Подписано
Литвинова цифровой подписью:
Литвинова Ирина
Ирина
Николаевна
2022.11.02
Николаевна Дата:
00:18:47 +03'00'
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивнометодических документов:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)
3. Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки
РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от
28.09.2020г №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20». «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения
Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от 20.05.2020 №254,ООП НОО, ООП
ООО, ООП СОО одобренных Федеральным Научно-методическим советом по учебникам;
6. О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных
Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от
23.12.2020 №766,ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО одобренных Федеральным Научнометодическим советом по учебникам;
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об
утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые
допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную
аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных
учреждениях» (с изменениями);
8. Примерная
основная
образовательная
программа
основного
общего
образования
по
обществознанию, одобренная решением федерального учебно-методического объединения
по
общему образованию, протокол от 08.04.2015 № 1/15 в ред. протокола № 1/15 от 04.02.2020;
9. Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области;
10. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
11. Положение о структуре, порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных предметов
(курсов) педагогов в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней
общеобразовательной школе № 3 муниципального образования «город Донецк»;
12. Календарный учебный график МБОУ СОШ №3 г.Донецка;
13. Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области на 2022 – 2023 учебный год.
Программа ориентирована на УМК Л. Н. Боголюбова
«Обществознание».
9 класс: учебник для
общеобразоват. организаций - М.: «Просвещение», 2020 г.
Цели изучения обществознания
активно содействовать:
в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета
воспитанию
общероссийской
идентичности,
патриотизма,
гражданственности,
социальной
ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в
Конституции Российской Федерации;
развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте,
повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры,
становлению
социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к
изучению
социальных
и
гуманитарных
дисциплин;
формированию
способности
к
личному
самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной,
наукоемкой трудовой деятельности;
формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем
и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению
учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о
формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с
социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать
социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими
способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в
жизни гражданского общества и правового государства;
формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения
собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных
отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также
в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с
нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми
способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному
самоопределению школьников.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей
учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками
важных
для становления личности
элементов
культуры
(знаний,
опыта практической
и
познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и
ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод,
осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного
отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать
личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в
пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы,
труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из
различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию
личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание
курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в
него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не
ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в
различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов
учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера,
гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях
получения
образования,
рефлексии
своих
склонностей,
способностей
и
перспектив
допрофессиональной подготовки.
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса
являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно,
используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику,
правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного
предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их
влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его
познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности
человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация
всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые
требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической
базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного
отношения,
собственной
позиции
к
явлениям
социальной
жизни,
поиску
созидательных
способов
жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой
путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде.
Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Учебный предмет «Обществознание» на этапе основного общего образования играет
важную роль в
формировании у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций. А именно:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и
оценки результата);
овладеть такими видами публичных выступлений, как высказывания, монолог, дискуссия, следовать
этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной
деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
на поиск
и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда
в
текст и
др.), выбор знаковых
систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
на
определение
собственного
отношения
к
явлениям
современной
жизни,
формулирование своей точки зрения.
В ценностно-мотивационной сфере курс 9 класса
содействует совершенствованию понимания
побудительной роли мотивов в деятельности человека, усвоению важнейших нравственных норм и пониманию
их роли в регулировании общественной жизни. Курс формирует умение применять эти нормы к анализу и
оценке
реальных
социальных
ситуаций,
способствует
пониманию
школьниками
необходимости
руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни.
Для достижения поставленных целей, успешного овладения учебным содержанием данного предмета
настоящей рабочей
программой предусмотрено использование разнообразных средств и методов обучения,
сочетания различных элементов современных образовательных технологий.
Основные методы обучения
основаны на деятельностном подходе: метод проектов и исследований, методика проблемного и
развивающего обучения, рефлексивные и интерактивные методы. На первой ступени основной школы,
когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое
значение приобретают методы личностно ориентированного обучения, помогающие раскрытию и
конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и
небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися
представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей
в обществе.
Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению
предполагает использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали и права
типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения. Особого внимания требует
использование в учебном процессе компьютерных технологий.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ на изучение
обществознания отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов (34 учебные недели).
Настоящая программа рассчитана на 68 часов.
Последовательность изучения тем курса «Обществознание» в данной рабочей программе определена
не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и
изучения учебного содержания курса для учащихся 5 – 9 классов. С учетом возрастных особенностей
школьников выделяется два относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой:
первый этап – 5 – 7 классы; второй этап – 8 – 9 классы.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии жизни общества, в благополучии и
процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на
отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов.
Метапредметные результаты изучения обществознания в 6 классе проявляются в:
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и
следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной
практике, на:
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда
в
текст и
др.), выбор знаковых
систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
определение собственного отношения к явлениям жизни человека, формулирование
своей точки зрения.
Предметные результаты освоения содержания программы по обществознанию в 9 классе:
по теме: «Политика»
Выпускник научится:
объяснять роль политики в жизни общества;
различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их примерами; • давать
характеристику формам государственно-территориального устройства;
различать различные типы политических режимов, раскрывать их основные признаки; • раскрывать на
конкретных примерах основные черты и принципы демократии;
называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных примерах;
характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего
государства;
соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
по теме: «Гражданин и государство
Выпускник научится:
характеризовать государственное устройство Российской Федерации, называть органы государственной
власти страны, описывать их полномочия и компетенцию;
объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;
раскрывать достижения российского народа;
объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;
называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы граждан, гарантированные
Конституцией РФ;
осознавать значение патриотической позиции в укреплении нашего государства;
характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе изменений на положение России в
мире;
использовать знания и умения для формирования способности уважать права других людей, выполнять
свои обязанности гражданина РФ.
по теме: «Основы российского законодательства»
Выпускник научится:
характеризовать систему российского законодательства;
раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
характеризовать гражданские правоотношения;
раскрывать смысл права на труд;
объяснять роль трудового договора;
разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;
характеризовать особенности уголовного права и уголовных правоотношений;
конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;
характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;
анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми
правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения,
проступка, преступления;
исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся
без попечения родителей;
находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных
источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию
для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на
уважении к закону и правопорядку;
• оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в
их становление и развитие;
• осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и
средствами.
Содержание учебного предмета
№
п/п
I
Наименование
разделов
Политика
Формы организации
учебной деятельности
Основное содержание программы
Политика и власть. Роль политики
в жизни общества. Политическая жизнь
и средства массовой информации.
Государство.
государства.
государства.
Формы государства. Гражданство.
Политические
решение
-
Происхождение
Признаки
I. Индивидуальная форма работы:
Тоталитарный режим. Авторитарный
и
проблемных задач,
- выполнение творческих заданий;
выполнение
-
режимы.
