Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано цифровой
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Дата: 2022.03.01
20:36:13 +03'00'
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 класса составлена на основе следующих
нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
• Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
• - Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом
Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности
в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672;
• Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г.
Донецка;
• - Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
• Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной деятельности
педагогических работников МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
-
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3г.Донецка
•
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка на 2021 - 2022 учебный год.
.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью основной общеобразовательной
программы, целью которой является достижение результатов, соответствующих программам
основного образования, за счёт расширения информационной, предметной и культурной среды
Цели и задачи обучения, воспитания и развития детей по спортивно-оздоровительному
направлению внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению может
рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья и неотъемлемой
частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе. Основная идея программы
заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании
потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия
социального благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья младших
школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный
подходы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению
носит образовательно-воспитательный характер и направлена на осуществление следующих
целей:
У.- формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки,
такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
У.- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
У.- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
У.- охрана и укрепление физического и психического здоровья школьников.
Цели конкретизированы следующими задачами:
1. Формирование:
У. представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом)
питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы
и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака,
алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных
компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального
состояния на здоровье и общее благополучие;
У.- навыков конструктивного общения;
У.- потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том
числе связанным с особенностями роста и развития;
У.- пропаганда здорового образа жизни;
У.- формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
У.- отработка навыков, направленных на развитие и совершенствование различных
физических качеств:
а) повышение уровня выносливости
(беговые упражнения),
б) укрепление основной группы мышц, увеличивая подвижность в суставах, улучшая
координацию движений .
2.
Обучение:
У.- осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
У.- правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
У.- элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).
Актуальность и преемственность данного курса
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с
учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она предусматривает
проведение
теоретических
занятий
по
каждому
разделу,
изучение
и
дальнейшее
совершенствование специальных движений на практических занятиях.
Программа общей физической подготовки составлена на основе материала, который
обучающиеся изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя
его с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных
особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни.
Для занимающихся по программе предусматриваются теоретические, практические занятия,
выполнение
контрольных
нормативов,
спортивные
игры,
участие
в
соревнованиях,
инструкторская и судейская практика.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. В 2021 – 2022 учебном году
программа скорректирована согласно производственному календарю на 34 часа.
Формы занятий:
• групповые и индивидуальные формы занятий - теоретические, практические,
комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает
теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций - и практическую части: ОФП
и игры;
• занятия оздоровительной направленности;
• праздники;
• эстафеты, домашние задания.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
Эффективность реализации программы:
• информационно-познавательные (беседы, показ);
• творческие (развивающие игры);
• методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы)
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
• умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для
достижения её цели;
• умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со
сверстниками в достижении общих целей;
• умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе
общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие
умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками
на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу
являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и
передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие,
сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу являются
следующие умения:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении
учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными
учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
различных изменяющихся, вариативных условиях
Содержание учебного курса
Группа ОФП
№
Тема
п/п
1.
Основы знаний и умений. Способы
Количество часов
Во время занятий
физкультурной деятельности
2.
Легкая атлетика
6
3.
Волейбол
12
4.
баскетбол
10
5
Гимнастика с элементами акробатики
6
Всего
34
Тема
урока
№
Кол-во
часов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
Основные виды деятельности
5б
план
1
Вводный инструктаж.
Физическая культура и
основы здорового
образа жизни.
Легкая атлетика.
.
1 Высокий и низкий старт до 40м.
Стартовый разгон. Бег по дистанции 70-80
м. Бег 300500м. Специальные беговые
упражнения. Эстафета 4*50м. Игра
«Русская лапта»Овладение техникой
бега. Техника
высокого старта.
Командные виды спорта. Правила
06.09
соревнований
выполнения
факт
план
06.09
2
Легкая атлетика. Техника выполнения бега с
ускорением.
Техника прыжка в длину с места.
1 Бег 500-800м. Строевые упражнения. Бег 13.09
по дистанции с ускорением.
Финиширование. Эстафетный бег
4*100м.Прыжок в длину с места. Основы
обучения двигательным действиям.
