Рабочая программа по литературе 9 класс

Литвинова
Ирина
Николаевна

Подписано
цифровой подписью:
Литвинова Ирина
Николаевна
Дата: 2022.11.01
21:41:12 +03'00'

1

Пояснительная записка.














Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических
документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу
Минпросвещения России от 20.05.2020 №254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим советом по
учебникам;
О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской
Федерации по Приказу Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных Федеральным Научнометодическим советом по учебникам;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с
изменениями);
Примерная программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы и авторской программы Г.С.Меркина – М.: «Русское
слово», 2019
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка
Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования «город Донецк»;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
УМК: Г.С.Меркин Литература 9 класс 1,2 часть
Принцип построения программы концентрический на хронологической основе. Программа детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями
изучения литературы, которые определены стандартом.

2

Цели и задачи с учетом специфики учебного предмета:
Главными целями изучения предмета «Литература» в основной школе являются:
-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и
общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
-постижение учащимися классических образцов отечественной и мировой словесной культуры, обладающих высокими художественными
достоинствами, выражающих жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающих высокие нравственные чувства у
человека читающего;
-поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
-овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом
высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности,
планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников,
включая Интернет и др.);
-использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом
самосовершенствовании.
-воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма,
любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения,
читательской культуры и понимания авторской позиции;
-формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении
художественных произведений;
-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретиколитературных понятий;
-овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
В содержании рабочей программы предполагается реализовать компетентностный, личностно ориентированный, системнодеятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
-приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и
необходимых сведений по истории литературы;
-овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе наизусть;
свободного владения письменной речью;
3

-овладение способами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка,
главы, повести, рассказа, сказки; свободного владения монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
-обучение развернутому ответу на вопрос, составлению рассказа о литературном герое, характеристики героя, отзыва на самостоятельно
прочитанное произведение;
-освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный, личностно ориентированный, системно-деятельностный подходы к созданию рабочей программы
обеспечивают взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Общая характеристика учебного предмета «Литература», его место и роль в достижении обучающимися
планируемых результатов
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими
важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность,
многозначность,
ассоциативность,
незавершенность,
предполагающие
активное
сотворчество
воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне
развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие
творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного
конструктивно
и
вместе
с
тем
критически
относиться
к
себе
и
к
окружающему
миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с
подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными,
нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к
духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении,
вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями
словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры,
духовного
и
нравственного
потенциала
многонациональной
России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не
только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно
сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником
жизни».

Образовательные технологии
Учебный процесс в школе реализуется в конкретных формах организации обучения. Формы организации учебной работы определяются
составом учащихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами руководства ими со
стороны учителей. Процесс обучения осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих друг друга.
Основная форма обучения - урок. Это обстоятельство не исключает, а предполагает другие формы организации обучения.
уроки-практические работы;
4

уроки-«Погружения»;
уроки-деловые игры;
уроки-соревнования;
уроки-консультации;
компьютерные уроки
уроки с групповыми формами работы;
уроки взаимообучения учащихся;
уроки- мастерские;
уроки, которые ведут учащиеся;
уроки-зачеты;
уроки-конкурсы;
уроки-диспуты;
уроки-игры;
уроки-диалоги;
уроки-конференции;
уроки-семинары;
уроки-экскурсии;
уроки-путешествия.
Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны,
трудности.
В рамках программы предполагается использование различных видов индивидуальной, парной, групповой работы, проведение
ролевых игр, работа с источниками, участие в творческих проектах. Для рациональной организации учебного времени на уроках большое
значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных интересов и склонностей при
планировании учебных уроков и определении домашнего задания, большинство уроков носят комбинированный характер.

Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 102 часа. В учебном плане на изучение литературы в 9 классе отводится 3 часа в неделю.
Программа скорректирована на 101 час в соответствии с производственным календарем.
Последовательность изучения тем соответствует примерной программе по предмету.

