Литвинова
Ирина
Николаевна
Подписано
цифровой подписью:
Литвинова Ирина
Николаевна
Дата: 2022.11.01
21:41:59 +03'00'
Пояснительная записка.
Рабочая программа по Родной литературе для9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН
2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу
Минпросвещения России от 20.05.2020 №254,ООП НОО, ООП ООО,ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим
советом по учебникам;
О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской
Федерации по Приказу Минпросвещения России от 23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных Федеральным
Научно-методическим советом по учебникам;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих
государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях» (с
изменениями);
Примерной программы по учебному предмету «Русская родная литература» для образовательных организаций, реализующих
программы основного общего образования, и методических рекомендаций к учебным предметам «Русский родной язык» и «Русская
родная литература».
Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка
Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов в
муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 3
муниципального
образования «город Донецк»;
Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка
Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка на 2022 - 2023 учебный год.
Цели и задачи с учетом специфики учебного предмета:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Общая характеристика учебного курса
ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника - будущего гражданина своей страны,
любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру. Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах
воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций
и исторической преемственности поколений. Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования
российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в
человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству, помогает школьнику
осмыслить непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль родной литературы.
В курсе родной (русской) литературы актуализируются следующие цели:
создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
приобщение к литературному наследию своего народа;
воспитание ценностного отношения к родному (русскому) языку и родной (русской) литературе как хранителю культуры, включение в
культурно-языковое поле своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа.
Важнейшими задачами курса по родной (русской) литературе являются:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной
литературы, к отдельным ее произведениям, к произведениям писателей и поэтов Югры;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей
ответственности за сохранение культуры народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы,
учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного
литературного произведения.
Общая характеристика учебного предмета «Родная литература», его место и роль в достижении
обучающимися планируемых результатов
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая
такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия,
метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию
разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям
культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и
интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с
подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и
зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям
бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как
художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.
Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и
многообразии
художественной
культуры,
духовного
и
нравственного
потенциала
многонациональной
России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается
нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не
случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением»,
«учебником жизни».
Образовательные технологии
Учебный процесс в школе реализуется в конкретных формах организации обучения. Формы организации учебной работы
определяются составом учащихся, местом и временем занятий, последовательностью видов деятельности учащихся и способами
руководства ими со стороны учителей. Процесс обучения осуществляется через множество форм организации, взаимно дополняющих
друг друга.
Основная форма обучения - урок. Это обстоятельство не исключает, а предполагает другие формы организации обучения.
уроки-практические работы;
уроки-«Погружения»;
уроки-деловые игры;
уроки-соревнования;
уроки-консультации;
компьютерные уроки
уроки с групповыми формами работы;
уроки взаимообучения учащихся;
уроки- мастерские;
уроки, которые ведут учащиеся;
уроки-зачеты;
уроки-конкурсы;
уроки-диспуты;
уроки-игры;
уроки-диалоги;
уроки-конференции;
уроки-семинары;
уроки-экскурсии;
уроки-путешествия.
Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности учащихся, и от объема изучаемого материала, его новизны,
трудности.
В рамках программы предполагается использование различных видов индивидуальной, парной, групповой работы, проведение
ролевых игр, работа с источниками, участие в творческих проектах. Для рациональной организации учебного времени на уроках
большое значение имеет реализация дифференцированного подхода к обучающимся, учет индивидуальных интересов и склонностей
при планировании учебных уроков и определении домашнего задания, большинство уроков носят комбинированный характер.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему учебному плану тематический план предусматривает в 9 классе – 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения во
всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным
стандартом.
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения
к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
9) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;
10) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование универсальных учебных
действий (УУД).
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии
с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных
достижений.
Познавательные УУД:
учиться вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и
дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной
текст – иллюстрация, таблица, схема);
владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной тест в
план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной) текст;
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при
непосредственной методической поддержке учителя;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);
осознать важность коммуникативных умений в жизни человека;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической
формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения (при методической поддержке учителя);
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в
систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и
оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического
и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного
художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».
