цифровой
Литвинова Подписано
подписью: Литвинова
Ирина Николаевна
Ирина
Дата: 2022.11.02
Николаевна 14:10:13 +03'00'
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых
и инструктивно-методических документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки
РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения
Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от 20.05.2020 №254,ООП НОО, ООП
ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим советом по учебникам;
О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных
Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от
23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных Федеральным Научнометодическим советом по учебникам;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые
допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных
учреждениях» (с изменениями);Примерная авторская программа Босовой Л.Л. «Программа курса
информатики для 7-9 классов средней общеобразовательной школы». – М.:БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2020г.
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка
Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных
предметов (курсов) педагогов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования «город Донецк»;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка на 2022 - 2023 учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта (УМК) для 7
класса общеобразовательных учреждений «Информатика. 7 класс. ФГОС», который состоит из:
учебника « Информатика» 2020г, авторы: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, рабочей тетради, методического
пособия, набора цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7»..
Учебник «Информатика» для общеобразовательных учреждений построен в соответствии с учебным
планом и ориентирован на государственный образовательный стандарт, применительно к учебному
предмету «информатика». Материал, предназначенный для усвоения, по глубине и объёму содержания
значительно выше требований образовательного стандарта. Во всех компонентах УМК содержится
избыточный материал, который обеспечивает возможность выбора в зависимости от интересов,
способности и уровня обученности обучающихся.
Цели и задачи
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 7 классе является наиболее благоприятным
этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов, благодаря чему он может стать
ключевым
плацдармом
всего
школьного
образования
для
формирования
метапредметных
образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных
предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в
реальных жизненных ситуациях.
Изучение информатики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и
ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации,
самостоятельно
планировать
и
осуществлять
индивидуальную
и
коллективную
информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
пропедевтическое
изучение
содержания
основного
курса
школьной
информатики,
обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий;
воспитание
ответственного
и
избирательного
отношения
к
информации;
развитие
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики
в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин
таких общепредметных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель»
и др.;
сформировать
у
учащихся
умения
организации
собственной
учебной
деятельности,
включающие: целеполагание как постановку уче6ной задачи на основе соотнесения того, что
уже
известно,
и
того,
что
требуется
установить;
планирование
как
определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на
подзадачи, разработку последовательности и структуры действий, необходимых для достижения
цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование как предвосхищение
результата; контроль как интерпретацию полученного результата, его соотнесение
с
имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия; коррекцию как
внесение необходимых дополнений и изменений в план действий в случае обнаружения ошибки;
оценку – осознание учащимся того, касколько качественно им решена учебно-познавательная
задача;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного
метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую
или
знаково-символическую
модель;
умение
строить
разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы,
графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной
знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости
от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера, такие
как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых
инструментальных средств;
сформировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и
навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью
составленных для них алгоритмов;
сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со
сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно формулировать мысль в
понятной собеседнику форме; умение работы в группе; умение выступать перед аудиторией,
представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в
системах
различной
природы,
о
методах,
средствах
и
технологиях
автоматизации
информационных процессов. Она способствует формированию современного научного
мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов
школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо
школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Изучение данного предмета содействует дальнейшему развитию таких умений, как: критический
анализ информации, поиск информации в различных источниках, представление своих мыслей и
взглядов,
моделирование,
деятельности.
прогнозирование,
организация
собственной
и
коллективной
Информационные
процессы
и
информационные
технологии
являются
сегодня
приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из
наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания
и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в
системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации
современного общества.
Основным предназначением образовательной области «Информатика» на II ступени обучения
базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных
процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности
человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное,
устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно
видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного
мировоззрения.
Место и роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов.
Современный
период
общественного
развития
характеризуется
новыми
требованиями
к
общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение
обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и
созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного
общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики,
так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности,
имеющих общедисциплинарный характер. К этим видам деятельности относятся: моделирование; сбор,
хранение, преобразование и передача информации; управление.
В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная
школы), сегодня (преимущественно за счет регионального и школьного компонентов) выстраивается
многоуровневая структура предмета «Информатика», который рассматривается как систематический
курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационнокоммуникационных технологий.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на
изучение обществознания отводится 1 час в неделю и 0,5 часа на практикум всего 51 час (34 учебные
недели).
