Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано цифровой
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Дата: 2022.03.01
20:27:45 +03'00'
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических
документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20».
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной деятельности педагогических
работников МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017
№ 09-1672;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка;
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка на 2021 - 2022 учебный год.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся.
Предлагаемая программа соответствует ФГОС и способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка,
которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в
продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их
интеллектуального уровня при изучении языка, воспитывает чувство уважения к языку своих предков. Предназначена для использования учителями
русского языка и литературы в рамках внеурочной деятельности в 7 классе.
Цель программы - расширение лингвистического кругозора; обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование
способности применять приобретенные универсальные учебные действия в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:
Образовательные:
развивать лингвистические способности учащихся, их познавательную активность, мышление и коммуникативную культуру;
совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, умение анализировать текст.
Развивающие:
развивать языковые компетенции учащихся, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях
общения; повышать уровень культуры речи;
развивать мотивацию к речевому самосовершенствованию, учебной деятельности.
Воспитательные:
воспитывать гражданственность и патриотизм, любовь к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
овладевать культурой межнационального общения, воспитывать толерантность;
формировать социально активную, конкурентоспособную личность
Актуальность и перспективность курса
Урок не может вместить все то, что интересует детей и все то, что необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные услов
ия для удовлетворения индивидуальных интересов учащихся и для привития речевых умений, реализации их интеллектуальных и творческих
способностей создает именно внеурочная деятельность. На всех занятиях учащиесяприобретают многие жизненные навыки, учатся самостоятельно
подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой.
Организация деятельности учащихся на занятиях основывается на следующих общедидактических принципах:
- научности;
- наглядности;
- индивидуального подхода к учащимся;
- последовательности и систематичности в изложении материала;
- преемственности и перспективности в усвоении знаний;
- связи теории с практикой;
- доступности;
- занимательности.
Возраст учащихся: 11-12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Форма организации - кружок.
Количество часов – 1 учебный час в неделю (40 минут).
За год (35 недель) – 35 занятий, программа скорректирована на 34 часа
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
- групповые (работа в больших и малых группах);
- индивидуальные;
- парные
Виды деятельности:
- теоретические (лекция, урок-откровение, устный журнал, учёный совет);
- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, видеообсуждение,
работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка
сообщений, выполнение проектов);
- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных
монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:
--викторины;
- лингвистические игры;
- КВН;
- орфографическое лото;
- эстафеты;
-турниры;
- исследование;
- защита проектов.
Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все
это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- теоретическая;
- практическая;
- игровая.
Ведущими технологиями в учебном процессе являются:
- технология проблемно-диалогического обучения
- технология развития критического мышления
- технологии личностно-ориентированного обучения
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных
учебных действий и личностных качеств школьника
Формы и виды контроля.
Формы контроля: творческие работы, проекты, пресс-релиз, аукцион знаний, практикум, мониторинг.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
Система контроля: курс завершается аукционом знаний и защитой проекта (возможно, работа в парах).
Методические рекомендации:
Программа рассчитана на учащихся 7-х классов.
Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Данная
программа внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его
способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Личностные и метапредметные результаты освоения внеурочной деятельности
УУД
Личностные УУД
Ученик научится
Выбирать способы и формы самовыражения и
Ученик получит возможность научиться
Осознавать роль самообразования и самовоспитания.
самореализации.
Вести диалог.
Проявлять устойчивый познавательный интерес.
Регулятивные УУД
Коммуникативные УУД
Познавательные УУД
ИКТ-компетентность
Осознавать устойчивую учебно-познавательную
мотивацию и интерес к учению.
Самооценке и Я-концепции.
Решать моральные дилеммы.
Целеполаганию.
Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Анализировать условия достижения цели.
Учитывать условия и средства достижения целей при их
Планировать пути достижения цели.
планировании.
Управлять своим временем.
Выбирать наиболее эффективные способы достижения
Принимать решения в проблемной ситуации.
цели
Контролировать результаты и способы действия. Управлять своим поведением и деятельностью.
