Программа внеурочной деятельности Россия - страна возможностей

цифровой
Литвинова Подписано
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Ирина
Дата: 2022.11.02
Николаевна 16:05:18 +03'00'

1

Пояснительная записка
Нормативно – правовое обоснование

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897
(далее – ФГОС основного общего образования)

Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания
внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 №
09-1672;

Основная образовательная программа среднего общего образования
МБОУ СОШ №3 г. Донецка;

Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;

Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной
деятельности педагогических работников МБОУ СОШ №3 г. Донецка;

Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на
2022 - 2023 учебный год.
Цели реализации программы курса
Программа кружка «Юнармеец» является частью патриотического воспитания.
В настоящее время необходимо и важно воспитывать в молодежи такие качества,
как патриотизм, любовь к Родине, готовность посвятить свою жизнь служению
ей, защите ее завоеваний – все это является одним из основополагающих
принципов государственной политики в области образования, закрепленных в
Законе «Об образовании».
В целях реализации вышеназванных принципов важнейшая из воспитательных
возможностей программы кружка заключается в развитии у воспитанников
гражданского отношения к спортивно-оздоровительной стороне жизни,
физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества,
готовым к труду и обороне Отечества.
Данная программа помогает выработать быстроту, ловкость, выносливость,
находчивость, настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и
дисциплинированность. Укрепление этих качеств, приобщение к физической
культуре происходит одновременно с общественно-политическим, умственным,
нравственным и художественно-эстетическим развитием.
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на
дальнейшее формирование патриотического сознания подростков и является
одной из основ их духовно-нравственного развития.
2

Работа по данной программе проводится в соответствии с требованиями
государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2016 – 2020 г.г.» утверждённая постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493, федерального закона «О
воинской обязанности и военной службе», федерального закона «О Днях
воинской славы (победных днях) России», Общевоинских уставов Вооруженных
Сил Российской Федерации.
Основная цель программы – совершенствование гражданского и
патриотического воспитания детей подростков и повышение престижа службы в
Российских Вооруженных Силах.
Задачи:
- образовательные
1. Обучение молодежи основам службы в Вооруженных Силах РФ.
2. Формирование у ребят морально-психологических качеств, уважительного
отношения к Вооружённым Силам Российской Федерации и военной
профессии. Военно-профессиональная ориентация юношей на выбор
профессии офицера;
- развивающие
1. Развитие деловых качеств: самостоятельности, ответственности, активности,
дисциплинированности.
2. Формирование потребностей в самопознании, самореализации.
3. Расширение кругозора современных детей и подростков, развитие их
интеллектуальных, творческих способностей, коммуникативной культуры;
- воспитательные.
1. Воспитание патриотических чувств, привитие любви к своей Родине, её
культуре и истории, гордости за героическое прошлое;
2. Воспитание
качеств
коллективизма,
товарищества,
взаимопомощи. Формирование гражданственности, патриотизма.
3. Воспитание учащихся в духе любви и преданности Отечеству, краю, городу,
дому.
4. Воспитание социальной активности; гражданской позиции; культур общения
и поведения в социуме; навыков здорового образа
5. жизни.
6. Пропаганда здорового образа жизни.
7. Популяризация физической культуры и спорта среди молодёжи, приобщение
её к систематическим занятиям физической культуры и спорту.
Главные принципы:
1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса школы.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.

