цифровой
Литвинова Подписано
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Ирина
Дата: 2022.03.03
Николаевна 22:25:48 +03'00'
Пояснительная записка
"Я познаю мир"
10 – 11 класс (1 ч. в неделю)
Авторская инновационная учебная программа по географии «Я познаю мир»_10-11_
класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 № 413(в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 №
1645, от 31.12.2015 № 1578, от 29.06.2017 № 613) (далее – ФГОС среднего общего
образования);
-- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством
просвещения Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от 20.05.2020
№254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим
советом по учебникам;
- О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и
допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу
Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО
одобренных Федеральным Научно-методическим советом по учебникам;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729
«Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий,
которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего
образования образовательных учреждениях» (с изменениями);
- Примерная программа по учебному предмету «__география_» автора Бахчиевой О.А.
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №3 г.
Донецка
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных
предметов (курсов) педагогов в муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования
«город Донецк»;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2021__ - 2022__
учебный год
Глобальными целями естественно - научного образования в свете требований ФГОС
являются:
• социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее
норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой
природы;
• приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)
ценностей,
накопленных
обществом
в
данной
сфере
Помимо
этого,
естественно-научное
образование
призвано
обеспечить:
• ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности
жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание;
воспитание
любви
к
природе;
• развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой
природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных
знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных
умений;
• овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными,
ценностно-смысловыми,
коммуникативными;
• формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе
познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоциональноценностному отношению к объектам живой природы.
. Цели и задачи курса:
Главной целью курса является формирование у школьников законченных
широких представлений о социально-экономической составляющей географической
картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично
изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и
путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его
объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и
явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами
мира, его регионов и крупнейших стран;
сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного
мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и
региональном уровнях;
развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие
способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями
проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся,
воспитывать чувство патриотизма;
вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им
самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу;
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические
материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки
важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической
и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их
возможного развития;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам,
бережного отношения к окружающей среде.
География – важная из наук, так как она самая интегральная и интегрирующая все
сферы знаний, и гуманитарные и естественно-научные, кроме того, она ориентирует
человека в пространстве, в окружающем мире, что крайне важно. В условиях внедрения
ФГОС ООО, при относительно новом понимании цели (осуществление процесса
познания) и, новых результатов обучения, содержание обучения становится важным
аспектом. Осмысление механизмов обновления предметного содержания по географииодна из многих актуальных проблем. Для достижения новых результатов, прежде всего,
должно измениться содержание образования. Единство содержательной и процессуальной
сторон обучения составляет суть понятия «содержание образования».
Актуальность программы: заключается в получении новых и закреплении уже
имеющихся знаний по географии. Географическое образование в основной школе
обеспечивает формирование картографической грамотности, навыков применения
географических знаний в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования
разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и
явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, что позволяет реализовать заложенную в образовательных стандартах
метапредметную направленность в обучении географии. Обучающиеся получат
возможность познакомиться и овладеть научными методами решения различных
теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать,
проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять
их с объективными реалиями жизни.
Важную роль играют географические карты в преподавании географии. Использование их
как наглядного материала, и работа с ними как важными источниками географических
знаний способствует развитию у обучающихся пространственного воображения,
географического мышления. Практические работы, построенные на основе
географических карт, статистическими материалами или с их созданием, активизируют их
учебную деятельность. В школе развивается направление, связанное с развитием
первичных научных умений и навыков наиболее подготовленных обучающихся. В этом
плане картография, картографирование территориального размещения различных
объектов и явлений, анализ получившихся картографических материалов может служить
примером реальных научных результатов деятельности обучающихся. Максимально
широкий спектр возможных творческих и познавательных способствует развитию у детей
различных умений и навыков для исследовательской работы.
Широкое понимание нового образовательного результата нашло своё отражение в
сформулированных требованиях ФГОС. Программа направлена на создание и
организация условий, инициирующих самостоятельную учебную деятельность
школьников (системно-деятельностный подход), ведущую к новым образовательным
результатам – формированию УУД. ФГОС основного общего образования предполагает
изменения в организации образовательного процесса. На современном этапе цель
географического образования — формирование в сознании учащихся системы взглядов,
принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной
деятельности в быстро меняющемся мире.
