Рабочая программа по биологии 9 класс

Литвинова
Ирина
Николаевна

Подписано
цифровой подписью:
Литвинова Ирина
Николаевна
Дата: 2022.11.02
16:07:06 +03'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по _биологии_ для _9_ класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических
документов:
1.1. Нормативно-правовые документы для основного общего образования: 5-9 классы
Рабочая программа по ___биологии___ для _9_ класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов:
-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
- Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СанПиН
2.4..3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» ;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу
Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254, ООП НОО, ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим
советом по учебникам;
- О внесении изменений Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской
Федерации по Приказу Минпросвещения России от 23.12.2020 №766, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научнометодическим советом по учебникам
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с
изменениями);
- Примерная программа по учебному предмету «_Биология__» автора _ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк _
- Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов в муниципальном
бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования «город Донецк»;
- Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка

- Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022_ - 2023_учебный год

УМК: Биология. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк; под ред.
В.В. Пасечника .– М.: Просвещение, 2019 г. (Линия жизни).
Обучение по программе учебного предмета биология проходит в центре естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». Его
современное оснащение позволяет развивать физическое образование, дает возможность приобрести навыки практической работы, подготовить
обучающихся к участию в олимпиадах различного уровня.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического,
трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и
богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой
красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он
обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
Тип программы: типовая, концентрическая, базового уровня.
Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии 9 класса «Введение в общую биологию и
экологию» В. В. Пасечника и др. и включает в себя сведения об уровнях организации жизни, происхождения и развития жизни на Земле.
Принципы отбора материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой
внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для формирования современной естественнонаучной
картины мира на начальном этапе изучения биологии в графе «Содержание урока» выделены следующие информационные единицы: термины,
факты, процессы и объекты, закономерности и теории.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к
самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Этот аспект организации учебно-познавательной деятельности учащихся отражен в отдельной графе к каждому
уроку.
В поурочное планирование с целью реализации компетентностного подхода в образовании включена графа «Планируемый результат», в
которой отражены умения и навыки учащихся по трем уровням:
• воспроизведение и описание информации;

• интеллектуальный уровень (реализация умений и навыков в стандартной ситуации);
• творческий уровень (реализация умений и навыков в нестандартной ситуации).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Главной целью основного общего образования является формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на
приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; обогащение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.
Это определило цели обучения биологии в 9 классе:
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о
современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых
организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания
живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности
собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и
риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и
состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми
организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения
в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о
собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной
среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа
жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность
учащихся понимать причины и логику развития эволюционных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия экологических проблем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать усилению мотивации к
познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования
предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые
определяют задачи обучения:

приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей,
методах познания живой природы;
овладение способами учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной деятельности;
Общая характеристика учебного предмета.
В 9 классе обучающиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении
и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания
служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и
об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует
формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и
способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Роль предмета: биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях
обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение
целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих
способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Значимость: в 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о
происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные
биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование
понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственность: преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание
способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом
мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Практическая направленность: изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического,
патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы
Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо
понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его
жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

Образовательные технологии:
Проблемное обучение.
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их
разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение.
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и
глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать
учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения.
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к
профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении.
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее
решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого
школьника.
Лекционно-семинарско-зачетная система
Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает
возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной
подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр.
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в
практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы
идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психологопедагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии.
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровье сберегающие технологии.
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную
деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных
работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Систему инновационной оценки «портфолио».
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального
самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Место предмета в учебном плане
Биология является предметом Федерального компонента учебного плана ОУ, на реализацию которого в 9 классе отводится 70 часов в
год, 2 часа в неделю. Программа скорректирована в соответствии с производственным календарем на 65 часов. Особое внимание уделено
изучению темы «Основы экологии», т.к. в учебном плане нет отдельного предмета экологии, а экологический материал присутствует в ГИА.
Программа скорректирована на 66 часов в соответствии с производственным календарем.
Последовательность изучения тем соответствует примерной программе по предмету.

Планируемые результаты:
Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих
личностных результатов:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,
языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств
и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
биологии являются:
1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях,
об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и
изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения
живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние
факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний
видов растений и животных;
5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья
людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных
растений и домашних животных, ухода за ними.
Последовательность изучения тем соответствует примерной программе по предмету.

«Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)»
наименование
разделов,
тем основное содержание программы
учебной программы
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии
Введение. Биология в системе
для понимания научной картины мира. Методы биологических
наук (2 ч.)
исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления
о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности
человека. Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь
биологии с другими науками».
Глава 1. Основы цитологии науки о клетке ( 10 ч.)

Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История
открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.
Значение цитологических исследований для развития биологии и
других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого.
Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение
мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их

формы организации учебной
деятельности
Фронтальная
беседа,
показ
презентаций

Лабораторные работы:
Строение эукариотических
клеток у растений, животных,
грибов и прокариотических
клеток у бактерий.

функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений.
Вирусы. Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы
получения органических веществ:
автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической
информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков.
Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и
энергии в клетке. Демонстрации: микропрепараты клеток растений и
животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза;
модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей
метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
Глава 2. Размножение и
индивидуальное развитие
(онтогенез) организмов (5 ч.)

Глава 3. Основы генетики (10
ч.)

Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Формы размножения
организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа
бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его
биологическое значение.
Половое
размножение.
Мейоз,
его
биологическое
значение.
Биологическое значение оплодотворения.
Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и
животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток,
органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов
внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма
к изменяющимся условиям.
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового
размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших
растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и
мейоза
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики.
Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г.
Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический
метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон

Фронтальная беседа, показ
презентаций

Лабораторные работы:
Изучение изменчивости у
растений и животных.
Изучение фенотипов растений.

доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Практическая работа:
Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и Решение генетических задач.
генотип. Генетическое определение пола. Генетическая структура
половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации.
Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль
мутаций. Комбинативная изменчивость. Возникновение различных
комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в
пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий
внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрации:
модели-аппликации,
иллюстрирующие
законы
наследственности,
перекрест
хромосом;
результаты
опытов,
показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов;
гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных
растений.
Глава 4. Генетика человека (3
ч.)

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие Лабораторная работа:
человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое Составление родословных.
здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические
проявления.

Глава 5. Эволюционное учение
(15 ч.)

Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник Лабораторная работа:
учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Изучение приспособленности
Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое организмов к среде обитания.
разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции.
Популяционная структура вида. Популяция как элементарная
эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.
Движущие силы и результаты эволюции.

Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Борьба
за существование как основа естественного отбора. Роль естественного
отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.
Возникновение
адаптаций
и
их
относительный
характер.
Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного
отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными
популяциями, решения проблем охраны природы и рационального
природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции.
Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое
разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и
коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и
разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а
также результаты приспособленности организмов к среде обитания и
результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы
видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической
эволюции.
Глава 6. Основы селекции и
биотехнологии (3 ч.)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции Фронтальная беседа, показ
организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.
презентаций
Демонстрации: растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы,
фотографии, иллюстрирующие результаты селекционной работы;
портреты селекционеров.

Глава 7. Возникновение и
развитие жизни на Земле (4 ч.)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир Фронтальная беседа, показ
как результат эволюции. История развития органического мира.
презентаций
Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних
породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр
и периодов.

Глава 8. Взаимосвязи

Окружающая среда - источник веществ, энергии и информации. Экология, Лабораторные работы:
как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Строение растений в связи с

организмов и окружающей
среды (16 ч.)

Приспособления организмов к различным экологическим факторам. условиями жизни.
Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, Подсчет индексов плотности для
хищничество, симбиоз, паразитизм).
определенных видов растений.
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль Выделение пищевых цепей в
производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в искусственной экосистеме (на
экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в примере аквариума).
экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Практические работы:
Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник Наблюдения за сезонными
учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, изменениями в живой природе.
их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в Составление схем передачи
экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы. веществ и энергии (цепей
Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема питания).
круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния Выявление приспособлений
хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация организмов к среде обитания
«Биосфера и человек»; карты заповедников России.
(на конкретных примерах),
типов взаимодействия
популяций разных видов в
конкретной экосистеме.
Анализ и оценка влияния
факторов окружающей
среды, факторов риска на
здоровье, последствий
деятельности человека в
экосистемах, собственных
поступков на живые
организмы
и экосистемы.
Экскурсия:
Среда жизни и ее обитатели.

Календарное планирование
9 класс
Ном
ер
уро

Тема урока

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности

урока

учащихся (на уровне учебных действий)

ка

Дата

Дата

план

факт

п/п

1

Биология как наука

Определять место биологии в

Овладевают системой научных знаний о живой 1.09

системе наук. Оценивать вклад

природе и закономерностях ее развития с целью

ученых-биологов

в

развитие создания

естественно-научной

картины

мира;

науки

овладевают первоначальными систематизированными

биологии

представлениями

о

биологических

объектах,

процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических

теориях;

овладевают

понятийным

аппаратом биологии
2

Методы биологических

Выделять основные методы

Овладевают понятийным аппаратом биологии;

исследований.

биологических исследований.

овладевают системой научных знаний о живой природе

Значение биологии.

и
закономерностях ее развития, исторически быстром

2.09

сокращении
биологического разнообразия в биосфере в результате
деятельности человека с целью создания естественнонаучной
картины мира; овладевают первоначальными
систематизированными
биологических

представлениями

объектах,

процессах,

о

явлениях,

закономерностях, об основных
биологических теориях.
Глава 1. «Основы цитологии – наука о клетке» 10 часов
3

Цитология – наука о

Определять предмет, задачи и

клетке.

методы

ис-я

науки.
Объяснять

цитологии,

Овладевают системой научных знаний о живой
как природе и закономерностях ее развития с целью
создания

значение естественно-научной картины мира; овладевают

цитологических

первоначальными

исследований.

представлениями о
биологических

систематизированными
объектах,

процессах,

явлениях,

закономерностях,
об основных биологических теориях; овладевают
понятийным
аппаратом биологии
Личностные Формирование ценностных ориентиров и

8.09

смыслов
учебной

деятельности

на

основе

развития

познавательных
интересов, учебных мотивов; формирование мотивов
достижения социального признания; формирование
границ
собственного знания и незнания
4

Клеточная теория

Объяснять значение клеточной

Овладевают первоначальными систематизированными 9.09

теории для развития биологии

представлениями

о

биологических

объектах,

процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических

теориях;

овладевают

понятийным

аппаратом биологии
5

Химический состав

Сравнивать химический состав

клетки.

живых

организмов

и

Овладевают первоначальными систематизированными 15.09

тел представлениями

неживой
природы,

биологических

объектах,

процессах, явлениях, закономерностях, об основных
делать

основе сравнения.
роль

о

выводы

на биологических

теориях;

овладевают

понятийным

Объясняют аппаратом биологии

неорганических

и

органических
веществ в клетке.
6

Строение клетки

Характеризовать

клетку

как

структурную единицу живого.