3

Работа кружка «Юнармеец» может стать воспитывающей, развивающей
деятельностью для школьников, помочь в организации работы по воспитанию
патриотизма.
Работа кружка представляет собой совместную учебно – познавательную,
творческую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные
методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата
по пропаганде пожарной безопасности.
Направленность дополнительной образовательной программы. Военнопатриотическое воспитание школьников включает в себя начальную военную,
военно-техническую, морально-психологическую подготовку. В основе практики
военно-патриотического воспитания должен лежать принцип единства всех его
составных частей, что позволит наиболее полно сформировать качества: любовь к
стране, дисциплинированность, мужество, волю, смелость, находчивость, силу,
выносливость и ловкость. Школьники должны получить хорошие навыки по
строевой, стрелковой, медико-санитарной подготовке, по основам тактической
подготовки
Критерии эффективности программы:
- степень участия детей в мероприятиях, кружках, соревнованиях, музыкальных
часах и т.д.;
- мотивация детей на различные виды деятельности;
- результаты диагностики психологического и эмоционального состояния
подростков;
- результаты диагностики активности детей в мероприятиях и разных видах
деятельности.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы: в том, что она в полной мере позволяет подросткам освоить
юнармейское дело, увлекает их гражданско–патриотическим воспитанием.
Особенностью программы является её вариативность: возможность свободно
планировать и изменять порядок изучения тем; связывать изучение отдельных тем с
особенностями местных условий; отводится большое количество времени для
использования учителем разнообразных форм и методов организации учебного
процесса и для творческой деятельности детей.
Новизна,
актуальность,
педагогическая
целесообразность. Навыки
юнармейских специальностей школьники получают в течении учебного года.
Свои умения и навыки проверяют и закрепляют в тактических военных и
подвижных спортивных играх на местности, комбинированных эстафетах,
смотрах, конкурсах, викторинах.
Место предмета в учебном плане
Программа «Юнармеец», прежде всего, перестраивает сознание подростка,
формируя у него необходимые установки на предстоящую службу.
Программа рассчитана на 34 часов, по 1 час в неделю для учащихся 5 – 9
классов.

4

Срок реализации программы 1 год, в состав группы входят юноши и
девушкив возрасте 11 – 16 лет, форма занятий – групповые и индивидуальные,
продолжительность занятий –40 минут.
При реализации данной программы основываюсь на базовые знания
обучающихся, полученные на уроках истории, ОБЖ и физической культуры.
Реализация данной программы позволяет подготовить подростков к военной
службе в соответствии с требованиями Федеральных законов «Об образовании» и
«О воинской обязанности и военной службе».
Основные формы деятельности кружка по данной программе:
 обучение,
 применение знаний на практике через практические занятия,
 соревнования,
 игры,
 практическая работа по проведению пропаганды пожарной безопасности
через конкурсы, викторины, шоу-программы.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности – это
подготовка сводного отряда для участия в смотре строя и песни и подготовка
знаменных групп для выноса знамени на школьных мероприятиях.
Личностные результаты обучения:
 формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
 усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
 формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению
дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки
в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых
познавательных интересов;
 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практике, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного
мира;
 формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нём взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;
 развитие правового мышления и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных
чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
5

 формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
Предметные результаты обучения:
 формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на
основе понимания необходимости защиты личности, общества и
государства посредством осознания значимости безопасного поведения ,
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
 понимание личной и общественной значимости современной Армии.
 понимание роли государства и действующего законодательства в
обеспечении национальной безопасности и защиты населения от
экстремизма и терроризма;
 понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, формирование
антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
 выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением
воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие,
 неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из автомата и
т.д.);
 экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и
государства;
 подготовка сводного отряда для участия смотра строя и песни;
 подготовка знаменной группы для выноса знамени при проведении
школьных мероприятий;
 умение оказать первую помощь пострадавшим;
Метапредметные результаты обучения:
Регулятивные УУД:
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости,
в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий ,корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области
туристический подготовки , собственные возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6

Познавательные УУД:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии,
устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и
делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
 освоение приёмов действий строевую, огневую, медицинскую подготовку в
том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
 формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий;
 формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли
Планируемые результаты:
В результате посещения на занятии кружка учащиеся должны
знать:
 основные принципы здорового образа жизни;
 правила оказания первой медицинской помощи;
 основы обороны государства и военной службы;
 боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные
символы Российской Федерации.
уметь:
 предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций
по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая
личную безопасность;
 оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях;
 выполнять основные действия, связанные с будущим прохождением воинской
службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка
автомата Калашникова, стрельба из автомата и т.д.);
 пользоваться справочной литературой для целенаправленной подготовки к
военной службе с учетом индивидуальных качеств.
Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни будут способствовать обеспечению личной безопасности в чрезвычайных
ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при
угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке
убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, владению
7