Планируемые результаты изучения предмета
Личностными результатами являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного
отношения к русской литературе, к культурам других народов;
5

• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром
авторов и судьбами их героев.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной
позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих
нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или
нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями
других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь
вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние
творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
6

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;
формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании
художественных образов литературных произведений.
Важнейшими целями, которые должны быть реализованы в течение всех лет обучения, являются развитие устойчивого интереса к
самостоятельному чтению и формирование представлений о русской литературе как национальном достоянии. Именно поэтому и в
программе, и в учебнике предполагаются органическое единство учебной и внеурочной деятельности по литературе, системная работа по
литературному краеведению, достаточно широкое поле для введения информации о смежных искусствах, позволяющих, с одной стороны,
увидеть многофункциональные возможности литературы, а с другой — выявить интеграцию литературы с другими искусствами и
определить значение каждого из них, способы взаимовлияния.
Воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и
ценностям отечественной культуры происходят как через отбор литературных произведений в соответствии с возрастом и уровнем
читательских интересов учащихся, так и через предложенную систему вопросов по выявлению первичного восприятия текстов, словесных и
литературных игр, обращенных к языковому чутью школьников. Богатый методический и теоретический материал дан в системе
разнообразных рубрик, позволяющих подойти к процессу обучения дифференцированно, с учетом возможностей и интересов конкретного
ученика.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать:
• образную природу словесного искусства;
• содержание изученных литературных произведений;
• основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
• изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
• воспринимать и анализировать художественный текст;
• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
• определять род и жанр литературного произведения;
• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
• давать характеристику героев;
• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
•сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
• выявлять авторскую позицию;
• выражать свое отношение к прочитанному;
• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
7

• владеть различными видами пересказа;
• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным)
языком обучения).

Содержание учебного предмета
В вед ен и е
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурноисторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы
русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.
Из древнерусской литературы
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве».
Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее
стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Из литературы 18 века
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические
принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р.
Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное
звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими
тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в
совершенствовании русского литературного языка.
Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.
Литература первой половины 19 века
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в
творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском
романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
8

А.С. ГРИБОЕДОВ
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в
комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ
Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У.
Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума»
(статья «Мильон терзаний»).
Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.
А.С. ПУШКИН
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и
дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион»,
«Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...»,
«Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и
проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание
пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника;
христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки
литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее
преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского
дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество,
судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой
золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я
на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его
герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и
реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект
повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.
Н.В. ГОГОЛЬ
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на
замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане
Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических
9

отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.
Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы
(произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX
столетия.
Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина,
В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века
(проза
М.
Шолохова,
А.
Толстого,
М.
Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В.
Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной
литературной ситуации.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь
тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Л е р м о н т о в . «Поцелуями прежде считал...», «Нищий»,
«Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Естьречи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».
Из литературы второй половины XIX—XX века
См. обзорные темы.

Календарно-тематический план
№

1

Тема раздела
Введение.
История отечественной
литературы

Кол-во
часов
1

Дата

Средства обучения

Формы контроля

Основные виды деятельности

Учебник
Литературоведческие
словари и справочники

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Работа со статьёй учебника

План. Факт
2.09

10

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Темы и мотивы
русской классики.
Основные
литературные
направления
Из древнерусской
литературы
Жанровое и
тематическое
своеобразие
древнерусской
литературы
«Слово о полку
Игореве».
Патриотическое
звучание основной
идеи поэмы
Человек и природа в
художественном мире
поэмы
Проблема авторства
«Слова...».