познавательных
индивидуального
проекта и др.
- решение тестовых заданий.
режим. Демократия.
Правовое государство. Власть в
правовом
государстве.
Признаки
правового государства.
Гражданское
общество
и
государство. Местное самоуправление.
II. Фронтальная форма работы:
- устные ответы на вопросы;
- дискуссии и др.
III. Групповая работа:
Общественная палата.
Участие граждан в политической
- работа в малых группах (работа
жизни. Выборы, референдумы. Право на
над
равный
демонстрация и анализ типичных
доступ
к
государственной
проектом,
реконструкция,
службе. Обращение в органы власти.
социальных ситуаций и др.);
Значение свободы слова. Опасность
-
политического экстремизма.
социального опроса и обработка
разработка
анкет,
проведение
результатов;
Политические партии и движения.
- разработка памяток, инструкций;
- парная работа.
II
Гражданин и
государство
Наше государство – Российская
Федерация. Конституция Российской
Федерации
–
основной
закон
I. Индивидуальная форма работы:
-
решение
познавательных
государства. Конституционные основы
проблемных задач,
государственного
- выполнение творческих заданий;
строя
Российской
Федерации. Государственные символы
-
России.
проекта и др.
Россия
государство.
Органы
–
федеративное
Субъекты
государственной
федерации.
власти
Президент Российской Федерации, его
функции.
индивидуального
- решение тестовых заданий.
и
управления в Российской Федерации.
основные
выполнение
Федеральное
II. Фронтальная форма работы:
- устные ответы на вопросы;
- дискуссии и др.
и
Собрание
Российской
Федерации.
Правительство Российской Федерации.
Судебная
система
Федерации.
органы.
Российской
Правоохранительные
Гражданство
Российской
III. Групповая работа:
- работа в малых группах (работа
над
проектом,
реконструкция,
демонстрация и анализ типичных
Федерации. Конституционные права и
социальных ситуаций и др.);
свободы
-
человека
и
гражданина в
Российской
Федерации.
Конституционные
гражданина
обязанности
Российской
Федерации.
Взаимоотношения
государственной
органов
власти
и
разработка
анкет,
проведение
социального опроса и обработка
результатов;
- разработка памяток, инструкций;
- парная работа.
граждан.
Способы взаимодействия с властью
посредством
электронного
правительства. Механизмы реализации
и защиты прав и свобод человека и
гражданина
в
РФ.
Основные
международные документы о правах
человека и правах ребенка.
III
Право, его роль в жизни общества
Основы
российского
и государства. Свобода, справедливость,
законодательства
I. Индивидуальная форма работы:
ответственность. Нормы права. Закон.
-
Система законодательства.
проблемных задач,
Правоотношения
права.
Сущность
и
и
правоотношения.
познавательных
и
субъекты
особенности
- выполнение творческих заданий;
Субъекты
-
правоотношения.
Правонарушения и юридическая
ответственность.
решение
Правонарушение и
выполнение
индивидуального
проекта и др.
- решение тестовых заданий.
его признаки. Виды правонарушений.
Юридическая
ответственность
и
ее
виды. Презумпция невиновности.
Правоохранительные
Суд.
Прокуратура.
органы.
Адвокатура.
II. Фронтальная форма работы:
- устные ответы на вопросы;
- дискуссии и др.
Нотариат.
Конституция
Российской
Федерации. Основы конституционного
строя
РФ.
Этапы
развития
Конституции.
Права и свободы
III. Групповая работа:
- работа в малых группах (работа
над
проектом,
реконструкция,
демонстрация и анализ типичных
человека
и
гражданина.
Общечеловеческие
правовые документы.
гарантии
и
Юридические
система
защиты
прав
человека. Права ребенка.
Гражданские
социальных ситуаций и др.)
правоотношения.
Гражданская дееспособность и ее виды.
-
разработка
на
труд.
Трудовые
правоотношения.
Семейные
правоотношения.
Юридические понятия семьи брака.
Условия и порядок заключения брака.
Правоотношения
супругов.
Правоотношения родителей и детей.
Административные
правоотношения:
понятие
и
черты.
Административные наказания.
Уголовно-правовые
отношения.
Понятие преступления.
Социальные права.
Социальная
политика государства.
Международно-правовая
жертв
вооруженных
защита
конфликтов.
Правовое регулирование отношений в
сфере образования. Законодательство в
сфере образования.
проведение
социального опроса и обработка
результатов;
- разработка памяток, инструкций;
Защита прав потребителя.
Право
анкет,
- парная работа.
Календарно-тематическое планирование
№
уро
ка
Тема урока
Кол
-во
час
ов
Дата урока
план
Требования к результату
Оборудован
ие
Виды
контроля
факт
предметные
метапредметные
познаватель регулятивны коммуникат
ные
е
ивные
личностные
Основные
виды учебной
деятельности
Тема 1.
Политика
(18 час.)
Характеризова
ть власть и
политику как социальные
явления
1-2
Политика и
власть
2
02.09
05.09
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и
Устный
опрос,
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифициров
ать,
самостоятельно
выбирать
основания и
критерии для
классификации,
устанавливать
причинноследственные
связи, строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное и
по аналогии) и
делать выводы;
умение
самостоятель
но
планировать
пути
достижения
целей, в том
числе
альтернативн
ые, осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения
учебных и
познавательн
ых задач;
умение
организовыват
ь учебное
сотрудничеств
о и совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально
и в группе
находить общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учёта
интересов;
формулировать,
аргументироват
ь и отстаивать
своё мнение;
смысловое
чтение;
формирование
ответственного
отношения к
учению,
готовности и
способности
обучающихся к
саморазвитию и
самообразовани
ю на основе
мотивации к
обучению и
познанию,
осознанному
выбору и
построению
дальнейшей
индивидуально
й траектории
образования на
базе
ориентировки в
мире
профессий и
профессиональ
ных
предпочтений,
с учётом
устойчивых
познавательных
интересов;
Анализ и
интерпретаци
я текста,
решение
познавательн
ых заданий
3-4
5-6
Государство
Политические
режимы
2
2
09.09
12.09
16.09
19.09
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и
Устный
опрос,
индивидуа
льные
письменны
е задания
по
карточкам
Устный
опрос
Раскрывать
признаки
суверенитета.
Различать
формы
правления и
государственного устройства
умение
создавать,
применять и
преобразовыват
ь знаки и
символы,
модели и схемы
для решения
учебных и
познавательных
задач;
умение
соотносить
свои действия с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе
достижения
результата,
определять
способы
действий в
рамках
предложенных
условий и
требований,
корректировать
свои действия в
соответствии с
изменяющейся
ситуацией;
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей,
планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной и
письменной
речью,
монологическо
й контекстной
речью
усвоение
гуманистическ
их,
демократическ
их и
традиционных
ценностей
многонационал
ьного
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственност
и и долга перед
Родиной
Сопоставлять
разпичные типы
политических
режимов.