навыками в области гражданской обороны, формированию психологической и
физической готовности к прохождению военной службы по призыву.
Программа предполагает реализацию параллельных процессов освоения
содержания программы на его разных уровнях углубленности, доступности и
степени сложности, исходя из результатов диагностики и стартовых
возможностей каждого ребенка.
Результатом деятельности учащихся будут: участие во всех школьных и
муниципальных мероприятиях по данному направлению, выпуск агитационных
листов, выступление перед учащимися школы.
Основные методы, используемые для реализации программы кружка:
1. Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
2. Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных
презентаций. материальной базы);
3. Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная
деятельность);
4. Практические (Строевая Подготовка, Огневая Подготовка, Медицинская
подготовка, Туристическая подготовка, Физическая подготовка).
Содержание программы
Тема 1. Военно-историческая подготовка (4 часов)
С чего начинается Родина? Ратная история России и Советского Союза,
история их Вооруженных Сил. Дни воинской славы России. Профессия – Родину
защищать. Закон «О воинской обязанности и военной службе». Полководцы и
народные герои Великой Отечественной войны. Дети-герои
Великой
Отечественной войны. Просмотр кинофильма «Брестская крепость». Герои
Афганской войны. Герои мирного времени. Встреча с воинами-ветеранами.
Занятия «Войсковые звания». «Государственные награды РФ».
Раздел 2.
Топографическая и туристическая подготовка (5 часа)
Магнитный азимут. Определение азимутов на местные предметы и движение
по азимуту. Топографическая карта. Условные знаки. Определение азимутов по
карте. Разведение костра и установка палатки, туристические узлы.
Раздел 3. Основы военно-технической и специальной подготовки (3 часа)
Ученые и конструкторы оружия Победы. Назначение и боевые свойства
автомата Калашникова. Порядок неполной разборки и сборки автомата
Калашникова.
Раздел 4. Огневая подготовка (2 часов)
Вооружение и боевая техника ВС РФ. Общее устройство и принцип работы
стрелкового оружия. Приемы и правила стрельбы. Производства стрельбы.
Правила стрельбы из малокалиберной винтовки. Подготовка и проведение
военной спортивной игры «Зарница», «Орленок».
8

Раздел 5
Строевая подготовка (10 часов)
Строевой Устав Вооруженных Сил Р.Ф. Строевой шаг. Выполнение воинского
приветствия. Развернутый строй отделения. Одиночная строевая подготовка.
Строевая подготовка отделения. Смотр строевой подготовки.
Раздел 6. Основы комплексной безопасности(4 часа)
Правила пожарной безопасности. Порядок действий по ним. Безопасность на
водоёмах. Правила поведения на воде. Безопасность на дороге. Безопасность
поведения в лесу.
Раздел 7. Медицинская подготовка (3 часа)
Оказание первой медицинской помощи. Транспортировка «раненых»
Раздел 8. Средства индивидуальной защиты (3 час)
Радиационная, химическая, биологическая защита.
Работа кружка «юнармеец» имеет практико-ориентированную направленность. В
планировании деятельности учитываются мероприятия Юнармейского движения. .
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАПРАВЛЕНИЕ «ЮНАРМИЯ»
Количество часов: 1 часа в неделю, всего 34 ч.
№
Дата
Дата
урока проведения фактическая
по плану

Тема урока

Раздел 1. Военно-историческая подготовка
1.

2.

3.

4.

5а,5б-05.09
6а,6б-07.09
7а,7б-01.09
8а,8б-02.09
9а,9б-05.09
5а,5б-12.09
6а,6б-14.09
7а,7б-08.09
8а,8б-09.09
9а,9б-12.09
5а,5б-19.09
6а,6б-21.09
7а,7б-15.09
8а,8б-16.09
9а,9б-19.09
5а,5б-26.09
6а,6б-28.09
7а,7б-22.09
8а,8б-23.09
9а,9б-26.09

Количество
часов

4

История юнармии.
Общевоинские, общекадетские,
внутрикорпусные традиции

1

Герои – юноармейцы.
Общевоинские уставы ВС РФ-законы
воинской жизни

1

Устав внутренней службы ВС РФ о правах,
обязанностях и ответственности
военнослужащих.