1

5.09

Учебник
Литературоведческие
словари и справочники

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Составление тезисного плана
вступительной статьи, эвристическая
беседа, словарная работа

1

7.09

Иллюстрации
Видеозапись

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Составление тезисного плана
вступительной статьи, эвристическая
беседа, словарная работа, поиск
материала о песенном фольклоре
региона в библиотеке

1

9.09

Иллюстрации
Видеозапись

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

1

12.09

1

14.09

Портрет
Презентация
Фонохрестоматия
Иллюстрации
Видеозапись

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания
Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Фольклорные,
языческие и
христианские мотивы
и символы в поэме.
Р.Р. Человек в
древнерусской
литературе
К. р. по разделу «Из
древнерусской
литературы»
Из литературы XVIII
века
Основные тенденции
развития русской
литературы в XVIII
столетии.

1

16.09

Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Пересказ вступительной статьи, устные
ответы на проблемные вопросы,
развёрнутый рассказ о литературном
герое, устное словесное рисование,
словарная работа
Составление тезисного плана
вступительной статьи, эвристическая
беседа, словарная работа
Составление тезисного плана
вступительной статьи, эвристическая
беседа, словарная работа, поиск
материала о песенном фольклоре
региона в библиотеке
Развёрнутый рассказ о литературном
герое, устное словесное рисование,
словарная работа

1

19.09

1

21.09

Портрет
Презентация
Фонохрестоматия
Тестовые задания

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания
Тестирование

Развёрнутый рассказ о литературном
герое, устное словесное рисование,
словарная работа
Выполнение контрольной работы

1

23.09

Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Эвристическая беседа, работа со
статьёй писателя

11

Самобытный характер
русского классицизма,
его важнейшие
эстетические
принципы
Значение творчества
М.В. Ломоносова и
Г.Р. Державина для
развития русского
слова.
Расцвет отечественной
драматургии

1

26.09

Иллюстрации
Видеозапись

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Составление планов статей
учебника, работа с таблицами,
сообщения учителя и учащегося,
беседа

2

28.09
30.09

Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Художественный пересказ,
сообщения учителя, заполнение
таблицы,беседа

2

3.10
5.10

Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Книга А.Н. Радищева
«Путешествие из
Петербурга в Москву»
как явление
литературной и
общественной жизни.
Поэтика
«сердцеведения» в
творчестве Н.М.
Карамзина.

1

7.10

Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Составление планов статей
учебника, работа с таблицами,
сообщения учителя и учащегося,
беседа
Художественный пересказ,
сообщения учителя, заполнение
таблицы, беседа

1

10.10

Портрет
Демонстрационный
материал о жизни и
творчестве писателя
План
- характеристика
литературного героя

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

18

К. р. по разделу «Из
литературы 18 века»

1

12.10

Тестирование

19

Литература первой
половины XIX века
Становление и
развитие русского
романтизма
Важнейшие черты
романтизма

1

14.10

План
- характеристика
литературного героя
Портрет
Демонстрационный
материал о жизни и
творчестве писателя

2

17.10
19.10

План
- характеристика
литературного героя

11

12
13

14
15

16

17

20
21

Сообщения «искусствоведа»,
«литературоведа» и учителя,
составление плана статьи учебника,
беседа, слайдовая презентация,
прослушивание
музыкальногофрагмента,
выразительное чтение
учителем,работас терминами и
иллюстрациями, продолжение
предложений по данному началу
Выполнение контрольной работы

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Составление планов статей
учебника, работа с таблицами,
сообщения учителя и учащегося,
беседа

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Анализ эпизода художественного
текста по тезисному плану
12

22

А.С.Грибоедов
Жизненный путь и
литературная судьба

1

21.10

Портрет
Презентация
Иллюстрации к
произведению

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

23

Творческая история
комедии «Горе от
ума».

1

24.10

Портрет
Презентация
Иллюстрации к
произведению

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

24

Своеобразие
конфликта и тема ума
в комедии.

1

26.10

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

25

Идеалы и антиидеалы
Чацкого.
Фамусовская Москва

1

7.11

26

Чацкий и Молчалин.

1

9.11

27

Образ Софьи

1

11.11

Портрет
Презентация
Иллюстрации к
произведению
Портрет
Презентация
Иллюстрации к
произведению
Портрет
Презентация
Иллюстрации к
произведению
Портрет
Видеозапись
художественнодокументального фильма о
писателе.

