Подписано
Литвинова цифровой подписью:
Литвинова Ирина
Ирина
Николаевна
2022.11.02
Николаевна Дата:
00:14:54 +03'00'
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
3. Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом
Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством
просвещения Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от 20.05.2020
№254,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим
советом по учебникам;
6. О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных
Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от
23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных Федеральным Научнометодическим советом по учебникам;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые
допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию
и
реализующих
образовательные
программы
общего
образования
образовательных учреждениях» (с изменениями);
8. Примерная основная образовательная программа основного общего образования по
обществознанию, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15 в ред. протокола № 1/15 от 04.02.2020;
9. Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
10. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г.
Донецка;
11. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных
предметов
(курсов)
педагогов
в
муниципальном
бюджетном
общеобразовательном
учреждении средней общеобразовательной школе № 3 муниципального образования «город
Донецк»;
12. Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка;
13. Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022 – 2023 учебный год.
Программа ориентирована на УМК: Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И.
Обществознание. 7 класс. М.: «Просвещение», 2017
Цели изучения обществознания
в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного
предмета активно содействовать:
воспитанию
общероссийской
ответственности,
правового
идентичности,
патриотизма,
самосознания,
толерантности,
гражданственности,
социальной
приверженности
ценностям,
закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте,
повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к
изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтроля;
повышению
мотивации
к
высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний
о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста;
освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных
институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для
взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и
гражданина;
овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоению
ими
способов
познавательной,
коммуникативной,
практической
деятельности,
необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения
собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных
отношений;
для
осуществления
гражданской
и
общественной
деятельности,
развития
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и
вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и
поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными
законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме
того,
учебный
предмет
«Обществознание»
в
основной
школе
призван
помогать
предпрофильному самоопределению школьников.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и
особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками
важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и
познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов
и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод,
осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании
рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия,
способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных
ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся
школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить
практическое владение способами
получения
адаптированной
социальной
информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе,
селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе
включенной в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через
включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть
освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния),
правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной
информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов
учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие
партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и
особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и
перспектив допрофессиональной подготовки.
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом
курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь
многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию,
экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику
данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных
явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его
познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление
личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты,
глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация
предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание
становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для
формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску
созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить
себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное
место в социуме и культурной среде.
Подросток приобретает опыт социального и культурного
взаимодействия, становится активным гражданином.
Учебный предмет «Обществознание» на этапе основного общего образования
роль
в
играет важную
формировании у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов
деятельности и ключевых компетенций. А именно:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
овладеть такими видами публичных выступлений, как высказывания, монолог, дискуссия,
следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых
норм, экологических требований;
на определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
В ценностно-мотивационной сфере курс 7 класса содействует совершенствованию понимания
побудительной роли мотивов в деятельности человека, усвоению важнейших нравственных норм и
пониманию их роли в регулировании общественной жизни. Курс формирует умение применять эти нормы
к анализу и оценке реальных
социальных ситуаций, способствует пониманию
школьниками
необходимости руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни.
Для достижения поставленных целей, успешного овладения учебным содержанием данного предмета
настоящей рабочей
программой предусмотрено использование разнообразных средств и методов
обучения, сочетания различных элементов современных образовательных технологий. Основные методы
обучения основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика
проблемного и развивающего обучения, рефлексивные и интерактивные методы. На первой
ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса
по обществознанию, особое значение приобретают методы личностно ориентированного обучения,
помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых
знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями
детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о
социальной жизни и поведении людей в обществе.
Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому
поведению предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и
права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует
использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на
изучение обществознания отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).
Настоящая программа рассчитана на 34 часа.
Последовательность изучения тем
курса «Обществознание» в данной рабочей программе
определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и
особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. С учетом
возрастных особенностей школьников выделяется два относительно самостоятельных этапов изучения
курса, связанных между собой: первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.
Курс «Обществознание» для 5 – 7 классов является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9
классов и далее для 10 – 11 классов. Общая логика распределения в нём учебного материала – линейноконцентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов курса, - антропоценрический. Одни
темы служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах, другие являются
оригинальными. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию,
которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное
воспитательное значение.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в общественной
жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии жизни общества, в
благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к
укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия
народов.
Метапредметные результаты изучения обществознания в 7 классе проявляются в:
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной
практике, на:
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу,
из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых
норм, экологических требований;
определение
собственного
отношения
к
явлениям
жизни
человека,
формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию в 7 классе
являются в сфере:
- познавательной
знание понятий общество и человек; механизмов и регуляторов деятельности людей;
социальных свойств человека, его взаимодействие с другими людьми;
понимание сущности общества как формы совместной деятельности людей;
умение описывать человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
объяснять взаимодействия человека и общества, общества и природы;
приводить примеры социальных отношений; деятельности людей;
оценивать поведение людей;
взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в
дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее
воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать
в
соответствии
с
решаемой
задачей
(анализировать,
обобщать,
систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в
современном российском обществе социальных ценностей;
- ценностно-мотивационной
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих
регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и
оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться
этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и
гражданственности;
- трудовой
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- эстетической
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
- коммуникативной
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать
в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство
с
отдельными
приемами
и
техниками
преодоления
конфликтов.
Содержание учебного предмета
№
п/п
Наименование
разделов
I
Регулирование
поведения
людей в
обществе
II
Основное содержание программы
Социальные нормы.
Виды
социальных норм. Правила этикета.
Права человека и гражданина.
Гарантии и реализация прав человека
и
гражданина.
Границы
осуществления прав. Обязанности
человека и гражданина
Права человека и гражданина.