Концепция: данная программа формирует представление о человеческой деятельности во
взаимодействии с окружающей средой на локальном, региональном и глобальном
уровнях, играет ключевую роль в формировании российской идентичности. Программа
носит
мировоззренческий характер, формирующий у обучающихся комплексное,
системное представление о своей стране и о Земле в целом. Эта программа способна
успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и
общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного
уровня обучающихся. Наряду с историей Отечества, а также русским языком и
литературой, программа по географии «Я познаю мир» - способствует формированию у
обучающихся традиционных российских духовных ценностей и самосознания.
Программа обеспечивает:
формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и
культурой многонационального народа России;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
формирование любви к своему краю и своему Отечеству, уважения к своему народу, его
культуре и духовным традициям;
формирование патриотизма, социальной ответственности, экологической грамотности;
формирование расширенного кругозора и повышение общей эрудиции, развитие
пространственного мышления и владение основами научных методов познания
окружающего мира;
основу для подготовки будущих специалистов в областях географических наук, а также в
сферах
экономики,
государственного,
регионального
и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования,
прогнозирования и ликвидации последствий стихийных бедствий, экологического
мониторинга, миграционной политики, экологического менеджмента и рационального
природопользования, международных отношений, журналистики и туризма;
начальную подготовку обучающихся в области широкого использования информационнокоммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни (систем глобального
позиционирования,
электронных
карт
и геоинформационных систем).
Инновационность: на основе географических знаний программа способствует
личностному самоопределению школьника, развитию мышления, гармонии с собой, а
также с территорией и населяющими её людьми, с их социальными, культурными,
национальными, духовными особенностями.
Содержание программы направлено на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой
составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям,
структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную
деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои
мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе),
представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог,
дебаты.
При освоении программы курса ведущей является познавательная деятельность.
Основные
виды
учебных
действий
ученика - умение
составлять
характеристику, объяснять, сравнивать,
систематизировать, выявлять зависимость,
анализировать. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих
практических работ. А значит, практические работы в географии – это основа достижения
не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Специфика географии
как предмета предполагает обязательную практическую деятельность, которая является
неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса при изучении нового материала,
повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля:
тестовый контроль, топографические и географические диктанты, работы с контурными
картами, статистические материалы.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и продуктивные
задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и
сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов).
Средством формирования познавательных УУД
продуктивные задания учебника, нацеленные на:
служат
учебный
материал
и
осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его
отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление
учащихся;
использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования
современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного
диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а
также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает
распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их
изучения.
По содержанию курс географии сочетает в себе элементы общей географии и
комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся
представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание
географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения
населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие
географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных
территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное
представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у
школьников познавательный интерес к другим народам и странам.
В содержание программы включён материал, на основе которого учащиеся овладевают
методами изучения природы, населения, хозяйства – теоретическими и практическими.
Для овладения теоретическими методами продолжается работа с планами изучения
географических понятий, компонентов, природы, территорий, стран. Овладению
экспериментальным методом познания способствуют специальные занятия по
выполнению практических заданий, на основе которых формируются умения проводить
наблюдения, анализировать карты и статистический материал, делать обобщения и
устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями. Для
практических занятий используются вариативные методы: в зависимости от учебных
возможностей учащихся применяются репродуктивные задания (по плану) и задания
исследовательского характера.
Формы организации познавательной деятельности разнообразны, наиболее часто
применяется работа в группах при выполнении заданий связанных с анализом карт и
обобщением материала, по разработке проектов; работа в парах при отработке
номенклатуры; индивидуальная при подготовке сообщений и рефератов.
Система контроля и оценки знаний учащихся разрабатывается на основе требований
государственного стандарта, в соответствии с содержанием учебного материала по
каждой теме. Она включает само-, взаимоконтроль, учительский контроль и позволяет
оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
- включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ей
(репродуктивный, конструктивный, творческий);
- взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности
в группах;
- содержание и форма представляемых исследовательских работ и проектов; - публичная
защита творческих работ, проектов;
- представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм,
картосхем.