Учащийся научится:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их
художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как
адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками,
специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Устное народное творчество
Учащийся научится:
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;
пересказывать сказку, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей
речи характерные для сказки художественные средства;
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для
самостоятельного чтения.
Древнерусская литература
Учащийся научится:
характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;
характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;
формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.
Русская литература XIX—XX вв.
Учащийся научится:
осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
характеризовать нравственную позицию героев;
формулировать художественную идею произведения;
формулировать вопросы для размышления;
участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;
давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;
выразительно читать произведения лирики;
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа
исследовательского характера, реферат, проект).
Важнейшие умения в 9 классе следующие:
Выпускник научится:
– владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки
прочитанного материала;
– владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением
информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
– адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование,
описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа;
уметь вести диалог;
- понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять
героев одного или нескольких произведений;
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
- осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления
- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания критиков и литературоведов, делать выводы и умозаключения.
Выпускник получит возможность научиться:
– анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении
прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
– осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и
потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
- аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать
развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно
планировать свое досуговое чтение;
– участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из
жизненного и читательского опыта.
Содержание учебного предмета
1. Основу программы «Родная литература (русская)» составляют произведения русских писателей, наиболее ярко воплотившие
национальную специфику русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений, представленных в
Примерной программе (ПООП ООО) по учебному предмету «Литература».
Перечень имён писателей в программе курса русской родной литературы включает не только традиционно изучаемый в школе
«первый ряд» национального литературного канона, но и авторов, составляющих «круг» классиков литературы, что позволяет
дополнить тематические блоки новыми для школьной практики произведениями.
2. В программу учебного предмета «Родная литература (русская)» вводится большое количество произведений современных авторов,
продолжающих в своём творчестве национальные традиции русской литературы и культуры, но более близких и понятных
современному школьнику, чем классика.
3. В каждом тематическом блоке выделяются ключевые слова, которые позволяют на различном литературно-художественном
материале показать, как важные для национального сознания понятия проявляются в культурном пространстве на протяжении
длительного времени – вплоть до наших дней (например: сила духа, доброта, милосердие).
4. Произведения, входящие в каждый проблемно-тематический блок, могут служить аргументами при написании сочинения 9.3, т.к.
раскрывают определённое понятие: «дружба», «любовь», «нравственность» и др.
5. В отдельные тематические блоки программы вводятся литературные произведения, включающие в сферу выделяемых национальноспецифических явлений образы и мотивы, отражённые средствами других видов искусства: живописи, музыки, кино, театра. Это
позволяет прослеживать связи между ними (диалог искусств в русской культуре).
Календарно-тематический план
№
Тема урока
Колво
часов
Тип урока
Планируемые
результаты освоения
программы
Своеобразие родной литературы – 1 ч.
Элементы содержания
Вид
контроля
Дата
проведения
план факт
1.
Великая сила
литературы. Жанры
и литературные
роды
1
2.
Древнерусская
литература.
Летопись.
1
3.
«Поучение»
Владимира
Мономаха.
Нравственные
заветы Древней
Руси.
1
45.
«Задонщина».
Жанровая
«перекличка» со
«Словом о полку
2
Урок
ознакомления с
новым
материалом
Извлекать необходимой Знать особенности
информации из текста;
извлечения необходимой
осознанно строить
информации из текста
речевые высказывания.
Уметь собирать материал
Перерабатывать и
и обрабатывать
преобразовывать
информацию,
информацию из одной
необходимую для
формы в другую
составления плана,
(составлять план,
конспекта.
таблицу, схему).
Древнерусская литература – 6 ч.
Урок
Читать выразительно
Знать традиции
ознакомления с
фрагменты
древнерусской
новым
произведения
литературы; характерные
материалом.
древнерусской
родо-жанровые черты.
литературы,
Уметь выражать личное
характеризовать героя,
отношение,
выявлять характерные
аргументировать свою
для произведений темы, точку зрения
образы и приемы
изображения человека.
Урок
Характеризовать героя,
Знать традиции
ознакомления с
выявлять характерные
древнерусской литературы
новым
для произведений темы, с точки зрения
материалом.