Гарантии и реализация прав человека
и
гражданина.
Границы
осуществления прав. Обязанности
человека и гражданина
Закон. Роль закона в жизни
общества.
Долг и обязанность. Регулярная
армия. Военная служба. Исполнение
воинского долга.
Общеобязательная
и
специальная дисциплина. Внешняя и
внутренняя дисциплина.
Воля и
самовоспитание.
Законопослушный
человек.
Противозаконное поведение. Виды
правонарушений. Ответственность
Правоохранительные
органы
РФ. Правосудие. Полиция.
Понятие
экономики.
Роль
Человек в
экономики
в
жизни
общества.
экономических
Мастерство
работника.
отношениях
Квалификация. Заработная плата.
Количество и качество труда.
Производство.
Затраты
производства. Прибыль.
Бизнес. Виды бизнеса. Формы
бизнеса.
Обмен. Торговля и ее формы.
Реклама.
Деньги.
Функции
денег.
История возникновения денег.
Ресурсы
семьи.
Источники
дохода семьи. Семейный бюджет.
Расходы семьи.
Формы организации
учебной деятельности
I. Индивидуальная форма работы:
решение
познавательных
и
проблемных задач,
- выполнение творческих заданий;
- выполнение индивидуального проекта
и др.
- решение тестовых заданий.
II. Фронтальная форма работы:
- устные ответы на вопросы;
- дискуссии и др.
III. Групповая работа:
- работа в малых группах (работа над
проектом, реконструкция, демонстрация
и
анализ
типичных
социальных
ситуаций и др.);
разработка
анкет,
проведение
социального опроса и обработка
результатов;
- разработка памяток, инструкций;
- парная работа.
I. Индивидуальная форма работы:
решение
познавательных
и
проблемных задач,
- выполнение творческих заданий;
- выполнение индивидуального проекта
и др.
- решение тестовых заданий.
II. Фронтальная форма работы:
- устные ответы на вопросы;
- дискуссии и др.
III. Групповая работа:
- работа в малых группах (работа над
проектом, реконструкция, демонстрация
и
анализ
типичных
социальных
ситуаций и др.)
разработка
анкет,
проведение
социального опроса и обработка
результатов;
- разработка памяток, инструкций;
- парная работа.
III
Человек и
природа
Гуманизм —
уважение
и
любовь к людям. Прояви внимание
к старикам.
Что такое страх. Смелость
города берет. Имей смелость сказать
злу «нет».
Что такое добро. Кого называют
добрым. Доброе — значит хорошее.
Главное правило доброго человека.
I. Индивидуальная форма работы:
решение
познавательных
и
проблемных задач,
- выполнение творческих заданий;
- выполнение индивидуального проекта
и др.
- решение тестовых заданий.
II. Фронтальная форма работы:
- устные ответы на вопросы;
- дискуссии и др.
III. Групповая работа:
- работа в малых группах (работа над
проектом, реконструкция, демонстрация
и
анализ
типичных
социальных
ситуаций и др.)
разработка
анкет,
проведение
социального опроса и обработка
результатов;
- разработка памяток, инструкций;
- парная работа.
Календарно-тематическое планирование
№
урок
а
Тема урока
Кол
-во
часо
в
Дата урока
план
факт
Средства
обучения
Основные виды
деятельности
Требования к результату
Виды контроля
предметные
метапредметные
личностные
Познавательные: выявляют
особенности и признаки
объектов, приводят примеры
в качестве доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе
групповой работы, ведут
диалог, участвуют в
дискуссии,
Регулятивные:
прогнозируют результаты
уровня усвоения изучаемого
материала, принимают и
сохраняют учебную задачу.
Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности,
проявляют интерес
к новому учебному
материалу,
выражают
положительное
отношение к
процессу познания,
адекватно
понимают причины
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности.
Тема 1.
Регулировани
е поведения
людей в
обществе
( 12 час)
1-2
Что значит жить
по правилам
2
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Характеризова
ть на
примерах
социальные
нормы и их
роль в
общественной
жизни
Научатся: называть
различные виды правил,
приводить примеры
индивидуальных и
групповых привычек,
объяснять, зачем в обществе
приняты различные правила
этикета
Получат возможность
научиться:
использовать элементы
причинно-следственного
анализа для понимания
влияния моральных устоев на
развитие общества и
человека
Фронтальный опрос
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
3-4
5-6
Права и
обязанности
граждан
Почему важно
соблюдать законы
2
2
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал,
Конститу
ция РФ
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал,
Конститу
ция РФ
Характеризова
ть
конституционн
ые права и
обязанности
граждан РФ.
Называть
права ребёнка и
характеризоват
ь способы их
защиты.
Приводить
примеры
защиты прав и
интересов
детей, оставшихся без
попечения
родителей.
Раскрывать
особенности
правового
статуса
несовершеннолетних
Раскрывать
значение
соблюдения
законов для
обеспечения
правопорядка.
Объяснять и
конкретизиров
ать фактами
социальной
жизни связь
закона и
правопорядка,
закона и
справедливости
Научатся: определять, как
права человека связаны с его
потребностями, какие группы
прав существуют, что
означает выражение «права
человека закреплены в
законе»
Получат возможность
научиться:
моделировать несложные
ситуации нарушения прав
человека, конституционных
прав и обязанностей граждан
Российской Федерации и
давать им моральную и
правовую оценку
Научатся: определять,
почему человеческому
обществу нужен порядок,
каковы способы
установления порядка в
обществе, в чем смысл
справедливости, почему
свобода не может быть
безграничной.
Получат возможность
научиться:
оценивать сущность и
значение правопорядка и
законности, собственный
вклад в их становление и
развитие.
Познавательные:
устанавливают причинноследственные связи и
зависимости между
объектами.