16.09

Выделять

существенные

признаки

строения

Различают
готовых

на

клетки.

таблицах

и

микропрепаратах

основные
части

и

органоиды

клетки.

Наблюдают и описывают клетки
на готовых микропрепаратах
7

Особенности клеточного

Объяснять

особенности Приобретают

опыт

строения

клеточного

строения биологической

организмов. Вирусы.

организмов.

Выявлять биологических экспериментов для изучения живых

науки

использования
и

проведения

методов 22.09
несложных

взаимосвязи между строением и организмов, проведения экологического мониторинга
функциями

клеток.

Проводят окружающей среды; овладевают первоначальными

биологические исследования и систематизированными
делают

выводы

полученных
Сравнивают

на

основе биологических

процессах,

о

явлениях,

результатов. закономерностях, об основных биологических теориях
строение

эукариотических

и

прокариотических

клеток

основе

полученных

анализа

объектах,

представлениями

на

данных
8

Лабораторная работа

Наблюдать и описывать клетки Овладевают понятийным аппаратом биологии;

23.09

№ 1 «Строение

на готовых микропрепаратах.

овладевают первоначальными систематизированными

клеток».

Сравнивать их строение.

представлениями

о

биологических

объектах,

процессах,
явлениях,

закономерностях,

об

основных

биологических теориях
9

Обмен веществ и

Выделять

существенные Овладовладевают

превращения энергии в

признаки

обмена

клетке. Фотосинтез.

Объяснять

космическую

первоначальными 29.09

веществ. систематизированными
роль биологических

фотосинтеза в биосфере

представлениями

объектах,

процессах,

о

явлениях,

закономерностях, об основных биологических теориях
овладевают понятийным аппаратом биологии;

10

Биосинтез белков.

Выделять

существенные Овладевают понятийным аппаратом биологии;

30.09

признаки процесса биосинтеза овладевают первоначальными систематизированными
белков и понимать его механизм представлениями

о

биологических

объектах,

процессах,
явлениях,

закономерностях,

об

основных

биологических теориях.
11

Регуляция процессов
жизнедеятельности в
клетке.

Объяснять механизмы регуляции
процессов жизнедеятельности в
клетке

Овладевают первоначальными систематизированными 6.10
представлениями

о

биологических

объектах,

процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических

теориях;

овладевают

понятийным

аппаратом биологии
12

Тестирование по

Выполняют тестовые задания в

Овладевают понятийным аппаратом биологии;

7.10

главе «Основы

рабочей

тетради.

Дают овладевают первоначальными систематизированными

цитологии – наука о

определения

понятиям представлениями

клетке».

объясняют

значение процессах,

цитологических исследований,

явлениях,

о

биологических

закономерностях,

об

объектах,
основных

клеточной теории. Объясняют биологических теориях
роль

неорганических

и

органических веществ в клетке.
Характеризуют

клетку

как

структурную единицу живого.
Объясняют

особенности

клеточного

строения

организмов.
Выделяют
признаки

существенные
процессов

обмена

веществ, биосинтеза белков и их
механизм,

процессов

жизнедеятельности клетки
Глава 2. «Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов» 5 часов
13

Формы размножения

Определять

Овладевают системой научных знаний о живой 13.10

организмов. Бесполое

самовоспроизведение

природе и закономерностях ее развития с целью

размножение. Митоз.

как всеобщее свойство живого.

создания

Выделять признаки процесса

овладевают первоначальными систематизированными

естественно-научной

картины

мира;

размножения,

формы представлениями

о

биологических

объектах,

размножения.

процессах, явлениях, закономерностях, об основных

Определяют митоз как основу

биологических теориях; овладевают понятийным

бесполого размножения и роста
многоклеточных
14

Половое размножение.

Особенности мейоза. Определять

Мейоз.

мейоз

как

основу

полового явлениях, закономерностях, об основных

размножения многоклеточных
организмов.

Овладевают первоначальными объектах, процессах, 14.10
биологических

Выделяют аппаратом

особенности

теориях;
биологии

мейоза. представлениями

о

овладевают

понятийным

систематизированными
биологических

объектах,

Определяют мейоз как основу процессах, явлениях, закономерностях, об основных
полового

размножения биологических

многоклеточных
Объясняют
значение

теориях;

овладевают

понятийным

организмов. аппаратом биологии
биологическое

мейоза

и

процесса

оплодотворения
15

Индивидуальное

Выделяют типы онтогенеза

Овладевают первоначальными систематизированными 20.10

развитие организма

(классифицируют). Составляют

представлениями

(онтогенез).

таблицу, в которой указывают процессах, явлениях, закономерностях, об основных

о

типы развития, их основные

биологических

характеристики и примеры

аппаратом биологии

организмов с данным типом

теориях;

биологических
овладевают

объектах,
понятийным

развития.
16

Влияние факторов

Оценивать влияние факторов

Овладевают системой научных знаний о живой

внешней среды на

внешней среды на развитие

природе и закономерностях ее развития с целью

онтогенез.

зародыша. Определять уровни

создания

приспособления организмов к

овладевают первоначальными систематизированными

изменяющимся условиям

представлениями

естественно-научной
о

картины

биологических

21.10
мира;

объектах,

процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях; овладевают понятийным
аппаратом биологии
17

Тестирование по

Выполняют тестовые задания в

Предметные

главе «Размножение и

рабочей тетради.

биологии;

индивидуальное

Дают определения понятиям

овладевают первоначальными систематизированными

развитие (онтогенез).