Программа скорректирована на 52 часа в соответствии с производственным календарем.
Последовательность изучения тем соблюдается
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система
ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому
образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными
личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного
общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой
деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех
учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в
других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
владение
общепредметными
понятиями
«объект»,
«система»,
«модель»,
«алгоритм»,
«исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии
для
классификации,
устанавливать
причинно-следственные связи,
строить
логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов
информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний:
умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или
знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры
для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.,
самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять
адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность
–
широкий
спектр
умений
и
навыков
использования
средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание
письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых
сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и
социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного
предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению
нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных
представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным
образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты
изучения
информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о
компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков
и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель
– и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в
современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и
операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими
структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы,
графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки
данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики
и права.
Содержание учебного предмета
№ п/п
Наименование
Формы организации
Основное содержание программы
разделов
учебной деятельности
Информация. Информационный процесс. Субъективные
характеристики
получателя
информации:
информации,
информации
важность,
и
зависящие
от
обстоятельств
своевременность,
личности
получения
достоверность,
актуальность и т.п.
Представление
информации.
Формы
представления
информации. Язык как способ представления информации:
Информация и
1
информационные
процессы – 12
часов
естественные и формальные языки. Алфавит, мощность
алфавита.
Практическая работа №1 «Основные
объекты операционной системы
Windows».
Практическая работа №2 «Работаем с
Кодирование информации. Универсальность дискретного
объектами файловой системы».
(цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный
алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь
Практическая работа №3 «Создаем
длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых
текстовые объекты».
комбинаций.
Размер
(длина)
сообщения
как
мера
количества
содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки
такого подхода. Другие подходы к измерению количества
информации. Единицы измерения количества информации.
Основные виды информационных процессов: хранение,
передача
и
обработка
информации.
Примеры
информационных процессов в системах различной природы;
их роль в современном мире.
Хранение
(бумажные,
информации.
магнитные,
Носители
информации
оптические,
флэш-память).
Качественные и количественные характеристики современных
носителей информации: объем информации, хранящейся на
носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища
информации. Сетевое хранение информации.
Передача
информации.
Источник,
информационный
канал, приёмник информации.
Обработка информации. Обработка, связанная с получением
новой информации. Обработка, связанная с изменением
формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск
информации.
Компьютер как
универсальное
2
устройство
обработки
информации – 11
часов
Общее описание компьютера. Программный принцип работы
компьютера.
Основные
Практическая работа №4 «Создаем
словесные модели».
компоненты
персонального
компьютера
(процессор, оперативная и долговременная память, устройства
Практическая работа №8 «Знакомимся с
ввода и вывода информации), их функции и основные
электронными таблицами в Excel».
характеристики (по состоянию на текущий период времени).
Состав и функции программного обеспечения: системное
программное
обеспечение,
прикладное
программное
обеспечение, системы программирования. Компьютерные
вирусы. Антивирусная профилактика.
Правовые нормы использования программного обеспечения.
Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.
Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол,
окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными
информационными объектами в наглядно-графической форме:
создание,
именование,
сохранение,
удаление
объектов,
организация их семейств. Архивирование и разархивирование.
Гигиенические, эргономические и технические условия
безопасной эксплуатации компьютера.
Практическая работа №9 «Создаем
3
4
Обработка
Формирование изображения на экране монитора.
графической
Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика
информации – 5
(растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов.
Практическая работа №10 «Схемы,
часа
Форматы графических файлов.
графы и деревья».
Обработка
Текстовые документы и их структурные единицы (раздел,
Практическая работа №5
текстовой
абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых
«Многоуровневые списки».
информации – 16
документов. Создание, редактирование и форматирование
часов
текстовых
документов
на
компьютере
диаграммы и графики».
Стилевое
Практическая работа №6 «Создаем
форматирование. Включение в текстовый документ списков,
таблиц,
диаграмм,
Гипертекст.
формул
Создание
и
табличные модели».
графических объектов.
ссылок:
сноски,
оглавления,
предметные указатели. Коллективная работа над документом.
Практическая работа №7 «Создаем
вычислительные таблицы в Word».
Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование
страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина
полей.
Нумерация
страниц.
Колонтитулы.
Сохранение
документа в различных текстовых форматах.
Инструменты
распознавания
текстов
и
компьютерного
перевода.