Коммуникативные:
планируют цели и способы
взаимодействия,
обмениваются мнениями,
слушают друг друга,
понимают позицию партнера,
в т.ч и отличную от своей,
согласовывают действия с
партнером.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные
учителем ориентиры
действия.
Проявляют
заинтересованность
не только в личном
успехе, но и в
решении
проблемных
заданий всей
группой, выражают
положительное
отношение к
процессу познания.
Познавательные:
самостоятельно выделяют и
формулируют цели,
анализируют вопросы,
формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном
обсуждении проблем,
обмениваются мнениями,
понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу,
самостоятельно выделяют и
формулируют цель,
составляют план и
последовательность
действий.
Применяют правила
делового
сотрудничества,
сравнивают разные
точки зрения,
оценивают
собственную
учебную
деятельность,
выражают
положительное
отношение к
процессу познания.
Фронтальный опрос
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
Фронтальный опрос
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
7
8
Защита Отечества
Для чего нужна
дисциплина
1
1
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Характеризова
ть защиту
Отечества как
долг и
обязанность
гражданина
РФ.
Приводить
примеры
важности
подготовки к
исполнению
воинского
долга
Раскрывать
значение
дисциплины
как
необходимого
условия
существования
общества и
человека.
Характеризова
ть различные
виды
дисциплины.
Моделировать
несложные
практические
ситуации,
связанные с
последствиями
нарушения
общеобязатель
ной и специальной
дисциплины
Научатся: определять,
почему нужна регулярная
армия, в чем состоит
обязательная подготовка к
военной службе, отличия
военной службы по призыву
от службы по контракту,
основные обязанности
военнослужащих, как
готовить себя к выполнению
воинского долга.
Получат возможность
научиться:
осознавать значение
гражданской активности и
патриотической позиции в
укреплении нашего
государства
Научатся: определять, что
такое дисциплина, ее виды и
ответственность за
несоблюдение.
Получат возможность
научиться:
моделировать несложные
ситуации нарушения прав
человека, конституционных
прав и обязанностей граждан
Российской Федерации и
давать им моральную и
правовую оценку;
оценивать сущность и
значение правопорядка и
законности, собственный
вклад в их становление и
развитие.
Познавательные:
анализируют вопросы,
формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном
обсуждении проблем,
обмениваются мнениями,
понимают позицию партнера.
Регулятивные:
самостоятельно
формулируют цели, ставят
учебную задачу на основе
того, что уже известно и
усвоено, и того, что еще не
известно.
Оценивают
собственную
учебную
деятельность, свои
достижения,
анализируют и
характеризуют
эмоциональное
состояние и чувства
окружающих,
строят свои
взаимоотношения с
их учетом.
Познавательные:
принимают и сохраняют
учебную задачу, учитывают
выделенные учителем
ориентиры действия в новом
учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные:
проявляют активность во
взаимодействии для решения
коммуникативных и
познавательных задач
(задают вопросы,
формулируют свои
затруднения, предлагают
помощь и сотрудничество).
Регулятивные: ставят и
формулируют проблему
урока, самостоятельно
создают алгоритм
деятельности при решении
проблемы.
Определяют
целостный
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве и
разнообразии
народов, культур и
религий.
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
9
10
Виновен - отвечай
Кто стоит на
страже закона
1
1
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Характеризова
ть
ответственност
ь за нарушение
законов.
Определять
черты
законопослушн
ого поведения.
Моделировать
несложные
практические
ситуации,
связанные с
последствиями
противозаконн
ого поведения.
Описывать и
иллюстрирова
ть примерами
проявления ответственности
несовершеннол
етних
Называть
правоохраните
льные органы
Российского
государства.
Различать
сферу
деятельности
правоохраните
льных органов,
в том числе
судебной
системы.
Приводить
примеры
деятельности
правоохраните
льных органов.
Исследовать
несложные
практические
ситуации,
связанные с
деятельностью
правоохраните
льных органов
Научатся: определять, кого
называют законопослушным
человеком, признаки
противоправного поведения,
особенности наказания
несовершеннолетних
Получат возможность
научиться:
оценивать сущность и
значение правопорядка и
законности, собственный
возможный вклад в их
становление и развитие;
осознанно содействовать
защите правопорядка в
обществе правовыми
способами и средствами;
использовать знания и
умения для формирования
способности к личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю.
Научатся: определять,
какие задачи стоят перед
сотрудниками
правоохранительных
органов, какие органы
называют
правоохранительными,
функции
правоохранительных органов
Получат возможность
научиться:
оценивать сущность и
значение правопорядка и
законности, собственный
возможный вклад в их
становление и развитие;
осознанно содействовать
защите правопорядка в
обществе правовыми
способами и средствами;
использовать знания и
умения для формирования
способности к личному
самоопределению,
самореализации,
самоконтролю.
Познавательные:
овладевают целостными
представлениями о качествах
личности человека,
привлекают информацию,
полученную ранее, для
решения учебной задачи.
Коммуникативные:
планируют цели и способы
взаимодействия,
обмениваются мнениями,
участвуют в коллективном
решении проблем,
распределяют обязанности,
проявляют способность к
взаимодействию.
Регулятивные: учитывают
ориентиры, данные учителем
при изучении материала.
Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности.
Познавательные: выявляют
особенности и признаки
объектов, приводят примеры
в качестве доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе
групповой работы, ведут
диалог, участвуют в
дискуссии, допускают
существование различных
точек зрения.
Регулятивные:
формулируют цель,
планируют действия по ее
достижению, принимают и
сохраняют учебную задачу.
Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности,
проявляют интерес
к новому учебному
материалу,
выражают
положительное
отношение к
процессу познания.