Овладевают

представлениями

о

понятийным

биологических

аппаратом 27.10

объектах,

процессах,
явлениях,

закономерностях,

об

основных

биологических теориях
Глава 3. «Основы генетики» 10 часов
18

Генетика как отрасль

Определять

биологической науки.

современной
Оценивать

главные

задачи Овладевают первоначальными систематизированными 10.11
генетики. представлениями

вклад

ученых

развитие генетики как науки

о

биологических

объектах,

в процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических

теориях;

аппаратом биологии

овладевают

понятийным

19

Методы исследования

Выделять основные методы

Овладевают первоначальными систематизированными 11.11

наследственности.

исследования наследственности.

представлениями

Фенотип и генотип.

Определять основные признаки

процессах, явлениях, закономерностях, об основных

генотипа и фенотипа

биологических

о
теориях,

биологических
о

объектах,

наследственности

и

изменчивости; овладевают понятийным аппаратом
биологии

20

Закономерности

Выявлять

наследования.

закономерности
Объяснять

основные Овладевают первоначальными систематизированными 17.11.
наследования. представлениями

о

биологических

объектах,

механизмы процессах, явлениях, закономерностях, об основных

наследственности

биологических

теориях,

о

наследственности

и

изменчивости ;
овладевают понятийным аппаратом биологии
21

Решение генетических

Использовать

алгоритмы Овладевают понятийным аппаратом биологии;

задач.

решения генетических задач.

18.11

овладевают первоначальными систематизированными
представлениями

о

биологических

объектах,

процессах,
явлениях,
биологических

закономерностях,
теориях,

о

об

основных

наследственности

и

изменчивости.
22

Практическая работа
№ 1 «Решение

Решать генетические задачи

Овладевают понятийным аппаратом биологии;
овладевают первоначальными систематизированными

24.11

генетических задач на

представлениями

моногибридное

процессах,

скрещивание».

явлениях,

о

биологических

закономерностях,

об

объектах,
основных

биологических
теориях, о наследственности и изменчивости
23

Хромосомная теория

Объяснять основные положения

наследственности.

хромосомной

Генетика пола.

наследственности. Объяснять

Овладевают первоначальными систематизированными 25.11

теории представлениями

о

биологических

объектах,

процессах, явлениях, закономерностях, об основных

хромосомное определение пола биологических

теориях,

о

наследственности

и

изменчивости;

наследование признаков,

овладевают понятийным аппаратом биологии

и

сцепленных с полом
24

25

Основные формы

Определять основные формы

Овладевают понятийным аппаратом биологии;

изменчивости.

изменчивости

Генотипическая

Выявлять

изменчивость.

изменчивости

Комбинативная

Выявлять особенности

Овладевают первоначальными систематизированными 2.12

изменчивость.

комбинативной изменчивости

представлениями

1.12

организмов. овладевают первоначальными систематизированными
особенности
представлениями о биологических объектах,
процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, о наследственности и
изменчивости

о

биологических

объектах,

процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических

теориях,

о

наследственности

и

изменчивости;
овладевают понятийным аппаратом биологии
26

Фенотипическая

Выявлять особенности

Приобретают

опыт

использования

изменчивость. Лаборат

фенотипической изменчивости.

биологической

науки

орная работа №2

Проводить

«Изучение фенотипов

исследования и делать выводы организмов, проведения экологического мониторинга

растений. Изучение

на

модификационной

результатов

аппаратом биологии

Тестирование по главе

Определяют главные задачи

Овладевают понятийным аппаратом биологии;

«Основы генетики».

современной генетики.

овладевают первоначальными систематизированными

и

проведения

методов 8.12
несложных

биологические биологических экспериментов для изучения живых

основе

полученных окружающей

среды;

овладевают

понятийным

изменчивости и
построение
вариационной кривой».
27

Выявляют

основные представлениями

о

закономерности наследования.

процессах,

Определяют основные признаки

явлениях,

фенотипа и генотипа.

биологических теориях

Выявляют

основные

закономерности наследования.
Характеризуют основные формы
изменчивости.

Выполняют

тестовые

в

задания

рабочей

биологических

закономерностях,

об

объектах,
основных

9.12

тетради.Дают

определения

понятиям

Глава 4. «Генетика человека» 3 часа
28

Методы изучения

Выделять основные методы

Предметные

Приобретают

наследственности

изучения наследственности

методов

человека.

человека.

Практическая работа

биологические исследования и биологических экспериментов для изучения живых

№ 2 «Составление

делать

родословных».

полученных результатов.

Проводить биологической
выводы

на

науки

и

опыт

использования 15.12

проведения

несложных

основе организмов и человека;
овладевают первоначальными систематизированными
представлениями

Составляют родословные

о

биологических

объектах,

процессах,
явлениях,

закономерностях,

биологических

теориях,

о

об

основных

наследственности

и

изменчивости ; овладевают понятийным аппаратом
биологии
29

Генотип и здоровье

Устанавливать

взаимосвязь

Овладевают первоначальными систематизированными 16.12

человека.

генотипа человека и его здоровья представлениями

о

биологических

объектах,

процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических

теориях,

о

наследственности

и

изменчивости;
овладевают понятийным аппаратом биологии
30

Тестирование по

Выполняют тестовые задания в

Овладевают понятийным аппаратом биологии;

22.12

главе «Генетика

рабочей тетради.

овладевают первоначальными систематизированными

человека».

Дают определения понятиям

представлениями

о

биологических

объектах,

процессах,
явлениях,
биологических

закономерностях,
теориях,

о

об

основных

наследственности

и

изменчивости
Глава 5. «Основы селекции и биотехнологии» 3 часа
31

Основы селекции

Определять главные задачи и
направления

Приобретают опыт использования методов

современной биологической

науки

и

проведения

23.12
несложных

селекции. Выделяют основные биологических экспериментов для изучения живых
методы

селекции.

