цифровой
Литвинова Подписано
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Ирина
Дата: 2022.10.30
Николаевна 22:47:59 +03'00'
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности « Шахматная школа» для 7 классов составлена на основе следующих
нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного
общего образования);
• - Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17
декабря 2010 № 1897»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об
утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации
основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности Министерства образования и
науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672;
• Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
• - Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
• Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной деятельности педагогических работников
МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
• - Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка на 2022 - 2023 учебный год.
Обучение по программе «Шахматная школа» проходит в центре естественно-научной и технологической
направленностей «Точка роста». Его современное оснащение позволяет развивать шахматное образование, дает
возможность приобрести навыки работы в команде, подготовить к участию в шахматных турнирах.
Программа для школьников 7 класса «Шахматная школа» реализует общеинтеллектуальное направление
внеурочной деятельности.
Цели программы:
1. Обучить правилам игры в шахматы.
2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений
правил шахматного кодекса.
3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
Освоить принципы игры в дебюте
Основные тактические приемы;
Знать термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
Актуальность программы обусловлена тем, что на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в
значительной степени способствующая становлению личности школьников, наиболее полному раскрытию их
творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков —
сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких
качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением.
Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к
творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что курс по обучению игре в шахматы максимально
прост и доступен школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом
предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций. Важное
значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях,
использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-40 минут.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. В 2022 – 2023 учебном году программа
скорректирована согласно производственному календарю на 34 часа.
Материал 7 класса сложнее материала первых лет обучения. На основе ранее приобретенных знаний и
умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного
материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.
Формы и методы организации занятий – фронтальная, групповая, парная
- практическая игра;
- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- игровые упражнения;
- участие в турнирах.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать
конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности,
на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и
причинно-следственных связей, построение рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и
называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее
и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста,
рисунков, схем.Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход,
длинная и короткая рокировка и её правила.
Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые,
слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.принципы игры в дебюте;
Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция,
ключевые поля.
Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить
комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания
К концу учебного года дети должны знать:
принципы игры в дебюте;
основные тактические приемы;
что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля.
К концу учебного года дети должны уметь:
грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить
комбинации;
точно разыгрывать простейшие окончания.
Содержание программы «Шахматная школа»
1. ОСНОВЫ ДЕБЮТА. Двух- и трехходовые партии. Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя. Игра на мат с
первых ходов. Детский мат и защита от него. Игра против “повторюшки-хрюшки”. Принципы игры в дебюте.
Быстрейшее развитие фигур. Понятие о темпе. Гамбиты. Наказание “пешкоедов”. Борьба за центр. Безопасная позиция
короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Коротко о дебютах.
Дидактические задания
“Мат в 1 ход”, “Поставь мат в 1 ход нерокированному королю”, “Поставь детский мат” Белые или черные
начинают и объявляют противнику мат в 1 ход.
“Поймай ладью”, “Поймай ферзя”. Здесь надо найти ход, после которого рано введенная в игру фигура
противника неизбежно теряется или проигрывается за более слабую фигуру.
“Защита от мата” Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в 1 ход (как правило, в данном разделе в
отличие от второго года обучения таких ходов несколько).
“Выведи фигуру” Здесь определяется, какую фигуру на какое поле лучше развить.
“Поставить мат в 1 ход “повторюшке”. Требуется объявить мат противнику, который слепо копирует ваши
ходы.
“Мат в 2 хода”. В учебных положениях белые начинают и дают черным мат в 2 хода.
“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”. Надо провести маневр, позволяющий получить материальное
преимущество.
“Можно ли побить пешку?”. Требуется определить, не приведет ли выигрыш пешки к проигрышу материала
или мату.
“Захвати центр”. Надо найти ход, ведущий к захвату центра.
“Можно ли сделать рокировку?”. Тут надо определить, не нарушат ли белые правила игры, если рокируют.
“В какую сторону можно рокировать?”. В этом задании определяется сторона, рокируя в которую белые не
нарушают правил игры.
“Чем бить черную фигуру?”. Здесь надо выполнить взятие, позволяющее избежать сдвоения пешек.
“Сдвой противнику пешки”. Тут требуется так побить неприятельскую фигуру, чтобы у противника
образовались сдвоенные пешки. Форма организации занятий – фронтальная, групповая, парная.
Тематическое планирование курса «Шахматная школа»
№
1
2
3
Тема занятия
Повторение изученного
материала.
Игровая практика
Повторение изученного материала.
Дата
7б
класс
07.09
Дата
7а класс
14.09
14.09
21.09
21.09
07.09
Виды деятельности
Просмотр диафильмов “Приключения в
Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат”
и “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в
мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр. Ходы фигур, взятие.
Рокировка. Превращение пешки. Взятие на
проходе. Шах, мат, пат. Начальное положение.
Шахматная нотация. Обозначение
горизонталей, вертикалей, полей.
Обозначение шахматных фигур и терминов.
Запись начального положения. Краткая и
полная шахматная нотация. Запись шахматной
партии. Ценность шахматных фигур. Пример
матования одинокого короля. Решение учебных
положений на мат в два хода без жертвы
материала и с жертвой материала (из учебника
второго года обучения).