Курс «Я познаю мир» в старших классах средней школы занимает особое место,
он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у
учащихся представление об окружающем мире, понимание основных тенденций и
процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы,
населения и хозяйства земного шара.
Курс по географии мира ориентируется, прежде всего, на формирование общей
культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих
задач общего образования, задач социализации личности.
Курс завершает формирование у учащихся представлений о географической
картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и
природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и
географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и
региональных явлений и процессов, разных территорий.
Таким образом, предлагаемый курс географии можно назвать курсом географии
для всех, вне зависимости от выбранного профиля обучения.
Роль: данный курс занимает важное место в системе географического образования
школьников, формируя широкие представления о социально-экономической
составляющей географической картины мира и развивая географическое мышление.
Значимость: этот курс обобщает географические знания, полученные учащимися в
основной школе, и рассматривает географические аспекты важнейших проблем
современности как в общем, глобальном масштабе, так и на региональном уровне.
Практическая направленность:
В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический,
дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу
учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения,
приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах
будущей деятельности
Преемственность: по содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает
в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии
основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего
(полного) общего образования. Структура курса следует логике учебного предмета, все
разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при
познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе
– теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.
Планируемые результаты:
Знать/понимать:
основные географические понятия и термины: экономическая и социальная
география, метод, географическая среда, природно-ресурсный потенциал, экологическая
емкость, лесистость, марикультура, глобальные проблемы человечества, воспроизводство
населения, демографический взрыв, теория демографического перехода, демографическая
политика, депопуляция, нация, народ, народность, дискриминация, экономически
активное население, демографическая нагрузка, урбанизация, субурданизация,
агломерация, мегаполис, миграции населения, уровень жизни, мировое хозяйство,
международная хозяйственная специализация, международное географическое разделение
труда (МГРТ), научно-техническая революция (НТР), «зеленая революция»,
монокультура, политическая карта, страна, государство, унитарное государство,
федеративное государство, монархия, республика, валовый внутренний продукт,
политическая география, геополитика, внешнеторговы й оборот;
традиционные и
новые
методы
географических исследований:
сравнительный, описательный, картографический, исторический, математический, метод
географического моделирования (МГМ), геоинформационные системы (ГИС) и др.;
особенности размещения минеральных ресурсов и
их главные
месторождения, а также особенности размещения и территориальные сочетания
земельных, лесных, рекреационных, ресурсов Мирового океана;
численность и динамику изменения населения мира, отдельных регионов и
стран, их этногеографическую специфику, наиболее крупные языковые семьи и народы
мира, ареалы их распространения;
основные направления внешних и внутренних миграций;
проблемы современной урбанизации;
географические особенности отраслевой и территориальной структуры
мирового хозяйства, размещение его основных отраслей, традиционные, новые и
новейшие отрасли промышленности;
географические аспекты глобальных проблем человечества.
Уметь:
определять и сравнивать по разным источникам информации
географические тенденции развития природных, социально-экономических и
геоэкологических объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных регионов и стран,
их демографическую ситуацию, уровни урбанизации, и территориальной концентрации,
населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений
отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для
проведения
наблюдений
за
природными,
социально-экономическими
и
геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием
разнообразных факторов;
описывать мировые экономические связи, причины экономической
интеграции стран мира, роль транснациональных компаний и банков;
составлять географические карты различной тематики для составления
географических характеристик населения, отраслей мирового хозяйства регионов и стран
мира.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
для объяснения влияния природных и социально-экономических факторов
на особенности размещения населения Земли; направления современных миграций
населения; размещения основных промышленных и сельскохозяйственных районов мира;
различий в уровне экономического развития; причин возникновения и обострения,
взаимосвязи глобальных проблем человечества;
для прогнозирования роста народонаселения Земли в целом; тенденций
изменения возрастного и полового состава населения по данным об изменении прироста
населения; основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в
современном мире;
для
нахождения географической информации
(включая
карты,
статистические данные, информационные системы и ресурсы Интернета) в целях
правильной оценки важнейших социально-экономических событий и международной
жизни, тенденции их возможного развития.