образы и приемы
нравственности.
изображения человека.
Уметь анализировать
литературные
произведения; выявлять и
осмыслять формы оценки
героев, событий, характер
взаимоотношений с
«читателем» как
адресатом.
Комбинированный Выявлять характерные
Знать особенности
для произведений темы, приемов изображения
образы и приемы
человека.
изображения человека.
Уметь анализировать и
Беседа, конспект
2.09
Ответ на
проблемный
вопрос «Как, на
Ваш взгляд,
продолжат
развитие
литературные
традиции в 21
веке?»
9.09
Миниисследования.
16.09
Анализ
текстов
произведений
23.09
30.09
Игореве».
6.
Формирование
публицистики как
жанра.
1
Урок
ознакомления с
новым
материалом
7.
«Житие протопопа
Аввакума».
Героический образ
духовной личности
1
Урок
ознакомления с
новым
материалом
8.
М.В.Ломоносов
«Утреннее
размышление о
Божием
величестве»
1
9.
Г.Р.Державин
«Бог». Проблема
предназначения
человека.
1
Распознавать жанры
древнерусской
литературы;
особенности жанров, их
влияние на
формирование
публицистики.
Читать выразительно
фрагменты
произведения
древнерусской
литературы,
характеризовать героя.
сопоставлять
произведения.
Знать родо-жанровую
специфику произведений.
Уметь представлять
развернутый письменный
ответ на поставленные
вопрос.
Знать особенности
характеристики героя.
Уметь анализировать
произведения разных
жанров; выявлять и
осмыслять формы оценки
героев, событий, характер
взаимоотношений с
«читателем» как
адресатом.
Духовная традиция в русской поэзии XVIII века – 2 ч.
Читать выразительно
Знать особенности
Развитие речи
фрагменты
характеристики
произведений
лирического героя.
Ломоносова.
Уметь выразительно
Характеризовать
читать произведение,
лирического героя.
пересказывать фрагменты,
передавая личное
отношение к
произведению
Урок
Характеризовать
Знать особенности
ознакомления с
лирического героя,
проявления религиозных
новым
выявлять характерные
мотивов в лирических
материалом
для произведений темы, произведениях.
образы и приемы
Уметь выразительно
изображения человека.
читать произведение,
анализировать фрагменты,
передавать личное
Сочинение
7.10
Мини-проект
«Жизнь
предков в
произведениях
древнерусской
литературы»
14.10
Выразительное
чтение
фрагментов.
21.10
Мини-сочинение
«Проблема
предназначения
человека»
11.11
10.
Н.М. Карамзин.
«История
государства
Российского».
1
Урок
ознакомления с
новым
материалом
11.
В.А. Жуковский
«Людмила».
Национальные
черты в образах
1
Урок
ознакомления с
новым
материалом
12.
А.С. Пушкин.
«Медный всадник».
Человек и история
в поэме.
1
Урок
ознакомления с
новым
материалом
13.
Тема «маленького
человека» в поэме
А.С. Пушкина.
1
Урок
ознакомления с
новым
материалом
отношение к
произведению.
Из литературы XVIII века – 1 ч.
Читать выразительно
Знать характерные для
фрагменты
произведений
произведений
русской литературы XVIII
литературы XVIII века.
века темы, образы и
приемы изображения
человека.
Уметь подбирать и
обобщать дополнительный
материал о биографии и
творчестве Н.
Карамзина
Из литературы XIX века – 13 ч.
Читать выразительно
Знать национальные
наизусть фрагменты
черты в образах героев
баллады.
баллад.
Характеризовать героев.
Уметь находить в тексте
Характеризовать
информацию по заданной
проблематику и
теме; давать устный или
тематику баллады.
письменный ответ на
вопрос по тексту
произведения.
Характеризовать сюжет Знать особенности
произведения, его
характеристики
проблематику, тематику, лирического героя.
идейно-эмоциональное
Уметь выразительно
содержание.
читать произведение,
передавая личное
отношение к
произведению
Характеризовать героя
Знать особенности
поэмы. Характеризовать характеристики героя.
