Рабочая программа внеурочной деятельности Живое слово 7 класс

Литвинова
Ирина
Николаевна

Подписано цифровой
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Дата: 2022.03.01
20:27:45 +03'00'











Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических
документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20».
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной деятельности педагогических
работников МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017
№ 09-1672;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка;
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка на 2021 - 2022 учебный год.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся.
Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка,
которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в
продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их
интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. Предназначена для использования учителями
русского языка и литературы в рамках внеурочной деятельности в 7 классе.
Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование
способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
Образовательные:

развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;

совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.
Развивающие:

развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях
общения; повышать уровень культуры речи;

развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:

воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;

овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;

формировать социально активную, конкурентоспособную личность


Актуальность и перспективность курса
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные услов
ия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений, реализации их интеллектуальных и творческих
способностей создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиесяприобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно
подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих общедидактических принципах:
- научности;
- наглядности;
- индивидуального подхода к учащимся;
- последовательности и систематичности в изложении материала;
- преемственности и перспективности в усвоении знаний;
- связи теории с практикой;
- доступности;
- занимательности.
Возраст учащихся: 11-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Форма организации - кружок.
Количество часов – 1 учебный час в неделю (40 минут).
За год (35 недель) – 35 занятий, программа скорректирована на 34 часа
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповые (работа в больших и малых группах);
- индивидуальные;
- парные
Виды деятельности:
- теоретические (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет);
- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, видеообсуждение,
работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка
сообщений, выполнение проектов);

- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных
монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:
--викторины;
- лингвистические игры;
- КВН;
- орфографическое лото;
- эстафеты;
-турниры;
- исследование;
- защита проектов.
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все
это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- теоретическая;
- практическая;
- игровая.
Ведущими технологиями в учебном процессе являются:
- технология проблемно-диалогического обучения
- технология развития критического мышления
- технологии личностно-ориентированного обучения
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных
учебных действий и личностных качеств школьника
Формы и виды контроля.
Формы контроля: творческие работы, проекты, пресс-релиз, аукцион знаний, практикум, мониторинг.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
Система контроля: курс завершается аукционом знаний и защитой проекта (возможно, работа в парах).
Методические рекомендации:
Программа рассчитана на учащихся 7-х классов.
Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная
программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его
способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Личностные и метапредметные результаты освоения внеурочной деятельности
УУД
Личностные УУД

Ученик научится
Выбирать способы и формы самовыражения и

Ученик получит возможность научиться
Осознавать роль самообразования и самовоспитания.

самореализации.
Вести диалог.
Проявлять устойчивый познавательный интерес.
Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

ИКТ-компетентность

Осознавать устойчивую учебно-познавательную
мотивацию и интерес к учению.
Самооценке и Я-концепции.
Решать моральные дилеммы.
Целеполаганию.
Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Анализировать условия достижения цели.
Учитывать условия и средства достижения целей при их
Планировать пути достижения цели.
планировании.
Управлять своим временем.
Выбирать наиболее эффективные способы достижения
Принимать решения в проблемной ситуации.
цели
Контролировать результаты и способы действия. Управлять своим поведением и деятельностью.
Самостоятельно оценивать и корректировать
Осуществлять познавательную рефлексию.
выполнение действия.
Адекватно оценивать объективную трудность и свои
возможности.
Преодолевать трудности.
Формулировать собственное мнение и позицию. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
Учитывать разные мнения.
собственную позицию.
Аргументировать свою точку зрения.
Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений.
Задавать вопросы
Брать на себя инициативу.
Сотрудничать, осуществляя планирование,
Осуществлять коммуникативную рефлексию.
взаимный контроль и оказывая взаимопомощь.
Владеть монологической и диалогической формами
Адекватно использовать языковые и речевые
речи в соответствии с грамматическими и
средства.
синтаксическими нормами языка.
Работать в группе.
Проводить наблюдение и эксперимент под
Самостоятельно проводить исследование на основе
руководством учителя.
наблюдения и эксперимента.
Основы реализации проектноСтавить проблему, аргументировать ее актуальность.
исследовательской деятельности.
Выдвигать и проверять гипотезы.
Осуществлять расширенный поиск информации Делать умозаключения и выводы.
с использованием ресурсов библиотек и
Интернета.
Осуществлять сравнение, классификацию.
Строить логическое рассуждение.
Объяснять явления, процессы.
Умение выделять главное и второстепенное в
тексте, выстраивать последовательность
событий.
Искать и хранить информацию.
Использовать различные приемы поиска информации в
Пользоваться устройствами ИКТ.
Интернете в ходе учебной деятельности.