Называть и
раскрывать
основные
принципы
демократическог
о устройства
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифициров
ать,
самостоятельно
выбирать
основания и
критерии для
классификации,
устанавливать
причинноследственные
связи, строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
умение
соотносить
свои действия с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе
достижения
результата,
определять
способы
действий в
рамках
предложенных
условий и
требований,
корректировать
свои действия в
соответствии с
изменяющейся
ситуацией;
организовыват
ь учебное
сотрудничеств
о и совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально
и в группе
находить общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учёта
интересов;
формулировать,
аргументироват
ь и отстаивать
своё мнение;
смысловое
чтение;
усвоение
гуманистическ
их,
демократическ
их и
традиционных
ценностей
многонационал
ьного
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственност
и и долга перед
Родиной
Анализ
статистически
х данных,
построение
диаграммы,
диспут
Диспут
(работа в
группах),
решение
познавательн
ых заданий
Раскрывать
принципы
правового
государства
7-8
Правовое
государство
2
23.09
26.09
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и
Характеризова
ть разделение
властей
Устный
опрос
Раскрывать
сущность
гражданского
общества.
910
Гражданское
общество и
государство
2
30.09
03.10
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и
Характеризова
ть местное
самоуправлени
е
Фронтальн
ый опрос
умение
создавать,
применять и
преобразовы
вать знаки и
символы,
модели и
схемы для
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
умение
создавать,
применять и
преобразовы
вать знаки и
символы,
модели и
схемы для
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
умение
самостоятел
ьно
планировать
пути
достижения
целей, в том
числе
альтернатив
ные,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективны
е способы
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
владение
основами
самоконтрол
я,
самооценки,
принятия
решений и
осуществле
ния
осознанного
выбора в
учебной и
познаватель
ной
деятельност
и;
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей,
планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной и
письменной
речью,
монологическо
й контекстной
речью
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующ
его
современному
уровню
развития науки
и
общественной
практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие
современного
мира;
умение
организовыват
ь учебное
сотрудничеств
о и совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально
и в группе
находить общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учёта
интересов;
формулировать,
аргументироват
ь и отстаивать
своё мнение;
смысловое
чтение;
освоение
социальных
норм,
правил
поведения,
ролей и
форм
социальной
жизни в
группах и
сообществах
, включая
взрослые и
социальные
сообщества;
Анализ и
интерпретаци
я текста
документа
Интерпретаци
я и оценка
философских
мыслей
1112
1314
Участие
граждан в
политической
жизни
Политические
партии и
движения
2
2
07.10
10.10
14.10
17.10
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и
Устный
опрос
Устный
опрос
Анализировать
влияние
политических
отношений на судьбы
людей.
Проиллюстрирова
ть основные идеи
темы на примерах из
истории,
современных
событий, личного
социального опыта.
Описывать
различные формы
участия гражданина в
политической жизни.
Обосновывать
ценность и
значимость
гражданской
активности.
Приводить
примеры
гражданственности
умение
создавать,
применять и
преобразовыват
ь знаки и
символы,
модели и схемы
для решения
учебных и
познавательных
задач;
умение
соотносить
свои действия с
планируемыми
результатами,
осуществлять
контроль своей
деятельности в
процессе
достижения
результата,
определять
способы
действий в
рамках
предложенных
условий и
требований,
корректировать
свои действия в
соответствии с
изменяющейся
ситуацией;
умение
организовыват
ь учебное
сотрудничеств
о и совместную
деятельность с
учителем и
сверстниками;
работать
индивидуально
и в группе
находить общее
решение и
разрешать
конфликты на
основе
согласования
позиций и
учёта
интересов;
формулировать,
аргументироват
ь и отстаивать
своё мнение;
смысловое
чтение;
усвоение
гуманистическ
их,
демократическ
их и
традиционных
ценностей
многонационал
ьного
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственност
и и долга перед
Родиной
Назвать признаки
политической
партии и показать
их на примере
одной из партий
РФ.
Характеризовать
проявления
многопартийности
умение
создавать,
применять и
преобразовы
вать знаки и
символы,
модели и
схемы для
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
адекватно
используют
речевые
средства для
эффективного
решения
разнообразны
х
коммуникати
вных задач.
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей,
планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной и
письменной
речью,
монологическо
й контекстной
речью
усвоение
гуманистическ
их,
демократическ
их и
традиционных
ценностей
многонационал
ьного
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственност
и и долга перед
Родиной
Диспут
(работа в
группах),
решение
проблемных
заданий
Диспут
(работа в
группах),
решение
проблемных
заданий
15
16
Повторитель
ное
обобщение по
теме:
«Политика»
Контрольная
работа по
теме:
«Политика»
1
1
21.10
24.10
Карточкизадания,
презентаци
я
Контрольн
оизмеритель
ные
материалы
Устный
опрос,
индивидуа
льные
письменны
е задания
по
карточкам
Тестирова
ние
Систематизировать
наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать
причины
актуальности тех или
иных вопросов для
школьников.
Уметь объяснять
явления и процессы
социальной
действительности с
опорой на изученные
понятия.
Уметь выполнять
познавательные и
практические
задания, в том числе
с использованием
проектной
деятельности
овладевают
целостными
представлени
ями о
качествах
личности
человека,
привлекают
информацию,
полученную
ранее, для
решения
проблемной
задачи.
планируют
цели и
способы
взаимодейств
ия,
обмениваютс
я мнениями,
участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем,
распределяют
обязанности,
проявляют
способность к
взаимодейств
ию.
учитывают
ориентиры,
данные
учителем, при
освоении
нового
учебного
материала.
Сравнивают
разные точки
зрения,
оценивают
собственную
учебную
деятельность,
сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности.
Решать тестовые
задания в форме
ОГЭ
ставят и
формулируют
цели и
проблему
урока;
осознанно и
произвольно
строят
сообщения в
устной и
письменной
форме, в том
числе
творческого и
исследовател
ьского
характера.
адекватно
используют
речевые
средства для
эффективного
решения
разнообразны
х
коммуникати
вных задач.
планируют
свои действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации, в
том числе во
внутреннем
плане
Выражают
адекватное
понимание
причин
успешности/н
еуспешности
учебной
деятельности,
устойчивую
учебнопознавательную
мотивацию
учения
решение
проблемных
заданий,
анализ и
интерпретаци
я текста
Решение
тестовых
заданий
1718
Межгосударств
енные
отношения
Тема 2.
Гражданин
и
государство
(14 час.)
2
07.11
11.11
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и
Устный
опрос
Объяснять
понятия
межгосударственн
ые и
международные
отношения.
Называть
внешние функции
государства.