Компьютерное представление текстовой информации.
Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена
информацией, примеры кодирования букв национальных
алфавитов. Представление о стандарте Юникод.
Понятие технологии мультимедиа и области её применения.
Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные
5
Мультимедиа – 8
часа
Практическая работа Создаём кадры для
презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
мультфильма (пластилинового, из обычных
Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.
предметов, из сыпучих предметов, из
Возможность дискретного представления мультимедийных
данных
природных материалов) – групповые и
индивидуальные проекты.
1
Количест
во часов
№ п/п
Календарно-тематическое планирование
Дата
проведения
урока
план факт
1
02.09
Тема урока
2
Презентация.
07.09
14.09
Информация и ее
свойства.
4
5
2
16.09
21.09
Информационные
процессы.
Обработка
информации.
6
1
28.09
Требования к результату
метапредметные
Техника
безопасности и
организация
рабочего места.
2
3
Оборудование
Информационные
процессы.
предметные
Основные виды
учебной
деятельности
Знать о требованиях
Анализировать
организации рабочего компьютер, с точки
места и правилах
зрения, устройства,
поведения в кабинете обрабатывающего
информатики.
информацию
Актуализировать
материал 6 класса.
«Информация и информационные процессы» - 7 часов.
Презентация.
Иметь общие
Аналитическая
Личностные:
представления об
деятельность:
- Развивать чувства
информации и её
• оценивать
национального
свойствах; Знать
информацию
с
сущности понятий
позиции ее свойств
самосознания,
«информация»,
(актуальность,
патриотизма,
«сигнал»; Иметь
достоверность,
представления об
полнота и пр.);
интереса и уважения
информации как
• приводить
к другим культурам. важнейшем
примеры
стратегическом
кодирования
с
- Иметь мотивацию
ресурсе развития
использованием
к изучению
личности, государства,
различных
общества
алфавитов,
информатики.
встречающихся в
Презентация.
Иметь общие
- Осваивать
жизни;
представления об
• классифицировать
информационных
социальные нормы,
информационные
процессах и их роли в
правила поведения
процессы
по
современном мире.
принятому
Уметь приводить
Регулятивные:
основанию;
примеры сбора и
- Уметь
• выделять
обработки
информационную
информации в
самостоятельно
составляющую
деятельности человека,
контролировать своё в живой природе,
процессов
в
биологических,
обществе, технике
время и управлять
технических
и
Презентация.
Иметь общие
социальных
представления об
Виды контроля
Фронтальный опрос.
Фронтальный опрос Записи
в тетради
Устный и комбинированный
опрос, наблюдения учителя.
Фронтальный опрос Записи
в тетради
Количест
во часов
№ п/п
Дата
проведения
урока
план факт
Тема урока
метапредметные
Хранение и
передача
информации
7
8
2
Требования к результату
Оборудование
им.
Плакат
30.09
05.10
Всемирная
паутина как
информационное
хранилище.
предметные
информационных
процессах и их роли в
- Демонстрировать
современном мире;
готовность и
умение приводить
примеры хранения и
способность к
передачи информации
выполнению норм и в деятельности
человека, в живой
требований
природе, обществе,
школьной жизни.
технике; навыки
анализа процессов в
Познавательные:
биологических,
- Пользоваться
технических и
социальных системах,
знаками, моделями,
выделения в них
приведенными в
информационной
составляющей; навыки
учебнике.
классификации
- Давать
информационных
процессов по
определения
принятому основанию
понятий.
Иметь представление о
WWW как всемирном
Коммуникативные:
хранилище
- Развивать способы информации; понятие
о поисковых системах
взаимодействия с
и принципах их
учителем,
работы; умение
осуществлять поиск
одноклассниками.
информации в сети
Интернет с
использованием
простых запросов (по
одному признаку),
сохранять для
индивидуального
использования,
найденные в сети
Основные виды
учебной
деятельности
системах;
• анализировать
отношения
в
живой
природе,
технических
и
социальных
(школа, семья и
пр.) системах с
позиций
управления.
Практическая
деятельность:
• кодировать
и
декодировать
сообщения
по
известным
правилам
кодирования;
• определять
количество
различных
символов, которые
могут
быть
закодированы
с
помощью
двоичного
кода
фиксированной
длины
(разрядности);
• определять
разрядность
двоичного
кода,
необходимого для
кодирования всех
символов алфавита
заданной
мощности;
• оперировать
с
Виды контроля
Составление сравнительных
таблиц
Количест
во часов
№ п/п
9
10
2
Дата
проведения
урока
план факт
Тема урока
Оборудование
метапредметные
Презентация.