1

Урок – игра: Знатоки. (Что я знаю о
кадетском движении, юнармии и ВС
России)

1

Раздел 2. Топографическая и туристическая подготовка

9

5

5а,5б-03.10
6а,6б-05.10
7а,7б-29.09
8а,8б-30.09
9а,9б-03.10

5.

Ориентирование на местности без карты
Способы ориентирования на местности.

1

5а,5б-10.10
6а,6б-12.10
7а,7б-06.10
8а,8б-07.10
9а,9б-10.10

Практическое занятие. Ориентирование
на местности без карты. Определение
азимута, организация движения по азимуту.
Устройство компаса и правила работы с ним

5а,5б-17.10
6а,6б-19.10
7а,7б-13.10
8а,8б-14.10
9а,9б-17.10

Топографические карты и их номенклатура.
Масштаб карт.

1

5а,5б-24.10
6а,6б-26.10
7а,7б-20.10
8а,8б-21.10
9а,9б-24.10

Географические
координаты,
определение по карте.

1

5а,5б-07.11
6а,6б-09.11
7а,7б-27.10
8а,8б-11.11
9а,9б-07.11

Урок – игра: Найди объект, предмет.

1

Раздел 3. Основы военно-технической и специальной подготовки

3

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

5а,5б-14.11
6а,6б-16.11
7а,7б-10.11
8а,8б-18.11
9а,9б-14.11
5а,5б-21.11
6а,6б-23.11
7а,7б-17.11
8а,8б-25.11
9а,9б-21.11
5а,5б-28.11
6а,6б-30.11
7а,7б-24.11
8а,8б-02.12
9а,9б-28.11

их

Современное вооружение ВС РФ.

1

Назначение, боевые свойства и боевое
применение стрелкового оружия.

1

Назначение, боевые свойства и
характеристики автомата Калашникова

1

Раздел 4. Огневая подготовка

13.

14.

2

5а,5б-05.12
6а,6б-07.12
7а,7б-01.12
8а,8б-09.12
9а,9б-05.12

Вооружение и боевая техника Вооруженных
Сил России

1

5а,5б-12.12
6а,6б-14.12
7а,7б-08.12
8а,8б-16.12
9а,9б-12.12

Назначение и боевые свойства ручных
гранат. Приемы и правила метания ручных
гранат

1

Раздел 5. Основы комплексной безопасности

10

4

15.

16.

17.

18.

5а,5б-19.12
6а,6б-21.12
7а,7б-15.12
8а,8б-23.12
9а,9б-19.12

Практическое занятие. Правила пожарной
безопасности. Порядок действий по ним.

1

5а,5б-26.12
6а,6б-28.12
7а,7б-22.12
8а,8б-13.01
9а,9б-26.12

Практическое занятие. Безопасность на
водоёмах. Правила поведения на воде.

1

5а,5б-09.01
6а,6б-11.01
7а,7б-12.01
8а,8б-20.01
9а,9б-09.01

Практическое занятие. Безопасность на
дороге.

1

5а,5б-16.01
6а,6б-18.01
7а,7б-19.01
8а,8б-27.01
9а,9б-16.01

Практическое занятие. Безопасность
поведения в лесу.

1

Раздел 6. Медицинская подготовка

19.

20.

21.

5а,5б-23.01
6а,6б-25.01
7а,7б-26.01
8а,8б-03.02
9а,9б-23.01

Оказание первой медицинской помощи при
травмах.

1

5а,5б-30.01
6а,6б-01.02
7а,7б-02.02
8а,8б-10.02
9а,9б-30.01

Виды кровотечений и их характеристика.
Первая медицинская помощь при
кровотечениях"

1

5а,5б-06.02
6а,6б-08.02
7а,7б-09.02
8а,8б-17.02
9а,9б-06.02

Транспортировка «раненых»

1

Раздел 7. Строевая подготовка
22.