Характеризовать
принципы
современных
межгосударственн
ых отношений
умение
создавать,
применять и
преобразовы
вать знаки и
символы,
модели и
схемы для
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
адекватно
используют
речевые
средства для
эффективного
решения
разнообразны
х
коммуникати
вных задач.
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей,
планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной и
письменной
речью,
монологическо
й контекстной
речью
усвоение
гуманистическ
их,
демократическ
их и
традиционных
ценностей
многонационал
ьного
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственност
и и долга перед
Родиной
Диспут
(работа в
группах),
решение
проблемных
заданий
1920
2122
Основы
конституционн
ого
строя РФ.
Права и
свободы
человека и
гражданина
2
2
14.11
18.11
21.11
25.11
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и,
Конституц
ия РФ
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и
Устный
опрос,
индивидуа
льные
письменны
е задания
по
карточкам
Устный
опрос,
индивидуа
льные
письменны
е задания
по
карточкам
Характеризовать
Конституцию РФ как
закон высшей
юридической силы.
Приводить
конкретные
примеры с опорой на
текст Конституции
РФ, подтверждающие
её высшую
юридическую силу.
Называть главные
задачи Конституции.
Объяснять, какие
принципы правового
государства
отражены в статьях 2,
10, 15, 17, 18
Конституции РФ.
Характеризовать
принципы
федерального
устройства РФ.
Проводить различия
между статусом
человека и статусом
гражданина
Объяснять смысл
понятия «права
человека».
Объяснять, почему
Всеобщая декларация
прав человека не
является
юридическим
документом.
Классифицировать
права и свободы
(приводить примеры
различных групп
прав)
умение
создавать,
применять и
преобразовы
вать знаки и
символы,
модели и
схемы для
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
адекватно
используют
речевые
средства для
эффективного
решения
разнообразны
х
коммуникати
вных задач.
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей,
планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной и
письменной
речью,
монологическо
й контекстной
речью
усвоение
гуманистическ
их,
демократическ
их и
традиционных
ценностей
многонационал
ьного
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственност
и и долга перед
Родиной
умение
создавать,
применять и
преобразовы
вать знаки и
символы,
модели и
схемы для
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
адекватно
используют
речевые
средства для
эффективного
решения
разнообразны
х
коммуникати
вных задач.
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей,
планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной и
письменной
речью,
монологическо
й контекстной
речью
усвоение
гуманистическ
их,
демократическ
их и
традиционных
ценностей
многонационал
ьного
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственност
и и долга перед
Родиной
анализ
статистически
х данных,
построение
диаграммы
Анализ и
интерпретаци
я текста,
выполнение
познавательн
ых заданий
2324
2526
Высшие
органы
государственн
ой власти в
РФ
Россия федеративное
государство
2
2
28.11
02.12
05.12
09.12
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и
Устный
опрос,
индивидуа
льные
письменны
е задания
по
карточкам
Устный
опрос,
индивидуа
льные
письменны
е задания
по
карточкам
Называть
основные
государственные
власти РФ
Характеризоват
ь полномочия
Президента,
Правительства,
Федерального
Собрания
умение
создавать,
применять и
преобразовы
вать знаки и
символы,
модели и
схемы для
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
адекватно
используют
речевые
средства для
эффективного
решения
разнообразны
х
коммуникати
вных задач.
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей,
планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной и
письменной
речью,
монологическо
й контекстной
речью
усвоение
гуманистическ
их,
демократическ
их и
традиционных
ценностей
многонационал
ьного
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственност
и и долга перед
Родиной
Анализ и
интерпретаци
я текста,
выполнение
познавательн
ых заданий
Объяснять
сущность и
особенности
федеративного
устройства
нашего
государство
Характеризоват
ь положение
республик в
составе РФ
Называть
основные
принципы
федерализма,
полномочия
центра и
субъектов РФ
умение
создавать,
применять и
преобразовы
вать знаки и
символы,
модели и
схемы для
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
адекватно
используют
речевые
средства для
эффективного
решения
разнообразны
х
коммуникати
вных задач.
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей,
планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной и
письменной
речью,
монологическо
й контекстной
речью
усвоение
гуманистическ
их,
демократическ
их и
традиционных
ценностей
многонационал
ьного
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственност
и и долга перед
Родиной
Анализ и
интерпретаци
я текста,
выполнение
познавательн
ых заданий
2728
29
Судебная
система РФ
Повторитель
ное
обобщение по
теме:
«Гражданин
и
государство»
2
1
12.12
16.12
19.12
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и
Карточкизадания,
презентаци
я
Устный
опрос,
индивидуа
льные
письменны
е задания
по
карточкам
Устный
опрос,
индивидуа
льные
письменны
е задания
по
карточкам
Характеризоват
ь основные
принципы
судопроизводств
а
Называть виды
судов.
Называть
полномочия и
круг дел
различных видов
судов.
умение
создавать,
применять и
преобразовы
вать знаки и
символы,
модели и
схемы для
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
умение
самостоятел
ьно
планировать
пути
достижения
целей, в том
числе
альтернатив
ные,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективны
е способы
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей,
планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной и
письменной
речью,
монологическо
й контекстной
речью
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующ
его
современному
уровню
развития науки
и
общественной
практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие
современного
мира;
Систематизировать
наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать
причины
актуальности тех или
иных вопросов для
школьников.
Уметь объяснять
явления и процессы
социальной
действительности с
опорой на изученные
понятия.
Уметь выполнять
познавательные и
практические
задания, в том числе
с использованием
проектной
деятельности
овладевают
целостными
представлени
ями о
качествах
личности
человека,
привлекают
информацию,
полученную
ранее, для
решения
проблемной
задачи.
планируют
цели и
способы
взаимодейств
ия,
обмениваютс
я мнениями,
участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем,
распределяют
обязанности,
проявляют
способность к
взаимодейств
ию.
учитывают
ориентиры,
данные
учителем, при
освоении
нового
учебного
материала.
Сравнивают
разные точки
зрения,
оценивают
собственную
учебную
деятельность,
сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности.
выполнение
познавательн
ых заданий,
решение
проблемных
задач
решение
проблемных
заданий,
анализ и
интерпретаци
я текста
Решать тестовые
задания в форме
ОГЭ
30
3132
Контрольная
работа по
теме:
«Гражданин
и
государство»
Правоохраните
льные органы
Тема 3.
Основы
российског
о
законодате
льства
(20 час.)
1
2
23.12
26.12
09.01
Контрольн
оизмеритель
ные
материалы
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и
Тестирова
ние
Устный
опрос,
индивидуа
льные
письменны
е задания
по
карточкам
Называть основные
правоохранительные
органы РФ.
Различать сферы
деятельности
правоохранительных
органов и судебной
системы.
Приводить примеры
деятельности
правоохранительных
органов
ставят и
формулируют
цели и
проблему
урока;
осознанно и
произвольно
строят
сообщения в
устной и
письменной
форме, в том
числе
творческого и
исследовател
ьского
характера.