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
Научатся: работать с
тестовыми контрольноизмерительными
материалами
11
Повторительное
обобщение по
теме:
«Регулирование
поведения людей в
обществе»
1
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Получат возможность
научиться:
Решение
проблемных
задач
работать с текстом учебника;
анализировать таблицы;
решать
логические задачи; высказывать собственное мнение,
суждения
Научатся: выполнять
контрольные задания по
обществознанию.
Получат возможность
научиться: преобразовы-
12
Контрольная
работа по теме:
«Регулирование
поведения людей в
обществе»
Тема 2.
Человек и
экономика (14
час.)
1
Контроль
ноизмерител
ьные
материал
ы
Самостоятельн
ое выполнение
письменных
заданий
вать извлечённую информацию в соответствии с
заданием (выделять главное,
сравнивать, выражать свое
отношение) и представлять
её в виде письменного текста
Познавательные:
овладевают целостными
представлениями о качествах
личности человека,
привлекают информацию,
полученную ранее, для
решения проблемной задачи.
Коммуникативные:
планируют цели и способы
взаимодействия,
обмениваются мнениями,
участвуют в коллективном
обсуждении проблем,
распределяют обязанности,
проявляют способность к
взаимодействию.
Регулятивные: учитывают
ориентиры, данные учителем,
при освоении нового
учебного материала.
Познавательные: ставят и
формулируют цели и
проблему урока; осознанно и
произвольно строят
сообщения в устной и
письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского
характера.
Коммуникативные:
адекватно используют
речевые средства для
эффективного решения
разнообразных
коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют
свои действия в соответствии
с поставленной задачей и
условиями её реализации, в
том числе во внутреннем
плане
Сравнивают разные
точки зрения,
оценивают
собственную
учебную
деятельность,
сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности.
Устный опрос
Выражают адекватное понимание
причин успешности/неуспешности учебной
деятельности,
устойчивую учебнопознавательную
мотивацию учения
Контрольная работа
1314
15
Экономика и ее
основные
участники
Мастерство
работника
2
1
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Характеризова
ть роль
потребителя и
производителя
в экономике,
приводить
примеры их
деятельности.
Описывать
различные
формы
организации
хозяйственной
жизни.
Исследовать
несложные
практические
ситуации,
связанные с
выполнением
социальных
ролей
потребителя и
производителя
Описывать
составляющие
квалификации
работника.
Характеризова
ть факторы,
влияющие на
размер
заработной
платы.
Объяснять
взаимосвязь
квалификации,
количества и
качества труда
Научатся: определять, как
экономика служит людям,
какая форма хозяйствования
наиболее успешно решает
цели экономики, как
взаимодействуют основные
участники экономики.
Получат возможность
научиться:
оценивать тенденции
экономических изменений в
нашем обществе;
анализировать с опорой на
полученные знания
несложную экономическую
информацию, получаемую из
неадаптированных
источников;.
Научатся: определять, из
чего складывается
мастерство работника, чем
определяется размер
заработной платы.
Получат возможность
научиться:
решать познавательные
задачи в рамках изученного
материала, отражающие
типичные ситуации в
экономической сфере
деятельности человека;
выполнять несложные
практические задания,
основанные на ситуациях,
связанных с описанием
состояния российской
экономики.
Познавательные:
устанавливают причинноследственные связи и
зависимости между
объектами.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями,
слушают друг друга,
понимают позицию партнера.
Регулятивные:
формулируют цель,
планируют деятельность по
ее достижению, принимают и
сохраняют учебную задачу.
Проявляют
заинтересованность
не только в личном
успехе, но и в
решении
проблемных
заданий всей
группой, выражают
положительное
отношение к
процессу познания,
адекватно
понимают причины
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности.
Фронтальный опрос
Познавательные:
самостоятельно выделяют и
формулируют цели;
анализируют вопросы,
формулируют ответы.
Коммуникативные:
участвуют в коллективном
решении проблем;
обмениваются мнениями,
понимают позицию партнёра.
Регулятивные: ставят
учебную задачу на основе
соотнесения того, что уже
известно и усвоено, и того,
что ещё не известно.
Оценивают
способную учебную
деятельность, свои
достижения;
анализируют и
характеризуют
эмоциональное
состояние и чувства
окружающих,
строят свои
взаимоотношения с
их учётом.
Фронтальный опрос
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
1617
Производство:
затраты, выручка,
прибыль
2
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Раскрывать
роль
производства в
удовлетворени
и потребностей
общества.
Характеризова
ть факторы,
влияющие на
производительность труда.
Объяснять
значение
разделения
труда в
развитии
производства.
Различать
общие,
постоянные и
переменные
затраты производства
Научатся: определять,
какова роль разделения труда
в развитии производства, что
такое прибыль, виды затрат.
Получат возможность
научиться:
анализировать с опорой на
полученные знания
несложную экономическую
информацию, получаемую из
неадаптированных
источников;
выполнять несложные
практические задания,
основанные на ситуациях,
связанных с описанием
состояния российской
экономики.
Познавательные:
привлекают информацию,
полученную ранее, для
решения учебных задач.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями,
участвуют в коллективном
обсуждении проблем,
распределяют обязанности в
группе, проявляют
способность к
взаимодействию.
Регулятивные: планируют
цели и способы
взаимодействия.
Сравнивают разные
точки зрения,
оценивают
собственную
учебную
деятельность,
сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности.
Фронтальный опрос
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
1819
Виды и формы
бизнеса
2
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Объяснять
значение
бизнеса в
экономическом
развитии
страны.
Характеризова
ть
особенности
предпринимате
льской деятельности.
Сравнивать
формы
организации
бизнеса.
Исследовать
несложные
практические
ситуации,
связанные с
достижением
успеха в
бизнесе.
