Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано цифровой
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Дата: 2022.11.02
16:02:40 +03'00'
Пояснительная записка
1.1
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-
правовых и инструктивно-методических документов:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
- Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу
Минпросвещения России от 20.05.2020 №254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим
советом по учебникам;
- О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения
Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных
Федеральным Научно-методическим советом по учебникам;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с
изменениями);
- Примерная программа по учебному предмету « Основы безопасности жизнедеятельности»: 5-9 классы: программа / Н.Ф.
Виноградовой, Д.В. Смирнова, Л.В. Сидоренко, А.Б. Таранин, М.: Вентана-Граф, 2022 г.
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов в
муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 3
муниципального
образования «город Донецк»;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022 – 2023 учебный год
Учебно-методический комплекс:
1. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 классы: Программа / под редакцией Н.Ф. Виноградовой М.: Вента-Граф, 2022 г
2.Н.Ф.Виноградова Основы безопасности жизнедеятельности: 8-9 классы: учебник Н.Ф.Виноградова, Д.В. Смирнов, Л.В.
Сидоренко, А.Б. Таранин, М.: Вентана-Граф, 2022 г.
Цели и задачи изучения предмета.
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе направленно на реализацию следующей
воспитательно-образовательной цели: расширение знаний и формирование умений подростков по организации здорового образа
жизни, выбору правильного поведения в различных неординарных и чрезвычайных ситуациях.
Основными задачам изучения данной предметной области являются следующие:
1. Осознание необходимости изучения правил поведения в необычных, нестандартных и чрезвычайных ситуациях, овладения
умением ориентироваться в них;
2. Воспитание способности к восприятию и оценке жизненных ситуаций, таящих в себе опасность, и приобретение опыта их
преодоления;
3. Формирование представлений о причинах возникновения опасных ситуаций, правилах безопасного поведения в них;
4. Воспитание самоконтроля и самооценки поведения в опасных для здоровья и жизни ситуациях, развитие умения предвидеть
последствия своего поведения.
Общая характеристика курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ)
Курс предназначен :
для формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их
последствиях для здоровья и жизни человека;
выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;
приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и
умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учётом своих возможностей;
формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения;
отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
Актуальность изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в основной школе обусловлена необходимостью
выполнения социального заказа. В последние десятилетия наблюдается тенденция к увеличению случаев возникновения чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного, социального и бытового характера, опасных для человека. К природным чрезвычайным
ситуациям относятся стихийные бедствия (ураганы, штормы, сели, землетрясения извержения вулканов и пр.); к техногенным –аварии
или опасные техногенные происшествия; к социальным - экстраординарные ситуации, связанные с террористической угрозой,
асоциальным поведением людей; к бытовым – ситуации, вызванные нарушением правил техники безопасности в быту (пожары,
замыкания в электросети, утечка газа, воды);к дорожным -ситуации, связанные с поведением на дороге, в транспорте.
В условиях чрезвычайных ситуаций может возникнуть угроза для жизни человека. Анализ этих ситуаций показывает, что среди причин
гибели людей, в частности детей школьного возраста, основными являются, во-первых, отсутствие элементарных знаний о правилах
поведения в экстремальных ситуациях; во-вторых, слабо развитая мотивация действий и как результат- недостаточно сформированное
прогностическое восприятие и мышление, отсутствие опыта решения задач по преодолению нестандартных ситуаций. Исходя из этого
основной идеей конструирования данной предметной линии стало формирование психологической готовности школьника к принятию
возникшей чрезвычайной ситуации, развитие мотивов поведения и умения предвидеть опасность. Поэтому в средствах обучения,
реализующих программу, много материалов. Которые направленны на анализ воображаемых ситуаций, предвидение и оценку
возможных действий, которые в этих ситуациях необходимо совершить.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
·ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности.
· ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения
здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
· ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей
человеческой способности – любви.
· ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды, обеспечивающей
жизнеспособность российского общества.
· ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
· ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами,
правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
· ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести,
достоинства по отношению к себе и к другим людям.
·ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
· ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в
осознанном желании служить Отечеству.
Место учебного курса ОБЖ в учебном плане:
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8-9 классах из расчета 1 час в неделю (всего 34 часа в год в 9
классе. Программа скорректирована на 35 часов в соответствии с производственным календарем.