13.09
3
Легкая
атлетика.
Техника бега на
средние
дистанции.
Подтягивание.
1 Специальные беговые упражнения. Бег 20.09
в равномерном темпе 6 мин.
Составление плана и подбор
подводящих упражнений. Подтягивание
из виса на высокой, низкой
перекладине.
20.09
5а
факт
4
Волейбол.
Техника
Безопасности на уроках подвижных и
спортивных игр.
1 Перемещение игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в парах.
Составление плана и подбор
подводящих упражнений. Челночный
бег 4*9м. прямая подача. Подвижные
игры.
27.09
27.09
5
Волейбол. Техника стойка и перемещений
игрока.
1 Перемещение игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в парах. Прием и
передача мяча
04.10
04.10
снизу двумя руками через сетку.
Подвижные игры с элементами
волейбола.
6
Волейбол. Техника приема и передачи мяча
сверху и снизу.
1 Перемещение игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в парах. Прием и
передача мяча снизу двумя руками
через сетку. Подвижные игры с
элементами волейбола.
11.10
11.10
7
Волейбол. Подвижные игры с элементами
волейбола.
1 Перемещение игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в парах. Прием и
передача мяча снизу двумя руками
через сетку. Подвижные игры с
элементами волейбола.
18.10
18.10
8
Волейбол.
Техниканижней
Прямоподачи.
25.10
1 Перемещение игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в прыжке в парах.
Передача мяча сверху двумя руками
через сетку. Нижняя прямая подача.
Учебная игра
25.10
9
Волейбол.
Техникапередач
мяча сверху
1 Спец. беговые упражнения, ОРУ на
месте. Передача мяча сверху двумя
руками через сетку. Нижняя прямая
подача.
Боковая подача.
08.11
08.11
10
Техника
нижнейпрямой,
боковойподачи.
1 Спец. беговые упражнения, ОРУ на
месте. Передача мяча сверху двумя
руками через сетку. Нижняя прямая
подача.
Боковая подача.
15.11
15.11
11
Волейбол. Нижняя
прямая,боковая подача.
22.11
1 Перемещение игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в прыжке в парах.
Передача мяча снизу двумя руками
через сетку.
Нападающий удар при встречных
передачах. Нижняя прямая подача.
Учебная игра.
22.11
12
Волейбол.
Передачи мяча сверху.
29.11
1 Перемещение игрока. Передача мяча
сверху двумя руками, стоя спиной к
цели. Нападающий удар при встречных
передачах. Нижняя прямая подача,
прием мяча, отраженного сеткой. Прием
мяча снизу в группе. Учебная игра.
29.11
13
Волейбол.
Передачамяча сверху.
Нижняяпрямая,боковая
подача.
06.12
1 Перемещение игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в прыжке в парах.
Передача мяча снизу двумя руками
через сетку. Нападающий удар при
встречных передачах. Нижняя прямая
подача. Учебная игра.
06.12
14
Волейбол.
Передача мяча сверху. Нижняя прямая,
боковая
подача.
13.12
1 Перемещение игрока. Передача мяча
сверху двумя руками в прыжке в парах.
Передача мяча снизу двумя руками
через сетку. Нападающий удар при
встречных передачах. Нижняя прямая
подача. Учебная игра.
13.12
15
Баскетбол. Техника передвижения и
остановки прыжком. Эстафеты с
баскетбольными
мячами.
1 Стойка и передвижение игрока. Ведение 20.12
мяча с изменением направления и
высоты отскока. Передачи мяча
различными способами: в движении, в
парах и тройках. Бросок двумя руками
от головы со средней дистанции.
Позиционное нападение со сменой мест.
20.12
16
Баскетбол.
Ведениемячазмейкой,
передачи.
Техникаостановки
1 Стойка и передвижение игрока. Ведение 27.12
мяча с изменением направления и
высоты отскока. Передачи мяча
различными способами: в движении, в
парах и тройках. Бросок двумя руками
от головы со средней дистанции.
Позиционное нападение со сменой мест.
27.12
17
Баскетбол.