адекватно
используют
речевые
средства для
эффективного
решения
разнообразны
х
коммуникати
вных задач.
планируют
свои действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации, в
том числе во
внутреннем
плане
Выражают
адекватное
понимание
причин
успешности/н
еуспешности
учебной
деятельности,
устойчивую
учебнопознавательную
мотивацию
учения
умение
создавать,
применять и
преобразовы
вать знаки и
символы,
модели и
схемы для
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
умение
самостоятел
ьно
планировать
пути
достижения
целей, в том
числе
альтернатив
ные,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективны
е способы
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей,
планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной и
письменной
речью,
монологическо
й контекстной
речью
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующ
его
современному
уровню
развития науки
и
общественной
практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие
современного
мира;
Решение
тестовых
заданий
выполнение
познавательн
ых заданий,
решение
проблемных
задач
3334
3536
Роль права в
жизни
человека,
общества и
государства
Правоотношен
ия и субъекты
права
2
2
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и
Устный
опрос,
индивидуа
льные
письменны
е задания
по
карточкам
Устный
опрос,
индивидуа
льные
письменны
е задания
по
карточкам
Объяснять, почему
закон является
нормативным актом
высшей юридической
силы.
Сопоставлять
позитивное и
естественное право.
Характеризовать
основные элементы
системы российского
законодательства
умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать
аналогии,
классифициров
ать,
самостоятельно
выбирать
основания и
критерии для
классификации,
устанавливать
причинноследственные
связи, строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
планируют
цели и способы
взаимодействия
, обмениваются
мнениями,
участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем,
распределяют
обязанности,
проявляют
способность к
взаимодействи
ю.
планируют
свои действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации, в
том числе во
внутреннем
плане
Выражают
адекватное
понимание
причин
успешности/неуспе
шности
учебной
деятельности,
устойчивую
учебнопознавательную
мотивацию
учения
Раскрывать смысл
понятия
«правоотношения»,
показывать на
примерах отличия
правоотношений от
других видов
социальных
отношений.
Объяснять причины
субъективности прав
и юридического
закрепления
обязанностей
участников
правоотношений.
Объяснять причины
этих различий.
Называть
основания
возникновения
правоотношений
умение
создавать,
применять и
преобразовы
вать знаки и
символы,
модели и
схемы для
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
адекватно
используют
речевые
средства для
эффективного
решения
разнообразны
х
коммуникати
вных задач.
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей,
планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной и
письменной
речью,
монологическо
й контекстной
речью
усвоение
гуманистическ
их,
демократическ
их и
традиционных
ценностей
многонационал
ьного
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственност
и и долга перед
Родиной
Составление
опорной
схемы, анализ
и
интерпретаци
я текста
документа
Анализ и
интерпретаци
я текста,
анализ фактов
3738
3940
Правонарушен
ия и
юридическая
ответственност
ь
Гражданские
правоотношени
я
2
2
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и,
Конституц
ия РФ
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и,
дидактичес
кий
материал
Фронтальн
ый опрос
Устный
опрос,
индивидуа
льные
письменны
е задания
по
карточкам
Различать
правонарушение и
правомерное
поведение.
Называть основные
виды и признаки
правонарушений.
Характеризовать
юридическую
ответственность в
качестве критерия
правомерного
поведения.
Объяснять смысл
презумпции
невиновности
овладевают
целостными
представлени
ями о
качествах
личности
человека,
привлекают
информацию,
полученную
ранее, для
решения
проблемной
задачи.
Характеризовать
особенности
гражданских
правовых отношений.
Называть виды и
приводить примеры
гражданских
договоров.
Раскрывать
особенности
гражданской дееспособности
несовершеннолетних.
Находить и
извлекать
информацию о
правах потребителя,
предусмотренных
законом РФ.
Раскрывать на
примерах меры
зашиты прав
потребителей
умение
создавать,
применять и
преобразовы
вать знаки и
символы,
модели и
схемы для
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
планируют
цели и
способы
взаимодейств
ия,
обмениваютс
я мнениями,
участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем,
распределяют
обязанности,
проявляют
способность к
взаимодейств
ию.
адекватно
используют
речевые
средства для
эффективного
решения
разнообразны
х
коммуникати
вных задач.
учитывают
ориентиры,
данные
учителем, при
освоении
нового
учебного
материала.
Сравнивают
разные точки
зрения,
оценивают
собственную
учебную
деятельность,
сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности.
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей,
планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной и
письменной
речью,
монологическо
й контекстной
речью
усвоение
гуманистическ
их,
демократическ
их и
традиционных
ценностей
многонационал
ьного
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственност
и и долга перед
Родиной
анализ и
интерпретаци
я текста
документа,
составление
развернутого
плана
решение задач
4142
4344
Право на труд.
Трудовые
правоотношени
я
Семья под
защитой закона
2
2
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и,
дидактичес
кий
материал
Устный
опрос,
индивидуа
льные
письменны
е задания
по
карточкам
Тестирова
ние
Называть основные
юридические
гарантии права на
свободный труд.
Характеризовать
особенности
трудовых
правоотношений.
Объяснять роль
трудового договора в
отношениях между
работниками и
работодателями.
Раскрывать
особенности
положения несовершеннолетних в
трудовых
правоотношениях
овладевают
целостными
представлени
ями о
качествах
личности
человека,
привлекают
информацию,
полученную
ранее, для
решения
проблемной
задачи.
Объяснять
условия
заключения и
расторжения брака.
Приводить
примеры прав и
обязанностей
супругов,
родителей и детей.
Находить и
извлекать
информацию о
семейных
правоотношениях
из адаптированных
источников
различного типа
умение
создавать,
применять и
преобразовы
вать знаки и
символы,
модели и
схемы для
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
планируют
цели и
способы
взаимодейств
ия,
обмениваютс
я мнениями,
участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем,
распределяют
обязанности,
проявляют
способность к
взаимодейств
ию.
адекватно
используют
речевые
средства для
эффективного
решения
разнообразны
х
коммуникати
вных задач.
учитывают
ориентиры,
данные
учителем, при
освоении
нового
учебного
материала.
Сравнивают
разные точки
зрения,
оценивают
собственную
учебную
деятельность,
сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности.
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей,
планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной и
письменной
речью,
монологическо
й контекстной
речью
усвоение
гуманистическ
их,
демократическ
их и
традиционных
ценностей
многонационал
ьного
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственност
и и долга перед
Родиной
Анализ и
интерпретаци
я текста,
выполнение
познавательн
ых заданий
Решение
задач, анализ
и
интерпретаци
я текста
4546
4748
Административ
ные
правоотношени
я
Уголовноправовые
отношения
2
2
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и,
дидактичес
кий
материал
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и,
дидактичес
кий
материал
Устный
опрос,
индивидуа
льные
письменны
е задания
по
карточкам
Устный
опрос,
индивидуа
льные
письменны
е задания
по
карточкам
Определять сферу
общественных
отношений.