Самостоятельно оценивать и корректировать
Осуществлять познавательную рефлексию.
выполнение действия.
Адекватно оценивать объективную трудность и свои
возможности.
Преодолевать трудности.
Формулировать собственное мнение и позицию. Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать
Учитывать разные мнения.
собственную позицию.
Аргументировать свою точку зрения.
Обосновывать свою позицию с учетом разных мнений.
Задавать вопросы
Брать на себя инициативу.
Сотрудничать, осуществляя планирование,
Осуществлять коммуникативную рефлексию.
взаимный контроль и оказывая взаимопомощь.
Владеть монологической и диалогической формами
Адекватно использовать языковые и речевые
речи в соответствии с грамматическими и
средства.
синтаксическими нормами языка.
Работать в группе.
Проводить наблюдение и эксперимент под
Самостоятельно проводить исследование на основе
руководством учителя.
наблюдения и эксперимента.
Основы реализации проектноСтавить проблему, аргументировать ее актуальность.
исследовательской деятельности.
Выдвигать и проверять гипотезы.
Осуществлять расширенный поиск информации Делать умозаключения и выводы.
с использованием ресурсов библиотек и
Интернета.
Осуществлять сравнение, классификацию.
Строить логическое рассуждение.
Объяснять явления, процессы.
Умение выделять главное и второстепенное в
тексте, выстраивать последовательность
событий.
Искать и хранить информацию.
Использовать различные приемы поиска информации в
Пользоваться устройствами ИКТ.
Интернете в ходе учебной деятельности.
Создавать графические объекты с
использованием компьютерных инструментов.
Осуществлять коммуникации.
Использовать возможности ИКТ в творческой
деятельности.
Взаимодействовать в социальных сетях, форумах.
Содержание программы внеурочной деятельности.
Организационное занятие. Дорога к письменности
Руководитель знакомит обучающихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются
обязанности среди детей, заполняются анкеты. Лекция«Дорога к письменности».
Раздел 1
Тайны русского слова (Лексика. Фразеология)
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей
появления новых слов в русском языке. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте. Мини-сборник пословиц
«О семье», «О Родине».
Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Творческая работа-исследование «Об одном только слове».
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Омофоны, омографы, паронимы. Эстафета «Кто больше?»
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его
товарищи», «Динка».
Работа с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со
значением цвета. Фразеологизмы в художественных произведениях. Викторина по теме «Знаешь ли ты фразеологизмы?»
Раздел 2
Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия) Для чего используют звуковые повторы в речи. Конкурс скороговорок.
Орфоэпические нормы русского языка. Произношение некоторых групп согласных в русском литературном языке. Орфоэпическая эстафета.
Раздел 3
Загадки русского словообразования
(Морфемика. Словообразование. Этимология)
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в
русском языке. Сказочные превращения. Практическая работа «Составление словообразовательных гнёзд – «словесных» деревьев».
Приставки-труженицы. Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Тренировочные
упражнения на правописание приставок, решение кроссвордов, ребусов.
Командиры в корнях слов. Командуют гласные, командуют и согласные. Командует ударение, командует значение слова. Орфографическое
лото.
Устный журнал «История появления имён, отчеств и фамилий в русском языке». Знакомство с наукой антропонимикой. Проект о
происхождении имен. Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала. Защита проекта «Имена и фамилия моей семьи».
Раздел 4
Секретыморфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис)
Самостоятельные и служебные части речи. Практикум. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных.
Грамматический турнир «Узнай меня!».
Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы. Проект «Ребусы – «гимнастика ума».
Звукоподражательные слова, их роль и употребление.
Лингвистическая игра «Неизвестное об известном» на распознавание частей речи.
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.
Лимерики. Игры с рифмой. Знакомство с жанром лимерика. Создание лимериков по школьной тематике.
Раздел 5
Речевой этикет
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора: краткость, содержательность, информативность; дружелюбный тон, вежливость;
четкое произношение слов, фамилий, чисел, средний темп речи; средняя громкость голоса; умеренная эмоциональность.
Практикум «Правила разговора по мобильному телефону в общественном месте».