Требования к результатам обучения основам безопасности жизнедеятельности
Личностными результатами обучения в 8–9 классах являются:
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества;
развитие способности и готовности к саморазвитию и личностному самоопределению;
формирование системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых жизненных установок,
социальных компетенций.
Метапредметные результаты обучения представлены универсальными учебными действиями:
анализом ситуаций, влияющих положительно и отрицательно на самочувствие и здоровье человека;
сравнением примеров опасного и безопасного поведения;
планированием и организацией своей жизни и деятельности с учётом безопасности;.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
формирование научного типа мышления и интеллектуальной деятельности на основе полученных знаний;
освоение основных понятий и научной терминологии;
использование методов познания и исследования, принятых в данной науке.
Планируемые результаты образовательной деятельности.
Выпускник научится:
Основы комплексной безопасности
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты
экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного
и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных
ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и
последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения
Выпускник получит возможность
научиться:
• систематизировать основные положения
нормативно-правовых актов Российской
Федерации в области безопасности и
обосновывать их значение для обеспечения
национальной безопасности России в
современном мире; раскрывать на примерах
окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении
опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры
безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной
безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода,
пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье
неблагоприятной окружающей среды;
• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах
проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и
обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях
чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
• руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам
безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения
Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать
взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и
необходимостью обороны государства от внешних врагов;
• характеризовать РСЧС1: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по
защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных
подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для
защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера;
• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения
национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные
влияние последствий чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера на
национальную безопасность Российской
Федерации;
• прогнозировать возможность возникновения
опасных и чрезвычайных ситуаций по их
характерным признакам;
• характеризовать роль образования в системе
формирования современного уровня культуры
безопасности жизнедеятельности у населения
страны;
• проектировать план по повышению
индивидуального уровня культуры
безопасности жизнедеятельности для
защищённости личных жизненно важных
интересов от внешних и внутренних угроз.
• формировать основные задачи, стоящие
перед образовательным учреждением, по
защите обучающихся и персонала от
последствий чрезвычайных ситуаций мирного
и военного времени;
• подбирать материал и готовить занятие на
тему «Основные задачи гражданской обороны
по защите населения от последствий
чрезвычайных ситуаций мирного и военного
времени»;
• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС
России в формировании культуры
безопасности жизнедеятельности у населения
на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской
обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные
обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;
• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает
МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и
военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают
немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите
населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и
основные мероприятия, которые она в себя включает;
• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в
районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера;
• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения
чрезвычайной ситуации;
• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию
современных технических средств для информации населения о чрезвычайных
ситуациях;
• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты
населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды
эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийноспасательных работах в очагах поражения;
•• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в
районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре,
библиотеке и др.), дома.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской
Российской Федерации»;
• различать инженерно-технические
сооружения, которые используются в районе
проживания, для защиты населения от
чрезвычайных ситуаций техногенного
характера, классифицировать их по
предназначению и защитным свойствам.
• формировать индивидуальные основы
деятельности;
• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее
серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по
противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса
мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют
формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии
идеологии терроризма и экстремизма;
• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в
террористической и экстремистской деятельности;
• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Основы здорового образа жизни
• характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как
индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую
совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье
и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
• анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению,
соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления
личного здоровья;
• классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье;
характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки,
ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;
• анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации;
описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской
правовой психологии для противостояния
идеологии насилия;
• формировать личные убеждения,
способствующие профилактике вовлечения в
террористическую деятельность;
• формировать индивидуальные качества,
способствующие противодействию
экстремизму и терроризму;
• использовать знания о здоровом образе
жизни, социальных нормах и
законодательстве для выработки осознанного
негативного отношения к любым видам
нарушений общественного порядка,
употреблению алкоголя и наркотиков, а
также к любым видам экстремистской и
террористической деятельности.
• использовать здоровьесберегающие
технологии (совокупность методов и
процессов) для сохранения и укрепления
индивидуального здоровья, в том числе его
духовной, физической и социальной
составляющих.
Федерации;
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи
• характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в
быту, и их возможные последствия для здоровья;
• анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не
будет своевременно оказана первая помощь;
• характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать
средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность
действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах,
наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой
помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;
• анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения
в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в
паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.
• готовить и проводить занятия по обучению
правилам оказания само- и взаимопомощи при
наиболее часто встречающихся в быту
повреждениях и травмах.
Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 классов содержит следующие разделы.
9 класс
Когда человек сам себе враг.
Курение убивает! Опасности курения: что содержит в себе сигаретный дым. Почему курение мешает учению. Физическое
состояние подростков-курильщиков.
Расширение кругозора. История табака и курения.
Алкоголь и здоровье. Воздействие алкоголя на организм человека. Первая помощь при отравлении алкоголем. Как уберечь себя
от алкоголизма.
Расширение кругозора. Как на Руси относились к алкоголю.
Скажем наркотикам — нет! Что такое наркотики и наркомания. Воздействие наркотика на организм человека.
Токсикомания- страшная зависимость.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации и их классификация. Определение чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций.
Система оповещения в чрезвычайных ситуациях. Общие правила эвакуации.
Природные чрезвычайные ситуации. Землетрясение. Извержение вулкана. Сели и оползни. Снежные лавины.
Ураган, буря, смерч. Цунами. Наводнения. Природные пожары. Правила поведения в природных чрезвычайных ситуациях.
Расширение кругозора. Ураган Фифи.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах
жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Виды радиационно- опасных объектов. Аварии на
гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида. Расширение кругозора. Из истории техногенных
катастроф.
Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации.
Экстремизм и терроризм. Что такое экстремизм, егоистоки и причины. Крайние проявления экстремизма. Что такое терроризм,
его проявления. Правила поведения во время взрыва и после него. Как вести себя в плену у террористов. Как вести себя во время
спецоперации по освобождению заложников.
Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму.
Национальная безопасность Российской Федерации.Что такое национальная безопасность. Условия обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации.
Практические работы
Подготовка программы закаливания для человека, который часто болеет простудными заболеваниями.
Изучение физических упражнений, которые помогают снять напряжение разных групп мышц.
Составление рациона питания с учётом соотношения белков, жиров и углеводов.
Анализ соотношения своего роста и веса.
Анализ информации на этикетках продуктов. Изучение правил пользования газовыми и электрическими приборами;
знакомство с устройством и принципом действия пожарного крана; знакомство с устройством углекислотного и воздушнопенного огнетушителей.
Психологическая подготовка к встрече с преступником; знакомство с подручными предметами, которые можно использовать
как средство защиты от нападения. Отработка линии поведения в чрезвычайной ситуации (злоумышленник пытается
проникнуть в квартиру). Отработка приёмов проведения искусственного дыхания.
Составление графика движения в туристском походе; составление программы поиска потерявшегося туриста и программы его
действий в ситуации автономного пребывания в природе.
Освоение разных видов узлов.
Оказание первой помощи при небольших ранах, ссадинах, переломах, ушибах.
Анализ положений Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и
последствий потребления табака».
Анализ положений Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера».
Проектная деятельность (примерные темы)
1) «Витамины — это жизнь»;
2) «Одиночество — путь к социальному нездоровью человека», «Наши предложения: как улучшить психическое здоровье человека»,
«Медиасреда — не навреди!»;
3) «Опасные игры»;
4) «Растения и грибы таят опасности», «Безопасное поведение на природе»;
5) «История великих кораблекрушений», «Правила поведения при чрезвычайных ситуациях на корабле»;
6) «Как укрыться от непогоды» (конструирование укрытия от непогоды в лыжном и пешем туристском походе);
7) «Отношение к пьянству в России в разные исторические эпохи», «Мифы о пьянстве на Руси», «Отражение темы пьянства в
карикатуре»; 8) «Как смягчить последствия природных чрезвычайных ситуаций»;
9) «Техногенные катастрофы»;
10) «Служба в Вооружённых Силах России как часть борьбы за национальную безопасность страны».
Методы и формы работы: дискуссия, диалог, обсуждение, работа в группах, задания на анализ и дифференциацию, анализ, рассказобъяснение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в 9 классе.
ФГОС(1 час в неделю, всего -35 часа)
№ Дата
п/п план
Факт
Раздел, тема
Формы и методы.
Раздел. Когда человек сам себе враг (8 часов).
Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.
Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Домашнее задание
Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм);
практические; самостоятельная работа.
Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект.
1. 06.09
Почему курят подростки?
2. 13.09
3.
20.09
Чем опасен сигаретный дым?
4. 27.09
5.
04.10
Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков.
6. 11.10
7. 18.10
Влияние курения на растущий организм
Стр.182-183
Стр.183-185
Стр.185-187, сообщение
по статистике
табакокурения
Стр.188-190
Воздействие алкоголя на организм человека. Первая помощь при отравлении Стр.190-195, сообщение
алкоголем.