регулируемых
административным
правом.
Характеризовать
субъектов
административных
правоотношений.
Указывать основные
признаки
административного
правонарушения.
Характеризовать
значение
административных
наказаний
умение
создавать,
применять и
преобразовы
вать знаки и
символы,
модели и
схемы для
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
адекватно
используют
речевые
средства для
эффективного
решения
разнообразны
х
коммуникати
вных задач.
Характеризовать
особенности
уголовного права и
уголовно-правовых
отношений. Указывать объекты
уголовно-правовых
отношений.
Перечислять
важнейшие признаки
преступления.
Отличать
необходимую
оборону от самосуда.
Характеризовать
специфику уголовной
ответственности
несовершеннолетних
умение
создавать,
применять и
преобразовы
вать знаки и
символы,
модели и
схемы для
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
адекватно
используют
речевые
средства для
эффективного
решения
разнообразны
х
коммуникати
вных задач.
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей,
планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной и
письменной
речью,
монологическо
й контекстной
речью
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей,
планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной и
письменной
речью,
монологическо
й контекстной
речью
усвоение
гуманистическ
их,
демократическ
их и
традиционных
ценностей
многонационал
ьного
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственност
и и долга перед
Родиной
усвоение
гуманистическ
их,
демократическ
их и
традиционных
ценностей
многонационал
ьного
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственност
и и долга перед
Родиной
Решение
задач, анализ
и
интерпретаци
я текста
анализ
статистически
х данных,
решение задач
49
50
Повторитель
ное
обобщение по
теме:
«Основы
российского
законодатель
ства»
Правовое
регулирование
отношений в
сфере
образования.
1
1
Карточкизадания,
презентаци
я
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и,
дидактичес
кий
материал
Устный
опрос,
индивидуа
льные
письменны
е задания
по
карточкам
Фронтальн
ый опрос
Систематизировать
наиболее часто
задаваемые вопросы.
Устанавливать
причины
актуальности тех или
иных вопросов для
школьников.
Уметь объяснять
явления и процессы
социальной
действительности с
опорой на изученные
понятия.
Уметь выполнять
познавательные и
практические
задания, в том числе
с использованием
проектной
деятельности
Объяснять смысл
понятия «право на
образование».
Различать право на
образование
применительно к
основной и полной
средней школе.
Объяснять
взаимосвязь права на
образование и
обязанности
получить
образование
овладевают
целостными
представлени
ями о
качествах
личности
человека,
привлекают
информацию,
полученную
ранее, для
решения
проблемной
задачи.
планируют
цели и
способы
взаимодейств
ия,
обмениваютс
я мнениями,
участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем,
распределяют
обязанности,
проявляют
способность к
взаимодейств
ию.
учитывают
ориентиры,
данные
учителем, при
освоении
нового
учебного
материала.
Сравнивают
разные точки
зрения,
оценивают
собственную
учебную
деятельность,
сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности.
умение
создавать,
применять и
преобразовы
вать знаки и
символы,
модели и
схемы для
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
умение
самостоятел
ьно
планировать
пути
достижения
целей, в том
числе
альтернатив
ные,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективны
е способы
решения
учебных и
познаватель
ных задач;
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей,
планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной и
письменной
речью,
монологическо
й контекстной
речью
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующ
его
современному
уровню
развития науки
и
общественной
практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие
современного
мира;
решение
проблемных
заданий,
анализ и
интерпретаци
я текста
выполнение
познавательн
ых заданий
51
52
Международно
-правовая
защита жертв
вооруженных
конфликтов.
Итоговая
работа
Повторени
е (16 час.)
1
1
Учебник,
наглядноиллюстрати
вные
материалы
презентаци
и
Контрольноизмерительн
ые
материалы
Тестовая
работа
Тестирова
ние
Объяснять сущность
гуманитарного права.
Характеризовать
основные нормы,
направленные на
защиту раненых,
военнопленных,
мирного населения.
Указывать методы и
средства ведения
войны, которые
запрещены.
Объяснять значение
международного
гуманитарного права.
Раскрывать смысл
понятия «военное
преступление»
умение
создавать,
применять и
преобразовы
вать знаки и
символы,
модели и
схемы для
решения
учебных и
познаватель
ных задач
адекватно
используют
речевые
средства для
эффективного
решения
разнообразны
х
коммуникати
вных задач.
умение
осознанно
использовать
речевые
средства в
соответствии с
задачей
коммуникации
для выражения
своих чувств,
мыслей и
потребностей,
планирования и
регуляции
своей
деятельности;
владение
устной и
письменной
речью,
монологическо
й контекстной
речью
усвоение
гуманистическ
их,
демократическ
их и
традиционных
ценностей
многонационал
ьного
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственност
и и долга перед
Родиной
Решать тестовые
задания в форме
ОГЭ
ставят и
формулируют
цели и
проблему
урока;
осознанно и
произвольно
строят
сообщения в
устной и
письменной
форме, в том
числе
творческого и
исследовател
ьского
характера.
адекватно
используют
речевые
средства для
эффективного
решения
разнообразны
х
коммуникати
вных задач.
планируют
свои действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей и
условиями её
реализации, в
том числе во
внутреннем
плане
Выражают
адекватное
понимание
причин
успешности/н
еуспешности
учебной
деятельности,
устойчивую
учебнопознавательную
мотивацию
учения
анализ
статистически
х данных,
диспут
(работа в
группах)
Решение
тестовых
заданий
5368
Повторитель
ное
обобщение по
теме:
«Политика,
государство,
право»
16
Карточкизадания,
презентация
Устный
опрос,
индивидуа
льные
письменны
е задания
по
карточкам
Находить нужную
социальную
информацию,
адекпатно её
воспринимать,
применяя основные
обществоведческие
термины и понятия,
преобразовывать в
соответствии с
решаемой задачей.
Анализировать
реальные социальные
ситуации.
Выбирать
адекватные способы
деятельности.
овладевают
целостными
представлени
ями о
качествах
личности
человека,
привлекают
информацию,
полученную
ранее, для
решения
проблемной
задачи.
планируют
цели и
способы
взаимодейств
ия,
обмениваютс
я мнениями,
участвуют в
коллективном
обсуждении
проблем,
распределяют
обязанности,
проявляют
способность к
взаимодейств
ию.
учитывают
ориентиры,
данные
учителем, при
освоении
нового
учебного
материала.
Сравнивают
разные точки
зрения,
оценивают
собственную
учебную
деятельность,
сохраняют
мотивацию к
учебной
деятельности.