Многословие. Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Плеоназм. Скрытая тавтология. Наблюдение за речью дикторов, нахождение нарушений языковых норм. Подготовка монолога. Этапы
подготовки монолога: отбор материала, расположение материала, словесное оформление мысли, запоминание, произнесение. Проект «Типы речевых
ошибок школьников».
Как поддержать разговор. Сценарий диалога. Приемы установления и поддержания речевого контакта с собеседником. Демонстрация внимания,
уважения, заинтересованности в теме разговора, в собеседнике. Речевые поддержки разговора: выражение интереса, эмоциональной оценки,
побуждение к продолжению речи, специальные слова.
Формулы речевого этикета. Тематика разговора, ее зависимость от ситуации и участников общения. Правила выбора темы разговора.
Поддержание разговора с соседями, попутчиками. Темы, используемые для поддержания разговора. О чем можно, о чем нельзя говорить в
определенных ситуациях. Проект «Этикетные слова моей семьи».
Лингвистический бой «Знатоки речи
Тематический план внеурочной деятельности «Живое слово».7 класс
№ п/п
Дата
Наименование разделов,
блоков, тем
1
3.09
Организационное занятие.
Лекция «Дорога к
письменности».
Раздел 1
Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)
2
10.09
Язык – вековой труд
поколений
Высказывания великих людей
о русском языке.
Кол-во час.
1
1
3
24.09
Работа с различными
толковыми словарями
1
4
25.09
Конкурс – аукцион на лучшего
знатока пословиц о языке, речи,
грамоте.
1
5
1.10
Лексикография – наука о
составлении словарей. Виды
словарей.
1
1
Характеристика деятельности
учащихся
Формируемые умения (универсальные
учебные действия –УУД)
Распределение обязанностей
среди детей, заполнение
анкеты.
Беседа.
Метапредметные:
Коммуникативные:
слушать и слышать друг друга, с
достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель,
искать и выделять необходимую
информацию.
Познавательные:
извлекают необходимую информацию,
систематизируют собственные знания
Составление текста по
пословице или поговорке о
языке. Составление
этимологического словаря
народной мудрости о языке.
Работа с различными
толковыми словарями, с
историей появления новых
слов в русском языке.
Составление словарной статьи.
Составление мини-сборника
пословиц и поговорок.
Предметные: научиться понимать
высказывания на лингвистическую тему; с
помощью толкового словаря определять
лексическое значение слова.
Метапредметные:
Коммуникативные:
формировать навыки работы в группе,
владеть монологической и диалогической
формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка.
Регулятивные: применять методы
информационного поиска; проектировать
траекторию развития через включение в
новые виды деятельности.
Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы,
связи и отношения, выявляемые в ходе
исследования лексического состава текста.
Личностные:
формирование познавательного интереса и
Работа со словарями, изучение
языковых средств
выразительности;
исследование художественных
произведений.
Жаргоны, диалектизмы,
историзмы и лексические
неологизмы
«Крылатые выражения» и
«афоризмы».
1
22.10
Фразеологизмы – синонимы и
антонимы.
1
Использование в собственной
речи фразеологические
обороты, синонимы, антонимы
и т.д.
Оценивание собственной и
чужой речи с точки зрения
точного, уместного и
выразительного
словоупотребления.
12.11
Работа с фразеологическим
словарём. Фразеологизмы в
художественных
произведениях.
1
Извлечение необходимой
информации из
фразеологического словаря и
использование ее в различных
видах деятельности (конкурс
«Своя игра»).
6
8.10
7
15.10
8
9
1
Анализ текста. Составление
своего текста. Работа в
группах.
Анализ текста. Работа в парах.
Использование приёмов
ознакомительного и
просмотрового чтения.
устойчивой мотивации к проблемнопоисковой деятельности; к
самостоятельному и коллективному
исследованию текста.
Предметные: научиться определять
структуру и значение фразеологизмов
Метапредметные:
Коммуникативные: формировать навыки
самостоятельной работы с последующей
самопроверкой
Регулятивные: проектировать маршрут
преодоления затруднений в обучении через
включение в новые виды деятельности.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования текста и
при работе со словарём.
