Функциональная грамотность 9 класс

Литвинова
Ирина
Николаевна

Подписано
цифровой подписью:
Литвинова Ирина
Николаевна
Дата: 2022.10.31
22:08:58 +03'00'

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для учащихся 9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых и
инструктивно-методических документов:



Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;

Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.08.2017 № 09-1672;

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка;

Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;

Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной деятельности педагогических работников МБОУ СОШ №3 г.
Донецка;

Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022 - 2023 учебный год.
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий
существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и
социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание
прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебноисследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;

Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции
возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества
школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA
«читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной
программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго
поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как
грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1) умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы
текста (жанр, структуру, язык).
Планируемые результаты
Предметные результаты

Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть
необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить
культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных
отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого
отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
 Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под
руководством учителя).
 Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
 Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
 Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
 Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
 Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
























Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать
товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного
листа».
Выпускник научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы
выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять
назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;









формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние
персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее
осмысления;
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Место учебного курса
По учебному плану на курс «Функциональной грамотности» в 9 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Общая характеристика курса

Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и
развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)
особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных
условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется
на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных
компетентностей обучающихся.
Содержание программы
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания.
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации Типы текстов: текст-аргументация.
Составление плана на основе исходного текста.
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты.

Итоговый контроль.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов
педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем
архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п

Наименования
разделов и тем

Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных
действий) по теме
Работа с текстом

План

1.

Вводное занятие

2.

Формирование читательских умений с Работа с текстом: умение связывать 13.09
опорой на текст и внетекстовые знания информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников

3.

Формирование читательских умений с Работа с текстом: умение связывать 20.09
опорой на текст и внетекстовые знания информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников

4.

Формирование читательских умений с Работа с текстом: умение оценивать 27.09
опорой на текст и внетекстовые знания утверждения, сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире

5.

Формирование читательских умений с Практикум:
опорой на текст и внетекстовые знания текстом

6.

Сопоставление

содержания

самостоятельная

06.09

работа

с 04.10

текстов Работа с текстом: умение сравнивать и 11.10

Факт

научного стиля

противопоставлять заключенную в тексте
информацию разного характера

7.

Сопоставление
научного стиля

содержания

текстов Работа с текстом: умение сравнивать и 18.10
противопоставлять заключенную в тексте
информацию разного характера

8.

Сопоставление
научного стиля

содержания

текстов Работа с текстом: умение сравнивать и 25.10
противопоставлять заключенную в тексте
информацию разного характера

9.

Сопоставление
научного стиля

содержания

текстов Практикум:
текстом

10.

Критическая
оценка
степень Работа с текстом: умение оценивать 15.11
достоверности содержащейся в тексте утверждения, сделанные в тексте, исходя из
информации
своих представлений о мире

11.

Критическая
оценка
степень Работа с текстом: умение оценивать 22.11
достоверности содержащейся в тексте утверждения, сделанные в тексте, исходя из
информации
своих представлений о мире

12.

Критическая
оценка
степень Работа с текстом: умение оценивать 29.11
достоверности содержащейся в тексте утверждения, сделанные в тексте, исходя из
информации
своих представлений о мире

13.

Критическая
оценка
степень Практикум:
достоверности содержащейся в тексте текстом
информации

14.

Типы текстов: текст-аргументация

Знакомство
аргументации

15.

Типы текстов: текст-аргументация

Работа с текстом: умение обнаруживать в 20.12
тексте
доводы
в
подтверждение
выдвинутых тезисов

16.

Типы текстов: текст-аргументация

Работа с текстом: умение делать выводы из 27.12
сформулированных посылок

самостоятельная

самостоятельная

с

разными

работа

работа

с 08.11

с 06.12

видами 13.12

17.

Типы текстов: текст-аргументация

Практикум:
текстом

18.

Составление плана на основе исходного Работа с текстом: умение объяснять 17.01
текста
порядок частей, содержащихся в тексте

19.

Составление плана на основе исходного Работа с текстом: выделять не только 24.01
текста
главную, но и избыточную информацию

20.

Составление плана на основе исходного Работа с текстом: умение структурировать 31.01
текста
текст, составлять простой план

21.

Составление плана на основе исходного Работа с текстом: умение структурировать 07.02
текста
текст, составлять сложный план

22.

Составление плана на основе исходного Практикум:
текста
текстом

23.

Типы
задач
Аналитические
задачи

на
грамотность. Знакомство с понятием «аналитические 21.02
(конструирующие) (конструирующие) задачи»

24.

Типы
задач
Аналитические
задачи

на
грамотность. Работа с текстом: умение решать учебно- 28.02
(конструирующие) познавательные и учебно-практические
задачи

25.

Типы
задач
Аналитические
задачи

на
грамотность. Работа с текстом: умение решать учебно- 07.03
(конструирующие) познавательные и учебно-практические
задачи

26.

Типы
задач
Аналитические
задачи

на
грамотность. Работа с текстом: умение решать учебно- 14.03
(конструирующие) познавательные и учебно-практические
задачи

27.

Типы
задач
Аналитические
задачи

на
грамотность. Практикум:
(конструирующие) текстом

28.

Работа со смешанным текстом

Знакомство

самостоятельная

самостоятельная

самостоятельная

с

разными

работа

работа

работа

с 10.01

с 14.02

с 21.03

формами 04.04

смешанного текста
29.

Работа со смешанным текстом

Работа с текстом: умение анализировать 11.04
смешанные тексты

30.

Составные тексты

Знакомство с разными формами составного 18.04
текста

31.

Составные тексты

Работа с текстом: умение анализировать 25.04
составные тексты

32.

Составные и смешанные тексты

Практикум:
текстом

33.

Итоговый контроль

Комплексная работа с текстом

16.05

34.

Итоговый контроль

Комплексная работа с текстом

23.05

самостоятельная

работа

с 02.05

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Пособие для учащихся
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020
Пособия для учителя
1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А.
Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования Российской академии образования», 2018.
2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности –
М: Просвещение, 2019
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /
[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018
4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская.
– 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019
5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа.

Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования
6. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом “Первое сентября”
7. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической
конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред И.В. Усачевой. М., 2016.
8. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017
9. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция
«Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
10. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018.
11. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
12. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция
«Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».