Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 имени Василия Цветкова
муниципального образования «Город Донецк»
Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано
цифровой подписью:
Литвинова Ирина
Николаевна
Дата: 2022.11.13
15:47:33 +03'00'
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Название курса «Разговоры о важном»___________________________
Направление внеурочной деятельности общекультурное___
Уровень общего образования (класс): основное общее образование, 5 классы_______________________
Количество часов ____33 ч в год, 1 час в неделю_________________
Учитель Жуковская Наталья Владимировна
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования,
Учебный год 2022-2023
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Законом Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 №373), ФГОС основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897) с изменениями (Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644 «О внесении
изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования)»; - Письмом Министерства образования и
науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего
образования» от 12 мая 2011 г. № 03–2960; - Примерной программой внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под
редакцией В.А.Горского. (Москва «Просвещение» 2010); - Методическими рекомендациями по уточнению понятия и содержания
внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672; - Постановление Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10); регламентирует порядок
разработки и реализации рабочих программ внеурочной деятельности основного общего образования.
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм,
гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.
Место курса в плане внеурочной деятельности МБОУ СОШ №3 г.Донецка: учебный курс предназначен для обучающихся 5–х классов;
рассчитан на 1 час в неделю/33 часа в год в каждом классе.
Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание курса «Разговоры о важном» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых –
созидание, патриотизм и стремление к межнациональному единству.
Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам, традиционным
праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых, писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
1. День знаний
2. Наша страна – Россия
3. 165 лет со дня рождения К.Э. Циолковского
4. День музыки
5. День пожилого человека
6. День учителя
7. День отца
8. Международный день школьных библиотек
9. День народного единства
10. Мы разные, мы вместе
11. День матери
12. Символы России
13. Волонтеры
14. День Героев Отечества
15. День Конституции
16. Тема Нового года. Семейные праздники и мечты
17. Рождество
18. День снятия блокады Ленинграда
19. 160 лет со дня рождения К.С. Станиславского
20. День российской науки
21. Россия и мир
22. День защитника Отечества
23. Международный женский день
24. 110 лет со дня рождения советского писателя и поэта, автора слов гимнов РФ и СССР С.В.
Михалкова
25. День воссоединения Крыма с Россией
26. Всемирный день театра
27. День космонавтики. Мы – первые!
28. Память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
29. День Земли
30. День Труда
31. День Победы. Бессмертный полк
32. День детских общественных организаций
33. Россия – страна возможностей Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
становление ценностного отношения к своей Родине – России;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности,
уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений;
признание индивидуальности каждого человека;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда
другим людям;
бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих вред природе. Метапредметные результаты Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на
основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному
наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе
предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта,
ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе
предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного
наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании
предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при
поиске информации в интернете;
анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в
коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата
планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Овладение универсальными учебными регулятивными
действиями:
1) самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. Предметные результаты
Сформировано представление:
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о
его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в
котором находится образовательное учреждение;
институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном
управлении; правах и обязанностях гражданина России;
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в
истории и культуре нашей страны;
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных
игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни
человека и общества;
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного
(душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его
людей; душевной и физической красоте человека;
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и
творчества;
Метапредметные результаты:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях,
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным
самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у
обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки
конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои
возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с
другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками
взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и
эмоционального интеллекта обучающихся.
1.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с
учетом получения новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение;
2) самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь
находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
3) эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций;
4) принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать все вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
Предметные результаты
Сформировано представление:
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о
базовых национальных российских ценностях;
символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится
образовательное учреждение;
институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях
гражданина России;
народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших
событиях истории России и ее народов;
религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей
страны;
возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных
передач, рекламы;
нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социальнопсихологического (здоровья семьи и школьного коллектива);
влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; душевной и физической
красоте человека;
важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре;
семье и семейным традициям;
учебе, труду и творчеству;
своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;
природе и всем формам жизни.
Сформирован интерес:
к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города;
природе, природным явлениям и формам жизни;
художественному творчеству.
Сформированы умения:
устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;
проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам,
грубости, оскорбительным словам и действиям.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема занятия
Сентябрь
1
День знаний. Зачем учиться?