сюжет произведения,
Уметь характеризовать
его проблематику,
героя; характеризовать
Выразительное
чтение. Анализ
произведения.
18.11
Выразительное
чтение, анализ
национальных
образов героев
баллады
25.11
Выразительное
чтение поэмы;
анализ человека
исторического
периода в поэме
2.12
Письменный
развернутый
ответ на вопрос
«О чем
9.12
тематику, идейноэмоциональное
содержание.
14.
«Моцарт и
Сальери». Природа
гениальности.
1
Урок
ознакомления с
новым
материалом
Выявлять и осмыслять
формы авторской
оценки героев.
Подбирать цитаты из
текста литературного
произведения по
заданной теме.
Характеризовать сюжет
произведения, его
проблематику, тематику,
идейно-эмоциональное
содержание.
15.
«Каменный гость».
Неотвратимость
возмездия
1
Урок
ознакомления с
новым
материалом
16.
Драма «Борис
Годунов» Образ
летописца
1
Урок
ознакомления с
новым
материалом
Читать выразительно
фрагменты
драматического
произведения русской
литературы 19 века.
Характеризовать героя
литературы 19 века.
17.
М.Ю. Лермонтов.
Стихотворение
«Демон».
1
Урок
ознакомления с
новым
материалом
Устно рассказывать о
поэте.
Читать выразительно
наизусть лирическое
стихотворение.
Давать устный или
письменный ответ на
вопрос по тексту
произведения.
сюжет произведения, его
проблематику, тематику,
идейно-эмоциональное
содержание.
Знать особенности
авторской оценки героев.
Уметь характеризовать
сюжет произведения, его
проблематику, тематику,
идейно-эмоциональное
содержание.
Знать типологию сюжетов
литературных
произведений, их
характерные признаки.
Уметь выражать личное
мнение по заданной теме,
аргументировать свою
точку зрения.
Знать особенности
характеристики героя;
характерные особенности
древнерусского писателя.
Уметь выявлять и
осмыслять формы
авторской оценки героев.
Составлять
характеристику героя
Знать особенности
характеристики образа в
лирическом произведении.
Уметь находить схожие
образы в разных
произведениях творчества
одного поэта.
заставляет
задуматься
произведение
А.С. Пушкина?»
Оценивание
устных ответов.
16.12
Ответ на
проблемный
вопрос.
23.12
Характеристика
героя.
13.01
Оценивание
устных ответов.
20.01
18.
А.Н. Апухтин.
Стихотворение
«День ли царит,
тишина ли
ночная…».
1
Развитие речи
Читать выразительно
наизусть лирическое
стихотворение.
19.
А.А. БестужевМарлинский.
«Вечер на
бивуаке».
Лицемерие и
эгоизм светского
общества
1
Урок
ознакомления с
новым
материалом
20- И.С. Тургенев.
21. «Вешние воды».
Герои, характеры и
судьбы
2
Урок
ознакомления с
новым
материалом
Ф.М. Достоевский.
«Белые ночи». Тип
«петербургского
мечтателя» в
повести
1
Урок
ознакомления с
новым
материалом
Давать письменный
ответ на вопрос по
тексту произведения.
Характеризовать сюжет
рассказа, его
проблематику, тематику,
идейно-эмоциональное
содержание.
Подбирать цитаты из
текста литературного
произведения по
заданной теме.
Подбирать и обобщать
дополнительный
материал о биографии и
творчеству писателя,
истории создания
произведения,
прототипах с
использованием
ресурсов интернета.
Выявлять и осмыслять
формы авторской
оценки героев.
Характеризовать героя,
выявлять характерные
для произведений темы,
образы и приемы
изображения человека.
22.
Знать особенности
поэтических традиций XIX
века.
Уметь интонационно
выражать и передавать
эмоции и переживания
лирического героя.
Знать нравственнофилософскую, социальноисторическую и
эстетическую
проблематику
произведения.
Уметь выявлять и
осмыслять формы
авторской оценки героев.
Составлять
характеристику героя
Творческая
работа «Проба
пера».
27.01
Анализ рассказа.
Письменный ответ
на вопрос по
тексту
произведения.
