Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано цифровой
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Дата: 2022.03.03
22:23:00 +03'00'
Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.08.2017 № 09-1672;
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной деятельности педагогических
работников МБОУ СОШ №3
г. Донецка;
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.08.2017 № 09-1672;
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка на 2021 - 2022 учебный год.
Внеурочная деятельность по информатике и ИКТ в 7 классе является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных
(операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для
формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных
предметов, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Цель программы:
• формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки
информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
• развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; знакомство с
одним из языков web-программирования;
• формирование у учащихся целостного представления о глобальном информационном пространстве;
• создание собственных информационных ресурсов;
• формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами; умения
соблюдать нормы информационной этики и права.
Задачи изучения:
• систематизировать подходы к изучению информационных технологий;
• сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением
информации;
• дать представление о профессии дизайнера, web-дизайнера;
• сформировать у учащихся знания и умения работать с графической информацией в изучаемых программах; умения разрабатывать и
создавать дизайн рассматриваемого объекта;
• сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.
С целью предоставления равных возможностей всем ученикам обучение построено на дифференцированном и индивидуальном подходе в
изучении предмета. Индивидуальные особенности каждого ученика учитываются при планировании урока.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их
конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика
роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых
технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании внеурочной деятельности информатики основной школы целесообразно
сделать акцент на изучении прикладных фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации, реализовать в полной
мере общеобразовательный потенциал этой внеурочной деятельности.
Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата,
так и на уровне инструментария. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной
цивилизации.
Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования,
сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость
всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и
творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
В настоящей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом
начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ- компетентность, достаточную для дальнейшего обучения.
Далее, в основной школе, начиная с 7 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при
изучении всех предметов.
Программа внеурочной деятельности «Информатика вокруг нас» для учащихся основной ступени 7 классов является расширением
предмета «Информатика» предметной области «Обработка графической информации»,
на которую в 7 классе по учебному плану
отводится 4 часа. Внеурочная деятельность «Информатика вокруг нас» в основной школе расширяет ИКТ-компетентность обучающихся
в области применения информационных технологий (для работы с векторными и растровыми изображениями, для создания flash-анимации,
для освоения издательского дела, для создания web-сайтов).
Основополагающими принципами построения внеурочной деятельности «Информатика вокруг нас» являются: целостность и
непрерывность; научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность;
концентричность в структуризации материала.
Личностные и метапредметные результаты освоения внеурочной деятельности
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым
задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные,
метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы
деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных
материалов внеурочной деятельности «Компьютерная графика» по информатике.
Личностные результаты:
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию;
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
•
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им
инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаковосимволических средств, широкого спектра логических действий и операций.
При изучении внеурочной деятельности «Информатика вокруг нас» обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени
навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, графикой, преобразовывать и интерпретировать
содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать,
сопоставлять,
анализировать,
обобщать
и
интерпретировать
информацию,
содержащуюся
в
готовых
информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять
информацию в сжатой словесной форме и в наглядно-символической форме;
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты, изображения.
Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, приобретут
навык формулирования запросов и опыт использования поисковых машин. Они научатся осуществлять поиск информации в Интернете,
школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, строить
поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.
Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной
познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в
информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного
информационного пространства.
Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной
форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и
доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Школьники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной
информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из
других источников и с имеющимся жизненным опытом.
Учащиеся научатся:
• основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
• проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• давать определение понятиям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим
объёмом к понятию с большим объёмом;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность
описываемых событий;
• работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом
уподоблении, образном сближении слов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• основам дизайна и web-дизайна;
• ставить проблему, аргументировать её актуальность;
• самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
• выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
• организовывать исследование с целью проверки гипотез;
• делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
Учащиеся научатся:
• подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
• соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с
использованием проводных и беспроводных технологий;
• правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые
действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
• осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
• входить в информационную среду образовательного учреждения, в том числе через Интернет, размещать в информационной среде
различные информационные объекты;
• выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
• соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности
учитывающие специфику работы с различными экранами;
• осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе процесса обсуждения, проведения эксперимента, природного процесса,
фиксацию хода и результатов проектной деятельности;
• учитывать смысл и содержание деятельности при организации фиксации, выделять для фиксации отдельные элементы объектов и
процессов, обеспечивать качество фиксации существенных элементов;
• выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью;
• проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, создавать
презентации на основе цифровых фотографий;
• проводить обработку цифровых звукозаписей с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов, проводить
транскрибирование цифровых звукозаписей;
• осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала с использованием возможностей специальных компьютерных
инструментов;
• организовывать сообщения в виде линейного или включающего ссылки представления для самостоятельного просмотра через браузер;
• работать с особыми видами сообщений:
диаграммами (алгоритмические, концептуальные,
классификационные, организационные, родства и др.), картами (географические, хронологические) и спутниковыми фотографиями, в том
числе в системах глобального позиционирования;
• проводить деконструкцию сообщений, выделение в них структуры, элементов и фрагментов;
• использовать при восприятии сообщений внутренние и внешние ссылки;
• формулировать вопросы к сообщению, создавать краткое описание сообщения; цитировать фрагменты сообщения;
• избирательно относиться к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной
информации;
создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
• создавать цифровые продукты с использованием специализированных компьютерных программ.