Создавать графические объекты с
использованием компьютерных инструментов.
Осуществлять коммуникации.

Использовать возможности ИКТ в творческой
деятельности.
Взаимодействовать в социальных сетях, форумах.

Содержание программы внеурочной деятельности.
Организационное занятие. Дорога к письменности
Руководитель знакомит обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются
обязанности среди детей, заполняются анкеты. Лекция«Дорога к письменности».
Раздел 1
Тайны русского слова (Лексика. Фразеология)
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей
появления новых слов в русском языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. Мини-сборник пословиц
«О семье», «О Родине».
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Творческая работа-исследование «Об одном только слове».
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?»
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его
товарищи», «Динка».
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со
значением цвета. Фразеологизмы в художественных произведениях. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы?»
Раздел 2
Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия) Для чего используют звуковые повторы в речи. Конкурс скороговорок.
Орфоэпические нормы русского языка. Произношение некоторых групп согласных в русском литературном языке. Орфоэпическая эстафета.
Раздел 3
Загадки русского словообразования
(Морфемика. Словообразование. Этимология)
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в
русском языке. Сказочные превращения. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные
упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.
Командиры в корнях слов. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Орфографическое
лото.
Устный журнал «История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке». Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о
происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта «Имена и фамилия моей семьи».
Раздел 4
Секретыморфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис)

Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных.
Грамматический турнир «Узнай меня!».
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – «гимнастика ума».
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Лингвистическая игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.
Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.
Раздел 5
Речевой этикет
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость;
четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.
Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы
подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. Проект «Типы речевых
ошибок школьников».
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания,
уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки,
побуждение к продолжению речи, специальные слова.
Формулы речевого этикета. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора.
Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в
определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».
Лингвистический бой «Знатоки речи

Тематический план внеурочной деятельности «Живое слово».7 класс

№ п/п

Дата

Наименование разделов,
блоков, тем

1

3.09

Организационное занятие.
Лекция «Дорога к
письменности».

Раздел 1
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)
2
10.09
Язык – вековой труд
поколений
Высказывания великих людей
о русском языке.

Кол-во час.

1

1

3

24.09

Работа с различными
толковыми словарями

1

4

25.09

Конкурс – аукцион на лучшего
знатока пословиц о языке, речи,
грамоте.

1

5

1.10

Лексикография – наука о
составлении словарей. Виды
словарей.

1
1

Характеристика деятельности
учащихся

Формируемые умения (универсальные
учебные действия –УУД)

Распределение обязанностей
среди детей, заполнение
анкеты.
Беседа.

Метапредметные:
Коммуникативные:
слушать и слышать друг друга, с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель,
искать и выделять необходимую
информацию.
Познавательные:
извлекают необходимую информацию,
систематизируют собственные знания

Составление текста по
пословице или поговорке о
языке. Составление
этимологического словаря
народной мудрости о языке.
Работа с различными
толковыми словарями, с
историей появления новых
слов в русском языке.
Составление словарной статьи.
Составление мини-сборника
пословиц и поговорок.

Предметные: научиться понимать
высказывания на лингвистическую тему; с
помощью толкового словаря определять
лексическое значение слова.
Метапредметные:
Коммуникативные:
формировать навыки работы в группе,
владеть монологической и диалогической
формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.
Регулятивные: применять методы
информационного поиска; проектировать
траекторию развития через включение в
новые виды деятельности.
Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы,
связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования лексического состава текста.
Личностные:
формирование познавательного интереса и

Работа со словарями, изучение
языковых средств
выразительности;
исследование художественных
произведений.

Жаргоны, диалектизмы,
историзмы и лексические
неологизмы
«Крылатые выражения» и
«афоризмы».