12.10
14.10
Представление
информации.
11
1
Презентация.
19.10
Дискретная форма
представления
информации.
Проверочная
работа.
12
1
Требования к результату
Презентация.
26.10
Единицы
измерения
информации.
предметные
Основные виды
учебной
деятельности
Интернет
единицами
информационные
измерения
объекты и ссылки на
количества
них
информации (бит,
байт,
килобайт,
Иметь
обобщённые
мегабайт,
представления
о
гигабайт);
различных
способах
• оценивать
представления
числовые
информацию.
Знать
параметры
сущность
понятия
информационных
«знак».
Иметь
процессов (объем
представления о языке,
памяти,
его роли в передаче
необходимой для
собственных мыслей и
хранения
общении с другими
информации;
людьми.
скорость передачи
Иметь представления о
информации,
преобразовании
пропускную
информации
из
способность
непрерывной формы в
выбранного канала
дискретную.
Знать
и пр.)
сущность двоичного
кодирования.
Уметь
кодировать
и
декодировать
сообщения
по
известным правилам
кодирования.
Понимать
роль
дискретизации
информации
в
развитии средств ИКТ.
Знать
единицы
измерения
информации
и
свободное
оперирование
ими.
Виды контроля
Упражнения, практикум,
работа с текстом.
Фронтальный опрос Записи
в тетради.
Самостоятельная работа.
Количест
во часов
№ п/п
Дата
проведения
урока
план факт
13
14
2
09.11
11.11
15
1
16.11
16
17
2
23.11
25.11
Тема урока
Оборудование
Требования к результату
метапредметные
предметные
Основные виды
учебной
деятельности
Понимать
сущность
измерения
как
сопоставления
измеряемой величины
с единицей измерения
«Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» - 7 часов.
Основные
Презентация.
Знать
назначение Аналитическая
Личностные:
компоненты
компьютера,
базовую деятельность:
- Развивать чувство
компьютера и их
структурную
схему • ·анализировать
гордости за свою
функции
компьютера, понятие
компьютер с точки
школу.
аппаратного
зрения
единства
Регулятивные:
обеспечения
Персональный
Презентация.
программных
и
- Учиться основам
компьютера,
компьютер
аппаратных
прогнозирования как назначение, основные
средств;
характеристики
и • анализировать
предвидения
будущих событий и физические принципы
устройства
организации устройств
компьютера
с
развития процесса.
(микропроцессора,
точки
зрения
- Развивать навыки
устройств
вводаорганизации
самоконтроля и
вывода,
устройств
процедур
ввода,
рефлексии учебных внешней и внутренней
хранения,
достижений.
памяти,
системной
обработки, вывода
шины,
портов,
слотов),
Познавательные:
и
передачи
принцип
открытой
- Развивать умения
информации;
архитектуры
• определять
систематизировать
компьютера.
Уметь
программные
и
новые знания.
приводить
примеры
аппаратные
- Развивать умения
использования
средства,
смыслового чтения: компьютера,
необходимые для
осмысление цели
оценивать
осуществления
чтения и выбор вида возможности
информационных
компьютера
по
чтения в
процессов
при
характеристике
решении задач;
зависимости от
микропроцессора
• анализировать
цели; извлечение
Программное
Презентация.
Осознавать
роль
информацию
необходимой
обеспечение
программного
(сигналы
о
компьютера.
обеспечения
в
Виды контроля
Устный и комбинированный
опрос, наблюдения учителя,
индивидуальные карточки,
тестовые задания,
составление таблицы
Фронтальный опрос Записи
в тетради
Составление сравнительных
таблиц
Количест
во часов
№ п/п
Дата
проведения
урока
план факт
Тема урока
Оборудование
Системное
программное
обеспечение
18
1
30.11
Системы
программирования
и прикладное
программное
обеспечение
Презентация.
Требования к результату
метапредметные
предметные
информации из
прочитанных и
прослушанных
текстов.
Коммуникативные:
- Развивать навыки и
умения во всех
видах речевой
деятельности.
- Соблюдать
простейшие нормы
речевого этикета.
Научиться
приветствовать и
прощаться в
соответствии с
этикетными
нормами.
- Развивать умение
работать в парах, в
группе. Освоить
способы совместной
деятельности.
