Шахматная школа 5 класс

цифровой
Литвинова Подписано
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Ирина
Дата: 2022.10.30
Николаевна 22:42:05 +03'00'

1

Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Шахматная школа» для 5классов составлена на основе следующих
нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
 Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного
общего образования);
• - Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17
декабря 2010 № 1897»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об
утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности Министерства образования и
науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672;
• Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
• - Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
• Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной деятельности педагогических работников
МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
• - Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка на 2022 - 2023 учебный год.

2

Обучение по программе «Шахматная школа» проходит в центре естественно-научной и технологической
направленностей «Точка роста». Его современное оснащение позволяет развивать шахматное образование, дает
возможность приобрести навыки работы в команде, подготовить к участию в шахматных турнирах.
Программа для школьников 5 классов «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление
внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г.
Сухин.
Цели программы:
1. Обучить правилам игры в шахматы.
2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил шахматного кодекса.
3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
1. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
2. Научить ориентироваться на шахматной доске.
3. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
4. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
5. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
6. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
7. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
8. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
9. Сформировать умение записывать шахматную партию.
10. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
11. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, формы волевого управления поведением.
Актуальность программы обусловлена тем, что на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в
значительной степени способствующая становлению личности школьников, наиболее полному раскрытию их
творческих способностей.
3

Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков —
сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких
качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к
творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что курс по обучению игре в шахматы максимально
прост и доступен школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом
предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение
дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная
игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут. Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и
коллективные (игровая деятельность).
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. В 2022 – 2023 учебном году программа
скорректирована согласно производственному календарю на 33часа..
Формы и методы организации занятий – индивидуальные, групповые и коллективные (игровая
деятельность).
- практическая игра;
- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- игровые упражнения;
- участие в турнирах

Результаты освоения программы внеурочной деятельности
4

Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности,
на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и
причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
5

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и
называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее
и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста,
рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один
ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые,
слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте; Основные
тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить
комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
К концу учебного года дети должны знать:
шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное
положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат,
ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного
кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.

6

Содержание программы «Шахматная школа»
Программой предусматривается 33 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть
тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных
тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее
игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать
сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Программа разработана с применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной
группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи, детям предлагаются более легкие дидактические
задания, чем детям постарше, при этом последовательность изложения материала остается прежней.
1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания
«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски
кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из
учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.
«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные
фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».
«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать,
какая фигура
загадана.
7

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга.
Чем отличаются? (Цветом, формой.)
«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в
сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило
«ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную
позицию.
«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном
положении.
«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и
бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР
(основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны,
одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые,
королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий,
развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом
фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске,
уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на
«заминированные» поля и не перепрыгивая их.
«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на
«заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.
8

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения
по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.
«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки
шахматной доски.
«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью
установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом
фигуры противника.
«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет
победителя.
«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы
не оказаться под боем.
«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.
«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру.
«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из
своих фигур.
«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями.
Выигрывает
тот,
кто
побьет
все
фигуры
противника

9

П р и м е ч а н и е . Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные,
как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля)
моделируют в доступном для детей 6—7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются
шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими,
эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под
шахом или нет.
«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.
«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному
королю.
«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит
первый шах.
«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания
«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом
следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
10

Тематическое планирование
№

Тема занятия

Дата 5а
класс

Дата 5б
класс

1. Шахматная доска
1.

Знакомство с
шахматной доской

2.

Шахматная доска

01.09

01.09

08.09

08.09

15-22.09

15-22.09

2. Шахматные
фигуры.
3.
4.

Знакомство с
шахматными фигурами

курса «Шахматная школа»
Виды деятельности
Чтение и инсценирование дидактической сказки
«Удивительные приключения шахматной доски».
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля.
Чередование белых и черных полей на шахматной доске.
Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Расположение доски между партнерами.
Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята –
хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в
горизонтали. Количество горизонталей на доске.
Вертикальная линия. Количество полей в вертикали.
Количество вертикалей на доске. Чередование белых и
черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ.
Отличие диагонали от горизонтали и вертикали.
Количество полей в диагонали. Короткие диагонали.
Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
Дидактические задания и игры «Горизонталь»,
«Вертикаль», «Диагональ».
Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина
«Приключения в шахматной стране». Дидактические
задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка»,
«Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая
или маленькая».
11

5.

3. Начальная
расстановка фигур.
Начальное положение
29.09

29.09

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи.
Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший
путь».

4. Ходы и взятие
фигур.

6.

7.

8.

9.

Знакомство с
шахматной фигурой.
Ладья.
Ладья в игре.

Знакомство с
шахматной фигурой.
Слон.

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило:
«Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальным положением
фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и
нет», «Мяч».