Перечень обязательной географической номенклатуры.
названия и столицы крупнейших по площади и населению стран;
географические регионы мира;
монархии и республики мира по регионам;
унитарные и федеративные государства по регионам мира;
основные международные организации (ООН, ЮНЕСКО);
страны, входящие в важнейшие международные объединения («Большая
восьмерка», ЕС, НАТО, АСЕАН, ОПЕК, ФАО, МАГАТЭ);
страны с населением более 100 млн человек;
основные регионы повышенной плотности населения на Земле;
ареалы распространения крупнейших народов, мировых религий, культурноисторические центры;
крупнейшие агломерации и мегаполисы;
регионы и страны с наиболее крупными запасами нефти и газа, угля и
других видов топливных и минеральных ресурсов; основные направления их перевозок;
регионы с наиболее значительными земельными, лесными, водными,
гидроэнергетическими ресурсами, ресурсами нетрадиционной энергетики;
размещение сырьевой базы отдельных отраслей и первые десятки стран
основных производителей продукции (по отраслям), главные страны – экспортеры и
импортеры данной продукции;
десятка ведущих стран по душевому производству электроэнергии;
основные страны и районы добычи сырья для черной и цветной
металлургии; основные направления перевозок сырья и готовой продукции;
основные страны производители черных и цветных металлов;
основные машиностроительные регионы мира, страны, являющиеся
главными производителями и экспортерами в автомобилестроении, станкостроении,
судостроении, электротехнической промышленности, крупнейшие мировые центры
машиностроения;
страны, имеющие значительную сырьевую базу для развития химической и
деревообрабатывающей промышленности мира, основные страны – производители
минеральных удобрений, полимеров, лесной продукции;
главные регионы и страны легкой промышленности, основные
производители и экспортеры сырья для текстильной промышленности;
ведущие
страны-производители
основных
зерновых,
масличных,
сахароносов, тонизирующих, клубнеплодных, технических непродовольственных
культур; а также страны экспортеры и импортеры основной сельскохозяйственной
продукции;
главные страны мирового рыболовства;
основные порты мира, важнейшие морские каналы и проливы, основные
внутренние водные пути мира, главные воздушные державы мира;
ведущие страны мира по протяженности и плотности автомобильных и
железных дорог;
крупнейшие старопромышленные районы, индустриальные страны, районы
нового освоения, свободные экономические зоны;
основные
мировые
центры
и
районы:
промышленные,
сельскохозяйственные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые,
рекреационные.
В результате изучения курса «Экономическая и социальная география мира» на
базовом уровне учащиеся должны
знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы
географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения
мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в
уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы
современной урбанизации;
географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового
хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику
отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического
развития, специализации в системе международного географического разделения
труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
особенности современного геополитического и геоэкономического положения
России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические
тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических
объектов, процессов и явлений;
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира,
их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной
концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и
техногенных изменений отдельных территорий;
применять разнообразные источники географической информации для
проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и
геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под
влиянием разнообразных факторов;
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;
таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие
географические закономерности различных явлений и процессов, их
территориальные взаимодействия;
сопоставлять географические карты различной тематики;
Обладать базовыми компетенциями, то есть использовать приобретенные знания и
умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и
ситуаций;
нахождения и применения географической информации, включая карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
правильной оценки важнейших социально-экономических событий
международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России,
других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха,
деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Обладать ключевыми компетенциями:
Информационно-технологические
Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий
самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по
заданной теме;
Способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и
по существу;
Коммуникативные:
Умения работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением
и умением отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе
взаимопомощи и уважения
Умения обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе
коммуникации;
Учебно-познавательные:
Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно
организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять
задачи, для её достижения, выбирать пути решения этих задач;
Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места,
режим работы, порядка;
Умения и навыки мыслительной деятельности: выделения главного, анализ и
синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи,
формулирование выводов, решения задач;
Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий: организация
само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и
навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне
назовем следующие:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными
статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор
критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том
числе в геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и
процессов;
— основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной
и практической деятельности
Технологии
Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей школьной
образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и
безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность
ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является
целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной
цели.