процессе
обработки
информации
при
помощи компьютера.
Иметь представление о
сущности
программного
управления
работой
компьютера.
Знать
типы
программного
обеспечения, функции
операционной
системы.
Знать
особенности процессов
архивирования
и
разархивирования,
типологию
компьютерных
вирусов,
понятие
«антивирусная
программа».
Уметь
пользоваться
программами
архиваторами,
антивирусными
программами. Уметь
оперировать
компьютерными
информационными
объектами в нагляднографической
форме
(перемещать,
копировать, удалять,
создавать ярлыки)
Понимать назначение
различных
прикладных программ.
Иметь представление о
программировании.
Основные виды
учебной
деятельности
готовности
и
неполадке)
при
включении
компьютера;
• определять
основные
характеристики
операционной
системы;
• планировать
собственное
информационное
пространство.
Практическая
деятельность:
• получать
информацию
о
характеристиках
компьютера;
• оценивать
числовые
параметры
информационных
процессов (объем
памяти,
необходимой для
хранения
информации;
скорость передачи
информации,
пропускную
способность
выбранного канала
и пр.);
• выполнять
основные
операции
с
Виды контроля
Фронтальный опрос Записи
в тетради
Составление сравнительных
таблиц
Количест
во часов
№ п/п
Дата
проведения
урока
план факт
Тема урока
Оборудование
Требования к результату
метапредметные
19
20
2
07.12
09.12
Файлы и файловые
структуры
Презентация.
21
1
14.12
Контрольно
измерительные
материалы
22
23
2
21.12
23.12
Контрольная
работа по теме
«Компьютер как
универсальное
устройство для
работы с
информацией».
Пользовательский
интерфейс
Анализ
контрольной
работы.
Пользовательский
интерфейс
Презентация.
предметные
Основные виды
учебной
деятельности
Уметь
называть
файлами
и
группы
программ
папками;
прикладного и общего • оперировать
назначения.
компьютерными
информационными
Знать
определение
объектами
в
файла.
Иметь
нагляднопредставление
об
графической
организации файлов, о
форме;
дереве каталога. Знать
возможности работы с • оценивать размеры
файлов,
файлами,
основные
подготовленных с
действия с ними; о
использованием
необходимости
различных
проверки файлов на
устройств
ввода
наличие
вирусов.
информации
в
Уметь просматривать
заданный интервал
на экране каталоги
времени
диска,
проверять
(клавиатура,
файлы на наличие
сканер, микрофон,
вирусов.
фотокамера,
видеокамера);
• использовать
программыархиваторы;
• осуществлять
защиту
информации
от
компьютерных
вирусов
с
Уметь оперировать
помощью
информационными
антивирусных
объектами, используя
программ
графический
интерфейс;
пользоваться меню и
окнами, справочной
системой.
Виды контроля
Практикум
Практикум
Количест
во часов
24
1
28.12
25
1
11.01
№ п/п
Дата
проведения
урока
план факт
26
27
2
18.01
20.01
Тема урока
Оборудование
Требования к результату
метапредметные
предметные
«Обработка графической информации» - 4 часа.
Формирование
Презентация.
Иметь представление о
Личностные:
изображения на
- Воспитывать
формировании
экране компьютера.
чувство
изображения на экране
патриотизма,
компьютера.
Знать
уважение к культуре принцип дискретного
и традициям разных представления
народов России,
графической
интерес и
информации.
Знать
толерантность к
понятия
пиксель,
другим культурам.
пространственное
разрешение монитора,
Регулятивные:
- Учиться основам
цветовая
модель,
прогнозирования как видеокарта.
Уметь
предвидения
рассчитывать глубину
будущих событий и цвета в соответствии с
развития процесса.
количеством цветов в
- Развивать навыки
палитре.
Уметь
самоконтроля и
рассчитывать
объем
рефлексии учебных графического файла.
достижений.
Компьютерная
Презентация.
Иметь представление о
Познавательные:
графика.
двух
видах
- Развивать умение
преставления
составлять
изображения (вектор и
заметки/тезисы по
растр); о возможностях
содержанию текста. графического
- Представлять
редактора; основных
информацию в виде режимах его работы.
текста, рисунка,
Знать
форматы
таблицы
графических файлов.
- Учиться основам
Уметь
вводить
ознакомительного,
изображения
с
изучающего,
помощью
сканера,
усваивающего и
использовать готовые
поискового чтения.