Выражать
собственное
отношение к
бизнесу с
моральноэтических
позиций
Научатся: определять, в
каких формах можно
организовать бизнес, каковы
виды бизнеса, роль бизнеса в
экономике
Получат возможность
научиться:
характеризовать тенденции
экономических изменений в
нашем обществе;
решать познавательные
задачи в рамках изученного
материала, отражающие
типичные ситуации в
экономической сфере
деятельности человека;
Познавательные:
ориентируются в
разнообразии способов
решения познавательных
задач, выбирают наиболее
эффективные способы их
решения.
Коммуникативные:
распределяют функции и
роли в совместной
деятельности, задают
вопросы, необходимые для
организации собственной
деятельности и
сотрудничества с партнером.
Регулятивные: определяют
последовательность
промежуточных целей с
учетом конечного результата,
составляют план и
последовательность
действий.
Проявляют
заинтересованность
не только в личном
успехе, но и в
решении
проблемных
заданий всей
группой, выражают
положительное
отношение к
процессу познания,
адекватно
понимают причины
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности.
Фронтальный опрос
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
2021
22
Обмен, торговля,
реклама
Деньги, их
функция.
2
1
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
;
дидактиче
ский
материал
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
;
дидактиче
ский
материал
Объяснять
условия
осуществления
обмена в
экономике.
Характеризова
ть торговлю и
её формы как
особый вид
экономической
деятельности.
Раскрывать
роль рекламы в
развитии
торговли.
Выражать
собственное
отношение к
рекламной
информации.
Оценивать
своё поведение
с точки зрения
рационального
покупателя
Описывать
виды денег.
Раскрывать на
примерах
функции денег
Научатся: определять, как
обмен решает задачи
экономики, что необходимо
для выгодного обмена, зачем
люди и страны ведут
торговлю, для чего нужна
реклама товаров и услуг
Получат возможность
научиться:
анализировать с позиций
обществознания
сложившиеся практики и
модели поведения
потребителя;
выполнять несложные
практические задания,
основанные на ситуациях,
связанных с описанием
состояния российской
экономики.
Научатся: давать
определение понятию
«деньги», определять их
функции
Получат возможность
научиться:
характеризовать тенденции
экономических изменений в
нашем обществе;
выполнять несложные
практические задания,
основанные на ситуациях,
связанных с описанием
состояния российской
экономики.
Познавательные: выявляют
особенности и признаки
объектов, приводят примеры
в качестве доказательства
выдвигаемых положений.
Коммуникативные:
взаимодействуют в ходе
совместной работы, ведут
диалог, участвуют в
дискуссии, принимают
другое мнение и позицию,
допускают существование
других точек зрения.
Регулятивные:
прогнозируют результаты
уровня усвоения изучаемого
материала, принимают и
сохраняют учебную задачу.
Сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности,
проявляют интерес
к новому учебному
материалу,
выражают
положительное
отношение к
процессу познания.
Познавательные: адекватно
воспринимают предложения
и оценку учителей,
родителей, товарищей.
Коммуникативные:
договариваются о
распределении функций и
ролей в совместной
деятельности.
Регулятивные: выбирают
наиболее эффективные
способы решения задач,
контролируют и оценивают
процесс и результат
деятельности.
Проявляют
способность к
решению
моральных дилемм
на основе учета
позиций партнеров
в общении,
ориентируются на
их мотивы и
чувства, устойчивое
следование в
поведении
моральным нормам
и этическим
требованиям.
Фронтальный опрос
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
23
24
Карманные
деньги: за и
против
Экономика семьи.
Семейный
бюджет
1
1
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
;
дидактиче
ский
материал
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
;
дидактиче
ский
материал
Описывать
виды
карманных
денег.
Раскрывать на
примерах
функции
карманных
денег
Научатся: давать
Описывать
закономерност
ь изменения
потребительски
х расходов
семьи в
зависимости от
доходов.
Характеризова
ть виды
страховых
услуг,
предоставляем
ых гражданам
Научатся: определять, что
определение понятию
«карманные деньги»,
определять их функции
Получат возможность
научиться:
Выявлять положительные и
отрицательные стороны
экономических оъектов
такое ресурсы семьи,
составлять бюджет семьи.
Получат возможность
научиться:
анализировать с позиций
обществознания
сложившиеся практики и
модели поведения
потребителя;
решать познавательные
задачи в рамках изученного
материала, отражающие
типичные ситуации в
экономической сфере
деятельности человека;
Научатся: определять все
25
Повторительно
е обобщение по
теме: «Человек
и экономика»
1
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
термины и понятия раздела
Получат возможность
научиться:
Решение
проблемных
задач
работать с текстом учебника;
анализировать таблицы;
решать
логические задачи; высказывать собственное мнение,
суждения
Познавательные: адекватно
воспринимают предложения
и оценку учителей,
родителей, товарищей.
Коммуникативные:
договариваются о
распределении функций и
ролей в совместной
деятельности.
Регулятивные: выбирают
наиболее эффективные
способы решения задач,
контролируют и оценивают
процесс и результат
деятельности.
Познавательные: находят
нужную социальную
информацию в различных
источниках; адекватно ее
воспринимают, применяют
основные обществоведческие
термины и понятия;
преобразовывают в
соответствии с решаемой
задачей.
Коммуникативные:
адекватно используют
речевые средства для
эффективного решения
коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют
свои действия в соответствии
с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в
т.ч. во внутреннем плане.
Познавательные:
самостоятельно создают
алгоритмы деятельности при
решении проблем различного
характера.
Коммуникативные:
формулируют собственное
мнение и позицию, адекватно
используют речевые
средства.
Регулятивные:
осуществляют пошаговый и
итоговый контроль.
Проявляют
способность к
решению
моральных дилемм
на основе учета
позиций партнеров
в общении,
ориентируются на
их мотивы и
чувства, устойчивое
следование в
поведении
моральным нормам
и этическим
требованиям.