1

22.10

Фразеологизмы – синонимы и
антонимы.

1

Использование в собственной
речи фразеологические
обороты, синонимы, антонимы
и т.д.
Оценивание собственной и
чужой речи с точки зрения
точного, уместного и
выразительного
словоупотребления.

12.11

Работа с фразеологическим
словарём. Фразеологизмы в
художественных
произведениях.

1

Извлечение необходимой
информации из
фразеологического словаря и
использование ее в различных
видах деятельности (конкурс
«Своя игра»).

6

8.10

7

15.10

8

9

1

Анализ текста. Составление
своего текста. Работа в
группах.
Анализ текста. Работа в парах.
Использование приёмов
ознакомительного и
просмотрового чтения.

устойчивой мотивации к проблемнопоисковой деятельности; к
самостоятельному и коллективному
исследованию текста.

Предметные: научиться определять
структуру и значение фразеологизмов
Метапредметные:
Коммуникативные: формировать навыки
самостоятельной работы с последующей
самопроверкой
Регулятивные: проектировать маршрут
преодоления затруднений в обучении через
включение в новые виды деятельности.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования текста и
при работе со словарём.
Личностные:
формирование устойчивой мотивации к
исследовательской и творческой
деятельности.

Раздел 2
Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия.)
10

19.11

Почему не всегда совпадает
звучание и написание слова.

1

Анализ и характеристика
отдельных звуков речи.

11

26.11

1

12

3.12

Орфоэпические нормы
русского языка.
Фонетический КВН.

Составление орфоэпического
словника для учеников.
Соревнования в знаниях.

1

Предметные:
освоить алгоритм проведения
фонетического разбора слов.
Метапредметные:
Коммуникативные: владеть монологической
и диалогической формами речи в
соответствии с орфоэпическими нормами
родного языка.
Регулятивные: определять новый уровень

отношения к самому себе как субъекту
деятельности.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, выявляемые в ходе
исследования фонетической структуры
слова.
Личностные: формирование
познавательного интереса к предмету
исследования.
Раздел 3
Загадки русского словообразования.
(Морфемика. Словообразование. Этимология)
Суффиксы для образования
профессий, названия лиц по
месту жительства в русском
языке.
Иноязычные
словообразовательные
элементы в русском языке.
Составление
словообразовательных гнёзд

1

Составление таблицы
«Суффиксы
существительных».

1

Составление алгоритмов к
различным орфографическим
правилам.
Создание письменного текста в
соответствии с
коммуникативной установкой.

Приставки-труженицы.
Опасные согласные в
приставках.
Самые трудные приставки
ПРИ- и ПРЕ-.

1

Составление схемы-алгоритма;
составление тестов.

1

Выполнение тренировочных
упражнений на правописание
приставок, решение
кроссвордов, ребусов.

28.01

Командиры в корнях слова.

1

4.02

Проект «Кто командует
корнями?»

1

Составление алгоритмов к
различным орфографическим
правилам.
Защита проекта

13

10.12

14

17.12

15

24.12

16

14.01

17

21.01

18

19

1

Предметные:научиться применять
алгоритм проверки орфограмм; составлять
индивидуальный маршрут восполнения
проблемных зон в изучаемых темах.
Метапредметные:
Коммуникативные: формировать навыки
сотрудничества в ходе индивидуальной и
групповой работы, с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мыслив
соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
Регулятивные: проектировать маршрут
преодоления затруднений в обучении через
включение в новые виды деятельности.
Познавательные: объяснять языковые
явления, выявляемые в ходе исследования
структуры, содержания и значения слова; в
ходе конструирования текста на языковом
материале.
Личностные: формирование устойчивой
мотивации к обучению на основе алгоритма
выполнения задачи.

20

11.02

21

18.02

Устный журнал «История
появления имён».
Защита проекта «Имена и
фамилии моей семьи».

1
1

Овладение основными
понятиями антропонимики.
Выполнение проекта о
происхождении имен. Выбор
темы, алгоритма выполнения
работы, сбор материала.
Защита проекта.
Составление словаря имён.