Решение
тестовых
заданий
График контрольных работ на 2022 – 2023 уч. год
Четверть
1
I
Политика
Тестирование
24.10
2
II
Гражданин и государство
Тестирование
23.12
3
IV
Итоговая работа
Тестирование
Тема
Форма
проведения
Дата
№
п/п
план
факт
Приложение 1
Система оценки планируемых результатов
Для оценивания индивидуальных достижений обучающихся
настоящей программой
предусмотрены письменные и устные формы контроля; запланированы текущий, тематический и
промежуточный виды контроля.
Показатели уровня успешности обучающихся
выражаются в оценках
(отлично «5»/хорошо «4»/удовлетворительно «3»/неудовлетворительно «2»)
Критерии оценивания
Критерии оценки устного ответа на уроке
Критерии
оценивания
1. Организация
ответа
(введение,
основная часть,
заключение)
2. Умение
анализировать и
делать выводы
3. Иллюстрация
своих мыслей
4. Научная
корректность
(точность в
использовании
фактического
материала)
5.Работа с
ключевыми
понятиями
5 (отл.)
4 (хор.)
3 (уд.)
2 (неуд.)
Удачное исполнение правильной структуры Исполнение структуры ответа, но не Отсутствие некоторых элементов
ответа (введение – основная часть –
всегда удачное; определение темы; в ответа; неудачное определение темы
заключение); определение темы; ораторское ходе изложения встречаются паузы, или ее определение после наводящих
неудачно построенные
вопросов; сбивчивый рассказ,
искусство (умение говорить)
предложения, повторы слов
незаконченные предложения и фразы,
постоянная необходимость в помощи
учителя
Неумение сформулировать вводную
часть и выводы; не может определить
даже с помощью учителя, рассказ
распадается на отдельные фрагменты
или фразы
Выводы опираются на основные факты и
Некоторые важные факты
являются обоснованными; грамотное
упускаются, но выводы правильны;
сопоставление фактов, понимание ключевой не всегда факты сопоставляются и
проблемы и ее элементов; способность
часть не относится к проблеме;
задавать разъясняющие вопросы;
ключевая проблема выделяется, но
не всегда понимается глубоко; не
понимание противоречий между идеями
все вопросы удачны; не все
противоречия выделяются
Большинство важных фактов
отсутствует, выводы не делаются;
факты не соответствуют
рассматриваемой проблеме, нет их
сопоставления; неумение выделить
ключевую проблему (даже ошибочно);
неумение задать вопрос даже с
помощью учителя; нет понимания
противоречий
Теоретические положения подкрепляются
соответствующими фактами
Упускаются важные факты и многие
выводы неправильны; факты
сопоставляются редко, многие из них не
относятся к проблеме; ошибки в
выделении ключевой проблемы;
вопросы неудачны или задаются только
с помощью учителя; противоречия не
выделяются
Теоретические положения не всегда Теоретические положения и их
подкрепляются соответствующими фактическое подкрепление не
фактами
соответствуют друг другу
Отсутствуют фактические ошибки; детали Встречаются ошибки в деталях или Ошибки в ряде ключевых фактов и
подразделяются на значительные и
некоторых фактах; детали не всегда почти во всех деталях; детали
незначительные, идентифицируются как
анализируется; факты отделяются от приводятся, но не анализируются;
правдоподобные, вымышленные, спорные, мнений
факты не всегда отделяются от мнений,
сомнительные; факты отделяются от мнений
но учащийся понимает разницу между
ними
Выделяются все понятия и определяются
наиболее важные; четко и полно
определяются, правильное и понятное
описание
Выделяются важные понятия, но
некоторые другие упускаются;
определяются четко, но не всегда
полно; правильное и доступное
описание
Смешивается теоретический и
фактический материал, между ними
нет соответствия
Незнание фактов и деталей, неумение
анализировать детали, даже если они
подсказываются учителем; факты и
мнения смешиваются и нет понимания
их разницы
Нет разделения на важные и
Неумение выделить понятия, нет
второстепенные понятия; определяются, определений понятий; не могут
но не всегда четко и правильно;
описать или не понимают
описываются часто неправильно или
собственного описания
непонятно
Критерии оценивания письменной работы (тестов, учебных заданий)
В рамках выполнения любой письменной работы по обществознанию (тесты, учебные задачи)
отрабатываются и проверяются следующие умения обучающихся:
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие
типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;
ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в
различных сферах;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и
различия;
анализировать и обрабатывать статистическую информацию и данные социологических опросов;
извлекать из текста нужную информацию, преобразовывать ее, критически оценивать.
Каждое письменное задание имеет свои индивидуальные критерии оценивания в баллах.
Количество первичных баллов за письменную работу определяется путем суммирования полученных
баллов за каждое задание. Полученные первичные баллы пересчитываются в процент выполнения
работы (максимальное количество баллов, которые можно получить за работу считаются за 100%)
Отметка выставляется по шкале пересчета процента выполнения в отметку по пятибалльной шкале.
0%—36 % — отметка «2»
37%—62% — отметка «3»
63%—85% — отметка «4»
86%—100 % — отметка «5»
Критерии оценки творческих работ:
Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является
основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать
дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку
учащегося.
Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и
оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С
помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства,
предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых
норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта
охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям: - соответствие работы ученика теме
и основной мысли; - полнота раскрытия тема; - правильность фактического материала; - последовательность
изложения. При оценке речевого оформления учитываются: - разнообразие словарного и грамматического строя
речи; - стилевое единство и выразительность речи; - число языковых ошибок и стилистических недочетов. При
оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие
общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в
работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата
дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка "5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки
отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью
словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала.
Отметка "4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные
отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения
последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы.
Отметка "3” ставиться, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в
главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не
аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления.
Отметка "2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена
последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует
плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству
оформления работы.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее
композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на
повышение оценки.
Критерии оценивания
исследовательских и информационно-творческих проектов,
представленных в форме презентации
Отметка «3»
Представление информации
1. Содержание.
содержание работы лишь частично соответствует теме проекта;
в работе допущены существенные фактические ошибки;
не
использованы
дополнительные
материалы,
Интернет-ресурсы,
материалы
первоисточников.
2. Объем информации на слайдах
слайды перегружены лишней информацией и длинным текстом либо слайды недостаточно
информативны.
Оформление слайдов
слайды не иллюстрированы;
размер шрифта подобран неудачно, трудно читаем с дальнего расстояния
Защита презентации
непоследовательное, неуверенное, несвязное, со значительными ошибками изложение
материала:
отсутствует знание и понимание изложенного в презентации материала
Отметка «4»
Представление информации
1.Содержание.
содержание работы соответствует теме проекта;
в работе допущены незначительные фактические ошибки;
в недостаточной степени использованы дополнительные материалы, Интернет-ресурсы,
материалы первоисточников.