3.02
Знать формы авторской
оценки героев, факты
биографии писателя –
отсылку на личностные
отношения автора через
героев повести.
Уметь выражать личное
отношение к героям,
аргументировать свою
точку зрения.
Дискуссия.
Письменный ответ
на вопрос по
заданной теме.
10.02
17.02
Знать способы и
характерные приемы
изображения человека.
Уметь выявлять и
осмыслять формы
авторского замысла.
Сочинениерассуждение
«Что же такое
счастье и какой
должна быть
любовь?»
3.03
23.
А.П. Чехов.
«Студент».
Особенности
сюжета,
композиции
рассказа
1
Развитие речи
24.
И.А. Бунин.
«Темные аллеи».
Бунинская
философия любви
1
Урок
ознакомления с
новым
материалом
Объяснять свое понимание
эстетической
проблематики
произведения
Знать формы и способы
успешного
взаимодействия для
достижения поставленных
целей.
Уметь отбирать и
использовать речевых
средства в процессе
коммуникации
с другими людьми (диалог
в паре, в малой группе и т.
д.)
Подбирать и обобщать
дополнительный
материал о биографии и
творчеству писателя,
истории создания
произведения,
прототипах с
использованием
ресурсов интернета.
Строить речевые
высказывания для
успешной
коммуникации
с другими людьми
(диалог в паре, в малой
группе и т. д.)
Из литературы XX века – 11 ч.
Воспринимать и
Знать сюжет
оценивать философию
произведения, его
любви в творчестве И.А. проблематику, тематику,
Бунина как «некий
идейно-эмоциональное
высший напряженный
содержание; материал о
момент бытия», который биографии и творчеству
озаряет всю жизнь
писателя, истории
человека.
создания цикла.
Давать письменные
Уметь выявлять и
ответы на вопрос по
осмыслять формы
заданной теме.
авторской оценки героев.
Отстаивать свою точку
Составлять
зрения.
характеристику героя.
Объяснять свое понимание
эстетической
проблематики
Дискуссия.
Оценивание
умения в устной
форме выражать и
аргументировать
своё мнение, вести
дискуссию.
10.03
Оценивание
письменных
ответов по
заданной теме.
17.03
25.
Е.И. Носов «Живое
пламя».
Взаимосвязь
природы и
человека.
1
Урок
ознакомления с
новым
материалом
26.
Нравственные
уроки в рассказе
В.Г. Распутина
«Женский
разговор»
1
Урок
ознакомления с
новым
материалом
27.
Е.В. Габова. «Не
пускайте Рыжую на
озеро».
Особенности
сюжета,
композиции
1
Урок
ознакомления с
новым
материалом
Понимать смысл
названия рассказа.
Осознавать понятие
силы внутренней,
духовной красоты
человека. Осознавать
огромную роль
прекрасного в душе
человека, в окружающей
природе.
Давать устный ответ на
вопрос по тексту
произведения.
Понимать значения
качеств: смелость,
мужество героев,
глубокая вера в
человека, в его лучшие
душевные качества;
находить им цитатное
подтверждение в тексте.
Характеризовать сюжет
произведения, его
проблематику,
тематику, идейноэмоциональное
содержание.
Подбирать цитаты из
текста литературного
произведения по
заданной теме.
произведения
Знать и понимать роли
различных
художественных средств в
создании образов.
Уметь выражать личное
отношение к героям,
аргументировать свою
точку зрения.
Знать дополнительный
материал о биографии и
творчеству В.Г. Распутина,
истории создания
произведения, прототипах
героев (используя ресурсы
интернета).
Уметь составлять
характеристику героя.
Объяснять свое понимание
эстетической
проблематики
произведения
Знать особенности
сюжета произведения, его
проблематику, тематику,
идейно-эмоциональное
содержание.
Уметь объяснять свое
понимание эстетической
проблематики
произведения; подбирать
цитаты из текста
литературного
произведения по заданной
теме.
Оценивание
устных ответов.
24.03
Комментированное 7.04
чтение.
Выразительное
чтение
фрагментов.
Пересказ
фрагмента
14.04
1
Развитие речи
Давать письменный
ответ на вопрос по
тексту произведения.