графические объекты
Коммуникативные: Иметь представление о
Создание
Презентация.
- Развивать навыки и возможностях
графических
Основные виды
учебной
деятельности
Аналитическая
деятельность:
• анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого
программного
средства;
• определять
условия
и
возможности
применения
программного
средства
для
решения типовых
задач;
• выявлять общее и
отличия в разных
программных
продуктах,
предназначенных
для
решения
одного
класса
задач.
Практическая
деятельность:
• определять
код
цвета в палитре
RGB
в
графическом
редакторе;
• создавать
и
редактировать
изображения
с
помощью
Виды контроля
Фронтальный опрос Записи
в тетради
Фронтальный опрос Записи
в тетради
Составление сравнительных
таблиц
Практикум
Количест
во часов
№ п/п
Дата
проведения
урока
план факт
Тема урока
1
25.01
Прямое
форматирование.
Стилевое
форматирование
29
30
31
3
01.02
03.02
08.02
Требования к результату
метапредметные
изображений.
28
Оборудование
Визуализация
информации в
текстовых
документах.
умения во всех
видах речевой
деятельности.
- Участвовать в
диалоге; слушать и
понимать других,
высказывать свою
точку зрения на
события, поступки.
предметные
Основные виды
учебной
деятельности
графического
инструментов
редактора; основных
растрового
режимах работы. Знать
графического
виды
компьютерной
редактора;
графики, их сходства и • создавать
отличия;
интерфейс
редактировать
графических
изображения
редакторов,
их
помощью
структуру;
способы
инструментов
работы в графических
векторного
редакторах.
Уметь
графического
создавать изображения
редактора
с
помощью
инструментов
растрового
графического
редактора MS Paint и
Gimp;
использовать
готовые примитивы и
шаблоны; производить
геометрические
преобразования
изображения.
Тренажер
Иметь представление о
Дискформатировании
самоучитель
текста
как
этапе
создания документа,
представления
о
прямом
форматировании.
«Обработка текстовой информации» - 11 часов.
ДискИметь представление о
самоучитель
вставке в документ
графических объектов
Знать виды списков
(нумерованные
и
маркированные).
Виды контроля
и
с
Практикум
Промежуточный контроль
(тестирование)
Практикум
Количест
во часов
№ п/п
Дата
проведения
урока
план факт
Тема урока
Оборудование
Требования к результату
метапредметные
предметные
Иметь представление
об устройстве таблицы
(строки,
столбцы,
ячейки); о диаграммах
и их включении в
документ.
Уметь
включать в текстовый
документ
списки,
таблицы, формулы
32
33
2
34
1
15.02
17.02
Текстовые
документы и
технологии их
создания.
22.02
Контрольная
работа по теме
«Обработка
графической и
текстовой
информации».
Дисксамоучитель
Контрольно
измерительные
материалы
Знать назначение и
основные
режимы
работы
текстового
редактора.
Уметь
создавать
информационные
объекты,
выполнять
простейшее
редактирование. Знать
технологию создания и
редактирования
простейших текстовых
документов
Иметь представление о
формировании
изображения на экране
компьютера.
Знать
принцип дискретного
представления
графической
информации.
Иметь
представление о двух
видах представления
изображения (вектор и
растр); о возможностях
графического
редактора; основных
Основные виды
учебной
деятельности
Виды контроля
Количест
во часов
№ п/п
35
36
2
Дата
проведения
урока
план факт
01.03
10.03
Тема урока
Оборудование
Требования к результату
метапредметные
Создание
текстовых
документов на
компьютере.
предметные
режимах его работы.
Знать
форматы
графических файлов.
Уметь
вводить
изображения
с
помощью
сканера,
использовать готовые
графические объекты.
Уметь
создавать
изображения
с
помощью
инструментов
растрового
графического
редактора MS Paint и
Gimp;
использовать
готовые примитивы и
шаблоны; производить
геометрические
преобразования
изображения.
Уметь
рассчитывать глубину
цвета в соответствии с
количеством цветов в
палитре.
Уметь
рассчитывать
объем
графического файла.
Знать назначение и
основные
режимы
работы
текстового
редактора.
Уметь
создавать
информационные
объекты,
выполнять
простейшее
редактирование. Знать
технологию создания и
редактирования
Основные виды
учебной
деятельности
Виды контроля
Количест
во часов
№ п/п
Дата
проведения
урока
план факт
Тема урока
Оборудование
Требования к результату
метапредметные
37
38
39
3
15.03
22.03
24.03
Распознавание
текста и системы
компьютерного
перевода.