4
Практика матования одинокого
короля (дети играют попарно).
28.09
28.09
5
ОСНОВЫ ДЕБЮТА.
Двух- и
трехходовые партии.
05.10
05.10
6
Решение задания “Мат в 1 ход”
12.10
12.10
Выявление причин поражения в них одной из
сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход”
(на втором либо третьем ходу партии).
7
Невыгодность раннего ввода в игру
ладей и ферзя.
19.10
19.10
Дидактические задания “Поймай ладью”,
“Поймай ферзя”.
8
Решение заданий “Поймай ладью”,
“Поймай ферзя”.
Игра “на мат” с первых ходов
партии. Детский мат. Защита.
Решение заданий.
Вариации на тему детского мата.
Другие угрозы быстрого мата в
дебюте. Защита. Как отражать
скороспелый дебютный наскок
противника.
26.10
26.10
Дидактические задания “Поставь детский мат”,
“Защитись от мата
09.11
09.11
16.11
23.11
16.11
23.11
9
10
11
Дидактические задания “Поставь детский мат”,
“Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.
12
Решение заданий
30.11
30.11
13
“Повторюшка-хрюшка” (черные
копируют ходы белых). Наказание
“повторюшек”.
Решение заданий
07.12
07.12
14.12
14.12
Принципы игры в дебюте.
21.12
Быстрейшее развитие фигур.
Темпы. Гамбиты.
Решение задания “Выведи фигуру”.. 28.12
21.12
Наказание за несоблюдение
принципа быстрейшего развития
фигур. “Пешкоедство”.
Неразумность игры в дебюте
одними пешками (с исключениями
из правила).
Решение заданий.
Решение заданий.
11.01
11.01
18.01
25.01
18.01
25.01
20
Принципы игры в дебюте.
Безопасное положение короля.
Рокировка.
01.02
01.01
21
Решение заданий.
08.02
08.02
22
Принципы игры в дебюте.
15.02
15.02
14
15
16
17
18
19
Дидактические задания “Поставь мат в 1 ход
“повторюшке”, “Выиграй фигуру у
“повторюшки”.
Дидактическое задание “Выведи фигуру”.
28.12
Дидактические задания “Мат в два хода”,
“Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”,
“Можно ли побить пешку?”.
Дидактические задания “Можно ли сделать
рокировку?”, “В какую сторону можно
рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход
нерокированному королю”, “Поставь мат в 2
хода нерокированному королю”, “Не получат
ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”.
Дидактические задания “Чем бить черную
23
Гармоничное пешечное
расположение. Какие бывают
пешки.
Решение заданий.
фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”.
22.02
22.02
24
Связка в дебюте. Полная и неполная 01.03
связка.
01.03
25
Решение заданий.
15.03
15.03
26
Очень коротко о дебютах.
Открытые, полуоткрытые и
закрытые дебюты.
Решение заданий.
22.03
22.03
05.04
05.03
Типичные комбинации в дебюте.
Типичные комбинации в дебюте
(более сложные примеры).
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
Повторение программного
материала
12.04
19.04
12.04
19.04
26.04
26.04
10.04
10.05
17.05
17.05
Решение заданий.
Решение заданий.
24.05
31.05
24.05
31.05
27
28
29
30
31
32
33
34
Дидактические задания “Выиграй фигуру”,
“Сдвой противнику пешки”, “Успешное
развязывание”.
Дидактические игры и задания. Игровая
практика.
Дидактические игры и задания. Игровая
практика
Дидактические игры и задания. Игровая
практика
Ресурсное обеспечение
№ п/п
1
Наименование учебного оборудования
Учебно-методическое обеспечение:
2
3
4
Программа
Книги о шахматах
- Сухин И.Г. Волшебные фигуры – М.: Новая школа,
- Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго – третьего разрядов.
– 2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.
- Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга – Киев: «Здоровье», 1991.
- Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. – М.: «Дом
педагогики», 1995.
- Сухин И. Приключения в шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
- Книжка – раскраска «Шахматные герои».
- Журнал «Шахматное обозрение», 7-8/94
Энциклопедии
Методическое пособие для учителя
Наглядные пособия
Коробки с деревянными шахматами
Коробки с магнитными шахматами
Плакаты: Различные позиции в шахматах
Игры и игрушки
Игры настольно-печатные
«Чудесный мешочек»
Учебное оборудование
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Технические средства
5
Компьютер
Магнитофон
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство
образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.
2. Сухин И. Волшебные фигуры – М.: Новая школа, 1994.
3. Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная
Академия Г. Каспарова, 1992.
4. Сухин И. Необыкновенные шахматные приключения.
5. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
6. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 20
7. Авербах Ю., Бейлин М. Шахматный самоучитель. М., Сов. Россия, 1970 г.
8. Бондаревский И. Учитесь играть в шахматы. М., ФиС, 1999 г.
9. Бронштейн Д., Самоучитель шахматной игры. ФиС, 1982.
10. Журавлев Н. Шаг за шагом. М., ФиС, 1986 .
11. Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. М., ФиС, 1983.
12. Костьев А. Уроки шахмат. М., ФиС, 1984.
13. Костьев А., Учителю о шахматах. М., Просвещение. 1999 .