлением
защитника.
24
Баскетбол.
Бросок в кольцо. Эстафеты с
баскетбольными мячами.
1 Стойка и передвижение игрока. Ведение 03.03
мяча с изменением направления и
высоты отскока, с сопротивлением.
Передачи мяча различными способами в
движении в парах и тройках с
сопротивлением. Броски двумя руками
от головы со средней дистанции с
сопротивлением. Нападение быстрым
прорывом.
25
Баскетбол. Бросок в кольцо. Эстафеты с
баскетбольными мячами. Игра в мини баскетбол.
1 Ведение мяча с изменением
направления и высоты отскока с
сопротивлением. Передачи мяча
различными способами: в движении, в
парах и тройках, с сопротивлением.
Бросок двумя руками от головы со
средней дистанции с сопротивлением.
Варианты ловли и передачи мяча без
сопротивления и с сопротивлением
защитника.
26
Баскетбол. Передачи: от груди, головы, от
плеча.
Поднимание
туловища.
1 Стойка и передвижение игрока. Ведение 17.03
мяча с изменением направления и
высоты отскока, с сопротивлением.
Передачи мяча различными способами в
движении в парах и тройках с
сопротивлением. Броски двумя руками
от головы со средней дистанции с
сопротивлением. Нападение быстрым
прорывом
24.02
10.03
27
Гимнастика с
Элементами акробатики
Правила безопасности на уроках гимнастики.
1 Перестроение из колонны по одному в 24.03
колонну по два, четыре, восемь в
движении. Эстафеты с гимнастическими
элементами. Техника выполнения
переката в группировке с последующей
опорой руками за головой. Кувырки
вперед и назад.
28
Гимнастика с элементами акробатики
1 Перестроение из колонны по одному в 07.04
колонну по два, четыре, восемь в
движении. Упражнения на
гимнастической скамейке.
Кувырок вперед в стойку на лопатках
(м);
кувырок назад в полушпагат (д) ;
Упражнения в равновесии (д); Стойка на
голове с согнутыми ногами (м);
мост из положения стоя с помощью (д).
Гимнастика с
Элементами акробатики
Опорный прыжок: согнув ноги (м); ноги врозь
(д).
1 Перестроение из колонны по одному в 14.04
колонну по два, четыре, восемь в
движении. Комбинация из разученных
элементов. Опорный прыжок: девушкипрыжок ноги врозь, юноши- прыжок
«согнув ноги»
29
30
Гимнастика с элементами
акробатики
Преодоление
гимнастической
полосы препятствий.
1 Перестроение из колонны по одному в 21.04
колонну по два, четыре, восемь в
движении. Комбинация из разученных
элементов. Опорный прыжок: девушкипрыжок ноги врозь, юноши- прыжок
«согнув ноги»
31
Легкая
атлетика.
Ускорения 300-500
метров.
Эстафета.
1 Перестроение из колонны по одному в
колонну по два, четыре, восемь в
движении. Эстафетный бег. Передача
эстафетной палочки.. Специальные
беговые упражнения. Бег 250 м на
результат. Бег по виражу
28.04
33
Легкая атлетика
Поднимание туловища.
Челночный бег.
2 Равномерный бег по стадиону.
Поднимание и опускание туловища в
положении лежа с согнутыми ногами.
ОРУ на месте. Специальные
беговые упражнения. Челночный бег
4*9 метров. Игра «Русская лапта»
05.05
Легкая атлетика. Беговые упр. Бег 12мин.
Подтягивание Спец. О.Р.У.,
2 Равномерный бег по стадиону
19.05
35
12.05
26.05
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Место проведения:
Спортивная площадка;
Класс (для теоретических занятий);
Спортивный зал.
Инвентарь:
Волейбольные мячи;
Баскетбольные мячи;
Скакалки;
Теннисные мячи;
Малые мячи;
Гимнастическая стенка;
Гимнастические скамейки;
Сетка волейбольная;
Щиты с кольцами;
Секундомер;
Маты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. А.П. Матвеев. Физическая культура. 5 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Физическая культура М.2017г.
«Просвещение».
2. А.П. Матвеев. Физическая культура. 5-й классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Учебник написан в соответствии с
Примерной программой "Физическая культура" с соблюдением требований, заложенных в стандартах второго поколения, и программой А.
П. Матвеева "Физическая культура. Основная школа. Средняя (полная) школа: базовый и профильный уровни". 2017год Москва «
Просвещение».
3. Рабочая программа «Физическая культура 5 - 9 классы» Автор: Матвеев А.П.М. “Просвещение”,2017;
4. Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, 2015).