Дисксамоучитель
40
41
2
05.04
12.04
Оценка
количественных
параметров
текстовых
документов.
Дисксамоучитель
предметные
простейших текстовых
документов
Иметь представление о
возможностях
компьютерных
словарей
(многоязычность,
содержание слов из
различных
областей
знаний, обеспечение
быстрого
поиска
словарных
статей,
мультимедийность).
Уметь
переводить
текст
с
использованием
системы
машинного
перевода (небольшой
блок текста). Уметь с
помощью
сканера
получить изображение
страницы текста в
графическом формате,
затем
провести
распознавание текста
для
получения
документа в текстовом
формате.
Уметь
сохранить
документ, вывести на
печать на принтере
Понимать
принцип
кодирования текстовой
информации.
Осознавать проблемы,
связанные
с
кодировкой символов
русского алфавита и
Основные виды
учебной
деятельности
Виды контроля
Фронтальный опрос Записи
в тетради
Практикум
Фронтальный опрос Записи
в тетради
Количест
во часов
№ п/п
42
43
2
Дата
проведения
урока
план факт
14.04
19.04
Тема урока
Оборудование
Требования к результату
метапредметные
Оформление
реферата
«История
вычислительной
техники»
Практические
задания,
раздаточный
материал
предметные
пути
их
решения.
Знать
основные
кодировочные
таблицы.
Уметь
вычислять
объем
информационного
сообщения
Знать
примеры
деловой переписки,
учебной публикации
(доклад,
реферат),
основные требования
к
оформлению
учебной публикации.
Уметь
создавать
оглавление,
планировать
текст;
владеть
поиском
необходимой
информации
в
общешкольной базе
данных, на внешних
носителях (компактдиски), в библиотеке
бумажных
и
нецифровых
носителей; вводить
текст, форматировать
его с использованием
заданного
стиля;
владеть включением
в документ таблиц,
графиков,
изображений;
использовать цитаты
и
ссылки
(гипертекст);
использовать
Основные виды
учебной
деятельности
Виды контроля
Практикум
Количест
во часов
№ п/п
Дата
проведения
урока
план факт
Тема урока
Оборудование
метапредметные
Контрольноизмерительные
материалы
44
1
26.04
Итоговая работа.
Тест
45
46
2
28.04
03.05
Анализ
Презентация
контрольной
работы. Технология
мультимедиа.
47
48
2
10.05
12.05
Требования к результату
Компьютерные
презентации.
Практические
задания
предметные
системы
перевода
текста и словари;
использовать сканер
и
программы
распознавания
печатного
текста.)
Уметь создавать и
обрабатывать
комплексный
информационный
объект
в
виде
учебной публикации
Знать назначение и
основные
режимы
работы
текстового
редактора.
Уметь
создавать
и
обрабатывать
комплексный
информационный
объект
в
виде
учебной публикации
«Мультимедиа» - 5 часа
Иметь представление о
Регулятивные:
- Уметь
мультимедиа; областях
самостоятельно
применения;
о
контролировать своё технических средствах
время и управлять
мультимедиа;
об
им;
аналоговом
и
- Адекватно
цифровом
самостоятельно
представление звука; о
оценивать
способах
записи
правильность
музыки; о монтаже
выполнения
информационного
действия и вносить
объекта
необходимые
Знать характеристику
коррективы в
компьютерной
Основные виды
учебной
деятельности
Виды контроля
Контрольная работа.
Фронтальный опрос Записи
в тетради
Аналитическая
деятельность:
• анализировать
пользовательский
интерфейс
используемого
программного
средства;
• определять
условия
и
возможности
Устный и комбинированный
опрос, наблюдения учителя,
Количест
во часов
№ п/п
Дата
проведения
урока
план факт
Тема урока
Оборудование
Создание
мультимедийной
презентации.
49
50
51
52
4
17.05
24.05
26.05
31.05
Компьютерные
презентации.
Создание
мультимедийной
презентации.
Практические
задания
Требования к результату
метапредметные
предметные
исполнение, как в
конце действия, так
и по ходу его
реализации.
Личностные:
Развитие
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам;
формирование
коммуникативной
компетентности в
процессе
образовательной,
учебноисследовательской,
творческой и других
видов деятельности.