Определяют свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцированн
ую оценку своей
успешности.
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
Фронтальный опрос
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
выражают
адекватное
понимание причин
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности,
устойчивую учебнопознава-тельную
мотивацию учения.
Устный опрос
Тема 3.
Человек и
природа (3
час.)
26
27
Воздействие
человека на
природу
Охранять природу
– значит охранять
жизнь
1
1
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Объяснять
значение
природных
ресурсов в
жизни
общества.
Характеризова
ть отношение
людей к
исчерпаемым
ресурсам.
Описывать
состояние
неисчерпаемых
богатств Земли.
.
Объяснять
необходимость
активной
деятельности
по охране
природы.
Характеризова
ть смысл
экологической
морали
Научатся: определять, что
такое экологическая угроза,
характеризовать воздействие
человека на природу.
Получат возможность
научиться:
формировать положительное
отношение к необходимости
бережного отношения к
природе
Научатся: давать
определение понятия
«экологическая мораль»,
характеризовать правила
экологической морали
Получат возможность
научиться:
формировать положительное
отношение к необходимости
бережного отношения к
природе; корректировать
собственное поведение в
соответствии с требованиями
безопасности
жизнедеятельности и
бережного отношения к
природе
Познавательные:
самостоятельно выделяют и
формулируют
познавательную цель;
используют общие приёмы
решения поставленных задач.
Коммуникативные:
участвуют в коллективом
обсуждении проблем;
проявляют активность во
взаимодействии для решения
коммуникативных и
познавательных задач.
Регулятивные: планируют
свои действия в соответствии
с поставленной задачей
Коммуникативные:
адекватно используют
речевые средства для
эффективного решения
разнообразных
коммуникативных задач,
осознанно и произвольно
строят сообщения в устной и
письменной форме, в т.ч.
творческого и
исследовательского
характера.
Регулятивные: планируют
свои действия в соответствии
с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
Проявляют
доброжелательност
ь и эмоциональнонравственную
отзывчивость,
эмпатию как
понимание чувств
других людей и
сопереживают им.
Выражают
адекватное
понимание причин
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности,
устойчивую учебнопознава-тельную
мотивацию учения.
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
28
Закон на страже
природы
1
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
Характеризова
ть
деятельность
государства по
охране
природы.
Называть
наказания,
установленные
законом для
тех, кто
наносит вред
природе.
Иллюстрирова
ть примерами
возможности
общественных
организаций и
граждан в
сбережении
природы
Научатся: определять,
какие законы стоят на страже
охраны природы
Получат возможность
научиться:
описывать реальные связи и
зависимости между
воспитанием и отношением к
природе,
корректировать собственное
поведение в соответствии с
требованиями безопасности
жизнедеятельности и
бережного отношения к
природе
Коммуникативные:
адекватно используют
речевые средства для
эффективного решения
разнообразных
коммуникативных задач,
осознанно и произвольно
строят сообщения в устной и
письменной форме, в т.ч.
творческого и
исследовательского
характера.
Регулятивные: планируют
свои действия в соответствии
с поставленной задачей и
условиями ее реализации.
выражают
адекватное
понимание причин
успешности/
неуспешности
учебной
деятельности,
устойчивую учебнопознава-тельную
мотивацию учения.
Познавательные: находят
нужную социальную
информацию в различных
источниках; адекватно ее
воспринимают, применяют
основные обществоведческие
термины и понятия
Коммуникативные:
адекватно используют
речевые средства для
эффективного решения
коммуникативных задач.
Определяют свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцированн
ую оценку своей
успешности.
Устный опрос,
индивидуальные
письменные
задания
Тема 4.
Повторение
(3 час.)
Научатся: анализировать
29
Повторительно
е обобщение по
теме: «Человек
и общество»
1
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
свое отношение к
окружающей среде
Решение
проблемных
задач
Получат возможность
научиться:
работать с текстом учебника;
анализировать таблицы;
решать
логические задачи; высказывать собственное мнение,
суждения
Устный опрос
Научатся: выполнять
контрольные задания по
обществознанию.
30
Итоговая
работа
1
Контроль
ноизмерител
ьные
материал
ы
Получат возможность
научиться: преобразовыСамостоятельн
ое выполнение
письменных
заданий
вать извлечённую информацию в соответствии с
заданием (выделять главное,
сравнивать, выражать свое
отношение) и представлять
её в виде письменного текста
Научатся: анализировать
3133
Повторительно
е обобщение по
теме: «Человек
и общество»
3
Наглядноиллюстра
тивные
материал
ы
учебника,
дидактиче
ский
материал
свое отношение к
окружающей среде
Решение
проблемных
задач
Получат возможность
научиться:
работать с текстом учебника;
анализировать таблицы;
решать
логические задачи; высказывать собственное мнение,
суждения
Познавательные: ставят и
формулируют цели и
проблему урока; осознанно и
произвольно строят
сообщения в устной и
письменной форме, в том
числе творческого и
исследовательского
характера.
Коммуникативные:
адекватно используют
речевые средства для
эффективного решения
разнообразных
коммуникативных задач.
Познавательные: находят
нужную социальную
информацию в различных
источниках; адекватно ее
воспринимают, применяют
основные обществоведческие
термины и понятия
Коммуникативные:
адекватно используют
речевые средства для
эффективного решения
коммуникативных задач.
Выражают адекватное понимание
причин успешности/неуспешности учебной
деятельности,
устойчивую учебнопознавательную
мотивацию учения
Определяют свою
личностную
позицию,
адекватную
дифференцированн
ую оценку своей
успешности.