06.10

06.10

13.10

13.10

20.10

20.10

27.10

27.10

Слон в игре.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного
поля», «Защита контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против
одной, две ладьи против двух), «Ограничение
подвижности».
Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.
Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и
одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».
Дидактические задания и игры «Захват контрольного
поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два
слона против одного, два слона против двух),
12

10.

Ладья против слона.

10.11

10.11

11.

Знакомство с
шахматной фигурой.
Ферзь.

17.11

17.11

24.11

24.11

12.

13.

14.

Ферзь в игре.

Ферзь против ладьи и
слона.

Знакомство с
шахматной фигурой.

01.12

01.12

08.12
08.12

«Ограничение подвижности».
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».
Термин «стоять под боем». Дидактические задания и игры
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи
против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против
двух слонов, сложные положения), «Ограничение
подвижности».
Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие.
Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры
«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
Дидактические задания и игры «Захват контрольного
поля», «Защита контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение
подвижности».
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против
слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения),
«Ограничение подвижности».
Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие.
Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры
13

Конь. Конь- легкая
фигура

15.

16.

17.

18.

19.

«Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин»,
«Кратчайший путь».
15.12

15.12

Конь в игре.

Конь против ферзя,
ладьи слона.

22.12

22.12

12.01

12.01

19.01

19.01

26.01

26.01

02.02

02.02

Знакомство с пешкой.

Пешка в игре.

Пешка против ферзя,
ладьи, коня, слона.

Дидактические задания и игры «Захват контрольного
поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня
против одного, один конь против двух, два коня против
двух), «Ограничение подвижности».
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против
ладьи, конь против слона, сложные положения),
«Ограничение подвижности».
Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая,
слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие.
Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические
задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин».
Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение»
(пешка против пешки, две пешки против одной, одна
пешка против двух, многопешечные положения),
«Ограничение подвижности».
Дидактические задания и игры» Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры»,
14

20.

21.

Знакомство с
шахматной фигурой.
Король.
Король против других
фигур.

09.02

09.02

16.02

16.02

02.0309.03

02.0309.03

16.0323.03

16.0323.03

«Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»,
«Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка
против ладьи, пешка против слона, пешка против коня,
сложные положения), «Ограничение подвижности».
Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие.
Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра
на уничтожение» (король против короля).
Дидактические задания и игры «Перехитри часовых»,
«Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры»,
«Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру»,
«Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»,
«Игра на уничтожение» (король против ферзя, король
против ладьи, король против слона, король против коня,
король против пешки), «Ограничение подвижности».

5. Цель шахматной
партии.
22.
23.

Шах.

24.
25.

Мат.

26.

Ставим мат.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от
шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические
задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов»,
«Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах».
Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном,
пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат
или не мат», «Мат в один ход».
Мат в один ход: сложные примеры с большим числом
15

27.
28.
29.
30.

06.0413.04

06.0413.04

20.04

20.04

27.0404.05

27.0404.05

Ничья, пат.
Рокировка.

31.

6. Игра всеми
фигурами из
начального
положения.
Шахматная партия.

32-33

Шахматная партия.

шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один
ход».
Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
Дидактическое задание «Пат или не пат».
Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Дидактическое задание «Рокировка».

.

11.05

11.05

18.05
25.05

18.05
25.05

Игра всеми фигурами из начального положения (без
пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию).
Дидактическая игра «Два хода».
Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания
дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
Демонстрация коротких партий.

16

Ресурсное обеспечение
№ п/п
1

2

Наименование учебного оборудования
Учебно-методическое обеспечение:

Программа

Книги о шахматах
- Сухин И.Г. Волшебные фигуры – М.: Новая школа, 1994.
- Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго – третьего разрядов.
– 2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.
- Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга – Киев: «Здоровье», 1991.
- Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. – М.: «Дом
педагогики», 1995.
- Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Книжка – раскраска «Шахматные герои».
- Журнал «Шахматное обозрение», 7-8/94

Энциклопедии

Методическое пособие для учителя
Наглядные пособия
Коробки с деревянными шахматами
Коробки с магнитными шахматами
Плакаты: Различные позиции в шахматах
Игры и игрушки

3
Игры настольно-печатные
«Чудесный мешочек»
4

Учебное оборудование
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
17

Технические средства

5
Компьютер
Магнитофон
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска

Список литературы
1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А.Горского –
М.: Просвещение, 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство
образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
3. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
4. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная
Академия Г. Каспарова, 1992.
5. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
6. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
7. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000
8. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: – Обнинск: Духовное
возрождение, 1998.
9. Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
10. Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина
В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57сАвербах Ю., Бейлин М.
Путешествие в шахматное королевство. М., ФиС, 1972 г.
11. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.
12. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.
18

13. Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982.
14. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 .
15. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983.
16. Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984.
17. Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999 .

19

20

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».