Интеграционные технологии. В связи с постоянным увеличением объема изучаемого в
школе учебного материала разрабатываются технологии интеграции в обучении, в
частности автором разработаны и внедрены в практику интегрированные уроки
(география и музыка, география и физика, география и литература).
Технология дифференцированного обучения также хорошо известна в методике географии.
При ее применении ученики класса делятся на условные группы с учетом их
типологических особенностей. При формировании групп учитываются личностное
отношение школьников к учебе, степень обученности, интерес к изучению предмета, к
личности учителя. Создаются разноуровневые задания, дидактический материал,
различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения
заданий, а также для диагностики результатов обучения.
В практике работы автора широко распространена технология учебно-игровой
деятельности. Учебная игра как педагогическая технология дает положительный
результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и ученики, и сам
учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко
обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические
приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.
Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех участников
образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации, формой,
помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени, пережить
имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его, ориентировать
в реальной жизни. Игровые технологии всегда находились в поле активного зрения всех
участников образовательного процесса, являясь комплексным носителем информации,
формой, помогающей вспомнить, осмыслить материал за короткий промежуток времени,
пережить имеющийся личный опыт в новых ситуациях, тем самым организовать его,
ориентировать в реальной жизни.
Новые компьютерные технологии. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет
задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их
активность на протяжении всего урока. С появлением в школах мультимедийных дисков
по предметам появилась возможность использования компьютерных технологий на
уроках географии. При использовании компьютера значительно увеличивается доля
самостоятельной работы учащихся, дети работают под контролем не только учителя, но и
специальных средств. Благодаря такой форме работы намного легче и быстрее
осуществляется обратная связь и как следствие пошаговый самоконтроль и самооценка. В
образовательном процессе педагог использует возможности информационных технологий
в целях повышения наглядности изучаемого материала через демонстрацию электронных
презентаций, видеоматериалов на уроках. Использование на уроке информационных
технологий позволяет педагогу поднять процесс обучения на качественно новый уровень,
а это значительно повышает эффективность усвоения материала. Компьютерные
технологии повышают мотивацию учения, позволяют индивидуализировать,
интенсифицировать обучение, создают условия для самостоятельной работы,
способствуют выработке самооценки у учащихся, служат справочником, обучающим
устройством и тренажёром.
Здоровьесберегающие технологии лежат в основе планирования учебного времени.
Внедряя в систему своей работы здоровьесберегающих технологий, автор данной статьи
определил следующий ряд педагогических факторов, положительно влияющих на
здоровье детей:
- разнообразие форм и методов здоровьесберегающей деятельности;
- организация двигательного режима детей (с учетом их возрастной динамики);
- отсутствие стрессовой педагогической тактики;
- четкое соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным
возможностям школьников;
Наименование
разделов, тем
учебной программы
Введение.
Раздел 1. Общий
обзор современного
мира.Политическое
устройство мира
Содержание учебного предмета 10 класс
Основное содержание программы
Формы организации
учебной деятельности
Политическое устройство мира
Политическая карта мира. Изменения на
политической карте мира в Новейшее
время.
Многообразие
стран
современного мира и их основные
группы. Государственный строй, формы
правления
и
административнотерриториального устройства стран
мира. Геополитика и политическая
география.
Международные
организации. Роль и место России в
современном мире.
Природа и человек в Взаимодействие человечества и природы
современном мире в прошлом и настоящем. Природные
ресурсы
Земли,
их
виды.
Ресурсообеспеченность.
Природно ресурсный
потенциал
разных
территорий. Территориальные сочетания
природных
ресурсов.