Характеризовать
героиню рассказа.
Подбирать цитаты из
текста литературного
произведения по
заданной теме.
2
Урок
ознакомления с
новым
материалом
Характеризовать сюжет
произведения, его
проблематику, тематику,
идейно-эмоциональное
содержание.
Подбирать цитаты из
текста литературного
произведения по
заданной теме.
31.
Поэты-фронтовики 1
о героизме на войне
Развитие речи
Читать выразительно
наизусть лирические
стихотворения и
фрагменты
произведений русской
литературы XX века.
32
Романсы и песни
Урок
Выразительно читать
28.
Образ героини
произведения
29- Ю.В. Бондарев.
30. «Горячий снег».
«Уроки, заданные
человечеству
войной»
1
Знать особенности
характеристики героя,
изображения его
внутреннего мира.
Уметь подбирать цитаты
из текста литературного
произведения по заданной
теме, выявлять и
осмыслять формы
авторской оценки героев,
составлять характеристику
героя
Знать позиции героев
романа по отношению к
вопросу о подвиге в
сравнении с современным
пониманием.
Уметь выявлять и
осмыслять формы
авторской оценки героев и
событий; объяснять свое
понимание эстетической
проблематики
произведения.
Знать материал о
биографии и творчестве
поэтов, истории создания
произведения, прототипах
с использованием
справочной литературы и
ресурсов интернета.
Уметь выявлять и
осмыслять формы
авторской оценки героев,
составлять характеристики
героев
Знать сюжеты
Характеристика
героини.
21.04
Анализ фрагмента
28.04
5.05
Характеристика
героев.
Анализ сюжета.
12.05
Оценивание
19.05
как синтетический
жанр
33
Картина мира и
художественное
произведение
1
ознакомления с
новым
материалом
романсы и песни;
разбирать их как
синтетический жанр,
выражающий
переживания, мысли,
настроения человека.
Урок контроля
знаний
Сюжеты, герои,
художественные
особенности изученных
произведений.
произведений,
проблематику, тематику,
идейно-эмоциональное
содержание.
Уметь подбирать цитаты
из текста литературного
произведения по заданной
теме.
Знать сюжеты,
персонажей литературных
произведений.
Уметь обобщать материал
по биографии и творчеству
писателей и поэтов,
истории создания
произведения, прототипах
с использованием
справочной литературы и
ресурсов интернета.
устных ответов.
Письменный ответ
на вопрос.
Повторение и
обобщение
изученных
произведений.
Контроль знаний.
Система оценки планируемых результатов
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:
устный опрос;
письменная самостоятельная работа;
литературная игра;
тестирование;
графическая работа;
литературный диктант;
сочинение;
доклад;
творческая работа;
зачет;
проверка осознанного чтения
26.05
Критерии оценивания достижений обучающихся
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных
проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют
важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—
2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-ом и 10 дней в 9-11- ых классах и оценивается двумя
отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9-ых классах первая оценка за содержание и речь
относится к литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного
класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3.Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и
прочитанных самостоятельно.
5.Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.
6.Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и
выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.
В соответствии с этим:
Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе
художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов,
свободное владение монологической
литературной речью.
Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого
произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в
раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и
навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее
владение монологической литературной речью.
Однако допускается одна-две неточности в ответе.
Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;
умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в
раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении
пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст
произведения для подтверждения своих выводов.
Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков
в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.
Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение
объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной
речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных
вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.
Оценка сочинений
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы
данного класса:
правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и
поведения героев, исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение
материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать
их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между
ними;
точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по
русскому языку».
Отметка «5» ставится за сочинение:
глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других
материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.
Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.
Отметка «4» ставится за сочинение:
достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других
источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
логичное и последовательное изложение содержания;
написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.
Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых
недочетов.
Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему,
допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение
делать выводы и обобщения;
материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.
Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного
пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря,
наличием грубых речевых ошибок.
Отметка «1» ставится за сочинение:
совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои
мысли; содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59%.
Форма промежуточной аттестации: тестирование