Объясняют организмов, проведения экологического мониторинга

значение селекции для развития окружающей среды; овладевают первоначальными
биологии и других наук

систематизированными
биологических

объектах,

представлениями
процессах,

о

явлениях,

закономерностях, об основных биологических теориях,
о наследственности и изменчивости
32

Достижения мировой и

Оценивать достижения мировой

Отечественной селекции. и

отечественной

Овладевают понятийным аппаратом биологии;

селекции. овладевают первоначальными систематизированными
Оценивают вклад отечественных
представлениями о биологических объектах,
и мировых ученых в развитие процессах, явлениях, закономерностях, об основных
селекции
биологических теориях, о наследственности и
изменчивости

12.01

33

Биотехнология:

Оценивать

достижения

достижения и

перспективы

перспективы развития.

современной

13.01

развития овладевают первоначальными систематизированными
биотехнологии. представлениями

Характеризовать
аспекты

и Овладевают понятийным аппаратом биологии;

развития

о

биологических

объектах,

этические процессах,
некоторых явлениях,

направлений биотехнологии

закономерностях,

биологических

теориях,

о

об

основных

наследственности

и

изменчивости

Глава 6. «Эволюционное учение» 15 часов

34

Учение об эволюции

Объяснять сущность

Овладевают системой научных знаний о живой

органического мира.

эволюционного подхода к

природе и закономерностях ее развития, исторически

изучению живых организмов.

быстром сокращении биологического разнообразия в

Оценивают вклад Ч. Дарвина и

биосфере в результате деятельности человека с целью

роль эволюционного учения в

создания

развитии биологических наук.

овладевают понятийным аппаратом биологии.

Объясняют сущность
эволюционного подхода к
изучению живых организмов

естественнонаучной

картины

19.01

мира;

35

Эволюционная теория

Оценивать вклад Ч. Дарвина в

Овладевают системой научных знаний о живой

Ч. Дарвина.

развитие биологических наук и

природе и закономерностях ее развития, исторически

роль эволюционного учения.

быстром сокращении биологического разнообразия в

20.01

биосфере в результате деятельности человека с целью
создания

естественнонаучной

картины

мира;

овладевают понятийным аппаратом биологии
36

Вид. Критерии вида.

Выделять

существенные Овладевают понятийным аппаратом биологии ;

критерии вида.

26.01

овладевают системой научных знаний о живой природе
и закономерностях ее развития, исторически быстром
сокращении биологического разнообразия в биосфере
в результате деятельности человека с целью создания
естественнонаучной картины мира

37

Популяционная

Объяснять популяционную

Овладевают первоначальными систематизированными 27.01

структура вида.

структуру вида. Характеризовать

представлениями

популяцию как единицу

процессах, явлениях, закономерностях, об основных

о

биологических

объектах,

биологических теориях, об экосистемной организации
жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности

и

изменчивости;

овладевают

понятийным аппаратом биологии
38

Видообразование.

Выделять
признаки

существенные Овладевают понятийным аппаратом биологии;
стадий

2.02

видообразования Различать

овладевают первоначальными систематизированными

формы

видообразования. представлениями о биологических объектах,
Объясняют
причины процессах, явлениях, закономерностях, об основных
многообразия видов. Объясняют биологическихь теориях, об экосистемной организации
жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
значение
биологического
наследственности и изменчивости
разнообразия для
сохранения биосферы

39

Формы

Различать формы

Овладевают понятийным аппаратом биологии;

видообразования.

видообразования.

овладевают первоначальными систематизированными
представлениями

о

биологических

3.02

объектах,

процессах,
явлениях,

закономерностях,

об

основных

биологических теориях, об экосистемной организации
жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о
наследственности и изменчивости
40

Тестирование по темам

Овладевают системой научных знаний о живой

«Учение об эволюции

природе и закономерностях ее развития,

9.02

органического мира.
Вид. Критерии вида.
Видообразование».
41

Борьба за существование

Различать и характеризовать

Предметные Овладевают системой научных знаний о 10.02

и естественный отбор –
движущиеся силы
эволюции.

формы борьбы за
существование. Объяснять
причины многообразия видов.

живой природе и закономерностях ее развития,
исторически быстром сокращении биологического
разнообразия в биосфере в результате деятельности
человека
картины

с

целью

мира;

создания
овладевают

систематизированными
биологических

естественнонаучной
первоначальными

представлениями

объектах,

процессах,

о

явлениях,

закономерностях, об основных биологических теориях;
42

Естественный отбор

Характеризовать естественный

Овладевают системой научных знаний о живой

отбор как движущую силу

природе и закономерностях ее развития, исторически

эволюции.

быстром сокращении биологического разнообразия в

16.02

биосфере в результате деятельности человека с целью
создания

естественнонаучной

картины

мира;

овладевают первоначальными систематизированными
представлениями

о

биологических

объектах,

процессах, явлениях, закономерностях,
43

Адаптация как результат

Объяснять формирование

Овладевают системой научных знаний о живой

естественного отбора.

приспособленности организмов природе и закономерностях ее развития, исторически

17.02

к

быстром сокращении биологического разнообразия в

среде обитания, изменчивость у

биосфере в результате деятельности человека с целью

организмов одного вида.

создания

Объясняют формирование

овладевают первоначальными систематизированными

естественнонаучной

картины

мира;

приспособленности организмов представлениями

44

о

биологических

объектах,

к

процессах, явлениях, закономерностях, об основных

среде обитания (на конкретных

биологических

примерах).