Учащиеся получат возможность научиться:
• осознавать и использовать в практической деятельности основные психологические особенности восприятия информации
человеком;
• различать творческую и техническую фиксацию звуков и изображений;
• использовать возможности ИКТ в творческой деятельности, связанной с искусством.
• создавать мультипликационные фильмы.
Коммуникация и социальное взаимодействие
Учащиеся научатся:
• осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения (получение и
выполнение заданий, получение комментариев, совершенствование своей работы, формирование портфолио);
• соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относиться к частной информации и информационным
правам других людей.
формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные
источники, размещать информацию в Интернете.
проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Учащиеся получат возможность научиться:
• взаимодействовать с партнёрами с использованием возможностей Интернета (игровое и театральное взаимодействие).
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ-
компетенции).
Предметные результаты:
• умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «графика», «алгоритм», «анимация», «программа», «дизайн»,
«web-сайт», «издательское дело»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
• умение описывать структуру сайта, используя основы языка HTML;
• умение создавать и редактировать растровые изображения;
Содержание программы внеурочной деятельности.
• Введение во Flash MX. Настройки Flash MX под потребности пользователя.
• Навигация при помощи Movie Explorer. Импорт, использование и оптимизация графики. Советы по использованию библиотек.
• Создание выразительных текстовых эффектов. Простые преобразования текста. Альфа-прозрачность и яркость. Построение
промежуточных отображений текста вдоль траектории. Текст и маскирование. Создание собственных текстовых эффектов. Файл Liberty.
• Выполнение переходов. Простые переходы. Комбинированные переходы. Пространственные переходы.
• Эффекты маскирования. Краткий обзор технологии маскирования. Простая маска-прожектор. Сглаживание маски для простых и
сложных форм.
• Анимационные технологии. Разработка сценария. Основы анимации действующего лица. Оживление созданного действующего лица.
Циклическая анимация. Выражение эмоций. Анимация фоновых изображений.
• Расширенные возможности Flash. Имитация видеоэффектов в среде Flash.
• Создание трехмерных объектов в среде Flash. Использование звука в среде Flash. Создание фильма.
Тематический план внеурочной деятельности «Компьютерная графика».7 класс
№
п/п
Дата
Дата
Тема раздела
Количество Содержание деятельности
часов
План. Факт. План Факт
7а
7б
1-2
3
4-5
6-7
8-9
10-11
12-13
14-15
01,09
03,09
08,09
10.09
15.09
22.09
24.09
25.09
29.09
01.10
06.10
08.10
13.10
15.10
20.10
Введение во Flash MX.(8 часа )
Настройки Flash MX под потребности
пользователя.
Навигация при помощи Movie Explorer.
Импорт, использование и оптимизация
графики.
Советы по использованию библиотек.
2
1
2
2
Аналитическая деятельность:
• анализировать
интерфейс
Flash
MX
для
создания
анимационных
роликов
с
позиций исполнителя;
• осуществлять навигацию с
использованием
Movie
Explorer$
• анализировать
и
сопоставлять
возможности
встроенных
библиотек
программы.
Практическая деятельность:
• загружать
нужную
программу;
• выполнять
настройки
программы для работы с
объектами;
ориентироваться в интерфейсе
программы Flash MX.
Создание выразительных текстовых эффектов.(12 часов)
Простые преобразования текста
2
Аналитическая деятельность:
• определять в конкретных
ситуациях
необходимость
Альфа-прозрачность и яркость
2
использования
текста
и
текстовых
эффектов;
Построение промежуточных отображений
2
• анализировать возможности
текста вдоль траектории
создания эффектов текста;
Текст и маскирование
2
• анализировать условия и
16
22.10
Создание собственных текстовых эффектов
1
17
12.11
Файл Liberty
1
Выполнение переходов.(6 часа)
Простые переходы
2
Комбинированные переходы
2
Пространственные переходы
2
Эффекты маскирования.(8 часа)
Краткий обзор технологии маскирования
2
Простая маска-прожектор
2
Сглаживание маски для простых и сложных
форм
4
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-31
17.11
19.11
24.11
26.11
01.12
03.12
08.12
10.12
15.12
17.12
22.12
24.12
29.12
12.01
возможности
применения
альфа-прозрачности и яркости с
позиции пользователя;
• сопоставлять возможности
работы с изображением при
использовании файла Liberty.
Практическая деятельность:
• использовать возможности
редактора Flash MX для
создания и редактирования
выразительных
текстовых
эффектов;
использовать редактор для
создания текста, маскирования
Аналитическая деятельность:
• анализировать условия и
возможности
применения
растрового
редактора
для
выполнения
разного
вида
переходов.