2. Объем информации на слайдах
слайды перегружены лишней информацией и длинным текстом либо слайды недостаточно
информативны.
Оформление слайдов
слайды иллюстрированы, но размер шрифта подобран неудачно, трудно читаем с дальнего
расстояния
Защита презентации
при ответе присутствуют попытки дословно читать текст слайдов;
затруднительные ответы на дополнительные вопросы учителя;
недостаточно глубокое и полное знание и понимание излагаемого материала презентации.
Отметка «5»
Представление информации
1. Содержание
содержание работы полностью соответствует теме проекта;
фактические ошибки отсутствуют;
использованы дополнительные материалы, Интернет-ресурсы, материалы первоисточников.
2. Объем информации на слайдах
слайды не перегружены лишней информацией и длинным текстом.
Оформление слайдов
слайды иллюстрированы;
размер шрифта подобран таким образом, чтобы хорошо читался с экрана на расстоянии.
Защита презентации
последовательное, четкое, связное, обоснованное и безошибочное изложение материала;
при ответе не повторяется дословно текст слайдов;
изложение материала литературным языком; правильные и обстоятельные ответы на
дополнительные вопросы учителя;
глубокое, полное знание и понимание излагаемого материала презентации.
Критерии оценивания исследовательских проектов
Индивидуальный исследовательский проект оценивается по следующим критериям:
1. Способность
к
самостоятельному
приобретению
знаний
и
решению
проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая
поиск и обработку информации, самостоятельную формулировку выводов.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные
возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных
ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и
оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы.
При этом в соответствии с принятой системой оценки выделяется два уровня сформированности
навыков проектной деятельности: базовый и повышенный. Главное отличие выделенных уровней
состоит в степени самостоятельности обучающегося в ходе выполнения проекта.
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Самостоятельное Работа в целом свидетельствует о способности
приобретение
самостоятельно с опорой на помощь руководителя
знаний и
ставить проблему и находить пути её решения;
решение
продемонстрирована способность приобретать
проблем
новые знания и/или осваивать новые способы
действий, достигать более глубокого понимания
изученного
Знание предмета Продемонстрировано понимание содержания
выполненной работы. В работе и в ответах на
вопросы по содержанию работы отсутствуют
грубые ошибки
Регулятивные
Продемонстрированы навыки определения темы и
действия
планирования работы.
Повышенный
Работа в целом свидетельствует о способности
самостоятельно ставить проблему и находить пути её
решения; продемонстрировано свободное владение
логическими операциями, навыками критического
мышления, умение самостоятельно мыслить;
продемонстрирована способность на этой основе
приобретать новые знания и/или осваивать новые
способы действий, достигать более глубокого
понимания проблемы
Продемонстрировано свободное владение предметом
проектной деятельности. Ошибки отсутствуют.
Работа тщательно спланирована и последовательно
реализована, своевременно пройдены все
необходимые этапы обсуждения и представления.
Работа доведена до конца и представлена комиссии.
Контроль и коррекция осуществлялись
Некоторые этапы выполнялись под контролем и при самостоятельно
поддержке руководителя. При этом проявляются
отдельные элементы самооценки и самоконтроля
обучающегося
Коммуникация
Продемонстрированы навыки оформления
Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение
проектной работы и пояснительной записки, а также хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно,
подготовки простой презентации. Автор отвечает на логично, последовательно, аргументированно.
вопросы.
Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно
отвечает на вопросы.
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Учебники и учебные пособия
«Обществознание». 9 класс, учебник для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов и др. М.: «Просвещение», 2020 г.
Печатные пособия
Поурочные разработки:
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 9 класс. – М.: ВАКО, 2018. – 256 с.
Справочники:
Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА / П. А. Баранов. – Москва: Астрель,
2016. – 286 с.
Обществознание: универсальный справочник / О.В.Кишенкова, Н.Н. Семке. – М.: Эксмо, 2010. –
496 с.
Обществознание в схемах и таблицах / А.В. Махоткин, Н.В.Махоткина. – М.: Эксмо, 2006 –
352 с.
Обществознание. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах: обществознание – СПб.:
Тригон, 2007
Словарь по обществознанию / под. ред. Петрунина Ю.Ю. –М, 2006
Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА и ЕГЭ. 8 – 11 классы: учебно-методическое
пособие / В.Г. Зарубин и др; под ред. В.Г.Зарубина. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 464 с.
Обществознание в таблицах: 10 - 11-й кл.: справ. материалы / П.А.Баранов. – М.: Астрель:
Полиграфиздат, 2012. 187 с.
Синова И.В. Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9-11 классы. –
СПб: Издательский дом «Литера», 2010. = 256 с.
Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразоват.
организаций /Л.Н.Боголюбов и др.- М.: Просвещение, 2013. – 158 с.
Обществознание. Понятия и термины: справочник/авт.-сост. М.Ю.Брандт -.М.:Издательство
«Экзамен», 2014
Экранно-звуковые пособия
1) Государственная символика России
2) Мир демократии: путешествие во времени
3) Обществознание: уроки, практикум, справочные материалы.
4) Презентации к урокам
Технические средства обучения
Ноутбук
Цифровой проектор
Цифровые колонки
Цифровые образовательные ресурсы
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»
http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/index.htm
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию http://soc.rusolymp.ru
Обществознание в школе. Сайт учителя обществознания В.П. Данилова http://danur-w .
narod.ru
Учебное пособие по обществознанию Г. Трубникова http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm
Законодательство России http://www labex.ru
Мир и Россия http://wnr.economicus.ru
Мир психологии http://psychology.net.ru
Молодежные движения и субкультуры http://subculture.narod.ru
Научно-аналитический журнал «Информационное общество»
http://www.infosoc.iis.ru
Научно-образовательная социальная сеть http://socionet.ru
Научно-образовательный портал «Наука и образование» http://originweb.info
Независимая организация «В поддержку гражданского общества» http://www.nogo.ru
Общественно-политический журнал Федерального собрания «Российская Федерация
сегодня» http://www.russia-today.ru
Права и дети в Интернете http://school-sector.relarn.ru/prava/index.html
Проект «Дух демократии» http://www.unb.ca/democracy
Социология http://socio.rin.ru
Толерантность: декларация принципов http://www.tolerance.ru/
Философская антропология http://anthropology.ru
Фонд «Общественное мнение» http://www.fom.ru
Электронный журнал «Вопросы психологии» http://www.voppsy.ru
Академия «Гражданское общество» http://www.academy-go.ru
Библиотека литературы по психологии http://www.psyhology-online.ru
Библиотека философии и религии http://filosofia.ru
Гражданское общество — детям России http://www detirossii.ru
Демонстрационные пособия
Таблицы
1) Конституционные права и свободы граждан РФ
2) Социализация человека
3) Человек, природа, общество
4) Социальный прогресс
5) Социализация человека
6) Экономика
7) Социальная сфера
8) Политика и право
9) Духовная культура