аппаратом биологии

Взаимоприспособленнос

Характеризовать

Овладевают системой научных знаний о живой

ть видов как результат

взаимоприспособленность

природе и закономерностях ее развития, исторически

действия естественного

организмов

быстром сокращении биологического разнообразия в

отбора.

теориях;

овладевают

понятийным

23.02

биосфере в результате деятельности человека с целью
создания

естественнонаучной

картины

мира;

овладевают первоначальными систематизированными
представлениями

о

биологических

объектах,

процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических

теориях;

овладевают

понятийным

аппаратом биологии
45

Лабораторная работа

Характеризовать

Овладевают системой научных знаний о живой

№ 3 «Изучение

приспособления организмов друг природе и закономерностях ее развития, исторически

приспособленности

к другу.

24.02

быстром сокращении биологического разнообразия в

организмов к среде

биосфере в результате деятельности человека с целью

обитания».

создания

естественнонаучной

картины

мира;

овладевают первоначальными систематизированными
представлениями

о

биологических

объектах,

процессах, явлениях, закономерностях, об основных

биологических

теориях;

овладевают

понятийным

аппаратом биологии
46

Урок семинар

Формулировать,

«Современные аспекты

аргументировать и отстаивать природе и закономерностях ее развития, исторически

теории эволюции».

свое мнение. При работе в паре быстром
или

группе

Овладевают системой научных знаний о живой

обмениваются

2.03

с сокращении биологического разнообразия в биосфере в

партнером важной информацией, результате деятельности человека с целью создания

47

участвуют в обсуждении

естественнонаучной картины мира;

Урок

Формулировать,

Овладевают системой научных знаний о живой

семинар «Эволюционная

аргументировать и отстаивать природе и закономерностях ее развития, исторически

теория Ж.Б. Ламарка».

свое мнение. При работе группе быстром
обмениваться
важной

48

с

партнерами сокращении биологического разнообразия в биосфере в
информацией, результате деятельности человека с целью создания

участвовать в обсуждении

естественнонаучной картины мира;

Тестирование

Выполняют тестовые задания в

Овладевают понятийным аппаратом биологии;

по главе

рабочей тетради.

овладевают первоначальными систематизированными

«Эволюционное

Дают определения понятиям

представлениями

учение».

3.03

о

биологических

9.03

объектах,

процессах,
явлениях,
биологических

закономерностях,
теориях,

о

об

основных

наследственности

изменчивости
Глава 7. «Возникновение и развитие жизни на Земле» 4 часа

и

49

Взгляды, гипотезы и

Объяснять сущность основных

Овладевают системой научных знаний о живой

теории о

гипотез о происхождении жизни.

природе и закономерностях ее развития с целью

происхождении жизни.

Формулировать,

создания

аргументировать и

овладевают первоначальными систематизированными

отстаивать свое мнение.

представлениями

естественнонаучной
о

картины

биологических

10.03
мира;

объектах,

процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических

теориях,

о

наследственности

и

изменчивости; овладевают понятийным аппаратом
биологии
50

Органический мир как

Выделять

результат эволюции.

процессе

основные

этапы

возникновения

развития жизни на Земле.

в Овладевают понятийным аппаратом биологии;

16.03

и овладевают системой научных знаний о живой природе
и закономерностях ее развития с целью создания
естественнонаучной картины мира; овладевают
первоначальными
представлениями

систематизированными
о

биологических

объектах,

процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических

теориях,

о

наследственности

и

изменчивости
51

История развития

Формулировать,

Овладевают первоначальными систематизированными 17.03

органического мира.

аргументировать и отстаивать представлениями

о

биологических

объектах,

свое мнение. При работе в паре процессах, явлениях, закономерностях, об основных
или

группе

обмениваются

с биологических

теориях,

о

наследственности

и

партнером важной информацией, изменчивости; овладевают системой научных знаний о
участвуют в обсуждении

живой природе и закономерностях ее развития с целью
создания

естественнонаучной

картины

мира;

овладевают понятийным аппаратом биологии
умения
видеть

проблему,

ставить

вопросы,

выдвигать

гипотезы, давать
определения понятиям, классифицировать, наблюдать,
проводить

эксперименты,

делать

выводы

и

заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать,
защищать
свои идеи; умеют работать с интернет ресурсами, с
разными
источниками биологической информации: находить
информацию в различных источниках(тексте учебника,
научно-

популярной

литературе,

биологических

словарях и справочниках), анализировать и оценивать
ее; продуктивно общаются и взаимодействуют с
коллегами по совместной деятельности, учитывают
позиции другого.
52

Урок- семинар

При работе в паре обмениваются

Овладевают понятийным аппаратом биологии;

23.03

«Происхождение и

важной информацией.

овладевают первоначальными систематизированными

развитие жизни

Характеризуют основные этапы

представлениями

на Земле».

развития жизни на Земле.

процессах,

Формулируют, аргументируют и

явлениях,

отстаивают свое мнение. При биологических
работе

в

паре

обмениваются

или
с

о

биологических

закономерностях,
теориях,

о

об

объектах,
основных

наследственности

и

группе изменчивости; овладевают системой научных знаний о

партнером живой природе и закономерностях ее развития с целью

важной информацией, участвуют создания естественнонаучной картины мира
в обсуждении
Глава 8. «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» 16 часов
53

Экология как

Определять

главные

задачи Приобретают опыт использования методов

наука. Лабораторная

современной экологии. Выделять биологической науки и проведения несложных

работа № 4 «Изучение

основные методы экологических

биологических экспериментов для изучения живых

приспособлений

исследований.