Практическая деятельность:
использовать возможности
Flash MX для создания
простых, комбинированных и
пространственных переходов
Аналитическая деятельность:
• определять в конкретных
ситуациях
необходимость
использования той или иной
технологии маскирования;
• анализировать возможности
создания маски- прожектора.
Практическая деятельность:
• использовать возможности
редактора Flash MX для
сглаживания маски при работе
с простыми и сложными
формами;
применять технологии
маскирования объектов
32-35
36-39
40-43
44-47
47-51
52-55
56-59
60-63
14.12
19.12
21.12
26.12
28.12
02.02
04.02
09.02
11.02
16.02
18.02
25.02
02.03
04.03
09.03
11.03
16.03
18.03
23.03
25.03
06.04
08.04
13.04
15.04
20.04
22.04
27.04
29.04
04.05
06.05
Анимационные технологии.(24 часов)
Разработка сценария
4
Основы анимации действующего лица
4
Оживление созданного действующего лица
4
Циклическая анимация
4
Выражение эмоций
4
Анимация фоновых изображений
4
Расширенные возможности Flash.(10 часов)
Имитация видеоэффектов в среде Flash
4
Создание трехмерных объектов в среде Flash
4
Аналитическая деятельность:
• анализировать возможности
программы Flash MX с точки
зрения
создания
анимационного сюжета;
анализировать и сопоставлять
различные приемы создания
анимации
для
создания
анимации
фоновых
изображений.
Практическая деятельность:
• ориентироваться
в
возможностях программы по
созданию
анимации
действующего лица;
• определять инструменты и
пункты меню для создания
кадра
и
настройки
мультипликации;
выполнять операции в
программе для создания
покадровой анимации.
Аналитическая деятельность:
• анализировать соответствие
контента web-сайту и его
структуре;
• уметь регистрировать адрес
в сети Интернет для выгрузки
64-67
11.05
13.05
18.05
20.05
25.05
27.05
67
Использование звука в среде Flash.
ИТОГО
4
сайта на бесплатном домене с
учетом
предлагаемых
соглашений и правил.
Практическая деятельность:
• применять
программное
обеспечение Flash MX для
создания фильма;
информационную среду.
Перечень учебно-методического обеспечения программы внеурочной деятельности
Литература
http://ab-w.net - сайт «100% самоучитель по сайтостроению»
http://allmanuals.ucoz.ru - сайт «Огромный архив мануалов и учебников»
http://animashky.ru - сайт видеоуроков анимации
http://compteacher.ru - сайт «Компьютерные видеоуроки в on-line»
http://corelvideo.ru - сайт «Сетевой образовательный центр Corel»
http://denweb.ru - сайт «Уроки HTML, CSS, Верстка, SEO»
http://dweb.ru - сайт «Дизайн Web»
http://easyflash.org - сайт «Flash обучение»
http://egorch.ru - сайт «Видеоуроки»
http://egraphic.ru
- сайт «Все для дизайна. Photoshop уроки, уроки фотошоп»
http://flash.demiart.ru - сайт «Уроки Flash»
http://graphic-help.ucoz.ru- сайт «Уроки по web-дизайну»
http://greentown.h1.ruсайт «Web-мастеру с самого начала»
http://http://coreldrawgromov.ru
- сайт «Самоучитель в Corel Draw»
http://i2r.ru/- сайт «Библиотека ресурсов интернет индустрии - I2R»
http://lessonsflash.ru - сайт «Уроки Flash»
http://photoshop-master.ru- сайт «Уроки Фотошоп»
http://quicktuts.ru
- сайт «Уроки Фотошоп»
http://ru.html.net
- сайт «Уроки HTML»
Гиз К., Холмс А. Основы Web-дизайна: вспомогательное руководство. - М.: ВИЛЬЯМС, 2012.
Интернет.
Энциклопедия, 5-е изд. Под редакцией Мелиховой Л.Г. - С-Пб.: ПИТЕР, 2010.
Китинг
Джоди Flash MX. Искусство создания web-сайтов. -М.: DialSoft, 2012.
Коцюбинский
А.О., Грошев С.В. Современный самоучитель работы в сети Интернет. Быстрый старт.:
Практическое пособие. -М.: ТРИУМФ, 2008.
24. Олман Р. CorelDraw 13. Полное руководство. - М.: ЭНТРОП, 2011.
25.
Стразницкас М. Эффективная работа с Photoshop CS. Графика для Web. — М.: 2017.
26.
Фок Б. Internet с самого начала 4-е изд. - С-Пб.: ПИТЕР, 2010.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
Материально-техническое обеспечение
Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) удовлетворяют требованиям действующих Санитарноэпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
В кабинете информатики установлен компьютерный класс: 1 рабочее место преподавателя и 11 рабочих мест учащихся, снабженных
стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами
(клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. Все компьютеры подключены к
внутришкольной сети и глобальной сети Интернет.