28

Особенности создания
характеров комедии.

1

14.11

Выставка книг

29

И.А.Гончаров о «Горе
от ума» (статья
«Мильон терзаний»).
Проблематика «Горя
от ума»
Чацкий и Гамлет:
сопоставительный
анализ образов.

1

16.11

1

18.11

Портрет
Презентация
Фонохрестоматия
Иллюстрации
Видеозапись

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания
Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания
Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

30

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Выразительноечтение, сообщения
учащихся и учителя, экскурсия,
обращение кстенду, прослушивание
музыкальных коллекций,заполнение
таблиц
Сообщения учащихся и учителя,
выразительноечтение наизусть, работа
с иллюстрациями, заполнение
хронологической таблицыпо ходу
урока.
Составление планов статей
учебника, работа с таблицами,
сообщения учителя и учащегося,
беседа
Подбор цитат для характеристики
персонажа

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Рассказ о писателе, эвристическая
беседа, ответы на проблемные вопросы

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Составление тезисного плана статьи
учебника, работа с учебником,
сообщения учителя и учащихся,
выразительное чтение стихотворений,
работа с иллюстрациями, беседа,
лексическая работа, работа с
терминами
Выразительное чтение, работа с
иллюстрациями, беседа, лексическая
работа, работа с терминами
Выразительное чтение, работа с
иллюстрациями, беседа, лексическая
работа, работа с терминами
Развёрнутый рассказ о литературном
герое, устное словесное рисование,
словарная работа

13

Р.Р. Сочинение по
творчеству
А.С.Грибоедова
А.С.Пушкин
Жизненный и
творческий путь

2

21.11
23.11

Памятка

Сочинение

Написание сочинения

1

25.11

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Выполнение коллективных творческих
заданий, создание иллюстраций,
текстов по предложенному началу,
работа с термином, беседа

Темы, мотивы и
жанровое
многообразие его
лирики
Р.Р. Анализ
лирического
произведения
«Кавказский пленник»,
ее художественное
своеобразие и
проблематика.

2

28.11
30.11

Портрет
Видеозапись
художественнодокументального фильма о
писателе
Портрет

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Подробный пересказ, анализ текста,
участие в дискуссии, определение
жанра произведения.

1

2.12

Портрет
Презентация

1

5.12

Портрет
Презентация

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания
Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

38
39

Реализм «Повестей
Белкина» и «Маленьких
трагедий»

2

7.12
9.12

Презентация

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

40

Нравственнофилософское звучание
пушкинской прозы и
драматургии

1

12.12

Презентация

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

41

«Евгений Онегин» как
«свободный» роман и
роман в стихах.

1

14.12

Презентация

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Подробный пересказ, анализ текста,
участие в дискуссии, определение
жанра произведения.
Работа с учебником, выразительное
чтение, прослушивание сообщений
учителя и учащихся, беседа,
самостоятельная исследовательская
работа с текстом
Работа с учебником, выразительное
чтение, прослушивание сообщений
учителя и учащихся, беседа,
самостоятельная исследовательская
работа с текстом
Лексическая работа, выразительное
чтение, чтение по ролям,
самостоятельная исследовательская
работа с текстом, работа с
иллюстрацией, беседа, сообщения
учителя,
работа с учебником, заполнение
таблицы
Сообщения учителя и учащихся,
лексическая работа, экскурсия по
выставке репродукций
русских художников, беседа, конкурс
заглавий частей рассказа,
выразительное чтение, работа с
учебником

31
32
33

34
35

36

37

14

42

Автор и его герой в
образной системе
романа.

1

16.12

Портрет
Презентация

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

43

Тема онегинской
хандры

1

19.12

Портрет
Выставка книг

44

Онегин и Ленский.

1

21.12

Презентация

45

Образ Татьяны
Лариной как «милый
идеал» автора.

1

23.12

46

Картины жизни
русского дворянства в
романе.