23.

24.

25.

3

5а,5б-13.02
6а,6б-15.02
7а,7б-16.02
8а,8б-24.02
9а,9б-13.02
5а,5б-20.02
6а,6б-22.02
7а,7б-02.03
8а,8б-03.03
9а,9б-20.02
5а,5б-27.02
6а,6б-01.03
7а,7б-09.03
8а,8б-10.03
9а,9б-27.02
5а,5б-06.03
6а,6б-15.03
7а,7б-16.03
8а,8б-17.03
9а,9б-06.03

Практическое занятие. Строевые приёмы и
движения без оружия

Практическое занятие. Выход из строя и
возвращение в строй

10
1

1

Практическое занятие. Выполнение воинского
приветствия в строю

Подход к начальнику и отход от него
Практическое занятие. Выполнение воинского
приветствия на месте и в движении. Движение
строевым шагом

11

1

1

26.

27.

28.

29.

30.

31.

5а,5б-13.03
6а,6б-22.03
7а,7б-23.03
8а,8б-24.03
9а,9б-13.03

Практическое занятие. Строевая стойка,
повороты на месте.

1

5а,5б-20.03
6а,6б-05.04
7а,7б-06.04
8а,8б-07.04
9а,9б-20.03

Практическое занятие. Движение
строевым шагом

1

5а,5б-03.04
6а,6б-12.04
7а,7б-13.04
8а,8б-14.04
9а,9б-03.04

Практическое занятие. Движение
строевым шагом

1

5а,5б-10.04
6а,6б-19.04
7а,7б-20.04
8а,8б-21.04
9а,9б-10.04

Практическое занятие. Вынос знамени
школы.

1

5а,5б-17.04
6а,6б-26.04
7а,7б-27.04
8а,8б-28.04
9а,9б-17.04

Практическое занятие. Вынос знамени
школы.

1

5а,5б-24.04
6а,6б-26.04
7а,7б-27.04
8а,8б-28.04
9а,9б-24.04

Зачет по строевой подготовке

1

Раздел 8. Средства индивидуальной защиты

3

32.

Современные средства массового
поражения, их краткая характеристика,
поражающие факторы.

1

33.

Радиационная, химическая, биологическая
защита от оружия массового поражения

1

34.

Практическое занятие. «Отработка
навыков пользования противогазом и ОЗК»

1

Итого:

12

34

Список литературы (основной)
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием
12.12. 1993г.
2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный
закон от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000 г.).
3. Закон "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266-1.
4. О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде. Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N
619.
5. О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков. Письмо
Минобразования России от 26.01.2000 № 22-06-86.
6. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Минобрнауки России
от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06.
7. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях" Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (ФГОС ООО). Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
9. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017
годы. Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. № 761.
10. Смирнов А.Т. , Хренников Б.О. « Основы безопасности жизнедеятельности»:
учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М.,
Просвещение, 2012;
11. Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности
жизнедеятельности:
учебник
для
учащихся
5
11
классов
общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;
12. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности
жизнедеятельности:
учебник
для
учащихся
5
11
классов
общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
13. Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и
здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов
общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;
14. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и
документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М.,
Просвещение, 2004;
15. Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы.
Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М.,
Просвещение, 2004;
16. Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М.,
Дрофа, 2004.

13

Список литературы (дополнительной)
1. Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.

2.

Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.:
Провящение,1985.
3. Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных
школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –
М.: Энергоатомиздат,1986.
4. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.
Мысль, 1983.
5. Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.
6. На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной
подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил
Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.
7. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.
8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М:
Воениздат 1994.
9. Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР.-М.: Высшая школа,
1990.
10. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних
учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.
11. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.
12. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт,
1990.
13. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для
преподавателей. СПб., 1992.
14. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности.
Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999.
15. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997.
16. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. –
Алматы. Рауан. 1994.

14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».