2
Родина, души моей родинка
3
Земля – это колыбель разума, но
нельзя вечно жить в колыбели…
4
Моя музыка
Октябрь
5
С любовью в сердце: достойная
жизнь людей старшего
поколения в наших руках
6
Ежедневный подвиг учителя
7
Отец-родоначальник
8
Счастлив тот, кто счастлив у себя
дома
Ноябрь
9
Мы – одна страна!
10 Языки и культура народов
России: единство в разнообразии
11 О, руки наших матерей
12 Герб страны как предмет нашей
гордости
Декабрь
13 Жить – значит действовать
14 Герои мирной жизни
Форма проведения занятия
Часы
ЦОР/ЭОР
Дата
Интеллектуальный марафон
Работа с интерактивной картой
Интерактивная звездная карта
1
1
1
05.09
12.09
19.09
Музыкальный конкурс талантов
1
schoolcollection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_vide
ouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/
Социальная реклама
1
03.10
Мини-сочинение
Фотоистории
Групповая дискуссия
1
1
1
schoolcollection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_vide
ouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/
Работа с интерактивной картой
Работа с интерактивной картой
1
1
08.11.
14.11
Конкурс стихов, конкурс чтецов
Экспертное интервью
1
1
schoolcollection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_vide
ouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/
Проблемная дискуссия
Встреча с героями нашего
1
1
schoolcollection.edu.ru/collection/
05.12
12.12
26.09
10.10
17.10
24.10
21.11
28.11
«Величественны и просты слова
единого Закона всей Отчизны,
дарующего главные права:
работать, радоваться жизни»
16 Зачем мечтать?
Январь
17 «Дарит искры волшебства
светлый праздник Рождества…»
18 «…осталась одна Таня»
19 К.С. Станиславский и
погружение в волшебный мир
театра
Февраль
20 «Может собственных Платонов и
быстрых разумом Невтонов
российская земля рождать…»
21 Россия в мире
22 На страже Родины
15
Март
23 «Я знаю, что все женщины
прекрасны…»
24 Гимн России
25 Путешествие по Крыму
26 Искусство и псевдоискусство
Апрель
27 Новость слышала планета:
«Русский парень полетел»
28 Надо ли вспоминать прошлое?
времени
Эвристическая беседа
1
Групповое обсуждение
1
Музыкальная гостиная
1
Работа с дневником героя
Чтение по ролям
1
1
Интеллектуальный марафон
1
Работа с интерактивной картой
Литературная гостиная: рассказы
о войне
1
1
Конкурс стихов о женщинах
1
Работа с газетными и интернетпубликациями
Виртуальная экскурсия
Творческая лаборатория
1
Работа с биографией
1
Проблемная дискуссия
1
1
1
edsoo.ru/Metodicheskie_vide
ouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/
09.12
26.12
schoolcollection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_vide
ouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/
16.01
schoolcollection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_vide
ouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/
13.02
schoolcollection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_vide
ouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/
06.03
schoolcollection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_vide
03.04
23.01
30.01
20.02
27.02
13.03
20.03
27.03
10.04
29
30
«Зеленые» привычки»: сохраним
планету для будущих поколений
Праздник Первомай
Май
31 «Словом можно убить, словом
можно спасти, словом можно
полки за собой повести...»
32 День детских общественных
организаций
33 Перед нами все двери открыты
Фестиваль идей
1
Встреча с людьми разных
профессий
1
Литературная гостиная
1
Работа с видеоматериалами
1
Творческий флешмоб
1
ouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/
17.04
schoolcollection.edu.ru/collection/
edsoo.ru/Metodicheskie_vide
ouroki.htm
apkpro.ru/razgovory-ovazhnom/
15.05
24.04
22.05
29.05
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» включает следующие критерии:
- участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
участие в городских, региональных, российских творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или
декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки, открытый урок и т.д.)
Результаты индивидуальных достижений обучающихся могут фиксироваться учителем в журнале внеклассной работы.
Методическое обеспечение:
Источник: https://edsoo.ru/Vneurochnaya_deyatelnost.htm
Электронный ресурс: Институт стратегии развития образования