Личностные:
формирование устойчивой мотивации к
исследовательской и творческой
деятельности.
Раздел 2
Секреты устной речи. (Фонетика. Орфоэпия.)
10
19.11
Почему не всегда совпадает
звучание и написание слова.
1
Анализ и характеристика
отдельных звуков речи.
11
26.11
1
12
3.12
Орфоэпические нормы
русского языка.
Фонетический КВН.
Составление орфоэпического
словника для учеников.
Соревнования в знаниях.
1
Предметные:
освоить алгоритм проведения
фонетического разбора слов.
Метапредметные:
Коммуникативные: владеть монологической
и диалогической формами речи в
соответствии с орфоэпическими нормами
родного языка.
Регулятивные: определять новый уровень
отношения к самому себе как субъекту
деятельности.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, выявляемые в ходе
исследования фонетической структуры
слова.
Личностные: формирование
познавательного интереса к предмету
исследования.
Раздел 3
Загадки русского словообразования.
(Морфемика. Словообразование. Этимология)
Суффиксы для образования
профессий, названия лиц по
месту жительства в русском
языке.
Иноязычные
словообразовательные
элементы в русском языке.
Составление
словообразовательных гнёзд
1
Составление таблицы
«Суффиксы
существительных».
1
Составление алгоритмов к
различным орфографическим
правилам.
Создание письменного текста в
соответствии с
коммуникативной установкой.
Приставки-труженицы.
Опасные согласные в
приставках.
Самые трудные приставки
ПРИ- и ПРЕ-.
1
Составление схемы-алгоритма;
составление тестов.
1
Выполнение тренировочных
упражнений на правописание
приставок, решение
кроссвордов, ребусов.
28.01
Командиры в корнях слова.
1
4.02
Проект «Кто командует
корнями?»
1
Составление алгоритмов к
различным орфографическим
правилам.
Защита проекта
13
10.12
14
17.12
15
24.12
16
14.01
17
21.01
18
19
1
Предметные:научиться применять
алгоритм проверки орфограмм; составлять
индивидуальный маршрут восполнения
проблемных зон в изучаемых темах.
Метапредметные:
Коммуникативные: формировать навыки
сотрудничества в ходе индивидуальной и
групповой работы, с достаточной полнотой
и точностью выражать свои мыслив
соответствии с задачами и условиями
коммуникации.
Регулятивные: проектировать маршрут
преодоления затруднений в обучении через
включение в новые виды деятельности.
Познавательные: объяснять языковые
явления, выявляемые в ходе исследования
структуры, содержания и значения слова; в
ходе конструирования текста на языковом
материале.
Личностные: формирование устойчивой
мотивации к обучению на основе алгоритма
выполнения задачи.
20
11.02
21
18.02
Устный журнал «История
появления имён».
Защита проекта «Имена и
фамилии моей семьи».
1
1
Овладение основными
понятиями антропонимики.
Выполнение проекта о
происхождении имен. Выбор
темы, алгоритма выполнения
работы, сбор материала.
Защита проекта.
Составление словаря имён.
Раздел 4
Секретыморфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)
22
25.02
23
4.03
24
11.03
25
18.03
26
25.03
Самостоятельные и служебные
части речи.
Употребление в речи
существительных,
прилагательных, местоимений,
числительных
Слова вежливости,
междометия. Создаём ребусы.
Звукоподражательные слова, их
роль и употребление.
1
1
1
1
Решение филологических задач. 1
Логогрифы. Шарады.
Составление алгоритмов на
распознавание частей речи.
Конструирование и
редактирование текста.
Создание ребусов, защита
проекта.
Комплексный анализ текста.
Осуществление расширенного
поиска информации с
использованием ресурсов
библиотеки и Интернета.
Предметные: научиться производить
устный и письменный морфологический
разбор слова, анализировать текст.
Метапредметные:
Коммуникативные: использовать
адекватные языковые средства для
отображения в форме речевых
высказываний с целью планирования,
контроля и самооценки.
