Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано
цифровой подписью:
Литвинова Ирина
Николаевна
Дата: 2022.10.31
22:08:58 +03'00'
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для учащихся 9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых и
инструктивно-методических документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации от
18.08.2017 № 09-1672;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной деятельности педагогических работников МБОУ СОШ №3 г.
Донецка;
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022 - 2023 учебный год.
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий
существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и
социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание
прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебноисследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции
возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества
школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA
«читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной
программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.
Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго
поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как
грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1) умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы
текста (жанр, структуру, язык).
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть
необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить
культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных
отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого
отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под
руководством учителя).
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать
товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного
листа».
Выпускник научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы
выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять
назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние
персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее
осмысления;
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Место учебного курса
По учебному плану на курс «Функциональной грамотности» в 9 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).
Общая характеристика курса
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и
развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)
особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных
условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника. Педагогическая система базируется
на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем позволит развитие универсальных
компетентностей обучающихся.
Содержание программы
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания.
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации Типы текстов: текст-аргументация.
Составление плана на основе исходного текста.
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
Итоговый контроль.
Формы контроля
Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
По завершении курса обучающиеся пишут итоговую работу.
Итоги учёта знаний, умений, овладения обучающимися универсальных учебных действий подводятся посредством листов
педагогических наблюдений, опросников.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем
архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности
зависит от тематики и содержания изучаемого раздела.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Наименования
разделов и тем
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне учебных
действий) по теме
Работа с текстом
План
1.
Вводное занятие
2.
Формирование читательских умений с Работа с текстом: умение связывать 13.09
опорой на текст и внетекстовые знания информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников
3.
Формирование читательских умений с Работа с текстом: умение связывать 20.09
опорой на текст и внетекстовые знания информацию, обнаруженную в тексте, со
знаниями из других источников
4.
Формирование читательских умений с Работа с текстом: умение оценивать 27.09
опорой на текст и внетекстовые знания утверждения, сделанные в тексте, исходя из
своих представлений о мире
5.
Формирование читательских умений с Практикум:
опорой на текст и внетекстовые знания текстом
6.
Сопоставление
содержания
самостоятельная
06.09
работа
с 04.10
текстов Работа с текстом: умение сравнивать и 11.10
Факт
научного стиля
противопоставлять заключенную в тексте
информацию разного характера
7.
Сопоставление
научного стиля
содержания
текстов Работа с текстом: умение сравнивать и 18.10
противопоставлять заключенную в тексте
информацию разного характера
8.
Сопоставление
научного стиля
содержания
текстов Работа с текстом: умение сравнивать и 25.10
противопоставлять заключенную в тексте
информацию разного характера
9.
Сопоставление
научного стиля
содержания
текстов Практикум:
текстом
10.
Критическая
оценка
степень Работа с текстом: умение оценивать 15.11
достоверности содержащейся в тексте утверждения, сделанные в тексте, исходя из
информации
своих представлений о мире
11.
Критическая
оценка
степень Работа с текстом: умение оценивать 22.11
достоверности содержащейся в тексте утверждения, сделанные в тексте, исходя из
информации
своих представлений о мире
12.
Критическая
оценка
степень Работа с текстом: умение оценивать 29.11
достоверности содержащейся в тексте утверждения, сделанные в тексте, исходя из
информации
своих представлений о мире
13.
Критическая
оценка
степень Практикум:
достоверности содержащейся в тексте текстом
информации
14.
Типы текстов: текст-аргументация
Знакомство
аргументации
15.
Типы текстов: текст-аргументация
Работа с текстом: умение обнаруживать в 20.12
тексте
доводы
в
подтверждение
выдвинутых тезисов
16.
Типы текстов: текст-аргументация
Работа с текстом: умение делать выводы из 27.12
сформулированных посылок
самостоятельная
самостоятельная
с
разными
работа
работа
с 08.11
с 06.12
видами 13.12
17.
Типы текстов: текст-аргументация
Практикум:
текстом
18.
Составление плана на основе исходного Работа с текстом: умение объяснять 17.01
текста
порядок частей, содержащихся в тексте
19.
Составление плана на основе исходного Работа с текстом: выделять не только 24.01
текста
главную, но и избыточную информацию
20.
Составление плана на основе исходного Работа с текстом: умение структурировать 31.01
текста
текст, составлять простой план
21.
Составление плана на основе исходного Работа с текстом: умение структурировать 07.02
текста
текст, составлять сложный план
22.
Составление плана на основе исходного Практикум:
текста
текстом
23.
Типы
задач
Аналитические
задачи
на
грамотность. Знакомство с понятием «аналитические 21.02
(конструирующие) (конструирующие) задачи»
24.
Типы
задач
Аналитические
задачи
на
грамотность. Работа с текстом: умение решать учебно- 28.02
(конструирующие) познавательные и учебно-практические
задачи
25.
Типы
задач
Аналитические
задачи
на
грамотность. Работа с текстом: умение решать учебно- 07.03
(конструирующие) познавательные и учебно-практические
задачи
26.
Типы
задач
Аналитические
задачи
на
грамотность. Работа с текстом: умение решать учебно- 14.03
(конструирующие) познавательные и учебно-практические
задачи
27.
Типы
задач
Аналитические
задачи
на
грамотность. Практикум:
(конструирующие) текстом
28.
Работа со смешанным текстом
Знакомство
самостоятельная
самостоятельная
самостоятельная
с
разными
работа
работа
работа
с 10.01
с 14.02
с 21.03
формами 04.04
смешанного текста
29.
Работа со смешанным текстом
Работа с текстом: умение анализировать 11.04
смешанные тексты
30.
Составные тексты
Знакомство с разными формами составного 18.04
текста
31.
Составные тексты
Работа с текстом: умение анализировать 25.04
составные тексты
32.
Составные и смешанные тексты
Практикум:
текстом
33.
Итоговый контроль
Комплексная работа с текстом
16.05
34.
Итоговый контроль
Комплексная работа с текстом
23.05
самостоятельная
работа
с 02.05
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Пособие для учащихся
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.
Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1-2 – М: Просвещение, 2020
Пособия для учителя
1. Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А.
Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования Российской академии образования», 2018.
2. Гончарук С. Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач по формированию читательской грамотности –
М: Просвещение, 2019
3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /
[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2018
4. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская.
– 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2019
5. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа.
Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников школ.\\Социологические исследования
6. Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.// Русский язык издательский дом “Первое сентября”
7. Леонтьев А.А. От психологии чтения к психологии обучению чтению // Материалы 5-ой Международной научно-практической
конференции (26-28 марта 2001 г.). В 2-х ч. Ч. 1 / Под ред И.В. Усачевой. М., 2016.
8. Логвина И.А., Мальцева-Замковая Н.В. От текста к тексту. Методические подсказки для учителей и родителей.-- Тлн.: Арго, 2017
9. Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального чтения// Международная научно-практическая конференция
«Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
10. Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти, 2018.
11. Поварнин C. B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
12. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и письма// Международная научно-практическая конференция
«Чтение детей и взрослых: книга и развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.