Эстафетыбаскетболистов с
ведениеммяча
змейкой
1 Стойка и передвижение игрока. Ведение 10.01
мяча с изменением направления и
высоты отскока. Передачи мяча
различными способами в движении в
парах и тройках. Броски двумя руками
от головы со средней дистанции.
Позиционное нападение со сменой мест.
10.01
18
Баскетбол. Бросок мяча одной рукой от
плеча. Передачи: от груди, головы, от плеча.
1 Ведение мяча с изменением
направления и высоты отскока с
сопротивлением. Передачи мяча
различными способами: в движении, в
парах и тройках, с сопротивлением.
Бросок двумя руками от головы со
средней дистанции с сопротивлением.
Варианты ловли и передачи мяча без
сопротивления и с сопротивлением
защитника.
17.01
17.01
19
Баскетбол.
Передачимяча. Игра в
Баскетбол2*2.
1 Стойка и передвижение игрока. Ведение 24.01
мяча с изменением направления и
высоты отскока с сопротивлением.
Передачи мяча различными способами в
движении в парах и тройках с
сопротивлением. Броски двумя руками
от головы со средней дистанции с
сопротивлением. Нападение быстрым
прорывом.
24.01
20
Баскетбол.
Совершенствовать
Передачимяча. Игра в
Баскетбол2*2.
1 Стойка и передвижение игрока. Ведение 31.01
мяча с изменением направления и
высоты отскока, с сопротивлением.
Передачи мяча различными способами:
в движении, в парах и тройках, с
сопротивлением. Броски двумя руками
от головы со средней дистанции с
сопротивлением. Нападение быстрым
прорывом.
31.01
21
Баскетбол. Ведение мяча с изменением
направления Совершенствовать передачи
мяча. Игра в мини-баскетбол 3*3
1 Стойка и передвижение игрока. Ведение 07.02
мяча с изменением направления и
высоты отскока. Передачи мяча
различными способами в движении в
парах и тройках. Броски двумя руками
от головы со средней дистанции.
Позиционное нападение со сменой мест.
07.02
22
Баскетбол. Ведение мяча с изменением
направления Совершенствовать передачи
мяча. Игра в мини-баскетбол 3*3
1 Стойка и передвижение игрока. Ведение 14.02
мяча с изменением направления и
высоты отскока. Передачи мяча
различными способами в движении в
парах и тройках. Бросок двумя руками
от головы со средней дистанции. Броски
мяча без сопротивления и с
сопротивлением защитника.
14.02
23
Баскетбол. Техника передвижения и
остановки прыжком. Игра в мини баскетбол.
1 Ведение мяча с изменением
направления и высоты отскока с
сопротивлением. Передачи мяча
различными способами: в движении, в
парах и тройках, с сопротивлением.
Бросок двумя руками от головы со
средней дистанции с сопротивлением.
Варианты ловли и передачи мяча без
сопротивления и с сопротивлением
защитника.
21.02
21.02
24
Баскетбол.
Бросок в кольцо. Эстафеты с
баскетбольными мячами.
1 Стойка и передвижение игрока. Ведение 28.02
мяча с изменением направления и
высоты отскока, с сопротивлением.
Передачи мяча различными способами в
движении в парах и тройках с
сопротивлением. Броски двумя руками
от головы со средней дистанции с
сопротивлением. Нападение быстрым
прорывом.
28.02
25
Баскетбол. Бросок в кольцо. Эстафеты с
баскетбольными мячами. Игра в мини баскетбол.
1 Ведение мяча с изменением
направления и высоты отскока с
сопротивлением. Передачи мяча
различными способами: в движении, в
парах и тройках, с сопротивлением.
Бросок двумя руками от головы со
средней дистанции с сопротивлением.
Варианты ловли и передачи мяча без
сопротивления и с сопротивлением
защитника.
07.03
07.03
26
Баскетбол. Передачи: от груди, головы, от
плеча.
Поднимание
туловища.
1 Стойка и передвижение игрока. Ведение 14.03
мяча с изменением направления и
высоты отскока, с сопротивлением.
Передачи мяча различными способами в
движении в парах и тройках с
сопротивлением. Броски двумя руками
от головы со средней дистанции с
сопротивлением. Нападение быстрым
прорывом
14.03
27
Гимнастикас
Элементамиакробатики
Правилабезопасности на урокахгимнастики.