Контрольная работа
Устный опрос
График контрольных работ
на 2020 – 2021 уч. год
№
п/п
Четверть
1
II
2
IV
Тема
Форма
проведения
Дата
план
Регулирование поведения
людей в обществе
Контрольная
работа
30.11
Итоговая работа
Контрольная
работа
26.04
факт
Приложение 1
Система оценки планируемых результатов
Для оценивания индивидуальных достижений обучающихся
настоящей
программой предусмотрены письменные и устные формы контроля; запланированы текущий, тематический и
промежуточный виды контроля.
Показатели уровня успешности обучающихся
выражаются в оценках
(отлично «5»/хорошо «4»/удовлетворительно «3»/неудовлетворительно «2»)
Критерии оценивания
Критерии оценки устного ответа на уроке
Критерии
оценивания
1. Организация
ответа
(введение,
основная часть,
заключение)
2. Умение
анализировать и
делать выводы
3. Иллюстрация
своих мыслей
4. Научная
корректность
(точность в
использовании
фактического
материала)
5.Работа с
ключевыми
понятиями
5 (отл.)
4 (хор.)
3 (уд.)
Удачное исполнение правильной
структуры ответа (введение – основная
часть – заключение); определение темы;
ораторское искусство (умение говорить)
Исполнение структуры ответа, но
не всегда удачное; определение
темы; в ходе изложения
встречаются паузы, неудачно
построенные предложения,
повторы слов
Выводы опираются на основные факты и
являются обоснованными; грамотное
сопоставление фактов, понимание
ключевой проблемы и ее элементов;
способность задавать разъясняющие
вопросы; понимание противоречий между
идеями
Некоторые важные факты
Упускаются важные факты и многие
упускаются, но выводы правильны; выводы неправильны; факты
не всегда факты сопоставляются и сопоставляются редко, многие из них
часть не относится к проблеме;
не относятся к проблеме; ошибки в
ключевая проблема выделяется, но выделении ключевой проблемы;
не всегда понимается глубоко; не вопросы неудачны или задаются
все вопросы удачны; не все
только с помощью учителя;
противоречия выделяются
противоречия не выделяются
Теоретические положения подкрепляются Теоретические положения не
соответствующими фактами
всегда подкрепляются
соответствующими фактами
Отсутствие некоторых элементов
ответа; неудачное определение темы
или ее определение после наводящих
вопросов; сбивчивый рассказ,
незаконченные предложения и фразы,
постоянная необходимость в помощи
учителя
Теоретические положения и их
фактическое подкрепление не
соответствуют друг другу
2 (неуд.)
Неумение сформулировать вводную
часть и выводы; не может определить
даже с помощью учителя, рассказ
распадается на отдельные фрагменты
или фразы
Большинство важных фактов
отсутствует, выводы не делаются;
факты не соответствуют
рассматриваемой проблеме, нет их
сопоставления; неумение выделить
ключевую проблему (даже
ошибочно); неумение задать вопрос
даже с помощью учителя; нет
понимания противоречий
Смешивается теоретический и
фактический материал, между ними
нет соответствия
Отсутствуют фактические ошибки; детали
подразделяются на значительные и
незначительные, идентифицируются как
правдоподобные, вымышленные, спорные,
сомнительные; факты отделяются от
мнений
Встречаются ошибки в деталях или Ошибки в ряде ключевых фактов и
Незнание фактов и деталей, неумение
некоторых фактах; детали не всегда почти во всех деталях; детали
анализировать детали, даже если они
анализируется; факты отделяются приводятся, но не анализируются;
подсказываются учителем; факты и
от мнений
факты не всегда отделяются от мнений, мнения смешиваются и нет
но учащийся понимает разницу между понимания их разницы
ними
Выделяются все понятия и определяются
наиболее важные; четко и полно
определяются, правильное и понятное
описание
Выделяются важные понятия, но
некоторые другие упускаются;
определяются четко, но не всегда
полно; правильное и доступное
описание
Нет разделения на важные и
второстепенные понятия;
определяются, но не всегда четко и
правильно; описываются часто
неправильно или непонятно
Неумение выделить понятия, нет
определений понятий; не могут
описать или не понимают
собственного описания
Критерии оценивания письменной работы (тестов, учебных заданий)
В рамках выполнения любой письменной работы по обществознанию (тесты, учебные задачи)
отрабатываются и проверяются следующие умения обучающихся:
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие
типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты
и различия;
анализировать и обрабатывать статистическую информацию и данные социологических
опросов;
извлекать из текста нужную информацию, преобразовывать ее, критически оценивать.
Каждое письменное задание имеет свои индивидуальные критерии оценивания в баллах.
Количество первичных баллов за письменную работу определяется путем суммирования полученных
баллов за каждое задание. Полученные первичные баллы пересчитываются в процент выполнения
работы (максимальное количество баллов, которые можно получить за работу считаются за 100%)
Отметка выставляется по шкале пересчета процента выполнения в отметку по пятибалльной шкале.
0%—36 % — отметка «2»
37%—62% — отметка «3»
63%—85% — отметка «4»
86%—100 % — отметка «5»
Критерии оценки творческих работ:
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося,
является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли,
привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую
подготовку учащегося.
Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и
оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С
помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства,
предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение
языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного
материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика
теме и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; последовательность изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и
грамматического строя речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и
стилистических недочетов. При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное
оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и
ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта
временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или
иных источников.
Отметка "5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки
отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью
словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала.
Отметка "4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются
незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные
нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в
оформлении работы.
Отметка "3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в
главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не
аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного
оформления.
Отметка "2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок;
нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не
соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные
претензии к качеству оформления работы.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы,
уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не
влияет на повышение оценки.
Критерии оценивания
исследовательских и информационно-творческих проектов,
представленных в форме презентации
Отметка «3»
Представление информации
1. Содержание.
содержание работы лишь частично соответствует теме проекта;
в работе допущены существенные фактические ошибки;
не
использованы
дополнительные
материалы,
Интернет-ресурсы,
материалы
первоисточников.