География
природных ресурсов Земли. Основные
типы природопользования. Источники
загрязнения. Оценка обеспеченности
человечества
основными
видами
природных ресурсов. Анализ карт
природопользования с целью выявления
районов
острых
геоэкологических
лекции
Практическая работа:
«Оценка
обеспеченности
разных регионов и
стран основными
видами природных
ресурсов»
Население мира
Мировое хозяйство
и география
основных отраслей
ситуаций
Численность,
динамика
и
размещение
населения
мира.
Воспроизводство
и
миграции
населения. Структура населения.
Демографическая ситуация в разных
регионах
и
странах
мира.
Характеристика трудовых ресурсов и
занятости населения крупных стран и
регионов
мира.
Расселение
населения. Специфика городских и
сельских поселений. Масштабы и
темпы урбанизации различных стран
и регионов мира. География религий
мира. Основные очаги этнических и
конфессиональных
конфликтов.
Оценка основных
показателей уровня и качества жизни
населения. Анализ карт населения.
Мировое хозяйство, основные этапы его
развития. Отраслевая и территориальная
структура хозяйства мира. География
основных отраслей производственной и
непроизводственной сфер, регионов
различной специализации. Мировая
торговля
и
туризм.
Основные
международные
магистрали
и
транспортные узлы. Международная
специализация крупнейших стран и
регионов
мира,
интеграционные
отраслевые и региональные союзы.
Ведущие страны-экспортеры основных
видов продукции. География мировых
валютно-финансовых отношений.
Анализ экономических карт. Выявление
неравномерности
хозяйственного
освоения
разных
территорий.
Определение
международной
специализации крупнейших стран и
регионов
мира.
Установление
взаимосвязей
между
размещением
населения, хозяйства и природными
условиями на конкретных территориях.
География
мировых
валютнофинансовых отношений
Крупнейшие
международные
отраслевые и региональные союзы.
Международная торговля - основные
лекции
Практическая
работа: «Определение
основных направлений
международной
торговли; факторов,
определяющих
международную
специализацию стран и
регионов мира»
направления и структура.
центры мировой торговли.
Главные
11 класс
Раздел
2.Региональная
характеристика
мира
Зарубежная
Европа
Зарубежная Азия
Северная Америка
Латинская
Америка
лекция
Страноведение и характеристика
стран. Региональное деление мира.
Геополитика
и
политическая
география.
Международные
организации.
Комплексная географическая
характеристика природных ресурсов,
населения и хозяйства зарубежной
Европы. Региональные различия.
Особенности географического
положения, природно-ресурсного
потенциала, населения, хозяйства,
культуры, современные проблемы
развития наиболее крупных стран мира.
Внутренние географические различия
стран. Характеристика отдельных стран
Европы.
Комплексная географическая
характеристика природных ресурсов,
населения и хозяйства зарубежной Азии.
Региональные различия. Особенности
географического положения, природноресурсного потенциала, населения,
хозяйства, культуры, современные
проблемы развития наиболее крупных
стран мира. Внутренние географические
различия стран.
Комплексная географическая
характеристика природных ресурсов,
населения и хозяйства Северной
Америки. Региональные различия.
Особенности географического
положения, природно – ресурсного
потенциала, населения, хозяйства,
культуры, современные проблемы
развития наиболее крупных стран мира.
Внутренние географические различия
стран.
Комплексная
географическая
характеристика природных ресурсов,
Практические
работы:
1.Обозначение
на
контурной карте границ
субрегионов Европы.
2. Разработка маршрута
туристической поездки
по странам Европы.
Практические
работы:
1.
Сравнительная
характеристика
экономикогеографического
положения двух стран
Азии.
2. Обозначение на
контурной карте границ
субрегионов Азии. 3.
Разработка
маршрута
туристической поездки
по странам Азии.
Практическая работа:
1. Заполнение таблицы
«Экономические
районы США».
Практические работы:
1. Составление
населения и хозяйства Латинской
Америки.
Региональные
различия.
Особенности
географического
положения,
природно-ресурсного
потенциала,
населения,
хозяйства,
культуры,
современные
проблемы
развития наиболее крупных стран мира.
Внутренние географические различия
стран.
картосхемы
«Природные
ресурсы
субрегионов Латинской
Америки».
2. Разработка маршрута
туристической поездки
по странам Латинской
Америки.