по теме
Что такое наркотики и наркомания?
Стр.196-198
Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания
Стр.199-200
Обобщение и систематизация учебного материала по теме « Когда человек сам себе
повторение
враг»
Раздел. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их классификация и характеристика (16 часов)
Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.
Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа.
Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект.
9. 08.11
Определение чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных
Стр.202-206, повторение материала
ситуаций.
10. 15.11
Система оповещения. Общие правила эвакуации.
Стр.206-207
11.
Природные ЧС. Что такое землетрясение, его признаки. Правила
Стр.207-213, сообщение
22.11
поведения во время землетрясения.
12. 29.11
Извержение вулкана. Поведение во время извержения вулкана.
Стр.214-215, сообщение
13.
Что такое сели и оползни. Поведение при угрозе схода селей,
Стр.216-220, сообщение
06.12
снежных лавин и оползней.
14.
Ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при
Стр.220-224, памятки по ТБ
13.12
угрозе их приближения.
8.
25.10
15.
16.
20.12
27.12
17. 10.01
18.
17.01
19.
24.01
Причины возникновения наводнений. Действия перед наводнением и
при наводнении.
Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия
при лесном пожаре.
Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.
Стр.224-226, презентация о видах
наводнений
Стр.227,
Обобщение и систематизация учебного материала по теме
«Чрезвычайные ситуации природного характера». Тестовая работа №
1.
Причины и виды техногенных ЧС.
повторение
Стр.227-231
Стр.232-233
20. 31.01
21.
07.02
Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.
22. 14.02
23.
21.02
Аварии на гидродинамических объектах.
Стр.240, сообщение по теме
Проект «Техногенная катастрофа»
Кроссворд по теме на выбор
24.
28.02
Стр.233-237,сообщение
Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ.
Обобщение и систематизация учебного материала
«Чрезвычайные ситуации техногенного характера».
Стр.238-240
по
теме
повторение
Раздел. Противодействие экстремизму и терроризму. Национальная безопасность Российской Федерации - (8 часов)
Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.
Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа.
Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект.
25. 07.03
Что такое экстремизм и терроризм.
Стр.242-247
26. 14.03
Как снизить угрозу теракта.
27. 21.03
Правила поведения во время взрыва и после него.
28. 04.04
Взятие в заложники и правила поведения в этом случае.
29. 11.04
Как вести себя во время спецоперации по освобождению
заложников.
Стр.247-251,буклет
Стр.252-254, памятка
Стр.252-253
Стр. 254-255
30. 18.04
Особенности проведения спецопераций.
31. 25.04
Взрывы в жилых домах- теракты.
Сообщение по теме
Стр.255-258
Законодательство России о противодействии экстремизму и
Стр.259-264
терроризму.
Раздел. Национальная безопасность Российской Федерации ( 2 часа)
Формы урока: традиционные и не традиционные формы урока.
Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы: словесные (беседа, диалог, дискуссия); наглядные (иллюстрация, презентация, фильм); практические; самостоятельная работа.
Оборудование: оборудование, доска, ИКТ, учебно-методический комплект.
33 16.05
Что такое национальная безопасность Российской Федерации.
Стр.265-267,повторение
Условия обеспечения национальной безопасности в Российской
Федерации
34 23.05
Обобщение и систематизация изученного материала по темам:
повторение
«Противодействие экстремизму и терроризму. Национальная
безопасность Российской Федерации».
Тестовая работа № 2
35 30.05.
Повторение пройденного материала
32. 02.05
График контрольных работ по ОБЖ 9 класс на 2022-2023 учебный год.
№п/п
1
2
3
4
Тема
Основы комплексной безопасности личности, общества, государства
Экстремальные ситуации и безопасность человека.
Особенности военной службы в современной Российской армии
Промежуточная аттестация
Вид контроля
Тестирование.
Тестирование.
Тестирование.
Тестирование.
Сроки
11.10.22
13.12.22
07.03.23
18.04.23
Критерии оценивания достижений обучающихся
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные
формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет
применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее
изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования
собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным
материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух
недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в
усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные
знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более
глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и
одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять
недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и
допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных
требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение
которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух
недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех
недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и
режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и
одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный
результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных
выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем
обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по
объему, так и глубине.