1

26.12

Портрет
Видеозапись
художественнодокументального фильма о
писателе
Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания
Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания
Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

47

Нравственнофилософская
проблематика
«Евгения Онегина».

1

28.12

Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

48
49

Р.Р. Сочинение по
творчеству
А.С.Пушкина

2

9.01
11.01

Памятка

Сочинение

50

М.Ю.Лермонтов
Жизненный и
творческий путь
Темы и мотивы
лермонтовской лирики

1

13.01

Выставка книг

2

16.01
18.01

Выставка книг

«Герой нашего
времени» как первый
русский философскопсихологический

1

20.01

Выставка книг

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания
Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания
Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

51
52
53

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Чтение наизусть, выразительное
чтение, беседа, сообщения учителя и
учащихся, работа с терминами и
учебником
Участие в дискуссии, определение
жанра, выявление авторской позиции
Анализ текста, выявляющий авторский
замысел и различные средства его
воплощения, подготовка докладов
Сообщение учителя и учащихся,
заполнение таблицы, художественный
пересказ, выразительное чтение,
слайдовая презентация или выставка,
беседа
Самостоятельная исследовательская
работа с текстом, работа с
иллюстрацией, беседа, сообщения
учителя
Отбор наиболее важных для
понимания произведения вопросов,
лексическая самостоятельная работа,
сообщения учителя и учащихся, работа
с текстом, выразительное чтение,
чтение по ролям, работа с
иллюстрациями, беседа, работа с
учебником
Написание сочинения

Творческое чтение лирических
произведений
Творческое чтение лирических
произведений
Творческое чтение произведений

15

роман.
54

Автор и его герой.
Индивидуализм
Печорина

1

23.01

Портрет
Видеозапись
художественнодокументального фильма о
писателе
Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Развёрнутый рассказ о литературном
герое, устное словесное рисование,
словарная работа

55

Печорин в ряду других
персонажей романа.

1

25.01

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

27.01

Презентация

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

1

30.01

Портрет
Видеозапись
художественнодокументального фильма о
писателе

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Отбор наиболее важных для
понимания произведения вопросов,
лексическая самостоятельная работа,
сообщения учителя и учащихся, работа
с текстом
Составление планов статей
учебника, работа с таблицами,
сообщения учителя и учащегося,
беседа
Сообщение учителя и учащихся,
заполнение таблицы, художественный
пересказ, выразительное чтение,
слайдовая презентация или выставка,
беседа

56

Черты романтизма и
реализма в поэтике
романа.

1

57

«История души
человеческой» как
главный объект
повествования в
романе.

58

Печорин и Фауст:
сопоставительный
анализ двух образов.
Р.Р. Сочинение по
творчеству
М.Ю.Лермонтова
Н.В.Гоголь
Жизнь и творчество

1

1.02

Презентация

2

3.02
6.02

Памятка

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания
Сочинение

Развёрнутый рассказ о литературном
герое, устное словесное рисование,
словарная работа
Написание сочинения

1

8.02

Иллюстрации
Видеозапись

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

62

Поэма «Мертвые
души» как вершинное
произведение
художника.

1

10.02

Иллюстрации
Видеозапись

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

63

Сюжетнокомпозиционное
своеобразие «Мертвых
душ»

1

13.02

Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Самостоятельная исследовательская
работа с текстом, работа с
иллюстрацией, беседа, сообщения
учителя
Отбор наиболее важных для
понимания произведения вопросов,
лексическая самостоятельная работа,
сообщения учителя и
учащихся, работа с текстом
Самостоятельная исследовательская
работа с текстом, работа с
иллюстрацией, беседа, сообщения
учителя

59
60
61

16

64

Народная тема в поэме.

1

15.02

65

Образ Чичикова и тема
«живой» и «мертвой»
души в поэме.

1

17.02

66

Фигура автора и роль
лирических
отступлений.