Австралия и
Океания
Комплексная географическая
характеристика природных ресурсов,
населения и хозяйства Австралии и
Океании. Региональные различия.
Особенности географического
положения, природно-ресурсного
потенциала, населения, хозяйства,
культуры, современные проблемы
развития наиболее крупных стран мира.
Внутренние географические различия
стран.
лекции
Африка
Африка «Визитная карточка» региона.
Деление Африки на субрегионы. ЮАР.
Республика Кения – типичная
развивающаяся страна Африки. Краткая
историческая справка. Основные черты
ее экономико-географического
положения, государственного строя,
природы, населения и хозяйства.
Богатейший рекреационный потенциал и
его использование.
Россия в мире
Социально-экономические показатели
уровня жизни населения мира. Россия в
современном мире. Современный мир и
глобальные проблемы человечества.
Практические
работы: 1. Оценка
ресурсного потенциала
одной из африканских
стран по картам
школьного атласа. 2.
Подбор рекламно информационных
материалов для
обоснования
деятельности
туристической фирмы в
одном из
субрегионов Африки.
Лекции, конференции
Резерв
конференции
Основные содержательные линии:
1-я линия развития – осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
2-я линия развития – освоение системы географических знаний о природе,
населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов
и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между
ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия
внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
3-я линия развития – использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа
разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и
качественных характеристик компонентов природы.
4-я линия развития – использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
5-я линия развития – понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам
изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению
природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации
человека к условиям окружающей среды.
Основные дидактические материалы:
Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии. 10 класс. – М.:
Экзамен, 2006.
Макарцева Л. В. География. 10 класс. Проверочные работы (тетрадь). – Саратов:
Лицей,
2008.
Программа: География. 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений. М.: ВентанаГраф, 2007
Учебник: Бахчиева О.А. Экономическая и социальная география мира: 10 класс: учебник
для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.А. Бахчиева; под ред. В.П. Дронова. –
2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009
Методическое обеспечение:
1. Баранчиков Е.В. Тесты по географии. 10 класс. М.: Экзамен, 2007
2. Перлов Л.Е. Дидактические карточки-задания по географии. 10 класс. М.: Экзамен,
2006
3. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. 6 – 10
классы. – М.: Школа-Пресс, 2001
4. Родионова И.А. Экономическая география. Учебно-справочное пособие. М.:
Экзамен, 2003
5. Гдалин Д.А. Глобальная география. 11 класс
6. л. – М.: Дрофа, 2002
Технические средства обучения
1. Экран
2. Ноутбук
3. Мультимедийный проектор
4. Колонки
Система оценки достижений обучающихся
Защита на семинарах
практические работы
тестирование
устный опрос предусматривает проведение их как в традиционной, так и в тестовой
формах с оцениванием по пятибалльной системе.
Форма итоговой аттестации: тестирование
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При
оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность,
осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность
использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний
предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный
подход к организации работы в классе.
Исходя из поставленных целей, учитывается:
• Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий,
точность употребления научных терминов.
• Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.
• Самостоятельность ответа.
• Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Программа реализует принципы системно-деятельностного подхода, согласно которым
учебник является не только основным источником информации, но и важнейшим
средством организации деятельности учащихся по достижению предметных,
метапредметных и личностных результатов обучения. Деятельностный подход позволяет
организовать самостоятельную работу учащихся с картографическим, статистическим и
иллюстративным материалом. Таким образом, программа: реализует требования к
результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего
образования; обеспечивает достижение предметных результатов путем формирования у
учащихся целостной системы комплексных знаний о современном мире, о
закономерностях размещения населения и хозяйства, об особенностях, динамике и
территориальных следствиях главных социально-экономических процессов, проблемах
взаимодействия общества и природы; в соответствии с принципами системнодеятельностного подхода направляет и организует деятельность учащихся, давая им
возможность работать с разнообразной информацией и вырабатывать разнообразные
метапредметные умения; создает мотивацию для изучения предмета; способствует
реализации интересов и развитию творческого потенциала, а в конечном итоге
формированию глубокой разносторонней личности учащихся.