Регулятивные: самостоятельно выделять и
формулировать познавательную цель,
искать и выделять необходимую
информацию.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования
морфологических признаков слова.
Личностные: формирование устойчивой
мотивации к самостоятельной и
коллективной аналитической деятельности.
Предметные: научиться составлять шарады,
анаграммы и решать кроссворды и
филологические задачи.
27
8.04
Метаграммы. Анаграммы.
28
15.04
Знакомство с жанром лимерика. 1
Лимерики на школьную тему.
1
Решение и составление
метаграмм, анаграмм,
лингвистических загадок,
кроссвордов.
Презентация.
Метапредметные:
Коммуникативные:
планировать общие способы работы,
обмениваться знаниями между членами
группы для принятия эффективных
совместных решений.
Регулятивные: проектировать маршрут
преодоления затруднений в обучении через
включение в новые виды деятельности
Раздел 5
Речевой этикет
29
22.04
Телефонный разговор. Общие
1
правила телефонного разговора.
30
29.04
Многословие. Речевая
избыточность и речевая
недостаточность
1
31
6.05
Плеоназм. Скрытая тавтология.
1
Освоение общих правил
телефонного разговора.
Практическое выполнение
тренировочных упражнений по
ведению телефонного
разговора, соблюдая основные
правила этикета телефонного
общения.
Овладение приемами
подготовки монолога: отбор
материала, расположение
материала, словесное
оформление мысли,
запоминание, произнесение.
Изучение приемов
установления и поддержания
речевого контакта с
собеседником на разных
стадиях беседы. Наблюдение за
речью дикторов, нахождение
нарушений языковых норм.
Подготовка монолога. Этапы
Предметные: научиться выявлять
компоненты речевой ситуации в
зависимости от задачи высказывания.
Метапредметные
Коммуникативные:
проявлять речевые действия-использовать
адекватные языковые средства для
отображения в форме речевых
высказываний своих чувств, мыслей,
побуждений и иных составляющих
внутреннего мира.
Регулятивные: осознавать самого себя как
движущую силу своего научения, свою
способность к преодолению препятствий и
самокоррекции.
Познавательные: объяснять языковые
явления, процессы, связи и отношения,
выявляемые в ходе исследования структуры
текста.
Личностные: формирование навыков
конструирования текста-рассуждения.
подготовки монолога: отбор
материала, расположение
материала, словесное
оформление мысли,
запоминание, произнесение.
32
13.05
Приемы установления и
поддержания речевого контакта
с собеседником.
1
33
20.05
Речевые поддержки разговора
1
34
27.05
Лингвистический бой «Знатоки
речи».
1
Практическая отработка
умений вести диалог,
использование речевых
поддержек в разговоре.
Практическая отработка
умений поддерживать разговор
со сверстником и старшими,
использование речевых
поддержек в разговоре. Защита
проекта.
Разыгрывать ситуации.
Материально-техническое обеспечение программы
Библиотечный фонд
Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы. Автор-составитель В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2016.
Новые образовательные стандарты. Организация внеурочной деятельности учащихся по русскому языку. 5-11 классы. Автор-составитель Т.А.Чернова.
М.: Планета, 2016.
Печатные пособия
Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев», Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся. Москва, «Просвещение».
АО «Учебная литература», 2015г.
Чаплыгина И.Д. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М.: Владос, 2014.
Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку//Москва Айрис-пресс, 2015г.
Полякова А.В. «Превращения слов», Русский язык в кроссвордах и головоломках, Издательство «Учебная литература», 2016 г.
Бройде М.Г. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. М.: ВАКО, 2015.
Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. М.: Дрофа, 2016.
Яранцев Р.И. Русская фразеология. Словарь-справочник. М.: Русский язык,2014.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю.Шведовой. М.: Русский язык, 1986.
Иванова В.А. Занимательно о русском языке. Пособие для учителя. Л.: Просвещение,2015.
Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное
издание. Дрофа. 2017.
Шанский Н.М.Лингвистические детективы. Москва. Дрофа.2015.
Технические средства обучения
Компьютер
Интерактивная доска