1

67

Художественное
мастерство Гоголяпрозаика

68
69
70

71

72

73
74

Портрет
Видеозапись
художественнодокументального фильма о
писателе
Презентация

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

20.02

Иллюстрации
Видеозапись

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

1

22.02

Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Р.Р. Сочинение по
творчеству Н.В.Гоголя
Из литературы
второй половины XIX
века
Развитие традиций
отечественного
реализма в русской литературе 1840—1890-х
годов.
Расцвет социальнопсихологической
прозы

2

Памятка

Сочинение

1

27.02
1.03
3.03

Презентация

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Выполнение коллективных творческих
заданий, создание иллюстраций,
текстов по предложенному началу,
работа с термином, беседа

1

6.03

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Своеобразие
сатирического дара
М.Е. СалтыковаЩедрина
Лирическая ситуация
50—80-х годов XIX
века

1

10.03

Портрет
Видеозапись
художественнодокументального фильма о
писателе
Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

2

13.03
15.03

Иллюстрации
Видеозапись

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Отбор наиболее важных для
понимания произведения вопросов,
лексическая самостоятельная работа,
сообщения учителя и
учащихся, работа с текстом
Выполнение коллективных творческих
заданий, создание иллюстраций,
текстов по предложенному началу,
работа с термином, беседа
Сообщение учителя и учащихся,
заполнение таблицы, художественный
пересказ, выразительное чтение,
слайдовая презентация или выставка,
беседа

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Сообщение учителя и учащихся,
заполнение таблицы, художественный
пересказ, выразительное чтение,
слайдовая презентация или выставка,
беседа
Составление планов статей
учебника, работа с таблицами,
сообщения учителя и учащегося,
беседа
Выполнение коллективных творческих
заданий, создание иллюстраций,
текстов по предложенному началу,
работа с термином, беседа
Самостоятельная исследовательская
работа с текстом, работа с
иллюстрацией, беседа, сообщения
учителя
Написание сочинения

17

75

Творчество А.Н.

1

17.03

Презентация

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

76
77

Л.Н. Толстой и Ф.М.
Достоевский как два
типа художественного
сознания

2

20.03
22.03

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

78

Проза и драматургия
А.П. Чехова в
контексте рубежа
веков.

1

24.03

Портрет
Видеозапись
художественнодокументального фильма о
писателе
Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

79

Нравственные и
философские уроки
русской классики XIX
столетия.

1

3.04

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

80

К. р. по разделу «Из
литературы второй
половины XIX века»
Из русской
литературы XX века
Своеобразие русской
прозы рубежа веков

1

5.04

Портрет
Видеозапись
художественнодокументального фильма о
писателе
Тестовые задания

Тестирование

Выполнение контрольной работы

2

7.04
10.04

Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

83

Драма М. Горького
«На дне».

1

12.04

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

84

Серебряный век
русской поэзии

1

14.04

Портрет
Видеозапись
художественнодокументального фильма о
писателе
Презентация

Сообщение учителя и учащихся,
заполнение таблицы, художественный
пересказ, выразительное чтение,
слайдовая презентация или выставка,
беседа
Самостоятельная исследовательская
работа с текстом, работа с
иллюстрацией, беседа, сообщения
учителя

85
86

Многообразие
поэтических голосов
эпохи

2

17.04
19.04

Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

81
82

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Составление планов статей
учебника, работа с таблицами,
сообщения учителя и учащегося,
беседа
Самостоятельная исследовательская
работа с текстом, работа с
иллюстрацией, беседа, сообщения
учителя
Отбор наиболее важных для
понимания произведения вопросов,
лексическая самостоятельная работа,
сообщения учителя и учащихся, работа
с текстом
Выполнение коллективных творческих
заданий, создание иллюстраций,
текстов по предложенному началу,
работа с термином, беседа

Составление планов статей
учебника, работа с таблицами,
сообщения учителя и учащегося,
беседа
Выполнение коллективных творческих
заданий, создание иллюстраций,
текстов по предложенному началу,
работа с термином, беседа
18

87
88

Стихотворение Блока
«Девушка пела в
церковном хоре…»,
поэма «Двенадцать»