организмов, проведения экологического мониторинга

организмов к

Выделяют

существенные окружающей среды; получают представление о

определённой среде

признаки

экологических значение биологических наук в решении проблем

обитания (на конкретных факторов.
примерах)».

Проводят

24.03

рационального природопользования, защиты здоровья
биологические людей в условиях быстрого изменения экологического

исследования и делают выводы качества окружающей среды
на

основе

полученных

результатов
54

Влияние экологических

Определять признаки влияния

Овладевают системой научных знаний о живой

6.04

факторов на организмы.

экологических факторов на

Лабораторная работа №5

организмы.

«Строение растений в

биологические исследования и овладевают

связи с условиями

делают

жизни».

полученных результатов

выводы

природе и закономерностях ее развития с целью

Проводят создания
на

естественнонаучной

основе первоначальными

картины

мира;

систематизированными

представлениями

о

биологических

объектах,

процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации
жизни, о связи живого и неживого в биосфере, о
наследственности

и

изменчивости;

овладевают

понятийным аппаратом биологии
55

Экологическая ниша.

Определять

Лабораторная работа №

признаки экологических ниш.

биологической

6 «Описание

Описывать экологические ниши

биологических

экологической ниши

различных организмов.

экспериментов

организма».

Определяют

Структура популяции.

признаки экологических ниш.

Типы взаимодействия

Проводят

популяций разных

исследования и делают выводы экосистемной организации жизни

видов. Практическая

на

работа №3 «Выявление

результатов

типов взаимодействия
популяций разных видов

основе

существенные Приобретают

опыт
науки
для

использования
и

проведения

изучения

живых

методов 7.04
несложных
организмов,

существенные проведения экологического мониторинга окружающей
среды;

овладевают

биологические систематизированными
полученных

первоначальными
представлениями

об

в конкретной
экосистеме»
56

Экосистемная

Выявлять типы взаимодействия Овладевают первоначальными систематизированными 13.04

организация природы.

разных видов в экосистеме.

представлениями

о

биологических

объектах,

процессах, явлениях, закономерностях, об основных
биологических теориях, об экосистемной организации
жизни, о связи живого и неживого в биосфере, о
наследственности

и

изменчивости;

овладевают

понятийным аппаратом биологии
57

58

Поток энергии и

Выделять признаки процессов

Предметные

пищевые цепи.

обмена веществ, круговорота

систематизированными

Практическая

веществ и превращение энергии биологических

Работа №4 «Составление

в

закономерностях, об основных биологических теориях,

схем передачи веществ и

экосистеме.

об экосистемной организации жизни, о связи живого и

энергии (цепей

Составляют пищевые цепи и

неживого

питания)».

пищевые сети.

изменчивости; овладевают понятийным аппаратом

Различают типы пищевых цепей

биологии

Искусственные

Выявлять

Приобретают опыт использования методов

экосистемы.

признаки

Лабораторная работа

Сравнивать

№7 «Выявление

искусственные

пищевых цепей в

экосистемы, делать выводы на окружающей среды; овладевают первоначальными

существенные
искус.

Овладевают

в

экосистем. биологической

природные

представлениями

объектах,

биосфере,

науки

первоначальными 14.04

и

процессах,

о

явлениях,

наследственности

проведения

о

и

20.04
несложных

и биологических экспериментов для изучения живых
организмов, проведения экологического мониторинга

искусственной

основе

сравнения.

экосистеме на примере

биологические исследования и экосистемной организации жизни

аквариума».

делают

выводы

Проводят систематизированными
на

представлениями

об

основе

полученных результатов
59

Экологические

Приводить доказательства

Овладевают системой научных знаний о живой 21.04

проблемы

(аргументация) необходимости

природе и закономерностях ее развития, исторически

современности.

защиты окружающей среды.

быстром сокращении биологического разнообразия в

Соблюдения правил отношения биосфере в результате деятельности человека с целью
к

создания

живой природе. Анализируют и

овладевают основами экологической грамотности:

оценивают
деятельности
природе.

естественнонаучной

картины

мира;

последствия способностью оценивать последствия деятельности
человека

в человека в природе, умением выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках
по

отношению

необходимость

к

живой

действий

природе;
по

осознают
сохранению

биоразнообразия и природных местообитаний, видов
растений и животных
Личностные

Понимают

безопасного

образа

индивидуального

и

ценности

жизни;

здорового

усваивают

коллективного

и

правила

безопасного

поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей; проявляют экологическую

культуру на основе признания ценности жизни во всех
ее проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде
60

«Взаимосвязи

Представить результаты своего

Овладевают основами экологической грамотности:

организмов и

исследования. Формулировать,

способностью оценивать последствия деятельности

окружающей среды».

аргументировать и отстаивать человека в природе, умением выбирать целевые и

Защита экологического

свое

проекта.

созданием проекта.

по

При работе в паре или группе

необходимость

мнение.

обмениваются

Работают

с

27.04

над смысловые установки в своих действиях и поступках
отношению

к

живой

действий

природе;
по

осознают
сохранению

партнером биоразнообразия и природных местообитаний, видов

важной

растений и животных

информацией, участвуют в
обсуждении.
61

Итоговая работа.
Тестирование.

62

Обобщение

Выполняют тестовые задания в

Овладевают понятийным аппаратом биологии;

По курсу

рабочей тетради.