28
29
30
Перестроение из колонны по одному в 21.03
колонну по два, четыре, восемь в
движении. Эстафеты с гимнастическими
элементами. Техника выполнения
переката в группировке с последующей
опорой руками за головой. Кувырки
вперед и назад.
21.03
Гимнастика с элементами акробатики
1 Перестроение из колонны по одному в 04.04
колонну по два, четыре, восемь в
движении. Упражнения на
гимнастической скамейке.
Кувырок вперед в стойку на лопатках
(м);
кувырок назад в полушпагат (д) ;
Упражнения в равновесии (д); Стойка на
голове с согнутыми ногами (м);
мост из положения стоя с помощью (д).
04.04
Гимнастикас
Элементамиакробатики
Опорный прыжок: согнув ноги (м); ноги врозь
(д).
1 Перестроение из колонны по одному в 11.04
колонну по два, четыре, восемь в
движении. Комбинация из разученных
элементов. Опорный прыжок: девушкипрыжок ноги врозь, юноши- прыжок
«согнув ноги»
11.04
1 Перестроение из колонны по одному в 18.04
колонну по два, четыре, восемь в
движении. Комбинация из разученных
элементов. Опорный прыжок: девушкипрыжок ноги врозь, юноши- прыжок
«согнув ноги»
18.04
Гимнастикасэлементами
акробатики
Преодоление
гимнастической
полосыпрепятствий.
1
31
Легкая
атлетика.
Ускорения300-500
метров.
Эстафета.
1 Перестроение из колонны по одному в
колонну по два, четыре, восемь в
движении. Эстафетный бег. Передача
эстафетной палочки.. Специальные
беговые упражнения. Бег 250 м на
результат. Бег по виражу
25.04
25.04
32
Легкаяатлетика
Подниманиетуловища.
Челночныйбег.
1 Равномерный бег по
стадиону.Поднимание и опускание
туловища в положении лежа с
согнутыми ногами. ОРУ на месте.
Специальные
беговые упражнения. Челночный бег
4*9 метров. Игра «Русская лапта»
16.05
16.05
33
Легкая атлетика. Беговые упр. Бег 12мин.
Подтягивание Спец.О.Р.У.,
1 Равномерный бег по стадиону
23.05
23.05
34
Легкая атлетика. Беговые упр. Бег 12мин.
Подтягивание Спец.О.Р.У.,
2 Равномерный бег по стадиону
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Место проведения:
Спортивная площадка;
Класс (для теоретических занятий);
Спортивный зал.
Инвентарь:
Волейбольные мячи;
Баскетбольные мячи;
Скакалки;
Теннисные мячи;
Малые мячи;
Гимнастическая стенка;
Гимнастические скамейки;
Сетка волейбольная;
Щиты с кольцами;
Секундомер;
Маты.
30.05
30.05
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Формы занятий:
• групповые и индивидуальные формы занятий - теоретические, практические, комбинированные.
Комбинированная форма используется чаще и включает теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр
иллюстраций - и практическую части: ОФП и игры;
• занятия оздоровительной направленности;
• праздники;
• эстафеты, домашние задания.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
Эффективность реализации программы:
• информационно-познавательные (беседы, показ);
• творческие (развивающие игры);
• методы контроля и самоконтроля (самоанализ, тестирование, беседы).
Организационно-методические рекомендации
Занятия проводятся 1 раз неделю по 1 часу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. А.П. Матвеев. Физическая культура. 5-7 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Физическая
культура М.2016г. «Просвещение».
2. А.П. Матвеев. Физическая культура. 8-9-й классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Учебник
написан в соответствии с Примерной программой "Физическая культура" с соблюдением требований, заложенных в
стандартах второго поколения, и программой А. П. Матвеева "Физическая культура. Основная школа. Средняя (полная)
школа: базовый и профильный уровни". 2016год Москва « Просвещение».
3. Рабочая программа «Физическая культура 5 - 9 классы» Автор: Матвеев А.П.М. “Просвещение”,2016;
4. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.:
Просвещение, 2010).