2

21.04
24.04

89
90

Своеобразие
отечественной прозы
первой половины XX
века
Итоговая работа.
Тестирование
Повесть Булгакова
«Собачье сердце»:
предупреждение об
опасности социальных
экспериментов.
Рассказ Шолохова
«Судьба человека»:
повествование о
трагедии и подвиге
народа в годы Великой
Отечественной войны.
Литературный процесс
50—80-х годов

2

26.04
28.04

1

3.05

1

5.05

1

10.05

2

12.05
15.05

Рассказ Солженицына
«Матренин двор»:
праведнический
характер русской
крестьянки.
Новейшая русская
проза и поэзия 80—90х годов

1

17.05

2

К. р. по разделу «Из
русской литературы
XX века»

1

91
92

93

94
95

96

97
98

99

Портрет
Видеозапись
художественнодокументального фильма о
писателе
Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Портрет
Видеозапись
художественнодокументального фильма о
писателе
Презентация

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Составление планов статей
учебника, работа с таблицами,
сообщения учителя и учащегося,
беседа

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Сообщение учителя и учащихся,
заполнение таблицы, художественный
пересказ, выразительное чтение,
слайдовая презентация или выставка,
беседа

Портрет
Видеозапись
художественнодокументального фильма о
писателе
Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Самостоятельная исследовательская
работа с текстом, работа с
иллюстрацией, беседа, сообщения
учителя

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Выполнение коллективных творческих
заданий, создание иллюстраций,
текстов по предложенному началу,
работа с термином, беседа

19.05
22.05

Презентация

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

24.05

Тестовые задания

Тестирование

Отбор наиболее важных для
понимания произведения вопросов,
лексическая самостоятельная работа,
сообщения учителя и учащихся, работа
с текстом
Выполнение контрольной работы

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Отбор наиболее важных для
понимания произведения вопросов,
лексическая самостоятельная работа,
сообщения учителя и
учащихся, работа с текстом
Выполнение коллективных творческих
заданий, создание иллюстраций,
текстов по предложенному началу,
работа с термином, беседа

19

100

101

Противоречивость и
драматизм
современной
литературной
ситуации.
Р.Р. Литературные
чтения

1

26.05

Портрет
Презентация
Фонохрестоматия

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

1

29.05
31.05

Презентация

Анализ произведения, устный
опрос, пересказ, тестирование,
индивидуальные задания

Сообщение учителя и учащихся,
заполнение таблицы, художественный
пересказ, выразительное чтение,
слайдовая презентация или выставка,
беседа
Выполнение коллективных творческих
заданий, создание иллюстраций,
текстов по предложенному началу,
работа с термином, беседа

График контрольных работ
№
1
2

Контрольная работа
К. р. по разделу «Из древнерусской литературы»
К. р. по разделам «Из русской литературы 18 века»

Дата
21.09
12.10

3

К. р. по разделу «Из литературы второй половины XIX века»

5.04

4
5

Итоговая работа Тестирование.
К. р. по разделу «Из русской литературы XX века»

3.05
24.05

Система оценки планируемых результатов












Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
устный опрос;
письменная самостоятельная работа;
литературная игра;
тестирование;
графическая работа;
литературный диктант;
сочинение;
доклад;
творческая работа;
зачет;
проверка осознанного чтения
20

Критерии оценивания достижений обучающихся
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных
проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное
средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в
8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя отметками:
первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь относится к
литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного
класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и
прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность
чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение
объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,
привлекать текст для аргументации своих выводов, свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого
произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии
идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при
анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение
монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении
объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями
21

при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения
своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в
композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение
объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью
и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов,
предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного
класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения
героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного
и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;
наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому
языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов,
необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других
источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых
недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
22

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены
отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и
обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного
пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием
грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;
содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.
Форма промежуточной аттестации: тестирование

23

24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».