овладевают первоначальными систематизированными

Дают определения понятиям

представлениями

28.04

о

биологических

4.05

объектах,

процессах,
явлениях,
биологических
изменчивости

закономерностях,
теориях,

о

об

основных

наследственности

и

63

Повторение по курсу

Выполняют задания разного

Овладевают системой научных знаний о живой

уровня сложности на знание

природе и закономерностях ее развития с целью

основных вопрос курса

создания

естественнонаучной

картины

5.05
мира;

овладевают основами экологической грамотности:
способностью оценивать последствия деятельности
человека в природе, умением выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках
по

отношению

к

живой

природе;

овладевают

понятийным аппаратом биологии
64

Повторение по курсу

Выполняют задания разного

Овладевают системой научных знаний о живой

уровня сложности на знание

природе и закономерностях ее развития с целью

основных вопрос курса

создания

естественнонаучной

картины

11.05
мира;

овладевают основами экологической грамотности:
способностью оценивать последствия деятельности
человека в природе, умением выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках
по

отношению

к

живой

природе;

овладевают

понятийным аппаратом биологии
65

Повторение по курсу

Выполняют задания разного

Овладевают системой научных знаний о живой

уровня сложности на знание

природе и закономерностях ее развития с целью

основных вопрос курса

создания

естественнонаучной

картины

12.05
мира;

овладевают основами экологической грамотности:

способностью оценивать последствия деятельности
человека в природе, умением выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках
по

отношению

к

живой

природе;

овладевают

понятийным аппаратом биологии
66

Повторение по курсу

Выполняют задания разного

Овладевают системой научных знаний о живой

уровня сложности на знание

природе и закономерностях ее развития с целью

основных вопрос курса

создания

естественнонаучной

картины

18.05
мира;

овладевают основами экологической грамотности:
способностью оценивать последствия деятельности
человека в природе, умением выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках
по

отношению

к

живой

природе;

овладевают

понятийным аппаратом биологии
68

Итоговое занятие

19.05

График контрольных работ
№

тема

дата

1
2
3
4
5
6
7

Тестирование «Клеточный уровень
организации живой природы»
Тестирование по главе «Размножение и
Индивидуальное развитие (онтогенез).
Тестирование по главе «Основы генетики».
Тестирование по главе «Генетика человека».

7.10

Тестирование по темам «Учение об эволюции
органического мира
Тестирование «Организменный и экосистемный
уровни»
Итоговая работа. Тестирование.

9.02

27.10
9.12
22.12

9.03
28.04

Приложение
Материально-техническое обеспечение
Портреты великих ученых - естествоиспытателей;
Справочные издания по естественным наукам.
Таблицы
Биологические системы
Уровни организации живой природы
Методы познания живой природы
Многообразие организмов
Обмен веществ и превращения энергии в клетке
Фотосинтез
Деление клетки (митоз, мейоз)
Способы бесполого размножения
Половые клетки
Оплодотворение у растений и животных
Индивидуальное развитие организма
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Перекрест хромосом
Неполное доминирование
Сцепленное наследование
Наследование, сцепленное с полом
Наследственные болезни человека
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Мутации
Модификационная изменчивость
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Искусственный отбор

3. Технические средства обучения
Компьютер;
Интерактивная доска;
Микроскопы.
4. Учебно-практическое и лабораторное оборудование
Приборы, приспособления:
Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ и практических работ, лупы, микропрепараты.
5. Натуральные объекты
Коллекции, образцы:
1. Гербарии.
2. Натуральные объекты.
3. Влажные препараты.

Список литературы
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:


В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т. Захарова. Общая биология. Базовый уровень: учеб. Для 5- 9 кл. общеобразовательных учреждений.- М.:
Дрофа, 2019. -368с.
 РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ: Агафонова И. Б..Биология. Общая биология. 5- 9 кл. Базовый уровень. В 2 ч.Ч.1:рабочая тетрадь / И.Б. Агафонова, В.И.
Сивоглазов, Я.В. Котелевская.-2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2019.-171, (5)с.: ил.

Методические пособия и дополнительная литература для учителя:
1. Козлова Т.А. Общая биология. Базовый уровень. 5- 9 классы: метод. пособие к учебнику В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой.
«Общая биология. Базовый уровень». – М.: Дрофа, 2019. – 140с.
2. БИОЛОГИЯ.9 кл. Поурочные планы по уч. В. И. Сивоглазова И.Б., Агафоновой, Е.Т. Захаровой « Общая биология» (базовый уровень) 169
стр.
3. Биология: Справочник школьника и студента./Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009, с.243-244.
4. Лернер Г.И.Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2010. – 288с.
5.
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. – М.: Мир, 1988. – 671 с.
6. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Биология для поступающих в вузы. – М.: Ониск, 2011. – 1088 с

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»
1.
Мультимедийное приложение к учебнику «Общая биология».
2. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. – «Просвещение-медиа», 2007-2008
3. Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия 2008. – «Нью Медиа Дженерейшн», 2008

Дополнительная литература для учеников:
1. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.
2.
Шишкинская Н.А.Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.
3. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004

4. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002

Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Кроме того, при ведении курса в 10 классе используется серия мультимедийных уроков, разработанная учителем Паршиной Л.М.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Для контроля уровня обученности используются две основные системы:
1.

Традиционная система.
В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;
за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок
Зачетная система (10-11 классы).
В этом случае контроль знаний по теме осуществляется при помощи зачета. Причем сдача всех зачетов в течение года является
обязательной для каждого учащегося, и по каждой теме может быть выставлена только одна оценка за зачёт.
Однако зачетная система не отменяет использования и текущих оценок за различные виды контроля знаний. В зачетный материал должны
быть включены все три элемента контроля: вопросы для проверки теоретических знаний, типовые задачи и экспериментальные задания.
2.

Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая оценок за все зачеты. Текущие оценки могут
использоваться только для повышения итоговой оценки.
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит
ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении
практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при

изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и
неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все
вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание
вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил
четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил
больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не
более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух
недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».