Познавательные:
- Умение
структурировать
знания;
- Выбор наиболее
эффективных
способов решения
задач в зависимости
от конкретных
условий;
Коммуникативные:
- Осуществлять
контроль,
коррекцию, оценку
действий партнёра,
уметь убеждать.
презентации,
виды
презентаций, этапы ее
создания.
Уметь
создавать
слайд
презентации,
с
использованием
готовых
шаблонов,
подбирать
иллюстративный
материал;
создавать
текст
слайда,
форматировать,
структурировать текст,
вставленный
в
презентацию.
Уметь
вставлять в слайды
презентации
графические объекты,
записывать речь с
помощью микрофона и
вставлять в слайд,
настраивать
показ
презентации
и
демонстрировать ее на
экране
компьютера.
Уметь осуществлять
демонстрацию
презентации
с
использованием
проектора
Знать характеристику
компьютерной
презентации,
виды
презентаций, этапы ее
создания.
Уметь
создавать
слайд
презентации,
с
использованием
Основные виды
учебной
деятельности
применения
программного
средства
для
решения типовых
задач;
• выявлять общее и
отличия в разных
программных
продуктах,
предназначенных
для
решения
одного
класса
задач.
Виды контроля
индивидуальные карточки,
тестовые задания.
Практическая
деятельность:
• создавать
презентации
с
использованием
готовых шаблонов;
• записывать
звуковые файлы с
различным
качеством
звучания
(глубиной
кодирования
и
частотой
дискретизации).
Устный и комбинированный
опрос, наблюдения учителя,
индивидуальные карточки,
тестовые задания.
Количест
во часов
№ п/п
Дата
проведения
урока
план факт
Тема урока
Оборудование
Требования к результату
метапредметные
предметные
готовых
шаблонов,
подбирать
иллюстративный
материал;
создавать
текст
слайда,
форматировать,
структурировать текст,
вставленный
в
презентацию.
Уметь
вставлять в слайды
презентации
графические объекты,
записывать речь с
помощью микрофона и
вставлять в слайд,
настраивать
показ
презентации
и
демонстрировать ее на
экране
компьютера.
Уметь осуществлять
демонстрацию
презентации
с
использованием
проектора
Основные виды
учебной
деятельности
Виды контроля
График контрольных работ по информатике 7б класс
на 2022 – 2023 учебный год
№
Тема
п/п
1
Дискретная форма
2
проведения
19.10
Тестирование
устройство для работы с
14.12
информацией
Обработка графической
3
информации
4
Итоговая работа. Тест.
план
Тестирование
представления информации
Компьютер как универсальное
Дата
Форма
Тестирование
22.02
Тестирование
26.04
факт
Система оценки планируемых результатов
Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:
- оценка «5» выставляется, если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя математическую и специализированную терминологию и символику;
- правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики,
сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять
их в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и
устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
- оценка «4» выставляется, если:
- ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из
недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного
содержания ответа;
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по
замечанию учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
- оценка «3» выставляется, если:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание
вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного
материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании
терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после нескольких наводящих
вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического
задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных
умений и навыков.
- оценка «2» выставляется, если:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного
материала,
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блоксхем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Для письменных работ учащихся:
- оценка «5» ставится, если:
- работа выполнена полностью;
- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет
пробелов и ошибок;
- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности,
описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение
обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или
тексте программы.
- оценка «3» ставится, если:
- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или
программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными
знаниями по данной теме в полной мере.
Самостоятельная работа на компьютере оценивается следующим образом:
- оценка «5» ставится, если:
- учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;
- работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление
результата работы;
- оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение
навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);
- работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению
поставленной задачи.
- оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными
навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставленной задачи.
- оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными
знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не
самостоятельно.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1. Операционная система Windows 7.
2. Пакет офисных приложений Microsoft Office 2010.
3. Ресурсы
Единой
коллекции
цифровых
образовательных
ресурсов
(http://school-
collection.edu.ru/).
4. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Печатные пособия
1.
Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний,
2017.
2.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5 – 7 классы: методическое пособие. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
3.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: поурочные разработки для 7 класса. – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
4.
Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.:
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
5.
Ресурсы
Единой
коллекции
цифровых
образовательных
ресурсов
(http://school-
collection.edu.ru/)
6.
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
1.
Организация рабочего места и техники безопасности.
2.
Архитектура компьютера
3.
Архитектура компьютерных сетей