Раздел 4
Секретыморфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)

22

25.02

23

4.03

24

11.03

25

18.03

26

25.03

Самостоятельные и служебные
части речи.
Употребление в речи
существительных,
прилагательных, местоимений,
числительных
Слова вежливости,
междометия. Создаём ребусы.
Звукоподражательные слова, их
роль и употребление.

1
1

1
1

Решение филологических задач. 1
Логогрифы. Шарады.

Составление алгоритмов на
распознавание частей речи.
Конструирование и
редактирование текста.
Создание ребусов, защита
проекта.
Комплексный анализ текста.

Осуществление расширенного
поиска информации с
использованием ресурсов
библиотеки и Интернета.

Предметные: научиться производить
устный и письменный морфологический
разбор слова, анализировать текст.
Метапредметные:
Коммуникативные: использовать
адекватные языковые средства для
отображения в форме речевых
высказываний с целью планирования,
контроля и самооценки.
Регулятивные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель,
искать и выделять необходимую
информацию.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования
морфологических признаков слова.
Личностные: формирование устойчивой
мотивации к самостоятельной и
коллективной аналитической деятельности.
Предметные: научиться составлять шарады,
анаграммы и решать кроссворды и
филологические задачи.

27

8.04

Метаграммы. Анаграммы.

28

15.04

Знакомство с жанром лимерика. 1
Лимерики на школьную тему.

1

Решение и составление
метаграмм, анаграмм,
лингвистических загадок,
кроссвордов.
Презентация.

Метапредметные:
Коммуникативные:
планировать общие способы работы,
обмениваться знаниями между членами
группы для принятия эффективных
совместных решений.
Регулятивные: проектировать маршрут
преодоления затруднений в обучении через
включение в новые виды деятельности

Раздел 5
Речевой этикет

29

22.04

Телефонный разговор. Общие
1
правила телефонного разговора.

30

29.04

Многословие. Речевая
избыточность и речевая
недостаточность

1

31

6.05

Плеоназм. Скрытая тавтология.

1

Освоение общих правил
телефонного разговора.
Практическое выполнение
тренировочных упражнений по
ведению телефонного
разговора, соблюдая основные
правила этикета телефонного
общения.

Овладение приемами
подготовки монолога: отбор
материала, расположение
материала, словесное
оформление мысли,
запоминание, произнесение.
Изучение приемов
установления и поддержания
речевого контакта с
собеседником на разных
стадиях беседы. Наблюдение за
речью дикторов, нахождение
нарушений языковых норм.
Подготовка монолога. Этапы

Предметные: научиться выявлять
компоненты речевой ситуации в
зависимости от задачи высказывания.
Метапредметные
Коммуникативные:
проявлять речевые действия-использовать
адекватные языковые средства для
отображения в форме речевых
высказываний своих чувств, мыслей,
побуждений и иных составляющих
внутреннего мира.
Регулятивные: осознавать самого себя как
движущую силу своего научения, свою
способность к преодолению препятствий и
самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования структуры
текста.
Личностные: формирование навыков
конструирования текста-рассуждения.

подготовки монолога: отбор
материала, расположение
материала, словесное
оформление мысли,
запоминание, произнесение.

32

13.05

Приемы установления и
поддержания речевого контакта
с собеседником.

1

33

20.05

Речевые поддержки разговора

1

34

27.05

Лингвистический бой «Знатоки
речи».

1

Практическая отработка
умений вести диалог,
использование речевых
поддержек в разговоре.
Практическая отработка
умений поддерживать разговор
со сверстником и старшими,
использование речевых
поддержек в разговоре. Защита
проекта.
Разыгрывать ситуации.

Материально-техническое обеспечение программы
Библиотечный фонд
Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2016.
Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова.
М.: Планета, 2016.
Печатные пособия
Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев», Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся. Москва, «Просвещение».
АО «Учебная литература», 2015г.
Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2014.
Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку//Москва Айрис-пресс, 2015г.
Полякова А.В. «Превращения слов», Русский язык в кроссвордах и головоломках, Издательство «Учебная литература», 2016 г.
Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2015.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2016.

Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,2014.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986.
Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,2015.
Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное
издание. Дрофа. 2017.
Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2015.
Технические средства обучения
Компьютер
Интерактивная доска


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».