2. Объем информации на слайдах
слайды перегружены лишней информацией и длинным текстом либо слайды недостаточно
информативны.
Оформление слайдов
слайды не иллюстрированы;
размер шрифта подобран неудачно, трудно читаем с дальнего расстояния
Защита презентации
непоследовательное, неуверенное, несвязное, со значительными ошибками изложение
материала:
отсутствует знание и понимание изложенного в презентации материала
Отметка «4»
Представление информации
1.Содержание.
содержание работы соответствует теме проекта;
в работе допущены незначительные фактические ошибки;
в недостаточной степени использованы дополнительные материалы, Интернет-ресурсы,
материалы первоисточников.
2. Объем информации на слайдах
слайды перегружены лишней информацией и длинным текстом либо слайды недостаточно
информативны.
Оформление слайдов
слайды иллюстрированы, но размер шрифта подобран неудачно, трудно читаем с дальнего
расстояния
Защита презентации
при ответе присутствуют попытки дословно читать текст слайдов;
затруднительные ответы на дополнительные вопросы учителя;
недостаточно глубокое и полное знание и понимание излагаемого материала
презентации.
Отметка «5»
Представление информации
1. Содержание
содержание работы полностью соответствует теме проекта;
фактические ошибки отсутствуют;
использованы
дополнительные
материалы,
Интернет-ресурсы,
материалы
первоисточников.
2. Объем информации на слайдах
слайды не перегружены лишней информацией и длинным текстом.
Оформление слайдов
слайды иллюстрированы;
размер шрифта подобран таким образом, чтобы хорошо читался с экрана на расстоянии.
Защита презентации
последовательное, четкое, связное, обоснованное и безошибочное изложение материала;
при ответе не повторяется дословно текст слайдов;
изложение материала литературным языком; правильные и обстоятельные ответы на
дополнительные вопросы учителя;
глубокое, полное знание и понимание излагаемого материала презентации.
Критерии оценивания исследовательских проектов
Индивидуальный исследовательский проект оценивается по следующим критериям:
1. Способность
к
самостоятельному
приобретению
знаний
и
решению
проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая
поиск и обработку информации, самостоятельную формулировку выводов.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные
возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных
ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить
и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
При
этом
в
соответствии
с
принятой
системой
оценки
выделяется
два
уровня
сформированности навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие
выделенных уровней состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения
проекта.
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Самостоятельное Работа в целом свидетельствует о способности
приобретение
самостоятельно с опорой на помощь руководителя
знаний и
ставить проблему и находить пути её решения;
решение
продемонстрирована способность приобретать
проблем
новые знания и/или осваивать новые способы
действий, достигать более глубокого понимания
изученного
Повышенный
Работа в целом свидетельствует о способности
самостоятельно ставить проблему и находить пути
её решения; продемонстрировано свободное
владение логическими операциями, навыками
критического мышления, умение самостоятельно
мыслить; продемонстрирована способность на этой
основе приобретать новые знания и/или осваивать
новые способы действий, достигать более глубокого
понимания проблемы
Продемонстрировано свободное владение
предметом проектной деятельности. Ошибки
отсутствуют.
Знание предмета Продемонстрировано понимание содержания
выполненной работы. В работе и в ответах на
вопросы по содержанию работы отсутствуют
грубые ошибки
Регулятивные
Продемонстрированы навыки определения темы и Работа тщательно спланирована и последовательно
действия
планирования работы.
реализована, своевременно пройдены все
необходимые этапы обсуждения и представления.
Работа доведена до конца и представлена
Контроль и коррекция осуществлялись
комиссии.
самостоятельно
Некоторые этапы выполнялись под контролем и
при поддержке руководителя. При этом
проявляются отдельные элементы самооценки и
самоконтроля обучающегося
Коммуникация
Продемонстрированы навыки оформления
проектной работы и пояснительной записки, а
также подготовки простой презентации. Автор
Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение
хорошо структурированы. Все мысли выражены
ясно, логично, последовательно, аргументированно.
отвечает на вопросы.
Работа/сообщение вызывает интерес. Автор
свободно отвечает на вопросы.
Приложение 2
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Учебники и учебные пособия
Обществознание. 7 класс. / Боголюбов Л.Н., Городецкая Н. И.. – М.: Просвещение, 2015
Печатные пособия
Обществознание. Поурочные разработки 7 класс. Пособие для учителей общеобразоват.
учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И.Городецкая под. ред. Л. Ф.
Ивановой –М. Просвещение, 2010
Экранно-звуковые пособия
1) Электронное приложение к учебнику
2) Государственная символика России
3) Мир демократии: путешествие во времени
4) Обществознание: уроки, практикум, справочные материалы.
5) Презентации к урокам
Технические средства обучения
Ноутбук
Цифровой проектор
Цифровые колонки
Цифровые образовательные ресурсы
www.gov.ru – Официальная Россия: сервер органов государственной власти РФ
www.uznay-prezidenta.ru - Президент России – гражданам школьного возраста
www.duma.gov.ru – Государственная Дума Федерального Собрания РФ
www.krugosvet.ru – Энциклопедия «Кругосвет»
www.megabook.ru – Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»
www.vidahl.agava.ru – Толковый словарь живого великорусского языка В.И.Даля
www.rubricon.com – Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники
www.rulex.ru – Русский биографический словарь
www.planetashkol.ru – Социальный портал в области образования для подростков
www.rulers.narod.ru – Всемирная история в лицах
www.kinder.ru – Каталог детских ресурсов
www.fom.ru – Фонд общественного мнения
www.shool-sektor.relarn.ru/prava - Права и дети в Интернете
Демонстрационные пособия
Таблицы
1) Конституционные права и свободы граждан РФ
2) Социализация человека