Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано
цифровой подписью:
Литвинова Ирина
Николаевна
Дата: 2022.11.03
10:22:07 +03'00'
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для учащихся 9 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых
и инструктивно-методических документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении
СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных
общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности Министерства образования и науки Российской
Федерации от 18.08.2017 № 09-1672;
Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной деятельности педагогических работников МБОУ СОШ
№3 г. Донецка;
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022 - 2023 учебный год.
Программа по формированию навыков смыслового чтения ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и
развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других)
особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания
благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.
Педагогическая система базируется на раннем выявлении склонностей, интересов, природных задатков детей, которая в дальнейшем
позволит развитие универсальных компетентностей обучающихся.
Цели и задачи реализации программы
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся
реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и
социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание
прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебноисследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции
возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского
сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании
PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной
программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных
действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном
стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника,
осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
1) умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
2) умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы
текста (жанр, структуру, язык).
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 34 часа. В учебном плане на изучение курса
Программа скорректирована на 33 часа в соответствии с производственным календарем.
в 9 классе отводится 1 час в неделю.
Планируемые результаты курса
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть
необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания,
расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и
межличностных отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого
отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под
руководством учителя).
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать
товарищу об ошибках.
Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного
листа».
Выпускник научится:
ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста;
выбирать из текста или придумывать заголовок, соотве6тствующий содержанию и общему смыслу текста;
формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
объяснять порядок частей (инструкций), содержащихся в тексте;
сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы
выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить
необходимую единицу информации в тексте);
решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста: определять
назначение разных видов текстов;
ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
выделять главную и избыточную информацию;
прогнозировать последовательность изложения идей текста;
сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;
формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определенной позиции; понимать душевное состояние
персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее
осмысления;
выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа
подтекста (использованных языковых средств и структуры текста);
критически относиться к рекламной информации;
находить способы проверки противоречивой информации;
определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
Содержание учебного курса
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания.
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Критическая оценка степень достоверности содержащейся в тексте информации Типы текстов: текст-аргументация.
Составление плана на основе исходного текста.
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
Итоговый контроль.
Календарно-тематический план
№
п/п
Наименования
разделов и тем
Характеристика основных видов деятельности
ученика (на уровне учебных действий) по теме
Работа с текстом
План
1.
Вводное занятие
2.
Формирование читательских умений с опорой Работа с текстом: умение связывать информацию, 9.09
на текст и внетекстовые знания
обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников
3.
Формирование читательских умений с опорой Работа с текстом: умение связывать информацию, 16.09
на текст и внетекстовые знания
обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников
4.
Формирование читательских умений с опорой Работа с текстом: умение оценивать утверждения, 23.09
на текст и внетекстовые знания
сделанные в тексте, исходя из своих представлений
о мире
5.
Формирование читательских умений с опорой Практикум: самостоятельная работа с текстом
на текст и внетекстовые знания
6.
Сопоставление содержания текстов научного Работа с текстом: умение сравнивать и 7.10
стиля
противопоставлять
заключенную
в
тексте
информацию разного характера
7.
Сопоставление содержания текстов научного Работа с текстом: умение сравнивать и 14.10
стиля
противопоставлять
заключенную
в
тексте
информацию разного характера
8.
Сопоставление содержания текстов научного Работа
с
текстом:
2.09
умение
сравнивать
30.09
и 21.10
Факт
стиля
противопоставлять
заключенную
информацию разного характера
в
тексте
9.
Сопоставление содержания текстов научного Практикум: самостоятельная работа с текстом
стиля
10.
Критическая оценка степень достоверности Работа с текстом: умение оценивать утверждения, 18.11
содержащейся в тексте информации
сделанные в тексте, исходя из своих представлений
о мире
11.
Критическая оценка степень достоверности Работа с текстом: умение оценивать утверждения, 25.11
содержащейся в тексте информации
сделанные в тексте, исходя из своих представлений
о мире
12.
Критическая оценка степень достоверности Работа с текстом: умение оценивать утверждения, 2.12
содержащейся в тексте информации
сделанные в тексте, исходя из своих представлений
о мире
13.
Критическая оценка степень достоверности Практикум: самостоятельная работа с текстом
содержащейся в тексте информации
9.12
14.
Типы текстов: текст-аргументация
Знакомство с разными видами аргументации
16.12
15.
Типы текстов: текст-аргументация
Работа с текстом: умение обнаруживать в тексте 23.12
доводы в подтверждение выдвинутых тезисов
16.
Типы текстов: текст-аргументация
Работа с текстом: умение делать выводы из 13.01
сформулированных посылок
17.
Типы текстов: текст-аргументация
Практикум: самостоятельная работа с текстом
18.
Составление плана на основе исходного текста Работа с текстом: умение объяснять порядок 27.01
частей, содержащихся в тексте
19.
Составление плана на основе исходного текста Работа с текстом: выделять не только главную, но и 3.02
избыточную информацию
20.
Составление плана на основе исходного текста Работа с текстом: умение структурировать текст, 10.02
составлять простой план
21.
Составление плана на основе исходного текста Работа с текстом: умение структурировать текст, 17.02
составлять сложный план
22.
Составление плана на основе исходного текста Практикум: самостоятельная работа с текстом
11.11
20.01
3.03
23.
Типы задач на грамотность. Аналитические Знакомство
с
понятием
(конструирующие) задачи
(конструирующие) задачи»
24.
Типы задач на грамотность. Аналитические Работа с текстом: умение решать учебно- 17.03
(конструирующие) задачи
познавательные и учебно-практические задачи
25.
Типы задач на грамотность. Аналитические Работа с текстом: умение решать учебно- 24.03
(конструирующие) задачи
познавательные и учебно-практические задачи
26.
Типы задач на грамотность. Аналитические Работа с текстом: умение решать учебно- 7.04
(конструирующие) задачи
познавательные и учебно-практические задачи
27.
Типы задач на грамотность. Аналитические Практикум: самостоятельная работа с текстом
(конструирующие) задачи
28.
Работа со смешанным текстом
Знакомство с разными формами смешанного текста 21.04
29.
Работа со смешанным текстом
Работа
с текстом:
смешанные тексты
30.
Составные тексты
Знакомство с разными формами составного текста
31.
Составные тексты
Работа с текстом: умение анализировать составные 12.05
тексты
32.
Составные и смешанные тексты
Практикум: самостоятельная работа с текстом
19.05
33.
Итоговый контроль
Комплексная работа с текстом
26.05
умение
«аналитические 10.03
14.04
анализировать 28.04
5.05